Современная рецензия на сказку "Али-Баба и сорок разбойников"
Предисловие
Как-то в домашнем разговоре я упомянул фразу из этой известной сказки. Что-то вроде:
- "Брат твой ходит босым", - говорит Фатима, имея в виду Али-Бабу.
- "От большого ума", - отвечает Касым.
И жена тут же нашла на Интернете эту старую сказку в музыкальной постановке (были две пластинки, озвучивали Юрский, Табаков, и другие известные артисты). И после того, как мы все прослушали сказку, появились разные мысли, и мы продолжили шутливое обсуждение. Вообще, сказка вдруг предстала совсем в другом свете. И вам предлагается полушутливая версия этого современного "освещения".
Сюжет сказки хорошо известен, я просто напомню имена главных героев и кратко перечислю основные события с краткими комментариями. Два брата, Али-Баба и Касым, поровну получили наследство от умершего отца. Касым сумел приумножить состояние, женился на Фатиме, дочери судьи, получил в приданое дворец, и продолжил дальше умножать своё состояние нелёгкими трудами. Его брат, Али-Баба, быстро промотал наследство, организуя пирушки, и развлекаясь в кругу гостей, таких же весёлых бездельников, как он сам. Женился он на бедной и недалёкой девушке Зейнаб, и, когда деньги кончились, он не придумал ничего умнее, чем пойти в горы собирать дрова и продавать их на рынке. Выручив деньги, он тут же опять позвал гостей, и продолжил в том же духе. Но однажды, когда он собирал дрова, ему удалось узнать тайну сорока разбойников. Он забрался в их пещеру с сокровищами, и украл столько золотых динаров, сколько смог увезти. Деньги они с Зейнаб решили не считать, а просто измерить их объём меркой (странная идея, тем более что своей мерки у них не было). Зейнаб заняла мерку у Фатимы. Та, будучи женщиной неглупой, понимала, что информация и мониторинг внешней среды вещь необходимая, если хочешь хоть мало-мальски контролировать свою судьбу. Она намазала дно мерки (я так понимаю мерный кувшин) мёдом. Простоватая Зейнаб даже не потрудилась посмотреть, не осталось ли чего в мерке, а уж тем более ей не пришло в голову помыть чужую посуду, после того как в неё насыпали хоть и золотые, но всё же не стерильные динары.
Тайна Али-Бабы тут же была раскрыта Фатимой, и пришлось ему всё рассказать Касыму. И тут, согласно версии сказочника, Фатима вдруг захотела стать очень богатой - сразу, и для этого вынудила Касыма податься в пещеру за сокровищами. Вообще говоря, если исходить из информации о Фатиме, такой поступок для неё нехарактерен и нелогичен. Она совсем неглупый человек, что подтверждают последующие события, а значит должна понимать, насколько опасно это предприятие. Даже если бы она решилась на него, я уверен, что они с Касымом всё хорошо бы продумали на десять раз. Они не те люди, которые бросаются очертя голову в такого рода мероприятия. Дальше вообще начинаются странные вещи. Касым, умный человек, начинает делать глупость за глупостью, и в итоге погибает. Эта более чем странная метаморфоза в сказке объясняется жадностью Касыма, хотя Касым не сам пошёл в горы, что он должен был бы сделать сразу, будь он жадным человеком, но ведь по сказке он вынужден отправиться в горы под сильнейшим давлением Фатимы и её угроз, что иначе она уйдёт от него. Касым трагически погибает, Фатима переходит в дом Али-Бабы, и живёт там.
Но разбойники понимают, что их тайна раскрыта, а значит, хочешь не хочешь, надо принимать меры, они вынуждены это сделать. Сначала разбойник Ахмет, посланный атаманом Хасаном-Одноглазым, узнаёт, кто украл их сокровища, отмечает крестиком ворота дома Али-Бабы, и возвращается к товарищам. Но Фатима замечает крестик, и говорит об этом Зейнаб. Однако, что ждать от Зейнаб, у которой все её коротенькие мысли об очередном угощении гостей. Вообще, поведение этой парочки, Али-Бабы и Зейнаб, глупее некуда. Украли сокровища у разбойников. Живут не по средствам, и всем в городе становится известно, что Али-Баба в одночасье разбогател неизвестно как. Надо быть круглым идиотом, чтобы при таком раскладе беспечно веселиться. Им бы тихонько быстрее убираться из города, и как можно быстрей. У них земля под ногами горит, а они гостей приглашают, пируют. Короче, от Зейнаб никакого толка: "Да, ребятишки нарисовали, пустяки", - вот и всё, что смог придумать её незатейливый умишко. Но Фатима, дочь судьи, чует ситуацию. Она-то понимает, что даром такие проделки не проходят, что за всё надо платить, тем более, когда обидел таких ребят как разбойники. И она сама помечает все ворота крестиками. Разбойники в замешательстве, операция срывается, Ахмет погибает от рук своих бывших товарищей, несколько раздосадованных неудачей. Затем разбойники прибывают в кувшинах, которыми нагружен караван, ведомый Хасаном-Одноглазым. Он просится на постой к Али-Бабе, и, конечно же, Али-Баба его принимает с распростёртыми объятиями, тем самым выказывая, на мой взгляд, не столько радушие, сколько собственную непоколебимую глупость.
