Семевский Федор Николаевич : другие произведения.

Феминизм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История феминизма

Феминизм

 

Семевский Ф.Н.

2014

 

Я научила женщин говорить...
Но, Боже, как их замолчать заставить!

А. Ахматова

XVIII в. Детство

Феминизм возник на западе Европы в конце XVIII в. на основе атеизма, а также идей философов Локка и Руссо. Феминистская идеология распространилась в христианском мире. В начале она обосновывалась путем таких плохо определённых понятий как свобода, справедливость, естественные права. Большие надежды возлагались на человеческий разум.

Олимпия де Гуж (настоящее имя Мари Обри, 1748-1793 гг.) писала во время первой французской революции. Ее неудачно выдали замуж. Муж ей не нравился, он не был ни богат, ни знатен. Она имела от него одного ребенка. Вскоре муж умер, она стала куртизанкой в Париже и продвинулась в высшее общество. Подверглась смертной казни.

Де Гуж утверждала: "1) Свобода и справедливость заключаются в возвращении всего, что незаконно присвоено другими. 2) Единственным ограничением для реализации естественных прав женщин является постоянная тирания со стороны мужчин. 3) Эта тирания должна быть упразднена, как того требуют законы природы и человеческого разума".

Де Гуж требовала для женщин равенства с мужчинами перед законом и одинаковый доступ к государственным постам, почестям, общественной деятельности согласно их способностям и на основании их талантов и добродетелей. Первое вряд ли разумно. Например, запрет использования женщин на тяжелых в физическом отношении работах не лишён оснований. О втором требовании я судить не берусь. Государствами, как показывает история, управляют с приблизительно равным успехом или не успехом как женщины, так и мужчины[1]. Есть основание предполагать, по опыту Китая, что лучше всего это получается у кастратов[2].

Де Гуж считала, что любая женщина, не обращая внимание на варварские предрассудки, может открыто заявить: "Я мать твоего ребенка"[3].

Она призывала к установлению права на свободную любовь и на развод, к отмене церковного брака и замене его гражданским контрактом, к признанию прав незаконнорожденных детей.

Автор позволяет себе заметить, что первая феминистка выражает чаянья не народа в целом и даже не средней женщины (вероятно, в то время ориентированной на создание семьи и деторождение), а узкой группы хорошо образованных, энергичных, талантливых женщин, ориентированных на достижение богатства и почестей. При этом интересы социальной группы детей полностью игнорируются. Также игнорируются и интересы народа в целом.

Де Гуж претендует не на равноценность с мужчинами, а на равенство, что очевидно абсурдно.

Такая позиция характерна и для современных феминисток.

Олимпия де Гуж прославилась изречением: "Женщина может взойти на эшафот, следовательно, она может взойти и на трибуну" Заметим, что конструкция не отвечает требованиям логики. Ответственность перед законом не право, а скорее обязанность в случае вменяемости отвечать за свои поступки. Вменяемость - необходимое, но не достаточное условие успешной политической деятельности.

Что касается претензий на участие в государственном управлении, то

её современница Мэ́ри Уо́лстонкрафт (1759-1797) происходила из богатой, но разорившейся семьи. Отец часто бил жену. Своя семейная жизнь также не сложилась. Двух детей Мери все-таки родила. Романов было порядочно.

Уо́лстонкрафт утверждает, что женщины не являются существами, стоящими на более низкой ступени развития по отношению к мужчинам, но кажутся такими из-за недостаточного образования.

Образования для женщин она требовала в первую очередь. В государственном плане по образованию она предлагает: по достижении девятилетнего возраста детей из бедных семей, за исключением показывающих блестящие успехи, отделять от богатых и учить их в других школах. Хотя в ее произведениях часто упоминается Бог, в частных разговорах проявлялись атеистические воззрения.

Сейчас хорошо образованных женщин достаточно много как у нас, так и в западной части Европы. Хорошо это или плохо? В какой то мере об этом можно судить по успехам женщин в науке.

В 2005/2006 г. женщины имеют 62% низших степеней высшего образования, среди бакалавров женщин 58%, магистров - 60%, докторов - 50%.

Среди 749 член-корреспондентов РАН в 2008 г. 343 женщины. Из 506 действительных членов всего две женщины (Зонова, 2013).

С момента учреждения Нобелевской премии в 1901 г. и до 1998 г. ее лауреатами стали десять женщин (всего с 1901 по 1998 г. Нобелевскую премию получили 449 ученых).

Последнее явление можно объяснять наследием патриархата или неспособностью женщин создавать науку. Однако осуществление чаяний феминисток неоспоримо.

Сейчас в Германии 62% женщин-ученых бездетно. В Австрии половина женщин-ученых остается бездетными (Buber, Berghammer a. Prskawetz, 2011).

На мужчин научная карьера действует менее пагубно. У ученых мужчин рождаемость в полтора раза больше, чем у ученых женщин (Винокуров, 1999).

Может быть, женщины дают зато больше научной продукции?

Научную продукцию ученых измеряют (очень несовершенно) количеством статей, публикуемых в год. Количество статей, опубликованных за год, у мужчин на 20% выше, чем у женщин. Научная продуктивность мужчин, имеющих детей до 6 лет, почти в 2,4 раза больше, чем у женщин с детьми того же возраста (Kyvik a. Teigen, 1996).

Уо́лстонкрафт права, когда утверждает, что женщины и мужчины стоят на одинаковой ступени развития. Отсюда никак не следует, что мужчинам и женщинам следует получать одинаковое образование. С биологической и государственной точки зрения это вряд ли целесообразно.

Тест IQ построен так, чтобы обеспечить равные средние показатели у мужчин и женщин. Известно, что у женщин наблюдается значительно меньшая вариабельность по показателям IQ, чем у мужчин. Т.е. большее число мужчин имеют исключительно высокие и исключительно низкие показатели IQ, чем женщины (Fisher, 1988). Для развития науки, естественно, нужны только люди с необычно высоким интеллектом. Посредственности, вероятно, тормозят ее развитие.

Сейчас известно, что девочки превосходят мальчиков по скорости приобретения качеств, совокупность которых называют умом (интеллектом). Известно, что мужчины превосходят женщин в изобретательности (креативности), а женщины - грамотнее.

Мне лично кажется, что женщины, конечно, имеют право на образование и государству следует обеспечивать возможность его получать, но для народа полезнее, если женское образование будет отличаться от мужского.

 

Винокуров Н.А. 1999. Женщины и мужчины в науке. Социологические исследования, Љ 4, с. 82-86.

Зонова Т. 2013. Гендерный фактор в политике и дипломатии. Источник: http://www.intertrends.ru/current_issue.htm

Buber I, Berghammer C., and Prskawetz A.. 2011. Doing Science, Forgoing Childbearing? Evidence from a Sample of Female Scientists in Austria. Vienna Institute of Demography Austrian Academy of Sciences, Working Papers.

Fisher, H. E (1992). Anatomy of love: The natural history of monogamy, adultery, and divorce. New York: W. W. Norton. 432 рр.

Kyvik S., Teigen M. 1996. Child care, research collaboration, and gender differences in scientific productivity. Science, technology and human values, v. 21, Љ 1, pp. 54-71.

 

XIX в. Юность

Пожалуй, наиболее известной феминисткой XIX в., да и вообще всего периода развития феминизма, была Жорж Санд (настоящее имя Аврора Дюпен, 1804-1876 гг.).

Она родилась в довольно богатой дворянской легкомысленной семье. Отец умер, когда дочери было года четыре. Мать оставила дочь бабушке, бабушка отдала ее в монастырскую школу. В 18 лет Аврора вышла замуж по любви. Через год родила сына, через пять лет дочь, но уже от любовника. Всего у неё было трое детей. Собственные брачные союзы не нормальные. Через три года Санд оставила детей, уехала в Париж к новому любовнику и занялась литературной деятельностью. Предпочитала любовников моложе себя. Среди них Мюссе и Шопен. Обладала значительным литературным талантом. О ней положительно отзывался Тургенев, менее положительно, но с уважением Золя. Писала она в духе романтизма. Была весьма плодовита (по собственному признанию могла писать по 20 страниц в день).

