Листья яблонь в палисаднике мокрые, а стволы резко черные - идет дождь. Капли стекают по стеклу, а с той стороны, из квартиры, к нему прижалось лицо. Нос расплющился, а язык бессмысленно высунут. Это Веталь, он смотрит на мир.
ВЕТАЛЬ ШУБИН И ПЕРДОБАНК
Он пишет по бетонной стене черной на конце обугленной палкой. Пишет "Веталь + Люба = " и дорисовывает сердце. На самом деле есть только сам Веталь и стена, а Любы никакой нет. Он ее придумал. Это о будущем. Там все будет. И институт, и Люба. Веталь пойдет осенью поступать в институт. Он сдаст экзамен на отлично. Как он школу закончил экстерном.
--Я школу закончил экстерном.
Все во дворе знают. Но у Веталя много секретов.
Пустырь, бетонная стена, едва дымятся угли. Круг седых углей - здесь был костер. Чуть ветер задует и уголья вспыхивают янтарем. Веталь идет домой. За забором гремит товарняк. С блеклого неба рыбьим глазом глядит солнце. Июнь, в воздухе мошки.
Возле родной хрущовки, напротив палисадника, под согнутой яблоней - скамейка с алкоголиками. Они играют в домино. Общаются. Рыжий дядя Егор оттягивает на себе ворот футболки. Крестик на волосатой груди.
--Православное христианство всегда было традиционной верой нашего народа, - отпускает ворот и смотрит на собеседника, будто пояснил ему, дурачку, сколько будет дважды два.
На улице жарковато, а в парадном - прохладно. Веталь проверяет почтовый ящик. Между первым и вторым этажом. Раньше он регулярно поджигал. А потом они с папой стали выписывать газеты и поджоги прекратились. Отец, Николай Витальевич, любит читать газеты. Сейчас он дома.
Веталь позвонил в дверь, но ему не открыли. Тогда он своим ключом. У него и бати по ключу. Добротные, из нержавейки. Есть еще и третий, постоянно хранится в банке с солидолом. Этот запасной.
Дома было пусто - батя лежал под кроватью. Глухо донеслось оттуда:
--Обед в холодильнике!
Веталь поставил на стол кастрюлю холодного фасолевого супу, взял ломоть хлеба и консервным ножом взрыл жестяную крышку на банке с консервированными бобами. В томатном соусе. И брикет горохового супу вприкуску. Начал есть.
--Не чавкай! - тихо крикнул отец из комнаты, лежа под кроватью.
--Это я от вкусноты! - ответил Веталь, - Вкусно!
Отец что-то там проворчал. Вообще он был неплохой, но с придурью. Веталь поел и отправился в комнату играть на приставке. Он постоянно ездил на радиобазар и менял картриджи. Это была старая приставка и картриджи к ней стоили дороже, чем современные диски. Веталь подходил к раскладке и просил продавца показать ему то одну, то другую игру. На десятой терпение продавца заканчивалось и он спрашивал:
--Ну так ты будешь менять?
Он знал, что Веталь не покупает, а меняет. Обмен стоит десять гривен. Один раз Веталь попросил показать ему сразу пять картриджей. Не поставить в тестовую приставку, а в руках подержать - посмотреть на обложки. Там было по несколько игр на картридже. И Веталь так интересно вертел картриджи, так пристально их разглядывал, что когда шел с базара, то нес с собой два картриджа вместо одного. Второй он взял бесплатно. А что, у них и так много. Они на нем, Ветале, наживаются. Имеет право. Радостный Веталь зашел еще тогда в гастроном неподалеку и купил стакан соку. Яблочного. Была жара, а сок ее осадил. Хорошо.
И вот Веталь сел играть на приставке. Он сидел перед телевизором на табуретке, а на табуретку клал для мягкости подушку. Это было как в дорогом кресле. На экране прыгал человечек. Веталь глядел туда сосредоточенно. И дергал джойпадом. Бывало, так дергал, что приставка двигалась и отходил шнур питания. Тогда все сбивалось. И Веталь кричал дурно. Мог при этом бросить тапок или яблоко, если ел. Однажды яблоком разбил так окно. А если что-то в игре не получалось, то выключал и говорил:
--Я не в форме.
Иногда и такое случалось. Он ведь не чемпион. Он ведь только ученик чародея. Ничего, вот йогой позанимается и будет играть то что надо. Есть такая штука, йога. Если ее освоишь, то можешь спать на гвоздях. А еще спать в гробу на глубине пяти метров в течении тридцати дней. Потом тебя выкопают и ты встанешь и скажешь:
--Как огурчик!
