'Бедность не порок', говаривал классик, но чтобы бедность приводила к суперсиле, такое только в фантастике возможно. Ну, как в фантастике. В фантазиях. А ещё точнее, в бреднях. Именно в таких бреднях, которые мне было суждено прочесть в представленном рассказе. Нет, ладно в комиксах, на которые, кстати, ссылается автор, хоть какая-то логика возникновения суперсилы и суперспособностей. Но здесь... Они появились, и всё тут. Из ниоткуда. Но это полбеды. Беда рассказа в том, что ГГ так и не смог их применить. Хотя и пытался. Например, когда по случайности собирался грабануть инкассаторов. Есть такой голливудский фильм 'Пуленепробиваемый'. Видимо, именно он и стал отправной точкой 'Бумажного дна', от которого, как сам автор и написал в тексте, невозможно оттолкнуться, тем более 'кевларовым' кулаком. Но в любом случае хочется поскорее закончить обзор данного расска... а-а-а... пардон, набора слов и букв, поскольку рассказом представленный текст можно назвать только в случае угрозы расстрела. Поскольку нет тут ни сюжета, ни идеи, ни хоть какой-то ясной мысли. Сплошной трэшовый поток сознания. А поначалу я решил, что это стёб, и очень угарный. Но натолкнувшись на некоторые перлы в тексте понял, что дурят нашего брата, читателя, ой, как дурят.
Звук был очень громким, проникающим в кости.
Нет, вы поняли, именно в кости, а не куда-нибудь.
Перед глазами было темно, хоть они и были открыты. Кажется, что-то на лбу мешает смотреть.
Я всегда считал, что фраза 'глаза вылезают на лоб' - это такая метафора. Но здесь сие утверждение опровергнуто.
Паша аккуратно пощупал свой лоб и посмотрел на свою руку, ожидая увидеть страшное месиво из мозгов. В фильмах он часто видел, как люди, получившие смертельные травмы еще недолго жили, не понимая, что обречены. Рука была в пыли, но без следа мозгов.
Господи, зачем я это читаю! Оценка крайне низкая.
Васильева Т.Н. Хиж-2020: Шестой океан
Если не обращать особого внимания на далеко небезупречную логику, механизм действия 'исчезновения людей', надо, признать, не только обычные самиздатные авторы, но и, порой, даже маститые авторы уровня, скажем, Стивена Кинга, не всегда заморачиваются тщательным прописыванием столь явных деталей составляющей любой истории, перенесённой на бумагу, авторский сеттинг данного текста довольно любопытен и даже несколько интересен. Но... Сколько подобных 'но' погубили даже опытных авторов. Нормально читалось ровно до того момента, пока друг ГГ не стал объяснять всё происходящее. Сразу же возникло недоумение, тут же переросшее в сомнение. Как, ответьте, пожалуйста, каким образом на основе лишь двух частных случаев персонаж 'допетрил' до истины, сделав, своего рода, 'логическое и стройное' объяснение случившегося? Ведь даже астрономам для определения положения объекта в пространстве требуется как минимум три известные точки, от которых и пляшут в своих исчислениях. Но даже и после расчёты проверяются и перепроверяются во избежание ошибок и влияния случайных флуктуаций по нескольку раз. А тут ни с того, ни с сего - бац! И прям ньютоновское открытие планетарного масштаба! Это типа, как в моём объяснение: 'иду я по улице со своим другом, а перед нами - хлобысть - кирпич чуть ли не по голове, ещё метров двадцать прошли, бабах - второй! Да это же Иванов с сорок пятой квартиры! Он давно хочет захватить вселенную, а мы стоим на пути его амбициозных планов'. Бред? Конечно, бред. Но ничуть не меньший, чем показанный автором в рассказе. Впрочем, убери автор эту пресловутую объяснялку, то и это не спасёт ситуацию. Причём далее возникает и второй вопрос. Почему ДО (и кстати почему это имя все заглавными?) помогает ГГ вернуть вторую половинку, с которой, собственно, вдрызг разругался, да ещё и обеих вернуть назад в мир. Хотя остальных она затягивает в свой виртуальный мир. Где логика? Только потому что так захотела левая нога автора, а не вследствие развития конфликта и, разумеется, сюжетной линии.
Что имеем в сухом остатке? Дырявая логика, неестественные диалоги, картонные персонажи и, как следствие, несостоявшийся рассказ. Уж простите, автор, оценка крайне низкая.
Вебер А. Компьютерный сбой
Ох, и невезуч герой. Всё напасти мира разом обрушились, что называется по полной программе, на него, словно цунами, грозясь смыть с лица Земли. Да что там смыть - стереть! Локальный, мягко говоря, апокалипсис. Цифровая цивилизация она такая цифровая.
Рассказ своеобразное предупреждение. Хотя глядя на развитие достижений мировой науки и уж слишком назойливую настойчивость в области так называемого 'всеобщего благого чипирования', возможно, что описанный сценарий к тому времени (напомню, дело происходит в 2050 году) перестанет быть фантастикой, а превратится в рутинную обыденность. И тогда уже будет не до смеха, когда нечто подобное случится с любым из нас.
Оценка высокая. Но из-за показавшейся мне излишней затянутости не максимальная.
