Аннотация: Этот небольшой отрывок из моего проекта был перепечатан в книге В.В. Соловьёва "Переплетённые судьбы и "Ревизоры" Гоголя, Булгакова и Каростина. Музей М.А. Булгакова
MA Булгаков и НВ Гоголь. Рукописи не горят!
-- О чем роман?
-- Роман о Понтии Пилате.
-- О чем, о чем? О ком? -- заговорил Воланд, перестав смеяться. -- Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы? Дайте-ка посмотреть, -- Воланд протянул руку ладонью кверху.
-- Я, к сожалению, не могу этого сделать, -- ответил мастер, -- потому что я сжег его в печке.
-- Простите, не поверю, -- ответил Воланд, -- этого быть не может. Рукописи не горят. -- Он повернулся к Бегемоту и сказал: -- Ну-ка, Бегемот, дай сюда роман. Кот моментально вскочил со стула, и все увидели, что он сидел на толстой пачке рукописей. Верхний экземпляр кот с поклоном подал Воланду.
Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита".
Главной целью своей жизни Гоголь видел в написании Второй Части Мёртвых душ, в которой хотел найти своего положительного героя в России. В творчестве Гоголя не было и не могло быть положительного героя. Первая часть Мёртвых душ является галереей уродов общества. По этому поводу, Герцен писал "Поэзия Гоголя - это крик ужаса и стыда, который издаёт человек, опустившийся под влиянием пошлой жизни, когда он увидит в зеркале своё оскотинившееся лицо".
Гоголь, со своей жёсткой сатирической точки зрения, просто не мог найти какого положительного героя. Бесконечные философские искания, а также осознание невозможности для себя создать нужного героя для второй части Мёртвых душ привели к душевной болезни и Гоголь фактически умер от шизофрении. Он сжёг свою вторую часть Мёртвых Душ, поскольку понял, что не в состоянии выполнить то, что задумал.
Предположим теперь, что Гоголю была дана вторая возможность выполнить цель своей жизни и написать всё-таки свою вторую часть Мёртвых Душ в новой жизни, то есть, начав с чистого листа... Что бы из этого получилось? Ответ совершенно очевиден. Гоголь стал бы Булгаковым и написал бы свою вторую часть Мёртвых душ, назвав её "Мастер и Маргарита".
Несомненно, что только "Мастер и Маргарита" может претендовать на то, чтобы рассматриваться продолжением "Мёртвых душ". Таким образом, предположением является утверждение, что Михаил Булгаков и Николай Гоголь - это один и тот же человек, аналогично поэтам Пушкину и Высоцкому.
Рассмотрим произведение "Мастер и Маргарита". Оно аналогично Мёртвым Душам, представляет собой галерею уродов России. Пошлость и низость жизни, которую рисует Булгаков, показана с совершенно аналогичным гротеском, как и Гоголь в "Мёртвых душах". Нечистая сила в "Мастере и Маргарите" совершенно аналогична той, которую рисует Гоголь. Например, полёты ведьм на свиньях, мётлах итд. в произведениях Гоголя можно найти в таких характерных произведениях, как "Вий" итд.
История "Мастера", который заболел шизофренией и сжёг свою собственную рукопись романа, совершенно аналогична истории самого Гоголя, который так поступил со второй частью "Мёртвых Душ". Таким образом, единственный положительный герой в представлении Гоголя-Булгакова во второй части "Мёртвых Душ" может быть или сатаной или шизофреником. Третьего не дано.
В эпиграфе такая точка зрения оговаривается особо. Приведя цитату из Фауста, Булгаков-Гоголь подчёркивает, что единственным положительным героем может быть только сатана.
...Так кто ж ты, наконец?
-- Я -- часть той силы,
что вечно хочет
зла и вечно совершает благо.
Гете. "Фауст"
Таким образом, добро совершает в Мастере и Маргарите только сатана. И совершить добро Воланд может только посредством зла.
Мёртвых Душ в Мастере и Маргарите предостаточно. Именно к услугам мертвых душ приходит Воланд для проведения своих концертов в Варьете и других приключений.
Не смотря на то, что в лексическом плане Гоголь и Булгаков отличаются, Гоголь пишет длинными предложениями, а манера Булгакова - это короткие и ясные предложения при прочтении одного и другого в вперемешку становится довольно ясно, то это пишет один и тот же человек. Та же сатира, та же сюрреалистическая манера изображения действительности, та же невозможность найти положительного героя вне психиатрической клиники.
Основным интересным наблюдением, которое следует из тождественности Гоголя и Булгакова - о независимости человеческих пороков, низости и пошлости от социального, религиозного и политического устройства общества. Все карикатуры, нарисованные Гоголем в "Мёртвых душах", которые коммунисты называли "пережитками старого мира" совершенно такие же, как и при правильном "Коммунистическом строе". Таким образом, точка зрения Гоголя-Булгакова приводит к совершенно аналогичным результатам независимо от общества, в котором она имеет возможность творить.
Это поддерживает мнение о наличии объективного нравственного закона и вечности "душевных ценностей внутри себя", а также независимости этих ценностей от конкретной религиозной, общественного и политического устройства каждого конкретного общества.
Интересно, что Воланд с одной стороны является аналогом "реального" Ревизора из Петербурга, а также Чичикова, который занят только тем, что собирает Мёртвые души по всей округе. То есть именно Воланд в Мастере и Маргарите - это положительный герой, которого Гоголь не мог найти в сожжённой рукописи второй части Мёртвых душ, то есть "Ревизор Мёртвых Душ".