Аннотация: Несколько авторов СНП-2007 попросили меня высказать свое мнение
Поцелуй Дементора
Обзор текстов
(исключительно по заявкам)
Доброго! Прежде всего, хочу предупредить: никаких конкретных оценок в данном обзоре не будет. Судьи (и я в том числе) оценили все так, как хотели и сумели (даже если рассказ не прошел предноминацию СНП-2007). Вычиткой также заниматься не буду - разве что бросится в глаза. Все ниженаписанное - это просто мысли вслух. Да, еще, оставлю за собой право отказывать в рассмотрении без объяснения причин - ибо, как я уже говорил, не всем слова Дементора нужны и полезны. Да и зачем устраивать еще один мегаобзор на СИ?
Итак: хочу отметить, что, на мой взгляд, это совсем не сказка. Это притча. Притча о неосуществимых желаниях, неразделенной любви, неоцененном самопожертвовании и... бессмысленности бытия. Ибо девушка любила символ, сумела объять необъятное и - в итоге - даже не оглянулась вслед вспорхнувшей и улетевшей вдаль птице счастья. Хотя, долгие годы птица эта сидела у нее на плече. А символизировала эта птица живой ум и недюжую силу воли девушки. Впрочем, как всегда, сила эта была растрачена впустую. Эх, как говориться, ее бы, да в мирных... Но обо всем по порядку:
Стилизация. Не слишком качественная - встречаются и неологизмы и просто современные обороты речи. Автор, к сожалению, не сумел вытянуть стилистику на уровень качественных самиздатовских притч, которые частенько выигрывают конкурсы. Хотя задумка была на миллион.
Язык. Живой, динамичный. Но образы все-таки немного скомканы. Картинки сцен рисуются из знакомых шаблонов, так как автор не захотел прорисовывать собственные текстуры, а увлекся динамикой. Разумного баланса не получилось.
Герои. Эпизодические, включая императора, работают исключительно на сюжет. Своего в них мало, впрочем, автор стремился к этому сознательно. Перипетии героини напомнили многочисленные опусы про Иванов дураков/царевичей, мотаемых по миру несердобольными авторами по десять раз из одного края мира в другой. Сама героиня прорисована, конечно, получше, но особой живости и в ее характере так замечено. Образ стирается из памяти моментально, остается только некая схематичная девушка, прошедшая семь кругов ада. Впрочем, среди притч это явление весьма распространено.
Сюжет. Если отбросить, возможно, лично мои придирки к излишне бодрому ритму, не дающему разуму прочувствовать вкусность сцен, он хорош. С фантазией у автора все в порядке, технике он подучится, а само действие увлекает уже сейчас. Единственно, что хотелось бы подметить - все же маститые и опытные авторы обычно делят сюжет на отдельные сцены и переходы между ними. Это не дань моде, просто мозгу читателя так проще - дифференцированное действие запоминается лучше.
Идея. О, про внушаемость нашего организма в целом, и мозга (не поминая всуе) в частности - говорено много. Но в банальности автора я упрекать не стану - все же про это пишут заметно реже, чем про очередных инопланетян, междумирье и магов/ведьм. Философия интересная, не возражаю.
Придирки. Итак, главная - почему девушка полюбила императора? Отсутствие описания этого базового условия в сюжете меня немало смутило. Понимаю, поговорка есть - про любовь к козлам. Но правитель вроде и не особый парнокопытный. Однако и харизмы заметной в нем не обнаружено. Они встречались раньше или она его только по телеви.. ой, простите - на площадях по большим праздникам видела? Может, она колдунья и у нее есть магический шар? Или она просто, как и остальные миллионы простолюдинок, полюбила символ? Версия самая вероятная, но - не похожа девушка по складу характера на любительницу фетишей. Не баловство это, не девчачьи слезки под подушку на форе мегапостера кумира, не истерические стенания расфуфыренной куклы и не гламурная охота светской львицы. Девочка умная, целеустремленная... и полюбила пустоту. Скорее, главная трагедия рассказа именно в этом - в необоснованной любви, как бы странно это не прозвучало... А если принять этот тезис как заданное граничное условие - текст становится решением логической задачки в абстрактной литературной задаче. И все приключения героини, все эти гонки по вертикали/горизонтали мира становятся шестеренками, которые двигают платформу героя в нужном автору направлении. Сюжет планомерно и методично демонстрирует то, что прошло очень-очень много времени, а героиня этого и не заметила. Отсюда и скомканность сцен, хаотичная череда странствий, ощущение бесконечного и бессмысленного поиска...
Мысли мои. Возможно, я тоже еще весьма горяч и молод, но я знаю чем занять вечность. Жаль, я тоже никогда не узнаю, кто и где для меня ее может искать. В это и соль, скорее всего. И, все же, рассказ мне запомнится... Финалом. Ведь со смертью объекта любви частенько умирает и сам любящий. Безотносительно к вечности.
Интересный рассказик с кусочком саспенса в конце. Не страшный, скорее - милый своей непосредственностью. "Скушают тебя, мил человек, дракончики-тараканчики, не валнуйси..." - сказала бабушка Ягуси.