Белинский считал, что именно женщина "вдохновляет поэтическую фантазию Жорж Санд", и называл французскую писательницу "адвокатом женщины".

Любила не понятых, но богато одаренных блистательных героинь. Женским вопросом занималось наряду с социализмом. Выступала за пересоздание Мира, за свободную любовь.

Её роль в феминистском движении кажется мне крайне значительной. Смысл взаимоотношений между мужчиной и женщиной Санд видела в любви, а никак не в продолжении рода и удачно убеждала читателей в своей правоте художественными средствами, вызывающим поведением и не пыталась обосновать свою точку зрения фактами и логикой.

Санд писала: "Наша жизнь состоит из любви, и не любить - значит не жить".

Эммелин Панкхёрст (1858-1928 гг.) родилась в крепкой буржуазной семье, увлекавшейся политикой. У неё было десять братьев и сестер. Эммелин начала читать в возрасте трех лет, но хорошего образования не получила. Ее родители готовили ее к роли жены и матери. Однако уже в 14 лет сформировались ее суфражистские взгляды. В 21 год вышла замуж за 44-летнего Панкхёрста и родила ему пятерых детей. Муж вместе с Эммели принял участие в организации лиги, ставившей целью участие в выборах женщин наравне с мужчинами.

В 1889 г. оформилось радикальное крыло борьбы за избирательные права женщин, в котором Панхёрсты играли заметную роль. Кроме суфражизма, продвигала идеи гендерного равенства в брачно-семейных отношениях - в частности, в вопросах развода и наследования.

В 1898 г. муж умер. Эммели пришлось самостоятельно зарабатывать на жизнь, с чем она успешно справилась.

Законопроекты, представлявшие женщинам право голоса, были отклонены парламентом в 1870, 1886 и в 1897 гг. Это заставило Панкхёрст организовать женский социально-политический союз.

"Поступки, а не слова,- вот что должно быть нашим постоянным девизом", - писала Панкхёрст. Поступки начались после очередного отклонения законопроекта об участии женщин в выборах. Это были противоправные действия, направленные на привлечение внимания общества к проблеме. Феминистки плевали в лицо полицейским, били их по лицу, бросали камни в окна, писали на стенах палаты общин свои лозунги, добивались заключения и устраивали в тюрьме голодовки, устраивали поджоги, портили поля для гольфа, портили картины в музее.

С началом Первой мировой войны Панкхёрст прервала компанию и призвала женщин идти на производство, чтобы поддержать военные усилия государства. Удочерила четырёх незаконно рожденных девочек. В 1918 г. был отменён имущественный избирательный ценз для мужчин и предоставлено право голоса женщинам старше 30 лет, с некоторыми дополнительными ограничениями. Панкхёрст с дочерью создали женскую партию. Партия ратовала за принципы равенства в брачно-семейных отношениях, сфере занятости и оплате труда мужчин и женщин.

Партия жёстко выступала против любых уступок и компромиссов в пользу побеждённой Германии; требовала устранения из состава правительства всех, кто имел родственные связи с немцами или исповедовал пацифистские настроения.

Панкхёрст была потрясающе энергичным политическим агитатором и не интересовалась теорией.

Мне лично кажется, что в рамках демократии предоставление женщинам права участия в выборах логично, хотя есть основание предполагать, что женщины легче поддаются пропаганде, чем мужчины. Мне также кажется, что было бы полезно дать право родителям голосовать за своих детей. Можно предполагать, что у женщин и мужчин с детьми горизонт оптимизации существенно шире, чем у холостых людей.

Я бы считал логичным лишить права голоса, независимо от пола, лиц, находящихся под следствием, лиц, имеющих судимость, лиц, имеющих двойное гражданство, наркоманов, пьяниц и т.д. Вообще же мне кажется этот вопрос не важным, но это мое дилетантское мнение, хотя и опирающееся на исследование Вебера (1990). Управляют нами плохо. Это можно доказать. Представляется, что здесь непочатое поле деятельности.

Внимательного рассмотрения заслуживает смена ценностей, четко выраженная Санд.

При взгляде со стороны очевидно, что фундаментальный смысл полового влечения заключается в продолжении рода, с индивидуальной эгоистической точки зрения решающее значение имеет польза и удовольствие, извлекаемое из отношений между мужчиной и женщиной.

Сейчас социологи различают любовь и влюбленность.

Влюбленность - это сильная, почти бредовая предвзятость, которая искажает восприятие влюбленным лицом своей избранницы или избранника. Эта предвзятость как бы увеличивает выраженность и важность положительных качеств объекта влюбленности, одновременно сводя к минимуму отрицательные черты, относя их к нейтральным или даже положительным (Палмер, и Палмер, 2007).

Мне кажется, что влюбленность между мужчиной и женщиной возникает почти автоматически на подсознательном уровне при близком контакте в подходящих условиях Если есть выбор, то отчасти на подсознательном, отчасти на сознательном уровне отдается предпочтение лицу, в наибольшей степени обещающему появление жизнеспособного потомства и личного благополучия. Подробно вопросы выбора я рассматривал ранее в сводке - (Семевский, 2010).

Мужчины и женщины ценят друг в друге одинаковые качества, но различаются по весу, который придают этим качествам. Например, мужчины значительно больше ценят физическую привлекательность, а женщины доход.

В большинстве случаев чувство влюбленности угасает в течение от нескольких месяцев до нескольких лет, редко продолжаясь больше двух-трех лет. Даже взаимная влюбленность редко живет дольше двух-четырех лет. Феминистки, как правило, знают только влюбленность и называют ее любовью.

Любовь - это менее интенсивный, но более длительный тип связи. В отличие от влюбленности, он не похож на одержимость или помешательство. Для него характерно глубокое чувство верности и привязанности, склонность видеть спутника (спутницу) жизни скорее в положительном (чем в отрицательном) свете, сильная зависимость от его (ее) привязанности и ревность.

Долговременные союзы двух людей - это принципиально отличное от влюбленности явление, гарантирующее стабильность и продолжительный позитивный воспитательный эффект на потомство (Палмер, и Палмер, 2007).

 

Вебер М. 1990. Избранные произведения. М, "Прогресс" 655 с.

Палмер Д., Палмер Л. 2007. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens

Прайм-Еврознак, 384 с. Источник: www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/palmer/‎

Семевский Ф.Н. 2010. Введение в динамику численности популяций человека. Источник: http://samlib.ru/s/semewskij_fedor_nikolaewich/vvedenie_v_dinamiku_chislennosti_populiacii...

 

XX в. Зрелость

Наиболее известные феминистки, действовавшие в XX в., - американки, но их идейная вдохновительница - француженка.

Симона де Бовуар (1908-1986) родилась в богатой семье. Имела сестру. Когда Симоне было 10 лет семья разорилась; денег однако хватило на то, чтобы получить хорошее образование.

Собственная семья была в высшей степени не традиционной. Симона сошлась с Сартром, но их союз не ограничивал любовных связей на стороне. Обе стороны широко использовали свои возможности. В дальнейшем Сартра и де Бовуар связывал атеистический, или гуманистический экзистенциализм. Детей не имела.

В 1949 г. вышла толстая (832 с.!) книга "Второй пол". Глава первая посвящена биологии.

Автор приходит к заключениям: "разделение особей на самцов и самок является фактом ни из чего не выводимым и случайным", брак - извращенный институт, угнетающий как мужчин, так и женщин. М. Смит (1981), как известно, пришел к другим выводам. Половое размножение обеспечивает эволюцию и, возможно, эволюционно устойчиво. Для биологов мнение феминистки, мягко говоря, не убедительно.

Симона де Бовуар стремится рассеять любые сомнения в том, что изначально в женщине заложены те же потенции, те же способности к проявлению свободы воли, к трансцендентности и саморазвитию, что и в мужчине[4], обличает повседневные формы дискриминации женщин, призывает к "подлинному существованию", сейчас понимаемому как "самоосуществление".

Де Бовуар принадлежит высказывание - "Женщиной не рождаются, женщиной становятся".

