Далековато в этот раз забрался. Прочёл объявление в газете, позвонил, объяснили, как добраться, поехал.
Из Хайфы на поезде, остановка "Кейсария-Пардес-Хана". Сидения в поезде мягкие, удобные. Дорога идёт вдоль моря. Пальмы, прибрежные ресторанчики, пляжи. В море редкие корабли. Сёрфингисты, одни на досках с парусом, другие с парашютом. На горизонте облака и море обнялись, дружба навек. Солнце набросало в море осколки зеркал.
А слева горы, городки вот рядом и вдали на склонах, поля, рощицы.
Занимает дорога минут пятьдесят. Из поезда вышел и прямо ещё минут пятнадцать. Промзона построена, похоже, недавно. Состоит вся из новых зданий. В первый раз увидев, немного опешил - не заводы, а вилы и дворцы. Зелёные лужайки, аккуратные газоны, деревца.
Вот что значит, когда всё новое. Не промышленная зона, а какая то игрушка, прямо из магазина.
Добрался до завода. Неплохо. Большие просторные цеха, хорошие станки, рабочих человек сто. В одном цеху длинный пресс, конвейерная линия для него. Дальше станки поменьше.
Механический участок: станков пять программных, четыре конвенциональных, полу программный один, три станка плоской шлифовки, токарные, электроэрозионные ( как правильно назвать - не знаю, но идея та же, что сказал - получение формы тонким проводом под напряжением в жидкой среде) программные, сверлильные, круглая шлифовка, слесарные верстаки. Серьёзное производство. Человек двадцать работают на этом участке.
Завод выпускает пресс-формы, штампы. Один штамп требует работы с месяц, два. Сотней человек.
На нашем участке его делаем, затем он идёт на станок, где устанавливается и испытывается. Зная о различных производствах, я всё таки не подозревал о таком. На больших заводах в Минске я видел участки по изготовлению штампов, но весь процесс не замечал.
То, что они включены в работу с остальными участками заводов, я не задумывался. А тут пожалуйста, всё подряд на глазах.
Ездить в поезде на работу - непривычно. Но мне понравилось. Сидишь, читаешь. За окном всё время сменяются различные картины, утром, вечером. Главное, не заснуть. Пару раз засыпал, проезжал мимо. Чтобы добраться обратно, на нужную станцию, время уходило около часа. Неприятно же особенно, когда проснувшись, осознаешь - ай-яй-яй, ой-ёй-ёй, и где я?
Иногда на работу подвозил Дмитрий. Он работает слесарем, в стране уже более двадцати лет. Живёт в Кирьят Бялике. Я подъезжал к Чек Посту, ждал его, потом дорога минут сорок выходило. Человек он по характер спокойный, в работе специалист. Но говорун!!! Всю дорогу, все сорок минут, что то рассказывает. Я же не привык так вот. Нет, всё интересно, толково. И даже собеседника слышит, вернее, слушателя. Что спросишь, ответит, скажешь, реагирует на слова. У него привычка, через три четыре слова вставлять "б..", хорошо, для рассказа пусть будет "блин". И не мальчишка же, ему за сорок. Я терпел, терпел, потом перебил:
-- Дмитрий, прошу тебя, пожалуйста, ты можешь без этого, без .... "блин"-вставки? Я сам могу крепко сказать, поверь, за спиной всякое, да и заводской я в жизни. Но не привык так, к ругани. Не нравится. Пожалуйста!
-- я же не ругаюсь, а говорю, речь такая. Хорошо. Попробую.
Минут десять у него получилось без .... "блин". Ну что тут сделаешь. Только одно. Да, на машине хорошо, а на поезде зато тише. Раз - два в неделю ездил с ним. Потом перерыв, поезд - отдых. Затем опять....
Дмитрий рассказал, что лет пятнадцать назад, был в поездке туристской в Австралии. Так он и там легко общался с людьми, результатом стало предложение от одного из местных, поработать у них на заводе. Оплата в долларах, не маленькая оплата. Дмитрий согласился. Забрал из Израиля жену и два года трудился там на местном заводе фрезеровщиком - он умелец, может на многих станках работать. А потом вернулся в Израиль.
Спрашиваю:
-- почему вернулся?
