Щербак Валентина Петровна : другие произведения.

Обзор работ конкурса "Нереальная новелла - Рт-2016 (вторая группа)

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Обзор работ конкурса "Нереальная новела - РТ-2016" (вторая группа)
  
   Писать обзоры не люблю. Высказывая свою точку зрения, иногда волей-неволей задеваешь самолюбие автора, затрагиваешь самое сокровенное - родившийся рассказ многим дорог, как собственный ребенок.
   Но таковы правила конкурса: каждый участник должен оценить определенное количество работ, что я и делаю.
   Прошу не обижаться.
   По моему скромному мнению, любое произведение нужно оценивать прежде всего с точки зрения его воздействия на читателя. Как оно влияет на человека? Какие струнки задевает в его душе? Над чем заставляет задуматься?
   Так что, составляя этот обзор, я буду во многом опираться на свое эмоциональное, чувственное восприятие.
  
   1. Коршунова А.Д. Короли, капуста и чудо-оружие
   Прочла название и улыбнулась, вспомнив новеллу О. Генри "Короли и капуста".
   Интересную историю представил нам автор. Я бы назвала ее сатирической повестью, насыщенной элементами пародии. Они здесь перемешаны с фантастикой и альтернативной историей. Но, с небольшой натяжкой это произведение можно отнести и к жанру новелл.
   С первых строк автору не откажешь в изобретательности: название студии "Бедлам" - синоним сумасшедшего дома, страна Вентурия (есть такой гриб-паразит) и т. д.
   Первая часть повествования представляет длинные диалоги. Читать их скучновато. Вторая часть - описательная. Не хватает живого действия. Чтение не захватывает.
   Кульминация произведения в третьей части. И идея оружия возмездия - "сумрачный аспект оккультной силы с нуль-пространственной магической телепортацией" - мне очень понравилась. Остроумно.
   В целом, на мой взгляд, не хватает увлекательности изложения. Тайна, упомянутого в начале повести секретного оружия, раскрывается в конце повествования. Было бы неплохо, заинтриговав читателя, не открывая тайну, упомянуть об этом оружии еще несколько раз по ходу рассказа.
   Грамотность и язык повествования - в норме.
  
   2. Гораль В.В. Оберег Людвига или акулий пир
   Содержание новеллы- байки. Привыкла, что это - "прерогатива" русских. А тут немец Людвиг отличился. Но русская душа в рассказе есть. Она у охотницы Марии, которая спасла Людвигу жизнь.
   Новелла понравилась. Главное ее достоинство - увлекательность повествования. Читается с неослабевающим интересом.
   Вот только с пунктуацией у автора не все гладко. В основном, при прямой речи.
   - "Это надолго - заявил он, обращаясь к нашему капитану - похоже, до утра".
   "Это надолго, - заявил он, обращаясь к нашему капитану, - похоже, до утра".
   - "Аргентина и Россия, как две незнакомых, но родных сестра - с усмешкой на тонких, бледных губах отвечал Людвиг.
   "Аргентина и Россия, как две незнакомых, но родных сестра,- с усмешкой на тонких, бледных губах отвечал Людвиг.
   "Вот, Людвиг, это твоя русская смерть" - промелькнуло у меня в голове...
   "Вот, Людвиг, это твоя русская смерть", - промелькнуло у меня в голове...
   - "Ловко ты его, Людвиг !" - с мальчишеским восхищением частил капитан, обращаясь к немцу - Слушай, если этот мужик с такой придурью, что после стакана мозги теряет и себя не помнит, то зачем же его начальство в лоцманах держит ?"
   "Ловко ты его, Людвиг !" - с мальчишеским восхищением частил капитан, обращаясь к немцу, - Слушай, если этот мужик с такой придурью, что после стакана мозги теряет и себя не помнит, то зачем же его начальство в лоцманах держит ?"
   "Ты мне конечно не поверишь, юнге" - начал свой рассказ старик Людвиг - "но что было, то было.
   "Ты мне, конечно, не поверишь, юнге, - начал свой рассказ старик Людвиг, - но что было, то было.
   Если речь автора разрывает прямую речь, то кавычки перед ней и после нее не ставятся.
   Тут же на место где я стоял что-то большое, мохнатое свалилось и вскользь меня по плечу задело.
   Тут же на место, где я стоял, что-то большое, мохнатое свалилось и вскользь меня по плечу задело.
   И дальше по тексту в том же духе.
  
