Шестопалов Юрий : другие произведения.

Капитализм и его природа. Альтернативное общество

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:



  Капитализм и его природа. Альтернативное общество
  
  Как-то в разговоре с товарищем затронули тему России. Это и послужило поводом к написанию этих заметок. Собственно, написанное относится не к России, а к капитализму как общественно-экономической формации. Наверное, какие-то моменты из российской жизни могли бы пригодиться для обобщений, но, к сожалению (не очень большому), я мало что знаю о жизни там. На поверхности видно, что страна и дальше будет трансформироваться в сторону усиления капиталистических тенденций, а народ объективно помаленьку будет деградировать при такой ситуации. Впрочем, это только на руку верхушке, т. к. легче управлять, хотя даже об этом никто не задумывается, чувствуя эту благоприятную для власти тенденцию и по мере возможностей способствуя ей скорее на животном уровне, чем сознательно. Если гром скоро не грянет, так может продолжаться долго. Не знаю, насколько сейчас можно рассчитывать на длительную внешнюю стабильность. В принципе, ситуация может быстро поменяться, однако в данный момент предпосылок для этого немного - определённый баланс стабильности достигнут. Какой ценой, это другой вопрос, но сейчас он есть. Народу сейчас что-то достаётся, и это хорошо. Но уже следующий правитель, в котором социалистические "предрассудки" и элементарное понятие меры будут начисто отсутствовать, закроет эту "богадельню", и тогда всем придётся увидеть истинную суть капитализма. Думаю, мало кто при этом обрадуется этой встрече. Но это так, к слову.
  
  Проблемы капиталистической формации
  Надо сразу оговориться, что капитализм в каких-то аспектах имеет плюсы, которые, впрочем, присущи также и другим социально-экономическим формациям, не только капитализму. Вопрос, в какой степени. Безусловный плюс это то, что он заставляет людей шевелиться. Плохо, что только в одном направлении - к деньгам, и то, что подавляющее большинство людей, наёмных рабочих, делают это "из-под палки", вынужденные как-то зарабатывать кусок хлеба и часто недолюбливая или просто ненавидя свою работу, на которой проводят большую часть сознательной жизни. Капитализм, в погоне за прибылью, иногда может способствовать развитию каких-то определённых областей науки и техники, которые обещают скорую прибыль. Однако если прибыль и так хорошая, и тем более если компания занимает монопольное положение, то тогда научно-технический прогресс будет намеренно тормозиться. Довольно типичная ситуация, когда большая компания скупает патенты и кладёт их "под сукно", то есть не использует.
   Хорошо, что при капитализме товарный рынок довольно активный. Плохо то, что ориентация только на прибыль и монополизм существенно сказывается на качестве товаров и их ассортименте. Система ценообразования ориентирована исключительно на то, чтобы выгрести из карманов людей по максимуму, независимо от стоимости товара, что порождает нестабильность жизни вообще (возьмите цены на авибилеты или поезда, которые в течение дня скачут как дикие мустанги), а также неизбежные в таких условиях экономические кризисы. То есть всё стимулы крутятся вокруг одного - насколько прибыльно что-то делать. Капиталист в вечной погоне за деньгами и властью (последнее для того, чтобы захватить ещё больше богатства и обезопасить то, что уже есть). Всё, что работает на эту "святую" цель, приемлемо и встречается с распростёртыми объятиями. И так далее. Что мы не возьмём, деньги и жажда власти в итоге заслоняют и давят всё остальное. В этом смысле капитализм совершенно неразборчивая и всеядная, а точнее всепожирающая, формация. Так что надо понимать, что капитализм попутно может принести что-то хорошее, но не это является его целью, это побочный эффект, который чаще всего быстро перерождается в свою противоположность. Например, автоматизация производства это хорошо, но при этом увольняют работающих. Если прибыльнее передвинуть производство в страны с дешёвой рабочей силой, где не надо автоматизации, так как труд и так дешёвый, никто автоматизировать производство не будет. При капитализме люди работают ровно столько, чтобы их не выгнали с работы, поэтому продуктивность не очень высокая, и требуется довольно много людей. Но с этим капитализм тоже научился бороться, и придумал много эффективных способов, чтобы "из-под палки" выжимать из людей всё, на что они способны, когда их заставляют и принуждают. К слову сказать, свободный труд может создать больше и лучше, но при капитализме создать такие условия для наёмного труда невозможно. Иногда говорят, что малый бизнес сам на себя работает. На самом деле, это часто тоже труд по необходимости, а не по зову сердца. Конечно, в норме не все могут принять идею свободного и вдохновенного труда, она им может быть чужда от природы, но при капитализме возможность свободного труда исключается априори и полностью, поскольку свободный труд и капитализм это два взаимоисключающих понятия.
