Давайте рассмотрим две полярные точки зрения. Профессор Михельсон, на недавней конференции прямо в аппаратном комплекс Мегамашины, заявил следующее:
Мне задали странный вопрос о возможностях машин к устойчивой генерации некоторых виртуальных реалий. И заметьте, я не использую популярное выражение "реальность", потому что это все больше относится к технологиям компьютерных игр". Я должен сказать вам, что я совершенно открыт для всех новых идей, и, когда речь шла о возможности генерации игр прямо на Мегамашине, мы также обсудили это как нечто из разряда любительских историй, однако, мы не продвинулись дальше разговоров. Все мы любим говорить. Виртуальная реальность - за этим можете обращаться куда угодно, хоть в Cactus Inc., хоть в Space Brothers. Чуть не сказал, к братьям Пою.
А теперь прочитаем выдержку из статьи самого Алексея Бархана, что была опубликована в подпольном журнале "Фатальная мысль":
Люди хотели знать, где начало, а где конец, а я думал, что эта информация засекречена. Но вышло так, что она вообще никому не нужна, если ты не такой. А значит, нам надо различить: такой или не такой, что еще проще - открываются двери или нет. Мы с Марсом были недавно на конференции, и там выступал тот самый Михельсон, и, если честно, он нас знатно разочаровал своей, как бы это выразиться, задеревенелостью. Теперь я не вижу ничего удивительно в том, что Туда нельзя попасть старше определенного возраста.
У меня, правда, есть сведения, что попасть туда может любой - но если тебе, например, тридцать лет, то ты сразу же становишься деревом, и ничего тебе не поможет. Но ребята, живых существ множество. Никто на самом деле не изучал рыб - может быть, тот же Михельсон, заснув, стал рыбой, и, пока он спал, там прошло три года - столько эта рыба жила. Но, когда он проснулся, оказалось, что он ничего не помнит - да и невозможно запомнить, потому что у рыбы очень мало мозга.
Это только предположение.
Помимо меня и Марса, там присутствовал еще Слава Космос, и его даже пригласили сказать кое-какие слова. Интересно, что меня не пригласили, да и остальных ребят там не было, и это довольно фигово, хотя, по сути, это по боку, да? Дело не в этом. Просто пока Слава говорил свои скромные слова, он увидел, что в зале сидит Саша Маслов. Саша даже показал ему знак рукой - мол, приятель, все пучком, не переживай.
А никаких выводов из этого я не делаю, потому что они и не нужны. На наших глазах все изменилось, и люди разделились на две большие толпы - мы и они. Да, нам нет дела до них, им нет дела до нас.
Наконец, что же сказал Слава Космос. А ничего он практически не сказал - он и правда увидел Сашу Маслова.
Заметка Древнем символе Бора (автор - Н.Бобров)
В Боре, а, вернее, не в самом Боре, но недалеко, есть монумент в виде пальца, который указывает в небо. Говорят же "Бор" по привычке, потому от пальца того еще километров тридцать до города на ослах. Да, как вы знаете, ослы - основной транспорт в тех местах, хотя многие, конечно, кричат вам ровно в ухо, что там кругом развит какой-то автомобильный транспорт. А ничего там нет. Что касается поезда, то и поезда нет, хотя, остались следы очень древней дороги, вот в чем вопрос. О дороге нет никаких сведений, и возле самого Бора рельсы кое-где отрезали, из них делали мечи. Легенда гласит, что за сто лет до этого имела место война с Друзьями. Конечно, Бор - не такое уж затхлое место, здесь есть письменность и даже газета, но никто и не знает ничего. Рельсы же сделаны точно хорошо - сто лет назад их как-то умудрились подрезать на мечи, а они и сейчас не особо-то ржавые. Но никто не может сказать, что это были за Друзья такие, потому, что как мы знаем, обстановка в Реке-Наизнанку вполне мирная, войны нигде нет, люди занимаются сельским хозяйством и размножением.
Теперь - о червемотках. Уж наверняка любой дурак в курсе, что червемоток - это сила натяжения червемотка. Да, сказано запутанно, да только так и есть, потому что в старину повсеместно использовались машины с пружинным приводом . Сам привод - это мышцы реактивного червя, которого еще надо поймать, правильным образом разделать, а потом еще все это исполнить в виде двигателя. Сам я видел червей - они похожи больше на длинных морских котиков, нежели на червей.
