Шабшин Илья Иосифович : другие произведения.

"Шведский стол" или Путешествие в Зазеркалье. Как взрослые учатся психологии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  "Шведский стол" или Путешествие в Зазеркалье. Как взрослые учатся психологии
  
  
  "Так тебе надо идти учиться психологии", - как о чем-то простом и несложном сказала мне моя знакомая, узнав, что я 14 лет хожу на разные психологические тренинги, семинары, группы, курсы, а заодно постоянно читаю популярную психологическую литературу.
  Она сказала, а я задумался... Вспомнил, как 8 лет назад сдал документы на коммерческое отделение одного из ВУЗов, а дома, изучив брошюрку с учебным планом, понял, что, увы, не смогу сочетать такую нагрузку с работой... Расстроился и "вычеркнул" эту возможность... "А ведь сейчас у меня с работой совсем другая ситуация, и я, пожалуй, смог бы учиться психологии..." - думал я, все больше воодушевляясь мыслями об исполнении своей давней мечты.
  
  На дворе был апрель... Коллеги и знакомые уже начали обсуждать планы на летний отпуск, а я стал делать то, что в бизнесе называется маркетинговым исследованием. Сначала я купил свежеизданный "Справочник ВУЗов Москвы", нашел в нем и заложил закладочками около 30 страниц с информацией об обучении психологии. Затем несколько дней в свободное время искал аналогичные сведения в Интернете.
  Через две недели у меня был готов список из 18 наиболее интересных вариантов. Каждый из них включал название ВУЗа, продолжительность и стоимость обучения, а также контактную информацию или адрес сайта.
  И я начал идти по своему списку: заходил на сайты, смотрел названия специализаций, читал учебные планы, фамилии руководителей и преподавателей курсов... Звонил и уточнял финансовые условия, количество учебных дней в неделю, условия приема, выдаваемые по окончании учебы документы и т.д.
  В итоге количество рассматриваемых вариантов сократилось до пяти: три из них относились к МГУ, два другие - Институт психологии РАН и Институт им. Выготского при РГГУ.
  Я съездил в каждый из этих ВУЗов, поговорил с руководителями соответствующих подразделений.
  Я анализировал все, что узнал, а также свои личные впечатления от встреч. Я советовался с авторитетными для меня людьми. И, конечно, взвешивал свои возможности...
  В результате я принял решение поступить на факультет психологии МГУ на отделение дополнительного образования по программе профессиональной переподготовки, которая называлась "Теория и технология практической психологии". На эту программу группа набиралась в первый раз. Отличительная особенность курса заключалась в том, что в группу принимали не начинающих "с нуля", а людей, уже имеющих психологическое образование или опыт практической работы в качестве психолога-консультанта или тренера. Такой сильный состав группы позволял составить учебный план таким образом, чтобы после полутора лет обучения (1024 учебных часа) выдать каждому два диплома: "Психолог-консультант" и "Тренер". Разрабатывался и реализовывался данный курс совместными усилиями кафедры общей психологии МГУ и Института практической психологии личности.
  Хотя ни психологического образования, ни опыта практической работы в сфере психологии у меня не было, моего "багажа" оказалось достаточно для приема на этот необычный курс.
  Помню свою неуверенность и даже смущение при первой встрече на организационном собрании: вокруг меня - психологи, кто-то ведет тренинги, кто-то работает с клиентами, кто-то преподает... А что я? А кто я? Эти переживания усилились на первом же занятии, когда нам предложили выстроиться в один ряд - в соответствии с тем, насколько опытным специалистом в сфере практической психологии каждый себя считает. Из двадцати с лишним человек я оказался предпоследним...
  Началась учеба. Курсы, состоявшие только из лекций, сочетались с занятиями, на которых мы постоянно выполняли упражнения, работали в парах, тройках, мини-группах.
  Почти с самого начала учебы обозначились проблемы. Главной оказались опоздания: в очень редких случаях мы начинали заниматься в 18:30, как было написано в расписании. Взрослые люди, загруженные делами кто по работе, кто по дому, приходили с опозданием от нескольких минут до получаса и более. А преподаватели ждали, потому что проводили свои занятия в форме тренингов и подключать в середине процесса новых людей им было сложно. В итоге в проигрыше оказывались те, кто приходил вовремя... И таких людей, по понятным причинам, становилось все меньше... Кураторы как истинные гуманисты не хотели применять административно-организационные меры и ожидали, что группа дисциплинирует сама себя... Увы, этого так и не случилось...
  Вторая проблема оказалась более специфической. В нашей группе нашлось несколько человек, которые, как оказалось, пришли не только учиться, но и лечиться, т.е. они использовали группу для собственной психотерапии. Конечно, ни для кого не секрет, что в психологию нередко идут те, кто имеет собственные неразрешенные психологические проблемы, но я был неприятно удивлен тем, что люди, считающие себя психологами, сами ведущие тренинги и работающие с клиентами, не понимали простой вещи: сюда они пришли именно учиться, а лечиться нужно не здесь, а в другое время, в другом месте и за свой счет... И снова организаторы курса полагали, что группа сама себя организует в этом плане - и они снова ошиблись: доброжелательная группа постоянно давала возможность нашим "неидентифицированным клиентам" эмоционально отреагировать болезненные для них ситуации и получить психологическую поддержку. Лишь немногие преподаватели (которым я и мои, если так можно выразиться, единомышленники, особенно благодарны) смогли предотвратить превращение своих занятий из учебных в терапевтические; они просто открыто называли вещи своими именами: "я вижу, что с вами сейчас происходит, однако у нас идет учебное занятие, если хотите поработать с этой проблемой - приходите на консультацию..."
  Третья проблема была еще более специфическая. Как я рассказал, большинство занятий проходили в форме тренингов или, точнее говоря, - с использованием активных форм обучения. Мы знакомились с теоретическими основами различных современных направлений психотерапии, выполняли практические задания, во время которых получали клиентский опыт и делились впечатлениями в кругу. Но при этом не происходило (по моему мнению) формирования профессионально-психологической позиции: мы выходили преимущественно с клиентским опытом, таким образом, опять же превращаясь в клиентскую группу.
  Должен сказать, что названные проблемы не замалчивались и обсуждались не только в курилке. Более того: у нас были специальные встречи с руководством курса, на которых мы открыто и порой эмоционально высказывали наши впечатления от процесса обучения...
  