   3. Хомченко А.Н. Бенефис
   "Весь мир - театр.
   В нем женщины, мужчины - все актеры". ( У. Шекспир)
  
   Эту мысль автор подчеркивает уже названием своей новеллы "Бенефи́с", т.е. спектакль в честь одного из выступающих актёров. Им является премьер-министра Российской империи Петр Аркадьевич Столыпин. Режиссером, сценаристом и продюсером здесь выступает сам Бог. Причем в разных ипостасях: Бог отец и Бог сын. Действия происходят во сне и наяву. Заканчивается спектакль смертью премьер-министра. Логика происходящего: человек раб божий, лишь Бог ведает его предназначением.
   Интересно описана дискуссия Столыпина и Богрова о крестьянской общине, об устройстве души русского человека. Свобода и роль личности в истории, свобода для народа - вопросы, которые затрагивает автор. Здесь есть спорные моменты. Но в этом-то и привлекательность новеллы, что есть, о чем подумать и поспорить.
   Не понравилось отождествление Богрова (Мордко) с Иисусом. Иисус- убийца?
   Автор пытается убедить, что все свершилось по заранее написанному сценарию. Что все уже предопределено. На этот счет тоже могут быть разные мнения. Вообще-то на жизнь Столыпина покушались одиннадцать раз. Что собой представляли предыдущие десять? Неудачные сценарии Бога? Или плохую игру актеров?
  Написано хорошо, гладко, но и у этого автора тоже проблемы с запятыми.
   - Да кто он такой этот Богров? - внезапно произнёс вслух Пётр Аркадьевич и мимо воли усмехнулся.
   Так вот в чём дело. Вот отчего бессонница и скверно в душе.
   - Да кто он такой, этот Богров? - внезапно произнёс вслух Пётр Аркадьевич и мимо воли усмехнулся. - Так вот в чём дело. Вот отчего бессонница и скверно в душе.
   - Ваш знаменитый тезис, Пётр Аркадьевич, дайте России двадцать лет покоя, внешнего и внутреннего, и вы не узнаете её - хорош.
   - Ваш знаменитый тезис, Пётр Аркадьевич, "дайте России двадцать лет покоя, внешнего и внутреннего, и вы не узнаете её" - хорош.
   При этом вы должны сказать "Рад умереть за царя".
   При этом вы должны сказать: "Рад умереть за царя".
   - Ну что же, господа, - крикнул фон Плеве - Начнём.
   - Ну что же, господа,- крикнул фон Плеве, - Начнём.
   ...вымолвил деревенеющими губами "Счастлив умереть за царя"...
   ...вымолвил деревенеющими губами: "Счастлив умереть за царя"...
  И дальше по тексту в том же духе.
  
   4. Надёжкин А.А. Эффективный менеджер
   Новелла о подневольном выборе и свободе совести. Реализм с фантастическими элементами. На примере далекого будущего (освоение и использование недр космических объектов) автор показывает проблемы современного управленческого аппарата, противопоставляя, в основном, поведение двух героев новеллы. Один - способен "бегать в табуне только с уздой и под седлом". Второй - полная ему противоположность. "Седлать" он предпочитает других и одевать на них "крепкую узду". Очень актуальная тема. Что касается русской души... То ведь она не имеет стандарта. И в ней могут проявиться черты всех героев этой новеллы.
   По ходу чтения кое-что заметила. Исправьте.
  ... - Так это же вы мне сказали - надо запустить, проверить ...
   - Так это же вы мне сказали: "Надо запустить, проверить ..." или
   - Так это же вы мне сказали, что надо запустить, проверить ...
   - Хорошо..., - сказал Максим уже в тишину...
   - Хорошо... - сказал Максим уже в тишину...
   А значит и ответственность на нем.
   А значит, и ответственность на нем.
   - Тосенко -, он рявкнул даже слишком громко,- вы, черт возьми, отдаете себе отчет в происходящем?
   - Тосенко, - он рявкнул даже слишком громко,- вы, черт возьми, отдаете себе отчет в происходящем?
   "Горохов вышел из кабинета и пошел к пожарной лестнице, можно было спуститься на лифте, но он умышлено решил пройтись, разговор предстоял непростой, и нужно было взять паузу на размышление, продышаться." Неоправданно длинное предложение.
  
   5.Запольская Н. Свобода навсегда
   Интересная новелла с элементами сюрреализма. Герой, я представляю себе некого "нового русского", который "скачет" по жизни не только "без седла и узды", но и "без царя" в голове. Главным поводом и обоснованием его поведения является фраза: "Душа просит..."
   Автор хорошо показывает это, описывая состояние героя и его поступки. "Винский тосковал, ему хотелось чего-то странного, чего-то такого, что вне всяких правил, вне всяких законов и рамок. Его душу мутило от тяги к полёту, который один только и имеет в жизни значение. Причём, куда лететь и зачем - душе Винского было совершенно не важно..."
   А душа его просила: то цыганских песен и плясок, то охоты на ягуара, то встречи с индейцами Колумбии, то напитка айяуаску, вызывающего изменение сознания. И никаких ограничений.
   Понравился красиво написанный предпоследний фрагмент новеллы. В частности, там есть вот такие строчки:
   "Винский бежал, не как все, а как давно просила его душа, он бежал по прямой, никуда не сворачивая и обгоняя других лошадей, он бежал, уносясь от себя самого и от всего мелкого, наносного и ненужного в жизни, он бежал от унылых и выцветших чувств и от тягостных обязательств, которые появляются с ними, и от многих обид, и от груза потерь и разлук, он бежал, с каждым выдохом освобождаясь от бремени власти, которая даёт деньги, и от бремени денег, которые дают эту власть."
   Автор хорошо владеет словом.
   Спасибо, за доставленное удовольствие.
  
