Щеглов Дмитрий Юрьевич: другие произведения.

Альтернативная судьба "поющих фрегатов"

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Творчество как воздух: VK, Telegram
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассказ включает в себя проект перевооружения советских больших противолодочных кораблей проекта 61 в период 1991-1999 годов с учетом возможностей российской промышленности того времени, а также выдуманный эпизод их боевого применения в войне НАТО против Югославии в 1999 году.

   Альтернативная судьба "поющих фрегатов"  []
   К середине 1950-х годов резко возросла потребность советского флота в новых эскортных кораблях, способных осуществлять охрану соединений ударных надводных кораблей и конвоев от атак авиации, атомных подводных лодок и противокорабельных (крылатых) ракет, а также обеспечивать развертывание своих подводных лодок. Для успешного преследования атомных субмарин противника требовались высокая скорость хода, мощное противолодочное оружие, а для отражения атак сверхзвуковой авиации - зенитные ракетные комплексы.
  Главнокомандующий ВМФ СССР утвердил 14 марта 1956 года оперативно-техническое задание на разработку сторожевого корабля противовоздушной и противолодочной обороны (СКР ПВО-ПЛО). Технический проект по головному кораблю был окончательно утвержден 4 июня 1965 года.
  
  Водоизмещение составило 3440 тонн, максимальная скорость хода 35,5 узлов. Артиллерия корабля представляла собой две двуствольные 76мм артустановки. Противолодочным вооружением корабля являлся пятитрубный 533мм торпедный аппарат и 4 реактивных бомбомета. В качестве ПВО самообороны было размещено два ЗРК "Волна" с дальностью действия 17,5 км.
  
  Военно-Морской Флот заказал промышленности 20 кораблей по проекту 61. Строительство кораблей начали еще до утверждения договорной технической документации. Их сдавали флоту "в долг", со множеством недоделок, которые затем постепенно устранялись. В ряде источников принято разделять корабли проекта 61 на две группы: 7 единиц первой (с двумя РЛС "Ангара") и остальные - второй (с одной РЛС "Ангара" и одной РЛС "Кливер"). Последние в документах иногда упоминаются и как проект 61А.
    []
  
  Часть кораблей (6 единиц) позже модернизировали по проекту 61М (61 МП) и один - по проекту 61Э . По проекту 61М (61 МП) БПК были довооружены четырьмя ПКР термит в наклонных надпалубных контейнерах и 4 АК-630, с демонтажем двух РБУ-1000:
  
  Дополнительно для ВМС Индии был специально разработан проект 61МЭ (главный конструктор А.А.Шишкин), и по нему заказано пять кораблей.
  
  Большие противолодочные корабли типа "Комсомолец Украины" (проект 61) в истории мирового кораблестроения по праву считаются этапными. Они разительно отличались от своих предшественников по составу вооружения, архитектуре, ходовым и маневренным качествам. Но, самое главное - это были первые в мире серийные боевые корабли с газотурбинной энергетической установкой. За мелодичный свист газовых турбин их метко окрестили "поющими фрегатами".
  Все корабли этого типа интенсивно эксплуатировались на всех четырех флотах ВМФ СССР, продемонстрировав высокую надежность своих энергетических установок и прекрасные мореходные качества. Один из них - "Отважный" - погиб от взрыва ракетного погреба и последующего пожара. "Смелый" в 1987 году передали польским ВМС. Остальные 18 "поющие фрегаты" честно служили Родине и постепенно выводились из состава флотов в резерв.
  
  
   Альтернативная реальность - развилка в 1991 году.
  К 1991 году БПК проекта 61 считались мореходным, надежным и скоростным (35,5 узлов полного хода) кораблем.. совершенно не пригодным в качестве охотника за подводными лодками противника. Действительно, если в момент формирования оперативно-технического задания дальность обнаружения подводной лодки противника встроенной ГАС и дальность ее поражения противолодочной торпедой была вполне приемлемой, то к 1991 году ГАС проекта 61 могла обнаружить подводную лодку только на дистанции 3-5 км. БПК и подлодки вероятного противника поменялись ролями - теперь подводная лодка могла легко и обнаружить, и поразить БПК, находясь за пределами радиуса действия его гидроакустики.
  
  
  Одновременно с этим, и внешнеполитические амбиции, и экономические возможности Российской Федерации резко упали в сравнении со временами СССР и ни потребности, ни средств перевооружить БПК проекта 61 не находилось. Над кораблями нависла угроза разоружения и резки на металл.
  Выход нашелся в заключении экспортных контрактов. В то время ряд стран испытывал потребность в недорогих (в том числе бывших в эксплуатации), но надежных военных кораблях сходного водоизмещения. Однако, все они настаивали на наличии вертолетного ангара и усиленном противокорабельном ракетном вооружении, с использованием новейших ракет. ПКР "Термит" для 1991 года был уже "не комильфо".
  