Он улыбнулся, притормозил у светофора, загорелся зелёный свет, мы продолжили движение и он ответил:
- понимаешь, там же что? Если в субботу у детей мяч о стенку дома ударит, вызывают полицию. Мол, шум!!! Тихо там очень. Спокойно чрезмерно!!! Не по мне такое. Вот и вернулись. Здесь - хорошо!
В первые же дни, сразу, мне дали делать сложную деталь. Часть её - плитка, другая часть, тоже плитка, под углом к первой. В обоих отверстия угловые, а центры базируются от разных, не одноимённых, частей всей детали. Я разобрался, пошёл к инженерам, чтобы на комъютере провели некоторые расчёты. Простые, но по времени затратные.
Два дня ушло у меня на эту работу. Закончив, занёс в ОТК (отдел технического контроля). Вскоре девушка - контролёр позвала меня. Я зашёл в комнату, где сидело несколько контролёров. Старший показал мне деталь:
-- тут неправильно сделал. Центр этого отверстия.
-- как так? Должно быть от базы ......
Я назвал цифру, показал её на чертеже. В ответ мне показали другую цифру.
-- что это? Вы откуда считали?
-- этот размер и тут.
-- нет. База вот.
Я говорил спокойным тоном, действительно, был уверен в своей правоте. Но с первой детали на новом месте спорить с ОТК, это плохо. Увы, всюду в первую очередь - человеческий фактор во главе. Каким ты ни был специалистом, как бы ни работал, всё это затем следует. А моментов, даже в таком, казалось бы, недвусмысленном деле, как изготовление деталей, немало спорных может быть. Вот вроде бы и есть чертёж, что же ещё? Нет! Всё зависит от требования заказчиков, сложившегося стиля работы на месте и отношений хозяина, администрации и работников.
Инженеры тоже не идеально работают. Задали размер, не очевидно проверяемый, как считать - выбор один у меня и другой у проверяющего. Чтобы совпали - надо думать, знать дело. Не всегда всё это в наличии.
В данном случае обошлось, я оказался прав, без эмоционального давления во всё разобрались, инженеры согласились с моими доводами, в ОТК приняли слова инженеров.
Я показал себя знающим, опытным и грамотным специалистом. Но осадок остался. Хотя все и говорят, главное, чтобы дело, работа шла, чтобы конструкции действовали исправно, мол, это наши деньги, наша зарплата.
Кто любит быть не правым?
Ко мне подошёл Николай. Невысокий, полный, всегда улыбающийся слесарь.
-- привет. Ты знаешь, кто я? Я - не только слесарь, ещё и начальник отдела кадров. И без прописки тут никто не работает.
И замолчал, в ожидании ответа. Мне сразу всё стало ясно. Нигде в Израиле такого нет, кроме как в русскоязычной среде.
-- понял. Коля, я буду первым. Без "прописки" тут работать.
-- это нехорошо. Кругом люди. Все "прописывались". Как ты с людьми без этого собираешься общаться? Надо, Рома, надо!
-- я - не пью. И не советую другим.
-- а другие наоборот. Что тут поделаешь, надо! Без этого - никак!
-- подумаю, хорошо?
- думай, думай!
В одной из поездок с Дмитрием, услышал историю Коли. Он пил крепко. Несколько раз из цеха ребята его под руки уносили. Что любопытно, при всё этом, его не увольняли. Очень хороший специалист, знающий именно то производство, чем тут занимаются. Потом - инфаркт. Пить перестал. Но балагур же, весельчак. Вот и взял на себя шутейно, должность - "начотдкадров". Новичков на проставу подвигает, кого угодно уговорит.
Я продолжаю знакомиться с работающими на участке.
-- Дима. А вот рядом с тобой слесарь, пожилой мужчина, кажется, зовут его Гурам. Всё время мрачный какой то.
-- помнишь, на дискотеке в Тель - Авиве взрыв?
-- да, теракт. Много молодых там погибло.
-- внучка у него там погибла. Так что, при нём о подобных вещах не нужно говорить.
-- понятно.
-- как тебе ваш бригадир, Ильяс?
-- вот о этом не надо, не надо о нём. С ним всё ясно!
-- да на новых людей в цеху ставки делают: кто сколько его выдержит. Если больше двух дней, будет работать, может, даже, неделю!
А ты уже сколько, второй месяц пошёл. Молодец!