Так вот, в Боре я встретил человека, у которого в сарае стоял такой аппарат - завести его никак было нельзя, потому что требуется внешняя намоточная машина, а потому, мне так и не посчастливилось прокатиться на этом чуде техники.
Мы приехали к монументу на ослах, и я, честно скажу, честно - я офигел, высокая эта штука, даже не знаю, сколько метров, но если бы сказали, что метров сто, то я бы согласился - хотя я точно не умею вымеривать расстояние.
Жители Бора не задаются вопросом, что это и для чего, поэтому, мне все пришлось разузнавать - для этого я поехал в Вольвокс, где все уже было иначе.
Вольвокс
В Вольвоксе, как это сказать? А так и скажем - малость покультурнее, и у них всегда три царя, чему я был удивлен, да оказалось, что это - уже модерновая версия - сама суть Вольвокса в том, что каждый человек - царь, и, когда человек рождается, то сразу же проводится обряд встречи царя, а когда человек умирает, то - проводы царя, при этом, никто не плачет. При этом, в Вольвоксе нет никакой идеи о, например, реинкарнации. Есть приход, и есть уход, а в промежутке - вроде бы жизнь. Почему сейчас три царя? Это все равно не значит, что люди - не цари, просто кому-то же надо выполнять роль администратора.
Пишут тут на папирусе. Язык, как и везде в Реке-Наизнанку, русский, но это может быть вроде бы и сленг, при чем, столь запутанный, что не сразу поймешь, что говорят. Да, но вы бы видели - у них своя графика, и это - иероглифы, и честно говорю вам, я от этого просто кричу. Но что же. Один умный царь, которого звали странно - Судзуки - рассказал мне про монумент в Боре. Он сказал, что палец выставлен Внешним Человеком в поисках то, на что надо нажать.
Это меня малость приперло. Он, видимо, говорил про кнопку. Как вы знаете, люди в Землях живут и знать не знают о том, что есть мир внешний, а что - вроде бы внутренний, хотя и сами мы пока не доказали, что есть что.
Однако, некоторые люди со мной не согласны - они высмеяли мою идею, хотя то - не моя идея. Дураки, да?
Теория Хаоса
Краткая формулировка такова: Хаос - это пространство. Вселенная - отдельные упорядоченные участки.
Размеры Хаоса неизвестны по очень простой причине - всякая отдельно взятая вселенная в нем - вроде шара или молекулы, и такие молекулы идут потоками, роями, образуя потоки - для нас же огромный и бесконечный размер имеет отдельно взятый мир.
Теория Хаоса, как наука, появилась после посещений людьми отдельных мест, где существа (не обязательно человекообразные) знали о мире довольно много.
Итак, Синий Космос. Космос есть простой, и есть Синий, при чем, тут нельзя мерить расстояние линейно - но если все же мерить, то граница Синего даже ближе, чем Марс, и там находится висящая в этой веселой синеве ПОСК (Почтовое Отделение Синего Космоса).
Говорят, что долетать туда можно так называемом Перевозящем коте, однако, далеко не везде люди имеют об этом понятия. Как встретить того кота? Как купить билет и куда-то полететь?
Задача.
Глава 1
Красный Мотоцикл
Бывает же так, что ты сам не знаешь, чего хочешь, но в душе вдруг что-то пошевелится, и вдруг окажется, что птиц уже свили гнезда и принялись тренироваться в своих походах в небо, и ты не понимаешь. Ты ничего не понимаешь. Ты ведь стоишь на земле и никуда не летишь, но чувство полета тебя не покидает, и хочется сказать. Да, сказать или заявить? А ведь Марс Брайнер полагал, что он - пофигист, что есть не просто слово, а направление мысли и причастность.
Пофигистам принято собираться, кучковаться, обсуждая, как и что кому пофигу, как сильно пофигу - хотя и нельзя сказать, что это лень или забивание гвоздя или, на худой конец, сачкование, возведение в степень. Тут, впрочем, можно так сказать - сачок есть сачок, но и опять же, это не лентяй, а, скорее, лоботряс. Сачковать значит прогуливать или просиживать, отлынивать с некоей целью. Пофигизм же - целое течение.
Встречает Марс пацанчика.
- Привет.
- Привет.
- Как дела?
- Да мне пофигу, как.
