Томас Манн за годы своей творческой активности написал кроме художественной прозы множество эссе на самые разнообразные темы. Но статей, посвященных поэзии в его творческом наследии нет. Однако этот литературный жанр его волновал. Вероятно из-за того, что сам он был неспособен создавать поэтические шедевры. Нас всегда волнует и интересует то, к чему мы неспособны. Поэтому его размышления о поэтическом творчестве рассыпаны по другим произведениям.
Отношение Томаса Манна к поэзии было нелицеприятным. Признанный мастер прозы, он относился к другим вербальным видам искусства более чем прохладно. Подтверждением этого являются следующие его высказывания. В книге "Рассуждения аполитичного" он пишет: "Поэзия - вовсе не литература, она - нечетко проартикулированный дух...". Такое его отношение к поэзии понятно. Если в прозе автор получает возможность в наиболее полной форме донести мысль до читателя, то в поэзии в ход идут различные средства, позволяющие усилить образность языка: метафора, метонимия, эпитет и др. Одновременно при этом происходит маскировка смысла, что позволило Томасу Манну охарактеризовать поэзию как "нечетко проартикулированный дух".
Вместе с тем в статье "Русская антология" Томас Манн подчеркивает эмоциональный характер поэзии: "Ведь поэт не тот, кто что-то выдумывает, а тот, кто принимает вещи близко к сердцу". А излишняя эмоциональность порой затмевает смысл, суть того, что хочет сказать автор. С другой стороны, эмоциональность произведения находит кратчайший путь к сердцу читателя.
Перечисленные особенности придают поэзии своеобразие и делают ее непохожей ни на один из видов искусства.
* * *
Томас Манн в эссе "Гёте как представитель бюргерской эпохи" пишет: "Для натур экстатических, для одержимых поэзией у него (Гёте) всегда наготове ушат холодной воды. Однажды, к великому изумлению собеседника, он заметил, что стихотворение само по себе ничего не стоит. "Каждое стихотворение - поцелуй, который мы дарим миру. Но от одних поцелуев дети не рождаются". После чего умолк и не пожелал продолжать разговор". При этом вполне закономерно возникает вопрос: отчего же "рождаются дети"? В жизни ответ на этот вопрос неясен только ребенку. Но в сфере искусства, литературы, поэзии ответ не так однозначен. В вышеприведенном отрывке Гёте не пожелал продолжать разговор. Поэтому можно только догадываться об его возможном ответе. По-видимому, в сфере поэзии "дети рождаются" от стихотворных циклов, сборников, а может и от всей жизни поэта (при этом мы невольно допустили пересечение искусства с жизнью). А возможно, "дети рождаются" вовсе не от поэзии, а от прозы. Я думаю, Томас Манн согласился бы с таким вариантом ответа. Гете по своему мироощущению был близок Томасу Манну. На многие вещи, в том числе и на поэзию, их взгляды совпадали.
* * *
В романе "Королевское высочество" Томас Манн словами поэта Акселя Мартини говорит о поэзии следующее: "Я смолоду чувствовал себя абсолютно непригодным ко всякой иной деятельности. Мне кажется, именно такая несомненная и безусловная непригодность ко всему другому и есть признак и верный показатель поэтического дарования. Больше того: мне кажется, что занятие поэзией следует рассматривать не как призвание, а как доказательство вышеупомянутой непригодности, как единственно возможное прибежище". Отсюда вытекает совет: если ты чувствуешь свою непригодность абсолютно ко всему - иди в поэзию, пиши стихи. Это единственная область человеческой деятельности, которая тебя не отторгнет, а примет в свои ряды и приголубит.