Аннотация: К вопросам времяисчисления и определения сторон света
К вопросам времяисчисления и определения сторон света
Из-за полярного расположения континента подсчёт времени в Надморье дело весьма непростое и путаное, тем более, что продолжительность времён года в прибрежных и внутриконтинентальных областях сильно различается. Поначалу это здорово сбивает с толку, особенно когда постоянно ездишь от холма к холму. Но постепенно привыкаешь, а если неподалёку есть трокте, и если хватает терпения делать какие-нибудь пометки, вроде зарубок на палочке, то всё значительно упрощается.
Полный годовой цикл в Надморье называется кругом. Он делится на четыре периода: день, вечер, ночь и утро.
Днём называется период, когда солнце вовсе не садится за горизонт. Оно описывает круги по небу, занимая максимально высокое для данных суток положение на стороне, условно называемой утром. Этот период примерно соответствует нашему лету. День заканчивается с первым заходом солнца на стороне, условно именуемой вечером.
Далее начинается период, характерный сменой дня и ночи (конечно же, в нашем понимании слова). Причём тёмная часть суток всё возрастает, а светлая всё сокращается. Последний коротенький восход солнца считается концом вечера. Больше солнце на небе не показывается и начинается полярная ночь. Температура постепенно опускается до минимальных отметок, часть зверья впадает в спячку, жизнь обитателей Холма-Над-Морем вступает в самую суровую и трудную фазу. Так длится до тех пор, пока солнце вновь не показывается над горизонтом и не начинается утро. Животные выходят из спячки, растения идут в рост, светлая часть суток увеличивается, тёмная сокращается, покуда вновь не наступает день. Весь круг повторяется заново.
В разных частях Холма-Над-Морем ночь и день имеют разную протяжённость. Если на окраинах ночь занимает всего девятую часть круга, то на полюсе она длится почти половину годового цикла. Единственным вполне надёжным эталоном времени для всего Надморья служат трокте. Эти необычные зверьки отмеряют сутки двумя песнями: светлой и тёмной. Тысячи трокте по всему Холму практически одновременно начинают и заканчивают светлую песню условно на восходе солнца, а тёмную песню - условно на закате. Условно, потому, что закат и восход реально совпадают с песнями трокте только два раза в круг. Это утренний праздник Светлой Половины (Утреннее Равновесие) и вечерний праздник Тёмной Половины (Вечернее Равновесие). Таким образом сутки в Надморье называются 'песней' или 'целой песней' и состоят каждые из двух половин: 'светлой половины' и 'тёмной половины'. Чтобы следить за течением времени, достаточно вести самый простейший календарь, что, собственно, и входит в наипервейшие обязанности у'тайле.
Год или 'круг' в Надморье состоит из трёхсот восьмидесяти целых песен. Каждый пятый 'круг' является високосным, он на одну 'песню' короче. Старый 'круг' заканчивается, а новый начинается праздником Высокого Солнца (он же Соммеяр Тайя или праздник Полудня). Этот день знаменуется самым высоким положением солнца над горизонтом за весь 'круг'. После Соммеяр Тайя солнце начнёт опускаться. Наступления 'вечера', 'ночи', 'утра' в разных частях Холма-Над-Морем определяются индивидуально (можно сказать, по местному времени). Поэтому ночь кончается, скажем, в колодце Айпа аж на сорок 'песен' раньше, чем на холме Ёлса. Зато день на Ёлса длится, соответственно, на сорок 'песен' дольше чем в Айпе.
Ещё один вопрос, которого я хотел бы коснуться особо - это стороны света. Нам с вами, любезный читатель, как правило, ничего не стоит приблизительно определить, где восток, где запад. Попав же в Надморье, я был в первое время просто ошарашен. Каким образом можно найти нужное направление, если место восхода и заката солнца непрерывно перемещается? За год оно, практически, описывает полный круг по горизонту. А часть времени, причём весьма немалую, светила вообще не видно. Если живёшь в окружении знакомых ориентиров, ещё ничего. Можно уверенно сказать: 'отхожее место находится по левую руку и немного позади от входа в мой шатёр'. Вряд ли ошибёшься, даже если темно. А вот отправляясь в путешествие, ничего не стоит заблудиться, если не владеешь сложным искусством шавала'у'тала.
Определять стороны света умеет каждый житель Холма-Над-Морем. Кто-то знает побольше, кто-то поменьше. Но настоящие виртуозы шавала'у'тала, конечно же, шавалу. Если для у'тайле навигация одно из обязательных умений, предписанных йаллой, то для бродячих торговцев шавала'у'тала - еда, вода, воздух, основа существования, работа. Без обладания этим знанием ничего не стоит свалиться с края мира.
Основа, скелет шавала'у'тала - определение восьми сторон света. Я перечислю эти стороны, и попробую дать небольшие комментарии.
Утром считается направление на место первого восхода солнца после ночи.
Вечер - направление диаметрально противоположное. Это точка, где солнце первый раз касается горизонта в завершении дня.
За светлую половину принято место восхода в праздник Утреннего Равновесия, когда начало и конец светлой части суток совпадает с песней трокте.
За тёмную половину - место заката в праздник Вечернего Равновесия.
Межденье это направление или точка восхода солнца ровно посередине между 'утром' и 'светлой половиной'.
Предденье - точка восхода между 'светлой половиной' и 'вечером'.
Межночье - точка заката ровно между 'вечером' и 'тёмной половиной'.
А предночье лежит на месте заката светила между 'тёмной половиной' и 'утром'.
Таким образом, шавала'у'тала - это комплекс знаний и умений, позволяющий безошибочно ориентироваться в направлениях, определить которые визуально можно только восемь раз в круг. Шавала'у'тала включает в себя науку времяисчисления, ведение календаря, умение записывать значками свой курс и многие другие вещи, допустим, название ветра, то есть его силу и направление. Кроме того, любой профессиональный путешественник и песни не протянет без знания тривиальной астрономии потому, что едва не в половине случаев стороны горизонта определяются по движению лун и созвездий. И, конечно же, путешественник должен знать названия, расположение и очертания отрогов всех более-менее крупных холмов.
Уфф! Словом, голова кругом. Однажды меня подвозил на своём буере один шавалу. Я раскрыв рот, всматривался через его плечо в следы-знаки, которые он вырезал коротким ножиком на дощечке, старательно следил за его взглядом, обращённым в звёздное небо, но так ничего и не запомнил. Должно быть, проклятый Айяр перепутал все мои мысли.
Среди торговцев и учёных в ходу карты Надморья разного качества и разной точности. Они выполняются цветными красками на кусках кожи или вырезаются на узких дощечках, скреплённых наподобие гармоники. Такую карту можно купить в любом из колодцев. Стоит такая вещь недёшево, особенно если имя мастера хорошо известно покупателям, а сам художник уверен в уровне своей работы. Кое-кто из шавалу и у'тайле самостоятельно составляет карты на основе личных замеров и наблюдений. Здесь уже изготовителям карт приходится изрядно раскошелится, чтобы снять копию с такого экземпляра. Особенно если имя составителя заслуживает уважения. Правда, настоящие мастера шавала'у'тала в карте не нуждаются, так как знают её наизусть. Но я совсем не мастер и память у меня паршивая, поэтому, будучи в колодце Югра, я купил не слишком дорогую карту у не слишком знаменитого рисовальщика. Наверное, на ней и есть какие-нибудь ошибки, но в целом я надеюсь на её правдивость.