И все изумятся. Может быть, будут даже киношники. Они падки на сенсации. Да, киношники обязательно будут. Если им до этого позвонить. И приедет особый фургон с аппаратурой. Этим Веталь займется ближе к осени.
Тут его разобрало. Веталь встал, подошел к баллону, который стоял в углу. От баллона вела гофрированная трубка. Веталь приспустил штаны и сунул трубку себе в жопу. Начал традиционно напевать, раскачивая головой:
--Из меня выходит газ, надевай противогаз!
Так он повторял, пока все не вышло. Закрутил на баллоне вентиль. Там была двусторонняя система. Второй такой баллон, по соображению Веталя, полный, лежал в кладовке. Стратегическое оружие номер 1.
Идея создать Пердобанк пришла к Веталю во сне. Там он боролся с пришельцами при помощи огнемета, который заряжался натуральным способом. Примерно в то же время Веталю начало казаться, что пришельцы потихоньку осваивают Киев. Он видел их в метро и на улице. А они даже не догадывались, что он их распознаёт. Одевайте свои черные зеркальные очки, перемигивайтесь по-особому, чешите носы - бесполезно. Веталь ведает.
Есть три признака, два можно назвать. Жует мятную жвачку (чтоб отбивать свой инопланетный запах, исходящий изо рта), держит левую руку в кармане вот так, с торчащим наружу большим пальцем, а вот третий признак - большой секрет. Привет!
Но все это до поры, до времени - их инопланетные планы захвата нашей планеты. Когда будет совсем невмоготу, Веталь решится. Он поставит на карту жизнь свою и употребит супер-убийственный-натуральный газ, чтобы уничтожить противника раз и навсегда, одним махом. Это будет. А пока...
ВЕТАЛЬ И МОНАХ
Возле озера раньше были пустыри. Трава на песке, ивы, гадкие сосенки с рыжими кривыми стволами, будто из оплавленного пластилина. Потом туда приехал подъемный кран. Привезли бетонные блоки. Общественности было сказано, что на этом месте много лет назад был монастырь. И что потом его взорвали большевики - им нужен был на том месте пустырь.
Монастырь возродили. Там жили одни мужчины. Появилось натуральное хозяйство. Они выращивали овощи и разводили пчел. Среди молодых плодовых деревьев и кустов жимолости поставили ряд коробов - ульев. Подле них часто ходил особый монах, в широкополой шапке, с которой свисала защитная сетка, такая густая, что не видно было лица. Еще он был в грубых холщовых рукавицах.
Веталю захотелось того меду. Сначала он думал пойти и так попросить.
--Дайте ради бога.
Но монахи бы, наверное, не дали. Они продавали мед. Они его увозили неизвестно куда. Может быть, на кондитерскую фабрику. Иначе как же делают торт-медовик?
Уже неделю Веталь хотел меду. Но отец ему не покупал. А чтобы отбить сыну охоту, Николай Витальевич даже в подробностях живоописал, как именно пчелы вырабатывают мед.
Случайно Веталь наткнулся на статью в газете. Обычно он читал там только криминальную хронику и про спорт, а тут - совершенно случайно, говорю же. Написано в статье было, что процветает такой возрожденный монастырь или скит - Веталь толком не понял, он в это время пытался засунуть себе в рот кулак, и от усилий у него ум за разум заходил. Тужился - пыжился - покраснел! Вот так, слюнявый кулак! Вот так!
Но - в глаза бросилась золотой тьмой, теплой, занозой в душу - фраза о меде. И ведь в статье указан район, где находится сие медовое учреждение. Веталь кулак изо рта вытащил и стал мечтать.
А на другой день утром проснулся и собрался ехать за медом, но задержался до полудня. Были важные дела. Намедни прочел он объявление на фонарном столбе, что скупаются волосы, и указан телефон. Веталь телефон тот запомнил.
Снимает трубку, звонит.
--Алло.
--Вы волосы покупаете?
--Да, мы покупаем.
--Продаю волос лобковой и подмышечный. Триста килограммов!
Веталь смеется и бросает трубку. Потом опять же, дела - занимается зарядкой на балконе. Поднимает две чугунные гантели. Глядит - внизу никого нет. Тогда он одну гантель кидает, чтоб в асфальте вмятина получилась. И бежит во двор, гантель поднимать. Гантели-то батины, куплены в Ялте в одна тысяча девятьсот восьмидесятом году, когда Николай Витальевич был там на слете педиаторов, считая себя одним из них. Может и не было никакого слета, но Николай Витальевич о нем много и с подробностями рассказывал. А именно.
