Аннотация: Комментарии к произведениям-финалистам конкурса Укол ужаса-4 (2011)
Существует по крайней мере вагон и маленькая тележка способов напугать отдельно взятого человека в отдельно взятый момент времени. Но парадокс в том, что автору в жанре хоррор необходимо угадать именно того человека в подходящий момент. И удается это далеко не всегда.
Лучше всего читать страшные рассказы после полуночи, изрядно взбодрившись чашкой кофе, закусив шоколадкой, устроившись под пледом в пустой комнате, включив в наушниках тихую тоскливую мелодию... но так можно реально сдвинутся от случайного шороха)
Хуже всего читать ужасы в обеденный перерыв.
И, естественно, все это относится только ко мне лично.
Потому я сначала прочел рассказы "по-второму" варианту (сберегая свою не столь крепкую психику). А уж после, во имя торжества справедливости, опробовал вариант первый.
После же, отпившись настойки корня валерианы и глицина, скопировав наименования произведений в ворд, начал вершить суд - сугубо пристрастный и индивидуальный.
И вот что из этого вышло.
PS. Да, тут, вот прямо тут, уже традиционно отводится место под извинения, мол, я не критик, а так, читатель и вообще - не воспринимайте близко к сердцу, и прочая, прочая...
Я скажу кратно - я критикую так, как написал бы я. Не более. Воспринимать комплексно с остальными судьями, и , да, графоманом никого ж не назвал) так что не обижаться. Обижаются ведь только слабые духом)
Терехов А.С.Сепия
Хоррор-миниатюра в декорациях классической английской перепродажи проклятой усадьбы.
Что понравилось: Яркие образы, сформированные первым абзацем, нижняя фотография.
Что не понравилось: финал рассказа ясен со второго абзаца... "все умрут". Отсутствие "легенды" про девочку - какие вещи папа не давал ей брать, почему, что она сделала, за что ее заперли так надолго и в таком холоде, что ей пришлось аж разжигать костер, что за садисты такие родители. Где была мама и т.д., т.п...
Что заставило задуматься: 4 блок. Я так понял, что именно этот агент по недвижимости продает поместье уже второй паре покупателей? А первая - они что, умерли? И это никого не насторожило? Или просто не купили?
Рассуждения: все же полноценного рассказа-хоррора не получилось. Некоторые фразы заставляют насторожиться, почувствовать приближение опасности. Страшные руки (и немного глаза) девочки, протянутые к разуму читателя, заставляют солнечное сплетение тоскливо сжаться. Но не более. Возможно как раз тому виной чрезмерная отрывистость изложения.
И еще, совершенно непонятно, что именно привело к появлению "проклятия" в доме. Просто сгоревшие дети? Почему именно в этом доме, именно эти дети?
Итог: негде мысли развернутся и свернуться от ужаса. Картинка с мертвой пугающей девочкой, которая хочет поиграть, все же несколько шаблонна. Реакция героя тоже слишком кратко подана (я бы тупо заорал от страха. Вот если бы был знаком с ней скажем при жизни, тогда может быть и дал так покорно себя убить). Хотя в заданном объеме менять что-то смысла нет.
В теоретической десятибалльной системе текст получил бы баллов 6-7.
TrinityВзгляд изнутри
Хоррор-блокбастер: СуперПетр против Мегаинсекта!
Что понравилось: Четкое видение конкурсного задания. Масштаб действия. Глобальность. Логика сюжета.
Что не понравилось: Описание сцены боя. Как уже говорили, нет ясности: как, чем и почему мальчик победил. Нужен ли пафос с полетами (во сне и наяву). Есть еще небольшие вопросы из области исходных данных по проявлению героев, например лично мне кажется несколько навязанной позиция авторов том вопросе, что из побитого жизнью и суко-женой старого офисного работника непременно вырастет монстр, а из обделенного родительской лаской и унижаемого парнишки - непременно так сразу и герой. Штамп налицо: старые больные люди - злые, сиротки - добрые. Лично я бы из них обоих сделал монстров, и только в конце...
Рассуждения: Нафиг вообще этот шаблонный паук? Только чтобы максимально приблизится к картинке? Места в тексте у вас достаточно, фантазией бог тоже не обидел - придумайте иной способ привязаться к нитям жизни! Пусть Вань Ваныч сам как то станет пауком!. Пусть сначала сам этого не понимает, пусть ворует энергию, что ли. А уж после, когда во вкус войдет... А сейчас же своим существованием этот инопланетный монстр (кстати рожденные на планете? Так он из нашей материальной реальности? Точно не из тонкого мира?) в некотором смысле оправдывает ИИ - мол, если бы не паук, то ничего такого страшного ИИ и не сделал бы. Так, обматерил жену и все. И мальчик бы тоже не стал героем.
