Середа Владимир Афанасьевич : другие произведения.

Проблемы педагогики

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Воспитание и образовани, что важнее для современной школы?

   Проблемы педагогики.
  
  Трое моих детей уже окончили среднюю школу, и теперь, подытожив и свой трёхлетний опыт преподавания в техникуме, я попробую высказать своё впечатление об учёбе и о системе образования.
  Самое главное впечатление -- существующая система образования обладает единственной концепцией, которая заключается в стремлении буквально втолкать в детей как можно больше информации. Причём часто создаётся мнение, что многие преподаватели и сами уже не представляют, зачем и кому это нужно. В прочем, кому это нужно, по крайней мере, преподаватели, знают - методистам. Которых также можно понять, их обязанностью является совершенствование учебного процесса. А что это значить?
  Очевидно, открытия - дело не одного года и даже десятилетия, да и талант ещё при этом не малый необходим, а различные указания из центра требуют ежегодных планов совершенствования учебного процесса, что понимается, как увеличение количества информации "скармливаемой" учащимся в единицу времени. Открытий нет, да и талантом обладают далеко не все, а планы вышестоящих инстанций выполнять надо, вот и обрушиваются на несчастных детей всё более усложнённые программы, "иксы" во втором классе и дифференциалы в десятом.
  Достаточно сравнить программу любого класса двадцати, тридцати летней давности с современной, что бы ужаснуться процессом бюрократического прогресса, который привёл к такому усложнению.
   Хорошо, а каков результат, возможно дети с восторгом принимают это усложнение, и следует только благодарить методистов-новаторов?
  Я не профессиональный педагог, поэтому не буду распинаться об проблемах педагогов, в конечном итоге за пять, шесть лет работы они ухитряются наготовят себе массу разных шпаргалок-планов уроков, курсов и прочей бюрократической дребедени, столь утешающей вышестоящие инстанции, в лице от школьного методиста до министерского чиновника, вдруг, каким-то чудом попавшего с проверкой в школу. А вот школьник каждый день сталкивается с чудовищной нагрузкой, что, безусловно, включает в нём элементарный инстинкт самосохранения - защитить себя и свою психику. А ведь педагогика - в переводе защита детей!
  Представьте себе пяти-семиклассника, типичного Тома Соера, мысли которого заняты в лучшем случае, щенками бродячей собаки, которых он нашёл на соседней брошенной стройке среди плит. А если ещё и не благополучно в семье, что встречается сплошь и рядом...
  И вот этому, предельно занятому исследованием окружающего мира человеку, говорят о необходимости знать отличия между гетеротрофными и автотрофными, а он еще и родным-то языком не овладел толком, а от его требуют слов, которые он не то что понять, а и произнести не может. Ему начинают ставить отрицательные оценки, называть тупым животным - и он защищается, ищет тех, кто ценит его. Кто убеждает его в том, что и школа и преподаватели, а значить и оценка его способностей, его личности, которую преподаватели ему дают, стоит пары матюков... Я не буду приводить те матерные выражения, которыми в определённых кругах на улице характеризуют и школу и её сотрудников.
  И вот потерян человек, и наверняка не самый плохой. Я насмотрелся на таких хлопцев особенно в малых шахтёрских городках, у них насмерть отбито всякое желание к образованию. И такое положение становится правилом, а не исключением.
  А сколиозы и различные болячки, которыми начинают страдать в школе дети. Когда для добросовестного ребёнка невыполненное задание становится страшной психической травмой, ведущей и к язве желудка и прочим заболеваниям. И если бойкие "томы соеры" спасаются на улице у более старших, с помощью полного презрения к учёбе и ко всему с нею связанному. То более спокойные дети приобретают массу психологических комплексов, будучи не в состоянии овладеть программой. Практически все, в том числе и отличники, страдают в той или иной мере от чувства собственной неполноценности, которое усиленно насаждается школой.
