|
|
||
Семевский Ф.Н.
2016
Реферат
Человек принимает решения, опираясь на картину мира. Стремится он при этом к счастью. Принимаемые им решения ограниченно рациональны. Принятие решения о рождении или не рождении детей принимаются легкомысленно и впоследствии обычно рассматриваются как ошибочные. Люди, состоящие в законном браке и имеющие детей, чаще характеризуют себя как счастливых. Картина мира, создаваемая внешними по отношению к семье светскими источниками информации, не совместима с жизнью. Противостоять этой информации способны объединения, изолирующиеся от неё.
Ключевые слова: решения, счастье, брак, дети, рождаемость, гуттериты.
Из вышесказанного в первой части следует, что понимание динамики численности человека следует искать, в первую очередь, в культурной сфере: в сменевклад убеждений и изменениях непосредственно окружающей человека рукотворной информационной и материальной среды, вызванных научным прогрессом.
Хорошо знать, где искать, но хочется найти, а это нелегко.
Теория динамика численности животных опирается на принцип оптимальности, принцип конкуренции за ограниченные ресурсы и принцип встреч. Их достаточно для построения теории. Для человеческих популяций мы имеем принцип удовольствия и принцип убывающей полезности, из которых теорию вывести не удаётся.
Рождаемость человека изначально ограничена. Ограничена она также законом убывающей полезности.
Желание иметь одного-двух детей может конкурировать с желанием пользоваться благами цивилизации, предлагаемыми рынком, такими как телевизор, ванна и автомобиль. Третий ребёнок представляется большинству мужчин и женщин лишним.
Попробуем рассмотреть, как создаётся картина мира и как человек использует картину мира для принятия решений. В предыдущей работе 2010 года автор уделил первому вопросу значительное внимание. Рассматривались фрагменты картины мира, имеющие отношение к рождаемости.
Картина мира задаётся ДНК, семьёй, малыми группами, в которые человек входит, церковью, школой, средствами массовой информации, правящей группой (в частности через пропаганду и право), жизненным опытом и наукой.
Вклад различных источников приблизительно выражен вычисленными по литературным данным множителями (Xi), имеющими смысл изменения потенциальной рождаемости (плодовитости) в результате действия различных факторов. Совокупность изменений материальной среды (14 факторов) снижает рождаемость на 18%. Наибольшее влияние оказывает алкоголизм и наркомания, снижающие рождаемость на 23%.
Совокупность изменения информационной среды (7 факторов) снижает рождаемость на 83%.
Наибольшее влияние принадлежит рынку, предлагающему человеку различные соблазнительные, но часто бесполезные или даже вредные, товары и услуги − 57%, школе − 28%, средствам массовой информации − 27%.
Влияние оскудения веры Церкви было оценено как 12%. Сейчас я думаю, что это ошибка. В данном случае предположение о независимости, которое обосновано для экологии, не оправдано.
Человек принимает важные решения и выполняет их, используя картину мира и иногда дополняя её специально собранными знаниями. При этом он стремится максимизировать критерий удовольствия (прибыли в экономике). Видимо, в кратковременной памяти, имеющей удивительно малый объем (5-9 смысловых образов), происходят процессы решения нестандартных задач и принятия нестандартных решений (Линдсей и Норман, 1974). Это приводит к тому, что выбор важных решений в незнакомой области примитивен и часто ошибочен.
Прежде всего не хватает информации, и люди, как правило, не прилагают серьёзных усилий, чтобы её собрать (Дракер, 2008).
Традиция в подобных случаях велит обращаться к знающим людям, экспертам (врачам, юристам, родителям и т. п.), избегая при этом непрошенных советчиков и не доверяя последним. Знающий человек напоминает экспертную систему, мощь которой определяется базой знаний, а не машиной вывода. Эксперты хранят в долговременной памяти очень большое количество единиц информации (чанков) в специально организованном виде. Количество таких чанков для одной области деятельности может составлять от десятков тысяч до 1 млн. (Simon, 1974). По мнению Саймона, необходимо не менее 10 лет для того, чтобы стать экспертом в некоторой области.
Задачи, которые приходится решать человеку, по существу трудные, даже при наличии необходимых данных и вычислительной машины. Человек перебирает варианты, оценивает их полезность (неудовлетворительный, безразличный, удовлетворительный) до тех пор, пока не найдёт удовлетворительный, и осуществляет его (Саймон, 1972). Человек использует две стратегии: быструю и медленную (Канеман, Словик, Тверски. 2005: Канеман, 2013). В первом случае используются эвристические методы, упрощения, обычно быстро дающие удовлетворительные результаты, но не гарантирующие от ошибок и не всегда приводящие к цели.
Даже важные решения зависят от эмоциональной окраски сопутствующих обстоятельств.
Медленное мышление полезно в особых, редко встречающихся случаях, когда нужно решить задачу в незнакомой человеку области, а рядом нет хорошего специалиста, чьим советом можно воспользоваться. Сейчас, когда окружающая человека среда быстро меняется, такие случаи участились. Видимо, результаты медленного мышления довольно скромные.
Канеман приводит множество примеров типичных ошибок, порождаемых как быстрым, так и медленным мышлением. Например, прогнозы финансовых директоров крупных корпораций почти никак не связаны с действительностью.
В России в первые два года разоряются до 75-80% новых малых предприятий. Половина выпускников высших учебных заведений работает не по специальности. Половина браков через пять лет распадается.
Саймон пишет: "Возможность человеческого ума формулировать и решать сложные проблемы очень мала, по сравнению с значением проблем, решение которых необходимо для объективно рационального поведения в реальном мире или даже для разумного приближения к такой объективной рациональности" (Simon, 1957).
Автор настоящей статьи находит, что человеку скорее подошло бы название H. instructus, чем H. sapiens.
Малый объем оперативной памяти прямо указывает на низкую эффективность логических рассуждений. О том же говорит тот факт, что люди, как правило, не используют карандаш и бумагу или вычислительную машину, принимая важные решения.
Чтобы выжить, видимо, полезнее накапливать знания и опыт, следовать традиции, задавать вопросы, а не рассуждать.
Все сказанное не относится к научному мышлению, в котором рациональность, понимаемая как внутренняя непротиворечивость, является важным критерием. К сожалению, учёные тоже люди и ничем не лучше простых смертных. Среди них много карьеристов и попадаются жулики.
