Революция 1917 года проистекала из революции 17 века,
именуемой никоновской реформой. - Б. Кутузов
Александр Исаевич Солженицын - великий русский писатель, публицист, драматург, лауреат Нобелевской премии с формулировкой: "За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы". Выдающийся мыслитель, одна из ключевых фигур в истории 20 века, известен во всем мире. Участник Великой Отечественной войны. Академик Российской академии наук по отделению историко-филологических наук. Активно выступал против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей. В 1945 - 1953 годах по политическим мотивам отбывал заключение, в 1957 году реабилитирован. В 1974 году лишён советского гражданства и выслан из СССР, проживал в Швейцарии и США. В 1990 году восстановлен в советском гражданстве, в 1994 году вернулся в Россию.
"Можно только сожалеть, что имя Солженицына столь часто возникает в спорах о достоверности или лживости приводимых им в художественных (!) произведениях исторических фактов, дискуссиях по поводу его отдельных высказываний. А не в связи с повествованием о судьбах множества людей, ярко представленных в его сочинениях, прочитать которые многие из яростно нападающих на "предателя" и "литературного власовца" Солженицына, даже не удосужатся" - совершенно справедливо пишет кандидат исторических наук, доцент В. Мезенцев.
Именно так пропагандисты называли диссидентов, которые рассказывали правду о репрессиях в Союзе. Им вторили палачи, тюремные "вертухаи", а ныне их дети и внуки - наследники, защитники и продолжатели преступных деяний своих окаянных предков, "надменные потомки известной подлостью прославленных отцов". Нет сомнений, что по этой причине до сих пор закрыты архивы КГБ - фамилии одиозных извергов и карателей сегодня носят их потомки, известные в стране люди.
Им подпевает необразованная чернь: "Я не читал, но поддерживаю". Шариковы, не прочитавшие в жизни ничего кроме "Муму", тупо повторяют клевету коммунистических пропагандистов на всемирно известного писателя, чья книга "Архипелаг Гулаг" переведена на 40 языков и среди книг, опубликованных в мире во второй половине 20 века, занимает третье место.
Но не о них сегодня речь, а о людях образованных и думающих, которые задаются вопросом: "В чём корень нескончаемых бед, обрушивающихся на несчастную Россию и её многострадальный народ?" А. Солженицын, как человек мудрый, духовный, глубоко верующий православный христианин, в течение всей жизни задавался этим вопросом. "Прошлое нашей страны нельзя рассматривать вне истории Православной Церкви, так как переосмысление и анализ исторических путей России не будут объективны при игнорировании религиозного фактора как неотъемлемого пласта русской культуры. Поэтому А. Солженицын, работая над насущными проблемами России и нашего общества, всегда затрагивал историю русской религиозности" - пишет Р. Аторин, кандидат философских наук, специалист по старообрядчеству.
Александр Солженицын не мог обойти вниманием трагический церковный раскол в 17 веке. Тему старообрядчества он неоднократно поднимал как в статьях, так и в книгах. В 1974 году писатель был приглашён Синодом Зарубежной Русской Церкви на Собор в Соединённые Штаты. Он в тот период находился в Швейцарии и ответил на приглашение пространным письмом. Приведу фрагмент из послания писателя Третьему собору Зарубежной Русской Церкви, озвученного на одном из заседаний Собора в сентябре 1974 года:
"Я осмелюсь остановить внимание собравшихся ещё на другом - дальнем, трёхсотлетнем грехе нашей Русской Церкви, я осмеливаюсь полнозвучно повторить это слово - грехе, ещё чтоб избегнуть употребить более тяжкое, - грехе, в котором Церковь наша - и весь православный народ! - никогда не раскаялись, а значит, грехе, тяготевшем над нами в 17-м году, тяготеющем поныне и, по пониманию нашей веры, могущем быть причиною кары Божьей над нами, неизбытой причиною постигнувших нас бед".
Как видим, А. Солженицын считал, что причиной всех бед и несчастий русского народа, включая трагедию 1917 года, является грех русской православной церкви трёхсотлетней давности. Он деликатно избегает произнести слово "преступление". За грехи предков расплачиваются многие поколения потомков - это Божья кара.
"Я имею в виду, конечно, русскую инквизицию: потеснение и разгром устоявшегося древнего благочестия, угнетение и расправу над 12 миллионами наших братьев, единоверцев и соотечественников, жестокие пытки для них, вырывание языков, клещи, дыбы, огонь и смерть, лишение храмов, изгнание за тысячи вёрст и далеко на чужбину - их, никогда не взбунтовавшихся, никогда не поднявших в ответ оружия, стойких верных древле-православных христиан, их, кого я не только не назову раскольниками, но даже и старообрядцами остерегусь, ибо и мы, остальные, тотчас выставимся тогда всего лишь новообрядцами".
