Аннотация: Царь Давид и царь Соломон - основатели Московского Государства. Москва - новый Иерусалим. Московский Кремль - второй храм царя Соломона.
Библейские корни России
Основателями Московского государства были две уникальные личности, без которых современной России скорее всего бы не существовало. Москва стала центром собирающим вокруг себя все русские земли благодаря Ивану Калите, а окончательное объединение разрозненных русских княжеств в мощное государство было осуществлено Иваном III Великим.
Если окинуть взглядом историю Руси XIV-XV веков, то замечаешь, что до Ивана Калиты не было никакого государства и в помине. Какие-то разрозненные удельные княжества, чисто формально объединённые вокруг великого князя Владимирского. Новгород и Псков жили своей жизнью, не имея почти ничего общего с остальной территорией. Развитие такого сообщества могло привести к образованию многих мелких государств, многие из которых могли попасть в конечном итоге или под влияние католического запада или мусульманского юга. В конце XV века на карте появляется огромное единое и мощное государство во главе с Москвой и "Государем всея Руси". Не смотря на наличие многих объективных факторов, Россия должна быть благодарна за это исключительно субъективным личным качествам Ивана Калиты и Ивана III и конечно тому, что они оказались в нужное время и в нужном месте.
Главная идея, которую внёс Иван Калита, и которая стала главной управляющей идеей вокруг Москвы - это богоизбранность Московского государства дающая ей право объединить вокруг себя все русские земли. В дальнейшем эта идея стала основой понятия "Москва - Третий Рим". Само по себе сознание того, что кто-то или что-то стоит ближе всего к высшим силам сильно влияет на мировоззрение и придаёт значительные силы. Народ, поверивший в свою избранность, может черпать неисчерпаемые силы из своей веры. Но, как известно из истории, "богоизбранным народом" традиционно назывались евреи, а символом этой избранности был город Давида - Иерусалим. Сделаем предположение, что основателями Московского государства были как раз те самые люди, которые стояли у истоков Израиля стали ключевыми фигурами Библии. Итак, Иван Калита - в прошлом был никто иной, как царь Давид, а Иван III - царь Соломон.
Рассмотрим основные параллели между Иваном Калитой и царём Давидом. Давид был младшим из восьми сыновей Иессея; Иван Калита был младший сын Даниила Московского - младшего сына (из четырёх) Александра Невского. Вероятность того, что в двух поколениях великое княжение окажется у младших братьев, минимально. В частности и в этом Иван Калита увидел свою "высшую избранность".
Царь Давид некоторое время стоял на службе у филистимлян, найдя покровительство короля Анхуса, пожаловавший Давиду город Секелаг, который был превращён в разбойничью базу. Награбленное добро Давид отсылал филистимлянскому царю. Трофеи, захваченные у амаликитян, Давид использовал для подкупа иудейских старейшин. Иван Калита был правой рукой у хана Узбека, собирая для него дань с русских княжеств. От хана Узбека Калита получил ярлык на высокое княжение. Часть награбленного, Иван Калита использовал для покупки дополнительных ярлыков на княжение, фактически подкупая русских князей и татаро-монгольского хана. После того, как Давид стал царём над всем Израилем, филистимляне считали его своим ставленником - в знак расположения они преподнесли в дар ему ковчег завета, одного из главных символов у иудеев. Иван Калита был фактически ставленником монголо-татар и ему от хана Узбека был преподнесён подарок - известная "Шапка Мономаха", которая впоследствии стала символом царской власти на Руси.
Давид превратил Иерусалим в сакральный иудейский центр, поместив ковчег завета в скинии на горе Сион. Он начал подготовку строительства Храма, который впоследствии построит Соломон. В иудее бушевала язва. В первый год своего правления Иван Калита перенёс резиденцию митрополита Петра в Москву. Москва становится религиозным центром Руси. Иван Калита строит в Москве несколько храмов, включая и тот, вместо которого Иван III построит успенский собор. Мощи митрополита Петра устанавливаются в Москве, как народная святыня. В Северо-Восточной Руси свирепствовала эпидемия неизвестной тяжёлой болезни. Летопись кратко сообщает: "Мор бысть на люди".
Царь Давид проводил экспансию сопредельных территорий. Он завоевал Моав, сирийский поход вывел его к берегам Евфрата. На юге он присоединил Идумею. Иван Калита активно расширял свои владения - он купил Углич, Галич, Белоозеро. Он отдал одну дочь за Ярославского князя другую за Ростовского чтобы распоряжаться уделами своих зятьёв. Царь Давид - одна из самых ярких персоналий библии, без не было бы Иерусалима таким, как мы его знаем. Без Ивана Калиты не было Москвы. Иван Калита создал жизнеспособный зародыш Московского государства и вдохнул в него мощную духовную идею, но окончательное объединение большинства разрозненных русских княжеств в единое государство было проведено Иваном III. Такую грандиозную задачу мог осуществить только исключительный человек, такой как величайший царь израильского народа - Соломон. Проведём параллели между этими людьми.
Самым прославленным сооружением царя Соломона был храм Яхве в Иерусалиме. "Первый храм" повторял особенности ханаанейско-финикийского храмого зодчества и олицетворял объединение Израильского царства. В храм была внесена главная иудейская святыня "ковчег завета". Самыми известными постройками Ивана III были Московский Кремль и Успенский собор Московского кремля сохранившиеся до сих пор. Московский кремль является символом русской государственности. В Успенский собор Иван III внёс главную святыню того времени "мощи святителя Петра Московского". Интересно, что если Иван III когда-то был царём Соломоном, то Московский кремль и его Успенский собор - можно считать "Вторым храмом царя Соломона".
