М-м-х, пых-пых, ух-м. Эй! Достопочтенные акулы пера, подвиньтесь ещё на пару строчек! Дайте втиснуться! Это опять я :) Я же вижу, там есть щелочка между Чваковым и Димычем! Мне и места нужно совсем немного, килобайтов восемьдесят, и я ненадолго, только положу обзор на первую группу и сразу испарюсь, пока не накостыляли за мои художества.
Поскольку страсти и в самом деле накаляются, я старался быть максимально корректным, не шалил, никого не трогал, добросовестно починял примус. И ещё считаю долгом предупредить, что пишущий отзывы читатель, древнее и неприкосновенное животное.
P.S. Не знаю почему, автор снял с конкурса рассказ "Блюз", вещь вполне достойная. Комментарий к "Блюзу" написан давно, и я выкладываю его с первой группой.
С наилучшими пожеланиями... :)
Лейли
История паломника
Печальный рассказ, и тематика истасканная, и стиль особой лёгкостью не блещет. В тонкости теософии персонажи, вместе с автором, решили не забираться. Хотя, не мешало бы.
Времена Уэллса давно миновали. Нынче пришельцы, жаждущие потребить Землю со всеми обитателями, это не "сайнс фикшн", а скорее "палп фикшен". Особенно хорош пионэр Вася Иванов, побеждающий коварных, многоруких центавриан. Печаль.
Агапит
Блюз
Очень неплохой рассказ. Виртуальная опосредованность общения не такое уж далёкое и в полнее реальное будущее.
Немного похоже на Станислава Лема: "дистантики" и пр., хотя рассказа это не портит. Слегка портят повествование скучноватые разъяснения типа: "Маздрахилы!!! Последние, кстати - маленькие зверьки, объединившие в себе по воле нездоровой фантазии генетиков-юмористов ряд черт земноводных, грызунов и даже насекомых, действительно являлись на редкость омерзительными созданиями".
Персонажи, вроде, неплохи, но какие-то чуть недописанные, "м-м-м... хрена к ним не хватает". А вот трансформирующаяся комната и секс томагочей очень хороши. И концовка выдержана в стиле.
Кореляков А.Р.
Нгоро-Нгоро
Ужасно дискомфортно писать плохой комментарий на "Нгоро-Нгоро" после вашего хорошего отзыва о моём "Бензине". Но, увы, увы, мне ваш рассказ совершенно не понравился. Излишняя запутанность утомляет, создаётся впечатление, что весь рассказ написан ради последнего разъяснительного абзаца. Ещё раз, увы :(
Афанасьева И.В.
И Наступит Царство Крысиное На Земле...
Ну и картинку вы нарисовали. Мороз по коже. Белый крыс у вас персонаж выдающийся. Книгочей, да ещё не в первом колене, да ещё переводит по ходу с русского на крысиный. Ему бы быть вожаком, а не накачанному уголовнику. Несправедливо :)
Прочитал рассказ с удовольствием, несмотря на мрачность прогноза. В целом убедительно, только с количеством несчастий, свалившихся на человечество вы, по-моему, перегнули.
Хватов В.В.
Оно нам нано?
Очень неплохо. Идея хорошая: и забавно, и трагично. Написано складно, на языке не вязнет. Вот только мир безынтересный. Где-то году в девяносто первом, я уже читал и про черносотенцев с шашками, и про мародёров с "калашами", и про интеллигента, которого ветер социального торнадо крутит, как осенний лист. Я рассказ не ругаю, просто он не в моём вкусе.
Филиппов А.Н.
Надо что-то делать
Торопливо. Плоские персонажи. Понравились только лохмы пыли в подъезде. Как там, кстати, у вас питаются? По выделенке? В финале сплошной "белый кролик" из "Матрицы".
Тюлин Д.Ю.
Цена коммунизма.
Видимо, предполагался ироничный памфлет в стиле журнала "Крокодил". Получилось, скорее, пошло, чем смешно. Красивая коммунистическая утопия давно превращена в подушечку для тупых иголок. Романтизму в вас мало, автор.
Гильом Д.
Мастера чатуранги
Хороший, добротно написанный рассказ. Глаза отдыхают на красиво и грамотно построенных предложениях. Прогноз вполне реалистичный. Главный герой получился цветной, объёмный, с характером. И что интересно, его хладнокровие пропитывает всё произведение.
Рассказ не претендует на глобальность и от этого только выигрывает. Мой респект автору!
Абакумов И.
Своя рубашка
Хорошо, живо, интересно. Диалоги на высоте. Есть ощущение чуждости и родства разных поколений. Прекрасно, что старость в рассказе не диагноз, что можно взглянуть на Клычкова - мальчишку.
Кстати, а стихи в произведении ваши?