   Человек при капитализме смазка, винтик в машине. Нужна только его специализированная функция как придаток в производственном процессе. А человек как таковой никого не интересует; ни его развитие, ни воспитание, ни его чаяния и желания. При этом не только со стороны капиталистов, но также тех кто с ним рядом работает, а часто их родственников, поскольку капитализм всех низводит до какого-то бесчувственного, равнодушного ко всему состоянию.
   Основная проблема капитализма это господство идеологии, которую люди давным давно сформулировали как "человек человеку волк". А кто с этим не согласен, ему быстро дают понять, что он заблуждается. Задачи, встающие перед человеком при таком примитивном подходе к многообразию жизненных явлений, скукоживаются в основном до удовлетворения примитивных потребностей и полного раскрепощения всех хватательных животных инстинктов, всячески подогреваемых средой существования, включая её важную компоненту информационную составляющую. Люди при капитализме намеренно атомизируются, разделяются, каждый выживает сам по себе и каждый сражается за себя. Социальность, это эволюционно глубоко встроенное в людей чувство, основа любого человеческого сообщества, всячески разрушается, поскольку моральная идеология, основа основ капитализма, это крайний индивидуализм. Разобщаются посторонние люди, коллеги, родственники отчуждаются от родственников, дети отчуждаются от родителей, люди отчуждаются от своих предков и прошлого, от своей страны и родины. Капитализму нужна глобальная сфера влияния, ему нужна космополитичность, чтобы беспрепятственно двигать капиталы и, когда надо, рабочую силу в любое место. (Один знакомый, потеряв работу на Генерал Моторс (автомобильная компания) в Детройте, подался в Китай, где тот же Генерал Моторс налаживает производство своих автомобилей. Вот что такое человек при капитализме - винтик, гайка.)
   Стоит понять эту суть капиталистических обществ, и тогда дальше всё становится понятным и легко объяснимым. Капиталистическое общество - это самая скучная и неинтересная форма организации жизни человеческих сообществ, когда по большому счёту никто никому не нужен, разве что в качестве наемного рабочего. (Да и какая это жизнь. Так, полуживотное существование, когда как раз самые человеческие черты как социальность, стремление к истине, знанию, обращение к разуму, ответственное гражданское отношение и забота об обществе как раз в первую очередь и уничтожаются или эксплуатируются во вред этим же людям.)
   Капитализм в принципе основан на таком распределение ресурсов, что они аккумулируются в руках очень малого количества особей. По большому счёту, практически всем национальным богатством владеет малю-юсенькая доля процента от общей популяции. Могу привести графики, но и так ясно. В этом смысле капитализм неустойчивая система; что с ним ни делай, всё вернётся на круги своя, то есть к вопиюще несправедливому распределению ресурсов и экономической и политической нестабильности. И это не случайно. Капитализму принципиально нужны пертурбации и нестабильность, особенно войны, поскольку войны для капитализма решают сразу много вопросов - гораздо легче контролировать население, легко узурпировать личные свободы, открываются рынки сбыта для торговли оружием, одного из самых прибыльных занятий; правительства воюющих стран начинают занимать деньги под бешеные проценты у финансовых капиталистов, появляется возможность для контроля захваченных стран, и так далее. С точки зрения капиталиста, война эта манна небесная, это открытые врата великих возможностей для обогащения. Тот факт, что всё это богатство оплачено кровью миллионов и покоится на горах трупов, ничего не значит, поскольку богатство в глазах капиталиста оправдывает всё. Как говорил Маркс, нет такого преступления на которое не пойдёт капиталист при трёхстах процентах прибыли.
