Щемелинин Денис : другие произведения.

Учебник ненависти (рецензия на Мечеть парижской богоматери)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Первая попытка рассмотреть изданное и при этом весьма неоднозначное произведение Елены Чудиновой "Мечеть парижской богоматери"


Учебник ненависти

Рецензия на книгу Елены Чудиновой "Мечеть Парижской Богоматери"

М., "Яуза"; "Эксмо"; "Лепта", 2005, 527 стр.

Обложка []
   Если ты предашь истинного бога своего, если погрязнешь в грехе, если будешь слаб и немощен и усомнишься в вере своей, то однажды, рано или поздно, придут Они. Они построят на твоей земле свои неправильные дома, принесут с собой чуждую тебе и отвратительную веру, навяжут тебе богомерзкие порядки и неправедные законы. А потом, когда Их станет слишком много, они заберут власть из твоих ослабших рук. И тогда тебе придется выбирать: стать одним их Них или умереть. И не важно, кто Ты, и кто - Они. Так было во все времена на этой земле и так будет. Ибо это неизбежный закон нашего мира... Именно об этом роман Елены Чудиновой.
  
   Писать рецензию на книгу яркую, сильную и, отчасти, провокационную - сложно и просто одновременно. Книга не воспринимается однозначно - это раз, и книга полна противоречий - это два. Роман "Мечеть парижской богоматери" - антиутопия о недалеком будущем нашего с вами мира. Умело экстраполировав существующие в обществе негативные тенденции, автор показала нам Европу середины двадцать первого века, живущую во мраке почти средневекового малообразованного исламского фундаментализма и даже экстремизма по отношению у иноверцам. К началу пятидесятых годов двадцать первого века традиционные христианские страны утратили основополагающие духовные ценности католической церкви, одновременно оказавшись наполненными многочисленными и малообразованными выходцами их мусульманских стран. И, естественно, в один прекрасный день произошел переворот, когда власть захватили не просто мирные и образованные арабы, а наиболее жесткая и консервативная часть последователей пророка Магомета. Вслед за этим над Европой опустился зеленый занавес - в виде запрета на все, неугодное Аллаху. Нетерпимость по отношению к христианам вылилась в новые гонения на учение Иисуса (впервые, после эдикта императора Константина), принудительное обращение неверных в ислам и переселение несогласных в специальные закрытые зоны - гетто. А один из главных католических соборов - Нотр Дамм - волею судеб превратился в мечеть аль-Франкони (повторив тем самым участь собора святой Софии в Константинополе). Во Франции, этой возлюбленной дочери католицизма, и разворачивается действие романа.
   Все перевернулось с ног на голову. Террористами будущего стали бывшие мирные граждане, поруганные террористами сегодняшними. Образовав группу Сопротивления, новые макисары заняли катакомбы Парижа, периодически нападая на особо рьяных активистов шариата, устраивая мелкие теракты и убивая ненавистных правоверных. Но война эта рано или поздно обречена на поражение, ведь социальная база Сопротивления - гетто - уменьшается с каждым годом. Однако власти, напуганные чередой особо дерзких убийств, организованных повстанцами, решают ускорить процесс и уничтожить гетто. Самым простым и эффективным способом - поголовным убийством жителей. Лидеры макисаров - известная террористка русского происхождения, тайный шпион-серб, работающий под прикрытием и последний в Париже католический священник - случайно узнают об этих планах, и, после недолгих размышлений, решаются на безнадежный и отчаянный шаг - захватить собор Парижской богоматери и отслужить там последнюю мессу. А после - взорвать здание, дабы не отдавать его вновь на поругание правоверным. Ведь настоящий капитан не оставляет своего судна и гибнет вместе с ним. Все так и происходит - взрыв уносит жизни последних лидеров сопротивления...