Принятие решений усиленно изучается в связи с экономическими вопросами. Хороший обзор выдвинутых в этой области теорий принадлежит Поповой и Синявской (2011).
Из обзора, в частности, следует, что семья принимает решение коллективно. Члены семьи стремятся к справедливым решениям, но понимают справедливость по-разному. Часто опрашиваемые индивиды наиболее справедливым решением считают то, которое приносит им наибольшую выгоду, но часто и то, которое приносит равную выгоду. Христианское поведение, т. е. стремление в первую очередь удовлетворить нужды ближнего, встречается редко.
Человек крайне легко поддаётся убеждению.
Аронсон и Пратканис (2003) отлично показали беспомощность человека против средств массовой информации. Современный человек до мозга костей материалист. Даже информацию он считает материей и, скорее всего, напрасно. Винер писал: "Информация - это не материя и не энергия, информация − это информация". В Новое и Новейшее Время к традиционным источникам информации (ДНК, семья, малая группа, опыт) добавились новые (школа, художественная литература, радио, кино, телевидение, интернет). Современный человек − это кукла в руках правящей группы, которая руководствуется личными интересами и равнодушна к его нуждам, хотя её представители и борются между собой за голоса избирателей. При этом человека успешно убеждают, что он свободно самореализуется и как никогда счастлив. Интересно, что поставщики ложной информации и сами становятся её жертвой. Убеждая других, они убеждают и сами себя.
В последнее время увеличился интерес к групповым решениям. В частности, к решениям на уровне семьи и домохозяйства.
Человек не заботится о непротиворечивости своего поведения
"Ум человеческий ограничен, глупость беспредельна" (Вольтер).
Социологи пытаются выяснить представления людей о причинах, определяющих решения о рождении детей. Для этого в последнее время проводятся опросы населения.
Например, в списке, предложенном Саралиевой и Балабановым (2007), опрашиваемые жители (подростки, матери дошкольников, матери подростков и бабушки) отнесли к важным и очень важным причинам деторождения в 85-87% случаев эгоистические побуждения. Неэгоистические побуждения получили меньшую поддержку, и их нельзя уверенно отнести к альтруистическим. Так же выяснялись причины отказа от рождения детей. Получены сходные результаты. Явно эгоистические побуждения поддерживаются в 63-64%. В обоих случаях экономические соображения приводились редко.
В то же время москвички сообщают, что хотели бы иметь двух детей, но в качестве причины отказа от деторождения, ссылаются на трудности материального характера: жилищные трудности, неуверенность в завтрашнем дне, материальные трудности, большую занятость на работе, стремление достичь успехов в работе, сложности во взаимоотношениях в семье, стремление должным образом вырастить и воспитать уже имеющегося ребёнка, стремление интереснее проводить досуг, стремление реализовать себя в других сферах жизнедеятельности, неудовлетворительное состояние здоровья, отсутствие работы, трудности в уходе за имеющимися детьми. Помехи перечислены в порядке частоты их упоминания и оценки их значения в ответах на вопрос "Если бы Вы хотели иметь детей больше, чем собираетесь, то, что и в какой степени мешает Вам иметь желаемое число детей?" (Опрос 2004 года, проведённый центром социального прогнозирования, руководитель Рыбаковский Л.Л.). Опрошено 600 женщин в возрасте до 40 лет. С моей точки зрения, результаты опроса так же свидетельствуют о нежелании жертвовать своими интересами ради детей, т.е. об эгоистических корнях отказа от деторождения. Наибольшее препятствие к рождению детей - теснота, которая мешает иметь желаемое число детей 43 процентам женщин, а стремление интереснее проводить досуг - 22 процентам. Я не нашёл в научной литературе опросов детей. Вряд ли они часто высказывали бы претензии к родителям, которые обрекли их на некомфортную жизнь вместо небытия.
К материальным факторам можно отнести только часть фигурирующих в результатах опроса причин, и, в первую очередь, именно "материальные трудности".
Под материальными трудностями опрошенные женщины, видимо, имеют в виду недостаточные доходы, поскольку деньги в современной России позволяют решить все проблемы1.
Приблизительно к таким же выводам приводит рассмотрение обсуждений на форумах в Интернете вопросов деторождения. Например, участники обсуждения темы "Зачем выходить замуж? Зачем рожать детей?" на сайте Women.ru не аргументируют свои точки зрения. Высказываются кратко. Не ссылаются на авторитеты. Это исключает использование формальных процедур анализа. Приходится опираться на подсознательную способность понимания родного языка. Это неизбежно приводит к некоторой субъективности анализа.
За рождение детей высказываются 74%, из них 4% − только при удачном замужестве.
Против рождения соответственно 26%, из них 18% − за исключением случая особенно удачного замужества. В поддержку своей точки зрения женщины в 68% случаев приводят эгоистические соображения. Моральные соображения приводят только сторонницы деторождения. На религию ссылается одна участница.
Экономические трудности рассматриваемой группой почти не упоминаются.
Участницы форума "Третий ребёнок" думают иначе. Мнения участников обсуждения вопроса рожать или не рожать зачатого по недосмотру третьего ребёнка распределяются следующим образом. За рождение высказываются 78% участников, против − 22%. Среди последних одна женщина советует аборт из страха осуждения окружающими. Эгоистические соображения приводят 64% участниц обсуждения, альтруистические - 36%. Участники, считающие нужным рождение, опираются на религию в четырёх случаях, упоминают Бога трижды.
Полученные результаты указывают на равнодушие людей к общественной пользе и подтверждают указанное выше положение о подчинении поведения гедоническому критерию.
Данным социологов отчасти противоречит перинатальная психология. Возможно, потому, что в данном случае исследователи работают с беременными женщинами, отвечающими на вопросы о рождении детей на специфическом гормональном и эмоциональном фоне.
Добряков (2010) пишет: "...психолог должен учесть, что ответы на прямые вопросы, задаваемые мужчине и женщине на эту тему, далеко не всегда объективно отражают реальность, а нередко могут вводить в заблуждение или быть неверно истолкованы".
