Моя публикация посвящена 70-летию Гимна СССР. Поскольку наш президент В.В. Путин недавно выступил с законодательной инициативой об изменениях в порядке использования гимна и флага, а мы отлично знаем "умение" наших депутатов из нижней палаты шестого созыва ( по Чехову - "Палата ?6" ) всё доводить до абсурда, то нам скоро придётся чуть ли не "с гимном ложиться и с гимном вставать", хотя я больше предпочитаю ложиться и вставать с женой... При месячной зарплате в 450 тысяч рублей, депутаты готовы своему "кормильцу" петь гимн страны днём и ночью... Вот поэтому нам всем было бы неплохо знать историю создания этого произведения, всецело повлиявшего на современный Гимн России.
Как ни странно, но до сих пор не было проведено научных исследований по этой интереснейшей теме. Определённые материалы, конечно, существуют ( и даже их очень много ), но, как правило - вся информация находится в разрозненном, дискретном виде. В этой статье я постараюсь свести эти материалы ( надеюсь, более-менее достоверные ) в единое целое и построю своё повествование так, чтобы было интересно любому читателю, хоть как-то интересующемуся нашей историей. Многие из Вас даже не догадываются, какие увлекательные события ( и комические, и трагические ) сопровождали эту довольно-таки долгую эпопею по созданию гимна. Тут впору можно писать сценарий и снимать фильм, а лучше - целый сериал.
В этой работе я буду приводить множество документов ( в основном из архива академика Александра Николаевича Яковлева ), связанных с этим эпизодом нашей истории, а также отдельные воспоминания очевидцев - непосредственных участников тех событий. Попутно я постараюсь дать определённую биографическую ( и не только ) информацию о людях, которые в той или иной степени были причастны к созданию Гимна СССР.
Я планирую сделать эту публикацию интерактивной, то есть, выражаясь "человеческим" языком - ЖИВОЙ. Если у дорогих читателей имеются какие-то дополнительные сведения об описываемых в этой статье событиях и, если у Вас есть документальное подтверждение или опровержение какого-либо значимого факта, или есть какие-то интересные эксклюзивные сведения, мемуары, фотографии или аудио файлы, то свяжитесь со мной через мою страничку "В контакте" ( адрес Вы найдёте в середине этой статьи ), мы с Вами всё обсудим, спишемся, и присланный Вами материал найдёт своё отражение в этой работе ( не только на этом сайте, но и на других ресурсах сети я имею возможность редактировать данную публикацию ), естественно, сделаю это со ссылкой на Ваше имя.
Наверняка, все Вы хорошо знаете, что Гимн современной России "вырос" из Гимна Советского Союза - остались прежними не только ноты, но и оркестровка, стиль исполнения, немного изменился только темп - в сторону ускорения. Автор музыки гимна - Александров Александр Васильевич ( 1883 - 1946 гг. ). Изменился лишь текст, но и его автор остался прежним - Михалков Сергей Владимирович ( 1913 - 2009 гг. ). Хочу сразу оговориться, что в тексте Гимна России от прежнего советского "сталинского" гимна ( в 1977 году была произведена коррекция текста - "брежневский" гимн ) осталась только одна строка, но она повторяется трижды, в начале каждого припева - "Славься, Отечество наше народное...". Так вот, скорее всего авторство этой строки принадлежит журналисту Эль-Регистану ( Уреклян Габриэль Аршалуйсович, 1899 - 1945 гг. ) - соавтору Сергея Михалкова по тексту Гимна СССР.
Итак, прежде всего я хочу сказать, что никаких ОФИЦИАЛЬНЫХ письменных указаний, распоряжений и постановлений ни Сталина И.В., ни высших органов власти о причинах и точной дате начала разработки Гимна СССР в архивах НЕ ОБНАРУЖЕНО. На основе некоторых документов того времени можно предположить, что Сталин на этот счёт отдал только УСТНОЕ распоряжение Щербакову А.С. весной 1942 года.
Я приведу несколько строк из биографии Щербакова Александра Сергеевича ( 1901- 1945 гг. ), который от самого начала и до конца курировал этот процесс, был Членом Комиссии по разработке Государственного гимна СССР:
С ноября 1930 по апрель 1932 года он учится в историко-партийном Институте красной профессуры.