Совершенно не понял к чему эпиграф. Может, знаний не хватает (мне).
Стандартный разбор тут не походит - объем мал - потому ограничусь размышлизмами.
Я не случайно сравнил ирвингов с тараканами и, конечно же, имелись в виду те, что селятся в головах. Именно они чаще всего становятся причиной трагедий, не связанных с естественным старением организма. А то, что трагедия намечается, у меня сомнений нет. Сложно кормить собственными индивидуальными эманациями чужие идеи. Обычно, они вас пожирают.
Мысли героя, выделенные курсивом, по моему мнению не столь уж красноречивы. Ожидал увидеть в них схематичную суть идеи (как это часто делают), но разглядел лишь контекстную объясняловку. Можно делать и так, но эффект - как от прошлогодних елочных украшений. Красиво, но феерии не сделать.
Стилистика хорошая. Язык чистый, но без красивостей. Это будет следующим этапом, я уверен. Не боги-горшки стоят на полке, пока лишь глина, но качественная. Вот...
Что еще сказать? Мораль сей басни не ясна. Не садится к незнакомым мужчинам в авто? Так профессия такая... И, простите, без сексуального подтекста - хоррора здесь не получится. В лучшем случае - этакая интеллектуальная пожираловка тушки-души человека. Да и то - вы последней фразе даете намек, что хотя бы в принципе, герой еще может выпутаться. А не должен бы... Если же должен (трудно угадать мысли автора на расстоянии и не видя глаз:), то слишком мало их, этих намеком на грядущий хэппи-энд. Так что я до конца и не определился - уже сочувствовать вашему герою или пока еще болеть за него.
Итоги: писать дальше стоит, но если хотите специализироваться на хорроре-мистике - надо поработать под техникой саспенса. Пока не тревожно и особо не страшно. Милые такие дракончики, видами мы гадость и похуже.. Удачи!
Да, именно так и влюбляются дамы-спортивные болиды. Как точно вычислил автор... С какой безнадежной прямотой он высказал это им в лицо ;) Держитесь теперь - вооруженные этим знанием мужчины вам проходу не дадут, нанося превентивные удары в бампер.
Особенно порадовала незатянутость повествования, хотя все необходимое для раскрытия идеи - есть. "Тачки" отдыхают, безусловно:) В остальном - ну, автора можно избавить от советов "пиши еще", она уже давно выросла из этого периода. Скажу лишь, что буду навещать, если позволит (дай бог разобраться с ее адресами и прописками). А вот депрессивность оболочки текста - явление проходящее. Сами знаете, уважаемая, почему...
Да, подмечу очень точное название. Просто прелесть!
Привет хорошим знакомым! Ведь на момент обращения, Алекс еще не знал, кого скрывает маска Дементора.
Рассказ-дневник о том, что со смертью шутки плохи. Ее юмор невообразимо специфичен для нас - простых смертных.
Мне очень сложно разбирать подобные тексты, потому что еще ни разу не возникало желания рисковать от скуки. Может, скуки мало, может - потребность в адреналине ниже средней. Не могу я поставить себя на место "целевой аудитории" - людей, готовых приставить дуло к виску из-за мучительной вселенской скуки, никак не могу. Могу только попробовать.
На мой взгляд, философское самокопание - она же псевдонаучная рефлексия - в который раз побеждает над динамкой событийного ряда. Это практически стало фирменной, но не красящей, чертой подобных дневников. Конечно, человек не будет размышляя, прогонять в голове события, записывать хронометраж. Ну, а нам, читателям, что делать? Скучно же...
Еще лично мне не хватило события-индикатора. От чего и почему в голову ГГ пришла мысль начать проверять дни таким образом? Что случилось такого, что подвигло его на подобные размышления? Ведь даже скука не появляется внезапно, как аппендицит... Что-то ей предшествует, однако. Этого в тексте нет.
И еще - "Если зря - щелчок, если нет - выстрел". Имхо, самое матёрое, но я бы считал иначе...
Надеюсь, следующие произведения автора будут более оптимистичными ;)
Художественно я высказался по этому рассказу в финальном обзоре СНП-2007. Теперь попробую поразмышлять, да простит меня автор.
Мне не понравилось звучание "Оролурон". Энолурон - гораздо симпатичнее фонетически. Особенно если "Энолу - Рон". Вот такое имхо.
В остальном, на мой взгляд, слишком долгое вступление для не столь уж яркого эпизода с танцем. Соединенная любовь, безусловно, достойная идея для рассказа, но я, если честно, ожидал большего при таком-то замахе.
Совершенно шикарная сцена встречи барда и Харлопа. Неплохо описан процесс встречи гостей. А вот финальная сцена с танцем на фоне предыдущих показалась мне менее проработанной, более схематичной.
Вставки мыслей органичны, к месту, ощутимо помогают почувствовать внутренний настрой героя. Вообще, у автора очень хороший потенциал, приличная техника и легкий приятный стиль изложения. Глубина же придет со временем и опытом. Искренне желаю удачи!