В наших учебниках истории повествуется о католической инквизиции в Испании, Франции, других европейских странах, о сожжении на кострах Джордано Бруно, Жанны д"Арк, Яна Гуса, но тщательно обходится тема русской инквизиции 17 века, не менее жестокой и кровавой с миллионами человеческих жертв. Разве только можно увидеть сожжение протопопа Аввакума на картине Г. Мясоедова или высылку боярыни Морозовой кисти В. Сурикова.
"За одно то, что они не имели душевной поворотливости принять поспешные рекомендации сомнительных заезжих греческих патриархов, за одно то, что они сохранили двуперстие, которым крестилась и вся наша Церковь семь столетий, - мы обрекли их на эти гонения, вполне равные тем, какие отдали нам возместно атеисты в ленинско-сталинские времена, - и никогда не дрогнули наши сердца раскаянием!"
Александр Исаевич в своём послании проводит параллель между теми пытками, которым никониане подвергли невинных староверов, и истязаниями, которые применялись к ним самим в ленинско-сталинские времена. Красные комиссары отрубали священникам правую руку, когда они крестились, обливали на морозе водой, превращая их в ледяной столб, топили живых в прорубях, разрывали надвое меж двух берёз - садистской изощрённости и ненависти сатанистов не было предела.
Но и тогда не дрогнули сердца новообрядцев и не задались они вопросами: "За что и для чего?" - За отступничество от истинной веры и для искреннего покаяния перед Богом и старообрядцами. Продолжая цепочку взаимосвязи преступления и наказания, уместно вспомнить в качестве примера тот факт, что комиссар П. Дыбенко, похвалявшийся скальпом, снятым с живого священника, в 1938 году сам был подвергнут пытке в тесной клетке, утыканной острыми гвоздями, а затем расстрелян. И таких примеров множество - за всякое преступление рано или поздно наступает расплата.
"И сегодня в Сергиевом Посаде при стечении верующих идёт вечная неумолчная служба над мощами преподобного Сергия Радонежского, - но богослужебные книги, по которым молился святой, мы сожгли на смоляных кострах как дьявольские. И это непоправимое гонение - самоуничтожение русского корня, русского духа, русской целости - продолжалось 250 лет (не 60, как сейчас) - и могло ли оно не отдаться ответным ударом всей России и всем нам?"
Более 600 лет миллионы православных людей едут в Троице-Сергиеву лавру, чтобы поклониться мощам святого игумена Сергия Радонежского. Сколько поколений священнослужителей сменилось за это время в монастыре, неужели никто из них не задумался, что живи старец в 17 веке, и его сожгли бы как протопопа Аввакума и тысячи других страстотерпцев? Вот Солженицын и напоминает им о том, что святой Сергий тоже крестился двуперстием и молился по книгам, которые сожжены на кострах никонианскими инквизиторами.
Писатель подчёркивает, что в течение 250 лет происходило "самоуничтожение русского корня, русского духа, русской целости" - то есть уничтожалось национальное самосознание, и в конечном итоге мы видим сегодня плачевные результаты губительной политики церковников вкупе со злодеяними светской власти - полнейший упадок духа, морали, разума русских людей.
"За эти столетия иные императоры склонны были прекратить гонения верных подданных - но высшие иерархи православной Церкви нашёптывали и настаивали: гонения продолжать! 250 лет было отпущено нам для раскаяния, - а мы всего только и нашли в своём сердце: простить гонимых, простить им, как мы уничтожали их. Но и это был год, напомню, 1905-й - его цифры без объяснения сами горят как валтасарова надпись на стене".
С горечью и сарказмом пишет А. Солженицын о том, что официальная церковь 250 лет сопротивлялась царской власти, желавшей прекратить гонения на старообрядцев. И лишь в 1905 году "всего только и нашли в своём сердце: простить гонимых, простить им, как мы уничтожали их". Речь идёт об указе Николая II о веротерпимости, прекращавшем преследовании староверов. С этого времени их перестали именовать раскольниками, закрепив более правильное определение старообрядцы. Только в 1971 году Русская православная церковь сняла с них анафемы, но не покаялась.