И опять Фатима спасает этих недоумков. Ей, женщине, приходится убить всех разбойников и зарезать самого атамана. Финал сказки ужасен! Сорок один труп! В детской сказке! Умерщвления совершаются с чудовищной жестокостью, людей заживо заливают кипящим маслом, атаман хладнокровно зарезан, как какой-нибудь баран. Вообще, атаман, Хасан-Одноглазый, представляет собой непонятую, загадочную и трагическую фигуру в этой кровопролитной и весьма печальной для него истории. Мы так никогда и не узнаем, кто такой Сим-Сим, каким образом родилась эта загадочная связь с атаманом, какие цели они преследовали? Почему они только собирали богатство, но сами жили в скромности, отдаваясь всей душой своему нелёгкому делу? Какая была их конечная цель? Просто копить и копить богатство? Не может быть, они слишком умны для такого примитивизма. Может статься, что этот недоумок Али-Баба порушил большие планы общечеловеческого масштаба, на осуществление которых предназначались добываемые таким нелёгким способом средства. И этот жгучий вопрос, тайна, которая уже никогда не будет раскрыта, потому что ужасная смерть атамана унесла её с собой: Сим-Сим, всё же он - кто?! Думаешь, неужели нельзя было просто поменять пароль на входе? Может, это спасло бы разбойников. Зачем было всем тащиться в кувшинах в город, когда два-три человека могли бы разобраться с Али-Бабой без проблем. И вообще, в сказке много невязок и тактических недоработок.
Да, атаман наделал ошибок, но он старался, как мог, выполнить свой разбойничий долг, а может быть и ещё какой-нибудь, который связывал его с загадочным Сим-Симом. Его ошибки, это промахи обыкновенного человека, который делает своё трудное дело, и эти человеческие качества делают его ближе к нам, тоже простым и добросовестным труженикам, трудно добывающим свой хлеб насущный. В этом плане, он гораздо симпатичнее и привлекательнее бездельника Али-Бабы и его непутёвой подружки Зейнаб. Те внушают чувство недоумения, отвращения, и отторжения их жизненной позиции, потому что, по сути, они паразиты на теле общества. Горько слушать печальный конец этой истории, когда зло так нагло, с насмешкой, торжествует над здравым смыслом; когда люди, занимающие активную жизненную позицию, труженики, оказываются уничтоженными физически, в ужасных муках, как разбойники, или когда их жизнь оказывается поломанной, как в случае Фатимы, по сути, умной и достойной женщины, заслуживающей куда более лучшей участи, чем жить непонятно на каких правах в доме этого бездельника Али-Бабы.
И всё же, думается, правда жизни в итоге восторжествует. Фатима постепенно придумает план, скорее всего, отодвинет в сторону Зейнаб, станет незаменимой советчицей Али-Бабы, а потом просто начнёт вертеть им как хочет. И вариантов тут нет, у Али-Бабы просто нет никаких шансов устоять в этой ситуации. Фактически, тайна Сим-Сима станет тайной Фатимы, а не Али-Бабы, и по заслугам. Победит в итоге сильнейший, и здесь все преимущества на стороне Фатимы, человека, отобранного эволюцией в жёсткой борьбе за место под солнцем, ум которого постоянно и неустанно работает, наблюдает, одним словом, мыслит, и мыслит правильно, конструктивно, не останавливаясь ни перед какими препятствиями. Победа будет за Фатимой!
И когда это произойдёт, а это случится обязательно (не будь Фатима судейская дочь!), надо будем добрым словом вспомнить несчастных разбойников, которые своими самоотверженными трудами подготовили её триумф.