Кристоль
Последний писк моды
Очень хорошая и очень горькая вещь. Настоящая трагедия не в глобальном потеплении климата, а в глобальном очерствении людских душ. Замечательно то, что в рассказе взгляд на проблему представлен из трёх социальных слоёв. Персонажи яркие. Браво!
Пататня Ю.А.
Кулак
Прочтя рассказ, приобрёл массу полезных знаний, оказывается, главное сельхоз орудие фермера - пулемёт, ну, ещё удочка. Работа земледельца прекрасно описана фразой: "Совсем из ума выжили, мне тут и самому делать нечего, а они еще и работников хотят прислать..." Вы уж извините меня, автор, но впечатление такое, что сей глубокомысленный "экшн" писан для тинейджеров. А я из этого возраста давно вышел.
Китовский М.
Килька одиночка
Шуточно-сказочный стиль написания оригинален. Но на этом все преимущества рассказа заканчиваются. Произведение было бы неплохо, году, эдак, в 1991, в театре студенческих миниатюр (при надлежащей игре и режиссуре), сейчас, увы, плоско, неинтересно, дочитал с трудом. Не спасает даже добротный стиль.
Скрут
Прекрасное - далеко
Весьма недурно. И мир неплохо придуман, и герои в духе Стругацких, не бездельники. Вначале диалоги слегка натянутые. Понимаешь, что разговор должен быть искромётным, а он до искромётности не дотягивает. Оптимизм концовки, по-моему, неуместен. Притащат технологии, в которых ни чёрта не понимают, на Луну, и будут по-прежнему владыками своей судьбы?
Жена-робот - это интересно, но, опять же, вскользь. Там такие дебри правового, этического и психологического порядка должны открыться, что "Стиральная трагедия" отдыхает.
Краснов И.В.
Там, где нас нет
Прекрасный рассказ, скорее реальный, чем фантастический. Вместо Луны могла быть Папуа Новая Гвинея, Боливия или Корея, но хуже вещь от этого не становится. Стиль, язык, герои, всё на высоте.
Законы цивилизации неумолимы, дорогу прокладывают мечтатели, а едут по ней коммерсанты. Корыстный прагматизм непременно доберётся и до Луны, если сам не покончит с космическими проектами, предварительно убедившись в их нерентабельности. Но пока есть поэты, Луна не умрёт. :)
Щипанов С.В.
Алые маки повсюду
Есть одно золотое правило литератора: писать надо или о том, что знаешь очень хорошо, или о том чего не знает никто. Похоже, автор очень неплохо знает описываемые места, людей, колорит. Читается рассказ на одном дыхании. Только немного неясно, при чём тут фантастика? Ну, мистика, куда бы ещё не шло: Вольф Мессинг и иже с ним. Заявление Халикова о том, что он не человек, ничего существенно не меняет.
Рассказ, несомненно, хорош, но с жанром, по моему разумению, ошибка вышла.
Карлик С.Г.
По волчьи
Уже третий раз встречаю на конкурсе рассказ, который производит на меня действительно сильное впечатление. Вещь сложная, разноплановая, вещь, саднящая как открытая рана. Таким рассказом можно гордиться.
Вот только стиль и орфография несколько подкачали. Не удержался, прочёл два раза, практически подряд. Со второго прочтения некоторые косноязычия лезут в глаза.
Макдауэлл А.К.
Крысы
Страшилка. Причём страшилка неоригинальная и довольно грубая. Автор, вы, несомненно, добились читабельности рассказа. Но каким образом! После того, как закроешь последнюю страницу, ощущение будто окунулся в тазик... с чем-то неаппетитным. Не подумайте, что я морализирую; если в контексте произведения нужна, допустим, матерщина, пусть будет матерщина, если для раскрытия высоких идеалов нужны сцены насилия, пускай будут сцены. В "Крысах" же хилая гуманистическая идея зачахла на фоне детально описанных безобразий, приправленных садизмом. Такой гуманизм попахивает лицемерием.
Лакосник Е.
Помощники самоубийцы
Эх, автор! Вы подобрали с тротуара рублик и прошли мимо тысячи. Вот если бы ваш Иванов Иван Иванович просто побеседовал с главным героем и за два часа разговора вверг того в чёрную депрессию, доказал, как дважды два, что жизнь его унылый отстой, что покончив с собой он окажет обществу неоценимую услугу. Вот если бы успешный, полный оптимизма и энергии корреспондент сам выпрыгнул в окошко, а не вытолкнули его амбалы, вот тогда...
Я понимаю, что описать такую беседу очень сложно, но игра бы стоила свеч. А так, рассказ получился средненький.
Плюс Д.
Полтораста Петафлоп
И снова клоны. Ну, никуда от них не уклониться. И вообще, я отношусь к вооружённым конфликтам с "мыслящей слизью из системы Медузы" весьма скептически. Чего нам со слизью-то делить?
