Шарбатов Эльдар : другие произведения.

О формировании культурных антиценностей националистов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Конечно, праздник воссоединения не приносил бы крымчанам столько радости без всех пережитых тяжестей за 23 года безвластия. Эту статью подготовил в 2014 г., когда Крым был ещё украинским... когда нам запретили родную речь и собирались разрушить памятники русской культуры. Она была опубликована в апреле того же года, уже в российском Крыму.

  С праздником воссоединения, дорогие россияне!
  За последние пять лет Крым реабилитировался во многих аспектах социальной и культурной жизни. И, конечно, праздник не приносил бы крымчанам столько радости без всех пережитых тяжестей за 23 года безвластия.
  
  И сегодня я всё же решился выложить статью 2014 года, которую подготовил, когда Крым был ещё украинским... когда нам запретили родную речь и собирались разрушить памятники русской культуры - завтрашний день казался безнадёжно неопределённым. Нет, заранее почти никто не знал о скорой счастливой развязке этих тяжёлых, нелепых испытаний.
  Статья была опубликована в апреле 2014 года, уже в российском Крыму.
  
  "Особенности ценностной ориентации конформистов-идеологов" (УДК 159.9.23: 17.022.1)
  
  Резюме. Сегодня, в начале 2014 года, наиболее актуальные вопросы в нашей стране связаны с развитием культуры национального вандализма. Анализируя грубейшие противоречия между изначально объявленными целями путчистов и их дальнейшими практическими действиями, очень важно установить их реальные интересы и ценности, а, следовательно, их ценностную ориентацию. В данной статье в рамках аксиопсихологии были раскрыты их психологические ценности.
  Следует отметить, что рассмотренная автором ценностная ориентация характеризует не только конкретных объектов исследования, но является стандартной для любого её представителя. Кроме того, были рассмотрены все основные ценности конформистов данной культуры, а не только, лежащие в основе видимых беспорядков.
  Таким образом, данная работа способствует объективности в анализе порой мутных, скрытых и усложнённых мотивов нанесения нашему обществу планомерного ущерба и позволяет более грамотно подойти к оптимизации текущего состояния культурного и морального упадка.
  Ключевые слова: аксиопсихология, ценность, конформизм.
  
  Резюме. Сьогоднi, на початку 2014 року, всi найбiльш актуальнi питання в нашiй країнi пов"язанi з розвитком культури нацiонального вандалiзму. Пiддаючи аналiзу найгрубiшi протирiччя мiж цiлями путчистiв, що були проголошенi на початку, та їх подальшими практичними дiями, дуже важливо визначити їх реальнi iнтереси i цiнностi i, як наслiдок, їх цiннiсну орiєнтацiю. В цiй статтi в рамках аксиопсихологiї були розкритi їх психологiчнi цiнностi.
  Слiд також зазначити, що розглянута автором цiннiсна орiєнтацiя характеризує не тiльки конкретних об"єктiв дослiдження, але вона є стандартною для будь-якого її представника. Крiм того, було розглянуто всi основнi цiнностiконформiстiв цiєї культури, а не тiльки тi, якi лежать в основi явного безладу.
  Дана робота сприяє об"єктивностi аналiзу непрозорих, прихованих i ускладнених мотивiв нанесення нашому суспiльству систематичних збиткiв, i дає можливiсть бiльш грамотно пiдiйти до подальшої оптимiзацiї поточного стану культурного та морального занепаду.
  
  Summary. Nowadays in the beginning of the year 2014 all the most actual problems in our country are connected with the development of the culture of national vandalism. Analyzing gross contradiction between initially proclaimed putschers" aims and their practical acts it"s very important to establish their actual interests and, consequently, their values orientation. In this article psychological values have been revealed within the framework of axiopsychology.
  It is necessary to note that values examined by the author characterize both values orientation of definite objects of the research and they are standard for any of its representatives. Besides, all basic values of the culture under consideration have been examined, not only the ones lying in the basis of apparent disorder.
  Thus, this work contributes to objectivity in the analysis of sometimes misty, hidden and complicated motives of causing systematic damage to our society and allows to come to further optimization of current state of cultural and moral decay more competently.
  Key wards: axiopsychology, value, conformism.
  