Элизабет Бадинтер так писала о влиянии "Второго пола": "Симона де Бовуар освободила миллионы женщин от тысячелетнего патриархального рабства... Несколько поколений женщин откликнулось на ее призыв; поступайте как я и ничего не бойтесь. Завоевывайте мир, он - ваш". Взмахом волшебной палочки Симона де Бовуар рассеяла догму о естественности сексуального разделения труда. На нее ополчились консерваторы всех мастей. Но прошлого не вернуть. "Ничто не заставит нас вновь поверить в то, что семейный очаг - наше единственное назначение, домашнее хозяйство и материнство - непреложная, обязательная судьба. Все мы, сегодняшние феминистки, - ее духовные дочери. Она проложила нам дороги свободы".

В концепции де Бовуар пол - просто частная физиологическая черта, телесная "метка", которая не должна иметь принципиального значения в жизни женщины.

Маргарет Сэнгер (Sanger) (1879 - 1966) Мать - убежденная католичка, имела 11 детей. Отец социалист, атеист. Маргарет имела скромное образование, увлекалась сначала социализмом, но затем потеряла к нему интерес. Дважды была замужем и имела множество любовных связей. Собственные семьи, особенно вторая, были не вполне нормальными. Имела от первого брака троих детей. Первый муж был не бедным человеком, второй - миллионером.

Сэнгер считала брак "дегенеративным институтом". Считала, что женщины стали занимать равное положение в обществе с мужчинами. Они в состоянии сами принимать решение о рождении или нерождении детей. Женщинам необходимо реализовывать важнейшую психологическую потребность в удовлетворении сексуальных желаний, не опасаясь нежелательной беременности.

Сзнгер нашла свое истинное призвание в пропаганде абортов и противозачаточных средств. Она организовала подпольный абортарий, увлекалась евгеникой и расистскими идеями. Сэнгер была сторонницей планирования семьи любыми методами, что очень подробно описывается в её книге "Женщина и новая раса". Сэнгер писала: "Самое милосердное, что большая семья может сделать для своего младенца - это убить его". Она отмечает, что аборты более вредны для здоровья матери, чем контрацепция, но считает, что женщина должна принимать любые меры, чтобы ограничить количество своих детей ради своего стремления к свободе и ради защиты уже имеющихся детей. Прославилась как создатель мощной организации, занимающейся борьбой с деторождением, МАПС (Международной Асоциации Планирования Семьи).

Андреа Дворкин (1946-2005) - радикальная феминистка. Внешне непривлекательна. Родилась в США в благополучной еврейской семье. Отношения с матерью характеризуются как напряжённые. Имела младшего брата. В девять лет ее пытался изнасиловать взрослый мужчина.

Вышла замуж. Муж заявил: "Андреа и я живём вместе и любим друг друга, мы спутники жизни друг у друга, и при этом мы открытые гей и лесбиянка". Детей Дворкин не имела.

Прославилась борьбой с порнографией, которая поощряет мужчин эротизировать доминирование, унижение и жестокое обращение с женщинами.

Писала о мужском насилии и утверждала, что ее изнасиловали на 54 году жизни. Многие в этом сомневаются.

Бетти Фридан (1921-2006) выросла в состоятельной еврейской семье. Внешне непривлекательна.

В 1947 г. вышла замуж; уйдя с работы, родила троих детей; около десяти лет посвятила семье, но и в этот период печатала статьи в женских журналах, затем развелась. В 1963 г. вышла книга "Мистика женственности", поставившая под сомнение представление о благополучии женщин среднего класса в США, которые ограничили свой мир семьёй. В изложении Фридан, безмятежный пригородный коттедж представлял собой "концентрационный лагерь", где женщины, превращенные в вечных детей, "похоронены заживо". В 1969 г. развелась с мужем.

Муж писал, что она не интересовалась домашними делами и "пренебрегала своими обязанностями жены и матери", предоставив прислуге вести дом и семью.

Фридан утверждала, что, замыкаясь в семье, женщины искусственно приостанавливаются в своем духовном росте. Кроме того, общество теряет ценный человеческий потенциал. Она призывала женщин принять "новый жизненный план": сначала получить образование и начать карьеру, а затем создавать семью. Фридан боролась за право на аборт, права лесбиянок и т.п.

Элизабет Бадинтер (1944-) - профессор философии. Родительская семья нормальная, собственная тоже. Трое детей.

В центре философии Бадинтер находится равноправная женщина, которая самостоятельно распоряжается своей жизнью. Сюда относится и свобода распоряжаться своим телом, т.е. право на аборт и контрацепцию. Кроме того, Бадинтер предостерегает от завышенной оценки роли материнства в жизни женщин. Она не видит противоречия в том, чтобы быть матерью, и в то же время вести обычный образ жизни: работать, развлекаться и принимать участие в общественной жизни. Она не видит проблемы и в ранней передаче детей на воспитание и уход за ними другими людьми. Проблему она видит скорее в грудном вскармливании, которое после рождения ребенка становится на месяцы преградой для привычной полноценной жизни женщины. Она с оптимизмом смотрит в будущее и верит в то, что мужчины будут все больше и больше участвовать в воспитании детей. Элизабет Бадинтер имеет троих детей и обладает состоянием, оцениваемым в 1-2 миллиарда $.

В разделе, посвящённом феминизму XVIII в., я высказал мысль, что нормальные женщины (имеющие двух-трех детей) не могут конкурировать с мужчинами. Бадинтер доказала, что очень богатые могут.

В России после революции 1917 г. господствует феминизм марксистского толка. Хотя он появился в XIX в., но был осуществлен на практике и видоизменен позже, поэтому рассматривается как учение ХХ в. В нем можно выделить две части -  агитационную и рациональную. Агитационная часть не оригинальна (образование, политическое равноправие, участие в управлении государством, право на развод и аборт, цензура порнографии), а рациональная часть заслуживает рассмотрения. Коммунисты стремились заменить индивидуальный женский труд общественным. Освободив женщину от первого и используя ее во втором, казалось возможным резко повысить производительность труда. Эта программа была осуществлена. На практике производительность повысилась не слишком сильно, из-за непредусмотренных побочных обстоятельств, таких, например, как воровство и вообще недобросовестное исполнение обязанностей. Как правило, дети оказываются при этом страдающей стороной.

Суламифь Файерстоун (1945 - 2012). Родительская еврейская семья нормальная. Своей семьи не было. Детей не было. Наружность малопривлекательная. К концу жизни сошла с ума. Умерла в одиночестве. Труп обнаружил домовладелец.

Файерстоун представительница радикального феминизм конца XX века.

Она видела причину патриархата и домашнего насилия в контроле мужчин над репродуктивной функцией женщин. По её мнению, поскольку именно рождение и воспитание детей делает женщину зависимой от мужчины в плане материального существования, очевидно, что создаются отношения власти и подчинения. Именно безвластие, а не природный невротизм, приписываемый фрейдизмом всем женщинам, определяет их статус в современном обществе.

Файерстоун призывала всех женщин мира к тому, чтобы на какое-то время полностью отказаться от рождения детей, таким образом вынудив ученых срочно изобрести "внематочные", не нуждающиеся в женщине как "агрегате" для вынашивания детей, технологии репродукции.

Солидаризируясь с популярными концепциями сексуальной революции, радикальные феминистски основным орудием подавления личности считают буржуазный брак и традиционную семью. Новый термин "сексизм" обозначает любые дискриминационные действия по признаку пола.

Легализация аборта под лозунгом "Право на выбор" должна обеспечить независимость и свободу в сексуальных отношениях.

Общество разделено на два различных биологических класса: мужчин и женщин. Из первого разделения труда по полу развивается экономико-культурная классовая система. Файерстоун считает движущей силой истории не производство, а воспроизводство. Она думает, что нам следует относить неравенство между полами не к наблюдаемым биологическим различиям между ними, но к тому факту, что различные репродуктивные роли женщин и мужчин ведут "к первому разделению труда". Как только биологическая реальность воспроизводства будет преодолена с помощью репродуктивных технологий, считает Файерстоун, тот факт, что люди имеют разные половые органы, "не будет более иметь культурного значения". Она верит, что, когда женщины и мужчины перестанут выполнять различные функции в репродуктивном процессе, станет возможным устранение различий в половых ролях. Она убеждена, что эти роли обусловили возникновение биологической семьи. По ее мнению, когда репродуктивная технология сделает возможным искусственный способ репродукции людей, потребность в биологической семье исчезнет. Файерстоун убеждена, что не имеет особого значения, как много образовательных, юридических и политических прав имеют женщины и как много женщин вовлечено в общественное производство. Она призывает всех женщин мира к тому, чтобы на какое-то время полностью отказаться от рождения детей, таким образом вынудив ученых срочно изобрести технологии выращивания потомства, не затрудняющие женщин.