   Еще не дочитав роман, вдумчивый читатель задастся вопросом - а разве может так случиться на самом деле? Смогут ли придти к власти в объединенной Еврабии двадцать первого века исламские экстремисты? Сумеют ли они насильственно обратить в мусульманство европейские народы? Рискнут ли физически уничтожить остатки непокорных? И я, к сожалению, вынужден сказать - да. Это не самый вероятный вариант развития событий, но очень правдоподобный. Вспомним, хотя бы, октябрь семнадцатого, когда власть оказалась в руках тех, кто просто смог ее потом удержать... Если разумные и прагматичные политики будущей Еврабии не сумеют справиться с крайними течениями исламизма, толпы необразованных мигрантов возьмут власть сами. И тогда мало не покажется никому. С этим посылом книги и с предложенным вариантом развития событий нельзя не согласиться. Потому как нечто (хотя и отдаленно) похожее мы могли наблюдать... в Чечне недалекого прошлого. Вам, читатель, хотелось бы увидеть Шамиля Басаева (к примеру) президентом России?
   Однако на этом прогностические плюсы текста заканчиваются. Потому как кроме Чечни (если уж именно ваххабитов автор экстраполировала на будущих властителей Еврабии), мусульмане на территории России вполне спокойно и мирно живут, к примеру, в Татарстане, много людей этой национальности в Ульяновской области, да и многих других. И они совсем не похожи на тех "отморозков", что руководят в романе Еврабией будущего. Между православием и исламом вообще сложились давние и тесные связи (во многом благодаря этому на территории России за всю историю ни разу не было серьезных столкновений на религиозной почве), и потому применительно к нашей стране подобный сценарий развития событий сегодня выглядит по меньше мере весьма и весьма сомнительным. Что же до просвещенной, но весьма далекой от глаз рядового российского обывателя Франции - то, повторюсь - все может быть в подлунном мире. Особенно если французы и сами собственным бездействием подкинут соломинку в священный и праведный огонь будущей исламо-христианской войны. Ведь глупость и слабость на протяжении всей истории чаще всего становилась поводом оказаться втянутыми в страшный водоворот кровопролития. И в этом плане роман, несмотря на всю его неполиткорректность, а временами и откровенную провокационность - становится очень ценным инструментом предупреждения. Так же, как твердые убеждения автора могут стать жизненно необходимым атрибутом любого христианина, желающего оставить свой след на земле, которую у него попытаются отобрать.
   Достаточно заметно автор акцентирует то, что в будущей Еврабии практически остановится развитие науки и техники, в упадок придет искусство. Все это Елена связывает с мировоззрениями мусульман и их отношению к жизни и религии. Весьма спорное утверждение, особенно учитывая достаточно успешное развитие такого субъекта Российской Федерации, как Татарстан. Понятно, что там сейчас и близко нет того миропорядка, который показан автором, но все же... Очень сомнительное предположение, что способность к аналитическому мышлению связана с генетикой человека или, тем паче, его религиозными убеждениями. Первое напоминает национализм, второе - откровенную провокацию. Известно, что восточный менталитет более склонен к созерцательному мировосприятию, но в неспособности рационально мыслить азиатов и арабов никто еще не обвинял, и подобное утверждение автора всерьез воспринимать просто невозможно.
   Шаг на очень скользкую дорожку - рассмотрение внутренней сущности ислама и сравнение его с сатанизмом. И, хотя, в романе логика такого сравнения прописана достаточно четко и убедительно, уверен - мусульмане-богословы камня на камне не оставят от этого утверждения. Однако эта предпосылка очень эффектно работает на создание напряженной атмосферы в романе - автор недвусмысленно намекает, что любой христианин просто обязан после этого сравнения люто возненавидеть мусульман. Хотя, лично мне этого почему-то не захотелось. Скорее, возникло желание пожалеть и при удобном случае - наставить на путь истинный. Ведь они, соответствии с христианскими догматами, после смерти обречены на вечные муки... Какая уж тут ненависть - спасать людей надо!
