Подборка картин, относящихся к истории Руси 14-го века (и не только). В привязке к моим романам, как же без этого...
Для началакрасивые женщины.
Образовавшимся проходом шла невысокая стройная женщина - легко, едва касаясь пола и вместе с тем столь стремительно, что шелковый подол вился у ног, словно бы не успевая за нею."Имя-Русь. Перепутье."
Б.Ольшанский. "Былина".
Эта картина у меня ассоциируется с Василисой Кашинской
Дочерь удивляла тоже, но по-иному... была в ней какая-то сосредоточенная тихость, непонятная деятельной Василисе. "Имя-Русь. Грозовые годы."
В.М.Нестеров. "На горах"
А эта - с ее дочерью Александрой.
- Почто звала, голубка? - проскрипела ведьма... Княжна, беднея от страха и стыда, пролепетала чуть слышно:
- Узнать... что будет... "И свеча не погаснет..."
Ю.Сергеев. "У гадалки".
Конечно, эта темненькая фигуристая девица мало похожа на Евпраксию, но суть вы поняли.
Об излечении Тайдулы Алексий все еще вспоминал с содроганием, удивляясь и до конца не веря: как же возмог? "Имя-Русь. Перепутье."
Я.Капков. "Исцеление митрополитом Алексеем Тайдулы, жены хана Чанибека"
Тайдула немолода и нездорова, но все же как хороша!
В этот миг в Василисе властно кипела кровь яростных предков, тех самых, о коих она отзывалась столь резко. "И свеча не погаснет..."
Б.Ольшанский. "Тени забытых предков".
А теперь суровые мужчины.
П.Корин. "Пересвет и Ослябя"
И кони, и воины готовы к бою.
Лицо Мамая, чертами почти европейское, было бесстрастно, а узкие глаза сошлись в крохотные щелочки, так что невозможно было понять, смеется он или гневается. "Имя-Русь. Грозовые годы."
В.Маторин. "Хан Мамай".
А вот Маторин увидел его чистым монголом.
И тем не менее ему легче было найти общий язык с монгольским ханом, чем с теми же новгородцами, которые то звали, то гнали, и сами не знали, чего хотят.. Он побратался с Батыевым сыном - сие не творится из единого расчета, без хотя бы капли душевной приязни. "И свеча не погаснет..."
Ф.Москвитин. "Александр Невский и Сартак в Орде"
У этих двоих точно полное взаимопонимание!
Сергий сотоварищи
Но ведь он был, этот источник, расчищенный в том месте, где никто, кроме Сергия, не мог и помыслить воды! "Имя-Русь. Грозовые годы."
В.Самсонов. "Родник Сергия Радонежского"
Может, парнишка с узелком - это как раз Федор Симоновский? Цветом волос подходит.
Мишка сюда который год ходит, привык к человеку. "Имя-Русь. Перепутье."
Три изображения Сергия с медведем:
Н.Рерих "Сергий-строитель"
В.М.Нестеров. "Юность преподобного Сергия".
П.Рыженко. "Житие преподобного Сергия"
Посмотрите, как они несхожи. С возрастом, кстати, не угадал ни один художник - в пору дружбы с медведем Сергию было двадцать с небольшим (да понимаю я, понимаю, что все эти изображения символические!). А Рерихов мишка-то, кажется, гималайский.
Сергий c Ваней успели чудом. Буквально проскочили под носом у беды... на следующий день в Москве открылся первый случай чумы."Имя-Русь. Перепутье."
М.Нестеров. "Всадники"
Эта картина оказалась тринадцатой по счету. Совершенно случайно!
Федор стоял и смотрел, как проплывают по небу долгие розовые перья облаков, отражаясь в литом золоте воды. Стоял и смотрел, и красота этого места вливалась в сердце сладкой щемящей болью. Почему он пришел сюда так поздно! "Имя-Русь. Часть третья, еще не дописанная"
Т.Юшманова. "Тишина".
Митя и Дуня
Ах, Коломна, благословенна ты среди городов, ибо стала колыбелью великой любви, любви такой, что и летописцы записали рассказ о ней, любви, пережившей века!"Имя-Русь. Грозовые годы."
В.Катющик. "Дмитрий Донской"
И.С.Глазунов. "Княгиня Евдокия в храме".
Почему-то она здесь в костюме княгини Ольги.
- Маш, а каково это: быть замужем?
- А мне-то откуда знать? Сама только собираюсь. "Имя-Русь. Грозовые годы."
К.Е.Маковский. "Под венец". Фрагмент.
Время немного не то, век где-то 16-17-й, но не в том суть.
Куликово Поле.
Эта часть еще не дописана, поэтому пока без цитат.
Ю.Ракша. "Предстояние".
Судя по всему, здесь изображен Дмитрий, в ближайшем будущем (уже к вечеру) Донской, решивший сражаться в ряду простых ратников. Но на мой вкус, этот витязь - вылитый Иван Холмский. Вот только конь другой масти... (или он на самом деле гнедой, это просто свет так падает?)
Ю.Ракша. "Проводы ополчения"
Как убивается женщина в центре! Еще бы, если ее мужик не вернется, останется она одна с незаконным дитём на руках. (Ну язва я, язва! Но как убраны у женщины волосы - это для меня принципиально.)
Ю.Ракша. "Благословение Дмитрия Сергием Радонежским"
Очень мне нравится эта картина. Такая... человечная. Душевно очень, безо всякого пафоса.
И напоследок, еще одна картина от Нестерова - главного Сергиеписателя. Она, правда, ко всему этому непосредственного отношения не имеет, но уж очень трогательная.
В.М.Нестеров. "Лисичка"
P.S. Не исключено, подборка будет пополняться.
P.P.S.Все картины взяты из Интернета. Надеюсь, я не нарушила ничьи авторские права, но если вдруг нарушила - заранее прошу прощения и готова убрать по первому требованию.