Ветнемилк К.Е. Один плюс один
Понравилось, хотя я поначалу настроился скептически. Удалось автору меня переубедить. Здесь всё есть для классического рассказа. И завязка, и развитие событий, и кульминация, и развязка. Разумеется, счастливая. И что любопытно, несмотря на столь широкий размах авторской фантазии (что по его словам произойдёт с людьми будущего) веришь всему происходящему. По крайней мере, у меня ни капли сомнений не мелькнуло. Ну а при сопереживании главному герою у меня накрыло чуть ли не буквально море эмоций. За что огромное спасибо автору, и плюс ему в карму. Разве что катарсиса не случилось, только облегчение, что всё хорошо закончилось. И да, мне эта любовная лирика пришлась очень по душе. И название буквально легло на душу.
Словом, высший пилотаж и, разумеется, высшая оценка.
Винокур Р. Несси, где ты?
Очередная попытка написать в ключе Конан Дойла, используя его самого именитого персонажа, Шерлока Холмса. Поначалу подражание было вполне на уровне, когда автор ввел и Холмса и его вечного напарника, доктора Уотсона. Понятно, что автор и не собирался следовать канону, а вводил собственный обоснуй (на самом деле вряд ли Холмс Конан Дойла знал так досконально физику), который вполне себе соответствует разве что собственным представлениям о физических познаниях того времени. Впрочем, не стану придираться к этому, поскольку сериал, в котором снимается в роли Холмса нашумевший Доминик Камбербётч (кажется, именно так транскрибируется имя актёра), ещё более вольно подошёл к экранизации вечной темы. Словом, скажем так, когда в рассказе действовал знаменитый сыщик, ещё более или менее было читабельно. Но стоило в дальнейшем исчезнуть Холмсу и начаться торопливому пересказу о дальнейших событиях... Всё, интерес к тексту как обрезало. Магия имени, которым воспользовался автор в своём творении. Исчезла, уступив серой обыденности. А жаль, поскольку потенциал у текста имеется.
Оценка ниже среднего, всё же разочарование от неуклюжего финала очень сильное.
Делоне Ф.М. Хиж-2020: Дед Бес
Как началось с непонятной мотивацией внука ГГ, так на протяжении всего действа и преследовала мысль: зачем? Зачем вся эта байда, если дедок, полностью подтверждающий своё прозвище, вовсе не желает омолаживаться. Тут первым делом на память приходит сказка Аркадия Гайдара 'Горючий камень'. Там тоже предлагается старику, согбенному годами, вернуть молодость. Однако старик отказывается, мотивируя, что прожил жизнь не зря и ни о чём не жалеет. Здесь же мотивация по мне так и осталась невнятной. Внук хотел помочь любимому дедушке? Кхм, так себе мотив. Подопытный кролик? Опять же можно было найти куда более подходящий экземпляр, который желал бы вляпаться в подобный эксперимент вполне себе по доброй воле. Словом, недоумение осталось и после прочтения, не спас рассказ, в моих глазах, разумеется, даже тот факт, что старик хохмил всю жизнь и не перестал и после обретения новой жизни. Увы, 'икс-пер-мент' так и остался 'икс-пер-ментом', не самым удачным ни по форме, ни по содержанию.
Оценка ниже средней.
Добрушин Е.Г. Беременный пророк
Вот интересно, сколько таких пророков, предсказывающих те или иные события, причём, на самом полном серьёзе, основываясь на том, что они-де избраны Всевышним, бродит по Земле? Имя им - Легион, видимо. И каждый по-своему прав, глядя на тот бардак, что творится на планете. Но... Ведь они всерьёз веруют во весь тот бред, что несут. Здесь же подано в юмористическом, гротескном ключе, и финал под стать, когда фарс происходящего достигает своего апогея. Нет, надо же случиться такому. Это даже фантастикой не прикрыться. Словом, первоначальное очарование шутейным текстом испарилось, оставив некоторую горечь от прочитанного, ведь чувствуется по потенциалу, что автор может, причём, о-го-го как может. Может, не скатываясь в примитивный фарс и бред.
Оценка чуть ниже средней, хотя, если не найду более сильных конкурентов, то балл-другой накину.
Дорофеева О. Хиж-2020: Терри ищет ребёнка
Вроде бы и детектив, сердце должно замирать от того, что предстоит распутать тайну. Ан нет, обманка. Всё действо происходит так быстро и стремительно, события сменяют друг друга с такой калейдоскопической быстротой, что просто не успеваешь привыкнуть к одному факту, как приходится признавать, что просто не поспеваешь уследить за сюжетом. Нагромождение эпизодов, происшествий и прочих перипетий, не всегда, кстати, следующих, казалось, из логики событий. Количество персонажей буквально зашкаливает, и читатель рискует, буквально, захлебнуться в попытке проследить кто есть, как говорится, ху. Финал, конечно, надо признать, шокирующий, но вполне себе соответствующий всем канонам построения рассказа. Автор усиленно расставляет маркеры и отметины по всему тексту, где показывает, что всё на самом деле не так, как представляет читатель. И это только жирный плюс в карму автора, поскольку сам люблю поступать подобным образом. Но... Боюсь, что задумке автора несколько тесновато в рамках короткого рассказа, границы буквально душат и сковывают фантазию, заставляя вымарывать и вырезать куски, интересные и дОлжные служить для более полного раскрытия сюжета. Вот если автор засядет и расширит данный текст до уровня повести, размером эдак в три, а то и четыре алки, то может получиться вполне себе интересное и вкусное чтиво, которое может понравиться не только любителям детективов, но и, собственно, поклонникам фантастики. И хоть не люблю давать советы (поэтому и не люблю, когда дают мне, как автору, советы посторонние), но тем не менее выскажу собственное частное мнение. На данный момент самым слабым звеном в тексте выглядит главный злодей - Боб. Он получился, в отличие от остальных персонажей, несколько ходульным и картонным. Один факт, что у него нет генетического запрета на совершение преступлений, не тянет на мотивацию. Вот если бы Боб, скажем, завидовал Терри хоть в чём-то потому и пошёл на столь серьёзное преступление, я, скорее всего, поверил бы в подобное, а пока в сомнениях. Выше я уже говорил, что будь это повесть и сюжет более медлителен и тщательней прописан, я бы остался доволен прочитанным. В данном же формате некоторый сумбур и излишняя поспешность в вываливании на голову бедного читателя обилие событий и приключений несколько мешает восприятие и, что немаловажно, принятие текста.
