Шепелёв Алексей: другие произведения.

Божий Промысл

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассказ на конкурс альтернативной истории


БОЖИЙ ПРОМЫСЛ

  
   Княжьих пиров Иоаким не любил. Недушеполезны они. Мирянину грехи, иноку - соблазны. Да только вся жизнь человеческая течёт среди грехов и соблазнов. Тут уж выбор невелик. Либо, подобно отцам-пустынникам, уходи из мира в места глухие, людьми не обжитые и там проводи свою жизнь в уединённой молитве, скорбя о участи человеческой и взывая к милосердию Господа. Либо живи в миру, борись с грехом и утверждай правду Господню среди неправедных.
   Иоакиму всегда было ближе второе. С юности тянуло его к проповеди среди света Христова не видевших, к наставлению посвященных, да ослабевших духом. Оттого, наверное, Святейший Патриарх, когда потребовалось послать ко двору новокрещенного князя Киевского пастырей, выбрал молодого летами иеромонаха и рукоположил во епископа. К тому же родом иерей был из Корсуни, языком тьмутараканских русов владел сызмальства, стало быть, и с киевскими и с северными русами мог общаться без толмача, не то что остальные направленные в Киев иерархи. Святейший полагал, что Иоаким должен будет основать кафедру в Полуночной Столице Киевского княжества - Новогороде, но уже в Киеве, после долгой беседы с князем Василием, владыка Михаил, ставший Киевским митрополитом, принял иное решение. В Новогород епископом отправлен был Фёдор, а путь Иоакима пролёг в восточные леса, в град Ростов, где княжил любимый сын Василия - Роман.
   Теперь, по прошествии многих лет, Иоаким понимал, что решение владыки оказалось мудрым и прозорливым, не иначе, как вдохновлённым свыше. Мудрый и кроткий Фёдор умягчал Божьим Словом душу сурового князя Георгия Новгородского, а деятельный и непреклонный Иоаким стал верной опорой мягкосердечного Романа Ростовского.
   Сейчас, когда престарелый Владимир вызвал любимого сына и наследника, чтобы отправить в поход против степняков, епископ Ростовский сопроводил князя до стольного Киева. В душе Иоакима витали смутные предчувствия: быть беде.
   Из молодого князя вышел бы замечательный архимандрид: Роман, или как его чаще называли языческим именем Борис, не смотря на молодость был очень разумен, добр и справедлив, близко к сердцу принимал нужды своих подданных и стремился всячески облегчить их жизнь. Но, чтобы быть хорошим князем потребны иные таланты. Роман, как и любой рус, был неплохим воином, но душа его к битвам не лежала. А уж чтобы сподвигнуть его на справедливый суд и убедить отправить на виселицу какого-нибудь татя-душегубца, и вовсе требовались неимоверные усилия ближних бояр и самого Иоакима в придачу. Как не тверди князю, что он от Бога поставлен блюсти порядок в своих землях и карать преступников, а он всё о милосердии, да о прощении до семижды семи раз ближнему своему.
   Ладно, когда всё это творится в сокрытом в глубине лесов Ростове. Но управлять так всею Русской землёй невозможно. Особенно, когда рядом сильные и деятельные братья, сыновья того же отца, почитающие себя достойным великокняжьего престола. Велико искушение, как тут не развязать усобицы. Воистину, слепа любовь родительская: князь Василий был мудрым и дальновидным политиком, а вот ума, чтобы оставить престол Георгию или Черниговскому князю Андрею, у него не хватило. И вразумить некому. Бояре перечить старому князю боялись больше огня, а митрополит Михаил... Дело владыки - спасать душу князя от вечной гибели, а не учить, кому и как править Киевом.
   Вошел служка.
   - Батюшка, владыка Михаил тебя кличет: пора к князю на пир.
   Но на пир владыки так и не попали. Едва спустились с крыльца митрополичьих хором, как бухнулся в ноги вбежавший во двор человек.
   - Отцы святые, беда: князь-батюшка помирает!
   У Иоакима внутри словно всё смёрзлось в ледяной ком.
   - Как это - помирает?! - грозно вскричал митрополит.
   - Гонец прискакал из Новогорода: князь Ярослав дани платить не желает, идёт с войском на Киев. Князь наш как услышал это, в гнев вошел. Кубок на пол бросил, в кресла вскочил, да как закричит: "Мостите гати! Скликайте войско!" Да и пал на землю замертво, еле дышит. Может, помер уже.
   Владыки осенили себя крёстным знаменьем. Дело ясное, надо спешить в княжьи хоромы, дать последнее напутствие отлетающей душе.
  
