В ТОП-ЗО я включила те произведения, содержание которых меня захватило с первых строчек.
Баллы внутри представленного списка буду распределять следующим образом: чем большему количеству важных для меня критериев отвечают литературные работы, которые и так-то отнесены мною к самым лучшим, тем, соответственно, больше баллов определю.
*
*
МОИ КРИТЕРИИ:
. СЮЖЕТ (динамичное, активное развитие ситуации, эмоциональная насыщенность повествования).
. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК (соблюдение логических связок между событиями, последовательность и ясность изложения авторской идеи).
. НАЛИЧИЕ ЗАПОМИНАЮЩЕГОСЯ ЭПИЗОДА (полноцветное изображение картины жизни, меткие словосочетания, поэтическо-философские находки, авторские афоризмы).
. ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩИЙ КОНТЕКСТ (оптимистичный взгляд на жизнь, отсутствие уничижительных слов).
. НАЗВАНИЕ (оригинальный заголовок, способный привлечь внимание).
. ФИНАЛ (заключение рассказа, направленное в будущее, на развитие личностных качеств растущего человека; фраза, помогающая ребёнку осмыслить прочитанное, задуматься об окружающем его мире).
*
Фамилии номинантов расположены в алфавитном порядке.
*
НОМИНАЦИЯ: РАССКАЗЫ
__________
. Волкова Р. И.
МЕДНЫЙ ВЕК
Завораживает, удивляет и концентрирует внимание любознательного человека название этого
рассказа. Ценным является то, что тема, заявленная в заголовке, проходит красной нитью через весь текст произведения. Например, умело введена в содержание информация о витом медном обруче. Автору удалось в художественной форме рассказать о сложных технических вопросах, дать характеристику меди, привести исторические примеры. В сжатом виде мастерски показано использование меди в ходе развития человеческой цивилизации. Запомнились фразы из произведения: "Вообще медь у нас в почёте" и "От этого снадобья яблони сил набираются". Рассказ пробуждает интерес к науке, стремление к познанию.
__________
. Галицкая М. А.
ТОРЖЕСТВО ЖИЗНИ
Эмоционально насыщенный сюжет рассказа возвращает читателя к тяжёлому времени испытаний.
Взаимопомощь и взаимовыручка помогают людям одолеть невзгоды и финальный аккорд произведения является сияющим лучом достигнутой высоты человеческого духа: " Сыночек, мы выжили" - в этой фразе таится та жизнеутверждающая основа, которая делает человеческую психику неуязвимой и способной к преодолению трудностей. Рассказ написан от сердца и никого не оставит равнодушным. Язык изложения грамотный, логически продуманный, доступный для восприятия детьми.
__________
. Кашенкова О. В.
ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С СЕЛЁДКИ
Хорошее, запоминающееся произведение: ко многим его эпизодам хочется возвращаться и
перечитывать их вновь и вновь. Сюжеты нескольких рассказов, объединённых в сборник, развиваются стремительно и являются настолько увлекательными, что даже жалко с ними расставаться. Возможно, их объём следует увеличить до размера отдельных книг. Содержание произведения наполнено позитивной энергией, детской непосредственностью и подкупающей добротой. Яркие финальные сцены достойно подчёркивают мысль автора о том, что мелкие недоразумения исчезают при вступлении в свои права дружелюбия и взаимопонимания.
__________
. Мазоха В. В.
"ФРЯКНУТЬ" БЫ ИХ ВСЕХ ПО "МАРФУФОЧКЕ!"
Оригинальное название произведения является точным ориентиром по тексту. Актуальность
затронутой темы повышает значимость рассказа, т.к. для современных мотивов требуются новые приёмы и особенный стиль. Всё произведение насквозь пронизано оптимизмом и подкупающей мягкой иронией. Сюжет преподносит читателю множество забавных ситуаций. Рассказ учит детей умению анализировать, сопоставлять и добродушно относиться к зигзагам школьной жизни.
__________
. Морозов В. И.
ВОВКА
О высокой художественной образности рассказа говорит фраза из текста: " Полярная звезда
висела над волком, - холодная и далёкая, она отливала зеленью и казалась третьим волчьим глазом". Автором подробно раскрываются чувства мальчика, оставшегося один на один с зимней темнотой, досконально описан каждый его шаг и размышления. Накал напряжения не снижается до конца рассказа. Сюжет производит впечатление правдивости, документальности. Форма изложения совершенна. Ситуация, из которой герою рассказа помогли выбраться смекалка и бесстрашие, произведёт сильное впечатление на любую читательскую аудиторию.