Оценка чуть выше средней.
Камаева К.Н. Гостиница "Аромэ"
Котики захватят мир. Хотя изначально ничего не намекало на подобное развитие сюжета. Впрочем, это видение мира автора, тут я с ним спорить не стану, но пусть меня не ругает автор, меня такой поворот, извините, не тронул. Начало, признаться, было восторженное: и описание гостиницы, и картина впечатлений персонажей от проживания в этой гостинице. Всё хорошо, что касается именно гостиницы. Финал разочаровал. Я не являюсь ЦА подобного чтива, уж извините. Но за стилистику и манеру изложения баллов подкину. В компенсацию финала.
Оценка средняя.
Корсак Д. Предел
Казалось бы, столько штампов и заимствований из известных книг и фильмов, (достаточно упомянуть из фильмов 'Пассажиры' Тильдума (кабинки гибернации), и 'Чужой' Ридли Скотта (андроид - синтетик), а из книг углядел 'Космическая одиссея' Артура Кларка (выход в открытый космос, чтобы исправить антенну), 'Эпоха великих соблазнов' Олега Дивова (там, правда, 'эффект присутствия' явственен, в виде Железной Девы), но, блин, как же это здорово читается. Держит в напряжении вплоть до развязки. И даже после прочтения остаётся послевкусие. Единственная претензия, если, конечно, её можно воспринимать серьёзно, поскольку автор заранее заложил эту закавыку в сюжет, это невыясненный вопрос: является ли ГГ андроидом или нет. Но это уже решать самому читателю.
Оценка близко к максимальной.
Косинус Хиж-2020: Итни Горок
Название странноватое, но в тексте имеется пояснение. Что можно сказать в общем, идея о заключённом в тело механики человеческого разума, разумеется, не уникальное, хотя и не сказать, что изъезженная вдоль и поперёк. Поэтому читалось с неподдельным интересом и с немалым удовольствием. Единственное, что вызвало некоторое раздражение: шутка про прибор, причём, повторенный дважды. Всё же остальное вполне себе на уровне. Может, не на самом высочайшем, после которого испытываешь восторг, но вполне себе достойном.
Оценка будет значительно выше среднего.
Кроткова И.А. Хиж-2020: Досчитай до десяти
В рассказе использовано построение сюжета, которое использовал в своей 'Кэрри' Кинг. Никто не любит героиню, все её шпыняют, издеваются над ней, за что героиня начинает применять на обидчиках свой уникальный дар предвидения. Ну, учитывая, что её предали все, включая и мальчика, которого ГГ считала своим другом, да и в собственной семье она, надо полагать, персона далеко не грата, исход рассказа закономерен. Правда, в отличие от представленного рассказа у Кинга всё раскрыто, все наказаны, и даже мать, да и с героиней всё ясно. Здесь же нет такой чёткой композиции, всё размыто, картинка (иногда её называют фокалом, фокальным персонажем, действующим лицом, от чьего имени ведётся повествование) дёргается туда - сюда, заставляя излишний раз напрягаться, вспоминать, что было чуть ранее. Сначала 'камера' автора фиксирует нас на математике Алексее Викторовиче, читателю показаны мысли, действия будто бы главного персонажа. Затем 'камера' перескакивает на другого персонажа, казалось бы совсем лишнего, взявшегося из ниоткуда, старшеклассника Лёши Карасёва. Далее фокус перескакивает на Элю Тишину. Затем на передний план выходит Сева Дымкин, друг Евы, через которого читатель и узнаёт главную тайну девочки. Дальше - больше, карусель ускоряется, лица переключаются с калейдоскопической скоростью: мама Евы (хотя вроде как она рассказывала про мачеху), сама Ева, Сева, Лёша, Эля и снова Лёша. В итоге всё, вроде как, приходит к своему логическому финалу, злодей, ударивший носительницу пророческого дара, как и предыдущий, третировавший почём зря своими наскоками взрослый учитель, наказан, добро восторжествовало. Но... Блин... Общего впечатления от прочитанного так и не сложилось, лоскутики какие-то, словно кусочки пазла, который ты собирал долго и тщательно, а подбежавшая младшая сестрёнка всё перемешала, а повторного желания пересобрать у тебя пропало.
Оценка ниже средней.