Ильяс в прошлом был музыкантом. Флейтистом. В Израиле пошёл на курсы, освоил станки СНС, составление программ к ним. Работает так уже лет пятнадцать. Плюс, он бригадир фрезерного участка. Я смотрел, как он работает на СНС, всё же рядом. Должен заметить, умеет, знает оборудование и работу, разбирается в сложнейших чертежах. Да вот только одна черта у него имеется, которая народ и "убивает". Во всех вопросах он прав, во всех. От мелочей до больших. Делать что то можно только так, как он говорит. Те, кто давно на заводе, как то привыкли, могут с ним разговаривать.
Это то хорошо, что я пришёл на это место с устоявшимися некоторыми правилами работы, выбраными для себя давно, родившимися благодаря опыту многих мест. Поэтому, даже ещё не зная людей, тех, с кем работаю, от хозяина, начпроизводства и до бригадира и других фрезеровщиков, старался, разумеется в мягкой форме, донести - работаю самостоятельно, советы могу выслушать и потом уж решу, годятся они мне или нет. Не приемлемо - хорошо, до свидание и нет проблем.
С Ильясом было ох и сложно. Первый раз его совет я принял. Поговорили о работе вообще, о жизни в стране. Новый человек всегда интересен в начале. Я, конечно, обратил внимание, что у него не просто своё мнение по каждому вопросу, что понятно и нормально, но он же говорит, убеждая в своём, с давлением на психику, тоном, силой звука, блеском глаз, азартно, активно. Я ещё подумал - ладно, он там себе на СНС, я тут на своём станке. Пару раз отвергну его слова, позлится, да отстанет. Ан нет!
Так и поступил во второй раз, когда он посмотрев, как делаю деталь, дал совет. Тем паче, совет мне не понравился. Ильяс промолчал. И через пол часа в третий раз подошёл.
-- а почему ты так делаешь? Я же говорил, как лучше.
-- Ильяс, как сделать работу, всегда существует много вариантов. Ты же понимаешь это?
-- да. Существует много вариантов. Но правильно только так, как я сказал. Почему ты так не делаешь?
-- не хочу. Я ведь в первый день сказал, работаю так, как я считаю верным. Совет могу выслушать, может, последую ему, может, нет.
Давай без обиды. Пойми, иначе я просто не могу работать. Годится - хорошо. Нет, скажи менаэлю (начпроизводства), что не подхожу
вам.
Конечно, я же понимаю, любому человеку в такой ситуации надо "сохранить лицо". Поэтому, в последующие дни подходил к нему, спрашивал инструмент, а то и о работе.
-- ты же сам всё знаешь?
-- Ильяс, всё знать невозможно. Чего не знаю - то спрашиваю. Вот этот сплав мне не знаком. А тут он часто идёт, вон, ещё детали из
него. Ты с ним работал на конвенциональном, не на СНС? Нет? Хорошо, сам разберусь.
Через неделю работы отношения наладились. Он подходил, давал указания - какую работу делать, в каком порядке, можно ли оставаться вечером работать. Нет, натуру не переделать, иногда всё таки не удерживался. Но всё шло спокойно, я не заедался сильно, границу держал. Работали.
К сожалению, находясь среди большого множества людей, отношений, движений, не почувствовал, как бы это сказать, энергетики моментов, вернее, духа взаимосвязей людских. На не маленьком производстве такое не играет большого значения, именно потому, что одно накладывается на другое, результат имеет ровный вид, всё как бы усредняется. О чём я?
Психика человека мало изучена. Воздействия на неё. Например. Солнечная активность, пятна на солнце. Как то прочитал, что именно на эти периоды приходятся времена больших войн на Земле. Связь какая? Казалось бы, так нам известно, из истории, других наук, причина в экономических отношениях, общественных. Ан нет, не только. Солнечная активность - излучения, не всегда природа их изучена - но воздействие излучений на организм человека отмечено однозначно. Активность, агрессивность. А причина для проявления, как повод для того, чтобы выпить, всегда найдётся.
Я особенно значения подобным явлениям не придавал. Но в данном случае, свою роль, думаю, они сыграли. О этом позже. Серьёзно и с шуткой.