   Рано или поздно такое общество поляризуется, и все ресурсы будут распределены следующим забавным образом. Один полюс притянет к себе большинство ресурсов, когда микроскопическая кучка особей будет владеть чудовищно непропорциональным количеством ресурсов и обладать практически неограниченной властью. На другом полюсе будет сосредоточено огромное количество людей, опущенных, по большому счёту, во тьму или полутьму невежества и существующих на весьма скромные средства. Между этими полюсами будет находиться весьма небольшое количество людей, которые за счёт своих качеств, а гораздо чаще в силу стечения обстоятельств, на какое-то время сумеют приподняться над общим невысоким материальным уровнем. Однако в интеллектуальном смысле и в плане духовной свободы, подавляющее большинство из них так и останутся на своём прежнем дремучем уровне. Эти "счастливчики" некоторое время будут считать, что жизнь удалась, пока их или их детей снова не притянет серая невежественная масса и не уткнёт лицом в реальность. (Закон тяготения вещь вездесущая, зарекаться не надо.) Так называемый "многочисленный средний класс" это, как сказал бы О. Бендер, "миф о загробной жизни". Нет такого класса. Это всё от лукавого. Например, в Канаде, с её остатками социальных гарантий, формальное определение принадлежности к среднему классу это зарплата, на которую можно жить весьма и весьма скромно. Какой же это средний класс, если поездка на Кубу, в какую-нибудь фабрику по переработке туристов с двумя тысячами номеров лет пять потом вспоминается как эпохальное событие? А это и есть уровень жизни канадского среднего класса, который в весьма недалёком будущем будет жить ещё хуже. Желающие могут глянуть статью (http://www.atimes.com/atimes/Global_Economy/ND04Dj06.html) чтобы понять, в какой глубокой финансовой, экономической и где-то как-то и политической дыре сейчас находится страна.
  
  Мотивации капиталистического общества
  Вектор движения капиталистического общества ориентирован на материальное богатство. И заметьте, эта цель на виду. С верхушкой, которая управляет страной, всё понятно. Для них достижение этой цели дело техники, поскольку они контролируют жизнь страны, у них связи, у них влияние, они все повязаны одной верёвочкой. Проще говоря, они владеют страной, и потому вопрос, сколько взять для своих нужд решается довольно просто. Но есть ещё одна мотивация верхушки, которая не популяризируется. Более того, всё остальное население всячески охраняется от таких святотатских идей. Обогащаться обогащайся, если сможешь, всё равно в итоге это будет крохи с барского стола, но власть трогать не смей! Даже вот и не думайте. Не вашего ума это дело. Это мы сами будем страдать и нести это тяжкое бремя для вашей, понимаешь, народной пользы. А что такое власть? Вариации, конечно, есть, в зависимости от страны, но сегодня по сути это право распоряжаться страной и каждым её жителем.
   Что же даёт народу вектор обогащения, который с таким жаром денно и нощно внедряется в мозги и души жителей капиталистических и других стран? Для народа, в отличие от верхушки, эта идея иллюзия, тот же миф о загробной жизни, но очень многие её принимают как руководство к действию. А что ещё им остаётся? Других альтернатив для деятельных натур капитализм не предлагает. Всё остальное это уход от действительности, вроде как податься в религию или предаться порокам, типа пьянства или наркотиков. Малая часть, в которых сложно задавить человеческое начало, почувствовав звериную суть капитализма, будет пытаться что-то делать, как-то противодействовать разрушительной силе капитализма или тем, кто с ним олицетворяется. А остальные, слепо принявшие на веру миф о возможности разбогатеть, заглотившие даже не наживку, а голый крючок, потратят жизненные силы на пустышку, на погоню за призраком. Кто-то великими трудами или жульничеством добудет несколько миллионов, и если повезёт, то так и помрёт с сознанием того, что жизнь удалась. Но большинство даже этих "счастливчиков" в какой-то момент поймут, что эта бесконечная погоня высосала из них все жизненные соки, не дав ничего взамен такого, что хоть как-то бы оправдало эту непомерную жертву - жизнь, возложенную на алтарь Золотому Тельцу. С остальными, неудачниками, а таких будет подавляющее большинство, всё просто. Общественное мнение вынесет суровый приговор - жизнь не удалась, а сами они придумают разные уловки, чтобы ну хоть как-то сгладить горечь невозвратимых потерь и пустоту жизни, оставшуюся в результате этой погони за мифом.