Собрались все педиаторы в зале. Актовый зал на полторы тысячи человек - не шутка! Самые главные светила делают доклады - с трибуны на сцене. Позвали и Николая Витальевича. Он сначала отнекивался, да под напором коллег - пришлось. Выходит, значит, и смотрит на трибуну, а на ней только стакан, без графина. Николай Витальевич спрашивает:
--Где вода?
Тут вбегает пожарник, тащит за собой шланг, кричит: "Вот вода!" и пускает, едва удерживая брандспойт, мощную струю, которая сметает всех со сцены. Эти все на сцене в панике, бегают, кричат, выставляют перед собой стулья. Один только Николай Витальевич спокоен. Он ловит стаканом летящую в него воду, ставит стакан обратно и говорит пожарнику ледяным тоном:
--Спасибо.
Пожарник уходит.
--А как мне это удалось? - спрашивает Николай Витальевич слушателей. Слушатели пожимают плечами.
--А очень просто! У меня есть друг, Вася Печкин. Он всегда за мной ездит, но не говорит. И если мне что-то надо - допустим, кого-то разыграть - то я Васю Печкина в любом городе найду, достаточно только написать ему до востребования письмо на главпочтамт. А он каждый день там проверяет, нет ли ему от меня письма. Мы с Васькой еще и не такие номера отмачивали.
После зарядки Веталь поехал в монастырь или скит. Троллейбус трамвай, потом опять трамвай, маршрутное такси и троллейбус, но уже другой, хотя оба с рогами; машины-муки, мукают-мычат, электричество потреблят, постоянно. Весело урчат, музыкально. Троллейбус-мурзилка. Черная резина пахнет.
Остановка, двери открываются. Пшшш. Выходите, граждане пассажиры. Веталь прыгает через три ступеньки. На асфальт кедами - гуп! И пошел-пошел в сторону, пустырями, к леску, а там за полянами что-то белое замаячило, и Веталь понял - скит. Или не скит. Подобрался ближе. Ага, так и есть. Хозяйство. Грядки, молодой сад - деревья ростом с человека, совсем дети. А где же ульи?
Веталь пошел на грядку, сел на корточки и стал рвать морковку. Вырывал за вершки и ел корешки. Хрустели. А потом его тронула за плечо рука. Веталь так перепугался, что упал и покатился. И встал. Перед ним был монах. Молодой, рыжебородый, с голубыми смеющимися глазами, в шапке.
--Ты чего тут делаешь? - спросил инок.
Веталь показал на него огрызком морковки:
--Монах!
--Да, я монах.
--Монах! Меду! - и Веталь прыгнул на монаха. Тот не ожидал, под весом противника упал. Веталь схватил его за нос:
--Меду!
--Ооооой! Отпустиии! - загнусавил монах.
--Гомисайд, - сказал Веталь и на карачках побежал прочь.
И Веталь решил развиваться. Круто изменить свою жизнь. Он спросил совета у отца, как это сделать. Тот ответил:
--Попробуй сначала слушать другую музыку. Музыка способствует эволюции. Мышление накладывается на ноты и следует мелодии, по которой усложняется и структуризируется.
Он был семи пядей во лбу, этот папа Веталя. Веталь послушался совета и пошел на улицу. Ехал на троллейбусе, купил билет. Подсчитал сумму первой половины чисел номера и второй. Совпали. Тогда он загадал желание и съел талон, чтобы сбылось. Желание такое - найти гнома и чтобы тот в этом признался. Веталий думал, что многие маленькие, коренастые люди на самом деле гномы. Просто теперь шахты закрывают, вот они и подались в столицу. А раньше маскировались под шахтеров. Кто там в темноте разберет. Оно и сподручнее в штольню при малом росте. Здесь же требуются метростроевцы. Вон новых станций сколько. И еще будут строить. А так, кто гнома на работу возьмет? Значит, они всеми правдами и неправдами добывают себе паспорта. По бумажке он тебе - Михаил Иванов, а взаправду какой-нибудь Тир Железный Ноготь. Или Торвальд.
И вот в окно Веталь увидал раскладку со всякими дисками и кассетами. Рядом стоял продавец, он говорил с девушкой. Он был по виду как студент. Веталь вышел на следующей остановке и вернулся к раскладке. Девушка еще стояла там. Веталь сказал продавцу:
--Дайте мне последний альбом Хоя.
--Вы имеете в виду Цоя? - спросил продавец. У него был культурный голос. Точно, лингвист. Они или хриплые, или вот такие культурные. Хриплый на горло берет, а этот так, душу умасливает.
--Нет, - сказал Веталь, потом невесть чего выдвинул нижнюю челюсть и процедил:
--Металл.