При Соломоне государственной печатью стала звезда Давида, которая в исламе носит название звезды Соломона. Шестиконечная звезда Давида изображена на флаге государства Израиль и представляет собой два равносторонних треугольника, наложенных на друга. При Иване III, гербом России стал двуглавый орёл, олицетворяющий верховную власть, независимость,"самодержавие".
Чтобы укрепить положение своего государства Соломон вступил в дружественные отношения с Египтом и женился на дочери фараона. Этот брак повёл за собой проникновение египетского влияния, что отразилось на пышности двора, придворном церемониале и мероприятиях государственного строительства. Брак Ивана III с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог был предложен римским папой Павлом II в надежде на усиление католической церкви на Руси. Отношения между иудеями и Египтом примерно соответствуют отношению православных к католикам. Главным результатом такой женитьбы было то, что Россия стала известнее в Европе. Начались государственные сношения, пересылки. Греки, приехавшие с княжной обогатили Московские церковные библиотеки книгами, спасёнными от турок , введению при дворе Ивана III пышных Византийских обрядов. Иностранцы оказали большое влияние на художества и обучение языкам, в особенности латинскому. Московский кремль и Успенский собор были построены специально для этого приглашёнными итальянскими архитекторами.
Царя Соломона отличала терпимость к языческим культам. Большое недовольство среди иудейских священников, вызывало его терпимое отношение к языческим культам, которые вводили его жёны-иноплеменницы. В библии сообщается, что он построил на Масличной Горе капище для моавитского бога Кмоша и аммонитского бога Молоха. Ивана III отличало спокойное отношение к ереси жидовствующих. Ересь жидовствующих появилась в Новгороде, гуда её занесли иностранцы, которые имели покровителей в свите жены Ивана III, Софьи Палеолог, княгине Московской. Двое пропагандистов ереси жидовствующих получили высокие церковные посты. Иван III приблизил к себе священников Алексея и Дениса, которые в 1480 году получили места протопопов в Успенском и Архангельском соборах Москвы. Их проповедь привлекла к ереси многих москвичей. Православные иерархи е требовали от Ивана решительных мер против "жидовствующих", но тот эти требования игнорировал.
Соломон делил царство на округа, делая однозначно ставя приоритет укреплению центральной государственной власти в ущерб родоплеменным традициям, выступая против "наделов колен Израилевых". Иван III нашёл сильное средство для укрепления своей власти - превращение измельчавших удельных князей в московских бояр, а их вотчин - в поместья, принудительно насаждая поместное землевладение. В отличие от вотчин (наследственной крупной земельной собственности), поместья носили условный характер и давались временно, на условиях службы верховному собственнику земли - великому князю Московскому. Получая свои поместья от верховной власти, дворяне становились её естественными приверженцами. Развитие поместного землевладения позволяло Ивану III увеличить армию, сделать её более дисциплинированной и боеспособной. Создание дворянской конницы открывало путь к немыслимым доселе военным предприятиям.
Соломон вторгся в большую политику Ближнего Востока. Он отодвинул границы государства в северном направлении, установил контроль над Акабским заливом, на северном побережье построил укреплённый город Эцион-Гебер. Город имел торговое значение - из него уходили суда за золотом в богатый город Офир. Иван III построил в Прибалтике крепость Ивангород, которая преграждала проход между Чудским озером и морским берегом. Этот город должен был играть ключевую роль в торговле со странами Скандинавии.
Оба правителя не отличались мягкостью к своим близким, если речь шла о государстве. Соломон повесил своего брата Адонию, почувствовав угрозу для своего правления. Вместе с ним был убиты и его приверженцы. Чтобы избежать междоусобицы после своей смерти, ради единства России, Иван III приказал "положил опалу на внука своего великого князя Дмитрея и на матерь его на великую княгиню Елену". Позже они умерли в тюрьме. Сын Ивана III и Софьи Палеолог Василий был пожалован великим княжением.
Некоторые стороны деятельности Ивана III можно рассмотреть как "работу над ошибками" царя Соломона. При жизни Соломона начались восстания покорённых народов адомитян, арамеев. Сразу после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государства распалось на два царства Израильское и Иудейское. Как известно "всякое царство, разделившееся само в себе, пустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит". Иван III всю свою жизнь посвятил главной идее - единства Московского государства. Он жестоко подавлял любую попытку ослабления своей власти. Иван III покорил и присоединил к Москве Новгородские земли, Тверское, Ярославское, Дмитровское княжества, почти треть территории, принадлежащей литовскому княжеству и многое другое. Его трудами русское государство стало единым и неделимым. Система оказалась достаточно стабильной. После великой смуты начала XVII века в стране не стало ни царя, ни власти она была выведена из равновесия, и тогда нашлось достаточно возможностей для того, чтобы детище Ивана Калиты и Ивана III смогло полностью восстановиться и найти себе "правильного царя", основавшего новую династию.
Сделаем некоторые выводы по поводу самых общих аналогий Израильского государства и России. Если у обоих государств одинаковые основатели, то Россию можно по аналогии назвать "Избранной страной", а Москву - "Новым Иерусалимом". Цели и задачи, которые стояли в основе создания Израильского государства - а именно основа для написания большой части Ветхого завета и основного места действия Нового Завета могут быть аналогичными задачами и при создании России. Новое нравственное учение может возникнуть именно в России. Большинство самых известных деятелей истории должны были получить возможность для самовыражения локализовано, в одной стране и в самые критические её моменты. И такой страной была "избрана" а точнее создана с нуля Россия. На основании изучения России и самых известных её людей, можно сделать вывод о тех "нетленных сокровищах", которые человек может культивировать внутри себя и передавать в следующую жизнь.