Щемелинин Денис : другие произведения.

Не бойтесь Монстра без головы! (Тайна графа Эдельмута, Мелкумова)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на роман Анжелины Мелкумовой "Тайна графа Эдельмута"


Не бойтесь Монстра без головы!

Может, если головы нет, то сердце от этого только больше и горячее?

Рецензия на роман Анжелины Мелкумовой

"Тайна графа Эдельмута"

Обложка []
  
   Если вам, уважаемый читатель, скажут, что ужасный Монстр без головы похищает и съедает на завтрак хорошеньких маленьких девочек - ни в коем случае не верьте! И когда попробуют убедить в том, что душу живого существа никак не получится извлечь и запереть в колбе, а самого несчастного превратить в дикого зверя - не слушайте! Ведь все это неправда. А уж если, ко всему прочему, вам предложат попробовать щепотку соглашательного порошка, так и вовсе бегите прочь! Немедленно! Потому, что коли вы по-настоящему любознательный читатель, то вам еще предстоит узнать очень много интересного. Например, как подружатся Эвелина, дочка пропавшего графа Эдельмута, воспитанная в приюте у матушки Молотильник, и Бартоломеус из рода Безголовых, меняющий головы - как перчатки. Или как будет вызволен из колдовского плена сам несчастный граф, которого злой колдун Шлавино лишил человеческого облика, а также случайно выяснится, что Святая Матильда хранит очень большую тайну. А под занавес увлекательнейшей истории о приключениях Эвелины и ее друзей, вам, дорогой читатель, придется задуматься: что важнее - искренняя любовь и привязанность или же кровные узы? Согласитесь, весьма непростой вопрос даже для самой необыкновенной детской сказки.
   А вот если первый абзац рецензии заинтересовал многоуважаемого читателя, то добро пожаловать дальше. Теперь мы рассмотрим новый роман Анжелины Мелкумовой "Тайна графа Эдельмута" со всей возможной тщательностью и беспристрастностью.
   Итак: коварный и расчетливый колдун Шлавино в один прекрасный момент решает стать дворянином и прибрать к рукам имение и богатства семейства Эдельмут. Он мастерски устраняет со своего пути самого графа, превращая его в пернатое создание, а затем очаровывает новоиспеченную вдову, женится на ней и получает совершенно законный дворянский титул. Теперь ему мешает одна только годовалая дочка графа - Эвелина. Нанятый слуга крадет ребенка, но не решается убить ее и подкидывает девочку к дверям монастыря, где малышку вряд ли ожидает счастливое будущее. История начинается с того момента, когда злой волшебник Шлавино спустя десять лет узнает о том, что маленькая Эвелина все еще жива, и решает довести начатое дело до конца. Он отправляет людей за девочкой, желая вернуть малышку в родной замок и коварно погубить дитя. А несчастная сиротка радостно ждет встречи со своим внезапно обретенным родственником...
   Пересказывать весь сюжет я не стану. Иначе читать роман будет не интересно, а отнимать у купившего книгу человека таинство первой встречи с неизведанным миром - нечестно. Отмечу лишь, что перипетии сюжета действительно мало кого оставят равнодушным, а автору удалось в полной мере и закрутить лихую интригу, и наполнить книгу неожиданными поворотами в судьбах героев, и даже обстоятельно раскрыть характеры персонажей. Вот именно к непосредственным участникам раскрытия тайны графа я и хотел бы сейчас присмотреться повнимательнее.
   Герои:
   Основных действующих лиц в романе несколько: это, в первую очередь, сама Эвелина, ее подруга - Марион, горничная из замка Наводе; Бартоломеус - управляющий имением, граф Шлавино - злой волшебник и главный отрицательный персонаж; Вилли Швайн - слуга графа Шлавино; Пауль - мальчишка, превращенный колдуном-графом в большущего кота по кличке Фауль, и, естественно - сам граф Эдельмут, томившийся долгие годы неизвестно где.
   Эвелина
   Девочку в сиротском приюте воспитывали без любви и ласки, но Эвелина сумела не озлобиться и вовсе не похожа на малолетнюю преступницу-бандитку, ненавидящую и презирающую всех взрослых без разбору. Но она и не сломалась, не подчинилась правилам жестокого окружения. В критический момент девочка сумела постоять за себя, смогла найти силы и сбежать из замка, как только узнала, что граф замышляет недоброе. Проявив стойкость и упорство один раз, в дальнейшем поступать так же и проще, и труднее одновременно. К чести Эвелины, она не пала духом, не отступила от единожды намеченной заветной цели - найти и спасти родного отца. Несмотря на все трудности и опасности, поджидавшие ее на каждом шагу, а так же преследование колдуна