--Что?
--Металл! Дам тебе в глаз! - Веталь размахнулся.
Студент чуть присел, заслонившись руками. Тут Веталь получил оплеуху от девушки. Сильную. Кажется, даже что-то в затылке треснуло. У нее что, руки каменные? Веталь схватился за голову и обиженно крикнул:
--Больно!
И встал в позу:
--Я Брюс Лай!
--Брюс Ли, - презрительно поправила девушка.
Веталь сделал пассы руками:
--Я не хочу демонстрировать свою силу. Это только для посвященных. Я тайный мастер. Вы не достойны.
И ушел. На следующей неделе они с отцом пошли к "Детскому миру" покупать велосипед. У Веталя до этого была только велосипедная цепь. Он обматывал ею живот под одеждой и так ходил. Попробуй ударь!
И вот они пошли за велосипедом. Магазин "Детский мир" - короб о трех или четырех этажах, снаружи выглядит как гигантские пчелиные соты. Раньше там действительно продавали товары только для детей. Раньше - это когда маленькие булочки стоили три копейки, на улицах не было рекламы, а проститутки не стояли вдоль главных шоссе города.
А теперь на первом этаже - супермаркет, на втором - что-то еще, а на третьем или четвертом - да, там игрушки. Не такие, как прежде, а иностранные. Отец Веталя еще радовался - наконец в магазинах можно купить импортные игрушки. А уж жвачек и прочего мелкого товара - завались. Веталь с отцом любили жвачки. Качались. Почему у культуристов такие челюсти? Вот потому.
--Качай железо, жуй резину, - говаривал Веталь. К двадцати годам он видел себя горой мускулов.
Рядом с "Детским миром" была бетонная площадка, проход к жилому кварталу. Упиралась она в зеленый забор, исписанный протестными выражениями. Один человек хотел строить, другие - возражали.
В проходе продавались велосипеды. Они стояли рядами, как худые ослики в стойлах. Напротив, под стеной магазина, играла музыка из денежного автомата. Типчик в кепке, сутулый, бросал в автомат деньги и смотрел на переливы огней по периметру стальной разукрашенной коробки. Веталь обратился к отцу:
--Батя, дай пару рубасов кинуть!
Отец строго посмотрел на него.
--Понял, батя! - поймал взгляд Веталь.
И они обратили внимание на велосипеды. Придирчиво мерили шагами перед ними. Подошел продавец, в камуфляжных штанах и куртке. Как ему не жарко? Спросил:
--Вам что-нибудь посоветовать?
--Нам нужен добрый конь, - значительно произнес папа Веталя.
--Для города или туризма? Вседорожный, горный?
Немного подумав, отец Веталя сказал:
--Вседорожный, наверное.
Продавец подвел их к синему велосипеду с толстой рамой. Вдоль рамы была закреплена фляжка и ниже - насос с оранжевой рукояткой.
--А чего-нибудь менее крикливого по цветам у вас нет? - спросил папа Веталя.
--Есть, - и продавец показал такой же велик, но коричневый, с насосом, где ручка черная.
--Вот, это другое дело. Веталь, посмотри!
Веталь походил вокруг, подырчал звонком. Дрынь! Дрынь! Пару раз нажал рукой на сиденье. Не прогибается. Он спросил:
--Можно я сяду?
--Конечно, - продавец выдвинул велосипед из ряда и передал Веталю в руки. Веталь сел. Тут отец спросил продавца:
--А чего он у вас с такой рамой толстой? Вы случаем не как цыгане, которые через задний проход лошадь насосом надували и пробку вставляли?
--Нет, да что вы...
--Это я шучу, шучу. Ну что, Веталь, как тебе конь? Добрый конь?
--Кажется да, - Веталь сидел, держался руками за руль и представлял, как едет. Едет и цепью над головой крутит. Попадись - срррубит.
--Только надо на ходу испытать, - сказал Веталь.
--Можно, - разрешил продавец.
Папа Веталя резво сел на багажник, Веталь закрутил педали. Доехали до поворота, до края магазина, и туда завернули. Продавец стоял, ждал, потом побежал, топая по бетонным плитам. В это время Веталь с отцом объехали "Детский мир" и вернулись в исходную точку. Продавца не было.
--Он наверное за нами побежал, - предположил Веталь.
--Гони!
Они снова поехали вокруг. В это время продавец вернулся в исходную точку. К нему подошел другой продавец. Первый, тот что в камуфляже, рассказал ему суть дела. И когда из-за поворота выехал велосипед, к нему побежали два продавца, расставляя руки широко. Папа Веталя, как бывший десантник, спрыгнул с багажника на ходу и кувырком откатился в сторону. Сделал вид, что стреляет из автомата. И губами: ту-ду-ду!