Привезли слесаря к моему станку плиту. Ступеньки по краям нужно. Шесть на шесть по всей длине. Показали, вот в этих местах. Помогли загрузить плиту на стол станка и ушли. Я закрепил её, выставил положение. Что то в отблесках её необычно. Похоже, сплав какой то. Чертежа то нет. Спросить у слесарей? Тут ко мне подошёл Артур, парень с Кавказа, работает на станке рядом.
-- плита калённая. Единиц шестьдесят.
Я взял напильник, провел несколько раз по краю. Да, напильник скользит, не берёт материал, когда надавишь - оставляет след, бороздку маленькую, но понятно, что плита закаленна.
-- Жаль, тогда это надолго. Придётся брать по паре десяточек, да на малой подаче, при такой длине.
-- возьми твердосплавную фрезу, на двенадцать, четырнадцать, неважно, какой диаметр. Включи на полную эмульсию, обороты две тысячи. Как по маслу пойдёт.
- Артур, ты что? Фрезу на две тысячи на калённом? Да она сгорит моментом.
-- да, выбросишь, возьмёшь другую. Ну хочешь, я покажу?
-- нет. Спасибо, подумаю.
-- а иначе провозишься долго очень. Этот сплав такой, что по другому его не взять.
Я задумался. Как я хотел вначале, да, очень долго. Очень. Обычно калённое только так можно обрабатывать. Но тут и сплав иной. И похоже на то, что Артурчик уже делал похожее. Что тут хорошо, действительно, фрез твердосплавных много. Они поступают для работы на СНС, и, конечно, только фреза чуть подсела, её к нам, на наши станки. Что значит подсела? Притупилась, для работы на трёх, четырёх тысячах оборотах. А у нас максимум - две, и то, не на каждом станке. Ильяс, мысленно я улыбнулся, работает только ими. Редко обычной фрезой. А улыбнулся я мысли: он хорошо себя поставил. Фрезы дорогие, но здесь их покупают не жалея, потому что окупаются затраты. Чтобы это понять, кто то должен был объяснить менаэлю, хозяину. Объяснить и доказать, что простыми работать долго и невыгодно..
Кто это мог сделать? Тут? Только тот, кто работает на СНС, Ильяс.
Человек, нужный производству, которому доверяют . Который всегда прав.
Простыми фрезами можно работать. И хорошо и быстро. И ими работают в большинстве мест. Но тут иначе..
Так чего жалеть, сгорит - возьму другую. А вот коль получится, это же как хорошо, время действительно поджимает. До конца смены осталось часа три. А я хоть и могу остаться и работать до вечера, но именно сегодня не хочется.
Взял твердосплавную фрезу на двенадцать, поставил две тысячи оборот, открыл краник эмульсии , включил движения стола станка с деталью. Не в размер, пусть ступенька первая пять на пять будет, потом добавлю по миллиметру, если всё хорошо пройдёт.
Подошёл Артур, посмотрел.
-- добавь скорость подачи и эмульсии больше.
Добавил. Фреза с лёгким урчание шла по плите, белые струя эмульсии, подобно горной реке, журча, булькая, натыкаясь на фрезу, на деталь, уносила стружку, будто сметая мелкий сор течением. Я немного отошёл от станка - капли во все стороны, хоть и защитных экранов наставил, брызги дырочку всегда найдут. Фреза изменила цвет, сквозь струи эмульсии видно, как побелела и стала наливаться багровым. Но ....режет. Я положил руку на рычаг автоматической подачи, чтобы выключить сразу, как только начнётся сражение движения стола с умершей фрезой и силой зажима плиты. Но.. она резала!!! Оглянулся, Артур рядом стоял и тоже смотрел.
-- только сейчас не выключай, пока берёт.
-- знаю.
Закончив проход, остановил станок. Дал фрезе остыть под струями эмульсии. Ступенька получилась нормальная, не "поросшая шерстью" из приваренной стружки.
-- Артур, спасибо. Хороший совет дал.
-- знаю. Несколько раз такие плиты делал. С первой пришлось повозиться, пока подобрал, как с ней справиться. На чертеже инженер всё забывает внести изменения. Или он думает, что закалка изогнёт эти ступени, это же направляюшие места, куда то ставится плита. Вот и оставляет на после закалки ступени делать.
-- какое изогнёт? При такой то толщине?
-- да. Я так же думаю.