В 1932-1934 гг. - Щербаков является заместителем заведующего Организационно-инструкторского отдела ЦК ВКП(б).
С 1934 года он оргсекретарь Союза писателей СССР при 1-м секретаре Союза Максиме Горьком, куратор Союза по линии ЦК, с 1935 года по совместительству заведующий Отделом культпросветработы ЦК.
С 1936 года Щербаков 2-й секретарь Ленинградского обкома партии.
С 1937 года он был руководителем Восточно-Сибирской области ( Иркутской ), с апреля 1938 г. Сталинской ( Донецкой ) и Московской ( ноябрь 1938 - май 1945 ) областями, участвовал в репрессиях. Чтобы не быть голословным, я скопирую и приведу ниже один интересный документ.
Это ответная телеграмма на распоряжение партийным руководителям и начальникам НКВД республик, краёв и областей - взять на учёт "антисоветские элементы" ( кулаков и уголовников ), причём наиболее враждебные подлежали немедленному аресту и расстрелу в "порядке административного проведения их дел через тройки", а остальных следовало "переписать и выслать в районы по указанию НКВД". Для этого предлагалось в пятидневный срок сообщить в ЦК составы троек и количество подлежащих РАССТРЕЛУ и ВЫСЫЛКЕ.
Эту телеграмму Щербаков отправил, будучи и.о. Первого секретаря Восточно-Сибирского обкома ВКП(б) ( 26 сентября 1937 года Восточно-Сибирскую область разделили на Иркутскую и Читинскую области ).
___________________________
Из Иркутска - И.В. Сталину
10.07.1937
Народный Комиссариат Внутренних Дел Союза ССР
3-е отделение спецотдела ГУГБ
Экз. ? 1
СОВ. СЕКРЕТНО снятие копий воспрещается
ШИФРОВКА Вх. ? 19734
Получено 10 июля 1937 г. 10 ч. 15 м. Расшифрована 11 июля 14 ч. 40 м.
Из ИРКУТСКА
Куда и кому: ЦК ВКП(б) т. СТАЛИНУ
Отпечатано 4 экз. ? 1,2 - т. Сталину, ? 3 -т. Ежову, ? 4 - 3 Отделение
На ? 266. Учет кулаков уголовников области крайне запущен. Данный Вами пятидневный срок органами НКВД выверен учет только 4267 человек [из] них вернувшихся бежавших мест ссылки заключения кулаков 2657 уголовников 1660. УНКВД подобраны конкретные агентурно-следственные материалы активной антисоветской уголовной деятельности кулаков 1087 уголовников 836 всего 1923 работа выявлению продолжается дальнейшем эта цифра несомненно увеличится. Тройку просим утвердить составе УНКВД ЛУПЕКИНА его помощников ЮЖНОГО, ГРЯЗНОВА.
? 376 ЩЕРБАКОВ
Резолюции: "Утвердить. Ст.", "Молотов", "Каганович", "Жданов", "К. Ворошилов" - автографы; "т. Калинин - за, т. Чубарь - за, т. Микоян - за" - секретарская запись опроса по телефону.
Штамп: "IY Часть ОС ЦК ВКП(б). Вх. ? 2296/ш".
РГАСПИ. Ф.17. Оп. 166. Д. 575. Л. 141. Подлинник. Машинописный текст на бланке.
____________________________________
А 26 апреля 1938 года телеграммой из Иркутска запросят Москву увеличить "лимиты" для расстрелов. Но это уже будет без Щербакова, так как он к тому моменту был переведён руководить Донецкой областью ( с 8 апреля 1938 года ):
___________________________
"Ввиду значительной засоренности области право-троцкистскими, пан-монгольскими и кулацко-белогвардейскими элементами, подпадающими под первую категорию, просим ЦК ВКП(б) разрешить дополнительный лимит по первой категории для Иркутской области 4 тысячи."
____________________________
Итак, я продолжу о Щербакове:
С 24 июля 1941 года - он начальник Совинформбюро, в июле 1942 года стал также начальником Главного политуправления Красной Армии.