В отличие от своих предшественниц, феминистки в ХХ в. не ограничиваются обращением к чувствам читательниц, но и стараются приводить некоторые аргументы в поддержку своей точки зрения

Де Бовуар стремилась обосновать одинаковость мужчины и женщины, положение принимаемое в более или менее явной форме всеми феминистками. Это положение - аксиома феминизма. Ей стоит уделить внимание.

Де Бовуар философ, экзистенциалист, т. е. убеждена в том, что человек - "существо, которое само себя делает тем, что оно есть". Метрика, по которой производится сравнение здесь, остаточная дисперсия поведения однояйцовых близнецов, получивших разное воспитание (как семейное, так и общественное). Показатели, которые следовало бы изучить, - это число детей и их различные интеллектуальные способности. Экзистенциалисты (без каких либо оснований) верят, что эти величины существенно отличаются от нуля. Было бы лучше изучить этот вопрос.

Обычно феминистки используют в качестве метрики ум (интеллект). Это не определенное понятие, которое приобретает  определенность, если мы говорим об IQ тесте. Этот тест построен так, чтобы средние оценки не зависели от пола[5]. Он в значительной степени определяется генотипом. У мужчин дисперсия интеллекта больше, чем у женщин.

Генотип мужчин и женщин различается немногими генами. Однако по генотипу женщина ближе к самке шимпанзе, а мужчина к самцу шимпанзе, чем друг к другу.

Известно, что мозг мужчин больше женского и организован иначе. Объём мозга у мужчин примерно на 8-13% больше, чем у женщин. У мужчин, как правило, больше объём внутричерепного пространства на 12%, всего головного мозга на 11%, большого мозга на 10%, серого вещества на 9%, белого вещества на 13%.

У мужчин сильнее проявляются связи в пределах каждого из полушарий, а также в пределах большинства отделов коры, помимо этого четко разграничиваются различные модули. У женщин обнаруживается больше межполушарных связей, хуже выражено модульное строение. В мозжечке все наоборот. В работе женского мозга наблюдается периодичность, связанная с менструальным циклом и беременностью. В период беременности интенсивность работы мозга возрастает. В работе мужского мозга периодичности нет.

Указанных особенностей, возможно, достаточно, чтобы объяснить различия на уровне способностей и поведения.

Феминистки, не отрицая очевидных морфологических различий и различий в поведении, стремятся объяснить последние тиранией мужчин, т. е. воздействием внешней среды. Феминистки приводят следующие аргументы.

1.Различия наблюдаются в основном в древних структурах мозга, а не в новой коре.

2. Мозг пластичен и способен к регенерации (Видаль, 2012).

3. На земном шаре имеется племя, которое в случае наличия в семье только дочерей и отсутствует надежда на появление младенца мужского пола, воспитывает последнюю дочь особым образом и добивается ее мужеподобности (Брандт, 2013).

Заметим, что это аргументы в пользу возможности другого (лишнего) способа объяснения наблюдающихся различий между мужчинами и женщинами, а не объяснение этих различий из данных нейробиологии. Феминистки стремятся возродить представления о сознании, понимаемом как tabula rasa, господствовавшие в XVII веке, отбрасывая как ненужную помеху теорию эволюции, генетику и этологию. Дети многому научаются, подражая матери и отцу, но это, возможно, потому что мозг программирует возможность такого научения в среде, к которой человек приспособлен. Мода оказывает удивительно сильное воздействие, но в сравнительно узкой области.

Нейробиологи пытаются связать особенности морфологии мужского и женского мозга с превосходством мужчин в пространственной ориентации. Только 25% женщин способны выполнять тесты по пространственной ориентации лучше среднего мужчины.

Среди особо одаренных в математике детей на одну девочку приходится 13 мальчиков.

Мужчины лучше играют в шахматы и чаще женщин любят эту игру.

Женщины лучше выполняют вербальные тесты. Новорожденные девочки более заинтересованы в людях и лицах, чем мальчики. Девочки начинают раньше говорить короткие фразы, начинают раньше читать, лучше строят грамматические конструкции, точнее в пунктуации и правописании. Впоследствии девушки проявляют лучшие способности к изучению иностранного языка. Дефекты речи чаще встречаются у мужчин. Девочки и женщины слышат лучше, чем мужчины. У женщин также лучше обоняние. Тактильное чувство женщины более развито: у нее в 10 раз больше рецепторов кожи, чувствительных к контакту. Женщины способны распознавать больше вкусовых оттенков. Женщины видят больше оттенков красного и легче различают предметы в темноте, их зрительная память лучше, чем мужская. Мужчины видят лучше при ярком свете, их зрение менее периферийно, но они видят дальше, чем женщины, чье глазное дно принимает более широкую картину окружающего мира. Частота и тяжесть ряда заболеваний, заключающихся в недоразвитии или распаде психических функций, различается у женщин и мужчин.

 

Феминистки обычно отрицают умственное (интеллектуальное) превосходство мужчин.

Приводят в подтверждение список женщин, сделавших существенный вклад в науку: Гипатия Александрийская (370-415), Ада Лавлейс (1853-1903), Лизу Мейтнер (1878-1968), Розалинда Франклин (1920-1958), Хеди Ламарр (1913-2000), Ивонна Брилл (1924-2013). В чем состоял их вклад в науку, вряд ли многим известно.

Напомним, что среди мужчин выше изменчивость оценок IQ (Вейн и Данилов, 2003). Интеллект наиболее умных мужчин выше интеллекта самых умных женщин.

Женщины запоминают больше не связанных между собой блоков информации. Мужчины способны хорошо запоминать организованные, либо имеющие непосредственное к ним отношение блоки.

Феминистки ставят под сомнение причинную связь между строением мозга и поведением, и мозг настолько сложный объект, что эти сомнения отчасти оправданы

Факты о раннем формировании половых различий мозга эмбриона и ранних проявлениях женских и мужских черт в поведении детей представляют трудность для феминизма.

Отличия женщин от мужчин не определяются их различным воспитанием. Исторические изменения поведения женщин и мужчин определяются изменением картины мира и законами, которые устанавливает правящая группа в соответствии с картиной мира этой группы и ее корпоративными интересами.

В двадцатом веке стало ясно, что феминизм борется не с мужчинами. Феминистки враги детей.

 

Брандт Г. А. 2013. Современный феминизм: Переворот в историко-философский антропологической традиции Западной Европы.

Источник: http://svitk.ru/004_book_book/13b/2963_brandt-feminizm.php

Вейн А.М., Данилов А.Б. Гендерная проблема в неврологии // Журнал

неврологии и психиатрии.  2003. Љ 10. сс.4-11.

Видаль К. 2012. Никаких нейробиологических предпосылок к гендерной сегрегации не существует. Источник: vikenc.livejournal.com/528.html.

Смит Дж. М. Эволюция полового размножения. /перевод с английского  А. Д. Базыкина. М.: Мир, 1981. 271 с.

 

XXI в. Дряхлость

В части мира, в прошлом христианской, сейчас на государственном уровне фактически господствует светский гуманизм. Здесь феминизм к XXI в. одержал полную победу на всех направлениях и вступил в фазу старости со всеми свойственными ей маразматическими проявлениями.

Всё, чего хотели первые феминистки в XXI в., полностью или в значительной мере осуществилось. Пункт 3 статьи 19 Конституции Российской Федерации гласит: "Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации"[6]. Подобные статьи присутствуют в конституциях большинства современных государств.

Эти права в некоторых государствах были получены после упорных требований феминисток, в других были дарованы законодателями, хотя женщины их особо не просили. Иногда они существовали издревле, но не назывались так громко. Что касается возможностей, то они определяются скорее доходом и технологическим прогрессом, чем декларациями, на что совершенно справедливо указывали некоторые феминистки.