   Идея обогащения практически для всех участников гонки на выбывание и выживание это лотерея. Шансы выиграть практически нулевые. Поэтому они так и раздуваются пропагандистской машиной. Все знают билла гейтса и многие думают, а я то чем хуже? Сколько их, таких билов? Один из тысячи? Намно-о-го меньше. Ну ладно, пусть не билл. Ну хотя бы пару десятков миллионов можно как-то добыть?! Один из тысячи, в лучшем случае, добудет. И вы хотите ловить на такие шансы? Хотите топтать других, хотите выжимать из людей последние силы, превращая их в придатки машин, в животных, хотите ожесточиться душой, хотите жить только этим, не видя толком своих детей, если они у вас при такой жизни как-то случайно появятся (у вас же сил ни на что другое оставаться не будет в погоне за деньгами). Кстати, какой-то неженатый и бездетный денежный мешок, уже в таком возрасте, когда вполне можно иметь внуков, то ли сам ляпнул, или кто-то из его приближенных, что-то насчёт того, что де он ждёт своей настоящей любви. Я с дивана упал от смеха. Хорошо, что рядом коврик. Да у него уже есть любовь, и давно! Причём первая и последняя, до гробовой доски - деньги!
   Многие выпадают из этой гонки, потому что хотят жить по-человечески, осознают в итоге всю убогость и ущербность этой основной идеи капитализма, её человеконенавистническую суть. И сразу на них ставится штамп неудачников, потому что капитализм и стоит на том, чтобы всех вовлечь в эту гонку за призраком, оставить из всей красоты и многообразия человеческой жизни, её богатейшей палитры, какой-то жалкий огрызок из счёта в банке и ненужных материальных атрибутов, фетишей.
   Надо понять, что толпе оставляют крохи, бросают им кость, за которую они начинают сражаться не на жизнь, а на смерть, по-настоящему, тогда как реальные богатства давно прибраны к рукам власть предержащими. Отсюда и игры на рынках ценных бумаг, и "инвестиции" в акции и опции, и погоня за недвижимостью, и желание урвать сейчас, любой ценой, потому что людям внушили, что деньги это всё, и что их наличие сразу всё оправдает. Не оправдает. Разве что толпа окончательно превратится в животных и все истинно человеческие ценности будут безвозвратно утеряны.
   А вот основные богатства, принадлежащие кучке людей, кто владеет страной, это уже другая история. Они идут на приобретение ещё большего богатства, как скупку компаний, недвижимости, предметов роскоши и всё в этом роде. Но главная суть всех этих приобретений это то, что в подавляющем большинстве это не производительные расходы, пользы обществу они не приносят. Капиталисты не вкладывают в долгосрочные проекты в принципе, они хотят получить прибыль сейчас, в этой сиюминутности мышления и заключена суть капиталиста, это и есть их временной горизонт. Они скупят компанию, которая сумела подняться, но сами деньги вкладывать не будут в долгосрочные проекты. И получается, что они обирают общество, давая взамен намного меньше, но полученные таким богатства используются вопиюще неэффективно. Среди богатеев другие цены, денег у них много, они торопятся их куда-то вложить, покупают за баснословные цены предметы искусства, рассматривая их как инвестиции, зачастую мало что понимая в них. Покупают дорогие яхты, самолёты, огромные виллы стоимостью в сотни миллионов, десятками. Зачем?! Больные люди. Сколько надо нормальному человеку вилл, яхт? Ну не десятки же! Зачем одному человеку два огромных самолета? Это самая настоящая дикость, какое-то первобытное пиршество дикарей в смысле растраты ресурсов. А ведь для этих бессмысленных трат они эксплуатируют и обирают миллионы и миллионы людей, бросают их в мясорубки военных конфликтов и войн, обрекают на бесправную полуживотную жизнь, темноту и невежество. Я знаю об относительно молодых успешных адвокатах в Америке, которые уже сидят на таблетках, лечатся от депрессии, и вместе с тем покупают и покупают один за одним дома стоимостью по несколько миллионов. Это что, хорошая жизнь? Я так не думаю.
   "Народный капитализм", когда двумя процентами акций компании владеют 99% акционеров, а остальные 98% акций в руках одного процента, это тот же миф о загробной жизни, игра в рулетку. Да если бы ресурсы страны принадлежали народу, люди бы от этого получили неизмеримо больше, чем когда они за свои же деньги купили несколько акций ресурсной компании, которой владеют богатеи. Контролируют-то всё они! И что захотят, то с этими акциями и с этой компанией и сделают, никого не спрашивая.
