Щёкин Гера : другие произведения.

Дневник психолога Вовд ... Часть 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вылет из Ханкалы. Владикавказский поезд. Возвращение на "Землю".


Гера

ЩЁКИН

  

ДНЕВНИК ПСИХОЛОГА

ВОВД Октябрьского района

г. Грозного ЧР

или

КОМАНДИРОВКА НА ВОЙНУ


(по частям в сокращённом варианте)

  
   Посвящается:
   прапорщику милиции Волохову Андрею,
   прапорщику милиции Куренёву Эдуарду,
   старшему сержанту милиции Смирнову Анатолию,
   старшине милиции Соболеву Александру.
   СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

_____________________________________________

  

"Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет,

не останется памяти у тех, которые будут после."

Книга Екклесиаста 1, 11

_____________________________________________

  
   ЧАСТЬ II. Вылет из Ханкалы.
   Владикавказский поезд.
   Возвращение на "Землю".
  
   26.12.2001 (ср)
   Выезд машины назначен на 8.30. Получаю необходимые бумаги, деньги на дорогу, различные поручения в УВД, и поручения частного характера. Почти половину вещмешка занимают письма сотрудников домой.
   Мой подопечный, пробыв в отделе всего двое суток, просит начальника сфотографироваться с ним во дворе на фоне машины. Для него это важно - на память о Чечне. В Ханкалу до аэродрома нас провожает начальник кадров, полчаса езды. Главное, чтоб погода была лётная: на вертолёте до Моздока (Северная Осетия) и успеть до темноты в город Прохладный (Кабардино-Балкария) на железнодорожный вокзал.
   Н/п Ханкала - база Группы управления временной оперативной группировки ОВД и подразделений МВД России на территории Северо-Кавказского региона (ВОГОиП МВД России); представляет из себя узел расположения многочисленных войсковых подразделений. В общем - город военных.
   Пять дней до Нового года: желающих попасть на "Землю" домой с каждым получасом заметно прибавляется. Полёты закрыты: сильная облачность и туман. Место ожидания вылета представляет собой большой сарай с лавками по периметру; в центре вокруг опорных столбов кучкуются солдаты различных подразделений и служб - организованные срочники, разгильдяи-контрактники, непонятно откуда взявшиеся демонстративные морпехи.
   Кадровик убежал подавать наши фамилии в список вылетающих. Слышу разговоры, что можно договориться в автоколонну за 500 рублей, если повезёт. Однако, неизвестно когда окажешься на "Земле", через сколько часов, а то и сутки: автоколонна может остановиться из-за информации о боевиках, из-за того же тумана, наступления темноты или приостановления работ инженерной разведки и т.д. и т.п. Кто-то отправляется по этому пути, но таковых немного. Ухабистая разбитая войной и непогодой автодорога проходит недалеко от ханкальского аэродрома. За всё время видел три автокаравана: два - на "Землю", один - внутрь Чечни. Грустное зрелище: грузовики, бетеэры однотонно-тёмно-серо-зелёного цвета тянутся черепашьим шагом, образуя длиннющего километрового аспида. Попадаются зенитные орудия, самоходки, в голове и хвосте танки.
  