Сейчас неофеминистки настаивают на формальном признании материнства правом женщин, занимаются изменениями языка, доказывают, что эмбрион часть их тела, добиваются равных долей во власти с мужчинами, равенства заработной платы, защищают гомосексуалистов независимо от их пола, борются с домашним насилием и т. д. и т. п.

Возможно, что удивительные успехи феминизма объясняются желанием правящей группы отвлечь внимание людей от насущных проблем, таких как бедность, захват ренты, воровство должностных лиц, пьянство и наркомания, наконец, угроза третьей и, вероятно, последней мировой войны и т.п.

Рассмотрим главные завоевания феминисток.

В России первые феминистки (равноправки) появились позже, чем на западе Европы, во второй половине XIX в. Это было, возможно, связано с тем, что имущественные права у русских женщин имелись испокон веков. Кроме того, явное проявление личного и группового эгоизма осуждалось русским народным сознанием.

Во второй половине XIX в. равноправки из высших классов в России сосредоточили свои усилия на вопросе права получения высшего образования и диплома в государственных высших учебных заведениях. Возможность получать домашнее образование, слушать лекции, обучаться в частных учебных заведениях (с 1870 г.) и за границей у выходцев из обеспеченных семей была. Масса населения, состоявшая из крестьян, получением высшего образования не интересовалась и не имела на это средств (обучение в столичных университетах стоило в середине века 70, а в конце 120 рублей в год).

В конце XIX в. Гельсингфорсский университет начинает принимать женщин, в начале ХХ в. женщинам было дано право на получение дипломов во всех университетах Империи.

Мне думается, что феминизм представляет собой выражение желаний феминисток -  особой категории весьма эгоцентричных женщин, уверенных в том, что нормальные женщины думают и чувствуют так же, как они. Общая народная польза феминисток не интересует. Им кажется, что их враг -  мужчины, хотя в действительности они борются с детьми в союзе с мужчинами.

На мужчин научная карьера действует менее пагубно. У ученых мужчин рождаемость в полтора раза больше, чем у ученых женщин (Винокуров, 1999).

Образование

Сейчас женщины имеют право на образование и широко этим правом

пользуются.

В среднее века девочки аристократки  учились дома, иногда в монастырях. Основная масса девочек получала образование в Церкви и от матери.

На западе Европы светские пансионы для девочек из богатых семей появляются в конце XVII в. В России Смольный институт учрежден в 1764 г.

В XIX веке среднее женское образование широко распространяется. В России женские гимназии открываются с 1860 г.

Отчасти под давлением феминизма раздельное обучение постепенно заменяется совместным[7]

В Западной Европе в XIX веке становится доступным высшее образование в Швейцарии и Франции.

Суслова получила высшее образование и докторскую степень в Цюрихе в 1863 г. В 1906/1907 учебном году только в Бернском и Цюрихском университетах училось 466 русских студенток.

В конце XIX в. Гельсингфорсский университет начинает принимать женщин, в начале ХХ в. женщинам было дано право на получение дипломов во всех университетах Империи.

Эти права сохраняются и в СССР и РФ.

В 60-х годах XX в. женщины получили равные права с мужчинами в Оксфордском, Кембриджском и Принстонском университетах.

В США в начале XIX в. доля женщин среди студентов - нуль. В наше время в США - больше половины.

В РСФСР доля женщин среди научных работников в 1918 г. была 13%, в 1922 г. - 19%, в 1925 г. - 22%, в 1928 г. - 22%, в 1960 г. - 37%, в 1970 г. - 40%, в 1980 г. - 41%, 1988 г. - 40%,

1995 - 49% (Агамова и  Аллахвердян, 2000).

Участие в политической жизни

Феминистки иногда занимают высшие позиции в государственном управлении. Происходит это нечасто.

Первой женщиной, занявшей крупный государственный пост в Российской Империи, если не считать регентш и императриц, была Е.Р. Дашкова. Екатерина II назначила ее в 1873 г. директором Петербургской Академии наук, а в 1783 г. президентом центра по изучению русского языка и словесности, впоследствии вошедшего в состав Российской Академии.

В конце XIX начале XX вв. женщины занимали достаточно много командных постов в области благотворительности и образования в Империи.

В советское время участие женшин во властных структурах увеличилось.

В 2006 г. в Европе президентами в Финляндии, Ирландии, Латвии, Швейцарии были женщины. Женщина заняла пост премьер-министра в Германии. Только в Андорре женщины до сих пор не имеют избирательных прав и никогда не входили в состав правительства.

В мире по данным ООН представительства женщин в парламентах с 1960 г. по 2003 г. выросло в шесть раз. В странах северной Европы, где эта доля максимальна, она превысила 40%.[8]

В России в связи с ломкой социалистической системы участие женщин в государственных структурах несколько уменьшилось, но сейчас восстанавливается.

"Кандидаты-женщины привлекают меньше голосов, чем мужчины, даже если не выступают по чисто женским проблемам. А если они стоят на феминистских позициях, то успеха у них еще меньше. В глазах многих избирателей такие женщины представляются противницами мужчин, семьи и традиций" (Ред. Статья, 2002).

Мне кажется, что нет оснований считать, что феминистки хуже мужчин справляются с государственным управлением. Я уверен, что и те и другие управляют плохо. Доказательства последнего положения имеются, но здесь не место их излагать.

Избирательные права

Суфражистки требовали избирательных прав с XIX в. и к середине XX в. их почти везде получили[9].

Участие в общественном труде

В христианстве нет запретов для женщин участвовать в труде. Не было подобных запретов и в праве. Женщины всегда много трудились как дома, так и вне дома. Женский труд ценился (за редкими исключениями) ниже мужского, но нет никаких оснований связывать это с чем-либо, кроме рыночных механизмов.

Сейчас в России женщины работают во всех видах народного хозяйства, но явно преобладают там, где не требуется физической силы и логического мышления. Среди трудящихся в области образования женщин 81%, в области здравоохранения - 80 %. Меньше всего женщин среди строителей - 17%, рыболовов и рыбоводов - 19%. В армии их мало, в полиции несколько больше, поскольку там больше канцелярской работы.

Среди руководителей  органов власти и управления всех уровней, включая руководителей организаций, женщины составляют 39%. Женщины в большей степени представлены на более низких ступенях должностной иерархии: среди работников, занятых подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием (89%).

В науке мало женщин математиков и физиков и много искусствоведов.

Женщины менее подвижны в поисках удачи[10].

Заработки у женщин ниже, чем у мужчин[11].

Разница естественно увеличилась по сравнению с социалистическим периодом и уменьшилась по сравнению с Империей (Семевский, 2010).

Средняя начисленная заработная плата руководителей-мужчин составила в октябре 2011 года 48849  руб., руководителей-женщин - 33772 руб.; мужчин-специалистов высшего уровня квалификации 30608 руб., женщин-специалистов этого же уровня - 22586 руб.; мужчин-служащих - 29036 руб., женщин-служащих - 16451 руб.; мужчин-квалифицированных рабочих - 24610  руб.,  женщин той же квалификации - 17145 руб. Среди неквалифицированных рабочих различия в заработной плате мужчин и женщин менее существенны: 11829 руб. у мужчин, 9952 руб. у женщин. Таким образом, по всем категориям работников зарплата женщин ниже зарплаты мужчин.

Феминистки объясняют приведенные факты гендерной сегрегацией. Доказательств этого положение я не нашел. Экономисты, как известно, считают труд товаром, цена которого в рыночной экономике определяется спросом и предложением.

В 2003 году Контрольная Палата США\Government Accountability Office проанализировала, почему женщины в США зарабатывают меньше мужчин. Выводы были сделаны следующие: женщины реже заняты полный рабочий день и при потере работы (по различным причинам) дольше остаются не у дел. Это отражается на их заработках. При этом мужчины с детьми, как правило, зарабатывают больше бездетных (в среднем на 2%), в то время как женщины с детьми получают на 2.5% меньше, чем бездетные.

Аборты

Любая форма аборта, т. е. преднамеренного уничтожения утробного плода, признаётся христианами убийством и всегда осуждается (Мейендорф, 2004).