   6.Сухарев А. Три степени свободы
   Иногда бывает, что одно и то же произведение можно отнести к разным жанрам. Вот так и здесь. В целом, это, безусловно, мемуары. Первые две главы-эссе, а третья, насыщенная событиями, - новелла. И все же, все произведение, пусть и с натяжкой, но я отнесла к новелле, соответствующей теме конкурса. Здесь есть и острый сюжет, и неожиданная развязка, и русская душа, и различные проявления свободы, и фантастический элемент.
   Читается с интересом. Замечательно описывается три степени свободы трех периодов жизни.
   Понравилась влюбленность автора в океаны и моря, обладающие по его мнению наивысшей степенью свободы.
  По ходу чтения кое-что заметила. Исправьте.
   улыбнулась мне его дочь, и застенчиво протянула мне другую куклу, Уберите одно "мне".
   Тело съеживается и шарит по телу в поисках случайно залежавшейся энергии... (Тело шарит по телу?)
   Сначала, пересекая на велосипеде, автостопом и на машине всю Европу я добрался до Канарских островов...
   Сначала, пересекая на велосипеде, автостопом и на машине всю Европу, я добрался до Канарских островов...
  Индейцы странный народ.
  Индейцы - странный народ.
  На радио волнах постоянно говорят,
  На радиоволнах постоянно говорят,
  
   7.Софронова Е.А. Наблюдатель
   Новелла модернистского направления, где иррациональное преподносится, как вполне естественна вещь. Автор "проявил полную свободу во всех ее направлениях" вплоть до поедания зажаренных ангелов ( или сирен) с нежными грудками.
   Написано, хорошо, гладко. Грамотность, язык- все в норме. Неплохая работа, но совершенно для другого конкурса. Она очень далека от реального и нереального реализма.
  
   8.Метальский И. Возьми меня за руку
   Новелла о ценности и вреде свободы общения, которую дают высокие технологии. Реализм с элементами фантастики.
   Повествование построено на переплетении снов с явью. Несвободный, запертый в психушке человек, во сне и наяву пытается отстоять свое право на свободное общение.
   Русская душа? Она есть в этом произведении. Даже находясь в психиатрической больнице, ГГ продолжает переживать за жену и сына. Не из-за отсутствия мобильника, как такового, а из-за невозможности позвонить сыну.
   А Верочка? Вера Павловна? У нее тоже русская душа.
   Автор хорошо владеет словом. Особенно понравилась первая часть новеллы. Она затягивает читателя своей таинственностью. Ожидаешь каких-то невероятных событий. Хочется скорее узнать, что же будет дальше. Это говорит о мастерстве автора. Не каждый так сумеет.
  Грамотность и язык в норме.
  
   9.Баш Э. За ёлкой
   Новелла о романтической прогулке друзей в не очень далекое прошлое, всего-то в "хипповый" 1969 год. Два приятеля - Антон и Леха. Один, немного ленивый мечтатель, второй - очень деятельный юноша, волею судеб, а точнее, при испытании учеными программы моделирования виртуальной реальности, случайно попадают в США. А потом - на знаменитый рок фестиваль Вудсток.
   В этой новелле автор напоминает читателям о молодежной субкультуре хиппи, расцвет которой пришелся на конец 60-х- начало 70-х г.г., об их знаменитом лозунге: "Занимайтесь любовью, а не войной". Но обо всем этом в новелле говорится вскользь. Главная проблема друзей: "Как быть? И что теперь делать?"
   Читается новелла легко. И как бы ощущаешь себя сопричастным к происходящим событиям. Но чувствуется какая-то недосказанность, незавершенность произведения. Такое впечатление, что что-то наспех дописывалось, переписывалось.
   Романтическая прогулка друзей в прошлое оказалась под присмотром неких учёных. В начале повествования автор сообщает, что Андрей и Леха случайно попали в эту историю.
   А в конце новеллы, резко обрывая повествование, ставит нас перед фактом, что "В преддверии нового две тысячи шестнадцатого года Антон Соколов и Алексей Красин готовились к выпуску юбилейной десятой версии собственной операционной системы, которую они решили назвать "Вудсток." Так "подопытные кролики" или ученые - Антон и Леха?
  
   10.Рыжков В. Выверт
   Вот уж, действительно, выверт. Пришлось читать три раза. Но не потому, что очень понравилось, а для того, чтобы разобраться, кто есть- кто и какова последовательность действий главного героя.
   Рваной композицией автор специально запутывает повествование: чем непонятнее, тем страшнее. В новелле переплетаются реальность, хоррор, сюрреализм. Читая, ломаешь свое сознание вслед за автором.
   Тема конкурса раскрыта. Показана свобода в ее отрицательных проявлениях. Инцест? Свобода! Убийство? Свобода. Проституция? Свобода.
   Меня повествование не увлекло и не захватило. Не мое.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"