Встречает он другого пацанчика, а тот всем видом своим показывает, что состоит в касте людей, непричастных к стандартной активности. Пацанчик тот идет и гонит ногой банку из под пепси. К нему присоединяется еще один парень, они дают друг другу пасы и даже восклицают:
- Давай, пас.
- Подай. Я замкну.
Можно подумать, что ребятам нечего делать, однако, на вопрос "как дела" они отвечают без тени сомнения:
- Дел нет. Нам все пофиг, ты же знаешь.
- Знаю.
- Не спрашивай. Подай угловой.
Людям до того движения и дела нет, потому что лето только началось, и облака перевозят по небу белых богов из тумана, солнце еще не разогрелось до сковородочного предела, и кажется, что это какая-та специальная пора, созданная для того, чтобы надышаться странной мыслью. Еще немного, и ничего этого не будет, но понимание приходит лишь с развитием умения рисовать, рисовать головой, умом, словами, может быть, страстью - перечислите здесь что хотите.
Еще один пас, ребята машут Марсу рукой, а тот останавливается.
Итак, улица Цветочная, называемая на местном наречии Шурф - улица эта узкая и каменная, и на стенах висят картины, горят ароматные палочки, звенят китайские колокольчики, но все это - часть тоскливого аспекта.
Ага, а вот и первый достойный - на его картине изображены лица О.
- Здравствуйте, это лица О?
- Да.
- Синий Космос?
- Это окрестности.
- Спасибо.
Мы же хорошо знаем, то люди в городе Ф. теперь навсегда разделены, и словно бы нет у них никаких шансов понять друг друга - и Тип 1 прекрасно осведомлен, что такое Лица О., но Тип2 полагает, что это - сектантство. В некотором роде они правы, потому что у приверженцев культа есть места для сбора, и нормальному человеку наверняка покажется, что он сошел с ума.
Быть может, он просто хотел удостовериться, что улица именно А.Шурфа заполнена именно людьми, а не чем-то еще....
Возможно, ночью ему приснился самый странный сон на Земле, и теперь ему был необходим энергетический всплеск. Конечно, он мог найти и другой способ. Так обычно поступают поэты и мыслители. Но Марс не был ни тем, ни другим. Его вряд ли интересовали тематические изливания в системе.
Скорее, он ждал, что жизнь сама раскроется, будто слабый соперник. Щелкнут замки, сдадутся двери, и он войдет.
Так бывает с теми же очень чувствительными людьми, о которых я только что напомнил, но разница здесь велика. Ожидание вряд ли можно назвать чем-нибудь иным, кроме самого себя. В начальной фазе оно очень ярко, хотя и неопределенно, затем перетекает во Вселенское, и тогда у авторов могут зародиться вполне приличные вещи. Если же опоздать с ожиданием, затянуть его, не переделав в плод, все может закончиться не очень хорошо.
Точно так же сидит на берегу, у разбитого корыта, старуха.
Вы думаете, что она теперь уже не сидит? Это - как еще сказать?
Когда сон заставляет человека теряться, скрываясь в суете иной осени, все бодрствование перетекает в сплошной кинофильм. И это - те же волны грядущего. Вот, скажете вы, если бы взять и выплеснуть все это не творчески, а - по-настоящему. Например, полететь.
Можно забраться на крышу небоскреба и осмотреть синие стекла соседних высоток.
Они хороши и задумчивы.
Можно помахать ногой над пропастью, ощущая холод под лодыжками.
Но потом ждет возвращение.
Марс знал всех художников, которые собирались в Шурфе. Здесь можно было находиться долгое время, предаваясь легкому, колышущемуся сумасшествию. Но каждая проведенная здесь минута была опасна. Окна в другие измерения души затягивали. Марс боялся, что он прямо сейчас отправиться туда - некоторые холсты и впрямь источали ветер.
-Что ищешь, Марс? - спросил художник по имени Перпендикуляр.
-Я и сам не знаю, - ответил он.
-Это всегда так, - заметил Перпендикуляр, - если ты не знаешь, чего именно хочешь, и тебя словно гоняет туда-сюда, значит, тебя зовет Великая Река.
-Откуда ты знаешь? - спросил Марс.
- Я знаю, - ответил Перпендикуляр уверенно.
-Не знаю. Я не привык открыто это обсуждать, - сказал Марс, - хотя я не уверен, чтобы с тобой нельзя было говорить об этом. Но.... Знаешь, это такие правила. Просто правила. А у тебя странные картины. Сдается мне, что это - Птица Гочс.