   Отдельного разговора заслуживают персонажи романа. Выделить самого главного, на мой взгляд, очень непросто. Это и молодой француз Эжен-Оливье, рядовой участник сопротивления, предки которого много веков были почетными участниками католических месс в соборе, и девушка-подросток Жанна, отчаянная партизанка и бесстрашный подрывник армии освобождения, и отец Лотар, последний из оставшихся священников в Париже, и Слободан Кнежевич, серб, человек - видевший гибель и разорение свой родины, а теперь - секретный агент России на территории Еврабии, и София - лидер макисаров, еще девочкой пострадавшая от рук Чеченских боевиков. Все персонажи живут во Франции и действуют на благо сопротивления и христианской веры, и пути их странным образом переплетаются вокруг стержневой идеи романа - гибели традиционной европейской цивилизации. При этом жизненный путь Софии освещен достаточно подробно, включая детские воспоминания о судебном процессе, оправдавшем террористов, которые отрезали маленькой девочке палец. Много внимания уделено прошлому семьи Эжена-Оливье, описанию важных католических ритуалов (к примеру, мессы) и основополагающих постулатов католичества. Остальные герои прописаны заметно хуже, однако при этом они играют очень существенную роль в развитии сюжета. Особо стоит остановиться на девочке - Валери. Малышка не в своем уме, таких людей в старину называли "юродивыми". Ее поведение удивляет коренных французов и ввергает в ужас мусульман (которые прощают ей даже оскорбления - совершающих намаз верующих девочка называет "задницами") - на руках Валери незаживающие стигматы и она говорит слова, от которых веет откровением... Образ девочки очень сильно влияет на атмосферу романа - он определенно удался автору, хотя использование его - это удар ниже пояса. Ведь страдания ребенка никого не оставят равнодушным. Но, повторюсь, именно этого автор хотела, и это у нее получилось.
   О прочих художественных достоинствах книги рассуждать сложно. Потому как читается она тяжело, особенно первая треть. Автор довольно сумбурно и непоследовательно знакомит читателя с внутренним мироустройством и логикой будущего. Характеры героев и описательные моменты даны в минимальном объеме, необходимом (и достаточном) для развития сюжета, но не более того. Действие скачет по миру романа, генеральной линии обнаружить невозможно. Сцены меняются в произвольной последовательности, часто знакомя нас с наиболее яркими и неоднозначными реалиями будущего, которые непосредственно к сюжету имеют весьма отдаленное отношение. Я понимаю, они призваны заставить нас содрогнуться или - того хуже - возненавидеть жизненный уклад мусульман Еврабии. Но, все-таки, покупая художественную книгу, я бы хотел прочесть увлекательный и интригующий текст о "Полях битв будущего" (как это указано в аннотации к серии), а не с большим трудом продираться через тяжелый и временами журналистский стиль произведения. Уверен - если бы автор не торопилась вынести свои мысли на суд читателей и дай она тексту хотя бы небольшое время вылежаться и утрястись (а заодно себе - время отшлифовать его) - книга получилась бы намного лучше и "весомее". Потому как сейчас ее сумбурность действительно соответствует очень "легкомысленной" обложке, где "футуристическая полуобнаженная амазонка" сжимает в руках пистолет-пулемет времен второй мировой войны.
   Пара слов о жанре - книжка вышла в составе фэнтезийной серии. Это очень удобное прикрытие, однако единственное упоминание о "чудесах" в романе сводится к эпизоду о штурме войсками Еврабии греческой горы Афон. По непонятным причинам техника арабских войск начала ломаться, отказывать и вообще вести себя очень странно. В результате атака провалилась, и теперь православная Греция платит Еврабии дань. Если по мнения автора этого небольшого сказочного эпизода с описанием мистических чудес достаточно, чтобы отнести роман к жанру фэнтези, то лично я все же считаю иначе.
   И все же, не смотря на все огрехи, книга эта - в первую очередь, для людей думающих и внимательных. Понимающих, что намного лучше испугаться заранее ужасам вымышленным, чем в реальности видеть пусть, возможно, и не столь категорический, но от того не менее неумолимо-схожий вариант развития нашего с вами будущего. Автор не зря анализирует причины потери католической паствой духовности, находя их в недавно произошедшем в католической церкви расколе. Признайтесь - многие ли из вас, читатели, знали об этом? А Елена весьма убедительно и последовательно доказывает, что реформация сложившихся и устоявшихся ритуалов и процедур священнодействия крайне негативным образом влияет на умы и настроения верующих. И с этим трудно не согласиться. Вера - тонкая субстанция, ее легко разрушить, но очень трудно потом вновь соткать из нитей поиска истины паутину священной тайны бытия.