  К середине первого семестра я почувствовал: того, что дает учебный процесс, лично мне недостаточно для профессионального становления, для входа в профессию... Я стал думать и искать, где можно "добирать", учитывая, конечно, и без того тяжелую нагрузку.
  И тут мне сильно повезло.
  На факультете психологии МГУ возобновилось проведение методологических семинаров. Вел их заведующий кафедрой общей психологии Борис Сергеевич Братусь, по счастливому совпадению - руководитель нашего курса. Один раз в месяц я получил возможность послушать, что и как говорят настоящие профессионалы. Я слушал выступления Кавтарадзе, Ахутиной, Величковского, Огурцова, Гиппенрейтер, Леонтьева, ... Слушал дискуссии, вопросы и ответы... Впитывал в себя качественный психологический "материал"...
  С удовольствием вспоминаю "круглый стол" в МГППУ, который назывался "Путь психотерапевта". В нем участвовали Ф.Е. Василюк, А.И. Сосланд, Ю.В. Щукина и другие преподаватели университета, а главными действующими лицами были студенты - т.е. те люди, которые только начинают свой путь в профессию.
  Благодаря другому удачному стечению обстоятельств, я узнал о проведении во время майских праздников конференции по экзистенциальной психологии и принял в ней участие. Более 70 человек из разных городов России собрались в подмосковном доме отдыха для обмена опытом. В программе конференции были как выступления, так и мастер-классы. А также, конечно,- знакомства, неформальное общение... Трудно переоценить все то, что дало мне участие в этом мероприятии. Некоторые знакомства продолжаются до сих пор...
  