Шлавино, малышка добилась своего. Но, обретя потерянного отца, девочка столкнулась с такой бедой, о которой и помыслить не могла! И лишь поддержка настоящих друзей, их любовь и забота помогли девочке миновать и эту темную полосу в жизни. Стойкости и силе духа Эвелины можно только позавидовать, и этот образ должен стать хорошим ориентирам многим девочкам, в жизни которых с самого рождения все складывается не так радужно, как в старых добрых сказках. Особенно нужно отметить, что образ выписан автором без неуместного здесь пафоса, поведение девочки, ее мысли и поступки очень человечные, простые и понятные каждому. Ее горе невольно разделяешь, сопереживаешь ее страданиям и разочарованиям. А выбор малышки в финале книги и ее дальнейшая судьба уж точно никого не оставят равнодушными.
   Бартоломеус
   Любая сказка тем и отличается от реалистичного произведения, что позволяет говорить с ребенком на более красочном и образном языке. Быль и небыль, правда и вымысел, волшебство и магия помогают автору в наиболее удобной форме реализовывать свой замысел, показать ситуацию максимально ярко и, одновременно, не слишком категорично. А еще - научить ребенка видеть мир таким, какой он есть, а не каким нам его навязывают штампы и стереотипы. Потому даже самый страшный Монстр без головы на поверку может оказаться добрым и чутким, внимательным и терпеливым. Одним словом - хорошим! Вот и наш Бартоломеус: хоть и хранит в сундуке пару десятков запасных голов, но в жизни не сделает никому плохого, да и другим безобразничать не позволит. Лишь только он понял, что малышке Эвелине грозит опасность, как сразу же пришел на помощь, не испугавшись мести колдуна Шлавино и его подручных! Бартоломеус прожил много лет в заброшенном замке Наводе один, не надеясь на чью-либо помощь. Конечно же, появление хозяина имения, да еще с прелестной дочкой, очень его порадовало. Но тут же перед ним встала дилемма: принять сторону Шлавино и выдать девочку колдуну или помочь ей бежать. Бартоломеус не мешкая выбрал второе, а в дальнейшем сделал все, чтобы помочь девочке найти и освободить из плена настоящего отца. Но самый главный выбор Бартоломеуса заключался даже не в этом - когда стало ясно, что спасенный граф Эдельмут вовсе не любит дочку и рад бы как можно скорее избавиться от нее, Бартоломеус вновь остался рядом с Эвелиной. Вот так и оказалось, что самый настоящий Монстр без Головы делами и поступками доказал свое право стать лучшим из возможных родителей для маленькой Эвелины и ее подруги Марион.
   Марион
   Девочка-погодка Эвелины, Марион оказалась в центре невероятных приключений случайно. Нанятая прислуживать дочке графа, она стала свидетелем разговора Шлавино со своим поручным - Упырем, настоящим вампиром, в замке которого тоже жили одни только кровопийцы. С этого момента судьба девочки тоже была предрешена. Марион сбежала вместе с Эвелиной и в дальнейшем разделила с ней все тяготы и лишения на пути к счастью. Веселая и никогда не унывающая, она очень помогала Эвелина эмоционально, и оказалась незаменимой сиделкой, когда та заболела. Простой и бесхитростный характер Марион, ее жизнерадостность и умение помогать в трудную минуту рисуют очень позитивный образ компаньонки главной героини.
   Вилли Швайн
   Судьба этого персонажа изначально трагична. Превращенный в человека из дикого кабана колдуном Шлавино, Вилли оказался в положении крайне зависимого существа. Сам Швайн не знал тайны своего происхождения, и лишь случай помог героям раскрыть этот секрет. Вилли подружился с Бартоломеусом и в критический момент перешел на сторону Эвелины, а затем очень помог безголовому во время путешествия в замок Упыря. Но коварный и хитрый Шлавино разбил колбу Вилли, вернув Швайна к жизни в лесу, и лишь невероятное везение помогло тому вновь стать человеком.
   Пауль или кот Фауль
   Превращенный колдуном Шлавино в животное, половину книги Пауль в виде кота просто путешествует вместе с девочками и Бартоломеусом, разряжая своим присутствием гнетущую атмосферу постоянной опасности. И лишь обретя человеческий облик, он становиться по-настоящему влиятельным членом команды. Однако и этого времени ему хватает, чтобы раскрыться. Мальчишка оказывается очень внимательным, умным и смышленым. Его идеи несколько раз помогали компании в разрешении сложных ситуаций.
   Граф Эдельмут
