Аннотация: Третья книга американского исследователя Грэхема Хэнкока, написанная в соавторстве с супругой, Сантой Файя. Как и "Следы богов", выкладывается мною в закрытом режиме для сугубо частного и некоммерческого доступа ограниченного числа лиц.
Graham Hancock, Santha Faiia
HEAVEN'S MIRROR
QUEST FOR THE LOST CIVILIZATION
MICHAEL JOSEPH
LONDON
Грэм Хэнкок, Сайта Файя
ЗЕРКАЛО НЕБЕС,
или
ПОИСК ПРОПАВШЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
ИЗДАТЕЛЬСТВО "ВЕЧЕ"
МОСКВА 2000
ББК 85.5 (Вл)
Х99
Graham Hancock. Santha Faiia.
Heaven's Mirror
(c) Graham Hancock, 1998.
(c) Photographs, Santha Faiia, 1998.
(c) Перевод. И. Л. Зотов, 2000.
(c) Издание на русском языке.
(c) "Вече", 2000.
Авторы выражают признательность:
Дональду и Мюриэл Хэнкок, Джеймсу Маколи и Соломону Лорту, которые, как всегда, были с нами на всем нашем пути; Льву и Линде Фженкинс, которые когда-то давно познакомили нас с книгой "Мельница Гамлета", а позднее опекали нас в Калифорнии; Тому Уэлдону - нашему редактору и старому другу; Джулии Мартин - художнику этой книги; Захи Хавассу,удивившему нас Сфинксом; Освальда Ривере, открывшему нам путь к Тиауанако; Джону Григсби за блестящие исследования и открытие связи с созвездием Дракона; Ясцо Ватанате за щедрость, широту и открытость ума; Шуну Дэйчи - нашему другу, научному сотруднику и мосту к японской культуре; Тиму Копстейку, Стефану Уикхэму, Калину Кларку, Кэтрин Брэндиш, Дэнни Хэмбруку и вообще всем членам большой группы, снимавшей вместе снами телесериал "Поиск пропавшей цивилизации"; Барри Джэфрису и Джен Метьюс, которые все это время присматривали за домом.
Нашим детям:
Шону, Шанти, Рави, Лейле, Люку и Габриэль. Надеемся, что когда-нибудь вы обойдете все удивительные памятники, с которыми свела нас эта книга. Спасибо за ваше терпение и понимание. Мы всех вас любим.
Введение
ЧТО ТАМ, В "ВЕЛИКОМ ПОТУСТОРОННЕМ"?
Небо вверху, небо внизу;
Звезды вверху, звезды внизу;
Все, что над нами, проявится снизу;
Счастье тому, кто прочел этот стих.
Tabula Smaiagdina
Смерть - главная тайна жизни. Это очевидно для всех, но тем не менее мы не знаем, что же она означает.
Загадку эту можно свести к простым дилеммам. Когда мы умираем, все ли кончается для нас, или мы каким-то образом продолжаемся? Являемся ли мы просто суммой материальных элементов, или же существует еще и душа? Само понятие души является порождением человеческой психологии или, скажем, изобретением религии? А, может быть, за этим стоит нечто вполне реальное?
Наука способна взвесить, измерить и описать труп умершего, но не в состоянии сказать, происходит ли после смерти что-то духовное. Она исходит из представления (хотя и не всеми разделяемого), что души нет, а "мертвый - значит мертвый". Ряд ученых отстаивает такую точку зрения, как будто это факт, доказанный опытным путем. На самом же деле научная точка зрения в данном вопросе является по сути религиозной, поскольку выражает страстную веру в не существование души, не имея свидетельства в поддержку такого утверждения.
Религия столь же страстно занимает прямо противоположную позицию, но на столь же зыбкой почве. Не существует научного доказательства существования всяческих религиозных небес, преисподних и загробных царств. Тем не менее религиозная (духовная) точка зрения заключается в том, что душа существует, предстанет перед судом после смерти, может претерпевать множество преобразований формы и вообще возродиться.
Вопрошающий подобно тебе...
Такие противоположные точки зрения, естественно, побуждают мыслящих людей задумываться об универсальном характере закона физической смерти и о своей собственной судьбе. Одним из таких людей, согласно индийской священной книге "Ката Упанишад", был Начикетас, храбрый и любознательный молодой человек, который нашел дорогу к "Дому мертвых" и заслужил право потребовать исполнения своего желания у Ямы, индуистского бога смерти.
Начикетас: "Вот сомнение касательно человека, который умер: "Он существует", - говорят одни; "Он не существует", - говорят другие. Желание мое в том, чтобы ты преподал мне знание этого"...
Яма: "Закон этот неуловим и не легко может быть познан... Выбери и попроси у меня что-нибудь иное, Начикетас. Попроси столетних сыновей и внуков, попроси много скота, слонов, золота, лошадей... Попроси богатства и долгих дней"...
Начикетас: "Завтра все эти зыбкие вещи ускользнут из рук смертных... Не в богатстве удовлетворение человека. Неужели, увидев тебя, мы изберем богатство? Пожелаем ли мы жизнь, зная, что она - в твоей власти?.. Скажи мне, с чем связаны людские сомнения: что там, в Великом Потустороннем? Желая приблизиться к познанию этой тайны, я, Начикетас, не имею других желаний".
Яма: "Воистину ты, о Начикетас, встретившись с этими мнимыми богатствами, столь любимыми людьми, прошел мимо них. Ты пренебрег тем, в чем погрязли многие люди... Великое Потустороннее сияет не для ребенка, которого уводит в сторону соблазн обладания... "Вот мир, и другого нет", думает он, и вновь и вновь попадает в мою власть... Ты же настойчиво ищешь правды; вопрошающий подобно тебе, Начикетас, может прийти к нам".