-Нет, это не Птица Гочс, - возразил Перпендикуляр.
- Видишь, - вздохнул Марс, - если это не Птица Гочс, то я - японский городовой. Но, между тем, ты утверждаешь, что это - не Птица Гочс, значит, ты и понятия не имеешь о том, что говоришь. Поэтому я понимаю, что в моих представлениях, Великая Река - это одно, а в твоем - это просто какой-то эпитет.
-Ты зазнаешься, Марс, - проговорил Перпендикуляр.
-Нет. Просто я знаю, о чем я говорю.
Птица стояла на одной ноге, на ровной, словно стекло, поверхности сине-зеленых гор. Это была одна из тех птиц, что живет в любое время года, олицетворяя равенство всех птиц, так как известно, что все они - часть тела единой Большой Птицы Гочс. Любая Птица - это она, а Она - это любая Птица, и с этим невозможно поспорить. Когда Птица возвещает о полночи, те жуки, что не успели заткнуть уши, погибают. Но разве бывают такие дураки среди жуков? Зато все живое переходит в другое состояние ночи.
Услышав однажды крик Птицы Гочс, ты уже никогда не останешься прежним. Это меняет тебя внутренне. Крик прошибает все твои ментальные накопления, взбивает твою психику в пену. Те народы, что живут в отделении от Реки, не знают вдохновения. Да, они своеобразны, в них есть что-то другое, чего никогда не понять обитателям побережья. Возможно, вся прелесть бытия именно в этом.
-Это - стилизация под Сашу Маслова, - заметил Марс, указав на портрет светловолосого парня.
-Это вовсе не Саша Маслов, - ответил Перпендикуляр, - много раз слышал о нем, а все никак не могу взять в толк, кто он такой.
-В том-то и дело, - произнес Марс.
Он присел на каменную тумбу, закурил и продолжил:
- Саша Маслов - велик и ужасен. С ним просто нельзя совладать. Он - не человек. Я бы, конечно, не стал утверждать, что он - античеловек, хотя, возможно, все обстоит именно так.
-Ты хочешь меня удивить? - спросило Перпендикуляр.
-Вовсе нет, - ответил Марс, - разве в Шурфе возможно кого-нибудь удивить? Я просто рассуждаю. Мне захотелось сюда прийти. И вот - я пришел. Больше ничего, знаешь.
-Это нарисован Ван Краб.
-Ван Краб?
-Да.
-Что это?
-То есть, кто, а не что. Человек, разумеется.
-Звучит, как некое состояние человека.
-А вот и он.
Марс обернулся. Он бы и не удивился. Хотя Саша Маслов уже давно, как исчез, и некоторые знатоки предполагали, что он пропал навсегда. Этим, на самом деле, очень многое объяснялось. Говорили, что Великая Река закрыта. Даже сам Сергей Крабов, ближайший соратник Саши Маслова, был постоянно замечаем в различных увеселительных местах, где он создавал ощущение простого, не озабоченного злом, паренька - он вел себя так, будто ничего не происходило и не собиралось происходить. Когда к Крабову подходили, он охотно здоровался, делясь впечатлениями.
-Нет, не знаю. Ничего не знаю, - говорил он, - он ушел. Наверное, больше не придет.
-А что, правда Ворота теперь закрыты?
-Закрыты, закрыты, что тут такого?
Но это оказался вовсе не Саша Маслов, и уж, конечно же, не Крабов. Ван Краб был гораздо старше Марса. Хотя по здешним меркам он вряд ли мог считаться настоящим художником со стажем, все же для Марса он выглядел более, чем взросло.
-Привет, - проговорил Ван Краб, протянув теплую вялую ладонь.
-Привет, - Марс поздоровался охотно.
-Это книга хаотических изъяснений, - пояснил Краб.
Марс повертел головой, пытаясь понять, о чем же именно идет речь, и вот книга появилась прямо перед ним - толстенный кожаный переплет со странным знаком, как будто выжженным. На самом деле, это был один из иероглифов со стен Древнего Бора. Хотя в точности об этом нельзя было утверждать. Весь Бор был испещрен графикой. Полагали, что в незапамятную эпоху именно Бор являлся Книгой Жизни. Все эти надписи - системный язык, на который опиралась древняя машина. Перезагружаясь, она считывала знаки со стен Бора и грузила их в свою память. Потом, после катастрофы (если только это правда, если только она была, катастрофа), знаки Бора уже не имели никакого значения. Машина перешла на новую систему, а город-файл остался в качестве назидания.