  Постановка проблемы. Сегодня в Украине наступило время, когда за какие-то месяцы рухнули привычные общественные ценности. Было ли это случайностью или закономерным этапом развития? Что заставило и без того обескровленный за времена кризиса народ сделать шаг в пропасть? На эти и другие вопросы данная статья отвечает в концепции аксиопсихологии.
  Предмет статьи: ценностная ориентация конформистов-идеологов.
  Цель: в рамках аксиопсихологии определить ценностную основу кризиса культуры и морали нашего общества.
  Задачи: установить влияние ценностей конформистов-идеологов на текущее состояние общественной культуры и морали в стране; определить основные психологические ценности конформистов-идеологов.
  
  Особенности развития культуры конформистов-идеологов
  На основе моих старых исследований ценностную ориентацию основного числа представителей нашего общества[1] можно недвузначно идентифицировать, как коллективисты[2]. Некоторые недостатки данной ценностной ориентации были раскрыты и подвергнуты анализу в статье "Ценностная логика Г. Д. Левина" [9, c. 165-168]. В статье "Значение ценностей межкатегориальной структуры в аксиопсихологии" [7, c. 370-371,372] автор исследует особенности деградации идеалов этой культуры.
  
  Конформисты культуры коллективистов отличаются пассивностью перед лицом привычных нарушений социальных норм, неизменно стремясь к стабилизации текущего состояния культурного и морального разложения в своём обществе. Но их образ жизни не способствует и, по возможности, даже препятствует реформам, что уже говорить о вооружённом перевороте, ведущему к открытому национальному противостоянию. Что же заставило людей поддержать национализм и привести страну к безвластию?
  
  В былых исследованиях автора было также установлено, что в основе категории ценностей коллективистов лежат ценности "строителей"[3] [9, c. 167-168], [7, c. 372], что подтверждает анализ трудов Л. А. Когана [8, c. 114]. И, разумеется, в данной культуре тоже есть конформисты. Учитывая, что ценности нашего общества были сформированы ещё в советское время, то эти конформисты должны относиться к антисоветскому течению. В случае окончательного отказа от советских ценностей, основой ценностей нашего общества должна стать культура других "строителей" или конформистов прежней культуры, а именно, украинских националистов.
  
  Ценности "строителей",представленные автором в статье "Перечень основных ценностей в аксиопсихологии" [8, c. 114-115], предполагают объединение положительных и отрицательных психических процессов в интересах мирного труда и развития духовности. Личностные ценности конформистов этой же ценностной ориентации [7, c. 371-372], также предполагают совмещение положительных и отрицательных психических процессов, но не для того, чтобы выделится результатами своего труда и культурного развития, а нанесением ущерба "чужим" [10, с.60] культурам и ценностям. Такая разница обусловлена, прежде всего, тем, что психические процессы мирных идеалистов могут в одночасье иметь противоположные проявления (например, влюблённость и страх), что делает эти чувства очень сильными, и, благодаря душевной силе, идеалисты направляют их в нужное русло, для продуктивного труда и конструктивного развития. Конформисты же, наоборот, не способны, да и не стремятся управлять своими эмоциями, и подобный внутренний конфликт лишь подогревает их невменяемость.
  
  Логично, что культура данных (как и любых других) конформистов не может развиваться сама, т. к. функционирует за счёт постоянного разрушения чужих культур. Логично, также, что вред, причиняемый конкретным их видом, не прекратится сам, но будет лишь усиливаться, пока они не будут остановлены либо изолированы от общества.
  
  Процесс революционного преобразования ценностей В. М. Зубец исследует в статье "Два типа ценностных изменений" [1, с. 70-72] и описывает феномен архаизации: "Одним из уроков революционного преобразования ценностей является то, что слом ценностей, принятых в обществах, может привести не к утверждению новых, а к возврату ценностей более старого исторического периода" [1, с. 72]. А если учесть, что выбор культуры определяет не только формирование социальных сфер, [2, с. 69], но и человеческой психики, то причину жестокости, мародёрства и вспышек вандализма в нашем обществе можно считать раскрытой.
  
