Семкова Мария Петровна : другие произведения.

Слоненок учится мыслить

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Почему-то познание, и не только философское, считается нежелательным для детей, хотя о его опасности нам говорят еще в раннем детстве. Сказок на эту тему мало - разве что "Козленок, который умел считать до десяти" и "Слоненок" Киплинга.

  "Слоненок" начинается с того, что сократические вопросы порождают агрессию. Вопросы Слоненка касаются его собеседника, например: " Дядюшка Леопард, откуда у Вас такие пятна?" Леопард мог бы расхвастаться и много чего рассказать о пользе пятен для маскировки, но он этого не делает, он о себе и своих пятнах ничего не знает. Так что Слоненок каждый раз бывает бит. В это время вопросы Слоненка однотипны, и он совершенно не интересуется собой, не заботится о себе и вроде бы даже не предвидит, что его побьют опять.
  Однако, это его не останавливает, и он, наконец, задает относительно отвлеченный вопрос: "Что кушает за обедом крокодил?" и тут же впервые говорит о себе - клянется, что ОН САМ обязательно это выяснит. Вопрос о пищевых предпочтениях крокодила - это то, о чем все прекрасно знают и об этом помалкивают. Слоненку снова никто не отвечает, и можно подумать, что его родственники просто надеялись избавиться от этого надоедалы. Именно вопросом о Другом (крокодиле) Слоненок попал в самое яблочко и мог бы сделать выводы о том, что за сообщество его окружает.
  Далее появляется питон. Если интерпретировать его образ чисто психологически, то это типичный для героических сказок противник-помощник. Сначала он бьет Слоненка и молчит, а тот не понимает, почему. Возможно, так сработала зачаточная рефлексия нашего "познавателя" - просто как автоматическое воспоминание о прежних побоях. Во всяком случае, рефлексия Слоненка все еще очень и очень примитивна.
  Далее Слоненок попал в пограничную ситуацию. Крокодил обещал ему ответ на вопрос, схватил за хобот и чуть не утопил. Питон вытащил на берег и объяснил, сколь полезен только что приобретенный Слоненком хобот. Утягивание в болото, да еще и в утробу крокодила - это образ психоза, ментальной смерти во власти бессознательного. Парадоксальным образом именно Питон, существо тоже из мира бессознательного, тут становится тем, кто помогает удержаться от психоза, сохранить опору. И в итоге Питон начинает говорить, объяснять Слоненку его самого, уже нового.
  Итак, познание начинается с объекта и слепого доверия к нему безо всякой рефлексии. Потом это доверие подводит, познание такого рода не дает никакого эффекта, появляется некое социальное замалчивание и упрямый познающий Я. Я попадает в пограничную ситуацию и выходит из нее необратимо изменившимся, но такое возможно только в том случае, если мышление, пусть в устрашающей и не имеющей к субъекту отношения форме приходит на помощь. Далее это мышление обретает язык.
  А что же может познавать Слоненок, получив хобот? Вряд ли он утратит любопытство и будет работать хоботом только для того, чтобы лупить своих обидчиков.
  Хобот, вытянутый из неудобного носа в форме башмака может сузить область интересов Слоненка, и он не станет разбрасываться на бесполезные вопросы тем, кто ему не отвечает.
  После обретения хобота Слоненок может гораздо эффективнее исследовать предметы и возможности исследования с помощью хобота.
  Он может заинтересоваться тем, что такое хобот. Будь я на месте Слоненка, пришла бы к выводу, что в хоботе есть сложная система мышц и и хитрые способы того, как это великолепие присоединяется к мозгу.
  Ну, и если Слоненок был бы травмирован встречей с крокодилом, он мог бы задуматься о том, почему хобот так похож на питона. И исследовать места, где могут водиться крокодилы, с безопасного растояния. Кажется, что возможности познавать у Слоненка с хоботом значительно расширились, что он стал чуть ли не всемогущим по сравнению с остальными зверями. Но в то же время его познание будет зависеть от возможностей хобота и от той ситуации, в которую он попал с крокодилом. Это отсечет лишние, стереотипные, не получавшие ответов вопросы, присущие прежнему Слоненку с носом наподобие башмака.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"