В 1943-1945 он также был заведующим отделом международной информации ЦК ВКП(б)
Неожиданной была его смерть - вся страна праздновала ПОБЕДУ над фашистской Германией , и может быть от переизбытка чувств, эмоций и "чего-то ещё" - его сердце не выдержало и он умер в ночь с 9 на 10 мая 1945 года от обширного инфаркта. После кремации урна с его прахом была помещена в Кремлёвской стене.
В честь его называлась станция московского метрополитена - "Щербаковская" ( с 1966 по 1990 гг. ), сейчас - "Алексеевская" . Его именем назывались улицы в Киеве, Санкт-Петербурге, Перми, Екатеринбурге, Липецке. Город Рыбинск носил его имя с 1946 по 1957 год.
Но я продолжу. О времени начала работы над гимном можно судить по первой фразе вот этого документа:
____________________________
ЗАПИСКА А.С.ЩЕРБАКОВА И.В.СТАЛИНУ О ХОДЕ РАБОТЫ НАД ГИМНОМ
[28.05.1943]
Конец мая 1943 г.
Товарищу Сталину И.В.
Год тому назад была начата работа поэтов и композиторов над созданием гимна Советского Союза. К работе над текстом гимна были привлечены лучшие наши поэты. После длительной работы сдали тексты гимна 19 авторов ( 27 текстов ): Лебедев-Кумач, Гусев, М.Голодный, Н.Тихонов, Исаковский, С.Васильев, Антокольский, Рыльский, Самед Вургун, Колычев, Долматовский, Френкель, Катаев и другие.
Из всей группы композиторов, работавших над музыкой гимна, сдали произведения лишь 8 человек: А.Александров - три варианта (на слова Лебедева-Кумача), И. Дзержинский, Соловьев-Седой, Т. Хренников ( на слова Гусева ), Белый ( на слова Френкеля ), Кручинин ( на слова М. Голодного ), Чернецкий ( на слова Лебедева-Кумача ) и Блантер ( на слова Долматовского ). Над музыкой гимна также работали композиторы: Шапорин, Шостакович, Мурадели, Юровский , но никто из них пока с этой задачей не справился.
Все представленные варианты гимна ( за исключением гимна, написанного Хренниковым ) были разучены хорами и оркестрами Большого театра, Радиокомитета, ансамблем под управлением А. Александрова, оркестром под управлением Чернецкого и прослушаны.
В результате исполнения гимнов оказалось, что ни одно из представленных произведений не может быть рекомендовано в качестве гимна СССР.
Некоторые гимны написаны более удачно, например, музыка Соловьева-Седого на текст Гусева, И. Дзержинского на текст Гусева, М. Блантера на текст Долматовского, Белого на текст Френкеля, но и они требуют серьезной дополнительной работы. Работа композиторов и поэтов над гимном продолжается. В целях поощрения работы поэтов и композиторов над гимном и ее ускорения прошу разрешить организовать закрытый конкурс на лучший текст и лучшую музыку гимна, установив для этого следующие премии: за текст гимна: одну первую премию - 100 тыс. руб., две вторых премии по 50 тыс. руб., за музыку гимна: одну первую премию - 100 тыс. руб., две вторых премии по 50 тыс. руб.
К сожалению, мне не удалось найти "прилагаемые" варианты текстов, хотя, судя по тому, что на стихи Гусева "положили глаз" сразу три композитора - слова его текста, наверняка, были довольно-таки удачные. Раз уж я упомянул Гусева Виктора Михайловича ( 1909 - 1944 гг. ), то скажу, что он был замечательным поэтом, драматургом и переводчиком. Наиболее известны его пьеса "Весна в Москве", киносценарии к фильмам "Свинарка и Пастух", " В 6 часов вечера после войны", слова песни " Полюшка-поле"... С конца июня 1941 года Гусев становится начальником литературного отдела Всесоюзного радиокомитета. Я не знаю, с чем связана его такая ранняя смерть 23 января 1944 года.