Яма, бог материальной смерти, затем формулирует одно из наиболее ярких положений рукописи, связанное с природой души, "которая никогда не рождается и не умирает, ниоткуда не происходит и ни во что не превращается":
"Нерожденная, вечная, существующая вне памяти, эта древняя сущность не может быть убита, когда убивают тело... Меньше малого, больше величайшего, она скрыта в сердце человека... Понимая это... мудрый человек не может предаваться горю... Бестелесная в телах, устойчивое среди неустойчивого... она освобождается изо ртасмерти ".
В последующих главах мы представим свидетельство того, что откровения, приписываемые в "Упанишадах" Яме, возникли не в религиозной философии индуизма. Они являются частью древнего духовного учения, распространенного не только в Индии, но и в Мексике, Египте, Индокитае, Тихом океане и Южной Америке. Свидетельствуя о существовании в прошлом некоей важной цивилизации, не фигурирующей ни в каких трудах по истории - забытого "общего источника", влиявшего на все эти регионы, - эта таинственная система идей использовала в качестве своей основной методологии эзотерическую форму астрономии и строила на земле великие архитектурные сооружения с целью отразить положение и перемещения небесных светил. Эта система была своего рода "наукой о бессмертии", целью которой было освободить человечество "изо рта смерти". Ее корни уходят в забытую предысторию. Само слово "предысторический" характеризует почти полную амнезию человечества по отношению к более чем 40 тысячам лет прошлого существования нашего вида. Речь идет обо всем периоде, начиная с появления людей современной анатомии и кончая первыми "историческими записями", сделанными в Шумере и Египте в III тысячелетии до н. э.
Могучие мемориалы
Из этого долгого периода амнезии и с его границ с историческим периодом до нас дошел ряд могучих монументов, в число которых входят храмы, высеченные в скалах, круги каменных глыб-мегалитов и святилища в форме абсолютно прямой линии большой протяженности, как, например, череда камней, стоящих в Карнаке (северная Франция). Один из расположенных там курганов, на котором проход между мегалитами нацелен на точку восхода в день зимнего солнцестояния, углеродный метод датирует 4700 г. до н. э.
Считается, что древнейшие каменные круги на Британских островах, - например, Колланиш на Внешних Гебридах, - относятся к 300 г. до н. э., но могут быть и старше - точно никто не знает. В Японии имеются круги из мегалитов, где никогда не проводились раскопки1. Мегалитические храмы на Мальте, возможно, восходят к 4000 г. до н. э. В Эфиопии высеченные в скале "церкви" в Лалибеле и 300-тонная гранитная стела в Аксуме имеют неизвестное происхождение и не поддаются датировке ни одним объективным способом2. Острова Тихого океана испещрены десятками загадочных мегалитических сооружений3. Вспомним также монументы Египта, Мексики и Южной Америки, где отдельные каменные блоки весят по 200 тонн.
Многие из этих сооружений объединяет тайна: когда, почему, как и кем они построены? - а также высокий уровень строительной техники и точная ориентация относительно астрономических объектов.
Так, существует предположение, что некоторые ряды мегалитов в Карнаке использовались для лунных наблюдений. И круг камней в Калланише был, по-видимому, сознательно ориентирован таким образом, чтобы привлечь внимание к необычному явлению, которое случается только раз в 19 лет и у астрономов называется "крайним южным положением главного стояния луны"4. Кроме того, одна из главных осей комплекса в Калланише ориентирована на восход и закат в дни весеннего и осеннего равноденствия. Иначе обстоит дело со всемирно известным мегалитическим кругом в Стоунхендже (графство Уилтшир, Англия), где главная ось четко нацелена при помощи так называемого "камня - шпоры" на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния (наиболее продвинутую в северном направлении из положений, занимаемых солнцем в течение года восточной части горизонта) и на точку заката в день зимнего солнцестояния (самую южную в западной части горизонта).
Связь с друидами
Долгое время считалось, что Стоунхендж возводился постепенно, примерно в течение 1000 лет - с 2100 по 1100 гг. до н.э. Однако в 1996 году новые археологические свидетельства эту хронологию поставили под вопрос. В результате исследований, которые проводились в течение двух лет фондом "Английское наследие" (English Heritage Foundation), ученые пришли к заключению, что огромные круги из синих камней и сарсенов были на самом деле сооружены между 2600 и 2030 гг. до н. э., причем основная часть работы была проделана за три столетия между 2600 и 2300 гг. до н. э. Менее чем через год после этих результатов было опубликовано еще одно исследование, доказывающее, что каменным кругам предшествовали деревянные, образованные 6-метровыми сосновыми "столбами-тотемами", которые датируются 8000 г. до н. э.
О религиозном ритуале, для которого сооружался Стоунхендж, не известно ничего. Строго говоря, утверждение о том, что здесь проводились религиозные ритуалы, является лишь предположением (хотя, возможно, и правильным). Самые ранние письменные упоминания о святилище относятся к эпохе римлян, и уже тогда знание о его первоначальном предназначении было почти полностью утрачено. Ходили слухи, что секреты Стоунхенджа знали друиды (которые его не возводили), - но друиды молчали.
Впервые друиды были упомянуты в исторических книгах около 50 г. до н. э. - в "Галльской войне" Юлия Цезаря. Упоминание это относительно краткое - менее, 1000 слов; однако римский император все же смог дать нам ряд очень важных ключей к пониманию религии друидов:
"В особенности же они хотят подчеркнуть ту идею,что душа не умирает, а переходит после из одного тела вдругое... Они также много рассуждают относительнозвезд и их движения, размеров мира и Земли, природывещей..."