  Но вернемся к учебе. И здесь было много интересных встреч. Как говорится, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить организаторов курса за приглашение к нам прекрасных специалистов, лучших представителей российской практической психологии. Не имея возможности назвать поименно всех, назову лишь некоторых, кто мне особенно запомнился: Ф.Е. Василюк, А.А. Пузырей, В.В. Семенов, О.А. Шиян, С.К. Нартова-Бочевер, В. Кряхтунов, С. Кривцова, А. Харьковский и, конечно, сам Б.С. Братусь...
  
  Думаю, что для человека, находящегося в начале своего профессионального пути, очень большое значение имеют личности профессионалов, учителей, наставников, которых он встречает. В психологии это именно так. Б.С. Братусь однажды сказал замечательную фразу: "Психолог должен заражать - и неизлечимо!" Личность с большой буквы действительно заражает собственным примером, привлекает, воодушевляет, вдохновляет. В этом смысле наш учебный курс предоставлял самые широкие возможности: каждый из нас встретил людей, которые произвели сильное, глубокое впечатление...
  Правда, в этой личной привлекательности таится скрытая опасность. Восхищение яркой личностью можно принять за интерес к профессиональной сфере - и цена такой ошибки будет велика...
  
  Благодаря использованию активных форм обучения, мы не просто узнавали какие-то техники, правила, феномены, а проживали определенный опыт - каждый раз, на каждом практическом занятии. Иногда он был приятным, иногда - не очень... Так же, как и обратная связь, которую каждый из нас получал от других участников группы... В результате мы "жили" этим курсом, проживали его, пропуская содержание не только через логический ум, но через свое существо в целом. Это было непросто. Иногда - тяжело... Но зато приносило плоды.
  Ярким событием в рамках курса стала защита реферата - учебно-исследовательской работы на произвольную тему. В день защиты наша группа заблистала всеми своими гранями: такого феноменологического разнообразия работ в ИППЛ еще не видели. Музыкотерапия и работа с агрессией, противостояние манипуляциям и психология моды, развитие креативности и психологические особенности коммуникации в Интернете, развитие рефлексии и психологическая адаптация эмигрантов - таков далеко не полный список тем, отраженных в рефератах нашей группы. По-хорошему, надо было бы опубликовать сборник...
  Другим ярким событием стала аттестация - демонстрация 40-минутного фрагмента собственного тренинга. И здесь разнообразные интересы и таланты участников нашей "продвинутой" группы проявились в полной мере. Развитие позитивного мышления, психотерапевтическая работа в трансовом состоянии, методика разрешения кризисных ситуаций, способы работы с эмоциями и многие другие интересные, оригинальные, практически полезные тренинги были успешно продемонстрированы экзаменационной комиссии.
  
  На последнем занятии каждому из нас предложили придумать метафору всего учебного курса. Чаще всего назывался "шведский стол", т.е. множество разнообразных, небольших по объему "блюд", которые мы пробовали полтора года... Кому что понравилось... О вкусах не спорят... Мне же вспомнились удивительные приключения Алисы, героини книг Льюиса Кэрролла, попавшей в необычный мир, отличающийся от того, в котором она жила каждый день. Путешествуя по этому миру, Алиса встречала необычных персонажей - Королеву, Герцогиню, Чеширского Кота, Белого Кролика, Мартовского Зайца и многих других. Для меня полутора годовой учебный курс стал дверью в этот самый "отличный от повседневного мир", в котором происходят Встречи. Встречи с Людьми. Стану ли я аборигеном этого мира? Или просто туристом? Или гидом-проводником? Нет ответа, но путешествие продолжается.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"