Крюков В.В. Авто-Мо´биль. Ваш комфорт - наша главная цель
О том, к чему может привести механизация и робототехника, понаписано столько, что можно написать не одну монографию и защитить не одну кандидатскую диссертацию. В представленном рассказе автор так же присоединился к сонму подобных же авторов. Каюсь, и у самого в биографии есть подобный грешок, так что буду слегка снисходителен. Сказать, что остался от прочитанного равнодушным, значит покривить душой. Но и утверждать, что текст потряс до глубины души - солгать не только себе, но и окружающим. Должен отметить, что некоторые детали, составляющие канву рассказа, имеются: завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка. Автор умело использует наработку теории литературы для написания текста. Но... Каждый повар, даже используя кулинарные рецепты и точно следующий их наставлениями, тем не менее создаёт блюдо по-своему, следуя своим каким-то указаниям, действиям и манипуляциям. И у каждого отдельного повара, несмотря на один и тот же рецепт, получается блюдо уникальным, имеющим свой неповторимый вкус и аромат. В данном конкретном случае блюдо, то бишь, рассказ получился ровным, однослойным, не имеющих особых изъянов, однако без какой-либо изюминки, способной отличаться в лучшую или даже худшую сторону. Можно сказать, пресным, безвкусным, но зато вполне себе питательным. Словом, как эрзац-кофе из робота в виде 'чашки с дымящейся зеленоватой субстанцией', как определил свой продукт автор. И если бы не финал, несколько напоминающий фильм с Уиллом Смитом 'Я, робот', то и вовсе бы я, как читатель, скис от тоски.
Оценка чуть ниже средней.
Кусков С.Ю. Хиж-2020: Бункер
Начало приятно поразило. Читал о похоронах Канцлера и прям видел картинку, чёткую, кинематографичную, яркую и в цвете. Каждый из персонажей, даже не главный, а второстепенный, вполне себе запоминающийся, выпуклый и отчётливо видный. Бункер явственным смотрелся, даже себе представил изображение, правда, почему-то из третьего 'Терминатора', когда Джон Коннор привёл в Хрустальный Пик Кэтрин Брюстер. Вот такая вот ассоциация получилась, видимо, мозг заранее подсовывает то, что уже однажды видел. Впрочем, сюжет захватил и без дальнейших попыток ассоциаций с другими фильмами и книгами, хотя настойчиво лез Глуховский, которого так и не удосужился прочесть, с его знаменитым 'Метро'. Даже, порой, хотелось поторопить события, чтобы узнать, чем всё закончилось. Хотя в одном месте сердечко-то в непонятном предвкушении ёкнуло: когда начали гроб закапывать в землю, правда, автор дал обоснуй, но уж очень он тянул на рояль в кустах. Однако чтиво нравилось, и я решил отмахнуться, ведь желание узнать, что там было далее, пересилило. И всё же пожалел, что не прислушался к своей интуиции. Всё закончилось банальным стёбом и политической сатирой. И уровень желания выставить высокую оценку данному тексту моментально осел. Нет, низкую оценку я ставить не буду, поскольку более или менее рассказ состоялся. Но минус в карму автора моё разочарование уйдёт.
Оценка выше средней.
Лапин А. Гравитация
Ну, если автор данного текста позиционирует именно как 'рассказ', то, видимо, так оно и есть. Но я очень долго вглядывался во тьму данного... кхм... 'рассказа', пока 'рассказ' не стал вглядываться в ме... пардон, немного не в ту сторону занесло. Очень долгое время мне 'рассказывали', как главное действующее лицо, заполучившее от неведомых спонсоров, необычное оборудование, налаживало личную жизнь. Причём в красках. И градус счастья повышался с каждой принятой... чуть не написал, рюмкой. Словом, счастье из директора мясокомбината сочилось в буквальном смысле слова, простите за невольный каламбур, из каждого слова, а точнее мысли, мелькавшей ежесекундно в подвыпившей голове Хохотова. И чем хорош автор, а тем, что не стал затягивать размышления ГлавГера ещё эдак так на тысяч пять знаков, хотя, чувствуется, что потенциал и, главное, возможности и желания, для этого имелся. Серьёзный такой потенциал, не каждому жителю Земли даже во сне подобного не явится. А вот Хохотову, представьте себе, явилось. В виде зелёных человечков, которых по-началу, Хохотов принял за работников спецслужб (правда, досконально точно не указано, каких именно, но при желании, пораскинув мозгами, догадаться можно было). Впрочем, речь не о них. Точнее, возможно эти зелёные человечки (были ли у них рожки и хвостик, нам автор так и не поведал, а развивать на полную катушку и без того свою буйную фантазию, которую и без того завели картинкой проститутки, с которой, собственно, Герой собирался актироваться в извращённой форме, но так и не доведший дело до кон... пардон, но другого синонима для подобного действия так и не нашлось... до конца, особого желания не возникало, приходилось себя удерживать в узде описываемого именно автором) и были из спецслужб. Каких-нибудь инопланетянских, опять же для этого нужно обладать неограниченной фантазией, а в тексте об этом ничего особенного не сказано. Но финал оказался хоть и неожиданным, но вполне закономерным. И вот это всё - автор обозвал словом 'рассказ'. Возможно, 'рассказ', ну, ладно, не стану так сильно придираться к этому слову, пусть будет рассказ. Без всяких кавычек. Словом, может быть рассказ кому-то и глянется. И даже, не побоюсь этого слова, понравится. Но меня, да простит автор, не штексануло. Но с другой стороны, позабавило. А это плюс, пусть и крохотный, в карму автора.
Оценка чуть ниже средней.
Механник Г. Галстук
Наверное, именно таким и должен быть рассказ, что называется, в его классическом понимании. Со всеми его составляющими: экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой. Эталонным, и внесением, что называется, в учебники, как наглядное пособие. Стиль вряд ли эталонный, но ёмкий, сочный, образный, по крайней мере, читалось всё без напряга и спотыкашек.
Идея с одной стороны, может быть, и не заюзанная до дыр, как, скажем, та же машина времени, к которой не обращался разве что ленивый, с другой - уже использована. Например, Голливудом в фильме 'The One', переведённом почему-то нашими прокатчиками 'Противостояние', в котором главную ро... точнее будет сказать, главные роли сыграл гонконгский актёр Джет Ли. И хотя с точки зрения физических законов идея эта несколько эм-м-м... скажем, залихватская и откровенно-таки смелая, тем не менее, не лишённая изящества и некоторой толики логики. Кроме того подобный фантоп, пусть частично, был воплощён в повести Майкла Коуни 'Особый дар'.