Особенности ориентации и геометрии Стоунхенджа говорят нам, что астрономия вообще и восход солнца в день летнего солнцестояния в частности были весьма важны для его строителей, но, увы, не говорят, почему важны. Заполнить этот пробел могли бы верования друидов, связанные с церемониями солнцестояния. Возможно, Стоунхендж был не просто местом собрания почитателей некоего "примитивного" солнечного культа британцев, а был некогда связан с духовным поиском путей реинкарнации и бессмертия души, причем элементом процесса посвящения были эмпирические изыскания, направленные на определение размеров Земли и "движения" звезд.
Ученые единодушны в том, что у друидов был повышенный интерес к числам. По какой-то причине они особенно уважали число 72, которое, как мы увидим в последующих главах, выводится из астрономических наблюдений. Это число постоянно фигурирует в традициях друидов. Например, для того, чтобы написать 22 буквы алфавита "огам", которым жрецы друидов пользовались для секретных посланий, требовалось 72 штриха. Кроме того, в огамской письменности скрыт еще особый код. Как отмечает поэт Роберт Грейвс в "Белой богине" - научном исследовании кельтских мифов, "отношение общего числа букв алфавита к числу гласных составляет 22 к 7; эта формула, некогда секретная, дает значение отношения длины окружности к ее диаметру".
Сегодня, пользуясь карманным калькулятором, мы можем легко определить длину окружности, умножив ее диаметр на трансцендентное число "пи", равное 3,141592... С точностью до второго знака после запятой это число равняется отношению 22:7=3,142857.
Складывается впечатление, что друиды были, видимо, хорошими геометрами и вообще математиками. Однако оно носит скорее интуитивный характер. Беда в том, что об их происхождении ничего не известно - даже то, сколь долго они существовали до того, как Цезарь первым описал их. Более того, хотя их ассоциируют с кельтами, которые попали в Британию около 600 г. до н. э., ученые предполагают, что эти харизматические жрецы осели на Британских островах за сотни, а то и тысячи лет до миграции кельтов. По-видимому, друидов следует считать по меньшей мере наследниками совсем древних традиций, связанных со Стоунхенджем, которые они уважали и хранили.
Не сами по себе
Стоунхендж и его загадки - не изолированные факты. Мегалиты еще большего размера использовались в древнем Перу и Боливии для возведения гигантских монументов, таких как стены зигзагообразной кладки Саксайхуамана и храмы Оллантайтамбо и Тиауанако (в них использовались 200-тонные блоки). Столь же огромные блоки использовались при постройке Храма долины и Храма мертвых в Гизе (Египет) и храма Сфинкса. Сам Сфинкс представляет собой высеченный из скалы монумент дойной почта 87 метров. В состав Великой пирамиды входит ряд блоков весом порядка 100 тонн, которые были каким-то образом установлены на высоте более 45 метров над землей. В Верхнем Египте существует полуназемный храм - Осирийона в Абидосе, - сложенный из 100-тонных блоков. Восходит он, по-видимому, к намного более ранней эпохе, чем окружающие его сооружения5.
Нет сомнения, что пирамиды Гизы, самые известные из всех египетских монументов, связаны с 2600-2300 гг. до н. э. - эпохой Стоунхенджа. Нет также сомнения, что у них имеется много признаков и более раннего происхождения - опять-таки подобно Стоунхенджу6.
Вообще геометрические и астрономические монументы, связанные с поиском бессмертия (а зачастую и с числом 72), можно обнаружить не только в Египте, но и в целом венке культур, опоясывающем Земной шар и уходящих во времена глубочайшей древности.
Такое впечатление, что у всех этих культур существовал общий проект: опираясь на интеллект и интуицию, приникнуть в тайну души; именно этим, по предположениям Цезаря, могли заниматься друиды. Это духовное исследование носило всемирный характер; его следы сохранились в Мексике, в Египте, Камбодже, на острове Пасхи, в Южной Америке и в Британии кельтов. Очень часто оно связывается с фигурой "бога" или "героя-цивилизатора'*, которому приписывается роль великого учителя и основателя религии. И повсюду оно проводилось посредством священных монументов, спроектированных таким образом, чтобы обеспечивалась связь между землей и небом.
Эти монументы считались вратами в загробные царства - небо и преисподнюю, причем конкретная цель тех, кто проходил сквозь эти ворота, определилась их собственным выбором.
В Мексике они выбрали преисподнюю.
Часть I
МЕКСИКА
Глава 1
ПЕРНАТЫЙ ЗМЕЙ И
ОСВЕЖЕВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК
Путешественники, которые пытаются исследовать памятники Центральной Америки и ее прошлое, обычно покидают ее с ощущением великой и страшной тайны. Над всем нависает какая-то темная пелена скорби, и все, что известно о здешней истории, преисполнено необъяснимых противоречий.
С одной стороны, бросаются в глаза свидетельства о наличии великих духовных идей, глубокой философской традиции и удивительных художественных, научных и культурных достижений. С другой стороны, нам известно, что к началу XVI века в Мексиканской долине были в порядке вещей проявления буквально психопатического злодейства, когда каждый год в империи ацтеков самым кошмарным образом приносились в жертву более 100 000 человек1. Сложение двух зол не может дать положительного результата. Испанские конкистадоры, прибывшие сюда в феврале 1519 г., были, конечно, хладнокровными убийцами. Но их интервенция, мотивировавшаяся исключительно алчностью, покончила, к счастью, с демоническими жертвенными ритуалами ацтеков.