Веталь резко тормознул. На плитах сажевой линией дугой протянулся след. Рука за пазуху, рывок, освобождая цепь. Фууух, вооох, закрутил над головой. Веталь запел:
--Карусэл, карусэл!
Пригнувшись к земле, как сеттер за добычей, отец Веталя подбежал к велосипеду и занял боевую позицию, плавно делая каратэшные пассы руками.
Все сразу успокоились, отец Веталя прекратил позировать, стал деловитым. Полез в нагрудный карман за бумажником.
--Так берете? - спросил продавец. Этот тот продавец, который в камуфляже.
--Конечно, - ответил Николай Витальевич.
--А крылья возьмете?
--Да, думаю, что возьму.
--Комплект стоит пятьдесят гривен, левое и правое, на переднее и заднее колесо.
Второй продавец пошел за крыльями. Тут Веталь сказал:
--Пап, а это они специально крылья с великов снимают, чтобы потом отдельно продавать!
--Это правда? - сурово спросил отец Веталя у продавца.
--Да нет, что вы.
--Тогда почему у этого велосипеда нет крыльев? - он начал петушиться, Николай Витальевич. Продавец что-то бормотал, а Николай Витальевич грозил ему пальцем и восклицал:
--Мошенник! Нечист на руку!
Тут Веталю постучало в голову, что второй продавец пошел за подмогой.
--Бать! - закричал Веталь, - Садись скорей! У них заговор!
Николай Витальевич подбежал к продавцу, пнул его в голень, и пока тот корчился, сел на багажник, а Веталь закрутил педали. Продавец побежал за ними, но захромал и остановился.
--Мы еще вернемся! - обернувшись, погрозил кулаком Николай Витальевич.
Они вернулись ночью. И мелками написали вдоль того места, где продают велосипеды: "ОБМАНЩИКИ ОБМАНЩИКИ ОБМАНЩИКИ ОБМАНЩИКИ". Отец и сын были в темной одежды и надели на головы вязаные шапочки, опустив их до подбородков и проделав спереди дырочки. А потом Веталь написал странное слово "ХНО". Николай Витальевич строго сказал:
--Ты откуда это слово знаешь?
--Так, дядя один говорил.
--Завтра покажешь мне этого дядю, я ему шею сверну.
Да, они пошли на другой день. Нет, в этот, но утром. Утро было с небом светлым, голубым, хоть и переходящим в дымную мряку на горизонте. В Киеве чистого горизонта нет. Дым. Выхлопы.
Плохой дядя был продавцом книг на рынке, что возле станции метро "Дарница". Там есть книжный базар. Веталь и его отец не нашли того дядю. Он уволился.
ВЕТАЛЬ И ДЕВУШКА
Когда Веталь учился в школе, то пригласил домой одноклассницу. Ее звали Лена. Она курила в день по тонкой папиросе, очень вонючей. Веталь сказал, что покажет марки. У него коллекция марок. Дедушка собирал, потом помер, и все альбомы и кляйсеры ему остались. И Лена согласилась. Непонятно зачем. Может, по голове ему хотела дать и забрать все марки. Или телевизор починить, если сломался. У нее был папа телемастер.
И вот пришли они после школы домой к Веталю. Веталь открыл свом ключом, гостью впустил и сразу сунул ей под нос страшные тапки:
--Вот, переобуйся.
Тапки были желтые внутри и волокнистые. А еще от них пахло. Лена предпочла ходить босиком, сославшись на то, что тапки ей велики.
--А они мягкие. Ну, как хочешь, - и понюхав их, Веталь спрятал тапочки обратно в ящик комода, что стоял в коридоре. Там была еще одна интересная вещь, зонтик. Его Веталь учился глотать. Он видел шпагоглотателей в кино, и поскольку шпаги у него не было, он учился глотать зонтик. Пятнадцать сантиметров - личный рекорд.
Зашли в комнату и Веталь стал включать и выключать свет, хотя было светло.
--Зачем ты это делаешь? - спросила Лена.
--Прикольно щелкает, - ответил Веталь. И засмеялся.
Только сели на диван смотреть марки, как пришел папа Веталя. Он принес покупки. Он поставил кулек на стол и выложил одни за другим заманчивые предметы:
--Йод, будешь пить. Это полезно.
Веталь кивнул. Затем папа достал сушеное свиное ухо и предъявил Веталю. Лицо того засветилось, губы, руки вытянулись вперед.
--А это тебе лакомство, - умилился отец. Веталь схватил ухо. Он сосал и жевал его, и ворчал и урчал.