Идея состоит в том, что наш мир окружают другие, параллельные, коих великое множество, а некоторые меж собой отличаются лишь незначительными деталями. Фандоп же рассказа в том, что в одном из подобных миров было решено избавиться от остальных, чтобы остаться уникальным. Достаточно, типа, изъять, причём не важно каким способом, но, самым действенным - пуля в лоб, одну личность, то остальные миры, якобы без этой личности, просто самоустранятся. И тогда одна-единственная личность (в этом, собственно и состоит сюжет фильма 'The One'), а вслед за ней и целый мир, в котором оная проживает, обретёт всё энергически цельное, а не разделённое на множество отдельных потоков, могущество. И только один мир останется существовать, а остальные, следовательно, схлопнутся и исчезнут.
Повторюсь, по мне довольно спорное с точки зрения фундаментальной науки утверждение. Но в фантастике чего только не может быть. От этого, собственно, и будем отталкиваться.
К чему это я всё? Ведь речь шла о почти идеальном образчике рассказа. Вернёмся к нашим бара... а-а-а... пардон, к теме комментария.
Итак, постараюсь подвести черту под своим получившимся излишне пространным и обтекаемым рассуждением. Дело не в фандопе, ибо автор волен писать о чём пожелает, но... не совсем как угодно, хотя, разумеется, волю его никто не отнимал. Но раз речь зашла о 'идеальном рассказе', то и держать канву нужно именно в этом русле. Словом, по моему мнению, идеального рассказа не случилось. Его немного подвёл финал и одна малозначительная, казалось бы, деталь, но именно из-за неё я и не могу утверждать, что прочёл стопроцентно идеальный рассказ. А именно та самая деталь костюма, вынесенная автором в заголовок рассказа. Уж больно она бьёт в лоб, наотмашь и изо всей, если так можно выразиться, дури. Удивления финальный выверт не вызвал, мало того, я уже был заранее готов к такому повороту событий, от чего проявилась досада, хотя, казалось бы, должно быть наоборот, мол, вот я каков, угадал замысел автора...
Наверное, из-за того, что прикипел, что называется, к рассказу.
Лично я так и не увидал причину, по которой этот самый кусок материи придушил последнего носителя. Про фокал заострять внимания не стану, автор в нескольких местах показал, что 'я', то есть, рассказчик, един и, можно так сказать, даже перенос фокала от одного лица к другому за ошибку не посчитаю. Но вот именно эта самая деталь не даёт мне покоя. Почему? Ведь по сути они все - единое целое, а стало быть и костюм (не стал ли 'Смокинг' Джеки Чана отправной точкой этой придумки?) обязан был признать своего владельца. Разве не? Или я чего-то упустил по своей невнимательности из текста, где явственно на это указывало бы. Но даже если эта объяснялка и есть, я всё равно не сниму свою претензию.
Почему 'Галстук'? Только ли потому, что он приводит к уничтожению всего мироздания? Всё равно вопрос останется. Ну, назови автор, допустим, 'Удавка на шее' (или ещё как-нибудь не менее экстравагантно), возможно я бы его воспринял несколько иначе, как 'идеальный рассказ'. Разумеется, если бы название подходило, одновременно и по внутреннему содержанию, и при этом создавая некоторый флёр таинства, которое требуется разгадать. А так...
Нет, на оценке это не отразится нисколько, она будет максимально высокой. И всё же я буду знать, что прочёл рассказ, причём рассказ почти идеальный. Но вот это вот 'почти'...
Лаевская Е.Г. Король, Дама, Валеты
Впервые в своей практике встречаю рассказ, посвящённый городу. Поначалу думал, что это так Главного Героя зовут, только ударение на другом слоге: ГорОд. Потом стал сомневаться, может, всё-таки, населённый пункт.
Вот цитата: 'Когда-то Город был молодым, безграмотным, наглым юнцом в лохмотьях. С ножом за голенищем и кастетом в кармане. Крепко спал ночью, до седьмого пота вкалывал днем, наливался вечером дешевым бренди.'
Согласитесь, это же про человека. И вот такой приём, ввести в заблуждение читателя, использовалась автором на протяжении всей экспозиции. Хорошо это или плохо, не отвечу, главное, олицетворение удалось. Далее хоть и понимаешь, что речь идёт именно о населённом пункте, но воспринимаешь его именно как живой персонаж, и относишься, и сопереживаешь, и тревожишься именно как персонифицированному существу, а не абстрактному 'населённому пункту'. И самое удивительное, что конфликт, выбранный автором, не надуманный, не высосанный из пальца, а вполне себе конкретный, борьба между добром, который представляет именно Главный персонаж рассказа - Город, и злом, неким Старьёвщиком, который забирает ненужные, казалось бы, вещи. Поначалу меня, как читателя, это немного напрягло. Что за сие существо: Старьевщик? И почему это такое абстрактное Зло - не понятно. Это, наверное, единственная моя пристрастная придирка к тексту. Я, например, из тех выживших динозавров, в чьём детстве присутствовали эти самые странные, но приятные существа - Старьевщики. Они ездили (даже сейчас помню) на раскрашенной телеге, которую тянула лощадь (хотя может это был и конь), украшенная разноцветными лентами. И главное - голос, кричавший на всю улицу: 'Скупаю вещи, старые, никому не нужные вещи!'. И я, голопузый карапуз, которому только-только исполнилось шесть лет, выпросивший у бабушки ненужную ветошь, бежал к крикуну, чтобы в обмен получить леденец на палочке или даже мятный пряник. А ведь за каждой такой вещицей, теперь уже не нужной и подлежащей утилизации, возможно, и даже не возможно, а в действительности, была какая-нибудь необычная, и вполне вероятно, таинственная история, которая так или иначе дорога обладательнице. И мне вот не хватило в истории, рассказанной автором, именно такого налёта таинства. Что стояло за уничтоженными Старьёвщиком предметами городского бытия. Может, это связано с памятью Города, может, за этими зданиями стояла действительно история, которая так дорога обладателю. Мне именно этого и не хватило. А так съел и съел. Конфликт, который мог стать основой всего рассказа, оказался не железобетонным стержнем, а обычным прутиком, на который нанизаны лишь кусочки, подобно кускам шашлыка на шампуре. Правда, он, конфликт, стало быть, всё же имеется. Просто это моё восприятие, которое уж чересчур требовательное, наверное, цепляется к разного рода мелочам. И тем не менее, я своё мнение высказал.