До того как полностью утвердилось господство испанцев, некоторые конкистадоры и римско-католические священники, которые шли за ними по пятам, имели возможность наблюдать эти ритуалы. Среди них - знаменитый завоеватель Эрнан Кортес, старый вояка и фехтовальщик Бернал Диас де Кастильо и отец Бернадино де Саагун (1499-1590), "мудрейший францисканец", чья "История Новой Испании"является непревзойденным источником информации о Мексике до завоевания. Их свидетельства повествуют о черной стороне шизофренической культуры с болезненной тягой к убийству, которая также, с потрясающим лицемерием клялась в приверженности древним учениям, касающимся бессмертия человеческой души, учениям, побуждавшим посвящаемых искать мудрости и быть "добродетельными, смиренными, миролюбивыми... и сострадательными" по отношению к другим.
Ацтеки сообщали, что источником этой доктрины ненасилия и космического знания был божественный царь, известный под именем Кецалькоатль - "пернатый змей" (кецаль дословно означает "покрытый перьями", "пернатый", коатль - "змея"). Правил он в далекий золотой век, а в Мексику прибыл из дальней страны с группой спутников. Кецалькоатль учил, в частности, тому, что не следует причинять вред животным и тем более нельзя приносить в жертву человеческих существ - только "плоды и цветы в зависимости от времени года". Его культ был исполнен тайн, связанных с жизнью после смерти; говорили, что сам он совершил путешествие на тот свет и вернулся, чтобы рассказать о нем людям.
Бог пирамид
Был ли Кецалькоатль реальной исторической фигурой?
Известно, что за две-три сотни лет до образования ацтекского государства, в XIII-XIV веках до н. э., ряд царей в Мексиканской долине, в частности у тольтеков, называли себя "Кецалькоатлями". Однако они не претендовали на то; чтобы быть тем самым Кецалькоатлем; скорее, речь шла о почетном титуле его наследников. Как мы узнаем в следующей главе, задолго до тольтеков характерная символика Кецалькоатля была известна ольмекам Мексиканского залива. Их культура процветала 3500 лет тому назад. Позднее, но все же более 2000 лет назад, в Чолуле (Центральная Мексика) началось сооружение гигантского монумента в честь того же бога, которое продолжалось всеми последующими культурами, обитавшими здесь; конец этой многолетней работе бесповоротно положила конкиста. Результатом этого удивительно длительного инженерного проекта явилось сооружение священной горы - пирамиды Кецалькоатля. Сегодня она увенчана католическим собором. С площадью основания 18 гектаров и высотой почти 70 метров она втрое превышает по массе Великую пирамиду в Египте.
Также около 2000 лет тому назад таинственная культура Теотиуакана (35 километров к северо-востоку от современного Мехико) поклонялась Кецалькоатлю, возводя пирамиды и другие памятники в его честь. А начиная примерно с 500 г. н. э. и вплоть до конкисты майя Юкатана, Чиапаса и Гватемалы поклонялись ему под именами Кукулкан и Гукумац; оба эти имени на разных диалектах означают одно и то же - "пернатый змей"2. Между 900 и 1200 гг. до н. э. в Чичен-Ице была построена девятиярусная пирамида Кецалькоатля - Кукулкана. Подобно многим монументам, посвященным этому божеству, она была возведена на вершине ранее существовавшего священного кургана3.
Таким образом, ацтеки, которые провозгласили свою империю в 1320-е гг. н. э., лишь следовали древней традиции, заимствованной у своих предшественников, когда описывали "пернатого змея":
"...Белокурый и румяный человек с длинной бородой...Таинственная личность... белый человек крепкого телосложения с высоким лбом, большими глазами, которыйприбыл из-за моря в лодке, плывшей сама по себе, безвесел. Он осуждал жертвы (кроме плодов и цветов) и былизвестен как бог мира ".
Одна из величайших загадок истории Центральной Америки заключается в том, что убийцы-ацтеки чтили этого покровителя всего живого и поклонялись ему всевозможными способами, причем всегда с почтением говорили о его миролюбии и милосердии. Они верили, что его вместе с последователями изгнали давным-давно из Мексики, но когда-нибудь они возвратятся, приплыв на лодке с запада. Они также верили, что Кецалькоатль накажет их за то, что они совершали человеческие жертвоприношения, что он положит конец злу и страху и восстановит золотой век мира и довольства, в который он правил в мифическом прошлом4.
Известно, что это предание о белокожем и бородатом царе-боге сыграло на руку испанцам в 1519 г., когда они прибыли в Мексику на кораблях, двигавшихся без весел, страдая от "болезни сердца", единственным лекарством от которой является награбленное золото5.
Сломанные флейты
Конкистадор Бернал Диас де Кастильо был человек суровый, и насилие было ему не чуждо. Однако его глубоко потрясло первое знакомство с ацтекским храмом:
"В этом небольшом пространстве можно было увидеть много дьявольских вещей, рогов, труб и ножей, много сердец индейцев, которые жгли, окуривая идолов; всебыло в спекшейся крови, причем в таком ее количестве,что будь оно все проклято. Там воняло, как на бойне,так что мы поспешили наружу от этой вони и мерзкогозрелища ".
У приносимых в жертву, большинство из которых составляли военнопленные, обычно вырывали сердца. Затем часто совершались церемонии, в ходе которых "участники сдирали с пленников кожу и расчленяли их". Иногда пленников приносили в жертву сразу после взятия в плен, а иногда после долгого и мучительного ожидания. Например, Саагун так рассказывает о "празднике" в ацтекской столице Теночтитлане:
"Они убили одного юношу весьма покорного нрава, которого перед этим всячески ублажали целый год... Когдаони разделались с ним, то немедленно посадили на егоместо другого, которому предстояло быть обласканнымв течение следующего года... Изо всех пленников они выбирали самых благородных... Особое внимание обращалосьна то, чтобы отыскать самых способных, с наилучшимиманерами и без телесных недостатков ".