Итог: чуть-чуть не дотянули. Пафос чистить (это долго и трудно, но надо). Больше оригинальности хотелось бы) А в целом весьма значительный шаг вперед!
Бэд К.Конец закрытого города
Безумно страшно вынужденно любить чудовище.
Что понравилось: Атмосфера города и психология отчаяния матери. Просто семь с плюсом (по 5 бальной). Термин "Киевец", есть в нем что то невероятно отчаянно-ужасное.
Что не понравилось: Не смог найти следы картинок. Плюс автор сам, честно признается, что рассказ давний и НЕ написан специально на конкурс. Даже не знаю, что делать.
Размышления: Эм... а про что рассказ? Набор классных, литературных во всех смыслах декораций, плюс качественный психологический "движок". Сюжета нет. Да, название как бы намекает - тут про то, что "все закрыто, цирк уехал, клоунов добили". Но, все равно, чувствуешь себя обманутым)
Итог: Вполне достоин, если бы не вышеперечисленные но...
Вербовая О.Л.Воронье Гнездо
Медвепут Овечкеволкович Диктаторов - наш кандидат в преисподню.
Что понравилось: первая половина произведения.
Что не понравилось: вторая половина произведения)
Размышления: Ну, вот не знаю... если нарочитая нелепость судебного процесса объясняется утрированием реалий и прочими условностями (например, вряд ли судья в нашем мире скажет, что заключенный будет сидеть в Вороньем гнезде, там у них циферки есть и обозначения), то странное поведение судьи на пенсии никак не соответствует его описанию в первой части. Собственно, а что мешало его "немножечко" репрессировать, отобрать привилегии, и тогда его поездка одного на машине на дачу для разгребания снега - вполне даже читается без диссонансов. Потом - уточните месторасположение этого "Гнезда". Судя по тому, что в нем "хоронили" сильно-неугодных власти, оно должно располагаться на значительном удалении от мест человеко-насыщенных (как минимум из-за менталитета русско-говорящих читателей, у нас все тюрьмы издревле за тридевять земель дислоцируются). Как при этом бывший судья все-таки на машине до туда "доехал" и нисколько не удивился?
Итог: Мне одному кажется, что судья замерз в буране? И все его приключения в гнезде - просто агония проснувшейся совести, которая таки наведалась в гости? И нет никакого наказания...
Вербовая О.Л.Руки Смерти
Роман с руками, разложением и водкой.
Что понравилось: хорошо читается картинка, отлично прописан образ Марины. Прекрасный первый абзац.
Что не понравилось: Да не увидел я особо наказания для героини. Ну, да, сына ей жалко, даже как то аномально жалко, на фоне равнодушия к мужу, дочери, подругам и любовникам. Но это скорее не наказание для нее, а какая-то прихоть с ее стороны. Да и источник наказания весьма сомнительный - много лет назад маг-злодей зачаровал кольцо. Получается, Марина оказалась "наказана" совершенно случайно, не более и не менее, чем предыдущая хозяйка кольца...
Размышления: Не думаю, что есть необходимость в таком количестве чернушных описаний для достижения цели. Да и сам подход к процессу - по идее, самое ценное должны были отобрать в финале, когда героиня уже изрядно потрепана "неизбежным". Тогда будет и наказании и раскаяние, и гибель. А так - заслуженное зло при весьма странных обстоятельствах)
Итог: За непреходящее ощущение, что все дело в пьяном угаре...)
Виноградов П.Принцесса воронов
Отличнейшее решение "картиночного" задания фотографическим путем.
Что понравилось: Идея (пусть и привет как минимум Зюскинду), мотивация, внимание к деталям.
Что не понравилось: Как уже указывали в обзорах, нечеткость мотивации героя (тяга к известности при фактически ее наличии), странные отношения со смертью.
Размышления: По идее, Смерть должна была гордится фотографом, а не уничтожать! Весьма странно, что именно "такой конец" стала наказанием для "художника". "Лоно" тоже забавно. Я бы, предположим, показал, как Смерть повторила (в каком либо виде) увлечения художника на нем самом, что ли... В ее представлении, несовместимом с жизнью для простого смертного. Возможно в виде как раз поощрения.
Ну и нужен ли снег и холод в нашем деле, а то вдруг у читателя опять же возникнет мысль, что маньяк банально замерз... или перепил)
Итог. Технически текст литературен, после ("имхо, понятно) полировки даже публикабелен. Тема раскрыта, есть картинка, есть герой.
Вольф Р.Навье зеркало
Навья математика: 1 +1 равно 1.
Что понравилось: Красочные, яркие описания в первой половине произведения. Этакий самосозерцательный снобизм от медиума) Аристократизм, непринужденность великих мира сего.