Кстати, чуть не забыл связать общий текст с названием. Видимо, впрочем, в тексте упоминание этому есть, Город ранее, когда отбивал первое нападение Старьевщика, уже использовал Джокера, Эйсов (тузов) и козырные карты. Следовательно, если дальше проводить параллели с игральными картами, далее пойдут десятки, девятки и остальные 'циферки', вплоть до двоек, пока не закончится вся колода. А значит, рано или поздно, Старьевщик всё же возьмёт верх. И все жертвы могут оказаться напрасными. Однако это уже мои домыслы, может, автор ничего подобного вовсе и не имела в виду. Но я исходил в своих домыслах именно из текста, так что...
Оценка гораздо выше среднего, но немного не дотягивает до почти максимальной.
Неприкаянный К. Ледяной крест
Нормальная такая история. Подобных историй, не скажу, что пруд пруди, но вполне достаточное количество, когда некто должен стать жертвенным агнцем, чтобы спасти соотечественников от некоего бедствия. Начало, особенно сцена с девочкой, читалось с неподдельным интересом и верилось в историю. Но вот дальше... Особенно когда ГГ дали, причём именно дали, а не вручили с почётом, ведь это же действительно историческая миссия, которая, по идее, должна стать грандиозным событием в жизни любого мужчины на этой планете, а тут даже нехотя, я б даже сказал, 'втихаря' сунули конверт в руки, в итоге превратилось в обыденное, рутинное и скучное чтиво. Ни дальнейшая подготовка к закланию Главного Героя, ни поспешное венчание ГГ с избранницей, ни даже возведение брачного ложа, на котором будущий распятый должен был быстренько состряпать будущего наследника, подлинного интереса к себе так и не вызвала. И даже финальный выверт, когда ГГ превратился в могущественное существо, которое способно положить конец страданиям всей планеты, не потряс, как, видимо, задумывал автор. Просто сознание отметило, что вот и кончился очередной рассказ, который мог бы превратиться в конфетку, но нет, не в этот раз и не в моих глазах.
Оценка средняя.
Просин В.И. Хиж-2020: Волшебный магазин
Браст без лишних церемоний взял рукой горячую булочку, предложенную Муму, и только после этого из положения лёжа принял положение сидя, подставив под спину подушку.
Ой- вэй, как говорит один мой знакомый, и чем же ещё, кроме рук, берут протянутую вещь, интересно.
С азартом откусив полбулочки, потянувшись рукой за чашкой чая, он вдруг так и застыл в не совсем удобной позе, лишь его глаза чем-то встревоженные методично осматривали окружающую действительность.
В руке же у него уже имеется булочка, наполовину откушенная, так, следуя логике автора, нужно было написать, что потянулся другой рукой.
С азартом откусив полбулочки, потянувшись рукой за чашкой чая, он вдруг так и застыл в не совсем удобной позе, лишь его глаза чем-то встревоженные методично осматривали окружающую действительность.
Ага, глаза, осматривали, да ещё и окружающую действительность, причём отдельно от Браста.
Разочарованные увиденным, они, синхронно с исказившимся лицом, отразили крайнюю досаду.
Так и есть, Тут уже к отдельным глазам подключилось ещё и отдельное лицо, которое отразило. Прям зеркало, а не лицо.
В мозгу поток отрицательных импульсов был таким же неудержимым, как у человека, у которого выпала вчера поставленная пломба....
Так в мозгу же синапсисы, какие на фиг импульсы!
На этот раз у "гомосапиенс" разумного вышел из строя голографический интерьер.
Интер простите что? ер? Усомнился в собе, полез ко всезнающему гуголю, вдруг я что-то в этом мире не знаю. Он мне сказал: Интерье́р - в теории архитектурной композиции - вид изнутри на какой-либо объект, противоположно понятию экстерьер - вид снаружи на здание, сооружение. Вот и думаю, что там внутри у 'хомо' да ещё и 'сапиенса' причем написанного, видимо, чтобы окончательно добить мой разум, слитно, выйти из строя. Да ещё и голографично. Голова кругом, настолько захватывающую картинку нам рисует автор. Ага, мало тут нам автор нагородил, оказывается 'человекразумный' (так, насколько я помню из школы) переводится этот латинский термин 'гомосапиенс' к тому же ещё и разумный.
Причём, в самый не подходящий момент...
А что, случаются поломки в подходящий? Мдя.