С. В. Трушкина сообщает, что при опросе беременных женщин о мотивах зачатия, они обычно называют несколько мотивов, но только один из них основной. В 80 % случаев основным мотивом зачатия они считали выполнение женского долга ("женщина должна иметь детей!"). (Трушкина, 2003). Нужно отметить, что слово "долг" почти не встречается в лексиконе современников, рассуждающих о рождаемости.
В перинатальной психологии принято деление мотивов на конструктивные (связанные с чувством любви) и деструктивные. Сопутствующими побуждениями, в первом случае, бывают: стремление к бессмертию путём повторения себя и предков в ребёнке, выражение благодарности мужу за счастье, которое ребёнок доставляет, желание творчества (рождение и воспитание хорошего человека). Мотивы, связанные с религией, и здесь не упоминаются.
Во втором случае женщина стремится к различным целям: вынудить любовника жениться,
укрепить отношения в семье ("привязать" к себе, вернуть мужа, предотвратить его уход и т. п.), родить "назло", родить, "чтобы был хоть один близкий человек", чтобы было о ком заботиться, заменить ребёнком утраченного близкого человека, изменить социальный статус, "быть как все", показать родителям собственную взрослость, вынудить родителей смириться с браком, выполнить настойчивую просьбу родителей о рождении внука или внучки, родить "для здоровья" (нередко по совету врача), получить материальные выгоды (пособие, алименты).
Из приведённых данных следует, что люди по-разному определяют ценность: 1) ,абстрактного ребёнка, которого можно зачать, родить и воспитать или обойтись без него, 2) зачатого ребёнка от которого можно сравнительно безболезненно избавиться, 3) сына или дочь к которым они привязаны2. В этом, конечно, нет ничего удивительного, но молодые люди об этом обычно забывают.
Большинство женщин и мужчин принимают решение о зачатии и сохранении случайно возникшей беременности потому, что надеются, что дети принесут им радость, счастье, т.е. из эгоистических соображений. Эти решения плохо обоснованы, особенно в случае первого ребёнка. Сделанный аборт может нанести рану, незаживающую всю жизнь; оставленный в роддоме ребёнок вряд ли будет счастлив.
Обнаружено, что в Венгрии 91% бездетных женщин старше 45 лет считает, что ошиблись, отказавшись от радостей и забот материнства. Более того, женщины, ограничившиеся рождением одного ребёнка, в 71% случаев жалеют, что не имеют больше. Женщины с двумя детьми обычно думают, что поступили правильно (78%), но среди оставшихся 22% больше тех, которые хотели бы иметь больше детей (18%) и только 4% − меньше. Приблизительно так же думают пятидесятилетние мужчины (Kamarás, 2003).
Действительно, полноценные семьи, имеющие детей, в среднем счастливее других категорий (бездетных, сожителей, разведённых, никогда не состоявших в браке) (Kohler et al., 2005; Angeles, 2010; Baetschmann et al., 2012; Herbst a. Ifcher, 2014).
В России пик удовлетворённостью жизнью достигается при большем числе детей, чем на западе Европы.
На основе аккуратного статистического анализа больших выборок получены заслуживающие доверия результаты.
Таблица 6
Отклонение от базового уровня удовлетворённостью жизнью (счастья)
(Англия, Angeles, 2009)
|
Супруги |
Мужья |
Жены |
Супруги моложе 30 |
Супруги старше 30 |
Супруги моложе 50 |
Один ребёнок |
0,017 |
0 |
0,034 |
0,118 |
0,024 |
0,034 |
Два ребёнка |
0,074** |
0,061 |
0,083 |
0,108 |
0,093** |
0,112** |
Три ребёнка |
0,197*** |
0,138* |
0,246** |
0,128 |
0,231*** |
0,247*** |
Четыре и более |
0,184* |
0,131 |
0,239 |
0,619 |
0,158 |
0,229** |
R2 |
0,6 |
0,6 |
0,59 |
0,69 |
0,60 |
0,60 |
Шкала оценок 1-7. Максимальная оценка удовлетворённости − семь. R − коэффициент корреляции. *, **, *** Уровень возможности ошибки 10%, 5%, 1%.
Эффект наличия троих детей для родителей, состоящих в законном браке, соизмерим с эффектом брака (0,178***). Оптимальное число детей трое.
Заметим, что приведённые данные, в общем, согласуются с ретроспективными оценками прошлых решений и не согласуются с мнениями женщин, господствующими в обществе.
Благодаря длительным исследованиям самооценок уровня счастья показано, что интегральные самооценки уровня удовлетворённостью жизнью, счастья выше у людей, состоящих в браке и имеющих детей. Эти показатели начинают возрастать относительно среднего уровня задолго до родов и медленно понижаются после родов, пока снова не достигнут среднего уровня.
У потенциально плохих родителей счастье маловероятно, но люди редко оценивают себя объективно. Людям, кроме того, свойственно надеяться на успех даже в тех случаях, когда он маловероятен (игра на рулетке, участие в лотереях). Рождение ребёнка − это часто единственно доступный способ сделать доброе дело, а большинство нормальных людей предпочитают делать добро.
Заканчивая тему принятия решения о рождении ребёнка, напомним читателю, что человек действует, опираясь на свою картину мира, а не на действительность. Действительность специалисты (в данном случае демографы) отождествляют с научными представлениями.
В данном случае представления не специалистов отличаются от представлений специалистов. Наука (благодаря успехам естественных наук) обладает большим авторитетом. Демографы могут убедить людей в том, что брак и дети приносят людям счастье. Посмотрим, что можно сделать в этом направлении.
Ядро картины мира человека, по всей видимости, представляют недоказуемые метафизические представления, определяющие смысл жизни. До недавнего времени эти представления в Европе определялись христианством. Формы христианства в различных частях Европы и Мира различаются прочтением канонических текстов. Например, известные высказывания апостолов Павла и Иакова о вере и делах. Теологи и святые добивались правильного прочтения, устраняющего кажущиеся противоречия. Результат - вера без дел и сколько-нибудь значительные дела без веры невозможны.
С точки зрения невежественного мирянина, каким является автор, различия догматики между православием и католичеством незначительны. Протестантизм дальше отошёл от первоисточника и разбился на множество разновидностей. Все же введённое марксистскими социологами и применяющееся при опросах деление людей на верующих в Бога и вечную жизнь и неверующих − грубо, но полезно.