Что не понравилось: нифига сначала не понял, кто в кого и как превратился). Очень все это сумбурно подано. Как и битва "бобра с ослом" в финале. Не увидел: кто, куда летел, откуда пирамида, что за такое творицца вообще). Зачем дети? Немного замедлите скорость развития (тем более явный диссонанс с неспешным развитием движухи в начале текста" во время "боя". Не надо банальных перебежек меж предметами гардероба, но какая то геометрия должна прослеживаться, А то как бы - бамц, бамц, ноги отнялись, трах-тарарах... И я уже Марь Иванна.
Размышления: обманул нас автор, не все приключения героя имеют положительный исход. Мне померещилось, что навья таки "заховала" моск главного героя. В чем я неправ?
Итог: Сделайте роман. Однозначно. Даже на целую серию хватит. Так же все по полочкам разложите, определитесь живой ваш герой или таки сам нежить (в зеркале же не отражается), живет ли ОН в нашем мире, или это как раз навья ИЗ нашего мира... (по теории относительности). Зачин фундаментальный, фантазия есть, писать умеете. Вот.
Гулянский А.В.Хозяин тумана
Таксуя в лесу, на призраках много не заработаешь.
Что понравилось: Хороший, понятный язык и четкое, без запинки, изложение сюжета.
Что не понравилось: по призракам серебряными пулями стрелять вроде бы бесполезно. Кто этот хозяин тумана, как он соотносится с убиенными монахами, за что пропали дочь с мамкой - решительно непонятно.
Размышления: Текст изрядно бы выиграл, придумай автор более изобретательную легенду про двух призраков женского пола. И зачем герой утащил куклу из леса? Да еще и периодически ее слушает? Я б .. даже не знаю.
Итог: общая интересность несколько хромает, этакая байка для взрослых, отсутствие интриги, да и хоррора маловато. Нужно загадочнее и сюжет более развитый. Вот.
Ермакова М.А.Боязнь темноты
Боятся темноты не стоит, но и дружить с ней чревато.
Что понравилось: этакая масштабность, протяженность действия во времени. Хороший язык автора, неплохая проработка характеров детишек на протяжении их жизни.
Что не понравилось: закрались сомнения - Виктор ли поджег дом или "оно само"? Если все же он, то почему не попытался спасти душу сестры? Насколько я себе это представляю, можно же попробовать изгнать демона, экзорцизм, молитва... Сжигать дом надежно, но весьма радикально, не чувствовалась в Викторе такой решимости. Если же пожар возник по прочим эзотерическим причинам, почему это случилось? "Демону" жертва надоела в лице Луизы? Много непонятного. И, да, брандспойты, все же не сматывают, это такие железные наконечники на пожарных рукавах)
Размышления: а почему действие происходят не в современной России? Какая надобность в этом псевдо-британском стиле?
Итог: Зло сгубило, но непонятно кого. Я в замешательстве.
Ечеистов В.В.Глубокая обида
Страшнее клоуна зверя нет.
Что понравлось: ощущение "П...ец неотрватим". Т.е. незначительное бездействие и некоторый пофигизм героя приводит его к ужасающим последствиям. Развитие и все таки незаштампованность сюжета!
Что не понравилось: Отсылка к тому, что убийствами занимаются все представители творческих профессий. Появляется стойкий налет сюра, который уже мешает по настощему боятся в финале. Либо уж тогда надо ввести еще какого-либо вспомогательного персонажа для наглядизации вышеуказанного посыла.
Размышления: язык и стиль недостаточно проработаны. Про протеины и микроэлементы - монстры так говорить не будут точно(по крайней мере не эти, грубые и разлагающиеся), галюценации вроже тоже не должны...
Саспенса как то маловато... действие идет бодрячком) испугатся до жути не успеваешь... (имхо).
Итог: Еще не определился. Стилистика индивидуально не моя. В целом - неплохо очень.
Ильина И.И.Ночной вызов
Вороно-зайце-ужас... с медикаментозным оттенком грусти.
Что понравилось: увлекательность, образность, черный ЗАЯЦ)
Что не понравилось: ощущения фанфика по МиМу...
Размышления: приличная сюрреалистичность не дает испугатся по настоящему, выходит фантасмагория, а не хоррор. В конце я (как и большинство стереотипно-мыслящих) понял, что героиня выбрала судьбу мистическую и улетела к Воланду... (т.е. умерла).
Итог: Ощущение зарисовочности, отсутствие подоплеки, смысла. Что стало причиной такого вызова, и в чем это отразилось на судьбе героини (в независимости от ее выживния/ не выживания).
Каменски М.Черное Безмолвие
Мочи! Нет мочи! (из приокопного диалога, запятые по вкусу)
Что понравилось: целостностью, завершенность, четкость изложения, ясность процесса. Атмосфера неизведанного.