Далее Саагун сообщает, что "юноша, отобранный для того чтобы быть убитым на празднике, был специально обучен хорошо играть на флейте". Когда же год истек:
"Они отвели его в небольшой и бедно убранный храм,стоявший возле дороги и вдали от всех поселений... Подойдя к ступеням храма, он сам стал по ним подниматься. На первой ступени он сломал одну из флейт, на которых играл во время своего блаженства, на второй - другую, на третьей - третью. Таким образом, поднимаясьпо ступеням, он переломал все флейты. Когда же он поднялся на вершину храма, на самый верх, там находилисьжрецы, готовые убить его, причем стояли они парами.Жрецы взяли его, связали ему руки и голову и уложилиспиной на камень. Потом один из них с силой вонзил ему вгрудь каменный нож, сделал разрез, извлек оттуда сердцеи сразу предложил его солнцу ".
Когда ошеломленные испанцы обратились к жрецам с вопросом, в чем смысл этого ужасного ежегодного ритуала, то услышали в ответ, что трагическая история пленника есть отображение "судьбы человеческой вообще", и это должно быть всем ясно.
Заглушая голос природы
Из перечисленных Саагуном мероприятий ряда "праздников" следует, что ацтеки были неустанными детоубийцами:
"В первые числа первого месяца... они убили много детей, принося их в жертву там и сям, в том числе навершинах холмов, вырывая у них сердца в честь боговводы... В первый день четвертого месяца они устроилипраздник в честь бога кукурузы... и убили много детей...Особенно ненасытным был Тлалок, бог дождя. Ему предлагали детей, по большей части младенцев. Их несли наоткрытых носилках, одетых в праздничные платья и украшенных свежими весенними цветами. Казалось, дрогнет даже самое суровое сердце, но плач их тонул в дикихвозгласах жрецов, которые считали их слезы благоприятным предзнаменованием. Жрецы обычно скупали своихневинных жертв у бедных родителей, которые заглушали голос природы скорее мысленной картиной нищеты, чемжалкими суевериями".
А может быть, главным средством "заглушить" голос природы был страх? В своем классическом труде "Вторящая воде" археолог Лоретта Сежурн убедительно показывает, что ацтеки создали "тоталитарное государство, философия которого включала полное пренебрежение личностью... Смерть подстерегала повсюду и цементировала здание тюрьмы, пленником которой был каждый ацтек. Среди них были обреченные законом на уничтожение просто по своему социальному статусу: рабы - причем рабом мог стать каждый, потеряв состояние или гражданские права; пленные воины; дети, рожденные под благоприятным для жертвоприношения знаком и потому предлагаемые богам... Другой постоянной угрозой была смертная казнь: за то, что кто-то посмел без разрешения властей носить одежду ниже колен; за то, что чиновник вошел в запретное помещение во дворце; за то, что купец слишком гордился своим богатством; за то, что танцор оступился..."
В рамках чудовищного механизма, направленного на то, чтобы сломить человека, человеческие жертвоприношения считались настолько важными, что любой, кто не желал наблюдать их, "становился презираемым, объявлялся непригодным к тому, чтобы занимать любой общественный пост, и вообще оказывался вне закона". Кстати, вождей и знать часто вынуждали присутствовать на жертвоприношениях "под страхом самим превратиться в жертв, если не явятся".
136 000 черепов
То, что они наблюдали, было невообразимо страшно. Послушаем летописца Мануэля Камарго:
"Один человек, бывший ранее жрецом дьявола... говорил мне, что они вырывали сердце из тела несчастнойжертвы, оно обычно пульсировало и билось так сильно,что прежде, чем остыть, успевало три или четыре разаподпрыгнуть на земле..."
Саагун вспоминает праздник, на котором "владельцы волокли пленников, каждый - своего, за волосы вверх по ступеням... Они подтаскивали их к каменному блоку, где их предстояло убить, вырывали у каждого сердце... и сбрасывали тела вниз, где другие жрецы сдирали с них кожу".
По случаю ритуала в честь бога огня владельцы хватали своих пленников, связывали им руки за спиной, а также и ноги; взяв на плечи, несли их на вершину храма, где был большой костер с углями; добравшись до верха, они бросали их в огонь... там, в огне, несчастный пленник начинал извиваться... Тогда его, агонизирующего, они выволакивали крючьями... клали на камень... раздирали грудь... вытаскивали сердце и бросали к ногам статуи Сютекутли, бога огня.
В храмах было принято сохранять черепа жертв нанизанными на горизонтальные палки специальных решетчатых полок цомпантли "в предназначенных для этого помещениях". В одном из таких помещений солдаты Кортеса насчитали 136 000 черепов, "размещенных таким образом, чтобы производить наиболее устрашающее впечатление".
Аллегории, понятые буквально
Как мы видели, великая загадка Центральной Америки состоит в том, что культура, способная на такую невероятную жестокость, была одновременно носителем глубоко религиозных идей. Мы должны быть благодарны Бернардино де Саагуну за документальную запись этих идей. Иначе вряд ли бы они дошли до нас и мы имели о них представление. Его "Историю Новой Испании "современные ученые считают "наиболее полным этнографическим исследованием народа" и весьма высоко оценивают его "тщательность и точность научно-методического подхода к антропологии".
В 1956 г. Лоретта Сежурн, проанализировав богатый этнографический и религиозный материал, собранный Саагуном, создала даже теорию ацтеков. Весь их культ человеческих жертвоприношений проистекает из древней системы чисто духовного посвящения, связанной с поиском вечной жизни, но самым гротескным образом неправильно интерпретированной. Все кошмарные физические аспекты ацтековских жертвоприношений - свежевание, вырезание сердца, сжигание и т.д. - были первоначально чисто метафорами для описания духовных процессов, которым подвергаются посвящаемые. "Свежевание" означало процедуры, позволявшие посвящаемому как бы отстраниться от своего физического тела. "Сердце" означало душу, которую следовало "вырезать" из тела в момент смерти и освободить, направив в страну света (последняя символизировала, разумеется, солнце). Под "сжиганием" подразумевался огонь обновления, в котором вечный дух, восстающий подобно Фениксу из пепла своего предыдущего состояния, стряхивает изношенную физическую форму одной жизни и возрождается в новой.