  На мой взгляд, школа не справляется с самым главным, она не интересуется состоянием психики детей. Нет там представления о том, что в конечном итоге, главное, что должны получить дети в школе - это уверенность в себе в своих силах, в том, что они подготовлены к самостоятельной взрослой жизни. Будем откровенны, для подавляющего большинства всё это "автотрофное, химически-физическо-математическое" в жизни так и не понадобится. Зато на всю жизнь останется чувство неполноценности, связанное с неспособностью решить некую абсолютно ненужную задачу.
  А ведь именно для того, что бы появилась уверенность в собственных силах и проводились во всех первобытных племенах обязательная система подготовки юношей со своеобразным экзаменом - инициализацией (если я не ошибаюсь).
  Печально, но у меня складывается мнение, что современная школа, исполняет обратную задачу - убеждая учащихся в их полной неприспособленности к жизни, и если кому-то из детей удаётся сохранить свою психику, то это не благодаря, а вопреки школе.
  Ох, как легко критиковать и выискивать недостатки, а вот что делать? Прежде всего, снять с преподавателей груз бюрократических обязанностей. Убрать вышестоящие инстанции - школа должна получить полную самостоятельность и право выдачи собственных дипломов. Проблема обязательности аттестата зрелости при поступлении в высшие учебные заведения - абсурд, как раз для того и существуют вступительные экзамены, что бы отсеять неподготовленных. Но у высших учебных заведений свои проблемы, касаться которых я не буду.
  У каждой школы может быть своя программа, свои дипломы, что впрочем, не исключает лицензирования школ некой независимой структурой, созданной, например, при НАН педагогики, или при неким общественным педагогическим объединением, объединяющим учебные заведения сходного профиля.
  И так все понимают, что есть значительное различие в уровне подготовки между некой столичной спецшколой, в которой многие уроки ведут преподаватели высших учебных заведений и школой из глубинки, в которой за отсутствием преподавателя иностранного языка, преподавателю физкультуры приходится вести уроки английского и биологии по совместительству.
  А в основе педагогического процесса необходимо закладывать принцип психического развития детей - избавления их от психических комплексов неполноценности и неуверенности. Воспитание нравственности.
  Как будто ни чего нового, ведь о нравственности уже так много говорилось, что, откровенно говоря, утратилось и само представление о ней. И в этом главная проблема - не понимании сущности нравственного воспитания. Утрачено само представлении о различии между образованием и воспитанием.
  И как будто много говорится хороших слов о необходимости воспитания и развития личности ребёнка, но - давит преподавателя учебная программа, посекундный план урока и множество бюрократической чепухи - очевидного издевательства над детьми и преподавателями. "Задумок" и "благих" намерений разного рода методистов. И все об этом знают, но - что предложить в замен? Какой критерий воспитания, образования и обучения?
  Очевидно, что количество информации "натолканной" в головы детей непонятной им и не нужной, в качестве критерия принимать нельзя. Стремление использовать это в качестве критерия обучения, приводит к формированию у учащихся комплекса неполноценности, неуверенности в себе. Детям нужна уверенность в себе, вера в свои силы в своё умение решать любые проблемы. Именно это должно быть главным критерием обучения в школе,- умение доброжелательного общения с миром и людьми, интерес к познанию мира к дальнейшему образованию! В этом отличие взрослого человека от ребёнка.
  Какой при этом должна быть учебная программа, на чём она должна основываться?
  В развитии личности ни в коем случае не допустимы необоснованные эксперименты, поэтому следует использовать методику, отработанную на протяжении тысяч лет, миллиардами людей.
  Сейчас всё политическое руководство страны не скрывает своего уважительного отношения к религии и её руководству. Нравственное развитие личности основной смысл деятельности всякой религии, но существует реальная проблема - поиск взаимосвязи между существующими курсами и программами и религиозными доктринами. Кроме этого проблемы различных религий и концессий. Курс не должен быть историей религии, история почти всякой религии носит в себе следы заблуждений и ошибок людей. Курс должен с уважением относиться ко всем религиям, предоставляя учащимся самим выбрать религию.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"