  
  Поскольку охотиться за подводными лодками "поющим фрегатам" теперь было противопоказано, выход был найден за счет обратной переклассификации БПК в СКР.
  
  На кораблях демонтировали пятитрубные 533мм торпедные аппараты, а также контейнерные пусковые установки с ПКР "Термит", срок эксплуатации которых вскоре истекал. Взамен на кораблях разместили по четыре четырехтрубные контейнерные пусковые установки ПКР "Уран".
  Как на баке, так и на корме оба устаревших ЗРК "Волна" с боекомплектом по 16 ЗУР на каждом заменили на многоканальные ЗРК самообороны "Кинжал" с 4 барабанами по 8 ракет в каждом, усиленные двумя шестиствольными артавтоматами АК-630 (артавтоматы наводились на цель от РЛС и СУО ЗРК "Кинжал"). ПВО также была усилена и 4 пусковыми установками комплекса радиоэлектронного подавления и постановки пассивных помех ПК-10 "Смелый".
  На корме вместо демонтированной артустановки АК-726, с учетом меньших габаритов нового ЗРК, комфортно разместился полуутопленный вертолетный ангар.
  Была доработана и противолодочная защита:
  Во-первых, корабль оснастили новым ракетным противолодочным комплексом РПК-8, который использовал штатные пусковые установки РБУ-6000, но отличался от прежнего комплекса ПЛО "Смерчь-2" новой противолодочной ракетой и доработанными приборами системы управления огнем.
  Во-вторых, сохранены были на штатных местах и РБУ-1000, которые в период 2003-2013 также получили новые ракеты и СУО.
  В-третьих, на корабле дополнительно разместили две счетверенные торпедные установки калибра 400мм ТР-224.
  Авиагруппа вместо устаревшего противолодочного Ка-25 была оснащена более подходящим для целей СКР транспортно-боевым вертолетом Ка-29.
    []
  
  3 переоборудованных корабля приобрела Индия, по 2 единицы Северная Корея, Вьетнам и Сирия, а 1 единицу в 1997 году заказала Югославия.
  
  Поставку корабля Югославии осуществили в в счет неурегулированного долга СССР перед распавшейся СФРЮ - Большая часть долга СССР Югославии, составляющего 1,291 млрд клиринговых долларов (курс пересчета в доллары США - 1:0,625), образовалась в результате падения цен на нефть, поставлявшуюся СССР в 1988-1990 годах в обмен на товары и промышленное оборудование. Денежные поступления за остальные 9 кораблей позволили поддержать судоремонтную и судостроительную промышленность России и Украины (что в те годы было очень важным) и сохранить рабочие места. Не менее важно, что вырученных за счет продажи 9 реконструированных кораблей средств хватило, чтобы переоборудовать 7 кораблей для нужд ВМФ РФ. В 2008-2012 годах они были дооборудованы новыми средствами навигации и связи. Один корабль в связи с его плачевным техническим состоянием разрезали на металл.
  
   БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
  Единственный случай участия в бою СКР проекта 61СК произошел в 1999 году.
  К началу военных действий (24 марта 1999 г.) Северо-Атлантический альянс сосредоточил против Югославии объединенную группировку, состоящую из военно-воздушного и военно-морского компонентов, включив в них более 370 самолетов от 13 государств и 35 боевых кораблей от 9 государств НАТО. В основу военно-воздушного компонента вошли 14 стратегических бомбардировщиков ВВС США (В-52Н-8, В-2А-6) и 276 боевых самолетов.
  6 апреля 1999 г. ("Д-13") в зону Балканского вооруженного конфликта прибыла авианосная ударная группировка 2-го флота ВМС США в составе авм "Теодор Рузвельт" с 8-м авиакрылом на борту (всего 79 боевых самолетов и вертолетов), крейсеров УРО "Лейте Галф" и "Велла Галф", эм УРО "Росс", эм "Петерсон", фр УРО "Хэлибертон", пла "Альбукерк", транспортов снабжения "Арктик", "Детройт" и "Сатурн".
  В период с 1 апреля Российская Федерация приступила к насыщению Адриатического Моря своими боевыми кораблями с целью разведки и тренировки экипажей в условиях, приближенных к боевым. В составе группировки ЧФ РФ из 8 кораблей находилось три СКР проекта 61СК - "Решительный", "Сдержанный" и "Славный". По согласованию с турецким правительством российские боевые корабли преодолевали проливы по одному, ежедневно с 1 по 8 апреля.
  Югославский СКР проекта 61СК получил во флоте СРЮ наименование СКР "БЕОГРАД" и 7 апреля 1999 года находился на государственных испытаниях, причем экипаж включал в себя военнослужащих СРЮ, четырех российских заводских специалистов и двух представителей МВФ РФ.
  В нейтральных водах Черного Моря экипаж неожиданно для российских специалистов застопорил ход и встретил поднявшуюся на поверхность югославскую подводную лодку типа Герой П-822.
    []
  С подводной лодки на корабль поднялись представители Генштаба СРЮ и передали пакет командиру корабля. В пакете командиру от лица Генштаба СРЮ были переданы соболезнования в связи с гибелью его семьи (жены, матери, отца и двоих маленьких детей) в результате разрыва КР Томагавк. Командованию предписывалось избегать появления вблизи АУГ 2-го флота США (координаты в южной части Адриатическго моря были определены достаточно точно), испытания прервать и передать корабль российскому ВМФ. Однако, через час командир корабля принудительно эвакуировал российских граждан на подводную лодку, и через сутки П-822 без происшествий доставила их к известным болгарским пляжам "Золотые пески".
  Тем временем, незаконно нанеся наименование и бортовой номер российского СКР "Славный" (переход которого через проливы намечался на следующий день) и подняв Андреевский флаг, СКР "БЕОГРАД" преодолел проливы и вошел в Адриатическое море в воскресенье 4 часа утра 7 апреля 1999 года. Характерно, что не только командованием НАТО, но и командованием российской корабельной группировки СКР "БЕОГРАД" был вначале классифицирован как российский. Вызывало недоумение только радиомолчание, которое вначале списали на неисправность средств связи пожилого корабля. Позднее, когда соблюдающий радиомолчание СКР "БЕОГРАД" взял курс на американский авианосец "Теодор Рузвельт", командующие российской и натовской группировок вступили по этому поводу в оживленные переговоры, ведя одновременно консультации с вышестоящими штабами, которые, в свою очередь, связывались с политическим руководством. Командующий российской группировкой предположил, что СКР выполняет секретное задание ФСБ, о котором его не проинформировали.
  Командующий американской АУГ направил на перехват следующего опасным курсом эсминец УРО типа Арли Бёрк "Росс".
   эсминец
  Эсминец, действуя передовым дозором, на расстоянии 200 км от главных сил АУГ сблизился на дистанцию 8 км, и отметил, что СКР "БЕОГРАД" передал на эсминец флажковый сигнал "имею неисправность" и снизил ход. Именно в этот момент российское командование наконец разобралось в ситуации и проинформировало о действительной принадлежности корабля американскую сторону. Тем временем эсминец поднял вертолет SH-60 Sea Hawk с досмотровой партией. Заходящий на посадку на вертолетную площадку лже-Славного американский вертолет Sea Hawk получил с дистанции 800 метров две длинные очереди 30мм снарядов одновременно от обоих кормовых артиллерийских автоматов АК-630, разрушился и упал в воду. С борта СКР "БЕОГРАД" по эсминцу был произведен залп 4 ПКР "Уран", 2 из которых были уничтожены в воздухе зенитно-артиллерийскими установками калибра 20 мм "Вулкан-Фаланкс". Вторая и четвертая ПКР попали в район мидель-шпангоута и район кормовой пусковой установки Mark 41, и вызвали взрыв и пожар на борту эсминца.
  
  Этого командованию СКР "БЕОГРАД" показалось мало, и по пораженному эсминцу был открыт огонь 76мм артустановкой и, после сближения на дистанцию 5 километров, обоими РБУ-6000. Кадры рвущегося на 35,5 узлах к американскому кораблю СКР в момент залпа РБУ-6000 были засняты пилотами двух ЛА, и надолго стали лидерами просмотра в сети Интернет
  В ответ, "Росс" открыл огонь из носовой 127-миллиметровой артустановки и запустил две самонаводящиеся торпеды из бортового противолодочного аппарата - из-за повреждения СУО, экипажу эсминца пришлось наводить аппарат и запускать торпеды вручную. К сожалению, система управления огнем противоторпедной защиты СКР "БЕОГРАД", переведенная на ручной режим для обстрела эсминца из РБУ-6000, не позволила своевременно выдать огневое решение на противоторпедный залп. Боекомплект к РБУ-1000 на борту отсутствовал - на заводе-изготовителе все еще занимались модернизацией ракет. Уже горящий от результатов артобстрела "БЕОГРАД" после поражения двумя торпедами пошел ко дну.
    []
  Тяжело поврежденный, в дыму и огне "Росс" был оставлен экипажем, и затонул от взрыва погребов спустя четыре часа.
  
   * * *
  
  В ходе операции НАТО против Ливии оба ливийских корабля проекта 61СК (покинутые к тому времени экипажами) были уничтожены ракетным ударом палубной авиации ВМС США в первые минуты конфликта.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"