Более глубокие различия наблюдаются между практикой православных, католиков и протестантов. Автору кажется, что по этому критерию православная Церковь имеет существенное преимущество. Ничем похожим на крестовые походы, инквизицию и охоту на ведьм православная Церковь себя не запятнала.
Было бы полезно связать догматические различия с поведением носителей различных религий, но это непосильная для автора задача. Автор видит пропасть между христианами и светскими гуманистами в сфере семейного поведения и ограничивается рассмотрением этих двух не вполне однородных внутри себя групп. Кроме теизма и атеизма эти группы отличаются опорой на авторитет или на собственные индивидуальные домыслы.
Убеждённые и популярные атеисты, как правило, талантливые писатели, но не учёные. Например, Доккинз − профессор отдела популяризации науки Оксфордского университета, кроме пропаганды атеизма попытался сделать вклад в науку, утверждая, что единицей отбора является ген. Эту попытку нельзя признать удачной, если рассматривать её с научной точки зрения. Однако книги Доккинза становились бестселлерами и переводились на многие языки, или Морисс не добившийся успехов в биологии, но получивший известность как художник-сюрреалист, телеведущий и писатель.
Солидные учёные обычно склоняются к агностицизму или деизму. Например, Эйнштейн, Гинзбург.
Претензии гуманистов на исключительную научность не оправданы. На науку (естественное откровение) опираться и богословы,
Последнюю тысячу лет Христианские Церкви определяли рождаемость в Европе. Это происходило в два этапа. На основе Священного писания выводились правила жизни христианина. Светская власть и общество мирян принуждали людей соблюдать эти правила жёсткими методами.
Можно утверждать, что в Средневековье и в начале Нового времени подавляющая часть европейцев соблюдала заповеди христианства. Это подтверждается тем, что население росло, несмотря на эпидемии, частые неурожаи, войны и эмиграцию.
В Новое время картина мира среднего человека начала быстро меняться. Принято видеть первопричину этого процесса в просвещении. Однако Церковь и родители просвещали детей и раньше. Церковь внушала людям представление о необходимости нравственного поведения. Родители либо сами учили подростков производственным навыкам, либо посылали их учиться ремеслу и грамоте. Сейчас школа и современные родители заняты развитием интеллекта. Мастера массовой информации и дезинформации зарабатывают деньги и поставляют на рынок всё, что можно продать. Здесь не место рассуждать о причинах изменения картины мира. Нам достаточно определить влияние этих изменений на рождаемость. Будем считать, что зоны правил жизни в картине мира среднего человека достаточно хорошо выражаются учением Церкви в прошлом и манифестами светских гуманистов в настоящий момент.
В истории можно проследить тенденцию перехода авторитета от традиции к религии, философии и, наконец, к собственному разуму. В свете того, что было сказано выше об умственных способностях человека, этот переход вряд ли можно считать прогрессом. Религии проверены временем. Они обеспечивают жизнь. Группы, принявшие не совместимую с жизнью мораль, обречены на вымирание.
Наиболее существенные признаки картины мира религиозных людей связаны с представлениями о Боге и загробном существовании. Они верят, что вселенная управляется благой, неподлежащей закону причинности силой ("Всё в мире имеет свою причину, первопричину всего мы называем Богом", − писал Фома Аквинский), верят, что человек состоит из тела и души. Душа бессмертна. Её существование зависит от отношения потомков к усопшему - культ предков; от праведности жизни покойного - великие религии, возникшие в Осевое время3.
Православные, католики и протестанты осуждали внебрачные половые связи (разврат). Чтобы избежать разврата, людям предлагался выбор между целомудрием и церковным браком. Расторжение брака осуждалось. Половые сношения мужа и жены на стороне, так же как связи холостых мужчин с замужними женщинами и девушек с женатыми мужчинами (прелюбодейство) сурово осуждались. К половым сношения незамужних женщин с холостыми мужчинами относились терпимее, как и к сношениям во время постов лиц, состоящих в браке. Изгнание плода приравнивалось к убийству.
Можно утверждать, что в Средневековье и в начале Нового времени подавляющая часть европейцев соблюдала заповеди христианства. Рождаемость была очень высокой.
Светские гуманисты в Бога не верят, в загробную жизнь тоже. Верят в человека, в то, что новое лучше старого, не интересуются вселенной, информацию считают материей. Высшей ценностью провозглашают свободу, отбросив равенство и братство из лозунга своих предшественников времён первой французской революции.
В интересующей нас области (сфера воспроизводства) светские гуманисты провозглашают следующие положения: люди должны иметь право по своему выбору создавать семью, согласно со своими вкусами. Каждый отдельный человек должен пользоваться правом свободного выбора спутника жизни, если он вообще хочет его иметь, и самому определять, когда и сколько иметь детей. Должно быть обеспечено право людей растить собственных или приёмных детей или вообще не иметь семьи. Специально оговариваются равные с другими права гомосексуалистов, бисексуалов и транссексуалов.
Светские гуманисты выступали и выступают за узаконивание разводов и абортов. Срок, когда аборт может производиться, беспрепятственно определяется отсутствием нервной системы. Светские гуманисты поддерживают программы планирования семьи. Авторы манифеста утверждают: "Родителям не следует навязывать детям собственные религиозные представления или моральные ценности, стремиться внушить детям определённые взгляды". Эту задачу, по-видимому, берут на себя светские гуманисты, убеждая их при этом, что они сами выбирают свой жизненный путь.
Светским гуманистам очевидно, что вера в себя укрепляет положение человека в мире и ведёт к осмысленной, плодотворной жизни.
Светский гуманизм возник в период Возрождения и прочно утвердился в Европе во второй половине XX в. в сравнительно благополучный период европейской истории.
Мне кажется, что формально нельзя говорить о нравственности идеологии светского гуманизма. Мораль, нравственность всегда связаны с ограничениями свободы, а светские гуманисты провозглашают свободу высшей ценностью. На практике они не заботятся о логической непротиворечивости своего учения. К примеру, не возражают против пожизненного заключения. Их нравственность обычно если и отличается от среднего уровня, то не в лучшую сторону. Либертаристы утверждают, что "любить ближнего не обязательно".
Светский гуманизм представляется мне крайне плохо обоснованной идеологией, обслуживающей правящую группу (чиновников высокого ранга и очень богатых людей). Сила этой идеологии обусловлена силой правящей группы (обладателей больших денег), которую она обслуживает. Здесь не место для развёрнутой критики этой идеологии. Наша задача показать, что многие люди ведут себя в соответствии с положениями светского гуманизма и доля таких людей расширяется.