Все это говорило лишь в пользу того, что Великая Река была флуктуацией одной из мега машин. Если ж она существовала сама по себе, (то тут явно было что-то иное).
-Классная книга, - сказал Марс, - где взял?
- То, что она классная, я знаю, - произнес Ван Краб тепло, душевно, - а я знал, что тебя встречу.
Марса удивил этот тон.
Так уже могло быть? Но это невозможно! Схожесть? Или это - даже полная очевидность? Но ведь он всегда говорил так! Он мог быть каким угодно.
Саша Маслов!
Но нет, не может быть!
-Ты меня знаешь? - спросил Марс.
-Я немного слышал о тебе.
-А.
-Так, мельком. Может быть, в толпе. Читал?
-Не знаю, - пожал плечами Марс, - я не то, чтобы увлекаюсь. Просто мне иногда попадают в руки интересные вещи. Кое-что я прочитываю. Надо посмотреть. Можно?
-Я хотел почитать вслух, - сказал Ван Краб одухотворенно, звездно.
-А....
-Я тоже хотел найти это, - сказал Перпендикуляр так, будто речь шла о настоящем засекреченном знании.
-Нужно знать коны, - пояснил Ван Краб.
-Что за коны? - осведомился Марс.
-Есть каналы, - ответил Ван Краб очень медленно, вальяжно, - по которым в наш мир попадают различные предметы.
-Это не может перебить истинность, - перебил его Марс, - я точно знаю. Ничто не может попасть к нам. Это закон! Я еще не разу не встречал человека, который сумел бы что-нибудь пронести! Скорее, это запись по памяти. Ни одной вещи туда, ни одной вещи обратно, а значит, все происходит исключительно где-то в голове - просто это пространство имеет общую сферу, и мы все в ней встречаемся. Ничего материального, что совершенно очевидно. Это давно доказано.
-Э, молодой человек, резкий ты, однако, - улыбнулся Ван Краб.
-Напрасно ты это, - ответил Марс спокойно, - я ведь ничего не заявляю. Я говорю лишь то, что мне известно. Хотя да, я понимаю, не все знают, что я осведомлен. Но я же это не рекламирую. Впрочем, да, вы ничего об этом не ведаете. Даже и Перпендикуляр - и он не знает.
-Это обычное дело, - произнес Ван Краб снисходительно, - очень часто молодые люди думают, что они - единичные экземпляры. Я тоже раньше таким был. В этом нет ничего страшного.
-Речь не об этом идет, - ответил Марс.
-Да, конечно. Речь шла о книге. А ты заявил, что настоящая Книга никак не может попасть в наш мир.
-Нет, я не сказал, что - настоящая, - возразил Марс, - я вовсе не имею в виду, что все то, что может к нам попасть, настоящее. Я как раз считаю, что все это и есть самое, что ни есть, не настоящее. Думаете, да нет, вы уверены, что я заблуждаюсь. В том-то и дело. Вот Перпендикуляр, он, например, не знает, кто такая Птица Гочс. Но он тоже, как я вижу, берется спорить.
-Я знаю, кто такая Птица Гочс, - ухмыльнулся Ван Краб, - но ты так заявляешь, будто самолично встречался с ней.
- Знаете, любой пафос имеет различные границы, - ответил Марс.
-При чем здесь пафос?
-Когда ты идешь темной ночью, где во тьме черны даже мысли леса, и ты слышишь каждый шорох, каждый вздох каждого насекомого, тем более, что тебя этому учил сам Сергей Лун - это такой идентификатор Луны в шляпе, и Луна и не Луна, то ты понимаешь, что такое настоящая полночь. Просто так - нулевой час - это ерунда. Нет, это другое. С настоящей черной полночью никогда и ничто не сравнится. В эту полночь кричит Птица Гочс.
-Интересное мнение, - заметил Ван Краб, - весьма интересное. Я, правда, ни разу не слышал об этом крике и об особенной пафосе полночи. Но все может быть.
-А в книге, в ней ничего об этом?
-Нет. Хотя я не все прочитал внимательно - некоторые части я пролистывал, но там уж точно ничего такого не было.
-Это искривленная книга.