Вместо шикарной, точной копии президентских апартаментов пятизвёздочного отеля...
А-а-а, вон оно чё, Михалыч. Слово-то, в принципе, использовано верное. Но, блин, читается, не приведи, Господи.
Чтобы как-то отвлечься, он вновь взял пульт в руки, чтобы включить "Соню" - отличную штучку, которая записывала и по мере надобности производила на телемонитор сны, снившиеся ночью.
Хоба, пошла фантастика косяком. Шутчка - видимо, это прибор. Впрочем, действительно, зачем заморачиваться описанием, как оно работает, достаточно назвать таинствено - 'Соня'!. Словом, сразу вспоминается цитата: 'У моей девочки есть одна маленькая штучка'.
В отличие от человека Соня сны не забывала и запоминала все без исключения, чем в первую очередь и была интересна.
А не, вру, вот оно - описание, как работает прибор. И причем так ясно и внятно написано, даже сомнений никаких не возникает.
Летний жаркий день. Цветущий ромашковый широкий луг. Синее-синее безоблачное небо...
Блин, как романтично, аж скупая слеза выступила на мужественную скулу.
Поющая птичка была видна очень чётко и отличалась от своих пернатых сородичей более крупными размерами... Рядом с жаворонком можно было разглядеть упитанного серого гуся... потом другого... третьего..., но они почему-то виделись за пеленой с размытыми контурами...
Жаворонок, высоко в небе, и, я так понимаю, куда крупнее упитанного гуся, раз птичка видна чётко, а гусь еле разглядим. Прэлэстно, прэлэстно.
Да и летали они как-то не по-гусиному, не по прямой, а как орлы, раскрыв крылья парили в небесах...
Видимо, это открытие в орнитологии. Блин, а мужики-то не знают.
Магазины беззастенчиво соблазняли покупателей скидками как девушки на улице своими мини-юбками мужчин прохожих.
Я щитаю классный образ, достойный занесения в учебники теории литературы.
- Во, это интересно - подумал вслух Браст и добавил уже совсем ожившим, полным жизни и оптимизма голосом, - лучшее средство от хандры - это шопинг, как ни крути!
То есть сначала подумал, а потом добавил, только уже не мыслями, а словами. Просто великолепно.
Среди танцующих Браст обратил внимание на стройную блондинку с рыжим хвостом на голове.
Видимо, тут не только в ходу достижения НТР, но и способности генной инженерии, которая научилась в голову вживлять хвосты. Я бы удивился, если бы хвосты находились бы так, где им и положено находиться, чуть ниже спины. Но тут-то хвост на голове, это как бы само собой разумеющееся.
Пластика её движений гипнотизировала, взгляд с прищуром звал всё бросить и идти за ней голым и босым, улыбка лечила все мужские болезни и влияла явно омолаживающе, по крайней мере, на Браста.
Мои предположения оказались верны, мало того, что тут в ходу генная инженерия, тут ещё оказывается, что взгляды девушек заменяют целые медицинские центры. Действительно, зачем заморачиваться, посещать врачей, получать какое-то лечение, тут достаточно посмотреть на взгляд девушки - готово. Здоров аки бык.
Подведу итог, вещь гениальная в своей простоте и совершенстве, конечно, до пресловутой 'Жестокой Голактики' немного не дотягивает, кое-какой смысл в тексте, как ни крути, всё же имеется, но если автор постарается и продолжит в том же духе, то, глядишь, это достижение, по мне, кстати нужно сказать, не самое впечатляющее, будет переплюнуто. И останется только покупать на память магнитики на холодильник.
Оценка крайне низкая.
Серебряков Д. Второе пришествие
Пока читал текст, меня не оставляла одна мысль. Кроме того, меня терзали смутные сомнения. Причем, в голове звучала эта фраза с характерным для Ивана Васильевича Бунши присвистыванием: 'Меня терз-з-з-зают с-с-с-смутные с-с-с-сомнения. У Шпака - магнитофон, посла - медальйон'. Поясню. ГлавГер внезапно наёмный убийца, киллер, в дверь которого стучится девица. Ну, то, что стучатся в дверь, есть пояснялка в тексте: он ждал посланника. Но... 'Меня терз-з-з-зают с-с-с-смутные с-с-с-сомнения' - раз (это я загибаю пальчики на руке). Он открывает дверь. Ну, допустим. Раз ожидал кого-то, значит нужно впустить. Но... За дверью девица. Пусть, с манящим, как у сирены, голосом, пусть, на первый взгляд, не представляющая реальной опасности, пусть он обыскал ее на предмет наличия оружия, пусть он сам вооружён. И тем не менее, напоминаю себе, он - киллер, впускает совершенно постороннего человека в дом, вместо того, чтобы выпустить тому кишки. Допустим, ГГ любопытен. В меру. Как в меру самоуверенный в себе человек. Хотя сам утверждает, что окружён опасностями. Допустим. И начинает диалог, причём налив вина не только гостье, но и себе.
'Меня терз-з-з-зают с-с-с-смутные с-с-с-сомнения' - два (продолжаю загибать пальцы). Он, заведя полноценный разговор на равных, начинает поддаваться на лесть девчонки. Как он крут, а она - тьфу, растереть и плюнуть. Как часто герои и покрепче попадали впросак после подобного. Что в итоге и получилось.
'Меня терз-з-з-зают с-с-с-смутные с-с-с-сомнения' - три (ну, вы поняли). Он мало того, что выслушивает, но и принимает предложение гостьи. Хотя я уверен, что прекрасно понимает все слабости её позиций. Но... Видимо, в таком отчаянном положении, что готов на всё.