   Согнутый, сразу постаревший на десяток лет митрополит Киевский Михаил вышел из княжьей спаленки в горницу. Здесь толпился народ: бояре, ближние дружинники, челядники. А поперёд всех - князь Вениамин, старший сын Василия. А может, и не его сын, а брата его Ярополка. По Киеву ходили упорные слухи, что Василий взял жену убитого брата уже с ребёнком во чреве. Так оно или нет, теперь доподлинно знали лишь двое: умирающий князь, да его духовник Анастас, настоятель Десятинной церкви.
   Михаил широким жестом благословил собравшихся, люди приучено склонили головы.
   - Князь принял Святое Причастие. Верую и молюсь, что будет он Господом не осужден, а оправдан.
   По горнице пробежал тихий ропот.
   - Князь Вениамин, ныне тебе нести тяжкий крест радетеля и охранителя земли Русской.
   Старший сын сверкнул глазами. Кто не знал, что он мечтал о том, чтобы унаследовать Василию. Кто не знал, что старый князь хотел видеть своим преемником Романа. Наверняка, многие бояре держали руку Вениаминову, надеясь при новом князе занять более высокое положение в Киеве. Быть смуте! И от того, кого поддержат слуги нового Бога, во многом зависит её исход. Всегда считалось, что церковники будут сторонниками благочестивого Романа. И вдруг, митрополит поддерживает Вениамина. Что это значит? Подкуплен? Последняя воля умирающего Василия?
   - Благослови, владыко, - срывающимся голосом вымолвил князь.
   Митрополит протянул перстень, Вениамин звучно облобызал владычью длань.
   - Собирай войско, князь. Нельзя обречь на усобицу землю Русскую. Нельзя, чтобы Георгий вошел в Киев завоевателем и усадил себя на княжий престол копьём своим. Да не будет!
   По горнице снова пробежал ропот. Теперь громче и как-то едино. То, что говорил сейчас митрополит, было просто и понятно. И вправду, не дело, если Георгий на стольный Киев северян наведёт.
   - Я же, грешный, молить буду Господа о ниспослании мира. И отправлю к Георгию владыку Иоакима. Дабы увещевал он мятежника Словом Божьим и вразумил вернуться назад в Новогород.
   - Прикажу дать ему верных людей в охрану.
   - Не надо, князь. От татей мои воины владыку уберегут, а больше в Русской земле слуге Божию бояться некого. Ты же, князь, пошли верных людей к брату своему Роману, пусть Большая дружина к Киеву поспешает. Не время сейчас с печенегами рататься.
   - Верно, владыка. Сей же час отправлю гонцов к брату.
  
