Единицы и двойки я ставлю очень редко. Также, впрочем, как и оценки выше шести баллов. Ибо уважаю труд своих коллег-писателей, но стараюсь при этом не кривить душой.
До оценок пока далеко, ну а то, что кроме них, предлагаю вашему суждению в своем обзоре. Несогласные с моим мнением, а также особо желающие услышать мое беспристрастное мнение по поводу своих гениальных и не очень творений, могут смело отправляться в рубрику Комментарии.
Ескевич Галина
Ребро Евы
Красивая и неожиданно романтическая история о любви девятнадцатилетнего ребенка-клона к взрослой женщине из грустного будущего. Хороший слог, интересные образы, живые персонажи. И довольно тусклый конец рассказа, к сожалению. Конечно, я допускаю, что именно словосочетание 'Ребро Евы' дало (по всей видимости) предпосылку к написанию рассказа. Однако поверить, что маленький мальчик, который умел лишь чутко слышать окружающий мир, вдруг стал таким образованным без чужой памяти, да еще и понял, что он по-взрослому любит Мелиссу ( и такими убедительными словами сказал ей об этом), довольно сложно.
Что же касается общей атмосферы будущего, очерченного в рассказе, то она вполне гармонична и убедительна. Поэтому моя оценка рассказа будет с ощутимым уклоном в положительную сторону.
Кореляков Александр Романович
Нгоро-Нгоро
Да простит меня Александр, однако я вообще мало что понял в его творении. ЭЛО, ГЕР, МОР, какие-то обрывки, мысли, действия, которые мне оказалось неожиданно сложно увязать в общую картину. Возможно, для особо непонятливых читателей автору следует поместить в рассказе какие-то пометки курсивом, разъясняющие смысл происходящего. В любом случае, оценивая Нгоро-Нгоро в нынешнем состоянии полной неразберихи, я поставил бы ему весьма невысокий балл.
Скрут
Прекрасное - далеко
Скажу честно - рассказ мне понравился. Интересна сама задумка о том, насколько далеко может углубиться пропасть между ИИ и человеком. По ходу прочтения напрягали не слишком удачные диалоги в некоторых местах. Позабавил бюрократический аппарат будущего, нисколько не изменившийся с наших старых добрых времен. Когда рассказ стал близиться к концу, невольно подумал, что конец будет печальным. Какая-нибудь аномалия, или взбесившийся искусственный интеллект, или душевная трагедия главного героя, или что-нибудь еще нестандартное, от чего захотелось бы перечитать рассказ и раз, и два, и много раз. Про то, что группа ремонта будет приглашена на Луну, не задумывался. И был прав. Такое блеклое окончание не вызвало абсолютно никаких эмоций. Но в целом, повторюсь, рассказ интересный.
Джи Майк
Кто спасает - доходит
Рассказ о ближайшем возможном будущем. На мой взгляд, рассказ претендует на самые высокие места в конкурсе. Понятная завязка, убедительный психологический след от происходящего, грамотный стиль и хорошая концовка. Единственно, с чем я не согласен, так это с предпосылкой провала плана после сдачи эмиссаров террористов. Не верю, что вариант возможной атаки (пусть и не такого порядка) не был бы предусмотрен главарями террористов. Во-первых, у смертников, идущих на такое дело, в большинстве нет семьи. Это люди либо потерявшие семью, либо вообще без роду и племени. К тому же наивно полагать, что верхушка террористов не оставит себе запасной рычаг для взрыва зарядов в случае провала своих эмиссаров. Но, не смотря на это, рассказ я оцениваю высоко.
Часть вторая
По просьбам участников
Макдауэлл Аарон Кеннет
Крысы
Суицидально-депрессивный качественный (!) стиль автора мне знаком по одному из прошлых конкурсов. И я был уверен, что рассказ 'Крысы' с точки зрения стиля и образного ряда будет написан хорошо. Я не ошибся. Написан рассказ хорошо. Однако сказать по чести, я не любитель читать произведения, которые ощутимо затягивают мысль в душную мглу отчаяния и безысходности. Более того, в данном случае у меня было стремление поскорее прочесть рассказ и забыть о том неприятном мире ощущений и чувств, сквозящем в 'Крысах'. Если уважаемый автор хотел напугать читателя, ему это удалось. Однако перечитывать сие произведение я не захочу. Возможно, вам, автор, стоит больше жалеть своих несчастных читателей и не вываливать им на голову столько темных красок. Моя оценка этого произведения была бы средняя.