__________
. Рылова П.
УСАЧИ, ИЛИ КАК МЫ ХОТЕЛИ ПОПАСТЬ НА МАТЕРИК
Название рассказа привлекает своей необычностью, намекает на приключения, чётко иллюстрирует
содержание. После прочтения рассказа в памяти надолго остётся интересный эпизод, описывающий уникальный момент поведения тюленей: как те собрались в гигантский круг и начали свистеть, рычать и горланить. Автор щедро делится с читателями своей информацией о повадках этих милых " усачей" и образе их жизни. Заканчивается рассказ замечательными словами о том, какие у нас прекрасные соседи по планете. И с подобным утверждением не поспоришь, потому что само произведение убеждает в этом.
__________
. Солонова Г. А.
СПАСЕНИЕ ДОБРОТОЙ
Основная тема рассказа - спасение и защита живой природы - подаётся в увлекательной
форме, сюжет полон волнующих событий. Лаконичность изложения представленного литературного материала способствует тому, что чтение становится лёгким и приятным. Сердце читателя откликается на каждый эпизод. Особенно тронули мою душу фрагменты, повествующие о том, как привыкший к людям бельчонок любил в лесу ждать бывших хозяев около своей старой клетки. И люди частенько приходили, навещали питомца. А бельчонок приготавливал им сюрприз: нанизывал на ветви кустов грибочки, видимо, для того, чтобы людям было удобно их снимать и угощаться. Очаровало меня описание проявления расположения бельчонка к человеческой семье - малыш спускался на нижнюю веточку, вставал на задние лапки и выполнял замысловатые упражнения хвостиком. И, конечно, я очень тронута отвагой мамы -белки, яростно защищавшей своих детёнышей от хулиганов. Название и финал произведения ёмкие, точные. Жизнеутверждающая доброта пронизывает всё произведение и умножает своих сторонников.
__________
*
НОМИНАЦИЯ: СКАЗКИ
1. Горбачёва И. Г.
СНЕЖИНКА-ОДУВАНЧИК
Сказка написана профессиональным, правильным литературным языком, логические связки сюжетной
линиии продуманы и выверены. Сюжет необычен, он способствует развитию детской фантазии. Сказка утверждает, что мечты сбываются. Это является хорошим знаком для детей, говорящим о том, что мир, в который они пришли жить, отзывчив и предупредителен. Поэтичный финал произведения удачно продолжает сказочную линию - нежную, задумчивую и счастливую.
__________
. Карих В. Е.
ВЕСЕННЯЯ ИСТОРИЯ, ИЛИ О ЧЁМ ЩЕБЕЧУТ ВОРОБЬИ
Благодаря этой чудесной сказке оттают многие человеческие сердца, почувствовав, что птички
очень похожи на людей, и заботы у них те же, и характеры. А, оттаяв, горожане, надеюсь, покормят воробышков зимой, помогут пережить холода братьям нашим меньшим, чтобы очередная весна огласилась звонким чириканьем и хорошие сказки опять выпорхнули из-под писательского пера. Название произведения соответствует весёлому повествованию, в котором есть остроумное высказывание о том, что каждое утро воробьи прилетали на вокзал понаблюдать за людьми. Так что, пассажиры, ведите себя достойно: за вами наблюдает стайка!
__________
. Карих В. Е.
СЕРЕБРЯНАЯ ДУДОЧКА, ИЛИ СКАЗКА О ЗАКОЛДОВАННОМ МАЛЬЧИКЕ
Фантастически оживший сюжет настенного пейзажа способствует развитию детского воображения,
учит видеть необычное в привычном. Заключение произведения производит большое впечатление своей неожиданностью и волшебством. Все эпизоды сказки логически связаны между собой, предложения и словосочетания отличаются структурой, доступной детскому восприятию.
__________
. Магадеев Е. Б.