Хотя никакой аргументации у меня нет, но почему-то мне кажется, что косвенное отношение к этому имеет его "фиаско" с гимном. Похоже, что Виктор Михайлович шёл по начальной дистанции конкурса фаворитом ( написал 5 вариантов текста ), вложил всю свою душу и талант в тексты и только на самом финише Сталин "положил глаз" на других авторов, а как известно, творческие люди всегда честолюбивы... и очень ранимы. Об истинных причинах ранней смерти Гусева ( в 34 года ) может знать его внук - известный спортивный комментатор "Первого канала" Виктор Гусев. Если кто-то из читателей этой статьи знаком с комментатором, то как-нибудь улучите момент и расспросите его об этом...( в интернете информацию на этот счёт я не обнаружил ).
Так что же всё-таки явилось побудительным мотивом решения создать гимн СССР ? Тут, скорее всего переплелись несколько факторов.
Во-первых, "Интернационал" с его словами "Весь мир насилья мы разрушим..." уже явно не подходил к текущему моменту, да и некоторые другие смысловые посылы текста, как упоминание БОГА и ЦАРЯ - стали к 1942 году совсем не актуальны.
Во-вторых, музыка "Интернационала" была французской. Хотя её автору - Пьеру Дегейтеру и была ранее в 1928 году "жалована" Сталиным пожизненная пенсия, но в годы войны на юге Франции действовал коллаборационистский "режим Виши", что явно не добавляло вистов французской музыке в глазах Сталина.
В-третьих, "Интернационал" - это прежде всего международный пролетарский гимн ( гимн коммунистических партий ), а единым центром пролетарского движения являлся Коминтерн, который всё больше и больше утрачивал свои позиции ( 15 мая 1943 был и вовсе распущен ).
В-четвёртых, СССР в конце 1941 - начале 1942 года делает активные дипломатические шаги по установлению союзнических отношений с США и Великобританией. Так 26 мая 1942 года Молотов В.М. посетил Лондон для заключения договора о "союзе, сотрудничестве и взаимной помощи " с Англией на 20 лет. Да и к нам в Москву всё больше стали наведываться "иноземцы". Протокол встреч требовал исполнения гимнов стран, и сами понимаете, что "Интернационал" перестал соответствовать духу времени и выглядел уже немного нелепо.
А уже ближе к 1943 году в международной политике большевиков идеи мировой пролетарской революции сменились национальными интересами государства.
Советский искусствовед Громов Евгений Сергеевич в своей книге "Сталин: искусство и власть" ( первое издание в 1998 году ) пишет следующее:
___________________
" Весной 1942 года Сталин принимает решение оставить "Интернационал" только партийным гимном и создать новый - государственный. Подобно роспуску Коминтерна, это являлось прежде всего политической акцией. Предполагалось, что новый гимн подчеркнёт изменившийся статус советской страны и будет пронизан державным патриотизмом в его большевистской интерпретации. Вместе с тем гимну предстояло стать и своего рода образцом социалистического искусства, его гражданской направленности. Эстетика сливалась с политикой, ей подчинялась. "
___________________
Пройдя по этой ссылке, Вы можете послушать аудио запись 1935 года, в которой "Интернационал" исполняет оркестр и хор Большого театра:
http://sovmusic.ru/sam_download.php?fname=s12128
Вот, скорее всего, исходя из этих указанных выше посылов, Сталин и задумал создать новый Гимн СССР.
Как Вы уже поняли из приведённой мною записки Щербакова - "волынка" по созданию гимна тянулась целый год. Скорее всего творческий процесс застопорился из-за шаткого положения на фронтах - шла жесточайшая Сталинградская битва ( июль 1942 - февраль 1943 гг ). Бравурные и торжественные слова гимна не очень то и пишутся, когда совершенно не ясен исход противостояния с Гитлером. И только после того, как наметился коренной перелом в войне, Сталин вплотную занялся Гимном СССР.