Имея в виду такие метафоры, проще понять, почему палачи-ацтеки о зверском убийстве жертвы, год наслаждавшейся жизнью, говорили: "такова судьба человеческая". Аллегория, которую жертва разыгрывала по пути к храму, где ей предстояло погибнуть, все это расставание с ранее накопленными материальными благами, завершавшееся ломанием флейт, на которых некогда исполнялась сладостная музыка, - все это должно было символизировать одну из высших истин, постигаемых посвящаемыми: со смертью душа должна оставить в прошлом все, что относится к материальному, земному Миру. Эта истина в компактном виде сконцентрирована во фрагменте древнего учения на языке науатль, на котором говорили ацтеки; этот отрывок был сохранен для нас в XVI столетии Саагуном:
- Мой любимый и нежный сын... знай и понимай, чтотвой дом - не здесь... Этот дом, в коем ты рожден [то есть физическое тело], ни что иное, как гнездо, постоялый двор, куда ты прибыл, вступив в этот мир; здесьты растешь и цветешь... но твой истинный дом иной!
Аналогичным образом мы читаем:
На землю нисходит с рождением жизнь,
На миг, что отпущен судьбою,
На славу, во имя которой все живы,
На землю нисходит с рождением жизнь.
Сежурн обоснованно утверждает, что подобные представления бытовали в Мексиканской долине неведомо сколько времени, возможно тысячи лет, к тому моменту, когда с ними встретились ацтеки. Они были наиболее дикими среди большой группы племен-мигрантов, говорящих на языке науатль и известных под названием чичимека ("варвары"), которые пришли в Центральную Америку с севера в XII-XIII веках. Не имея собственной культуры, они восприняли элементы некогда великой мексиканской цивилизации, изучив ее астрономию, сельское хозяйство, технику и архитектуру. Впитали они кое-что из религии своих предшественников. Особенно их воображение поразил красочный и полный драматизма ритуал посвящения, его они переняли целиком и полностью. Однако они не поняли (или не захотели понять), что этот ритуал - метафорический спектакль, который следует разыгрывать символически. И то, что они восприняли его буквально, привело к ужасным последствиям.
Эхо первых людей
Ацтеки верили, что их племя обязано своим рождением маткообразным пещерам в глубинах горы, что Ацтлан, их первая родина, возник на острове и что покинуть этот остров им повелел бог Уицилпочтли, который пророчествовал: "Вы покорите четыре концасвета, завоюете и подчините себе... это будет стоитьвам пота, труда и чистой крови".
Бог предсказал также, что в своих странствиях они встретят орла, наколовшегося на колючки кактуса, выросшего на скале. Именно на этом месте им нужно построить столицу своей империи.
Подобно нацистам, загипнотизированным Гитлером, ацтеки бросились претворять в жизнь пророчество Уицилпочтли, легко покорили народы, которые в это время населяли Мексиканскую долину, и стали систематически развязывать войны, чтобы ослабить и подчинить себе другие чичемекские племена. В начале XIV столетия в болотах озера Текскоко была обнаружена скала, на которой рос кактус, а в колючках этого кактуса застрял орел. Вспомнили пророчество, и началось возведение города Теночтитлан, который стал столицей ацтеков в 1325 г.
В течение двух столетий, остававшихся до конкисты, империя ацтеков с центром в Теночтитлане продолжала наращивать свою мощь; при этом город рос, его население достигло 300 000 человек. Построенный на искусственном острове, окруженный системой квадратных и круговых каналов, он был ориентирован по сторонам света, причем к четырем его главным воротам через водную гладь вели дамбы. Над центральной площадью доминировала гигантская четырехъярусная ступенчатая пирамида, которую восхищенные ее архитектурой испанцы назвали Темпло Майор. Кортес утверждал, что "ни один человеческий язык не в силах описать ее размеры и особенности", а Бернал Диас сообщал: "Среди нас были солдаты, которые бывали в разных частях света, в Константинополе, во всей Италии и Риме, и они говорили, что никогда не видели площади с такими прекрасными пропорциями и правильной формой, такого размера и с таким количеством народа".
Следует особо отметить, что ацтеки не слишком гордились вышеупомянутым высоким уровнем своей цивилизации, а также многими другими чудесами своей процветающей империи. Напротив, они честно признавались, что вся система знаний досталась им в наследство сразу и целиком от бога-царя Кецалькоатля и его спутников, которые были "первыми обитателями этой земли и первыми, кто прибыл сюда, в Мексиканскую долину... первыми, кто посеял семя человеческое в этой стране".
Всякий, кто попытается разобраться в вопросе, кем были эти "первые люди" и в какую эпоху могла процветать их цивилизация, вскоре осознает, что в истории Центральной Америки в период до экспансии ацтеков существует масса неясностей. В сущности, примерно до 1000 г. н. э. почти никакой "истории" не существует вовсе, причем чем дальше назад по шкале времени - тем ее меньше. В итоге ученым почти ничего не известно о происхождении трех самых ранних и старейших высокоразвитых цивилизаций, существовавших в этом регионе: ольмекской, расцвет которой на берегах Мексиканского залива приходится, по-видимому, на период с 1500 г. до н. э. (если не раньше, причем намного) до примерно эпохи Христа; майя, которая существовала параллельно с ольмекской, но чьих живых наследников можно встретить и ныне в Центральной Америке; и цивилизации, создавшей почти 2000 лет тому назад внушающее трепет святилище Теотиуакана. Лоретта Сежурн, которая вела в Теотиуакане обширные раскопки, отмечала в 1956 г.: "Происхождение этой высокоразвитой культуры является полной загадкой". В 1995 г., после 40 лет дальнейших раскопок, археолог из Калифорнийского университета Карл Таубе был вынужден признать: "Мы так и не знаем, на каком языке говорили теотнуканцы, откуда они взялись и что с ними приключилось".