Идея рассказа понятна: сверхумное оружие, которое в своей умности запуталось. Идея не новая, подана не слишком оригинально, не выпукло. Характеры у персонажей, тоже неяркие (даже шалость с хвостами не спасает). Словом, в процессе чтения не засыпаешь, но и не бодрствуешь.
Наличие клонов тоже непонятно. Если они составляют цельную боевую единицу, экипаж машины боевой, тогда всё ясно: слаженность действий, одинаковый образ мышления и т.п., но в финале они почему-то оказываются все в разных октаподах. Жму плечами :)
Бескаравайный С.С.
Витражник
Ни черта не понятно, но написано очень хорошо, местами не читаешь, а лакомишься. События развиваются как в диковинном сне. Похоже на фильмы Сакурова, и всё-таки немного конкретики не помешало бы... наверное. :)
Леданика
Маша, прости!
Рассказ мне, пожалуй, не понравился, хотя в оригинальности подачи ему не откажешь. В нём, наверное, слишком много женского отношения, даже не женского и не подросткового, а скорее детского. Постоянное сюсюканье (кнопочки, трамвайчики, книжечки) создаёт определённый стиль, но этот стиль меня слегка раздражает. Моё мужское самомнение пищит и негодует.
Я понимаю, что вы хотели довести инфантилизм героев до максимума. Согласен, инфантилизм процветает, и будет процветать, но мне кажется, совсем не такой, как в рассказе. Инфантилизм нынче воинствующий, активный, инфантилизм эгоистов. Маша будет Мышарой или Крысищей, Димочка - Димоном, и лирические стихи будут такими: "Йа прегнал к те, мля, с приведом роскозадь, што сонце стало", и мысль о рибёнки им ваще в голову не придёт.
Сказка, а это в сути своей больше сказка, чем фантастика, неплоха, но органичнее смотрелась бы в рамках другого жанра, ибо футурология в вашем рассказе погоды не делает :)
Джи М.
Кто спасает - доходит
Написано неплохо. Но мне не понравилось. На самом деле, подобные способы борьбы с терроризмом рассматриваются уже давно. С позиции патриотического негодования они "самое то". Вот только хороший писатель, на мой взгляд, не должен смотреть исключительно точки зрения "самое то". Точек много... и мнений валом.
Не буду приводить аналогию с Ланселотом и драконом. Приведу соображение практического характера. У вас в рассказе всё закончилось хорошо (за исключением смерти героев). А на самом деле? Со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что энное количество чемоданчиков было бы взорвано. Воин Аллаха мог пожертвовать и родными, мог произвести взрыв в отчаянии, мог мстить. Фанатизм, а тем более религиозный, вещь запредельная, больная, нелогичная.
Vladvamp
Волчий лог
Мир описан убедительно. Стиль тоже не подкачал и начало интересное (большой, кстати, плюс). Вот некоторые сюжетные повороты, на мой взгляд, неудачны. Попытка корректировать будущее через путешествие во времени, слишком избитая тема. Если в ней ничего нового не говорить, так лучше её и не трогать. Кроме того, финал производит впечатление натянутости и волки предсказуемы.
Всё остальное в лучших традициях.
Асташко А.Г.
Всё так же
Приятно, когда подряд попадаются сразу два хороших рассказа.
Шикарная афера в лучших традициях традиционного русского стёба и прикола (это я о документах без ребёнка), пока читал, невольно улыбался. Тонкий изящный переход от состояния "человек руководит ситуацией" к состоянию "ситуация руководит человеком", оригинальный взлёт России на волне электронных технологий (мысленно аплодирую, до такого, насколько я в курсе, ещё никто из участников конкурса не додумался), ну и финал в стиле "Гиперболоида инженера Гарина".
Мне понравилось :)
Александр Р.И.
Взлом системы
Довольно посредственный, на мой взгляд, рассказ. Написан об электронных кидалах, а ни азарта, ни интриги я в нём не уловил. Очень много скучных, искусственных объяснений, примечание про "паникёра" вообще лишнее (и так было ясно). Описание процесса работы махинаторов тянет пропустить (может, кому и покажется интересным, не знаю). Характеры плоские, схематичные. А от упоминания рукоприкладства на допросе лично я бы вообще отказался.
Славич А.
Рельсы судьбы
Творение достойное пера (или чем они там писали) Гомера. Хотя, пардон, Гомер был слепым рапсодом.
