Модин Сергей / Сергей Модин : другие произведения.

Самоотверженная трусость

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Один из рассказов вошедший в 3-ю книгу "Трагисатира 2010-12 гг."

  
  "Ограничения и стеснения со стороны гражданской власти и необходимость законного государственного строя можно защищать или на основании разума, который, размышляя о большой слабости и испорченности человеческой природы, учит, что ни одному человеку нельзя безопасно доверить неограниченную власть, или же на основании опыта и истории, которые показывают нам, что честолюбие во все времена и во всех странах безмерно злоупотребляло столь неосмотрительным доверием". Девид Юм.
  
  
   Ещё вчера была снежная холодная зима, и мы из солидарного сожаления кормили хлебом трусливых чаек с воронами лишь для того, чтобы они со своими птенцами более-менее благополучно перезимовали до весны. Но настала весна, многие окрепли и подтянулись к морю, где появилась свежая пища, однако ещё слабые прилетали к нашей кормушке и часами ожидали подачки. Мы до того привыкли к этой филантропическо-альтруистической миссии, что не заметили опасности поблизости; но она не замедлила себя ждать, и уже через пару дней мы получили угрожающее письмо из "Управления по домашнему порядку", подписанное экс-бургомистершей Ангелой Фольквартц. Сдал нас сосед Йохим Воблин, одинокий и благополучный "вечный сын", которого мы знаем уже без малого 40 лет. И от страха административной расправы, изме-ряющейся штрафом в 600 евро, мы быстро прекратили кормёжку "младших братьев", даже стали прятаться от соседа-доносчика и выдумывать всякие козни против его внезапно открывшегося характерного свойства. Негодование и страх у нас продолжались несколько недель, вернее, как всегда временно утихли, так как нам известно, что наша правящая политическая верхушка может в любой момент выдумать другие агрументы и причины, по которым можно беспрепятственно вытрясти наши и без того худые доходы. В нашем домишке всего-то пять семей, неужто из-за этого казуса поднимать восстание, нет уж, мы люди здравомысленные, так как на опыте знаем, что лучше уж пусть нас всякие хищники дерут полегче. А ежели кое-где перебором запах-нет, тогда мы враз побежим к хитрому адвокату и он отвоюет ту правдивую рациональность, после чего с нас не сразу сдерут всё и пошлют за кредитом, а согласятся терпеливо сдирать по месяцам. И им хорошо, и нам не особо плохо. Самоотверженная трусость - это уже давнишняя наша философия жизни, при которой умиротворение социальных интересов и приспособление к демократическому режиму эдакого насилия, всё-таки, позволяют удовлет-ворять наши аппетиты.
   Безусловно, личная жизнь каждого подвержена всяческим другим жиз-ненным опасностям, и поэтому главное для нас - "тише едешь - дальше будешь!". Только не все могут это понять правильно, ведь у каждого человека часовой механизм внутри разный.