--Он у меня лакомка, - заметил папа Лене. И спросил:
--А вы с моим сыном в одном классе учитесь?
--Да.
--Вкушное ушко, - сообщил Веталь. В комнате запахло дурно. Дохлым. Таков был запах сухого уха из зоомагазина. Увидев лежащий на диване альбом, отец Веталя сказал:
--Вообще хобби коллекционера марок - самое опасное в мире. Знаете почему?
--Нет, - ответила Лена.
--СПИД, - пояснил Николай Витальевич, - И другие вирусы. Марки приклеиваются слюной, а слюна, как известно, может переносить вирусные инфекции. Вы возразите, что на марках слюна уже сухая! Но как знать, не остались ли там микроскопические частицы болезнетворных микробов? Не испаряются же они все! А вы проверялись на СПИД?
--Нет.
--Напрасно, совершенно напрасно. В наше время СПИД подхватить - плевое дело. Вот я, например, езжу в транспорте, колю людей зараженным шприцем. Что вы на это скажете?
Лена отсела.
--Я к примеру, - жестко сказал папа Веталя, - Но ведь есть же такие люди!
Веталь захохотал, ударил себя по колену. Николай Витальевич продолжал:
--Или вот допустим, не далее как вчера, я обнаружил в свежеоткрытой банке маринованных огурцов лобковый волос! Как это называется?
--Как? - спросила Лена. Николай Витальевич поднял кверху палец:
--Антисанитария! А ведь есть еще лобковые вши...
--Хватит, хватит, меня сейчас стошнит, - Лена поднялась с дивана.
--Осведомлен - значит вооружен. Смотрите.
Николай Витальевич стал вытаскивать из альбома марки, слюнить и клеить их себе на лоб. И улыбался. И подмигивал то Веталю, то Лене.
--Я пойду, - сказала Лена.
--Что, не нравится? Не нравится наше гостеприимство? - папа Веталя стал вытягивать шею, вскидывать подбородок - Так у нас машин и прочего отродясь не водилось! Ковер - и тот один, от покойницы жены остался! Да! А вы тут своим хищным глазом всё обозреваете, думаете я не вижу? Нет! Я все вижу! Я вас насквозь вижу! Стяжательница! Гюрза! Муха це-це! Муха це-це!
Веталь сунул руки себе в рот и забегал глазами, что-то мыча. Николай Витальевич указал на него рукой и спросил Лену:
--Ты знаешь, кто мой сын? Это успешный человек, молодой ученый. Вы все в классе мизинца его не стоите! Ты знаешь, что он пишет научный труд о газах?
--Не надо! Это тайна! - простонал Веталь. Но отец сурово кричал дальше:
--Он спортсмен, да! И если бы сейчас еще сдавали нормы ГэТэО, то он бы получил значок первой степени! Он подтягивается на турнике тридцать четыре раза, и это еще не предел! С каждым днем, с каждой упорной тренировкой это число неуклонно растет! Он бабушек переводит под ручку через светофор, он слепым помогает, есть у нас в Киеве интернат для слепых, и они не могут сами найти кнопку включения светофора, а мой Веталь стоит и нажимает для них кнопку, и у него это как дежурство! А попробуй постой так! Это не на панели хвостом крутить!
Лена быстро засобиралась домой, а Николай Витальевич шел за ней, из комнаты в коридор, и радушно предлагал:
--Может, посидите еще? Сейчас поставим чайник, попьем чайку - вы какой предпочитаете, черный или зеленый? Мы с сыном зеленый, он полезнее.
Но Лена все-таки ушла. А Николай Витальевич сказал сыну строго:
--Ты чего приглашаешь домой посторонних? Она все посмотрела, теперь кого надо наведет. Соображать надо! Сейчас, запомни, человек человеку - волк. Из этого надо исходить. Вот тебя много куда приглашают?
--Нет.
--А ТЫ чего? А ТЫ чего? Я понимаю, знал бы ее много лет, а то - одноклассница, кто она тебе такая? Чего ты ее приглашаешь? От кого исходила инициатива, от тебя или от нее?
--От меня, - у Веталя голос был мрачный.
--Мне надо очиститься, - сказал отец, - Идем, будешь помогать.
Пошли на кухню, там Веталь взял пластиковую бутылку, поставил ее на стол, сунул в горлышко пластиковую воронку.
--Придерживай, - кивнул отец, а сам встал над воронкой, заложил два пальца в рот и принялся давить на основание языка. Подавил-подавил, проблевался основательно. А потом, угнетенный, притихший, заметил сыну:
--Видишь, до чего я разнервничался. Нельзя так. Полегче.