'Меня терз-з-з-зают с-с-с-смутные с-с-с-сомнения' - четыре. Он не только оставил подле себя гостью, но и переспал с ней, причём, по сути, убрав оружие. Как итог - труп курьера. Это же чистейшей воды подстава! И отвечать будет именно он, а не она.
Там ещё много таких 'Меня терз-з-з-зают с-с-с-смутные с-с-с-сомнения', просто у меня к тому времени уже закончились пальцы, причём на обеих руках.
Что в итоге. Это не рассказ, а первая главка намечающегося романа, поскольку повествование не закончилось, как должно было, будь перед читателем, то есть, мной, рассказ, ведь чувствуется, что будет продолжение. Но вот именно на счет продолжения... 'Меня терз-з-з-зают с-с-с-смутные с-с-с-сомнения'. Теперь за этой парочкой будет настоящая охота. И охотиться за их головами будут настоящие профи. И во многих романах о киллерах написано, что 'охранять объект гораздо сложнее, чем его укокошить'. Так что 'меня терз-з-з-зают с-с-с-смутные с-с-с-сомнения'.
Будь это повесть, или даже роман, где много похождений этой парочки, о которых я бы, может быть, и почитал, то наверняка оценил бы по иному. Но здесь конкурс рассказов. А его, рассказа, то бишь, увы, нет. И оценка соответствующая - ниже среднего.
Славич Н. Хиж-2020: Цифровые боги
Вот как раз тот случай, про который говорится 'размах на рубль, удар на копейку'. Фантдоп о 'оцифровании человеческих душ' посредством компьютера хорош, и реально можно было бы на эту тему развернуться так, как, например, в своё время развернулся в своём 'Нейромансере' отец киберпанка Гибсон. И автор честно попытался сотворить, пусть не шедевр, но хотя бы более-менее читабельный рассказ, однако, по моему мнению, так у него, автора, то есть, ничего не получилось. Читать откровенно было скучно, герой серый, конфликт надуманный, а финал и вовсе, как говорится, слитый. Виноват в данном конкретном случае, скорее всего не автор, а я, прочитавший огромное количество, в том числе и на этом конкурсе, текстов, основанных на подобной идее. Да я и сам, каюсь, прибег в одной из своих повестей к такой теме. А плюс ко всему этому и достаточно претенциозное, но ни разу не выстрелившее название рассказа. Хотя, допускаю, если бы текст был написан несколько в ином ключе, скажем, в ироничном или, упаси Бог, каком-нибудь сюрреалистическом, то, возможно, рассказ воспринимался бы несколько иначе. А так... Сбой в программе, и нечего особенного.
Стасисбрынза Пандемия Форбс
Не люблю читать разного рода политический стёб, всякого рода, сатиру и пародию, а уж тем более, памфлет. Тем более ту, которую стыдливо прикрывают якобы фантастикой. Я на этом турнире уже снизил одному тексту за попытку политического стёба, как минимум, два балла, но сделал это с терзаниями в душе. Здесь же я это сделаю с удовольствием, причём очень даже огромным, поскольку считаю, что поставив оценки выше, тем самым я принижу качества других текстов, например таких, как 'Один плюс один', 'Галстук' и 'Король, Дама, Валеты', которые вполне заслуживают места, как минимум, в десятке, а то и, моё ИМХО, выше.
Не знаю, на что рассчитывал автор, выставляя на конкурс политическую сатиру? Посмеяться? Хайпануть? Да впрочем, мне до фонаря, на что он, то есть, автор, рассчитывал. У меня есть с чем сравнивать. Вот написал Рабле своего Гаргантюа. Сатира? Да ещё какая. Но она на века. Написал Свифт о приключениях Гулливера. Я поспрашивал у друзей и знакомых, все, как один, говорят, что это именно приключения, и слушают с открытым ртом, не веря мне, что на самом деле это острая политическая сатира на жизнь того исторического периода. И даже Чарльз Лютвидж Доджсон, записывая свою 'Алису', подкалывал в тексте в необычных образах своих противников и оппонентов. И кто теперь об этом знает, кроме уж очень сильных любителей Льюиса Кэррола, да историков с литературоведами. Словом, было бы написано талантливо, с прописанным конфликтом и неординарным фандопом, то, может быть, как рассказ этот текст бы и остался в памяти читателей. А так... Забудется это сразу же после турнира. Оценка максимально крайне низкая.
Тюлин Д.Ю. Брак
Очень необычный сеттинг. Читался на одном дыхании. И хотя после прочтения и оставалось немало незаданных ответов, на которые, собственно, не хотелось получить ответов, поскольку в тексте всё четко и ясно автором изложено, тем не менее, какой-то неприятный осадочек в душе образовался. Но автору респект, за поднятую тему, он должен был набраться большой смелостью, что взялся описать подобную проблему. Образы получились хорошими, ёмкими, натуральными. Однако жалеть их ни в коем случае нельзя, как сами люди с ограниченными возможностями, как сейчас принято толерантно называть инвалидов, не терпят, когда к ним относятся с жалостью, поскольку привыкли всегда и во всём полагаться на себя. И не потому, что они такие, а именно вследствие своего недуга, последствия которого так мужественно преодолевают. И здесь героев нужно только уважать. А автору поклон.
Оценка почти максимальная.
Широкова Е.Н. Хиж-2020: Это всего лишь конец света
Давно мне такого не попадалось, когда читаешь, ничего не понятно, что происходит, но, тем не менее, жутко интересно, что там будет далее и чем всё закончится. И так до самых финальных титров. Но оценка гораздо выше средней.