Он запрашивает Щербакова о состоянии дел, и вероятно, что уже после полученной от него информации ( см. записку выше ) - Сталин принимает решение ускорить процесс и создаёт специальную комиссию во главе с Ворошиловым К.Е., которая должна будет упорядочить конкурсный отбор и выдать "на-гора" долгожданный Гимн Советского Союза. Возможно Сталин, как в случае с Щербаковым - также отдал ТОЛЬКО УСТНОЕ распоряжение Ворошилову, по крайней мере, никаких документов на этот счёт не обнаружено.
После захвата стратегической военной инициативы в результате Битвы на Курской дуге в конце августа 1943 года, Сталин полностью уверовал в конечную победу над Германией, и по всей видимости, принимает решение лично подключиться к созданию текста Гимна Советского Союза ( об этом я расскажу ниже ). Считанных дней не хватило, чтобы поехать на Тегеранскую конференцию союзников ( 27 ноября - 1 декабря 1943 г. ) с уже готовым новым гимном.
Раз уж я обещал кратко информировать Вас о "жизненном пути" лиц, причастных к созданию гимна, то скажу несколько слов и о Ворошилове.
Климент Ефремович Ворошилов ( 1881 - 1969 гг. ) в годы революции и Гражданской войны занимал различные руководящих партийные и военные должности.
С 1925 по 1934 год - он Нарком по военным и морским делам и Председатель Реввоенсовета, а с 1934 по 1940 год - Нарком обороны СССР.
Ворошилов был одним из организаторов сталинских репрессий. Его подписи, как члена Политбюро ЦК ВКП(б), стоят под 185 списками, по которым были осуждены и расстреляны более 18 000 человек. В приведённых мною выше телеграммах из Иркутска стоит и его подпись.
Сталин очень ценил "Клима" за личную преданность и прощал ему очевидные промахи и грубые ошибки. У другого человека уже давно бы "полетела голова с плеч", но Ворошилов, несмотря ни на что - продолжал оставаться в ближнем окружении Сталина. Так после фактического провала в советско-финской войне ( 30 ноября 1939 - 13 марта 1940 года ) Ворошилов всего-навсего лишился только поста Наркома обороны - голова осталась цела, а ведь потери в той войне были ужасающие - как моральные, так и физические. В ходе той трёхмесячной "зимней войны" Советский Союз "отгрыз" от Финляндии 11% её территории, включая город Выборг, но этот результат был достигнут ценой неимоверных потерь и усилий. К слову скажу, что в этой войне пропал без вести мой дядя Виталий ( двоюродный брат моей мамы ).
С нашей стороны погибло и умерло от ран на этапах санитарной эвакуации - 71214, умерло в госпиталях от ран и болезней - 16292, пропало без вести - 39369 человек. Всего по этим спискам безвозвратные потери составили 126 875 наших военнослужащих. Про потери военной техники красноречиво говорит вот эта фотография:
Вот отрывок из воспоминаний Хрулёва А.В. ( главный интендант, снабженец Красной Армии ):
_____________________________
" ...После окончания советско-финляндской войны был созван Пленум Центрального Комитета партии по итогам войны и о состоянии наших Вооруженных Сил. На этом Пленуме нарком обороны Ворошилов выступил с докладом о состоянии армии и нарисовал в нем очень мрачную картину состояния Красной Армии. Он сделал вывод, что во всем этом деле его вина, Ворошилова, и поэтому просит Центральный Комитет партии освободить его от должности наркома. Ведь он уже почти 15 лет возглавляет НКО. А за это время у всякого может притупиться острота восприятия, недостатки могут казаться обычным явлением.
После выступления Ворошилова Мехлис берет слово и начинает поносить Ворошилова: нет, товарищи, Ворошилов так не должен уйти от этого дела, его надо строжайше наказать. Одним словом, хотя бы арестовать.
После этой истерики Сталин выходит из-за стола Президиума, поднимается на трибуну, отталкивает Мехлиса и говорит:
- Товарищи! Вот тут Мехлис произнес истерическую речь. Я первый раз в жизни встречаю такого наркома, чтобы с такой откровенностью и остротой раскритиковал свою деятельность. Но, с другой стороны, если Мехлис считает для него это неудовлетворительным, то если я вам начну рассказывать о Мехлисе, что Мехлис из себя представляет, то от него мокрого места не останется...
И сошел с трибуны.