ВОРОБЬИНАЯ ПРИМЕТА
Ощущение тепла не покидало меня при чтени светлого текста этого произведения. Название
воедино связывает принципы детского отношения к окружающему миру и писательский философский взгляд на тонкие правила существования постоянных крылатых спутников человеческой судьбы - воробьёв. Необычный вывод об особенностях птичьего поведения, сделанный автором, обращает внимание детей на тайны природы, которые юным читателям обязательно захочется разгадать, выдвинув свои гипотезы. Содержание произведения настолько захватывающе, что хочется, чтобы эта добрая сказка, рассказывающая о нравственности и об уважении к старшим, никогда бы не заканчивалась!
__________
. Мазоха В. В.
МИШКА, Я НЕ ХОЧУ БЫТЬ БОГАТЫМ!
Покупатель книжного магазина не пройдёт мимо такого звонкого названия! Жизнеутверждающий
контекст сказки содержит вкрапления понятной детям иронии, помогает ребятам увидеть правильную дорогу в судьбе, найти верные ориентиры. Сказка написана лёгким, доступным для детского восприятия языком. Сюжет очень оригинален, привлекателен своей неординарностью и современным взглядом на извечные проблемы выбора жизненной доминанты.
__________
. Мацкевич Н. Э.
МОЧАЛКА И ЕЁ ДРУЗЬЯ
Сюжет динамичен и занимателен. Ситуация, описываемая в сказке, активно разыгрывается с первого
абзаца и не снижает своего накала на протяжении всего повествования. Персонажи сказки разговорчивы и общительны, что способствует обучению ребёнка диалогической речи. Прекрасна финальная фраза произведения, имеющая неоспоримый воспитательный эффект: " Самая главная здесь Мама!"
__________
. Русинова И. А.
"ПРИКЛЮЧЕНИЯ КРАПУШКИ"
Произведение подкупает богатой цветовой гаммой и художественной изобразительностью. Цветы и
пейзажи - вот изумительный фон, на котором проиходит действие. Содержаниие наполнено затеями, задором и движением. В финале побеждает красота внутреннего мироощущения и доброжелательности. Очень поучительная история, которая может стать основой раздумий формирующейся личности.
__________
. Скала А.
ЛЯГУШКА - КОЛОДЕЗНИЦА
Из сказки веет загадочной неповторимостью уклада деревенского быта, единением с природой,
сочувственным отношением к беззащитным созданиям земли. Сюжет крепко держит внимание читателя и не отпускает вплоть до самого финала. Язык автора исполнен таинственности. Действительнось происходящего неведомым образом перетекает из реальности в сказку и обратно. Плавный ход повествования подобен музыке, он умиротворяет и успокаивает.
__________
*
НОМИНАЦИЯ: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Буркова А.
СОФЬЯ КОВАЛЕВСКАЯ - ПРИНЦЕССА МАТЕМАТИКИ
У произведения очень удачное начало, автор мудро концентрирует внимание читателя на
канве сюжета с первых фраз: " Как проходит детство у будущих учёных? - спросите вы". Сверкающее изысканностью название является отличным ориентиром среди произведений схожей тематики. Факты из детства Софьи Ковалевской уникальны. Запомнилось: " Стены обклеили лекциями Михаила Остроградского..." Произведение проникнуто оптимизмом, преподносит урок стойкости и упорства.
__________
. Буцкая Н. Г.
ВСЁ ПРО ЧАЙ
Из содержания этого замечательного произведения я открыла много нового и намерена вернуться к
рассказу вновь, перечитать его для себя и своих знакомых. Тем более, что в тексте есть понравившаяся мне фраза: "... за чаепитием другой раз решали важные дела". Надеюсь, совместное чаепитие всем принесёт удачу. Финал рассказа украсили интересные диалоги, а сам сюжет развивается забавно и сказочно.
__________
. Волкова С. В.
ВКУСНОДОЛЬЕ
Здесь читатель найдёт массу полезных советов, научится запекать в фольге картошку и
узнает рецепт приготовления пирога. На страницах "Вкуснодолья" ребятам не будет скучно. Более того - рассказ поможет детям в выборе профессии. Забота о каждом, стремление накормить и научить - благородные задачи, успешно решаемые автором в этом вкусном произведении. Считаю эту литературную работу очень нужной и полезной, ведь, чем раньше подрастающий человек приобретёт навыки самообслуживания, тем больше свободного времени у него останется для личностного развития.
__________
. Дылдина О.
