Шацкая Анастасия Владимировна
Бестиарий даому

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Данная статья не является переводом книги. Это авторский справочник по монстрам, которых создал Сюй Лэй (Наньпай Саньшу) в своей книге "Записки расхитителя гробниц". При копировании обязательна ссылка и указание авторства.

   Сюэши, 血尸 (xuè shī), дословно: "кровавый труп".
  
  В "Записках расхитителей гробниц" 血尸 - это не обычная нежить, а проклятый труп, пропитанный ядовитой кровью или оживлённый тёмными ритуалами. Часто обладает сверхъестественной силой и агрессией. На русский язык возможен адаптированный перевод: кровяник, кровавочник и прямая калька "кровотруп". Однако, дословный перевод и калька не передают полного значения слова "сюэши", так как по-русски труп, даже кровавый, не ассоциируется с чем-то быстрым и опасным.
  
  Сюэши - бывший человек, погибший в гробнице, где использовали киноварь, ртуть и кислоты для защиты от грабителей или отпугивания злых сил. Под воздействием этих веществ сюэши становится невероятно сильным, а его тело выделяет яд, способный сразу убить человека. В бестиарии даому уточняется, что на самом деле кожа сюэши имеет не кроваво-красный, а фиолетовый оттенок. А кровавыми трупами их называют по ассоциации с кровавой землей, которая преобладает над гробницами, где обитают сюэши.
  
   Трупоеды-триониксы.
  
  Плотоядные жуки размером с ладонь, живущие в гробницах. Поедают трупы, нападают на живых. Имеют сине-чёрный панцирь и способны фосфорицировать (считается, что это свойство они получают, питаясь трупами). Передвигаются неуклюже, однако, в поисках еды способны развивать огромную скорость. В стае опасны как пираньи.
  
  Важно понимать значение названия шиби, 尸蹩 - дословно, трупная черепаха. Причем, би - это не просто черепаха, а триониксовая. Вообще-то в Китае триониксовые черепахи считаются неплохой едой и никак с трупами не ассоциируются. Есть предположение, что Сюй Лэй назвал так трупоедов из-за характерной для триониксов агрессии.
  
   Подселенец-паразит, пустотник, гуй
  
  
  Особый класс духов в китайской мифологии, связанный с проклятыми душами, паразитирующими на живых. В даосских трактатах (《抱朴子》) 傀 - это душа, оторванная от тела, которая не может переродиться, поэтому вынуждена искать тело, в котором сможет существовать. По сути это душа, проклятая душа, которая меняет тела, паразитируя на них. Такие души-паразиты могут существовать только внутри гробниц, но если впитают ян живого человека, то получат возможность покинуть пределы гробницы, пока энергия не будет исчерпана.
  
  Это один из редких случаев, когда Сюй Лэй использует классический даосский бестиарий. Большинство монстров в его книге вымышленные. Впрочем, гуй в грообницах попадается нечасто.
  
   Цзинь-по
  
  
  Один из самых запоминающихся и жутких образов во вселенной "Записок расхитителя гробниц", и прямой перевод "запретная женщина" действительно не передаёт и половины её сути.
  
  禁 (jìn) - означает "запрещать", "удерживать", "заточать". Этот иероглиф передаёт идею проклятия, заключения и табу.
  
  婆 (pó) - "старуха", "пожилая женщина".
  
  
  Более точным переводом, передающим суть, был бы "Проклятая старуха" или "Заточенная ведьма".
  
  
  Это не просто призрак. Это гибрид трупа и призрака, физическая сущность, порождённая особыми обстоятельствами смерти и специфической средой гробницы.
  
  
  Отличительной чертой цзинь-по являются длинные, спутанные и часто влажные волосы, скрывающие лицо (классический образ восточного призрака). Под волосами - разлагающееся лицо. Движения резкие, судорожные, похожие на движения паука.
  
  
  Происхождение, согласно мифологии: чаще всего 禁婆 становится женщина, которая умерла мучительной смертью, была похоронена заживо или подверглась жестокому ритуалу. Её дух не находит покоя, а тело подвергается воздействию особых грибков, плесени или токсинов в гробнице, что и вызывает мутацию.
  
  
  Однако, во вселенной "Записок даому" есть и другая форма цзинь-по: трансформация человека в мертвеца, минуя процесс умирания, как это происходило с Чэнь Вэньцзинь и, предположительно со Старым Псом У и Чэнь Пи. Прямо автор нигде не описывает этот процесс, только Чэнь Вэньцзинь делится своими наблюдениями. Это больше похоже не на проклятие, а на заражение. Но возбудитель неизвестен, откуда он мог взяться - тоже информации нет. Но, если проследить историю девяти семей с момента вторжения в терем клана Чжан и до исчезновения экспедиции в подводной гробнице, то можно предположить, что вторая форма цзинь-по имеет искуственное происхождение.
  