Что не понравлось: значительная вторичность, стереотипность поведения героев и их характеров.
Размышления: Автоматы сразу в руки гражданским никогда не дают не из жадности, по статистике смертей от неосторожного обращения намного больше, чем от всех монстров вместе взятых. Но допустимо дать после гибели пары-тройки спецназовцев) Ибо уже в руках своих гражданских они хоть сразу не попадут в руки чужих гражданских) Потом, здание с колоннами в центре Антарктиды (или Антарктики, уже подзабыл) - конечно моветон... Хотя бы чуток дайте героям поудивлятся. Или ваши аналитики с такой хренотенью каждый день сталкиваются?)
Итог: Этому бы фильму да бюджет побольше... в частности, ярче героев, непременно найти что то от выживших, больше оригинальности в происходящем. Последнее непросто, ведь по сбжеты у вас там все "выцветает" и форматируется... Но в этом как раз возможная завязка конфликта - найдите, почему герой сможет этому сопротивлятся. Финал - как самоцель - вещь забавная, но сделать грамонтный и идеологически верный хэппи-энд (чтоб без соплей и розового масла) очень непросто.
Каневский А.Придет серенький волчок
Человек волку брат и товарищ, но зомби зомби по любому зомби.
Что понравилось: Мотивация героини на снятие иконы. Самка в душе героини победила навязанную псевдо-религиозность.
Вы перевернули все каноны.
Что не понравилось: Перевернули вы их не в ту сторону. Особенно неудачно в финале. Там вообще фигня какая то... творицца. Пол беды, что волки волков не убивают, да и причины я для этого не увидел. С чего это юную волчицу потянуло на инцесто-жертвоприношение? В чем тут глубоко собака порылась? С чего ее в реале убил муж? (больше просто было некому?) Что за летающие образа матери? (ну, смешно же, право слово....). Вопль священника "Грешница, грешница" - откуда инфа 100%? Вроде, героиня замечена не была ранее. Только из-за отца? Где внутренняя борьба?)
Итог: Сначала малость скучновато и предсказуемо, потом... тоже самое. Спасибо за попытку притянуть за уши религию и славянизм...
Семеусов М.С.Сеть
Мясо, однако)
Что понравилось: Неплохо владеете языком.
Что не понравилось: жуткая вторичность идеи.
Размышления: Гениальнейшим решением была бы попытка не просто зафиксировать факт, а дать объяснение феномену тяги людей к наблюдению за насилием. Вот
Итог: Литературное упражнение выполнено на 5. Ждем новых достижения)
Тихонов Д.Gorgo, Mormo...
Гонзо в морге)
Что понравилось: Саспенс нагретаете умеючи. Финал весьма неплох, чувак с серпом академичен.
Что не понравилось: затянутое вступление, название - весьма опосредованно подходящее для данного текста, ситуация (уже обсужденная) по поводу 8 лет одиночества зла внашем мире.
Размушления: надо выкручиватся из логического парадокса про портал. Нельзя пропускать зло в портал и позволять ему убить первого хозяина квартиры напрмую. Рушится вся логика. Выходов несколько. Можно убить мага-неудачника способом, не относящимся напрямую к потустороннему. Например, у него все шло хорошо, портал и нечисть были под контролем, но он умер случайно (соседи, преступники, несчастный случай). И вот тогда уже безконтрольное зло будет только ждать момента. Сложнее дать в этом убийстве поучаствовать злу, но тогда надо точно расписать, как это удалось без проникновения. Еще можно оставить экстрасенса в живых, отправить куда нить подальше (скука в психушке, аскетичная жизнь на Тибете, монастырь и т.д.), но тогда надо либо посылать туда ГГ с визитом, либо в финале притащить медиума в эпицентр и спасти ГГ и/или пожертвовать кем-то.
Ну, есть еще вариант задать периодичность проникновения зла через портал. Вообще, вариантов много, надо дорабатывать.
Итог: мощный потенциал, но пока не на десятку...
Эпиграф. Спасибо всем, кто до сюда дочитал). Скажу вам вот что: кажется, стараниями Лисички (и, безусловно благодаря ее идее и решимости, и немножечко ее команды) поколение российских писателей в жанре хоррор начинается нарождатся. Ваше поколение. Вам уже есть, что сказать. Это главное. Вы можете говорить это без запинки. Это очень много. Вы начинаете играть с читателем, управлять им. Это все. Все в литературе. Управляя читателем, вы становителсь его хоязином, его властелином, вы может делать с ним что угодно... ну, вот например... пожарить с маслом). Ой, что это я... прошу великодушно)
Вы растете. Мы стараемся расти вместе с вами, и это уже становится непросто. На душе от этого радостно, печально и светло. Спасибо! (всем, кто дочитал до сюда - отдельное)