ИРКУТСК - СЕРЕДИНА ЗЕМЛИ
Текст этого мудрого произведения завораживает фразой: "Есть в Байкале нечто такое, чего
нет больше нигде". Эффектен зачин темы о том, что в Иркутске в сентябре отмечают День Байкала. Очень люблю вникать в описание праздников: мне нравится вместе с автором бродить по украшенным улицам, по паркам, сценам, вслушиваясь в разговоры участников концерта, вместе с ними переживать чувство радости от сопричастности к торжеству. Но, конечно, подробное освещение темы народных гуляний предполагает увеличение объёма произведения до отдельной книги. Уникальна информация о копии английской башни, ставшей достопримечательностью сибирского города. Этим фактом, явившимся объединяющим началом мировых культур, можно гордиться всей планете. Считаю, что величественное название произведения достойно исторической значимости города. Содержание вызывает чувство гордости за Отечество, преклонение перед талантом и трудолюбием народа.
__________
. Евсеева М. В.
ВОРОНЕЖ - КОЛЫБЕЛЬ РУССКОГО ФЛОТА
Всреча с этим прекрасным произведением формирует у читателя способность мыслить,
анализировать события разных времён, видеть связь веков и поколений, вызывает чувство гордости за свою страну, воспитывает уважение к деятельности энергичных и самоотверженных соотечественников, открывает перед детьми новые горизонты познания и трудовых свершений. Много важной информации содержится в тексте, а концентрация внимания читателя достигается уже на втором абзаце, что может служить гарантией того, что ребёнок заинтересуется книгой.
__________
. Евсеева М. В.
МОЙ ПРАДЕД - САМОВАР
Занимательный сюжет увлекает мгновенно. Спокойное течение диалогов перемежается с
эмоциональными всплесками, что придаёт рассказу увлекательность. При помощи юмора и незатейливых обсуждений новшеств современной жизни автору удаётся создать сюжетную основу, которая на протяжении всего повествования удерживает внимание читателя. Отточенный литературный язык делает чтение лёгким и приятным. Рассказ имеет доступный для детей интеллектуальный объём и развивает любознательность. Финал произведения является логическим завершение сюжета и подчёркивает жизненную значимость затронутой темы.
__________
. Коновалов С. В.
МОРСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ: ОТ РИФОВОГО УЗЛА ДО БОТИНОЧНОГО
Несомненно, на детей произведёт огромное впечатление фраза из этого интересного рассказа:
" Завязанный шкотовый узел лучше держал нагрузку, его легче было развязать даже при сильном ветре". Автор преподнёс ребятам хороший пример взаимопомощи, рассказывая в сюжете о том, как старший брат обучает младшего. Ценность теплоты семейных отношений поставлена во главу угла, что очень подкупает. В рассказе мастерски использован педагогический приём обучения " от простого - к сложному", от ботиночного узла - к морскому. Сюжет необычен: автор поставил цель с помощью исключительно одного печатного текста, без наглядности, научить читателя завязывать морской узел. И ему это удалось! Я почти научилась!
__________
. Кузнецова И.Ю.
ПОЧЕМУ МОСКВА - ПОРТ ПЯТИ МОРЕЙ?
Название привлекательно тем, что ставит вопрос и обещает на него ответ. Ожидания читателя
оправдываются: ответ дан и он грандиозен! Автору удалось создать возвышенное произведение, прославляющее трудовые достижения, принёсшие пользу всему человечеству. В этой связи в память навсегда врезается фраза: " В 1931 году окончательно решили: надо копать канал между рекой Москвой и полноводной Волгой. Только Волга способна помочь Москве-реке напоить водой разросшийся город". Заканчивается произведение воодушевляющим аккордом: " А само выражение - Москва - порт пяти морей - есть памятник человеческой мысли и труду".
__________
. Лашук Т. И.
СКАЗ ПРО ТО, КАК ЦАРЬ МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ СЕБЕ НЕВЕСТУ НАШЁЛ
Завораживающий сказ! Произведение создано на поэтическом дыхании, словно чудесная сказка.
Умело и как-бы невзначай раскрыты особенности быта, черты литературных героев и детали взаимоотношений жителей описываемого века. Философски прозорливо подошёл автор к пониманию психологического состояния персонажей: "...княжна в мыслях уже примерила на себя царицын венец и стала добрее, ласковее..." Сюжет наполнен необъяснимым ароматом переплетённых дорог человеческих судеб, в итоге расцветающих счастьем, подобно весенним садам.