  
  Наука и техника при капитализме
  Наука при капитализме становится его служанкой. Её задачи и цели тем или иным способом подчинены интересам капитала. Чем больше капитализма в стране и чем она больше, тем агрессивнее она будет себя вести на международной арене. Соответственно, в такой стране будет развит военно-промышленный комплекс и много средств будет идти на разработку вооружения и других технических средств для прямой военной агрессии, а также на разработку средств и методов для установления контроля над другими странами. Развитие остальных направлений будет диктоваться потребностями корпораций, которые надеются таким образом увеличить прибыль. Конечно, как побочный эффект, может быть предложено и что-то полезное для человечества в целом, для общечеловеческого прогресса. Однако основная цель будет всё равно получение прибыли, так что такие достижения рано или поздно всё равно извратят. Например, лет двенадцать назад известные поисковые программы на Интернете делали поиск относящейся к запросу информации. Сейчас эта функция ушла на второй план. Теперь те же поисковые программы собирают информацию о человеке, который сделал запрос, и, помимо того, что такая информация очень полезна для мониторинга и контроля населения, она используется для того, чтобы всучить человеку какой-нибудь товар или услуги. Разумеется, качество поиска нужной информации при этом страдает. Я уж не говорю об операционной системе Виндоуз. Трудно придумать более яркий пример, как можно испохабить в погоне за прибылью саму концепцию разработки программного обеспечения, заложенную некогда в университетах энтузиастами, настоящими специалистами этого дела. Оно не на виду, многие даже не подозревают об этом, но я то видел этот код и этот, с позволения сказать, системный дизайн, и знаю что говорю. Развитие Интернета, появление которого безусловно можно считать прогрессивным явлением, стало служить интересам сбора информации и контроля и манипуляции населением разных стран, и создания нестабильности в регионах, в которых есть чем-нибудь поживиться. Интернет также предоставил прекрасную возможность для небывалой глобализации деятельности корпораций и усиления их влияния, и они этим тут же воспользовались.
   Примерно то же происходит с остальной наукой. Фармацевтические компании разрабатывают лекарства не для того, чтобы облагодетельствовать человечество, а чтобы получать баснословные прибыли. Например, если взять список 500 самых больших и прибыльных компаний (так называемых 500 Fortune companies), то десять фармацевтических компаний получают доход больше чем ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ 490 компаний. Причём больше всего они тратят денег на рекламу, а не на разработку. Так ли уж надо пичкать человека таблетками? Есть много способов и лечить и предупредить болезни, но они никогда не дадут такой прибыли, и поэтому современная медицина признаёт только лечение дорогими лекарствами, использование очень дорогого оборудования и дорогостоящие хирургические операции и процедуры. Физиотерапия, которая даёт хороший лечебный эффект, не развивается и зачастую отдана на откуп малым бизнесам с малоквалифицированным персоналом и сомнительной эффективности оборудованием. Врачи как бы в сговоре и игнорируют само существование физиотерапевтических процедур, всегда готовые лучше выписать очередную горсть дорогих таблеток, если только владелец близлежащего физиотерапевтического кабинета не наладил с доктором взаимовыгодных отношений.
   Но самое интересное, что и люди при деньгах и при власти по большому счёту получают медицинское обслуживание такого же качества. Да, без очереди, они не ждут месяц или два приёма к врачу, как другие. Но методика лечения та же самая, и я не скажу, что самая эффективная. Те же таблетки горстями, те же сложные операции, часто без нужды, и может ещё более дорогостоящее оборудование и тесты для диагностики. А откуда взяться другим методикам? Такое общество они создали. Ну да, некоторые едут в другие страны, в надежде, что там их лучше вылечат. С какой стати? Везде то же самое, везде тот же капитализм и те же подходы, которые дают максимум денег, а не максимальный лечебный эффект.