  Основные психологические ценности конформистов-идеологов
  В былых исследованиях автор рассматривает психологические ценности межкатегориальной структуры (ЦМС), как форму моральной и культурной деградации идеалов общества и конкретных индивидов [7, c. 368-375]. Также были раскрыты идеалы различных ценностных ориентаций [8, c. 113-119]. В таблице 1 представлены основные психологические ценности категории "строителей" и ЦМС, участвующие в искажении их функций, что лежит в основе ценностей конформистов-идеологов.
  
  Ценности данной культуры "строителей", искажённые под влиянием ценностей межкатегориальной структуры, не были ни раскрыты, ни классифицированы в соответствии с личностными идеалами ни в одной из былых публикаций. Поэтому автор приводит подробное описание основных личностных ценностей конформистов-идеологов.
  
  1. Убийство[4] - это психологическаяценность самопожертвование [8, c. 114], искажённая под влиянием ЦМС злоба [7, c. 371].
  Приспособленец, относящийся к этой ценностной ориентации, крайне болезненно воспринимает перспективу расстаться с личными идеями и мечтами ради непонятых им коллективных установок и планов. Но ради формального оправдания принятой ответственности, такой представитель находит и судит тех, кто ещё менее чем он соответствуют этой норме, накладывая свою нормативную ценность на представителей "чужих" культур [9, с.60], которые никак не могут ей соответствовать. Такая деятельность несёт характер символического откупа от собственных норм.
  Так, многие маньяки и нацисты были воспитаны в интеллигентных семьях, в строжайших условиях подчинения.
  
  2. Пытка - это психологическаяценность страдание [8, c. 115], искажённая под влиянием ЦМС сладострастие [7, c. 371].
  Идеалист, который не выдержал силу душевных переживаний в определённых жизненных условиях, стремится повторить ситуацию, чтобы впоследствии пройти испытание. Конформист же, напротив, ищет способы уходить от даже нормативных трудностей, но ради самоутверждения нуждается в причинении душевной боли конструктивно настроенным личностям, чтобы чувствовать себя не самым слабым представителем своей культуры. Но неспособность осознать всю полноту и суть причиняемого морального ущерба делает получаемое удовлетворение лишь ситуативным и вынуждает конформиста издеваться над другими регулярно (сериями).
  
  3. Фанатизм - это психологическаяценность принципы [8, c. 115], искажённая под влиянием ЦМС зависть [7, c. 371].
  Конформист, принявший принципы данной ценностной ориентации, не отличается объективным их пониманием и даже не всегда их разделяет - но это не значит, что в основе его действий нет мотивов: энтузиазм проявляется в накладывании тех же кодексов для осуждения особенностей организации "чужих" обществ и культур [10, с.60]. Бескомпромиссный в осуждении "чужих" ценностей, такой приспособленец способен простить несоблюдение установок своего выбора лишь себе самому [7, с. 371]. Истинная суть подмены этой ценности заключена в том, что в основе фанатизма лежит не верность своей идее, а зависть к чужим достижениям.
  
  4. Опустошение - это психологическаяценность очищение [8, c. 115], искажённая под влиянием ЦМС алчность [7, c. 371].
  Конформистам не свойственно расставаться с привычными благами и излишествами. Если же им и приходится это сделать, то это не приводит к оптимизации постижения принятых ими целей. Их дезадаптирует страх перед тяжестью бесцельных для личных интересов целей, а также ревность в виде стремления лишить необходимых средств тех, кто умеет ими довольствоваться. И, подобно утопающему, который ради личного спасения сам может кого-то утопить, такие приспособленцы вводят других людей в то же состояние опустошения, которое ощущают сами. Процесс этот бесконечен, как и сама жажда обогащения.
  