   Когда живёшь неподалёку от узкого круга близких знакомых, по сути случайных в этом мире, и на протяжении двадцати-тридцати лет совместных радостей и горестей, от которых все становятся друзьями, иногда кажется, особенно когда кто-нибудь исчезает из жизни один за другим, что ты просто попал в какое-то неудачное пространство для своей жизни. Самозащита срабатывает, чтобы не опустились руки и не пропал, какой есть, вкус жизни. Нет, не спрашиваешь себя "кто следующий" или "почему же я пока живу" или "может сменить место пребывания", а просто знаешь на жизненном опыте, что жизнь - не оптимистическая или пессимистическая установка, за которую или порицают или поощряют божки и лакеи нашего капища. Тем более, на моём веку, оптимисты оказываются куда слабее супротив всех неожиданных невгод. Но это только относительно, также как поверхностное утверждение, что, "задумываясь о суетности человеческой жизни и постоянно размышляя о пустоте и мимолетности богатства и почестей, мы, быть может, потворствуем при этом своей природной лени и ненавидим мирскую суету и тягости деловой жизни, но ищем подходящего предлога для того, чтобы полностью и бес-контрольно предаваться этой склонности". Тут дело внутренней природы каждого, как уже было сказанно выше. Но если ум, тем более, переполненный материальными "индикаторами", уже господствует над телом и внутренней энергией его, то, по-моему, в зрелом возрасте уже поздно себя переделывать. Да и как это может быть возможно, это ж связано с систематическим пита-нием, которое поддерживает действие человека. Так или иначе, но природа в конце концов возьмёт верх над какими бы то ни было теоретическими или практическими убеждениями. Вопрос только - когда? Это мы не знаем, вернее, знаем, но больше на опыте других. Привычки наполняют наш опыт и реализуются в действии. Большинство из нас подражатели массы прошедших идеалов, которые мы адаптируем в себе в качестве родных по вполне понят-ным причинам. Также как и суеверные реликвии "святых и подвижников", вроде как нам бы и самим хотелось стать такими, да только наши природные свойства не пускают за границу дозволенного. А вдруг ошибёшься и упустишь свою жизнь? В этом-то всё и дело. Значит, пусть кто-то делает собствен-норучно, а кто-то присваивает или посредничает. Первые - это как бы "святые" в нашем понятии, так как их материально не балуют за собствен-норучно изготовленные вещи и особенно произведения искусства; поэтому они стараются сами кое-как держаться над водой, справно платя за проданное положенный налог, и не дай бог, их уличат в какой-либо мелкой растрате. Вторым - жить легче, так как они примазываются уже к чему-нибудь готовому, убеждают себя в самостоятельности, получают поощрения, стараются увили-вать от всяких обдираний; и если им удаётся заиметь частную собственность, то они себя считают "ушлыми" по-жизни. Но это тоже относительно, так как большинство из них только делают вид, будто они здоровы и счастливы, и вроде как ничего против раболепной психологии, извращённой социальной с хищническо-лицемерной политикой впридачу - не имеют. Зато это отражается в другом. Таких примеров уйма, но приведу лишь один.
   Намедни увезли в больницу с инсультом подругу нашей семьи и торговку недвижимости Гудрун Клинге. Выживёт - никто не знает. Во всяком случает, после интенсивной обработки врачами, она лежит как "овощь", опутанная шлангами и мало чего понимает, произнося как ребёнок какие-то слова, касающиеся в основном денежных и сексуальных понятий. Иногда угрожает "расправой" всем утешителям и обзывает "мразями" самых близких. Грустное зрелище. Она была среди нас всех соседей самой оптимистичной, статной, благополучной, благовоспитанной, порицающей даже самые малей-шие негативные мнения и рассуждения, по сути самые адекватные. Но вот с сыном Мариусом ей не повезло, эдаким гламурно расхлябанным подонком вырос под опекой её бывшего мужа, упакованного папы "графа Калиостро" - авторитетного районного целителя, и толерантной опекой мамы Гудрун - материально благополучной матери-одиночки. Сынок тоже оптимист, только новой формации, каких навалом во многих центральных городах Германии. Спрятавшись за пазухой у семейных божков "во имя