-Марса можно понять, - сказал Перпендикуляр, - спроси любого почитателя хаотической теории, и он расскажет тебе много своего. На самом деле, очень много толкований. Каждый волен до придумать что-то свое. Так уже было с некоторыми известными книгами. Начитавшись, навооброжавшись, молодые люди просто не знали, куда им деться от этого переполняющего душу чувства. Начались всяческие ролевые игры. Стали сочиняться продолжения.
-Что-то ничего не понял, - произнес Марс, - какие такие книги? Я вообще не о книге речь веду.
-О чем же, если не секрет? - спросил Ван Краб с веселым сарказмом.
-Я вас понял, - ответил Марс, - я, да, я тут немного напутал. Вы правы. Стоит с вами согласиться. Здесь действительно много, что напридумано. Я просто имею свое собственное представление о персонажах.
-А хаотический календарь?
-Понятия не имею, о чем речь, - проговорил Марс.
На самом деле, Брайнер был уверен, что он - в курсе всего, но выходило так, что он вовсе и не в курсе, а кто-то другой, более осведомленный, может теперь устанавливать правила игры. И почему не он сочинил этот календарь? Ведь была же мысль. Ведь думал же он, что нельзя оставлять такие идеи просто так, на произвол свободного полета - обязательно что-то случиться, и чья-нибудь раскрепощенная голова обязательно поймает ее, и - пиши пропало. Это не так уж и не важно. Особенно, с учетом того, что вряд ли человек, сочинивший хаотический календарь, видел первозданный хаос.
Сам хаос.
Все остальное, включая Великую Реку и ее берега - это крошки его, перемешанные с молекулами порядка.
Даже супермашины.
Даже космические корабли, стреляющие реактивными струями по всей длине Солнечной Системы.
Даже он сам.
Впрочем, всегда хочется, чтобы ты был одним единственным. Так сделано. Ничего не остается, как в своем вечном развитии пытаться повторить первичное существо.
Это сочинитель наверняка теперь какой-нибудь скользкий гуру. Он так громко кричит, что все его ученики не имеют права голоса.
Он утверждает, что он - это Он.
Как правило, из этой сентенции больше ничего и не вывести.
Марс, конечно же, слышал о появлениях Храмов Хаоса, с существованиями которых и мог быть связан календарь. Но он и не подозревал, что это зашло так далеко. В его представлениях, это не уходило дальше гоневных тусовок - фенечки, тяжелый рок, панкуха, хаос, изображение таинственных грез на футболках, на руках, на глазах, прически в стиле Братьев По, разные там подглуповатые лозунги. Нет, нельзя сказать, чтобы ему это не нравилось. Но он, как никто другой, знал об этом не понаслышке, ибо его отец был одним из первых, кто начинал работать на супермашинах, использующих генерации космического плазмоида.
Да, поначалу все уходило не дальше Саши Маслова. Хотя, и сам он, Великий и Ужасный, стоил немалого. Но, как бы то ни было, он был единственным, кто умел воздействовать на мир материально.
Больше - ни одного доказательства.
Скорее, все иные миры можно было назвать совместными грезами человека и машины. Но и здесь было отличие - если Перпендикуляр и Ван Краб и правда не знали, о чем речь, то были и те, кто знал и не кричал, чтобы не разрушить этим криком их собственный доступ к системе. Их можно было определить в отдельную касту, но никаких званий не было.
Если ж только, Ван Краб.
Но нет, это не он.
Марсу было известно, что чудес нет, и все завершиться в самом скором времени - финансирование супермашин должно было прекратиться в связи с большими расходами. Вместе с ними должны были уйти в небытие и удивительные страны, порожденные совместным воображением электроники и ничего не подозревающих людей. Вся проблема была в том, что ученые ничего об этом не знали. Нет, они знали, конечно, но ни один из них там не был, а потому они и понятия не имел, как далеко все зашло. Можно ли теперь отличить реальность от нереальности? Они, конечно же, могут. А те, кому дозволено проходить Ворота, помалкивают - они осведомлены, как все хрупко.
Разнузданные толпы на дискотечках слушают музыку групп с хаотическими названиями. Огни заливают их зрачки. И все это - всего лишь эхо. Никто ничего не знает. Но, чтобы знать, недостаточно желать.
Можно биться головой о стенку. Это ни к чему не приведет. Другое дело - если ты родился и уже все знал. Ты просто не имел понятия, как об этом сказать. Когда же тебя научили, оказалось, что вместе с знаками и системами в тебя просыпалось слишком много мусора, от которого просто необходимо избавиться.