Вера в Бога − расплывчатое понятие. Понятие веры занимает очень большое место в Божественном Откровении. Иисус Христос говорит о вере и о силе веры. Говорит о том, что вера творит чудеса. Современная наука не отрицает гипноза и эффекта плацебо. Вера Епископа Луки (Войно-Ясенецкого) и вера современных рядовых мирян, отвечающих положительно на вопросы социологов, не одно и то же.
Бог, в которого не верят атеисты, и Бог, в которого верил Григорий Палама ("Бог выше всего, что человек может о нем воспринять. По собственной воле Бог выходит из своей неприступности и является человеку. Человек обладает способностью выхода из себя, то есть восприятия Того, Кто выше его".), или Иоанн Дамаскин ("Бог бесконечен и непостижим и собственно единственное, что нам дано понять, − это его бесконечность и непостижимость") имеют между собой мало общего.
Верующими называют себя принимающие безоговорочно символ веры, а также принимающие только нравственность христианства, и, наконец, верующие в то, что происходящее во вселенной имеет смысл.
Приблизительно то же можно сказать о вере в бессмертие. Часть верующих понимают его по Апокалипсису, другая часть − как переселение душ, автор − как продолжение рода и бессмертие ДНК.
Приходится пользоваться тем, что есть в социологической литературе..
Историки изучают распространённость веры в Бога и бессмертие во времени.
Оскудение веры отмечается в поздней античности и сопровождается сокращением численности этнических греков и римлян. Я писал об этом раньше (Семевский, 2010) и не хочу повторяться. Замечу только, что содержание периферии картины мира древних греков и римлян, с одной стороны, и современных людей − с другой различно. Например, в поздней античности гелиоцентрическая система была вытеснена геоцентрической. Сейчас снова принята гелиоцентрическая система. Вряд ли наука имеет отношение к распространению неверия.
Много веков христианство господствовало в Европе. С Возрождением начинается распространение гуманизма. Приблизительно с конца XVII в. вера правящей группы заметно оскудевает. На западе Европы вытеснение религиозного сознания светским гуманизмом ускоряется в XVIII в., но в начале века оно едва заметно выражается в деятельности и популярности Вольтера и энциклопедистов. В XIX в. процесс распространяется на более широкие слои населения, что, возможно, связано с популяризацией гуманистами работ Сен-Илера, Ламарка, Дарвина. В XIX в. семейное право смягчается, что отражает снижение авторитета религии как источника права в господствующих группах. В XX в. уменьшение доли верующих в Бога и загробную жизнь отмечается статистикой. Сейчас приблизительно половина населения Европы в Бога и загробную жизнь не верит (Norris a. Inglehart, 2004).
Процесс вытеснения по смыслу S-образный или циклический. Если судить по изменению рождаемости, то перегиб имеет место на территории Франции в конце XVIII в., на территории Англии − в начале XVIII в. (Кузовков,2010). Намёк на оживление веры заметен на границе XX и XXI веков.
Особый интерес представляет Россия. Здесь в 1917 г. власть перешла к гуманистам марксистского толка. В России едва заметное падение религиозности, судя по общественным движениям (вольтерьянство, масонство, просветительство, нигилизм) началось в XVIII в. С середины XIX в. доля лиц, нарушающих заповедь полового воздержания во время Великого Поста (Миронов, 1999), увеличивается. Все же перед приходом к власти коммунистов число верующих превышает 80%. К концу коммунистического периода эта доля упала до 30%, но в самом конце отмечено некоторое оживление веры. В 1995 г., когда люди на опыте узнали, что представляет собой светский гуманизм, верующими себя назвали 50% граждан России. Сейчас по данным фондов "Общественное мнение" и "Среда" верят в Бога 82 % граждан4. Это отнюдь не та вера, которая сдвигает горы, но все же вера.
Рождаемость европейцев меняется с запаздыванием по отношению к распространению неверия в правящем слое народа. Во Франции падение начинается раньше всего и за три века (XVIII, XIX, XX) распространяется на всю Европу. Этот процесс приблизительно повторяет изменения религиозности. Однако в это же время в мире менялось многое, и отсюда можно сделать только тот вывод, что предположение о падении рождаемости, как следствии изменения ядра картины мира не противоречит наблюдениям.
Сейчас положения светского гуманизма, имеющие отношение к рождаемости, в значительной мере приняты населением Европы.
В 1994 г. немного больше половины европейцев (56%) одобрительно или, по крайней мере, терпимо относятся к сожительству и добрачным половым отношениям, допускают изгнание плода, не осуждают половые извращения, часто разводятся (Интернациональной опрос по Социальной программе, ISSP, 1994: Семья и изменение гендерных ролей).
Поскольку всё это находится в противоречии с учением церкви и в согласии с положениями светского гуманизма, сделанная догадка слегка подкрепляется.
Христианские Церкви отличаются от других институтов, воздействующих на сознание людей тем, что передают учение, созданное не ради получения личной выгоды и обеспечивавшее жизнь в течение многих веков. Этим обусловлен их авторитет.
Создатели светского гуманизма довольно щедро оплачиваются правящей группой, и их учение за сравнительно короткий срок привело к падению рождаемости ниже уровня воспроизводства.
Светский гуманизм вытесняет религию, но не вытеснил её до конца. Это позволяет сравнить взгляды и поведение верующих и неверующих людей. Верующие принадлежат к различным церквям. Вера и поведение католиков, православных и протестантов различаются между собой, но здесь эти различия не будут рассматриваться, поскольку это сильно увеличило бы размер текста, а автор стремится сжать изложение.
Религиозных людей обычно делят на категории твёрдо верующих и только провозглашающих веру: воцерковленных и невоцерковленных, тех, у кого религия занимает большое и незначительное место в жизни. Религиозные люди противопоставляются смешенной группе агностиков и атеистов. Можно предположить, что воцерковленные люди и те, у кого религия занимает большое место в жизни, должны стремиться выполнять заповеди Евангелия.