жратвы и денег" и пользуясь всеми современными побочными вещами и продуктами, при всём при том ему постоянно не терпится быстро удовлетворять бесконечно новые желаньица, на которые родичи должны ему без промедления отстёгивать энную сумму денег. Любая задержка червато отражается на них самих эдакой местью их недоросля. Плевать он хотел на все свои задолжности, а работать его самым сладким калачом не заманишь. Папа уже в преклонном возрасте, имеет молодую азиатку, всегда старался быть альфа-самцом, а тут почему-то боиться обидеть продолжателя семейных корней, который родился от второго брака с Гудрун, а взрослым и материально-жадным дочерям (хваткой Сандре и тихушнице Керстин) от первого брака и сёстрам братишки Мариусу - просто начхать, так как они знают, что после смерти папы из наследства им должен достаться кусок побольше. Сын Мариус знает, что у родичей есть деньги, и они ему в критические моменты всегда их дадут; только нужно умело инсценировать такие моменты, вплоть до угрозы самоубийством. И всё было и будет в ажуре. Родичи всегда оберегали его от всяких внешних негативных влияний, а природа взяла своё. Но тут случилось несчастье с матерью, к которому с искренней душевностью подклю-чились все друзья и бывший муж, и только подонок сын не знает, что ему с этим делать, как взять все домашние заботы и хлопоты за матерью в свои руки. (Он продолжает кутить с дружками.) И позитивно настроенные друзья Гудрун, то есть мы, тоже не знаем (есть же специалисты, знающие всё), мы только навещаем её в больнице и делимся озабоченными лицами друг с дружкой, утешаем её, чем можем, скорее всего себя от страха оказаться в её положении. Но у ней хоть деньги есть и скоро её переведут в приватную клинику для "вегетирующих" душевнобольных. Нет сомнения, что и г-н Фрэнкибой, адвокат Гудрун, умело расквитается со всеми организационными проблемами, даже с её африканским молоденьким мужем Улу Бенга, эдаким "туристом" с маминой Вуду-пугалкой супротив "колонизаторов", который тоже не знает, как ему себя вести в создавшейся ситуации среди озабоченных в основном денежной проблемой родственников. А нам - демократическо-середняцкой нищете с мизерно оплачиваемым занятием и пару тыщёнками в загашнике - в такой ситуации придётся уповать на что-либо символическое, неосязаемо оптимистическое. Ведь у многих у нас понятие "должен" давно перевоплотилось в болезненную регидность, только мы стараемся держать её в узде. Некоторым даже поднятся с постели без "должен" трудно. Знаем, что такое воля, но вот без внутренней энергии, которая существует сама по себе во всём теле, а не регулируется внешними материальными слюнтявками под оптимистическо-чёрствым контролем, нелегко с этим неоплаченным энтузиазмом совладать, но надо, значит "должно". И потому мы внушаем всем близким каждый божий день, - хошь не хошь, а должен. Должников с каждым годом прибавляется, и банки радостно богатеют. А для нас - делать дальше всё недоделанное и жить - это святое... Просто существовать неинтересно, хочется близкого контакта с "должниками", похвалиться этим "долгом", утешить сомневающихся в "должен", чуть ли не Каноном убедить, массу идолов-индикаторов в пример привести, авось и нам зачтётся, или на худой конец нашим деткам. Надежда - это главный козырь нашего "должен", и она всегда рисует радужные исходы. Те, кто распределяет госкапитал и деньги налогоплательщиков, тоже знают, кто и сколько им должны, особенно как занимать и как взымать, чтобы самим ничего (или почти ничего) не делать, кроме как наслаждаться жизнью, особенно, если эти гешефты касаются внутренней и внешней политики. Принципы и люди, которые соответствует времени. Это рычаги большие, которые управляют рычагами маленькими, а те управляют нервными нитями масс, которых утешают всяческие духовно развитые энтузиасты. А на самом деле, хочется без особых проблем получить свой лакомый кусок или для семьи. Издержки остануться на побочные потребности. Поэтому каждый должен стараться строить пирамиды и защищать их на основе Права. Но просто - в этом мире не бывает. И пример с Гудрун - одно из доказательств тому. Её сознание было слабым, а нервы перевозбуждены. Машины ломаются, а что говорить о человеке.