Смерть и возрождение мировых эпох
В сентябре 1996 г., за несколько дней до осеннего равноденствия, мы вскарабкались на гору Керро-Гордо, и с ее вершины нам открылся вид на Теотиуакан - город, ацтекское название которого на языке науатль означает дословно "место, где люди стали богами". Под нами лежала прямая, как стрела, так называемая Дорога мертвых, повернутая на 15 градусов 30 минут по часовой стрелке относительно направления "север-юг". На ее северном конце виднелась пятиступенчатая пирамида Луны высотой 46 метров. Километром южнее, на восточной стороне Дороги мертвых, стоит еще более массивная пирамида Солнца, ее высота превышает 70 метров, а длина каждой из четырех сторон основания составляет 222 метра. Сзади, на просторной прямоугольной площадке, находится меньшая по размеру пирамида Кецалькоатля.
Профессор Майкл Д. Коу из Йельского университета указывает, что пирамиды Луны и Солнца "явно получили название из старых легенд", и делает вывод: "Нет причин сомневаться, что они посвящались этим светилам". Названия были восприняты ацтеками, когда они набрели на Теотиуакан, просачиваясь в Мексиканскую долину в XII веке. К этому времени гигантский геометрически правильный город был уже очень древним и лежал в развалинах. Тем не менее пришельцы сберегли связанные с ним традиции, что дает основания предполагать: либо слухи о нем просочились к ним еще до того, как они направились сюда со своей прежней родины, либо, что более вероятно, они узнали о нем от народов, которые покорили на пути к могуществу. Во всяком случае, они питали к этому святилищу такое уважение, что сам Монтесума, император ацтеков во времена конкисты, совершал пешком частые паломничества к пирамиде Солнца в последние годы своего правления.
Подобно всем своим подданным, Монтесума верил, что пирамида есть не что иное, как доисторический курган, которым было отмечено место начала творения, с которого пошел отсчет нынешней эпохи в истории Земли.
Согласно преданиям, которые были широко распространены в Центральной Америке, особенно среди близраспрложенной, но автономной культуры майя, ранее существовали еще четыре эпохи, или "солнца", каждая из которых кончалась катаклизмом, стиравшим все с лица земли. Как утверждалось, пятая эпоха началась во тьме 4 ахау 8 кумку по календарю майя, что соответствует 13 августа 3114 г. до н. э., и должна окончиться катастрофой в результате "великого движения земли" 4 ахау 3 канкина - 23 декабря 2012 года по современному календарю.
Ацтеки считали, что человеческие жертвоприношения могут отсрочить или, если удастся, предотвратить конец света, и предлагали неисчислимое количество сердец и крови, дабы "омолодить" состарившееся Пятое Солнце. Впрочем, вряд ли они так уж искренне в это верили. Как подчеркивает Сежурн, их репрессивная политическая система "опиралась на духовное наследие, которое они сами предали и превратили в оружие борьбы за мировое господство". Иными словами, они сотворили грандиозную материальную пародию на духовно-символические ритуалы и использовали старинное предсказание конца Пятого Солнца в качестве трансцендентного оправдания политики террора, бывшей для многих из них источником наслаждения и "опорой кровавого государства".
Рождение Пятого Солнца
Справедливая оценка ацтекской пропаганды не должна скрывать от нас того факта, что в преданиях, относящихся к Теотиуакану, присутствует космическое видение, древнее, но достаточно развитое, согласно которому время является не просто линейным процессом, а бесконечной серией протяженных циклических процессов, ознаменованных подъемом и падением мировых систем.
Элементы такого видения можно обнаружить в древнейших песнях и поэмах на языке науатль. Они гласят, что после гибели Четвертого Солнца в результате всемирного потопа ("вода стояла 52 года, после чего небо обрушилось") боги собрались на вершине доисторического кургана в Теотиуакане, чтобы решить, кто должен принести себя в жертву, дабы возникло новое, Пятое Солнце и в мир вернулся свет:
И хотя была ночь,
И хоть не было дня,
И хоть не было света,
они собрались
На совет богов
Там, в Теотиуакане.
За честь бросить себя в священный огонь, из которого должно зародиться Пятое Солнце, боролись двое: красивый и знающий толк в жизненных наслаждениях Теккистекаль, "невежественный, но алчущий славы", и скромно державшийся в тени Нанахуацин, "прыщавый бог, вечно больной и покрытый бубонами". В последний момент Теккистекаль отпрянул от жгучего пламени. Нанахуацин же "напрягся, зажмурил глаза, рванулся вперед и бросился в огонь, где стал гореть, шкворча, как поджариваемое мясо". В результате этого акта космического альтруизма Пятое Солнце взошло, ознаменовав начало новой эпохи: "Оно ослепляло, сияло и разбрасывало свои сверкающие лучи, заливая светом все вокруг".
Поиск бессмертия
Сежурн придает особое значение тому факту, что бог, чье самопожертвование дает жизнь Пятому Солнцу, покрыт струпьями.
"Тело его распадается; выполнив задачу примиренияпротивоположностей, он стал восприниматься отдельно, независимо от своей фрагментарной сущности... Эта история, с ее ритуальными подробностями и секретной формулой, представляет, похоже, модель последнего испытания инициации, которое ведет через смерть к вечной жизни ".