   Воистину, Божьим промыслом Иоаким был отправлен на Русь. Кабы не знал он языка степняков, так в поисках Романова войска блуждал бы до Ссудного Дня. Велика степь, в ней и Большую дружину найти не легче, чем иглу в стоге сена. Но помогли встречные берендеи, указали правильный путь к лагерю на берегу Альты. Благословен Господь, берендеев этих на путь Иоакима пославший.
   И всё-таки епископ опоздал: ещё намедни до дружины добрался гонец Вениамина, принесший весь о смерти Киевского князя и о том, что всеми делами в городе заправляет его старший сын.
   - ...И пришли ко мне самые уважаемые дружинники и сказали: "Мы - воины отца твоего, готовы исполнить волю его. Поди в Киев и будь властелином земли Русской". Я же ответил им: "Могу ли я поднять руку на брата старейшего? Он должен мне быть вторым отцом". И тогда дали они мне сроку до завтрешней утреней зори. Коли решу я идти на Киев, то пойдут они со мной, а коли нет, то всё равно пойдут они в Киев, служить брату моему Вениамину. Меня здесь оставив.
   - И что ты решил, сыне?
   - Не пристало князю христианскому менять своих решений. Пусть идут и служат брату верой и правдой, я же с малой дружиной вернусь в Ростов.
   Иоаким покачал головой.
   - Худо ты решил, княже. Не в Ростов тебе надо идти, а в Киев. И не с малой дружиной, а со всем войском.
   - Не велит Господь проливать кровь. Как же я поведу воинов своих же братьев убивать?
   - А почто ты решил, что Господь попустит? Маловер! Всё в мире волею Господней совершается и Божьим Промыслом. И един волос с головы человеческой не упадёт, если не будет на то воли Его. Что же ты, сыне, поперёд всеблагого Отца Небесного будущее предрешил?
   - Не могу я пойти на Киев, отче, - взмолился Роман. - Ежели кровь невинная прольётся, грех великий ляжет на мою душу. Страшно погубить её.
   - Страх Божий в каждом христианине жить должен, - возвысил голос епископ. - Коли злое дело задумал - страшись и не делай. Коли доброе - страшись и делай. Разве корысти и гордыни ради пойдёшь ты в Киев? Было бы так, то не было бы тебе моего благословения. Но волю отцову исполнить, сесть на престол Киевский и управлять землёй Русскою по закону христианскому - долг твой, сыновий и княжеский. Страшись, но исполни его.
   Молодой князь опустил голову и подавленно молчал.
   - Не могу, владыка, - вымолвил он, наконец. - Не могу. Словами не выскажу, но чувствую, что недолжно мне идти в Киев.
   - Должно! - твёрдо произнёс епископ. - Князь Василий хотел, чтобы ты стал его преемником на столе великокняжеском.
   - А если нет на то воли Господа?
   - Если нет на то воли Господа, так не увидишь ты стен Киевских. Паки и паки реку тебе, сыне, Божьим промыслом всё совершается в этом мире. Не нам, рабам его, отменить или изменить предначертанное. Положись на волю Божью и делай что должно. А будет то, что Господь пошлёт.
   - Благослови, владыко, - еле слышно прошептал Роман.
   - Благослови тебя Господь завтра двинуться на Киев!
  
   И пришел князь Борис с Большой дружиной к Киеву, и не осмелился Святополк с малым числом сторонников выйти на битву. Встретил он брата с притворным радушием и Борис был провозглашен новым Великим Киевским князем. Тогда же к миру удалось склонить и Ярослава, он вернулся к себе в Новгород и распустил войско...
   Между тем, Святополк не оставил мысли самому княжить в Киеве. Пользуясь добротой и простодушием Бориса, он организовал заговор, собрав во круг себя многих бояр. Улучив момент, когда Борис остался в Вышгороде с малым числом слуг... убийцы ночью вломились в опочивальню его и копьями пронзили Бориса, а так же верного отрока его, который хотел собственным телом защитить государя и друга.
   ( Н.М.Карамзин. История государства Российского. Том II. Глава I. Великий князь Борис. 1015 )

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) Т.Ильясов "Знамение. Час Икс"(Постапокалипсис) Э.Моргот "Злодейский путь!.. [том 7-8]"(Уся (Wuxia)) Ю.Васильева "По ту сторону Стикса"(Антиутопия) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) А.Гришин "Вторая дорога. Путь офицера."(Боевое фэнтези) Т.Рем "Искушение карателя"(Любовное фэнтези) Т.Ильясов "Знамение. Начало"(Постапокалипсис) В.Кретов "Легенда 4, Вторжение"(ЛитРПГ) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"