   А мы сидим дома после посещения её в больнице и рассуждаем, как одни "цепи" заменили на другие. Нынешним арабам северной Африки в будущем предстоит узнать на собственной шкуре, что каждое улучшение жизни, по сут0и оптимизм (в котором посредники людоедов не дремлют) неразрывно связано со страданием большинства, ведь зачинщики для него старались. А финансы будут петь романсы и молить Всевышнего, чтобы не так тяжко было нести эту новую цепь. Она нам знакома тоже на собственной шкуре, но только нашим закалённым духом мы её чуток облегчили. Она стала у нас позитивно-пессимистической, как светлый минор (или бимоль). Чувствуйте его в своём разуме? Причём, без всяких ужасных теленовостей, в которых солидные оптимистические дяденьки и тётеньки уверяют за хорошую зарплату, что таково мироздание наше. Есть горе, есть счастливые моменты и есть "индикаторы", которые позаботяться о всех "душах заблудших" в лабиринте судьбоносных сумерков. А вот и другие маститые спецы "романтической любви" лезут со своими пошлыми советами типа "дети - наше будущность! плодитесь без устали!", "родительский бонус нужно ещё заработать", "психология+полицайсистема - лучший из демократических миров". Какие глубокие заячьи мудрости! И только про главное - материальный базис этих ходячих истин, и как его найти и прочно, хотя бы на полжизни закрепить - они не вещают, сами точно не знают, или знают, но манят в "должную" среду. А случись с аппонентом горе, и на то найдётся какое-нибудь заумно-наивное оправдание. Вы случайно не заметили, как они оправдывают друг дружку по всякому материальному или формальному хищничеству, а у простолюдинов создаётся впечатление, что они правы. Так радуйтесь жизни, пока живёте! Только вот что-то не радуется по-настоящему. Сами виноваты? Вероятно. Размечтались, а возможности ограниченные. Нас хоть не убивают за "свободу слова", как в других странах; и мы можем сказать, спеть или написать что-нибудь такое, что можно назвать официальной "свободной смелостью", потому что она будет пахнуть "самоотверженной трусостью". За неё-то и поощряют "избранников". А те, кто не трусят и выносят на обозрение свои идеи истины, тех мы видим вроде как через слегка запотевший бинокль, которым мы пользуемся в маленькой комнате, и стараемся делать вид, что это нам не принесёт пользы... Мы только рассеянно хвалить и льстить можем, хотя случается очень редко, что и сделаем покупку у них, однако всем видом покажем "деньги правят жизнью". Плеснём ядку. Иначе нельзя, так как, если прослышат наш претенциозный писк где-нибудь наверху, тогда нам не сдобровать. Пусть уж лучше за нас дуэлируют аргументами нами же выбранные политики, эти богатыри среднего человека, авось нас не всех сразу съедят, а медленно и поочерёдно. Это уж наша тактика. Для чего? Для самосохранения и узкого мирка личных интересов.
   Вот собрались наши великодушные моралисты и рассуждают о процессе "оподления души", который начался не недавно, а давным-давно, однако, в котором прослушивается критерий не утратившего гражданского достоинства.
   - Господа, у меня есть мечта - чтобы наша нация была здоровой, образованной и одухотворённой!
   - Слишком уж эйфорийно-оптимистическая ваша мечта. Опыт жизни человечества датирует нам куда реальнее факты о нашем существовании на земле. Вот когда на земле настанет рай, тогда все будут счастливы просто от вселенской скуки? Ведь тогда не нужны будут торгаши и контролёры материи с посредниками духовных ценностей. Да и ценностями тогда их не назовёшь, потому что тогда снова образуется зависть, преступления, частная собственность, воровство и грабёж, спаивание и другие усыпляющие функции для масс. Какой же это "золотой век"?
   - Нет, я хотел сказать, что мой старческий опыт пессимистичнее, чем оптимистичная вера. Но жизнь в общем-то удалась. Демократия существует!
   - Ну что ж, верить никому не вредно. Вера базируется на привычках и опыте. Не зря же её придумал человек для отвлечения от сермяжной реальности. Сегодня жить по-совести - это уже геройство. А нам нужны иные.
   - Дорогой мой, по-совести и геройство - это такие моральные добродетели, которые человек от природы имеет, а разве имеют их все от неё?
   - Вот я и говорю, что "страшного суда" не хватает, справедливость вершить нужно вовремя надо всеми этими "умельцами жить", развелось их дюже много за последние годы. Народ наш истосковался по порядку вездесущему.
   - Позвольте, не надо нам "страшного суда", достаточно того, что мы на других горестях учим народ самоотвержению. Вон они как душевно сострадают японцам. А верха не нужно трогать.