"...Нашу самую древнюю ветвь я наблюдал в богослужениях и беседах менее года назад в московских храмах, - и я свидетельствую вам о её поразительной стойкости в вере (и против государственного угнетения - много стойче нас!) и о таком сохранении русского облика, речи и духа, какого уже и сыскать нельзя нигде больше на территории Советского Союза. И то, что видели мои глаза и слышали уши, никогда не даст мне признать всемолимое объединение русской Церкви законченным, пока мы не объединимся во взаимном прощении и с нашей самой исконной ветвью. ...Грехи столетий и десятилетий - на всех нас, ни у какого церковного течения, церковной организации нет чистоты от них: все мы есть Россия и все мы сделали её такой, какова она сегодня".
Писатель свидетельствует о поразительной стойкости старообрядцев в вере, о сохранении ими "русского облика, речи и духа". В настоящее время их общины, помимо России, имеются в Латвии и Литве, Эстонии и Молдавии, Казахстане, Польше и Белоруссии, Румынии, Болгарии, Украине и ряде стран Северной и Южной Америки, а также в Австралии. И нигде они не ассимилировались, сумели сохранить не только веру, но и национальную идентичность, чистый русский язык и внешний облик.
Устами одного из героев эпопеи "Красное колесо" А. Солженицын говорит: "Они веруют, как однажды научили при крещеньи Руси - и почему же они раскольники? Вдруг им говорят: и деды, и отцы, и вы до сих пор верили неправильно, будем менять. ...Для них, в то время, не как для нас: вся жизнь была в вере - и вдруг меняют. То - проклинали трёхперстие, теперь - только трёхперстие правильно, а двуперстие проклято. ...Да равнодушным, корыстным ничего не стоит снести, хоть завтра опять наоборот проклинайте. А в ком колотится правда - вот тот не согласился, вот того уничтожали, тот бежал в леса. Это не просто был мор без разбору - но на лучшую часть народа. ...И за это лучшие русские жизненные силы загонять в огонь, в подполье, ссылку?"
Принципиально важный тезис - отрицательная селекция русского народа началась не с приходом большевиков, а с лютой инквизиции патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Миллионы самых крепких, стойких в вере, сильных физически и духовно людей подвергли репрессиям, заточению в тюрьмы, изуверским пыткам и сожжению на кострах и в срубах. Никогда они не были беспринципными приспособленцами, такими остаются и сегодня.
Продолжаем цитату из "Красного колеса": "Законы личной жизни и законы больших образований сходны. Как человеку за тяжкий грех не избежать заплатить ещё и при жизни - так и обществу, и народу тем более, успевают. И всё, что с церковью стало потом... От Петра и до... Распутина... Не наказанье ли за старообрядцев?.. Церковь не должна стоять на неправоте... Боже, как могли мы истоптать лучшую часть своего племени? Как мы могли развалить их часовенки, а сами спокойно молиться и быть в ладу с Господом? Урезать им языки и уши! И не признать своей вины до сох пор? А не кажется ли вам, отец Северьян, что пока не выпросим у староверов прощения и не соединимся все снова - ой, не будет России добра?"
Как это важно подмечено - церковь не может стоять на неправоте! В сегодняшней России и церковь, предавшая истинную веру, и государство, созданное антихристами, стоят не просто на неправоте, а на крови миллионов россиян! В годовщину октябрьского переворота патриарх Тихон обратился с посланием к Совнаркому и Ленину: "Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной. ... А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая (Лк. 11, 51) и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (Мф. 26, 52)".
Чекисты только за первые несколько лет советской власти убили, по меньшей мере, восемь тысяч священников РПЦ. Трагедия 17 века повторилась спустя 250 лет - новообрядцы познали муки староверов. Это к вопросу о неизбежности расплаты - не всегда наказание наступает сразу после преступления, иногда за него расплачиваются потомки и задаются вопросом: "За что?" Надо знать и помнить, что всё в мире взаимосвязано и ничего случайного не бывает. В 1925 году 60-летний патриарх Тихон внезапно умер, не исключено, как предполагают исследователи, что ему в этом помогли.
Александр Исаевич в результате многолетнего исследования истории церковного раскола пришёл к очень важному выводу - если бы не было никоновской реформы и последующей инквизиции, то "НЕ ЧЕРЕЗ РОССИЮ ПРИШЛА БЫ В МИР ЛЕНИНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: В РОССИИ СТАРОВЕРЧЕСКОЙ ОНА БЫЛА БЫ НЕВОЗМОЖНА". Это значит, что сегодня мы жили бы совсем в другой стране - духовной, нравственной, экономически сильной и численно в четыре раза большей (в соответствии с прогнозом Дмитрия Менделеева). Без сомнения, была бы освоена Сибирь, это была бы мощная, процветающая держава. Но случилось то, что случилось...