-Можно почитать? - спросил Марс.
-Знаешь, я как-то не склонен давать книги малознакомым людям, - ответил Ван Краб, на что Марс и не обиделся, - впрочем, я могу почитать вслух, если тебя устроит.
-Устроит, - ответил Марс, - только читать просто так нельзя. Такие книги не читают без вина.
-Это верно, - ответил Перпендикуляр.
Хаотический календарь. Чтобы проще понять, что такое, нужно привести слова Вовчика АМД (если кто-то думает, что фамилия Вовчика не связана с названием процессора, то ошибается. AMD, так правильнее.)
- Хаотический календарь, это такая фигня, которую лучше даже не обсуждать и не искать суть. Я встречал версию, где было 122 месяца в году, например, в одном месяце - 2 секунды, и фанаты ловят этот месяц сачком. Да, известный Сачок-месяц связан именно с этим - лови мгновение. Да я даже читал правила Делителя, но к делителю еще пристыковывается рецепт замедления времени. Сюда же впадает и принцип Архива Секунды. Если ты попадешь в Архив Секунды, то что же - ты просто там, а там может жить Я-2, Я-10, и суть в том, что тебя столько, сколько в жизни секунд. С точки зрения какого-нибудь психического заболевания, это очень показательно - но ведь в Реке Наизнанку мы имеем дело с искусственным сознанием, и пытаться найти для этого сознания рамки - занятие глупое.
Но в обычном календаре такого количества месяцев нет, но их все равно много, и все это связано с общей идеей. Большинство знает о том, что Шестое Пальто отцвело, а Седьмое еще не зацвело. Все остальное знают далеко не все. Например, кто такой Иосиф Мраморный? Я и сам не знаю.
К середине дня Марс был навеселе - его пьянили идеи. Он поведал Перпендикуляру и Ван Крабу несколько теорий зарождения Земли из Первородного Хаоса. Конечно, теорий этих было бесчисленное количество. Каждый придумывал все, что ему приходило в голову, и не было никаких критериев отбора. Одна из теорий - это так называемый акт прикуривания у Меркурия. Нужно закрыть один глаз, и тогда пространство теряет трехмерность. Дожидаетесь вечера, когда на синем небосводе появится Меркурий, берете сигарету и прикуриваете. Все максимально просто, но только один древний народ, не зная огня, пользовался именно этим. Последствия не очень ясны - то ли свет пришел таким вот путем, то ли - что еще, но, так или иначе, процесс прикуривания у Меркурия включен в список.
В 0032-м году, то есть, почти, что в самом начале летоисчисления, в Акимее жил известный философ Лицо, труды которого гораздо объемистее любой псевдонаучной и спекулятивной информации.
Одно дело, что в книжном магазине можно встретить фантастические повествования, в которых фигурирует эта страна. Другое дело - что идея пришла в голову автору не сама по себе. Все в мире закольцовано.
Марс, конечно же, мог попытаться пересказать трехтомник профессора Лицо "Религия мотоциклов", но стало бы это актуально здесь, в мире материальных благ и ожидаемых выгод, тем более, что книгу это нельзя было подержать в руках.
Годами позже Марс читал "Заразные слова. Физиология Зло-7". Он бы и это пересказал, так как память его была почти, что фотографическая, но ведь это более параллельно, чем, например, возможность осязания жизни внутри электрона. Чистые параллельные прямые тут навсегда отдыхают. А, вот, толстый том, что принес Ван Краб, это действительно настоящее, земное, заразное, как и многие псевдознания.
Марс знал, что там, куда он вновь мечтал попасть, прошло уже много-много лет, может - веков, и никто уже не помнит ни профессора Лицо, да и Акимеи самой, должно быть, уже нет. То был некий реликтовый период, когда люди пили вино и еще не умели воевать, повторяя первозданный шум, слушая богов и уважая друг друга. Как оно там теперь?
Пребудешь в Акимею, а там - раскопки. И кому ты нужен со своим опытом былого? Все это закончилось две тысячи лет назад.
Слава Космос, который, насколько Марсу было известно, в годы своего правления где-то, каждый день менял физиономию, тело, разум и даже язык, был прозван Вячеслаавом. Люди думали, что двойная гласная должна до точности передать божественной состояние.