   - Почему же за последнее время горестей всё время хватало в Германии, не говоря уже о других странах. Да и какие у нас у людей могут быть верха? Это ж быдло упакованное. А люди благородных кровей и капиталодержатели всегда будут под опекой политверхушки, она же их связями питается. Главное - демократические гражданские принципы!
   - Ну юмористы, вам нужно на конкурс "клоунов морали". Вы говорите об упразднении хищничества и торжестве покаяния и сами того не замечаете, что ваши демократически-гражданские принципы пахнут беспринципным нео-буржуазным политиканством.
   - Позвольте, это что, оскорбление? А вы что, депрессивный, что-то уж слишком вы негативом швырятесь? Мы рассуждаем и медленно прибли-жаемся к понятию "окраски" гражданственности.
   - Ценности, господа, наши ценности должны интегрировать как родные!
   - Позвольте, но ведь в них входят и такие, как гнусность, бесчестность и т.д. Какая же будет окраска талантливого подхалимства?
   - Зачем же вы так грубо. Вам что, дамы-сердца не хватает? Друг мой, дамы не ошибаются в величии мужчины. Одна Уши фон Ляен чего стоит. Домина!
   - Вы переводите стрелки на личную тему. Что же касается дам, то они липнут, как мухи туда, где есть хоть малейшая перспектива разжиться, модно прикинуться, не работать и засветиться на людях. Говорят, что уже Гегель всю эту "звериность" исследовал, опознал, организовал и передал другим.
   - И что в этом плохого. В Штатах до сих пор Фрейда за светилу психологии воспринимают. У них даже протестов "за лучшую жизнь" меньше, чем у нас.
   - У нас протесты добродушнее! И какой там к чёрту Фрейд? Он же только пенки слизал у философов "серебряного века" и аккуратно добавил раз-бавленного Сада, получив как бы свою "психоаналитику великого Зигмунда". Просто в переломный момент его удобно подсунули массам, типа "Зиг-мунд" - победа рта, "Фрейд" - веселонравный. У него была хорошая память и хорошо развита риторика, читал и думал много, досуга было навалом. А массы питаются (понятиями Фрейда тоже) и плодятся (бессмертный Купидон старается). Вот Гегель - это был свет идеалистичного позитива! Хотя, зачастую, чёрт его разберёт, что за пургу он метёт.
   - "Пиццерия-сервиз" и Армия - вот образцы бравозаячий здравомысленности!
   - Да, были века "железа и крови"! Хотя и у нашего Гегеля тоже не всё так гладко было в философии. Вот Лейбниц - это магма оптимизма!
   - Позвольте, а сейчас разве мало проектологов с проектами "оздоровления и спасения"? И прошу вас, не надо в те века идти, мы за них до сих пор рас-плачиваемся. Нам достаточно университета имени Лейбница, этого великого словоблудного оптимиста. Пусть молодые сами осознают цену жизни...
   - Да, но бить по темени упразднениями - это одно. Однако, господа, аффекты и идеалы - это ж совсем другое! Надо держать бразды крепко.
   - На то они и аффекты с идеалами, чтобы сохраняться, иначе на кой чёрт нам суетиться в сфере правительственной политики и экономики!?
   А нам оставалось уповать только на наших энергичных ещё незамурован-ных творцов. И самоотверженно мы тут же схватили передовую газетину "позитивных подхалимов", углубились в чтение рационализаторских статеек, выискивая между строк справедливость и приспособления к ней...
   Гудрун Клинге "усмирили" медикаментами и поместили в "уютную клетку" под присмотром аж троих попечителей. Иногда она выкрикивает в окно протесты касающиеся "заячий трусости". Злые языки утверждают, что ей удалось "закосить" на инвалидность с официальной безответственностью, при кото-рой можно так осмелеть. Сынок дорастрачивает мамины сбережения и кормит заносчивыми обещаниями батьку. Коллежанка и подруга Гудрун, Керстин Щук, позаботилась обо всём на славу своего фрегидно-расчётливого эгоизма. А меня обвинили в "некачественной дружбе"...
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"