--Я больше не буду, - ответил Веталь, извлек воронку, а бутылку закрутил крышечкой. И поставил бутылку в кухонный шкаф. Там было еще шесть или восемь таких сосудов.
ВЕТАЛЬ И ПИСАТЕЛИ
Веталь шел сегодня на сходку писателей, а вообще это началось весной. На черных еще деревьях набухли почки. Им хотелось распуститься зеленью. Небо было серое, оттуда падало всякое грустное. Веталь ходил в интернет-кафе. Оно располагалось в подвале кирпичного дома. Обходишь дом, там под навесом ржавым лестница в подвал, сырые бетонные ступени, частью сколотые.
В кафе было душно и пахло носками. Не так, как коллекция бомжовских носков Веталя, а иначе. И слышно было клацанье. Веталь сидел там ночами, когда было дешевле. Другие порнуху качали, а он общался в писательской среде.
Как-то незаметно он вдруг стал писателем. Прозаиком, который тем не менее, не чужд и поэтического слога. В Интернете есть много мест, где авторы публикуют свои произведения. Веталь когда-то написал рассказ, на листке клетчатой бумаги. Рассказ был про говно. Но когда он решил набрать свой рассказ на компьютере, в кафе, то ему стало лень это делать.
Но Веталь стал светиться в разных форумах и писать литераторам. Он давал ссылки на произведения других авторов и выдавал себя за них. И подчеркивал, что вообще-то его называют Веталь, ему так больше нравилось.
И вот летом наметилось сходбище каких-то киевских писателей. На квартире у одного из них. Пригласили и Веталя. Пожалуйста, не подумайте, приходите без галстуков, формальностей и все такое. Просто встреча. Да. Будет закуска. Нет, ничего не надо приносить. Угощает хозяин квартиры.
И Веталь почистил зубы и пришел. На левом берегу, есть район, квартал, напротив трамвайного депо. Это рядом с Ленинградской площадью, не доходя до нее. Кирпичные дома и дворы, мусорники, гаражи, а еще много пристроек к первым этажам. Целые хоромы, да еще с подвалами. Наследие позднего феодализма.
Писатели собирались в одной такой квартире. Настоящая крепость. Окна все равно что те бойницы в Лаврской стене. Только что новые. Звонок жлобский, мелодичный. Внутри ковры, ковры, ковры. Чтобы мягко было.
Все писатели босиком, в одних носках.
--На всех тапок не хватило! - извиняется Слава. Славику двадцать четыре, он похож на мастодонта. И бледный тем цветом, что присущ сыру. Слава тут живет и творит. Сегодня он принимает. С ним его девушка, ее тоже зовут Слава. И отец его тоже здесь, но он мелкий, его зовут Трофим Иванович. Он всячески поддерживает литературные начинания сына и считает, что Слава - гений. Слава уже начинает печататься. И не беда, что пока это макулатурные газетки и изредка глянец. Но скоро - это время уже не за горами, Славика наконец признают. И Слава, которая девушка, тоже так думает. Они все смотрят на Вячеслава с восхищением.
А он блещет. Он ходит с рюмкой вина и беседует на литературные темы. Все новинки на языке. А вы читали? А что думаете по этому поводу? Как язык? Плох язык. Но может быть это специально? Проза нового формата.
Веталь попросился в туалет. Ему указали, где. Он пошел и закрыл дверь. Сел на закрытую крышку толчка и стал думать, что бы такое учинить. Слышались литературные разговоры. Бестолковый галдеж.
Веталь полез в бачок и снял в нем крючок с рычажка. Затем взял с полки зубную щетку, спустил штаны и сунул щетку себе в жопу. Повторил процедуру с остальными двумя щетками. Вернул на место. Потом выдавил себе в рот всю зубную пасту, и давясь, проглотил.
Веталь вышел из туалета. Молодая писательница Алена, вся из себя такая спортивная и фигуристая, вся в джинсЕ, спросила:
--А вы читали Леграна?
--А кто такой Легран? - Веталь остановился.
--То есть вы не признаете Леграна как авторитета среди футуристов?
--Я никого не признаю.
Веталь прошел в комнату. Людно, ой людно. Из кухни курно, а балкона нет, так бы на балконе стояли, курили. Но нет балкона. Есть подвал, в нем консервации разные на полках до потолка стоят. Это делает маменька Славика. Она сейчас в селе. Как они говорят - пОрается.
--О-о-о, ребята! - громко возвестил Трофим Иванович, - А Славик, оказывается, повесть новую пишет!
Все заинтересовались.
