Амарга: другие произведения.

Оригинальные и неоригинальные расы (эльфы - не позорное клеймо, а вызов мастерству!)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
Оценка: 6.76*9  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эта статья родилась из попытки ответа Лифантьевой Евгении Ивановне не ее статью "Почему эльфы плодятся как кролики" Туточки деление опытом и жалобы на трудности, преследующие миротворца средней руки:)))


   Мне всегда казалось само собой разумеющимся, что присутствие эльфов, орков и гномов в фентези не есть убедительный факт, что текст вторичен и годится только как транспортное чтиво для не желающих напрягать извилины подростков. Против королей, рыцарей и лошадей вроде никто ничего не имеет? Тоже ведь устоявшийся фентезийный штамп. А еще есть принцессы, наемники, воры, пираты, ассасины, ведьмы и, страшно сказать, маги. В зубах навязли? Ну так! Какое фентези без стандартного джентельменского набора? Я уж не говорю о драконах.
   Есть несколько вариантов, как обойти штампы. И рыбку, так сказать, съесть, и... хм... на елку влезть.
   Можно, конечно, придумать свое собственное название, окрестить ассасинов, например, "ночной аристократией" и бежать за патентом (в свое время мы с соавтором так и сделали. Только патентовать не стали:) А толку? Оно плавает как утка, крякает как утка... как ни назови, все понимают, что это - утка. Зато ярлычок новый, свеженький. Может сойти за эксклюзивный товар.
   Можно покопаться в бестиариях и сборниках мифов, и окрестить эльфов - сидами, сидхами, ши, туата де Данан, на крайний случай альвами, гномов - кобольдами, вставших мертвецов - слуа. Правда, это уже более конкретные названия, и ши не сделаешь чернокожим блондином, а кобольды вряд ли будут ходить хирдом. Кстати, гномы и кобольды прекрасно совмещаются в одном мире, как две разные расы.
   Можно опять покопаться в бестиариях и обнаружить там пропасть незатасканного материала. Это виртуозно делал пан Сапковский. Краснолюды(правда, вкупе с гномами), выверны (дракон о двух лапах), келпи, всякие бруксы и никсы. Напридумывал он тоже, конечно, будь здоров! Но ход, по-моему, правильный и результативный. Тот же ход использует Ольга Громыко - но наряду с изысками белорусского фольклора она придумывает собственных монстров. Модифицированный химероид, каково?:))) Впрочем эльфов с дриадами она тоже не стесняется использовать (и правильно делает).
   Вот, собственно. Это так, навскидку. Не сомневаюсь, что найдутся еще какие-нибудь другие замечательные методы.
   А теперь пара слов про совершенно новые авторские расы.
   По-моему, прежде чем сочинять варгающихся в мове хливок и шарьков, а также сепулек, в скипидаре пресевающих, надо крепко подумать и решить - а оно нам нужно? Сколько внимания мы, авторы, можем уделить этим самым шарькам? Одно дело вставить в текст пару-тройку загадочных названий, чуть-чуть очертить внешний вид и склонности, и на этом успокоится. Другое дело, когда представитель оригинальной расы - один из главных героев. Вот тут надо засучить рукава, съесть плитку шоколада (для стимуляции мозговой деятельности) и серьезно браться за дело. А если этот представитель действует в родной ему среде...
   Стоп. Повторяю - оно нам нужно? Потому что новая оригинальная раса тянет за собой придумывание немыслимой кучи дополняющих и описывающих ее элементов. Где живут, как живут, сколько живут, строение тела, что едят, быт, культура, мифология, религия, история... Описывая это, не обойдешься без придумывания новых и новых терминов. Взаимодействуя (а без этого опять не обойдешься), эти термины создают новые термины, к ним цепляется еще и еще... Глядишь - у тебя уже вагон и маленькая тележка совершенно необходимых и совершенно чуждых непосвященному слов и понятий. И это приходится объяснять, расшифровывать, и грузить, грузить, грузить несчастного читателя. Читателю приходится держать в голове слишком много условий предлагаемой автором игры. Некоторым читателям это нравится. Но большинство от этого парит. Слишком много информации, которая нужна только для прочтения книги. Закрыл книгу - забыл. Нафиг было морочится и запоминать?
   Как с этим перегрузом бороться, где надо умолчать, где выдать строго дозированную порцию, где сделать так, чтобы сработали ассоциации, где все-таки ненавязчиво, аккуратненько, за маму и папу, вкормить в читателя необходимый материал - особый разговор. Разговор, наверное, о мастерстве и чувстве меры. А тут я просто хотела сказать, что новый оригинальный мир с новыми оригинальными расами - такая морока, господа...
   А если нас не торкает этнография (ведь если есть оригинальная раса - без этнографии не обойдешься), то почему бы не использовать известных всем эльфов и гоблинов? Нам не надо раскладывать по полочкам эльфийскую культуру, чтобы у читателя не возникло никаких вопросов, когда он наткнется на фразу "Ты слышал, Венадайн? Это человекообразное умеет говорить! К тому же нагло!" Конфликт двух рас налицо. Почему нас не удивляет высокомерие эльфов? А вот почему презирает людей какой-то хливкий шарек? Уй-юй, какая пропасть информации, и все это надо придумать и написать (а читателю - прочитать и осознать)... Нафиг нам шарек, пусть лучше эльф будет!
   И еще. Давайте сразу отделим котлеты от мух. Защищая эльфов и гоблинов, я вовсе не приветствую создание однотипных скучных бродилок-стрелялок. Я хочу сказать, что эльфо-гоблинский антураж не влияет на качество произведения. Это всего лишь грим и декорации. Красивые оригинальные декорации - очень хорошо. Но можно сделать офигенный спектакль с парой стульев в качестве реквизита. И в традиционных до оскомины костюмах комедии дель арте тоже можно сделать офигенный спектакль. Сценография вторична и не имеет особого значения. Уж поверьте художнику-сценографу с дипломом.
   Скажу еще более ужасную вещь - даже сама пьеса особого значения не имеет. Главное - КАК играют актеры.
   Я двадцать раз согласна, что оригинальное круче. Но придумать - это полдела. Если не четверть. ОРИГИНАЛЬНЫЙ МИР - НЕ ПАНАЦЕЯ! Он не отменяет тех же требований, которые предъявляются традиционной фентези. Да и любой другой литературе в целом.
  
  
  
  
  
   : )))))
  
  
  
  
  

Оценка: 6.76*9  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"