Дронова Марина Леонидовна
Учебная программа
Честно говоря, вообще не понял, почему этот рассказ был пропущен на конкурс. Если общий текст еще укладывается в тему, то конец расставляет все по своим местам. Обычная новая программа для обучения каких-то стажеров с хитрым названием 'курс излечения от суицидальных наклонностей' вряд ли может считаться неким прогнозом будущего, да еще с социальным уклоном. Ну разве что предположить, что все люди станут потенциальными самоубийцами... Но это вряд ли. Что касается самого произведения, то читал его без интереса. Сюжет откровенно слаб. Очень утомляли длинные исторические описания, диалоги персонажей показались мне очень шаблонными и даже (уж простит меня автор) плоскими. Надеюсь, моя критика поможет автору сделать работу над ошибками и в следующем своем произведении постараться завоевать читателя и интересным сюжетом, и проработкой психологических образов. Если интересно, могу посоветовать, какие (на мой взгляд) сильные вещи можно прочесть на Самиздате, чтобы подрасти автору как писателю. Ну а пока моя оценка рассказу 'Учебная программа' будет низкой.
Плюс Дмитрий
Полтораста петафлоп
Насколько я понял по персоналиям, рассказ был написан специально для конкурса 'Бойцовый кот', проходившего недавно на СИ. Впрочем, это не столь важно. Формально рассказ под тему подходит, так почему бы его и не выставить? Начало рассказа мне понравилось. Оригинально, местами забавно. Однако затем поймал себя на мысли, что чем дальше читаю, тем меньше интереса остается к тексту. Собственно, никакого психологического выверта, способного оставить в душе след от случившейся трагедии (или как это еще можно назвать), автор читателю не приготовил. Довольно будничное описание происходящего, словно историческая справка, словно газетная статья от первого лица, в которой редактор специально убрал основную массу ненужных эмоций и оставил лишь событийную часть. Если кратко сказать, рассказ меня не зацепил. Совсем. Что же касается самой идеи октаподов-полиходов, то она, на мой взгляд, весьма интересна и перспективна. Итак, по сумме всего вышесказанного, моя оценка рассказу - средняя.
Агапит
Блюз
Не так часто я встречаю на СИ рассказы, которые интересно дочитать до конца. Рассказ Блюз - из таких произведений. И вроде идея не сказать, чтобы сильно революционная, однако воплощение и образный строй ощутимо прибавляют рассказу веса. Не совсем понял, почему копия человека называется томагочи, а слепок образа - инфанта. Но этот момент, естественно, на усмотрение автора. Лодку-то он называет и в плавание отправляет. В общем, мое резюме по этому произведению таково: второй раз бы прочитал (ради любопытства), а оценку поставил бы выше средней.
dd> Белянский Павел
Абонент недоступен
Неожиданно сложно оказалось написать рецензию на этот рассказ, ибо он вызвал у меня неоднозначные чувства. С одной стороны, понятный мир, логичное развертывание ткани повествования. А с другой - очень неожиданный и психологически странный финал. Нет, конечно, мне в общем-то понятно, что сын стыдился своих родителей из-за того, что они занимались какой-то совершенно не котируемой по меркам окружающего их социума работой. Но сам конец рассказа - колодец, тишина, так сильно ударившая по психике Сергея, опять же крик 'мама'... Не хочется трогать бессмертную фразу бессмертного Станиславского, однако для меня ей здесь самое место. Не верю, или верю, но с трудом. Вот так. Оценивая этот рассказ, я бы долго размышлял. Впрочем, оценка была бы не ниже средней.
Almaz
Сын
То, что автор талантом не обижен, я понял сразу. Среди массы рассказов с заштампованными образами и сравнениями некие предложения из творения 'Сын' были для меня просто откровением. А это уже немало. Честно, люблю мастеров слова. Однако что касается формы и идейного наполнения рассказа, то здесь у меня вопросов довольно много. Во-первых, не совсем ясно, кто такие эта горстка ученых, сидящая на смертоносном вирусе. Как вышло, что они получили такой контроль над планетой? Далее следует еще один вопрос относительно машины, раздающей жизненные сроки. Откуда она взялась, кто ее создал? Тоже ученые? Зачем им это?