  
  Главную опасность представляют галлюциногенные споры, которые созревают в ее волосах. Они вызывают у жертв галлюцинации, сначала привлекая обманчивым образом прекрасной женщины, затем ввергая в мир безумия.
  
  
  Цзинь-по убивает своих жертв, душа волосами. При чем, процесс удушения кажется извращенным: она не просто затягивает петли из волос на горле, а пропускает волосы во все доступные отверстия тела. Выглядит цзинь-по хрупкой, но внешность ее обманчива. Она обладает невероятной физической силой и ловкостью, а схватив жертву, цепко удерживает ее.
  
  
  Волосы - основное оружие цзинь-по, но так же ее слабость. По какой-то причине, несмотря на влажность, они вспыхивают от малейшей искры.
  
   Морская обезьяна - это дословный перевод, который по русский может казаться академическим, но на самом деле имеет довольно глубокий смысл, заключающийся в слове "обезьяна". С одной стороны это точное внешнее описание монстра: "Похожий на человека, но не человек". С другой стороны, проявление почти религиозного уважения. И дело не в мстительности и агрессивности. В Китае обезьяна ассоциируется прежде всего с Сунь Укуном: хитрым, ловким, сильным и, иногда, даже ужасным.
  
  Это существо можно назвать гуманоидом-амфибией. Ростом 1.2-1.5 метра, кожа гладкая, покрытая чешуей разного размера, от серого до тёмно-зелёного цвета, со слизистым секретом, облегчающим движение в воде. Конечности длинные и цепкие, с перепончатыми лапами, оканчивающимися острыми когтями, приспособленными как для плавания, так и для карабканья по каменным поверхностям. Череп уплощён, с крупными, лишёнными век глазами, адаптированными для зрения в условиях низкой освещённости на глубине. Челюсти способны к значительному растяжению, зубы иглообразные, предназначенные для захвата и разрывания плоти. Мышечная структура чрезвычайно развита, что обеспечивает взрывную скорость в воде.
  
  Обитает в прибрежных водах Южно-Китайского моря, вблизи архипелагов Сиша и других изолированных островов. Предпочитает зоны затонувших кораблей, подводных пещер и гротов, которые использует в качестве логова. Является высшим хищником в своей экологической нише.Демонстрирует ярко выраженное территориальное и агрессивное поведение. Охотится из засады, используя скорость и фактор неожиданности. Рацион состоит из крупной рыбы, морских черепах, но основная пищевая стратегия ориентирована на теплокровных существ, включая людей. Нападает стайно, проявляя примитивные зачатки тактического мышления, например, отсечение жертвы от группы или заманивание в ловушки. Рыбаки считают, что морские обезьяны способны мстить за своих, и месть эта вполне осознанная.
  
  Высокая физическая сила и численность делают прямую конфронтацию крайне рискованной. Наиболее эффективны подводное огнестрельное оружие и мощные гарпуны. Морская обезьяна уязвима к яркому свету и громким низкочастотным звукам, которые могут ее дезориентировать. Нападая, она иногда может укусить, но чаще всего, для умерщвления жертвы прибегает к удушению, поэтому, подставлять ей шею неосмотрительно.
  
   Мордастая пиявка
  
  Название 人面臁, жэньмянь лянь, является архаичным и составным. 人面 означает "человеческое лицо", а 臁 - устаревший термин, обозначающий голень или плоть, что в совокупности создаёт образ паразита, несущего на себе жуткую пародию на человеческий лик. Дословно это можно перевести "мордоног". Сюй Лэй использует это название для создания когнитивного диссонанса: отождествление знакомого (человеческое лицо) с отвратительным (паразитический червь). Это не просто монстр, это - овеществлённое проклятие, физическое свидетельство неправильной смерти, что является центральной темой всего произведения.
  
  Мордастая пиявка не является биологическим видом в привычном понимании. Это эфемерная паразитическая форма, принимаемая сгустками "обиженных душ" (冤魂, yuānhún) с кораблей-призраков. Тело представляет собой студенистую, полупрозрачную массу, напоминающую морское беспозвоночное (отсюда ассоциация с пиявкой или медузой), размером от 15 до 30 сантиметров. На дорсальной поверхности отчётливо формируется подобие человеческого лица с закрытыми или пустыми глазами и безмолвно открытым ртом. Физическая плотность мордастой пиявки нестабильна. Но вот формирование у паразита человеческого лица - интересно.
  
  Существуют две версии.
  
  Первая, мистическая - обретая физическую форму мордастой пиявки, душа человека стремится сохранить что-то свое.
  