В средние века и в новое время аборты сурово карались государством.

Во время Французской революции (на короткое время 1791-1810 гг.) аборт перестает считаться преступлением, затем запрет был восстановлен. С 1884 году жена получила право развода в случае доказанной измены мужа.

В России беспрепятственно с 1920 г. (с коротким перерывом) производятся аборты. Сейчас бесплатно. В западной и северной Европе аборты узаконивались в следующей последовательности: Швеция - 1938 г., еще 11 государств в 1949 - 1956 гг., Англия - 1967-1968 г., США (все штаты) - 1973 г. С 1973 г. одна страна за другой разрешает аборт по желанию женщины.

Сейчас число хирургических абортов снижается, но не потому, что люди подобрели, а в результате увеличившейся доступности более удобных контрацептивов и химических абортивных средств[12].

Во всем мире и в том числе в России действует сеть центров планирования семьи, предоставляющих услуги по избавлению женщин от детей.

В Европейском союзе сейчас аборты по желанию женщины производятся везде, кроме Мальты, Ватикана, Польши и Великобритании. Германия узаконила такой аборт в 1995 г.

В большинстве случаев делаются попытки убедить женщину отказаться от этого шага.

В Росийскрй федерации при сроке беременности до 12 недель аборт может быть проведён по желанию женщины за государственный счет.

В Западной Европе совершаются 1,16 млн. абортов в год, в Канаде - 104 тыс., в США - 1,8 млн., в России 1,6-1,7 млн.

В Западной Европе частота абортов составила 12 на 1000 женщин, в США и Канаде - 21.

Каждая пятая беременность в Западной Европе, США и Канаде заканчивается абортом, в России - каждая вторая.

На фоне наметившегося вымирания народов сейчас парламентарии иногда делают попытки несколько ограничить право на аборт, но они обычно оказываются безуспешными[13].

Развод

Католическая Церковь считала брак нерасторжимом контрактом, касающимся земной жизни и расторгаемым смертью. Поэтому запрещала развод и не осуждала повторные браки вдов и вдовцов. Православная Церковь считало брак таинством, осуждало развод и повторные браки, но не запрещало их при наличии уважительных обстоятельств (Мейендорф,2004).

Официальный развод до недавнего времени требовал судебного разбирательства и был сложным делом для богатых и не практиковался в нижних сословиях. В случае фактического расторжения брака, полиция могла насильно вернуть жену мужу. Такие случаи были редкостью. Дети, рожденные вне брака, ущемлялись в правах. Жены, страдающие от побоев мужа, не могли найти защиты в суде.

Во Франции революция (1789-1799 гг.) прекратила действие канонического права, признала светский брак, допустила развод (в том числе по взаимному соглашению супругов), отменила родительскую власть над совершеннолетними детьми. Внебрачные дети, признанные отцом, были уравнены в правах с детьми законными. Такое положение просуществовало недолго.

Кодекс Наполеона вернул прежнее положение вещей, хотя и без прежнего религиозного содержания.

В течение XVIII и XIX вв. разводы были сопряжены со значительными трудностями и происходили нечасто. Положение изменилось в ХХ в. После окончания второй отечественной войны в странах центральной Европы и после сексуальной революции шестидесятых годов во всех странах христианской культуры распространяется принцип свободы развода. Позже других его приняли католические государства Италия (в 1970 г. ), Испания (в. 1981 г.), Ирландия (в 1995 г.). Аргентина и Колумбия до сих пор сопротивляются общей моде.

В Российской Империи развод был сопряжен с большими трудностями для высших сословий и почти не возможен для низших. С приходом к власти коммунистов развод по желанию одного из супругов стал производиться без затруднений. Изменилось представления о браке. Совместное хозяйство и общая постель считались достаточным условием для признания фактического брака. Брак можно было зарегистрировать, но это мало что меняло. По существу практиковались две формы сожительства: открытое и тайное. В последнем случае мужчина мог, если хотел, уклониться от заботы о детях, если таковые появлялись. Люди с трудом отказывались от традиции, в большинстве случаев регистрировали брак и вначале не отказывались от венчания, которое отнюдь не поощрялось властью. Указ Президиума Верховного Совета СССР 1944 г. связывал права и обязанности супругов только с зарегистрированным браком. С разрушением социалистической системы ценностей и принятием ценностей светского гуманизма в 1991 г. стало чаще практиковаться венчание, разрешенное и не преследуемое при наличии гражданского брака. Процедура развода усложнилась в случаях несогласия супругов в отношении раздела имущества, но в общем мало что изменилось. Частота разводов несколько увеличилась[14].

В США в 2010 году зарегистрировано 3.6 разводов на тысячу населения. В Евросоюзе, по данным Евростата, средний по странам показатель разводимости в 2008 году был 2.0 на тысячу населения. В 2010 году самые высокие показатели разводов отмечены в Литве (3.0), Чехии (2.9),

Швейцарии (2.8), Дании (2.6), а самые низкие -в католических странах (Ирландия - 0.7, Италия - 0.9, Хорватия - 1.1, Польша - 1.6).

Возможности установления отцовства путем генетической экспертизы и хирургическое восстановление девственной плевы изменило среду, а оскудение веры - картину мира. В результате этого феминистские требования разрушения семейного права удовлетворены. Развод стал доступным. Разница между браком и сожительством почти стерлась.

Сожительство распространялось в США следующим образом: в 1960 г. 5% детей рождались вне брака, в 1980 г. - 19%, в 2009 - 41%.

В 27 странах Европейского Союза в 2011 г. 37,3% детей родились у незамужних женщин.

В Исландии (64,3 %), Эстонии (59,7 %), Словении (56,8 %), Болгарии (56 %), Норвегии (55 %), Швеции (54,2 %), Франции (55 %). Бельгии (49 %), Дании (48,6 %), Великобритании (46,9 %), Латвии (43,7 %), Нидерландах (43,3 %), Венгрии (42,2 %), Чехии (41,8 %), Финляндии (40,8 %), Австрии (40,4 %), Словакии (34 %), Германии (33,5 %).

В России в XVIII в. вне брака родилось 6% детей, в конце XIX в. - 13%, в 1980 г. - 0,8%, в 2000 г. - 28%, сейчас (в 2010 г.) 25%.

Меньше распространено сожительство в Греции (8,1%) и на Кипре (15,2%).

Очень много внебрачных рождений в католических странах Латинской Америки.

В демографии нет общепринятого, удовлетворительного способа измерения устойчивости брачных и бракоподобных отношений[15]. Приведенные данные, однако, достаточны для заключения того, что мечты феминисток в области разрушения института брака осуществились.

Рождаемость

Рождаемость русских в XVIII и XIX вв. очень высокая. Затем она  падает следующим образом: до революции она равнялась семи рождениям на женщину (СКР); при социализме падает в 1935 г. до четырёх детей, в 1950 - до трёх, 1980 - до двух, в начале XXI в. - до одного.

В странах центральной Европы, сменивших социалистические ценности на капиталистические,

рождаемость сокращалась сходным образом: с двух детей в 1960/64 гг. до одного в 2004/05 гг.

Сходная картина наблюдается во всей зоне господства светского гуманизма.

Трудно сказать, какую роль в сокращении рождаемости сыграл феминизм, но очевидно, что пожелания феминисток осуществились.

Их деятельность, наряду с другими факторами, приводит к нарушению информационный среды и, в связи с этим, к отклонению поведения нормальных женщин от оптимума.

После второй мировой войны появился новый вид информации - данные опросов, которые позволяют осветить феминизм с новой стороны.

Оценки удовлетворённостью жизнью - "счастливости" стали производиться достаточно давно. Например, в США в 1946 г. 39% респонденток назвали себя очень счастливыми, в 1957 - 53% (Blanchflower a. Oswald,. 2004).

Женщины традиционно демонстрировали более высокий уровень счастья, чем мужчины. (Stevenson a. Wolfers, 2009).

С 1972 г. эти оценки стали проводится в большом масштабе по более или менее единой методике - опрос GSS (General Social Survey)[16].