Извините, автор, не могу удержаться от некоторой иронии, уж больно слабые у вас "рельсы" получились. Не хочется обсуждать сюжет, там и без меня всё ясно. Но мимо персонажей пройти просто не могу. Большие остряки, причём все без исключения, что не слово - шутка, что ни звук - подначка. Даже приговорённый к смерти не исключение, свой в доску парень, так и сыплет "блинами", "фигами", "софтами". Чего ему перед смертью кукситься? Двадцатишестилетние девчонки поминутно хихикают, выбирая на какого мужика наброситься с детородными намереньями, а, набрасываясь, непременно взвизгивают: "Ой!". Потом все на виселицу, как на праздник, с одной героической мыслью: лишь бы не "обосраться под конец". Вот такие отморозки.
Евсюнин О.В.
День и ночь
Наконец-то! Герой конкурсного рассказа не военный, не компьютерщик, не военный компьютерщик. Герой - обычный механик, работающий гаечным ключом, а не горячими клавишами. Уже за одно это жму автору руку :) Персонаж рассказа "Кулак" не в счёт, поскольку не сеет, не пашет, а только стреляет из автомата.
Печально, что в нашем обществе отношение к людям рабочих специальностей постепенно опускается к уровню "ниже плинтуса". Прогноз актуален. Ещё раз жму руку.
Шитяков А.А.
Белый эльф
Написано, если не кошмарно, то, хотя бы, просто ужасно :) Предложения уже не сложноподчиненные, а какие-то суперсложноподчинённые, "которые" громоздятся на "которых", размахивая во все стороны "которыми".
Если серьёзно, то читается действительно плохо. Я понимаю, что язык стилизован, но всё ж таки надо было подумать, как сделать это не в ущерб удобочитаемости.
Теперь о хорошем :) Постапокалиптическая мифология выдумана очень неплохо, более того, она поставлена во главу угла рассказа, а это уже ценная находка. Смесь Толкина, религиозных постеров и обрывков политической карты мира прошлых веков, как мировоззрение потомков, выглядит достаточно убедительно.
"Моё имя Вася Хромой, конкретный рыцарь из пяти поколений законников, состоящий в Братстве" - это вообще выше всяческих похвал, очень смешно и полностью вписывается в контекст.
Несколько портит впечатление финал. Там пошёл серьёз, спасение человечества, конструктивные силы... По-моему, зря, вещь только проиграла. Просто маленькое путешествие одичавших потомков, которые сыплют "учёными" рассуждениями о мире их окружающем, было бы гораздо интереснее.
Дуэль А.И.
Полвека за 25 километров
Написано отлично, компактно, персонажи рельефные. Удивительно даже, минимумом средств выполнена такая объёмная работа. Если я по жизни график, то вы, Алексей, несомненно, живописец.
В первую голову я ценю оригинальность, а ваша вещь определённо выделяется среди конкурсных произведений, и очень хорошо, что в ней нет ни клонов, ни нанитов, ни гелия-3.
Финал рассказа совершенно непредсказуем и очень органичен. Браво!
Поляков И.В.
Старый доктор
Вещь в духе времени. Это в старые глупые времена фильмы снимали по мотивам книг. Теперь всё продвинуто, то есть делается наоборот. Человек смотрит фильм "Джуниор", в котором "...играл тот актер, которого мы знаем из фантастических фильмов о Терминаторе...", и пишет по его мотивам рассказ. Всё кратенько, со специфической терминологией, но без сюжетных излишеств, чуть-чуть изменена мотивировка. В фильме героем двигал интерес исследователя, у вас получилось так, что Яков Михайлович просто создавал для себя возможность заниматься на досуге милым сердцу акушерством, плюс ещё немножко спасать человечество.
Вторая мотивация не очень серьёзна. Посудите сами, мужчины в среднем гораздо эгоистичнее женщин. Это не предположение, это факт, это заложено едва ли не в физиологии. Мужчины живут самореализацией и семьёй, женщины - семьёй и самореализацией. Ощущаете разницу? Неуёмный рост эгоистичности делает женщин похожими на мужчин, зеркальному процессу просто неоткуда взяться. Все понятия, определяющие беременность, происходят от слов: бремя, нести, тяжесть; никто сейчас не хочет носить ничего тяжёлого (я имею в виду не только килограммы), все хотят сидеть в офисе и руководить чем-нибудь абстрактным. А дети не абстракция. Смешно предполагать, что "хозяева жизни" бросятся делать себя уязвимыми, беззащитными, зависимыми от маленького существа и, следовательно, несвободными. Даже если бросятся, следуя моде, то очень быстро наиграются в эту игру.
Коли вторая мотивировка слаба, остаётся первая. Значит, ваш доктор, если люди перестанут болеть, выведет новый штамм гриппа и будет его со вкусом лечить :)
Уфф... Вот и закончил я кратенький обзорчик абсолютно всех творений абсолютно всех конкурсантов, полазил в чужих монастырях со своим уставом, зато хотя бы невниманием никого не обидел.