Марс как-то встретил Славу в клубе, перед концертом очень тяжелого, трешевого коллектива.
-Как ты, Вячеслаав? - спросил он.
-О чем ты? - не понял Слава.
-Да ладно тебе прикидываться. Сам же прекрасно все знаешь.
-Я установил, - ответил Слава, - что нас - двадцать два человека. Все остальные не имеют к этому никакого отношения.
-Больше никто? Что-то маловато.....
-Тебе просто так кажется. Массовость - это эффект.
На следующий день Марс сидел на скамейке во дворе и читал книжку. Он питался ленью. Ему следовало учить предметы, но не было подходящего жизненного импульса. И это состояние проникало в каждую его клетку. Хотелось избавиться от мира.
Долой. Ничего, никого, никуда, нигде. Вспомнить себя самого словно в самом начале. Как будто ты мог быть всем и ничем, точкой, шаром, яблоком, которое катится среди просторов бесконечности. Если бы кто-нибудь научил, как не возвращаться.
Хаос - большой, наверное, учитель, вещество, которое правит как бы со стороны, совсем не очевидное, но - обязательное. Разве кто-нибудь знает, что значит жить в двух местах одновременно и видеть в миллион раз больше, чем обычные люди.....
Он поздоровался с соседом.
Тот поздоровался в ответ.
Ему хотелось поразмышлять. Стоит сделать один шаг, и тебя уже волочит по иной земле..... Но не разговариваешь ли ты сам с собой? Все люди с годами перестают смотреть на звезды. За исключением, возможно, астрономов. Все остальные преклоняют колена перед глубинными силами инстинктов.
Я живу, и мы питаемся друг другом - говорит оно.
Но я никогда не буду так жить, - думал Марс, - это просто невозможно.
Ему захотелось просидеть так до темноты, чтобы посмотреть на звезды. Ему бы, возможно, удалось это, если бы спокойное волнение не нарушила Анна Центр.
-Ты не собираешься? - сразу же спросил Марс.
-Разве нужно собираться? - спросила она, и глаза ее заблестели.
- Значит, ты только что оттуда.
Она прохладно кивнула.
-И что там? - спросил Марс.
-Я точно не знаю. Ничего нельзя сказать заранее. То, что я могу рассказать, теперь уже не актуально. Разность времени значительно ускорилась. Чтобы что-то не пропустить совместно, нужно отправляться туда вдвоем.
-Ты так говоришь, будто это невозможно, - проговорил Марс.
-А что ты читаешь?
-Лекции.
-Возьми с собой.
-Если бы это было возможно.... Ты же знаешь. Иногда хочется поверить, что все это имеет материальное тело. Я бы тоже хотел верить. Я бы даже верил, если б постоянно не натыкался на обратные свидетельства. Они просто бросаются в глаза. С этим ничего нельзя сделать.
-А ты закрой глаза, чтобы это не бросалось в них.
-Я пытался.
-Покрепче закрой. У тебя получится.
Ночью Марс смотрел на звезды с крыши, а потом пошел спать. Он научился спать так, чтобы ему ничего не снилось - он просто не мог переварить все, что транслировалось в ходе сновидений. Но, в отличие от совершенства Великий Реки, ему снилось что-то совершенно другое, не менее странное.
На следующий день он вновь отправился в Шурф, но с Перпендикуляром он больше не общался. Было понятно, что этот субъект крайне вторичен, и нечего иметь с ним дело. Все равно ничего не добьешься. Тем более, он был уверен в своей правоте, а на поле хаотических теорий это просто недопустимо.
Марс лишь поздоровался и осведомился о здоровье.
Продолжив путь вдоль картинных галерей нереальности, он присел на скамейку в дальнем конце Шурфа и там размышлял ни о чем.
Раньше, бывало, ему казалось, что он умел слушать далекие сердца гигантских машин. Но сколько теперь прошло времени? Может - год, может - два, хотя на самом деле, времени прошло гораздо меньше. Просто оно вырвалось, и его теперь уже никто не удержит. Этого не было тогда, зато была дружба, которой нет теперь. Он бы запросто задружил с Сашей Масловым, если бы это было возможно. Хорошо ему.
Хотя, конечно, Крабов. Но что - Крабов. Он - тоже вторичен, и неизвестно, по каким критериям Маслов выбрал его в качестве соратника. Скорее всего, ему тоже бывает одиноко. Ведь он единственен в своем виде.