Из полученных данных следует достаточно надежный вывод - никаких существенных изменений в субъективном ощущении благополучия как у мужчин, так и у женщин в периоде между 1972 и 1998 гг. не произошло.

Для обработки данных, собранных на западе Европы и в США в промежутке 1972 -2006 гг., Стивенсон и Уолферс применили достаточно изощреную статистическую обработку, целью которой являлось получение из субъективных самооценок удовлетворенности жизнью, ощущения счастья объективные оценки. Слабость процедуры заключается в том, что словесные определения переводились в цифры на основе достаточно произвольной гипотезы о законе распределения вероятностей психологической сущности, стоящей за ответами опрашиваемых (использовались пробиты). Мир в рассмотренном промежутке времени менялся по многим переменным. Для отфильтрованных данных были получены отрицательные коэффициенты регрессии оценок удовлетворенности жизнью женщин по времени и положительные для мужчин. Первый коэффициент формально[17] достоверен с 99% уровнем значимости. Достоверность второго коэффициента ниже 90%(Stevenson a. Wolfers, 2009).

Стивенсон и Уолферс учитывали влияние многих переменных на удовлетворенность жизнью, но из их анализа выпала религиозность, измеряемая частотой посещения церковных служб. Религиозность тесно связана с феминизмом, рождаемостью и с удовлетворенностью жизнью, и поэтому ее следовало бы учесть (Ross, 2011). Несмотря на все сделанные критические замечания, основной вывод Стивенсона и Уолферс верен.

Показатель удовлетворенности жизнью женщин в период с 1972 по 2006 гг. снизился как в абсолютном выражении, так и в относительном (по отношению к мужчинам).

Выводы, полученные путем статистической обработки данных GSS, подкрепляются статистикой женских и мужских самоубийств. В Европе в течение ХХ в. число самоубийств на 100 000 женщин в год возросло с 46,8 до 56,1 и отношение к мужским самоубийствам выросли на 27%[18].

Литература

Агамова Н. С .и  Аллахвердян А. Г.2000.  Российские женщины в науке и высшей школе: историко-научные и науковедческие аспекты
(к 150-летию со дня рождения С. В. Ковалевской)

Источник: http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/ag-al01v.htm

Клецина И. С. 2003. Раздельное по полу обучение: "за" или "против". В кн. Практикум по гендерной психологии Под ред. И. С. Клециной. - СПб.: Питер, 479 с.

Мейендорф И. прот. 2004. Брак в Православии. Клин, Христианская жизнь, 95 с. Источник: www.golubinski.ru/ecclesia/brak.htm

Редакционная статья. 2002. Женщины в политике: мировой обзор. Бюллетень Население и общество, Љ 53-54

Семевский Ф.Н. 2010. Введение в динамику численности популяций человека. Источник:

http://samlib.ru/s/semewskij_fedor_nikolaewich/vvedenie_v_dinamiku_chislennosti_populiacii...

Blanchflower D.G a. Oswald A.J. 2004. Well-being over time in Britain and the USA Journal of Public Economics v. 88 pp. 1359-1386

Ross A. 2011. The Impact of Church Attendance on the Decline in Female Happiness in the United States. Interdisciplinary Journal of Research on Religion, V. 7, a. 1

www.religjournal.com/pdf/ijrr07001.pdf

Stevenson B. Wolfers J. 2009. The Paradox of Declining Female Happiness. Federal reserve bank of san Francisco. Working paper series Working Paper 2009-11

Источник: ideas.repec.org/a/aea/.../v1y2009i2p190-225.ht...

Примечания



[1] Правления Елизаветы и Екатерина II в России и Елизаветы, Виктории и Тетчер в Англии считаются большинством историков удачными. Правления Софьи, Екатерины I, Анны Ивановны и Марии кровавой - неудачными.

[2] Расцвет Китая при династиях Хань, Тан и Мин произошло при усилении участия евнухов в управлении (Маслов, 2003).

[3] Сейчас этот вопрос разрешен генетикой, и выяснилось, что такие заявления зачастую оказываются ложными.

[4] Честные философы пишут, что философия ближе к изящной словесности, чем к науке. Здесь феминистка имеет в виду, что любой биологический объект ведет себя так, чтобы максимально использовать свои возможности. "Рыба ищет, где глубже, а человек где лучше". Отсюда не следует, что рыба не отличается от человека.

[5] Вэслер, занимавшийся этой проблемой, написал: "Наши исследования подтверждают то, что часто замечают поэты и писатели, и во что верят обыватели, а именно: что мужчины не только ведут себя, но и думают не так, как это делают женщины".

[6] Это верно в отношении прав и, в значительной мере, возможностей. Насколько я знаю, возможности уклониться от воинской службы или воспитания новорожденного ребенка далеко не равны у мужчин и женщин. Возможности забеременеть у мужчины нет. Конституции пишутся обычно в спешке, и их творцам некогда думать о точности выражений.

[7] Получение женщинами среднего и высшего образования - один из факторов, снижающих рождаемость. Возможно, этот эффект был бы меньше, если бы обучение было раздельным.

Клецина (2009) приводит  аргументы (по  результатам  дискуссии) за раздельное обучение и против раздельного обучения.

Таблица 1

Преимущества и недостатки раздельного и совместного обучения девочек и мальчиков

За раздельное обучение

Против раздельного обучения

Удобно работать учителю

Закрепляется на уровне сознания половая

 дифференциация

Выполнение заказа родителей

Закрепляются гендерные стереотипы

Позволяет учитывать неравномерность

развития мальчиков и девочек

Закрепляются представления о

различиях в поведении представителей

женского и мужского пола

Выше успеваемость

Возрастает роль установок учителя

Снижается подростковая депрессия

Остро ощущается недостаток опыта общения с противоположным полом

Более адекватная оценка своего пола

Ориентация девочек на самореализацию в

области материнства

Снижается страх оценки со стороны

противоположного пола

В смешанной группе более творческая

атмосфера

Усреднение развития

Недостаточная подготовленность учителей

(перенос своих гендерных проблем и

гендерных стереотипов)

Снижается роль оценочных стереотипов со

стороны учителей Ориентация девочек на

самореализацию в области материнства

Акцентируется неравенство возможностей в

обучении

В смешанных классах напряжённее

отношения между полами

Раздельное обучение противоречит

общемировым тенденциям к совмещению

мужских и женских ролей

 и свидетельствует о недостаточном уровне

демократизации общества

 

Клецина пишет: "Из таблицы видно, что практика раздельного обучения противоречит принципам гендерного подхода и не в полной мере способствует гендерной социализации. Обучение детей в раздельных по половому признаку классах сужает их представления о многообразии мира, такие дети видят жизнь однобоко. Социальная роль школы и заключается в расширении возможностей личности, а раздельное обучение их сужает и обедняет. Недостаток опыта отношений между полами, да и в целом дефицит гендерного воспитания в дальнейшем может привести к снижению уровня рождаемости, увеличению числа разводов и снижению количества юношей и девушек, желающих создать семью и вступить в брак".

Мне кажется, что преимуществ совместного обучения из таблицы не видно. Если бы было видно, не было бы дискуссии. Мне кажется, что следовало бы придать веса результатам совместного и раздельного обучения (построить метрику), а затем неспеша менять соотношение школ, применяющих рассматриваемые варианты.

[8] По данным IPU (Inter-Parliamentary-Union) на начало XXI в. положение показано в табл. 2.

Таблица 2

Представительство женщин в национальных парламентах

(в % от общего числа парламентариев)

 

Страна

Нижняя палата в %

Сенат в %

Швеция

47

-

Германия 

31,6

21,7

Франция 

18,2

18,2

Италия 

17,3

14

Россия 

14

4,7

Канада

21,3

34,4

США

16,8

16

 

[9] Таблица 3

Последовательность приобретения женщинами избирательных прав

в Европе, США и английских доминионах

 

Год

Страна

Год

Страна

1893

Новая Зеландия (только

состоятельные)

1931

Испания

1896-1902

Австралия

1944

Франция

1906

Великое княжество

Финляндское

1945

Венгрия Италия

Югославия

1913

Норвегия

1947

Болгария

1915

Дания, Исландия

1948

Болгария

1917

Россия

1946

Албания Румыния Польша

1919

Канада

1952

Греция

1919

Германия, Нидерланды,

Польша, Швеция,

Люксембург и Бельгия

(муниципальные выборы

Чехословакия

1962

Монако

1920

США, Австрия, Венгрия

1971

Швейцария

1922

Ирландия

1974

Португалия

1928

Великобритания

1984

Лихтенштейн

 

[10] Некоторый свет на проблему гендерного неравенства проливают данные о миграции.