   Расколдованный граф Эдельмут, прирожденный дворянин, на поверку оказывается очень непорядочным человеком. Он не только крайне холодно встретил дочь, которая много сделала для его спасения, но еще и отказался выполнить обещание - дать свободу городу Альтбургу, который с давних пор платил дань графу. Всем своим поведением с момента очеловечивания Эдельмут демонстрировал самые негативные черты феодальных дворян, которыми их награждали современники. Он был высокомерен, чванлив, чрезмерно горд, и, к тому же, изрядно труслив. В результате, как это и должно происходить в хорошей сказке, граф вновь оказывается в теле животного.
   Идея:
   Рассмотрев героев повнимательнее, мы понимаем, что они как нельзя лучше подходят для раскрытия основной идеи произведения. А она, на мой взгляд, заключается в следующем: не тот родитель, кто на свет произвел, а тот - кто полюбил и воспитал. И действительно, как часто в нашей реальной жизни дети не осознают этой сложной и одновременно простой истины. Страдают, не находя понимания у родителей, не чувствуют их ласки и внимания. А выход - он зачастую рядом, но когда приходит ясность, часто уж поздно - большая часть жизни прожита и оставила неизгладимые шрамы на ранимой детской душе. Вот бы и социальным органам опеки лучше прорабатывать данный вопрос и оперативнее принимать решения в ситуациях, когда детям требуется незамедлительная помощь. Тогда бы намного больше детей после прочтения романа Анжелины могли сказать любимым мамам и папам: "Какая невероятно увлекательная, но крайне нереальная сказка. Родители так никогда не поступят!" Как жаль, что сейчас это не так! Оглянитесь вокруг - сколько несовершеннолетних подростков сегодня и сейчас находятся в ситуации, так похожей на череду бед Эвелины? А ведь между нашим тысячелетием и эпохой средневековых замков прошло немало времени.
   Сюжет и логика:
   Мир вокруг действия романа живой, и герои с ним органично взаимодействуют. На главную сюжетную линию - поиски графа - накладываются второстепенные: борьба за свободу города Альтбурга, освобождение окрестных поселений от бесчинств кровожадных обитателей замка Залесом, помощь принцессе Розалине и многое-многое другое. При этом герои романа питаются, спят и иногда даже просто скучают - то есть, живут обычной человеческой жизнью, а не просто существуют подобно героям примитивных компьютерных игр. Заслуживает отдельных слов благодарности и тот факт, что магия и колдовство очень ограниченно используются автором для достижения поставленных целей. Возможность выращивания и использования сменных голов не делает Бартоломеуса всесильным и неуязвимым, соглашательный порошок необходимо незаметно подсыпать в пищу или питье, а обращенное существо живет лишь до тех пор, пока его душа находится в специальной стеклянной колбе. Продуманная система ограничений не позволяет героям совершать невероятных суперменских подвигов и действовать совершенно нелогично и неоправданно сложно достигать поставленных целей в угоду интересам автора. Хотя, возможность выращивать чьей угодно головы из одного только волоска и выглядит иногда чрезмерно большим козырем - невольно напрашивается мысль о том, что кое-каких сюжетных перипетий героям удалось бы избежать, действуй они более рационально. Но удовольствие от прочтения от этого страдает не слишком сильно.
   Язык и стиль
   Стилистика и владение языком - особый пункт, на который хотелось бы обратить внимание. Анжелина Мелкумова относительно молодой автор, и некоторые огрехи в произведении встречаются. Особенно большим минусом в моих глазах выглядит некоторая слабость языка в первой четверти произведения. Видно, что автор возвращалась к этому месту и правила неудачные места, но в целом начало произведения выглядит несколько слабее на фоне остальных частей. Затем, если удастся без потерь пройти вступление и первые главы, действие затягивает, и на мелочи уже не обращаешь внимания. Роман захватывает динамикой действия и берет читателя за душу реалистичным описание невзгод, выпавших на долю Эвелины и ее друзей. В этом ракурсе книга автору определенно удалась.
   Несколько слов хотелось бы сказать о целевой аудитории произведения. В большей степени книга, безусловно, будет интересна детям младшего и среднего школьного возраста, а также подросткам. Но и взрослым я бы посоветовал взять ее в руки и окунуться в перипетии вроде бы неутомительного, но одновременно очень тонкого и вдумчивого произведения. Удовольствие от прочтения я обещаю, но уверен - и задуматься, перевернув последнюю страницу романа, вам будет о чем...
  
   С уважением,
   Денис Щемелинин
   смею надеяться - вдумчивый читатель
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"