Опрос итальянцев в 2000 г. дал следующие результаты. Сожительство считают допустимым 79% католиков и 96% агностиков и атеистов, развод соответственно 63% и 89%, гомосексуализм 38% и 63%, аборт 32% и 74% (Caltabiano, et al, 2006). В России весьма религиозные православные по пятибалльной шкале непринятия христианских ценностей характеризуются средней оценкой неприятия супружеских измен 4,65, а агностики и атеисты, т.е. светские гуманисты 3,61. Соответственно баллы неприятия сожительства 3,42 и 2,73, развода при наличии детей - 4,06 и 2,30, аборта, 4,65 и 2,25 (Синельников, 2005). Это прямо подтверждает выдвинутую гипотезу.
В Европе число детей на женщину 18-44 лет, в жизни которой религия занимает большое место, относится к такому же показателю для женщин, хотя и верующих, но у которых место религии в жизни незначительно, как 1,5 к единице у католиков, 1,4 у православных и 1,2 у протестантов (Frejka a. Westoff, 2006).
При усреднении по странам и исключении "немного религиозных" среднее число детей на религиозную женщину 1,28, нерелигиозную - 0,98 (Philipov a. Berghammer, 2007).
У христиан нет завета, прямо предписывающего брак и деторождение в отличие, например, от иудаистов, у которых подобный завет имеется ("плодитесь и размножайтесь"). Израиль, имеющий сходный с Европой уровень развития и благосостояния, отличается от неё высокой рождаемостью.
Эти данные показывают, что ядро картины мира влияет на репродуктивное поведение людей, живущих в условиях одинаковой внешней среды, но это влияние невелико и недостаточно для объяснения падение рождаемости, которое имеет место в настоящее время. Это как будто опровергает нашу догадку. Она, однако, получает поддержку, если мы рассмотрим приведённые результаты в совокупности. Человек склонен сурово осуждать людей за безнравственность и в то же время совершать безнравственные поступки, оправдывая их особыми обстоятельствами. Можно предполагать, что если бы религиозных людей сейчас было бы больше в правящей группе и в народной массе, то нарушение норм религиозной нравственности не было бы безнаказанным и вымирание прекратилось бы. Таким образом, предложенная догадка существенно подтверждается.
Наконец, наиболее веский аргумент в пользу моей догадки об определяющей роли ядра Картины мира в семейной сфере дают решительно изолирующиеся от давления окружающей среды и культуры согласия. Высокую рождаемость в христианской цивилизации в настоящее время сохраняют только небольшие закрытые согласия, подчёркивающие недопустимость отказа от деторождения, − амиши и гуттериты.
Здесь не будут рассматриваться вопросы истории и догматики, поскольку автор считает, преимущество православия в этих областях неоспоримым, и, кроме того, имеется сводка А.Л. Дворкина "Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования", с помощью которого читатель может удовлетворить своё любопытство.
Гуттериты занимаются сельским хозяйством.
Вера гуттеритов − это разновидность анабаптизма. Они принимают все его догматы, которые здесь нет нужды перечислять. Ограничимся правилами, имеющими отношение к рождаемости. До середины XIX века юноши и девушки сразу после крещения в 20 лет должны были вступать в брак. Старейшины предлагали девушке на выбор двух-трёх юношей, из которых она выбирала мужа (иногда выбор осуществлял юноша). Ограничение рождаемости ни в какой форме не допускалось. По достижении двух-трёх лет дети гуттеритов посещают детский сад, где приучаются к чистоплотности, хорошему поведению, молитвам. Затем поступают в школу, где изучают Библию, грамоту, логику, философию, историю. Из школьной программы полностью исключён "дарвинизм". Учитель подотчётен Богу, а не людям. Он должен быть образцом для учеников, а не только передатчиком знаний. Главные цели образования − развитие характера, нравственности, усвоение норм христианской этики, самоограничения и любви к ближнему (члену коммуны). Обучение заканчивается в шестнадцать лет, но отдельные юноши продолжают учение и получают образование, соответствующее университетскому уровню.
Гуттериты имеют очень высокую рождаемость. С 1880 по 1965 гг. их численность увеличилась в 38 раз. Их общины росли в середине ХХ в. со скоростью 4,12% в год (10 детей на семью). Сейчас скорость уменьшилась до 2,9% (5 детей на семью). Снижение произошло за счёт увеличения числа незамужних женщин и использования некоторых способов ограничения брачной рождаемости.
Базовый принцип их жизни: христианский коммунизм; общность имущества; регламентация фертильного поведения и изоляция от окружающего общества, которая в последнее время уменьшилась (появились радиоприёмники, телевизоры и ЭВМ, что привносит в общины элементы чуждой культуры). Выход из коммуны свободный, но при этом поддержка с её стороны, естественно, прекращается.
Преступность в коммунах отсутствует (Marlow, 1985). После середины XIX в. эта система несколько изменилась в сторону предоставления большей свободы в выборе спутника жизни (Дик, 1995).
Амиши также занимаются сельским хозяйством на недорогих землях.
Строго придерживаются традиций. Ортодоксальные амиши не фотографируются, не пользуются автомобилями, не летают на самолётах, не имеют ЭВМ, телевизоров, радиоприёмников, не следуют моде, не носят наручные часы и обручальные кольца, не пользуются машинами и сетевым электричеством. Горизонтальная организация согласия приводит к разнообразию поведения отдельных общин, и поэтому коротко описать это поведение трудно. Популяция амишей выросла с 125 тыс. человек в 1992 году до 231 тыс. человек в 2008 г. Ежегодный прирост составил 4%. Женщины имеют в среднем пять детей.
Здесь же следует упомянуть секты хлыстов и скопцов в России. Они являлись примером необыкновенно низкой рождаемости. Первая известна с XVII, вторая с XVIII вв. Секты проповедовали крайний аскетизм. У меня нет данных, насколько успешна была пропаганда первой секты. Скопцы по определению снижали рождаемость до нуля и, видимо, пропагандировали свою идеологию довольно эффективно.
В начале XX в. секта была достаточно многочисленной (около 10 тыс.) и богатой. Просуществовала она, естественно, недолго.
Мы ограничились рассмотрением христианских согласий. Однако естественные эксперименты рассмотренные выше представляются настолько ценными, что имеет смысл нарушить ограничения.