Потрясает количество дошедших до нас мифов, преданий и литургий, связанных с Теотиуаканом, бессмертностью человеческой души и трудной работой, которую должен проделать посвящаемый, дабы достигнуть ее. "О брат, - предупреждает инквизитор в одном из сохранившихся древних ритуалов, - ты при-
шел в место великой опасности и большой работы и страха... ты пришел в место, где ловушки и сети громоздятся друг на друге, так что никто не может пробраться, не угодив в них... Это - твои грехи".
Это не оставляет нам никаких сомнений в том, что один из аспектов ритуалов Теотиуакана был связан с карой и суровым духовным испытанием. Впрочем, из тех же источников вытекает, что сам священный город считался неотъемлемой частью механизма посвящения. Его монументам было присуще некое особое таинственное свойство создавать божественный фон, на котором физическая смерть теряла свою силу, а смертные люди превращались в бессмертных богов:
И они называли его Теотиуаканом,
Ибо это было место,
Где погребают владык.
И они говорили:
"Когда мы умрем,
То на самом деле не умрем,
Потому что будем жить, мы восстанем,
Мы продолжим жить, мы пробудимся..."
И мертвого, когда он умирал, наставляли так: "Пробудись, небо уже порозовело...". Историки говорили, что тот, кто умер, стал богом. Они говорили: "Его там сделали богом ".
Далее предания науатлей говорят, что за процессом превращения людей в богов наблюдала группа жрецов - "стариков", которые руководили пробуждением умерших. Про этих жрецов говорили, что они - "мудрые люди, обладатели оккультных знаний, носители традиций". Иногда их называли Последователями Кецалькоатля, а в "Пополь-Вух", священной книге древних майя, они именуются "пернатыми змеями... великими носителями знания, великими мыслителями по самой сути своей". Именно они обучали необычным ритуалам духовного посвящения, которые в конце концов были присвоены ацтеками за 200 лет до конкисты.
Кецалькоатль
Центральной фигурой в древнемексиканских ритуалах возрождения был "Владыка Пернатый Змей" Кецалькоатль - божественный царь золотого века, который, согласно легендам, умер, но однажды возвратится. Из мифов хорошо известно описание наружности этого "царя прошлого и будущего" - высокий блондин со светлой кожей и бородой, что делает его явно похожим на представителя европейской (кавказской) расы. Поскольку считалось, что европейцы не посещали Нового Света до эпохи Колумба, ученые в течение долгого времени не воспринимали серьезно явно европейские черты Кецалькоатля, которые, во-первых, не соответствовали господствующим теориям заселения Америки и, во-вторых, были политически неверными с позиций части аборигенов.
Недавно появилось удивительное свидетельство.
"Вашингтон Пост ",вторник, 15 апреля 1997г. (последний выпуск):
"Найденные при раскопках в Миннесоте и несколькихрасположенных западнее штатах скелеты бросают вызов традиционной точке зрения, согласно которой все первые американцы походили на современных азиатов. Ихчерепа схожи с черепами европейцев, что позволяет предположить: среди первых людей, переселившихся в НовыйСвет более 9000лет назад, были люди кавказской расы.Такие кости были давно известны антропологам, однакоони не придавали им большого значения, пока в последниенесколько месяцев не произошла переоценка ценностей.Толчком к этому явилось последнее свидетельство - найденный прошлым летом необычно полный скелет европейца, умершего примерно 9300лет тому назад в районе нынешнего города Кенневик, штат Вашингтон... Голова иплечо этого человека мумифицировались, значительнаячасть кожи на этих частях тела сохранилась... Те, ктоисследовали останки, думали сначала, что они принадлежат европейскому поселенцу - пока данные радиоуглеродного анализа не указали на их действительный возраст. ''Ситуация очень интересная, и я думаю, что мына грани серьезного пересмотра истории заселения Северной Америки ", - заявил Дэннис Стэнфорд, директор Национального музея естественной истории при Смитсонианском институте ".
Каков же возраст мифов о Кецалькоатле? Не могут ли они восходить к тем самым кавказцам, которые жили в обеих Америках в каменном веке, по крайней мере 9000 лет назад?
Глава 2
НА ЗЕМЛЕ, КАК НА НЕБЕ
Достоверно известно, что в Теотиуакане Кецалькоатля почитали великим богом и, соответственно, поклонялись ему. С древнейших времен и до прихода испанцев его характерным символом был "пернатый змей" - обычно гигантская змея, у которой вокруг шеи или вдоль спины растут перья. Этот отличительный мотив, а также другие характерные эмблемы божества в изобилии встречаются в Теотиуакане, причем не только на так называемой пирамиде Кецалькоатля, но и во многих других храмах и дворцах. Вообще, как утверждает Лоретта Сежурн, представляется ясным, что в значительной степени функции этого города некогда состояли в обслуживании культа Кецалькоатля.
Целью этого культа являлось духовное преображение посвящаемых - процесс трудной умственной деятельности и самоотречения, направленных на то, чтобы "отсечь" все связи с миром ощущений и тем самым освободить душу, рассматриваемую как "драгоценный камень и роскошное перо", от материального бремени. Частично эта работа, по-видимому, сводилась к ритуальным действиям, в ходе которых посвящаемый претерпевал символическую смерть и возрождение подобно богу Кецалькоатлю, царю прошлого и будущего, который, как говорили, добровольно заключил себя на четыре дня в саркофаг - "каменный ящик", - из которого он затем восстал и направился "к небесному берегу божественных вод". Там "он остановился, издал крик, сорвал с себя одежды и облачился в перья... Украсив себя, он поднес к себе огонь и сжег себя"...