  Но, поскольку у Сюй Лэя мистики, как таковой, мало, стоит рассмотреть научно-фантастическую версию: мутация под воздействием пагубной ци (ци мертвых). Китайская метафизика допускает влияние пагубной ци на физические формы, правда, слабое. Обычно порождения пагубной ци нестабильны. Лишь тысячелетнее зло способно породить сильных монстров. И мы имеем слабенького монстрика, которого породила душа, запертая на корабле-призраке. Монстрику надо питаться, для этого в процессе эволюции сформировались сильные "иссохшие руки". А еще ему надо защищаться от своих потенциапльных жертв, людей - а что может быть лучшей защитой, чем маленькое сморщенное, похожее на детское, личико? Другими словами, внешний вид мордастой пиявки сформирован с целью выживания и мимикрии.
  
  Встречается исключительно в аномальных зонах, связанных с мощными психо-энергетическими выбросами, такими как "корабли-призраки" (鬼船, guǐ chuán) или иные проклятые места на воде. Не размножается биологическим путём. Его "рождение" является следствием коллективной неупокоенности, страданий и жажды мести, исходящих от душ, погибших насильственной смертью в данном месте, то есть, высокой концентрацией пагубной ци.
  
  Мордастая пиявка - паразит, который питается жизненной ци носителя. В арсенале главным оружием мордастой пиявки является способность манипулировать сознанием жертвы. Каким образом - не известно. Но предположительно, с помощью ци и кровеносной (капилярной) системы. Возможно, мордастая пиявка способона выделять психотропные вещества, легко всасывающиеся в кровь через кожу. По этой же причине мордастая пиявка стремиться присосаться к шее или затылку: мозг близко. В самом начале при контакте с мордастой пиявкой человек испытывает неприятное, но не критичное недомогание, его приследуют видения. Самоконтроль теряется практически сразу, человек становится марионеткой паразита. Когда жизненная ци исчерпана, мордастая пиявка способна получить частичный контроль над двигательными функциями или сознанием хозяина, направляя его к месту своей гибели или принуждая к самоубийству.
  
  Физическое уничтожение неэффективно из-за нематериальной природы мордастой пиявки. Наиболее действенный и канонический метод - обсыпание его воловьей шерстью (牛毛, niú máo), особенно чёрного вола. В традиционной китайской метафизике воловья шерсть считается материалом с мощными очистительными свойствами, способным "абсорбировать" и нейтрализовать негативную духовную энергию. При контакте с шерстью мордастая пиявка ведет себя так словно испытывает боль, но быстро растворяется до состояния жидкой пены.
  
   Девятиглавый змей-кипарис - это дословный перевод.
  
  Гибридное мистическое существо, сочетающее в себе черты дерева (кипарис) и животного (змея). Оно обладает разумом, высокой агрессией и является одним из главных охранников древних гробниц. Его ветви похожи на змеиные тела, способные молниеносно атаковать и обвивать жертву. Интересно, что в названии иероглиф 柏, бай, обозначает реально существующее дерево, плакучий кипарис, ветви которого, спускаясь до самой земли, действительно напоминают змей. Что примечательно, плакучие кипарисы во многих странах принято высаживать на кладбищах.
  
  Его ветви-змеи двигаются быстрее человека, способны раздавить кости. Растение не имеет глаз, но чувствует вибрации земли, движение воздуха и, возможно, тепло живых существ. Обладает хорошим слухом, способно эмоционально реагировать за звуки и раздражители. Атакует всё, что шевелится в его зоне досягаемости.
  
  Змей-кипарис не способен питаться самостоятельно, а также не имеет функции фотосинтеза. Чтобы выжить, ему приходится находить других хищников для симбиоза или мутуализма. В гробнице Лушан Вана это были трупоеды-триониксы, а Гутуне - змеи. Хищники поедают захваченных змеем-кипарисом жертв, переваривают их, а растение получает питательные вещества, оказавшиеся в почве с испражнениями хищников.
  
  Как и все древесные растения, змей-кипарис боится огня. Кроме того, существует особый минерал, 天心岩, камень Тяньсин, который, по легенде, добывали в районе Желтых гор. Из порошка этого минерала можно приготовить спреи и растворы со свойствами репеллента.
   Змей-кипарис по сути не является монстром. Его способности всегда использовали строители гробниц, чтобы сделать из него идеальную охранную систему. В гробнице Лушан Вана просто использовали его способности и встроили саркофаг в его ствол. В Гутуне змей-кипарис сильно отличается от своих сородичей. Это результат целенаправленной селекции и генной инженерии древних, которые многократно усилили его способности и включили змея-кипариса в сложную экосистему Гутуна. Гробницу не встроили в растение, наоборот, змея-кипариса внедрили в сложную архитектурную систему комплекса Гутун. Его обучили взаимодействию с бронзовыми артефактами, стимулировали его зачаточный разум, сделав агрессию избирательной, привязав ее к определенным триггерам.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"