Хасиды - секта, примыкающая к ортодоксальному иудаизму, возникла в XVIII в. Они интересны тем, что доказывают возможность высокой рождаемости не только в сельской местности, но и в городе. Ядро картины мира евреев имеет ту особенность, что их Бог - национальный Бог. В иудаизме есть заповедь, обращённая к иудеям - "плодитесь и размножайтесь". Хасидские секты группируются вокруг цадика (праведника), который осуществляет связь между ними и Богом. Национализм помогает им сохранять единство, несмотря на разногласия. Национализм проявляется в редкости межэтнических браков (5%). При рождаемости 6-9 детей на семью − это не угрожает ассимиляцией. Взаимопомощь внутри общины дополняется подпиткой извне (Осипова, 2010). В отличие от гуттеритов и амишей хасиды не отказываются от помощи из любого источника, не отказываются от благ цивилизации и светского образования как дополнения к религиозному (Каббала, Тора и собственная литература), продолжающегося до 20 лет.
Хасиды сватаются через профессионального свата или сваху. Внебрачные отношения запрещены. Пользоваться услугами проституток запрещено. Холостяки осуждаются.
Отношения между хасидами и этносом, в котором они проживают, обычно натянутые.
Мормоны - секта, возникшая в XIX в. Мормоны причисляют себя к христианам, но не признаются таковыми христианскими богословами. Рождаемость высокая. В штате Юта, где позиции мормонов особенно прочные, наивысшая рождаемость в США. Догматика секты удивительно не солидна, история далеко не безупречна. Тем не менее, святые последних дней, как они себя именуют, действуют весьма успешно не только в северной Америке, но и во всем мире.
Мормоны утверждают, что отличаются от других христиан только подчёркнутым консерватизмом, идеальными семейными устоями, строгой нравственностью. Они против сребролюбия, лжи, эгоизма, утверждают ценность труда, учат уважать закон и быть лояльными по отношению к государству и правителям.
Не отказываются от службы в армии, участия в выборах, присяге в суде. Вообще стараются поддерживать хорошие отношения с государством, в котором живут.
Главные источники вероучения мормонов − "Книга Мормона" и Библия.
Мормоны придают семье и браку особое значение в божьем замысле спасения, полагают, что женщина может спастись только через своего мужа, считают, что семья может сохраняться после смерти. Главная религиозная деятельность ведётся в семье. Чем больше семья, тем лучше. Еженедельно мормоны проводят семейные вечера. Это − духовные уроки, угощение, игры.
Еженедельно мормоны проводят общие собрания, на которых мужчины большинством голосов принимают решения регулирующие жизнь прихода.
Решения, касающиеся всего согласия, принимаются на собраниях более высокого уровня.
Члены согласия вносят 10% от дохода в общий фонд. Денежные средства согласия весьма значительны. Около 30% земли и скота имеет статус "коммунальных", и доход с них идёт в Церковь, на строительство бесплатных домов, школ, дорог и прочие общие нужды.
Мормоны принимают все блага цивилизации и высоко ценят образование.
Родители должны воспитывать своих детей "в свете и истине".
Главной целью получения знаний является развитие в себе непорочного, просвещённого и благочестивого характера, но и экономические преимущества хорошего образования не сбрасываются со счетов.
Мормоны имеют свои школы, и даже университеты. В этих учреждениях, светское образование объединено с идеалами и религиозными принципами Церкви. Им также принадлежат несколько средних школ в Мексике, Тонге, Островах Самоа, Фиджи и Кирибати.
Как и члены других рассмотренных выше согласий, мормоны подчёркивают своё своеобразие. Мужчины носят белые рубашки и черные костюмы. Если в официальной церкви мормонов статус домохозяйки с характерными "женственными" атрибутами хранительницы очага - дань традиции, то в приходах фундаменталистов всё, что можно и нельзя делать женщине, жёстко регламентируется. Слабый пол носит тканные вручную платья длиной до щиколотки. Жёнам мормонов запрещается делать макияж, красить ногти, коротко стричь или распускать волосы. Подростков отлучают от церкви за прослушивание рок-музыки и добрачные связи.
Святые последних дней выступают за традиционные семейные ценности. Семья - это основная составляющая жизни мормона. Считают, что долг мужа − обеспечивать благосостояние семьи и спасение её членов. Жена должна родить детей.
Семьи получают поддержку от прихожан.
В обиходной жизни от мормонов требуется верить в целесообразность соблюдения и, естественно, соблюдать определённый кодекс поведения, который включает следующие ограничения: отказ от просмотра порнографии, употребления бранных слов и сексуальной активности вне брака; соблюдение обета верности в браке; полный отказ от наркотиков, табака, алкоголя, включая пиво; отказ от потребления психостимулирующих веществ и содержащих их продуктов (кофе, чая, газированных напитков и коктейлей); ограничение потребления мяса. Неспособность соблюдать эти запреты подразумевает необходимость исповеди у епископа, а сопротивление их соблюдению может повлечь за собой дисциплинарные меры вплоть до отлучения от общения.
Мормоны также крайне отрицательно относятся к таким вещам, как альтернативные стили жизни, контроль над рождаемостью, азартные игры.
Публичная критика высших властей сообщества не одобряется.
Оригинальное требование - наличие годового запаса еды. Указана даже норма: 180 килограммов зерна, 30 килограммов бобов, 7,5 - сухого молока, 10 литров подсолнечного масла, 30 килограммов сахара или мёда и 3,5 - соли.
Безбрачие осуждается. Отношение к разводу отрицательное, но терпимое. По данным самих мормонов только 6% храмовых браков заканчиваются разводом. По данным независимой статистики, мормоны разводятся реже, чем православные, католики и протестанты, Часто посещающих религиозные собрания насчитывается 12,7%, редко − 23,9%).
Допускают аборт, но только в случае серьёзной угрозы здоровью женщины и если беременность наступила в результате изнасилования и причиняет матери тяжёлые эмоциональные страдания. Даже в этих случаях аборт следует совершить только после консультации с местным председательствующим руководителем священства и получив через молитву Божественное подтверждение правильности принятого решения.
Рождаемость обычно выше пяти детей на семью.
В штате Юта естественный прирост на 1000 населения 12,8.
Все известные примеры сохранения группами высокой рождаемости опираются на веру в Бога и веру в бессмертие. Это достаточное веская поддержка выдвинутой догадки.