Теперь о форме. Ближе к концу магнетизм рассказа начинает провисать. Словно бы автор потерял психологическую нить и дописывал рассказ на остатках былых ощущений. Психологический образ ГГ не добрал в развитии и остановился там, где еще нет ощущения сострадания и понимания (или катарсиса, как это называли греки). И, на мой взгляд, конец рассказа вышел просто неудачным. Вместо того, чтобы прояснить некоторые ключевые моменты, он предельно их упрощает. Итак, мой личный приговор этому рассказу будет таков: при всем потенциале и таланте автора работа получилась средней руки.
Волошин Виктор
Апокалипсис вчера
Рассказ я прочитал. И подивился непробиваемому спокойствию автора, который, не смотря на многочисленные комментарии, даже не удосужился элементарно поправить текст. Что можно на это сказать? Автор не уважает своих читателей. Про критиков (а я сейчас отношусь именно к этому сословию) и говорить нечего. Видеть через раз вместо сына СЫХ - это, по-моему, перебор. Что касается идеи рассказа, то она меня не вдохновила. Может, для женщины лет тридцати-сорока, не имеющей детей по разным причинам, рассказ и будет интересен. Но и только. Справедливости ради отмечу, что поначалу некая заинтересованность происходящим в произведении была. Но только поначалу. Затем я дочитывал рассказ на автомате и даже не удивился бесцветности и беззубости концовки. Моя оценка этому рассказу - низкая.
Кукушкинд Иван
Последний из мужиков
После комментария автора 'я буду гением' скепсис забурлил во мне неукротимой горной речушкой. Раззадорить критика решили, уважаемый? Будет вам критический разбор, обещаю. И тем сильнее было мое удивление относительно общего высокого качества рассказа и некоторых просто очень сильных эпизодов. Да, в такое будущее с учетом сложившейся нынешней ситуации в мире я могу поверить. Конечно, очень уж забавно смотрится на фоне происходящих событий пародийно-ироничное пророчество и еще пара мест, которые я включать в текст бы не стал. Однако в целом все очень и очень неплохо, особенно концовка, логичная и убедительная. Моя оценка этому рассказу была бы высокая.
Иванов Юрий
Таежный тупик, 2
Если характеризовать меня как критика, то получается вот какая картина: прежде всего я ленивый критик, а уже затем все остальное. Поэтому и рассказы, которые меня цепляют, относятся к очень редкой на СИ категории рассказов-наитий, в которые погружаешься с первых строчек и выныриваешь лишь в конце, дабы распахнуть пошире глаза и вновь взглянуть на окружающий тебя мир (см. мой Топ). Рассказ Таежный тупик к такому виду не относится. Именно поэтому мне пришлось три раза его перечитать, дабы заставить себя разобраться, что здесь вообще происходит и зачем автор написал сие произведение. Честно, третий раз читалось уже с интересом. Однако до конца разобраться, что за мир описывается в рассказе, мне так и не удалось. Недостаточно данных, какие-то вскользь проходящие вещи (типа каких-то Текстов, Великого Желтого Пятна, Сводни, которая не совсем ясные функции выполняет), прилично туманящие картину. С другой стороны, община Векши, попытавшейся собрать вокруг себя последних Интуитов и наплодить от них детей, описана очень добротно. Жаль, что конец рассказа я так и не прочувствовал. С чего решила Векша, что ее дочь родит от старика сына-Интуита? Почему Сашко и Ицхак сбежали в Китай? Что за диск пишет главный герой? Для кого он его пишет? Вопросы, одни вопросы. И недоумение в ответ. Есть такое негласное правило писателя: если рассказ недостаточно ясен, оставь читателю бурю эмоций, он все равно будет доволен и благодарен. В Таежном тупике бури эмоций нет, одно повествование. А значит, компенсации за мутность содержания не наступает. Я поставил бы рассказу оценку выше средней (за мастерство слова и свежую идею), но никогда не поставил бы высокую.