После Ворошилова наркомом обороны назначили Тимошенко..."
____________________
И даже с самого начала войны с Германией Ворошилов умудрился отметиться, по сути, неудовлетворительной работой почти на всех поочерёдно доверенных ему постах - главнокомандующий войсками Северо-Западного направления ( до 5 сентября 1941 г. ), командующий войсками Ленинградского фронта ( с 5 по 14 сентября 1941 г. ), представитель Ставки по формированию войск ( сентябрь 1941 - февраль 1942 гг. ), представитель Ставки Верховного Главнокомандования на Волховском фронте ( февраль - сентябрь 1942 г. ), главнокомандующий партизанским движением ( с сентября 1942 по май 1943 гг. ). И именно Климент Ефремович "олицетворял тех военачальников Гражданской войны, которые оказались несостоятельными в войне нового типа".
Так почему же Сталин поручил в июне 1943 года возглавить процесс по созданию гимна именно Ворошилову ? На этот счёт у меня есть несколько версий.
Во-первых, к тому времени Климент Ефремович был уже "отодвинут" от активных фронтовых дел, и выполнял в основном поручения, не связанные с принятием ответственных решений по военной стратегии - в частности, с мая по сентябрь 1943 года он был Председателем Трофейного комитета при ГКО ( Государственный комитет обороны )
Во-вторых, Сталин понимал, что "Клим" ( литературно-музыкально "подкованный" ) сможет направить мысли поэтов в нужном направлении... Много лет назад до этого Ворошилов написал "очень правильную" книгу "Сталин и Красная Армия", в которой возвеличил роль вождя в Гражданской войне.
Итак, Сталин создаёт комиссию во главе с Ворошиловым. Первый официальный документ, который свидетельствует о ходе работы над гимном после создания этой комиссии - это публикуемая ниже стенограмма, датированная 17 июня 1943 года. В этот день Ворошилов и Щербаков собирают поэтов и композиторов на совещание:
_______________________________
СТЕНОГРАММА СОВЕЩАНИЯ К.Е.ВОРОШИЛОВА И А.С.ЩЕРБАКОВА С ПОЭТАМИ И КОМПОЗИТОРАМИ ПО СОЗДАНИЮ СОВЕТСКОГО ГИМНА
17.06.1943
Совещание происходило с 14.10 [до] 16.10 в МК ВКП(б)
Присутствовали: т. Храпченко М.Б. ( Михаил Борисович, ( МБХ ), председатель Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР; примечание моё - И.Ш. ), т. Фадеев А.А. ( Александр Александрович, секретарь Союза писателей СССР, - И. Ш. ) ; Поэты: 1) Асеев Н.Н. 2) Рыльский М.Ф. 3) Светлов М.А. 4) Лебедев-Кумач В.Н. 5) Щипачёв С.П. 6) Гусев В.М. 7) Жаров А.А. 8) Алымов С.Я.; композиторы:1) Шостакович В.Д. 2) Хачатурян А.И. 3) Дунаевский И.О. 4) Дзержинский И.И. 5) Хренников Г.Н. 6) Белый В.А. 7) Кабалевский Д.Б. 8)Новиков А.Г. 9) Мурадели В.И. 10) Блантер М.И. 11) Кручинин В.Я. 12) Глиэр.
т. ВОРОШИЛОВ ( Открывает совещание ): Правительство поручило мне и тов. Щербакову поговорить со всеми присутствующими здесь поэтами и композиторами о создании нашего советского гимна. Существующий гимн "Интернационал", написанный французами (слова Потье 1871 г, и музыка Дегейтера 1888 г.), по своему содержанию современности не соответствует, и для нас теперь устарел. Работа по созданию нового Гимна, как Вы знаете, проводилась, все созданные гимны и по словам, и по музыке очень слабы, и нас не удовлетворяют. У нас есть замечательное произведение - "Гимн партии большевиков", написанный Лебедевым-Кумачом и профессором Александровым. Некоторые думают, что его и надо считать Гимном Советского Союза. Но и это произведение, по его словам, не удовлетворяет той высокой задачи, которая стоит перед гимном. Чтобы не "обижать" Лебедева-Кумача и Александрова, чтобы их не "грабить", надо создать новые слова и новую музыку советского гимна. Об этом и давайте меняемся мнениями.