   Вот таким я увидел роман Елены Чудиновой. Сложным и простым одновременно, пугающим нас гипертрофированными негативными тенденциями сегодняшнего дня и анализирующим возможные причины гибели христианской культуры в Европе. Жестким, потому что он показывает нам всю неприглядную изнанку доведенного до абсурда Ислама. И наивным, полагающим - что одного лишь укрепление католицизма достаточно, чтобы разом изменить запуганный современной политкорректностью разум европейского обывателя. Все это так... и не так одновременно. Но книга - хороший повод задуматься самому и искать выход. Выход для всех нас, ведь Россия - все же часть Европы, даже если это кому-то кажется неправильным. И пути решения конфликтов, на мой взгляд, нужно искать в создании новых систем общечеловеческих ценностей, доступных и понятных людям разных национальностей или вероисповеданий. А не пытаться ответить одной религиозной доктриной на другую, всего лишь более молодую и дерзкую.
   Но, несмотря на это, религиозные убеждения и твердая позиция Чудиновой достойны уважения и внимания. Причем не только со стороны христиан, но (несмотря ни на что) и со стороны мусульман. Потому как вряд ли лидерам Ислама хочется новых всемирных религиозных войн и утверждение учения пророка Магомета в таком страшном виде, как оно показано в этой книге. Иначе будущее станет катастрофой для всех - и для европейцев сегодняшних, и для мусульман - завтрашних. Потому как, по моему скромному мнению - европейскую цивилизацию хоронить пока еще рано...
   И все же, если война начнется - умение ненавидеть станет необходимым инструментом в предстоящей борьбе. Если сегодняшние арабские подростки, жгущие машины во Франции и взрывающие бомбы в супермаркетах не научатся думать сами и будут как и прежде безоглядно верить сомнительным духовным лидерам - третья мировая война неизбежна. И разменной картой на этой войне станут страны и народы, сегодня мнящие себя могучими и развитыми во всех отношениях. Тогда мало не покажется никому, и книга Чудиной рискует стать одним из учебников ненависти и умению выживать тогда, когда против тебя все и вся на свете. В этом и есть ее апокалиптическая ценность...
   Рецензия вышла не менее сумбурная, чем сам роман - и, наверное, это правильно. Ведь спокойно и взвешенно говорить о том, что веками раздирало народы и континенты - невозможно. Ты и Они, добро и зло, любовь и ненависть... Мы так привязаны к двуполярности мира, что по-иному не можем... И Мы, и Они... Здесь все равны. В этом наше счастье, и наше проклятие. Потому что выхода их этой ловушки нам не смогла показать и книга Елены Чудиновой. Именно поэтому в ее романе взлетает на воздух заминированный Нотр-Дамм, знаменуя тем самым конец Европы во всех смыслах этого слова. Гибнет величайшее произведение западной культуры и религии, унося с собой последних борцов за те ценности, которые тысячелетиями были основополагающими в европейской культуре. У лидеров сопротивления нет больше ни сил, ни надежды. Им не за чем жить. А нам, сегодняшним читателям книги - пока еще есть, за что бороться. И лучше быть сильными, чтобы не допустить начала новой войны, чем собственной слабостью и, тем паче, глупостью ее спровоцировать.
   Такие сейчас времена...
   В заключение хочу привести строчки, которые очень точно характеризуют ощущение, оставшееся у меня после прочтения книги.
  
   Мир умирал от скуки
   Я был в первых рядах
   Невежество в масках науки
   Свой распрямляло стяг
  
   Стесняться такого не надо
   Эмоции бьют через край
   Мы больше боимся ада
   Чем верим в пресветлый рай
  
   Дымились от ярости перья
   Горел от похоти взгляд
   На алтаре или в келье
   Невинность вдыхала смрад
  
   Срывались с накатанных рельсов
   Колеса христовой любви
   За гримом из "задниц" и фейсов
   Скрывая последние дни
  
   Мир умирал от скуки
   Я был в первых рядах
   Надеясь, что господь успеет
   Над миром развеять мой прах...
  
   Денис Щемелинин
   смею надеяться - вдумчивый читатель
   май 2007
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"