   Время тянется медленно: полдень, 13-ть, 14-ть часов ...
   Нарисовалась команда человек в десять с какими-то зелёными ящиками. Погода не улучшается, пасмурно. Аэродромное поле с часовыми по границе из колючей проволоки замерло.
   Где-то в воздухе послышался нарастающий рокот вертушки - метеоразведка. Поговаривают, что скоро будет борт из Моздока. Волнение служивых постепенно начинает увеличиваться. И понимаешь - здесь зевать нельзя, приглашения "на танец" не будет и вперёд с поклоном не пропустят. Застрять можно надолго, если не навечно. Передвигаемся с сумками ближе к пропускным воротам. Очереди как таковой нет: строго по списку, но если замешкался и вперёд кто-нибудь сунулся, там разбирайся до следующего вылета МИ-8.
   Облака немного растянуло. У ограждения ворот появился ответственный за пропускной режим на посадку. Все осознают, что сейчас он здесь главный. Звук мотора приближающейся вертушки встречается бурным приветствием ожидающих. МИ-8 может взять на борт максимум двадцать человек. Кто эти счастливчики?!
   Раненых нет. Первыми пропускают команду с зелёными ящиками: всё ясно - бабло перевозят. Проходят пару полковников, пропускают трёх дам в камуфляжах, и выкрикивают наши фамилии. Я выбегаю на поле к вертолёту, кто-то из остающихся хватает Лёшу за сумку:
   - Какой он больной?!
   - Лёша, бегом! - кричу я, не останавливаясь. За нами ещё пропускают четверых.
   Мы в вертолёте - не верится. Плавно поднявшись, наклоняемся в сторону терминала. Снизу калышующаяся толпа смотрит в небо с завистью. Борта сегодня больше не будет.
   Немного более получаса полёта и мы в самой северной точке Северной Осетии, уже 17.00. На пригородную электричку вряд ли успеем: до платформы ещё надо добраться. Команда финансистов организованно уезжает на поджидавшем микроавтобусе. Остальные куда-то рассасываются.
   - Здравствуйте, - подхожу к мужику в лётной куртке. - Подскажите, мы на электричку успеваем?
   - Через пять минут отправляется.
   За разговором подходим к единственному на обозреваемой территории старенькому "Опелю". Он открывает капот и чего-то там крутит:
   - До платформы не успеете, - внёс ясность всё тот же голос, - или ищите в Моздоке ночёвку, или давайте со мной до Прохладного. Шестьсот рублей возьму с вас двоих по минимуму.
   Я быстро прикидываю - иной альтернативы нет. Мужик вызывает доверие: работает здесь на аэродроме, год как списали с полётов, подрабатывает извозом. Мы соглашаемся.
   Успеваю незаметно, пока отдавали долг природе, предупредить Валеру (уже познакомились), чтоб спиртного не предлагал моему попутчику:
   - Из-за этих проблем досрочно возвращаемся домой.
   Точно, в начале пути земеля успевает поинтересоваться спиртным. Валера по дороге объясняет, как дальше следует добираться, какие идут поезда. Немного рассказал о здешних порядках. Оказался весёлым человеком, жизнерадостным. Блокпосты минуем без проблем. Обгоняем Моздокскую электричку, железная дорога проходит параллельно.
   На железнодорожный вокзал прибыли в седьмом часу вечера. Лёше даю наказ, чтобы от меня никуда не отлучался. Как ни странно, мой подопечный проявляет послушность. Занимаем одну из огромных очередей в билетные кассы. После пребывания "там" окружающая оживлённость непривычна: преобладание гражданской одежды над военной формой, ларёчная вокзальная торговля, свободное передвижение людей и тому подобная мелочь, не замечаемая простым обывателем.
   Старший офицер, впереди меня, спрашивает билеты до Новосибирска. Из окошечка кассы слышится:
   - Билетов нет. На Владикавказский поезд остались одно плацкартное и три купейных места.
   Офицер, что-то промямлив, отходит без билета. В мозгу быстро складывается стоимость купейного проезда на двоих, счётчик срабатывает на остаток - денег хватит! Надо брать, любой ценой выехать отсюда, главное не застрять:
   - Девушка, до Москвы - два! - Документы и деньги уже с обратной стороны оргстекла. Естественно лезут спрашивающие, кто-то суёт телеграмму. Лёша крутит головой невдалеке на сумках.
   До отправления - 10 минут! Бегом, в буквальном смысле в припрыжку через рельсы, поезд на 4-м или 5-м пути. Ищем состав с табличками на вагонах "Владикавказ - Москва". Забегаем с хвоста, всё - теперь хоть в последний вагон.
   Это всё-таки везение. Здание вокзала уже за окном купе, поезд тронулся с места. Хоть перевести дух, до Москвы целых двое суток. Нашими попутчиками оказываются две пожилые женщины, отдыхали в одном из северокавказских санаториев и теперь возвращаются домой в Москву. Ну, просто везение: ранее мелькала мысль - только бы не в мужскую компанию, чтобы исключить соблазн выпивки. Для себя уже решил, что расслаблюсь только дома - себе дороже, с Лёши нельзя глаз спускать. Разоблачаемся с камуфляжных ватников. По нашему внешнему виду легко определить, что мы "оттуда", женщины так и говорят "с войны".
   Замечаю, что мой клиент в тамбуре на перекуре ведёт заговорщицкую беседу с парнем лет 30-ти неславянской внешности. При удобном случае незаметно успеваю переговорить с этим парнем - относится с пониманием. Узнаю, что он тоже в своё время прошёл горячую точку - армяно-азербайджанский конфликт. Воевал в армянской армии, принимал непосредственное участие в боевых действиях по спорным территориям. Кстати, российские СМИ мало оповещали эти события.
   И ведь действительно, договаривались с Лёшей выпить.
   А женщины как-то незаметно втянули Алексея в разговор, он им показывал не совсем удачно карточные фокусы. Даже сел с ними играть в "Пикана". В конце концов, они свое оживленное внимание к Лёше поубавили, почувствовав странности в его поведении. После одна из них тихонько сказала мне:
   - Я поняла, что Вы его сопровождаете. Жалко парня: что делает война с людьми.
   Вот вопрос: как Лёша быстро угомонится и захочет спать. Женщины решили укладываться на отдых. И у Алексея особого выбора нет, забрался на своё верхнее место. Лежит с открытыми глазами. Я тоже.
   - Гер, дай мне снотворного. Хочу уснуть до утра.
   - Конечно, Лёш, правильно, надо отдохнуть, - не верю происходящему.
   Сам от нервного перенапряжения засыпаю немного погодя в полной тишине нашего славного купе. Железные колеса, упрямо отстукивая километры, катят нас к северу.
  
   29.12. (чт)
   Пребываем в 12.30 на перрон вокзала Ярославль-Главный. Слава богу, нас встречают начальник центра психодиагностики и психолог отдела, в котором работает Лёша. Едем на машине прямиком в больницу УВД. Передаю психиатру своего подопечного, которого госпитализируют тут же после непродолжительной беседы - алкогольный психоз (или "белочка" в просторечии).
   Коллектив больницы в этот вечер отмечает наступление Нового года. Меня усаживают за праздничный стол, как есть в камуфляже и небритого. Я так ещё и не ел, но не испытываю голода, водка не берёт. Вокруг нарядно одетые люди, разговоры, произносятся тосты, смех, а я как будто в целлофановом пакете. Ещё внутренне напряжён, скован, никак не могу расслабиться.
   Мой начальник, Александр Алексеевич, звонит ко мне домой:
   - Надежда, хочешь поговорить с мужем?
   - Надюша, привет, я в Ярославле. Всё в порядке, сейчас буду дома.
   Так заканчивается девятый день моей командировки.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

3

  

1

  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"