т. ЩЕРБАКОВ: Нам надо иметь новый гимн. "Интернационал" устарел для нашего народа. Это пройденный этап. "Интернационал" пусть поет тот, кто еще не разрушил старый мир. Над созданием нового гимна работают около года. Но все созданное не годится. От гимна требуется больше, слова его должны жить минимум десятилетия, а может и даже наверняка и сотни лет. Музыка должна быть доходчивой, выразительной. Народ будет петь его в радостях и в горестях. Гимн должен войти в кровь народа.
В этом направлении в первую очередь необходимо предъявить претензию к поэтам, так как на плохие слова написать хорошую музыку невозможно. Если не хватит способности создать новый гимн, то придется взять музыку Александрова "Гимн партии большевиков" и к ней написать новые слова, но это будет большим поражением и поэтов и композиторов.
В дальнейших выступлениях тт. Ворошилов и Щербаков высказывают пожелания по содержанию гимна. Гимн должен отразить следующие темы: 1. Победа рабочего класса в нашей стране и торжество власти трудящихся. 2. Братство и дружба победивших в борьбе народов Советского Союза. О партии упоминать не следует, так как гимн является всенародным, национально-беспартийным. Гимн должен быть немногословен, не более четырех куплетов, но сильным и выразительным по своему содержанию.
т. ЖАРОВ: На поэтов и композиторов по созданию нового гимна возлагается громадная ответственность. Необходимо, чтобы новый гимн был принят народом. Задача поэтов большая. Указанные тт. Ворошиловым и Щербаковым два тезиса гимна дают большую смысловую нагрузку и, кроме того, он должен быть немногословен. Царский гимн по структуре был прост, немногословен, но без всякой литературной обработки. Сейчас идет война. Нужно ли чтобы она нашла какое-либо отражение в гимне или нет?
т. ВОРОШИЛОВ: Гимн должен отразить борьбу советского народа со своими врагами, так как от повторения войн человечество не застраховано. Но это должно носить подчиненный характер. О фашистах упоминать не надо.
т. ДЗЕРЖИНСКИЙ: Слова гимна должны быть особо торжественными, так как это произведение не может быть обычной песнью. На это я обращаю внимание поэтов.
т. ХАЧАТУРЯН: Необходимо привлечь к созданию гимна более широкий круг композиторов. Гимн может написать, как известный, так и неизвестный композитор. Я согласен с т. Дзержинским, что гимн не может быть как обычная песня. Он должен быть таким, чтобы его хотели петь не только в торжественной обстановке, но и в будничной. В смысле музыки задачи мне не совсем ясны. Гимн должен быть коротким. Музыка его, в смысле колоритности, должна быть русская, но какая? Или в духе деревенского фольклора, или же в духе городского. Я думаю, что гимн должен быть написан в духе городского фольклора.
т. ВОРОШИЛОВ: Вы должны дать такую музыку, которая была бы понятна как русскому, так и калмыку. В смысле выбора колоритности композитор решает сам. Связывать его в этом вопросе мы не будем.
т. ЩЕРБАКОВ: Русская музыкальная культура наиболее старая. И, вероятно, она наложит отпечаток на музыку гимна.
т. ХАЧАТУРЯН: Практика показала, что русские песни поются везде, во всех национальных республиках, а национальные песни почти не поются, разве кроме "Сулико", и то написанной по итальянским мотивам. Я в своей работе буду отталкиваться от русской городской песни.
В этом деле сильно торопиться не следует. Может быть, каждый композитор создаст гимн в нескольких вариантах, за это ругать его нельзя. Прослушивание созданных гимнов надо организовать в одном блестящем исполнении. Я считаю, что необходимо автора пустить в народ для подтверждения гимна народом.
т. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ: Установка тт. Ворошилова и Щербакова по созданию гимна совершенно правильная и во многом облегчает работу. По проводившейся до сих пор работе таких исчерпывающих указаний не было. Поэтому не было и результата. По своему тексту гимн должен быть советским, русским. В нем должна быть торжественность, но надо, чтобы душа человека восприняла его, как свое. Мне не совсем ясно, нужно ли указывать в гимне слова "Ленин" и "Сталин". Это определяет характер гимна.
т. ВОРОШИЛОВ: Слова "Ленин" и "Сталин" в, гимне должны быть, так как они от народа неотделимы .
т. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ: Я с этим, безусловно, согласен.
т. ЖАРОВ: Должно ли в гимне существовать понятие о Союзе Советских Социалистических Республик?
т. ВОРОШИЛОВ: Слова "Союз Советских Социалистических Республик" могут быть, но могут и не быть. Это не обязательно. Но смысл их и содержание должны быть.
т. ЩЕРБАКОВ: Этим себя связывать не следует. Если слова подойдут, то пусть будут, но образ Союза Советских Социалистических Республик должен быть обязательно.
т. БЛАНТЕР: Каждый созданный гимн надо исполнять в одном блестяще-подготовленном исполнении, беспристрастном к автору.
т. ВОРОШИЛОВ: Против этого возражений нет.
т. ЩЕРБАКОВ: Главное не в этом. Надо создать гимн. Хорошая музыка говорит сама за себя. За хорошим исполнением дело не встанет.
т. ДУНАЕВСКИЙ: Гимны могут быть по конструкции и ритму с припевом и без припева и строиться так же, как и массовые песни, которые различимы своим запевом и припевом. По ритму гимны есть церковно-тяжеловесные (царский гимн), героически-торжественные ("Марсельеза"), легкие (бельгийский гимн). Какой ритм будет подходить к создаваемому гимну? Вот вопрос, который для меня не ясен.
т. ВОРОШИЛОВ: Выбор музыки - дело композитора. В этом им предоставляются полные свободы.
т. БЕЛЫЙ: Успех работы зависит от свободы творчества, как поэтов, так и композиторов, а поэтому лучше их не связывать.
т. МУРАДЕЛИ: Я предлагаю не ограничивать рамки творчества поэта и композитора, тогда каждый из них будет решать свою задачу по-разному и результат, может быть, хорошим. Композитор должен полюбить текст, над которым он будет работать. Если предложить композитору только апробированный текст, так музыку к нему не все хорошо напишут, так как один из композиторов тяготеет к одному поэту, другой к другому. Поэтому композитор должен выбрать себе тот текст, который будет ему по душе.
т. ГУСЕВ: Такие гимны, как "Марсельеза", Гимн Италии и "Интернационал" уже отжили. Все они создавались в момент распада государства. Наш же гимн создается в условиях укрепления государства, поэтому он и не может быть похож на прежние гимны. Мне кажется, что элементы молитвенности в гимне могут быть. Не ограничивая короткими сроками, я думаю все же срок установить надо. Мне кажется, что в течение месяца эта работа может быть сделана.
т. ХРЕННИКОВ: Можем ли мы собираться в процессе работы, чтобы потом на основе обмена мнениями и полученных советов доделывать свою первоначальную работу.
т. ВОРОШИЛОВ: Это относятся к области процесса производства. Я боюсь, что Вы и сами встречаться не захотите, так как у вас у каждого очень развито чувство индивидуализма. Но если Вы захотите, так мы собрать всегда сможем. Было бы только Ваше желание. В работе должна быть полная свобода, но при этом, безусловно, не отрицается и коллективность.
т. ЩЕРБАКОВ: Тянуть уже дальше нельзя.
т. ВОРОШИЛОВ: За месяц, конечно, гимн создать нельзя, но за этот срок поэты свою работу могут закончить.
т. ЩЕРБАКОВ: По договоренности композитор может вести работу совместно с поэтом и над текстом, и над музыкой. Хорошая музыка у нас уже имеется. Это - "Гимн партии большевиков" Александрова, и он в отношении музыки, безусловно, композиторов подпирает. В крайнем случае, придется остановиться на ней.
т. ВОРОШИЛОВ: Я думаю, что за три месяца гимн создать, безусловно, можно. Круг авторов мы не связываем только музыкой.