Во всех описанных случаях семья и дети занимают высшее положение в системе ценностей.
Согласия стараются ограничить воздействие внешней среды и усилить взаимодействие между своими членами.
Образование контролируется сообществом, и его целью не является получение дипломов и экономических выгод. Его основная цель − повышение нравственности отношений хотя бы внутри сообщества. Эта цель достигается. Жизнь внутри сообщества становится привлекательней жизни в окружающем мире.
Высшая мера дисциплинарного воздействия − исключение из сообщества.
Наблюдается похожая структура сообщества − семья, приход, община, согласие. Влияние на каждом промежуточном уровне контролируется как снизу, так и сверху.
Имеется нечто вроде униформы.
Силовые структуры отсутствуют. Преступность тоже.
Цели, которые ставили перед собой социалисты и коммунисты и не достигали которых, достижимы внутри небольших сообществ. Это поддерживает идею Солженицына о необходимости развития местного самоуправления. Положение Сартра "ад − это другие" становится здесь ложным.
Противостоять вымиранию возможно. Для этого нужно защищать право детей на жизнь, и правду.
Аронсон Э., Пратканис Э. Р., Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб., прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 384 с
Дик К.Дж. 1995. Радикальная реформация. http://www.blagovestnik.org/books/00204.htm#5 Добряков И.В. 2010. Перинатальная психология. Питер; СПб
Дракер П. 2008. Классические работы по менеджменту. М.: "Альпина Бизнес Букс", 220 с.
Канеман Д. 2013. Думай медленно − решай быстро. АСТ, 2013. 656 с.
Канеман Д., Словик П., Тверски А. 2005. Принятие решений в неопределенности: правила и предубеждения. Харьков: Гуманитарный Центр, 632 с.
Кузовков Ю.В. 2010. Неизвестная история. URL: www.yuri-kuzovkov.ru.
Линдсей П., Норман Д. 1974. Переработка информации у человека. М., Мир. 550 с.
Миронов Б. Н. 1999. Социальная история России периода империи (XVIII-начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб.: Дм. Буланин, 1-е изд. СПб.: Дм. Буланин, в 2 т., LX+548 с.; т. 2, 583 с.
Осипова| И. И. 2010. Хасиды: спасая народ свой
URL:chassidus.ru›history_of_chassidism/osipova/2.htm
Прочтено: 17.X.1915
Попова Д.О. и Синявская О.В. Теоретические модели принятия решений в домохозяйстве. SHTRO, Љ 14, Весна−Лето: URL: uisrussia.msu.ru›docs/nov/spero/14/N14_2011_08
Саймон Г. 1972. Науки об искусственном: Пер. с англ. - М.: Мир.
Саралиева З.Х., Балабанов С.С.. 2007. Ценность детей и инвестиции в детство. Cоциология Љ03-04, с. 112-122
Семевский Ф.Н. 2010. Введение в динамику численности популяций человека. [Электронный ресурс]:Библиотека Максима Мошкова. Журнал Самиздат. URL: http://samlib.ru/s/semewskij_fedor_nikolaewich/vvedenie_v_dinamiku_chislennosti_populiacii_cheloveka.shtml
Синельников А. 2005. Семейная жизнь и религиозность. ГКД: "demography.ru/articles"
Трушкина С.В. 2003. Исследование мотивов рождения ребенка у беременных женщин. Вопросы психического здоровья детей и подростков, Љ 2 (3), с. 21-25
Angeles L. 2010. Children and Life Satisfaction. J. of Happiness Studies,,v.11, Љ 4, pp. 523-538. Источник www.unav.es/.../Angeles_Felicidad-matrimonio...
Angeles L. 2009. Do Children Make Us Happier? URL: http://www.gla.ac.uk/media/media_110444_en.pdf.
Baetschmann G., Staub K. E., Studer R. 2012. Does the stork deliver happiness? Parenthood and life satisfaction. Univ. Zurich, Dep. Economics. Working Paper No. 94
Caltabiano М., Dalla Zuanna G., Rosina A. 2006. Interdependence between sexual debut and church attendance in Italy. Demographic research, v. 14, a. 19, pp. 453-484. Internet: http://www.demographic-research.org/Volumes/Vol14/19/
Frejka T., Westoff F. 2006. Religion, Religiousness and Fertility in the U.S. and in Europe. Working papers of the Max Planck Institute for Demographic Research, presented at Annual Meeting of the PAA in Los Angeles, WP 2006-013
Herbst С.M. a. Ifcher J. 2014. The Increasing Happiness of Parents Working Paper No. 2014-05-SCU-ECON Источник: http://www.scu.edu/business/economics/wpscue
Kamarás, F. 2003. Fertility preferences versus actual behaviour in Hungary. In: Kotowska, I.E. and Jozwiak, J. (eds.). Population of Central and Eastern Europe: Challenges and Opportunities. Warsaw: Statistical Publishing Establishment, pp. 165-188.
Kohler, H.-P., Behrman, J. R., and Skytthe, A. (2005). Partner + children = happiness? The effects of partnerships and fertility on well-being. Population and Development Review, 31(3):407-445.
Marlow E. 1985.Philosophy of hutterite education. Document resume, RC 015 501
Norris P., Inglehart R. 2004. McGuire Lecturer in Comparative Politics Institute for Social Research John F. Kennedy School of Government University of Michigan Ann Arbor, Harvard University
Philipov D., Berghammer C. 2007. Religion and fertility ideals, intentions and behaviour: a comparative study of European Countries. Vienna Yearbook of Population Research, pp. 271-305
Simon H. A. 1974. How big is a chunk. Science.
Simon. H.A. 1957. Models of Man: Social and Rational. New York: John Wiley and Sons Inc., 279 pp.
1 Следует отметить, что те женщины, которые материальных трудностей не испытывают, больше детей не рожают.
2 Родительский инстинкт не срабатывает у нескольких процентов родителей.
3 Нельзя сказать, что эти представления опровергнуты наукой. ДНК потенциально бессмертна и несёт информацию, часть которой точнее, чем понятием души, трудно определить. Физикам лучше знать, могут ли они определить причины происходящего во вселенной, лучше, чем Блаженный Августин "Бог выше всяких определений". Автор верит Планку, который говорил, что религия не противоречит науке, а дополняет её.
4 Мне эта оценка представляется завышенной.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"