По данным Федеральной миграционной службы, среди лиц, выехавших на работу за пределы России, женщины составляют 15 %, мужчины 85 %. [2, с. 123]. Достаточно интересным является распределение по возрастным группам: только в самой молодой группе (16-17 лет) преобладают женщины (62 %), во всех остальных доминируют мужчины. При этом, если в возрасте 18-29 лет соотношение выехавших женщин и мужчин 26 к 74, то, начиная с 30 лет, это соотношение равно 4 к 96. Феминистки объясняют это низким образовательным потенциалом российских мужчин. Мне кажется, что более естественным объяснением будет другое. Может быть, женщины уезжают искать состоятельного мужа, а мужчины квалифицированную достойно оплачиваемую работу.

[11] Таблица 4

Средняя начисленная заработная плата женщин и мужчин по обследованным видам экономической деятельности

(по результатам выборочных исследований организаций, октябрь 2011 г., руб.)

 

Деятельность

Женщины

Мужчины

Всего по обследованным видам экономической деятельности, в т.ч.

19219

30005

Добыча полезных ископаемых

33375

44723

Обрабатывающие производства

19551

27878

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

23423

28260

Строительство

26804

31243

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

22458

33274

Гостиницы и рестораны

20902

27472

Транспорт и связь

25003

34703

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

29005

37016

Научные исследования и разработки

29051

41054

Образование

15062

16932

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

16113

19339

Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

15330

28273

 

[12] Таблица 5

Число абортов на 100 родившихся живыми

   Страна/Годы

1960

1970

1980

1990

1995

2005

2006

2007

2009

Австралия

 

5,2

 

31

35

27

25

 

20

Австрия

15

14

26

3,9

2,8

 

 

 

 

Белоруссия

85

128

131

183

191

71

61

45

17

Бельгия

 

0,4

0,2

2,8

12

15

 

 

8

Болгария

102

103

122

138

135

59

50

50

23

Великобритания

 

10

22

25

24

28

28

 

17

Венгрия

111

127

54

72

69

50

46

45

21

Германия

 

 

21

16

13

18

18

 

7

Греция

 

 

0,08

10

12

 

 

 

 

Дания

5,2

13

41

32

25

24

23

 

14

Ирландия

 

 

5,5

7,0

6,5

9,2

7,9

 

 

Испания

3,7

2,6

3,2

9,5

14

20

 

 

11

Италия

 

 

32

28

26

 

 

 

10

Канада

 

3,0

19

23

29

28

 

 

13

Латвия

 

 

 

103

120

59

53

51

21

Литва

58

82

87

48

76

33

31

30

12

Македония

21

40

67

62

49

44

42

42

 

Молдавия

69

123

121

106

101

44

42

42

 

Нидерланды

 

6,9

11

9,3

11

15

15

 

9

Новая Зеландия

 

0,5

12

19

24

30

30

 

 

Норвегия

 

12

27

26

23

25

24

26

13

Польша

22

27

20

11

0,13

0,06

0,09

 

 

Португалия

 

 

0,03

0,05

0,53

0,85

 

 

 

Россия

 

254

205

206

203

119

107

 

41

Румыния

219

68

104

315

212

74

68

 

27

Словакия

23

35

33

61

49

36

35

34

12

Словения

 

 

61

66

57

32

30

26

11

США

5,3

11

43

39

35

29

 

 

20

Украина

138

157

153

155

150

57

50

 

19

Финляндия

 

23

24

19

16

19

18

18

11

Франция

 

16

21

26

25

27

26

 

17

Хорватия

 

63

70

70

28

11

11

 

5

Чехия

52

49

45

85

52

26

24

22

12

Швейцария

 

16

22

16

14

15

 

 

7

Швеция

2,7

15

36

30

30

35

34

35

21

Эстония

178

189

160

132

131

67

63

56

30

Источник: un.by/ru/unfpa/reproductive_health/.../statistican/number-of-abo.html

[13] Например, предложения обязать замужних женщин, собирающихся сделать аборт, предоставлять письменное согласие мужа (несовершеннолетним - согласие родителей или опекунов), проходить собеседования с психологами и священником. Дать врачу право отказываться делать аборт. Исключить аборт из системы обязательного медицинского страхования.

Подобная попытка в 2011 году вызвала демонстрацию группы "За феминизм" и была пресечена.

[14] В России рассчитанное на 1000 человек населения количество разводов во второй половине XX начале XXI веков, периоде, который интересует нас в первую очередь, менялось следующим образом.

Таблица 6

Разводы в России

 

Годы

1950

60

70

80

90

95

2000

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

На 1000 человек населения

0,5

2

3

4

4

5

4,3

5

6

6

4

4

5

5

5

5

5

5

5

5

            Роскомстат

 

[15] Вероятно, лучшей мерой устойчивости была бы функция от продолжительности жизни детей в семьях разных типов в разных возрастах.

К примеру, для детей, от которых отказались матери в роддоме, эта мера равно нулю; для детей, воспитанных матерями одиночками до совершеннолетия, - 0,5; для детей, доживших с отцом и матерью до совершеннолетия, - 1.   В такого рода исследованиях, опрашивая взрослых, можно различать много случаев и наблюдать временный тренд. Можно определить статистические веса для влияния жизни в неполной семьи в различном возрасте на репродукцию во взрослой жизни.

По данным одного исследования, к 15-летнему возрасту 27% подростков уже

пережили развод родителей; из них пережили развод в возрасте до трёх лет 41% опрошенных, от трёх до семи лет - 24%, от семи до десяти лет - 14% и старше десяти лет 21%. Для этой сравнительно благополучной категории коэффициент устойчивости семьи равен 0.9.

[16] "Сырые" результаты, получаемые при этом опросе.

Таблица 7

Распределение ответов об удовлетворенности жизнью граждан

Великобритании (включая Северную Ирландию), %

 

 

 

1972-1976

1977-1982

1983-1987

1988-1993

1994-1998

 

Мужчины

Совсем  не счастливы

4

4

4

4

4

Не слишком счастливы

11

10

10

10

10

Счастливы

55

55

57

57

58

Очень счастливы

30

31

29

29

29

 

Женщины

Совсем  не счастливы

4

4

3

3

3

Не слишком счастливы

12

10

10

11

9

Счастливы

53

53

54

54

55

Очень счастливы

32

34

32

32

32

    Источник: Blanchflower a. Oswald,. 2004 г.

 

[17] Формально, поскольку не учитывалось, что данные описывают процесс, а не генеральную совокупность.

[18]Таблица 8

Самоубийства в Европе

Государства

Год

На 100 тыс. -

самоубийств

Отношение

Год

На 100 тыс. - самоубийств

Отношение

  

Мужчин

Женщин

Мужчин

Женщин

Германия

1899-1902

33

8,4

0,254545455

2009

15,1

4,4

0,29139073

Австрия

1898-1901

25,4

7

0,275590551

2009

23,8

7,1

0,29831933

Швейцария

1896-1903

33,3

6,4

0,192192192

2007

24,8

11,4

0,45967742

Италия

1893-1901

9,8

2,4

0,244897959

2007

10

2,8

0,28

Франция

1888-1892

33,5

9,7

0,289552239

2007

24,7

8,5

0,34412955

Норвегия

1891-1900

10

2,5

0,25

2009

17,3

6,5

0,37572254

Швеция

1891-1900

21,1

8,6

0,407582938

2008

18,7

6,8

0,36363636

Финляндия

1891-1900

7,8

1,8

0,230769231

2010

27,2

8,6

0,31617647

Бебель А. 1959. Женщина и социализм. М., Госполитиздат. Источник http://www.srinest.com/book_850.html.

Источник: Статистика самоубийств по странам http://lossofsoul.com/DEATH/suicide/countries.htm

 


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"