__________
. Маркевич Л.
НА ЛЕДОВОЙ СЛУЖБЕ
Связь с историей Древней Греции придаёт началу рассказа внушительности и таинственности.
Очень хорошо воспринимается сознанием такая конструкция сюжета, когда автор задаёт вопросы, а вскоре предлагает на них развёрнутые ответы. Когда эмоциональная составляющая не урезается и не уходит на задний план, повествование не лишается занимательности. Информация, которую дети могут почерпнуть из произведения, способна внести неоценимый вклад в процесс формирования детского кругозора, в создание полноценной картины мира, в котором современные ребята живут.
__________
. Матейчик Н. В.
АННА ПАВЛОВА: ЖЕМЧУЖИНА РУССКОГО БАЛЕТА
Название произведения исполнено сияющей романтичности, что импонирует любителям
хореографического искусства. Сильное воздействие на чувства читателя оказывает фраза композитора, адрессованная великой балерине: " Только благодаря Вам я понял, что написал прекрасную музыку". Начало сюжета динамично и , хотя постепенно затухает, тем не менее рассказ не снижает ситуативного напора. Положительным моментом является присутствие воспитательного эффекта: образ героини рассказа - есть пример титанического трудолюбия, неиссякаемых надежд на собственные силы и веры в благосклонность судьбы.
__________
Миранова Г. М.
СКАЗОЧНО ВСЁ ВОКРУГ НАС
Жизнеутверждающее начало произведения проявляется в каждой строке. Персонажи радуют своим
дружелюбием. Считаю талантливым решение автора наделить представителей дикой природы человеческой способностью рассуждать. Это помогает читателю понять потребности и тревоги обитателей тихих уютных мест, спрятанных от любопытных взоров густым зеленым покровом. Талант помог автору найти великолепные заключительные слова, обращённые к сердцу каждого читателя, направленные в будущее нашей общей планеты Земля: " Относитесь ко всему и ко всем с уважением, пониманием и добротой".
__________
. Раздольская И. А.
ЖУКОВ. МАРШАЛ ПОБЕДЫ
Информационная и воспитательная ценность произведения очень высока. Название подобрано
правильно, оно отвечает требованиям современной эпохи и чаяниям людей. Факты из жизни отечественного героя всегда интересны юному поколению, берущему пример с лучших представителей своего народа. "Пусть мал, зато у него плечи широкие..." - эта фраза из текста учит читателя смотреть на несколько шагов вперёд, развивать в себе, так называемый, дар предвидения, не тушеваться перед трудностями, понимая, что всё в руках упорного человека. И если его дело правое, он победит. О легендарных личностях писать всегда ответственно, поэтому честь и хвала автору, достойно осветившему серьёзную тему, способную оказать существенное влияние на формирование положительных черт характера подрастающего поколения.
__________
. Пейчева С. А.
НА РАБОТЕ
Очень хороший рассказ! Читая его, узнаёшь свои детские ощущения. Подробные сведения о работе
киоскёра, предлагаемые в рассказе, помогут ребятам ориентироваться в мире профессий. Подчёркнуто тактичные семейные отношения, взаимопомощь близких людей, их незаменимость, уважение к старшим - вот три кита, на которых стоит это позитивное произведение. Пусть его прочитают как можно больше детей, ведь это так важно - знать, кто работает в нашем городе и улыбается нам из-за переливающегося всеми цветами радуги окошка киоска, мимо которого трудно пройти. Обязательно каждый из нас нет-нет, да и заглянет внутрь, чтобы купить себе что-нибудь для души!
__________
. Шмидт Л. П.
ИНТЕРЕСНАЯ ПУГОВИЦА
Это великолепная литературная работа мне понравилась обилием пословиц. Кропотливый труд
автора не прошёл даром: из-под пера появился поистине познавательный и чрезвычайно увлекательный рассказ! Хорошее впечатление производит занимательное начало, а также уникальные сведения о первых пуговицах, например, о том, как слово "пугалка" постепенно преобразовалось в "пуговицу". Богатый информационный материал преподносится доступным для детского восприятия языком, а сентиментально-изысканный финал превращает текст в произведение искусства.