  5. Уравнивание - это психологическаяценность равенство [8, c. 115], искажённая под влиянием ЦМС праздность [7, c. 371].
  Конформистов привлекает выбор данной ценностной ориентации не возможностью сформировать своё общество, а перспективой быть принятыми обществом не подчиняясь его социальным нормативам. Признания они требуют не за то, как оправдана принятая ответственность, а лишь за то, что её доверили именно им. А, учитывая, что ЦМЗ принятие предполагает не только принятие обществом личности, но и принятия личностью ответственности перед обществом [7, с. 281], то для оправдания своих социальных привилегий, приспособленцы регулярно злоупотребляют своей ответственностью ради унижения и умаления чужих достижений.
  
  6. Обязательство - это психологическаяценность ответственность [8, c. 115], искажённая под влиянием ЦМС лень [7, c. 371].
  Для мирных идеалистов проявление свободы обусловлено уровнем ответственности, на которую они заслуживают. Конформисты же, чьи убеждения субъективны, могут оправдать ответственность только в ответ на принуждение. Ложным стремлением освободиться является как раз злоупотребление условиями свободы. Если выполняемый идеалистом долг - это предмет его гордости, то конформист будет стремиться оскорбить его заслуги принуждением его к выполнению этого же долга, показывая этим самым, что чужие достижения - это, на самом деле, его заслуга.
  Вывод. После развала Союза в основе культуры и быта украинцев, тем не менее, преобладали консервативные ценности, сформированные ещё в советское время. Но на основе последующей непримиримой борьбы с былыми установками и самой идеей коммунизма, к 2014 году начинается практическая подмена национальных идеалов на профашистские ценности, которые тоже категорически противоречат социалистическим установкам.
  
  Список литературы
  1.Зубец В. М. Два типа ценностных изменений // Философские науки. - 2000. - Љ4. - С. 69-74.
  2.Карпенко З. С. Аксiологiчнi проблеми психологiї особистостi в контекстi нацiонального державотворення // Україна: державнiсть, iсторiя, перспективи. - Iвано-Франкiвськ: Вид-во "Плай" Прикарпатського ун-ту, 1999. - С. 244-250.
  3.Карпенко З.С. Аксiопсихологiя особистостi.- К.: ТОВ "Мiжнар. фiн. агенцiя", 1998. - 220 с.
  4.Коган Л. А. Триединство свободы // Вопросы философии. - 1997. - Љ5. - С. 31-43.
  5.Левин Г. Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ // Вопросы философии. - 1997. - Љ1. - С. 56-68.
  6.Шарбатов Э. А. "Принятие" как социально-психологическая ценность // Перспективы формирования самосознания: общество, культура. - 2013г. - Материалы III международной научно-практической конференции. - С. 279-284.
  7.Шарбатов Э. А. Значение ценностей межкатегориальной структуры в аксиопсихологии // Проблеми сучасної педагогiчної освiти.- 2013г. - Серiя: педагогiка i психологiя. Випуск 41. Частина 3.- С. 368-375.
  8.Шарбатов Э. А. Перечень основных ценностей в аксиопсихологии // Проблеми сучасної педагогiчної освiти.- 2013г. - Серiя: педагогiка i психологiя. Випуск 41. Частина 1.- С. 113-119.
  9.Шарбатов Э. А. Ценностная логика Г. Д. Левина // Культура народов Причерноморья. - 2013г. - Љ246. - С. 165-168.
  10.Якимович А. К. "Свой-чужой" в системах культуры // Вопросы философии. - 2003. - Љ4. - С. 48-60.
  
  _________________
   [1] Т.е. жителей Украины и прочих стран СНГ. [2] В былых статьях автор может называть ценностную ориентацию коллективистов позитивистами или консерваторами [8,с. 115]. [6,с. 281], [9,с. 166]. [3] В былых статьях автор упоминает про ценностную ориентацию "строителей", называя их мирными личностями или трудящимися [8,с. 114]. [6,с. 282], [9,с. 166]. [4] В рамках исследования, понятие "убийство", как психологическаяценность, не всегда следует воспринимать буквально, а, зачастую, как лишение необходимых условий существования. Например: материального, культурного, духовного, социального, либо отдельных составляющих личности.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"