Со всей работой управился к шести. Успел на поезд в шесть тридцать. За окнами тьма, местами о движении говорят только пробегающие огни городков справа, да огни кораблей слева, как бы висящие в черноте. Но таких мест немного. Городки, строения, редко освещённые пустынные пляжи, фонари вдоль дорог, всё это под звёздным небом и жёлтой луной не говорят, а прямо и безоговорочно намекают - день прошёл.
В Хайфе от станции до автовокзала подземный переход. Метров двести. Несколько поворотов, слабое освещение, эхо шагов - немного неуютно. С мамой у меня договор - когда задерживаюсь, сразу домой, не к ней. Но я нарушаю его. Как не зайти, не обнять, не поцеловать, ведь родной, самый любимый человек. Иногда кажется, что на всей земле только ей и нужен.
А дома другое.
-- Мяу - мяуй! Сколько тебя можно ждать? Целый день тебя нет! Кто то ходит по подъезду, под окнами, машины где то гудят. А я тут одна одинёшенька!
-- Скажи ГАВ!
-- Немедленно за мной! Корм и свежую воду! Ладно, можешь сначала погладить. Даже и обнять. Не трогай меня за хвост! Себя трогай.
Это Маня!
-- и что? Ты уже почти два месяца тут и всё ещё без прописки. Ай как плохо это!
-- Николай, я думаю.
-- Чапай тоже, думал.
-- не дождётесь.
-- да нет, ты будь здоров. А прописаться надо!
В цеху месиба (праздничное застолье). В углу столы. Сладости, соки, лёгкие вина. Каждый подходит, когда хочет, когда освобождается от работы, что то берёт. Напитки покрепче ребята, по привычке со старых времён, что ли, принимают в гардеробе.
Я подошёл к столу. Взял печёное, налил сок в стакан. Рядом оказался Николай.
-- а вот у нас кто то ещё без прописки.
-- Коля, прекрати, хватит!
-- понимаю. Но надо ведь!
-- Дмитрий! Николай меня уже достал. У меня к тебе просьба. Вот пятьдесят шекелей. Возьми ты парочку бутылочек чего нибудь и с мужиками в обед.... Можешь? Помоги!
У меня не получилась деталь. На самом простом ошибся. Сложное сделал, а оставалось пройти отверстие и бац, сверло подняло из тисков деталь. Зажимал не сильно, чтобы не погнуть, стенки там тонкие.
Материал ещё есть. Начал заново. .....та-ра-рах! Опять ошибка. Другая. И тоже на простейшем.
И в третий раз. И в четвёртый. И в пятый. Два последних пришлось материал заказывать, заготовок уже не было. Каждый раз неудача на простом, не на сложном. По опыту знаю, так и бывает - сложное делаешь, а вот элементарное....
В обед, проходя по гардеробу, увидел, Дмитрий наливает в стаканчики двоим, остальные, наверное, чуть позже подойдут. Чтобы не создавать толпу. Правильно!
Хоть это сделано.
Каждый раз, когда начинал деталь и в процессе затем, подходил Ильяс, чуть улыбался, но ничего не говорил. А уж когда ошибка случалась, он тут как тут. Как видит, как чует?!
Артур тоже подошёл. Я поделился с ним:
- представляешь, в пятый раз делаю. Бред какой то, ошибки всё на простом, нет бы на сложном.
-- бывает. Помню, один как то переделывал деталь восемь раз. Плохо, что этот материал редкий, дорогой, заказывать надо.
После обеда меня подозвал менаэль.
-- заканчивай работу. Меня это не устраивает. Опять заказ на материал надо отправлять.
-- какая работа без ошибок? Случается!
-- да, но я не хочу так. Всё. Иди в бухгалтерию, потом к секретарше.
Я собрался. Каким образом? За час уже все знают. Кто то подошёл пожелать всего хорошего. Кто советует - сходи к хозяину, попроси, может передумают. Подошёл Ильяс:
-- Жаль. Я ничего плохого о тебе ни менаэлю, ни хозяину не говорил.
-- верю. Что тут сделаешь. Есть так, как есть.
То, что он не говорил ничего плохого обо мне, я верю. Человек он тяжёлый, но не сволочь. Вот от отрицательной энергетики никуда не деться, это тоже факт.
Хотя, кроме как в себе самом, причины не вижу. Это честно.
Подошёл попрощаться на слесарный участок..
-- вот, Дима, получается, проставил не прописку, а выпихачку.