--А что за повесть? - спросила Алена. И еще один писатель, звали его Стокин, усатый-бородатый, с сединой, опрокинул рюмку водки себе в рот и быстро отправил туда зеленую петрушку. Зажевал.
--Повесть лирическая, - ответил Славик, - Он и Она, вечная тема.
В это время раздался надрывный человечий кряхт. Все посмотрели. В углу сидел Веталь и срал, злобно подняв голову. С натугой он произнес:
--Вот вам вечная тема.
И был изгнан, проклинаем.
ЛЕС БОМЖОВ
Так назывался лес, куда утром ходил Веталь. Он там бегал между деревьями, по хвое мягкой. В кедах и спортивном костюме. Это даже не лес был, а оставшийся от него квадрат, зажатый с одной стороны улицей, с другой - автостоянкой, с третьей - высотной новостройкой, и вдоль четвертой стороны длился домина о многих подъездах. Он стоял к лесу задом. Жители выбрасывали из окон мусор и его скопилась вдоль дома целая полоса.
Веталь бегал. Были в лесу тропы - наверное, остались от прежних троп, которые тут протоптали лет сорок назад, когда сосновый лес кругом был, на песку, на невысоких пригорбках.
Теперь это была страна находок. Веталь видел повсюду мусор - его в лес сносили жители новостройки. Посередине находилась песчаная поляна, куда выводили гулять бультерьеров и маленьких детей. Мамы стояли, а дети ходили, и песочек совочками рыли. Утром там, на толстом суку сосны, сиживал голый - в трусах - закаленный человек. И зимой и летом он выходил, раздевался до трусов и делал гимнастические упражнения. Веталь называл его - пиндос.
Бежит Веталь по лесу, петляет меж дерев. Найдет шприц - зеленочного цвета. Если там чего осталось, он штырк себе в руку! А вот консервные банки, коих лежало на хвое превеликое множество, Веталь не вылизывал. Только воду иногда оттуда пил, дождевую. Так он хотел стать токсичным мутантом и получить сверхчеловеческие способности.
В лесу обитали бомжи. Не всегда их можно было увидеть. Но следы их валялись и пахли. Веталь одно время подумывал коллекционировать образцы бомжовского дерьма, но потом раздумал - у него не было столько колбочек. Знаете, в музеях есть такие стеклянные колбочки. Так вот у Веталя стольких нету!
Но в лесу еще валялись бомжацкие шмотки - страшные, гнилые. У Веталя даже была теория, что некоторые бомжи - живые мертвецы, которые выдают себя за бомжей, чтобы не привлекать особого внимания. А еще живых трупов инопланетяне возят в бетономешалках, в особом формалиновом составе, постоянно перемешивая. Другая гипотеза Веталя заключалась в том, что бомжи, собираясь ночью в лесу, соединялись телами и превращались в огромного супербомжа, плечами попирающего верхушки сосен. И ночью этот супербомж ходил по лесу великанскими шагами.
Была и другая загадка. По утрам Веталь иногда находил в лесу какую-то сухую шкуру, похожую на пленку. Чья она? Откуда берется? И Веталь решил подсмотреть. Остаться на ночь в лесу Бомжов.
Выбрал он такую ночь, когда тепло и звездно. Шишки пахнут. Птицы цвиринькают, сотые поколения тех еще птиц, лесовых. Веталь нашел кучу мусора, закопался в нее с головой и уснул. Дал себе установку - в полночь проснуться. На всякий случай, он еще дома напился пива. Выдудлил в общей сложности пять литров.
Проснулся в полночь. Ох как надо отлить. Выбрался из мусора. Видит - на поляне что-то происходит. Веталь на карачках подбирается ближе.
А там, на песке, пять или шесть бомжей. На четвереньки встали и чего-то хрипят, стонут. Потом вокруг одного бомжа появилось свечение и словно туман. Бомж приподнялся над землей, завис, и свечение с туманом пропало, а на песок опустился вместо бомжа молодой человек в дорогом деловом костюме. Молодой человек полез в нагрудный карман, достал расческу, послюнил и зачесал волосы. Другой бомж тоже превратился в мажора. И третий. И остальные!
Они перебросились короткими фразами и пошли к улице. Веталь пополз за ними. На полупустой улице со стороны леса было припарковано пять иномарок, одна другой круче. Бывшие бомжи начали в них рассаживаться. Один, стоя и держась за дверь, крикнул другому:
--Ну что, Михась, в клуб?
--Ага! - отозвался другой.
И уехали. Веталь вернулся на поляну. Там он нашел пять шкур, которые похожи на пленки. И лохмотья бомжацкие тоже лежали на песке брошены.