   Владельцы фармацевтических компаний дерут втридорога за свои лекарства; кто продает им автомобили, тоже норовят ободрать их по максимуму продавая втридорога машины. Автомобили потом часто ломаются (дорогих машин покупают мало, поэтому их надёжность невысокая), и тогда автомеханики дерут с них сколько смогут, покупая на эти деньги таблетки, которые выписали доктора, которые точно так же будут есть те же таблетки горстями, тем самым через побочные эффекты зарабатывая новые болезни, потому что их так научили и никаких других методов лечения болезней, а тем более профилактики, они не знают. И со всем остальным то же самое, тот же порочный замкнутый круг. Кто при деньгах и при власти думает, что выучит своих детей в привилегированных университетах. Да, там есть закрытые курсы, как используя любые средства добиваться своих целей и манипулировать людьми и обществами, но сделает ли счастливыми их такое знание? Теперь уже дети должны защищать добытое богатство и идти во все тяжкие, чтобы увеличивать и увеличивать богатство и манипулировать другими людьми а то и целыми народами. Для чего?! Чтобы быть ещё более богатым и иметь ещё больше власти. Но зачем?! Чтобы быть ещё более богатыми и иметь ещё больше власти. Больные люди.
   Система образования опять же сформирована властью, которая при капитализме сращена с теми, у которых богатство, ресурсы. А власти не нужны мыслители, им нужны работяги, у которых мозги натренированы делать конкретное дело, например, программировать, а не размышлять о жизни. Не их ума это дело. Но проблема в том, что такая система образования определит и всё остальное, и элитные университеты будут производить точно таких же узких специалистов, они же не существуют в изоляции. Всё, что в изоляции, рано или поздно и так деградирует, поэтому они вынуждены взаимодействовать с внешним миром, который сформирован родителями их учеников. И пытаясь экстраполировать будущее этой общественно-экономической формации, вижу постепенную деградацию такого общества, причём сверху донизу, как самое вероятное направление движения. И такой вывод хорошо согласуется с наблюдениями последних лет, когда самые многообразные общественные и политические явления, а также конкретные цифры и статистика, подтверждают эту мысль. Долго перечислять, но узурпация личных свобод видна невооружённым глазом, равно как и усиление центральной власти во всех сферах и усиление контроля за жизнью общества и степень манипуляции общественным сознанием; ликвидация или значительное ограничение подотчётности центральной власти, всё более скрытые методы управления, включая создание неподконтрольных общественности институтов. В общем, много изменений в этом плане, и скажем так, не самых прогрессивных.
  
  Альтернативная социально-экономическая система (народный социализм)
  
  Ну вот, критику я навёл. И теперь надо заняться более интересными вещами, а именно предложить нечто более конструктивное, чем капитализм. Надо понимать, что любая общественно-экономическая формация не есть раз и навсегда определенная абстракция. То, что я написал о капитализме, это скелет системы, вариаций много, и более того, сам капитализм постоянно меняется, но остаются основные описанные тенденции его развития. Феодализм, как и капитализм, тоже несёт какие-то общие черты, но на деле каждый раз мы имеем дело с конкретной реализацией общественно-политического и экономического строя. В конце концов, общественно-экономическая формация это вполне конкретный способ социального существования какой-либо большой группы со своей спецификой, которая определяется очень многими аспектами и условиями существования.
   Очень большое значение имеет человеческий материал, как называл это А. Зиновьев. Проще говоря, уровень и особенности развития людей. Возьмите группы людей с различным социальным опытом, поместите их изолированно в одни и те же условия, и пусть они поживут, скажем, несколько месяцев. Уверен, устройство их жизни будет сильно различаться. Жители капиталистических стран скорее всего тут же установят систему, в которой каждый будет сам за себя, хотя они могут устанавливать временные непродолжительные союзы для борьбы с конкурентами и захвата ресурсов. Конечно, личные особенности тоже будут играть роль и вариации, "выбросы", возможны, однако в целом такое сообщество будет характеризоваться острой и жестокой конкуренцией и подавлением слабых. Люди из социалистических стран, если бы таковые сегодня существовали, в среднем объединились бы и наладили достаточно стабильную жизнь, распределив ресурсы примерно поровну между ними и направив усилия на обустройство жизни, а не на взаимную борьбу и уничтожение конкурентов. Скорее всего, появился бы лидер, что вполне естественно в человеческих сообществах, который от лица сообщества осуществлял общее руководство, но чьи действия контролировались бы остальными, которые тоже активно участвовали бы в управлении и реализации текущих задач. Жители стран с иерархической структурой управления просто выбрали бы лидера и беспрекословно подчинялись ему. Наиболее эффективно использование ресурсов и жизнь в целом была бы организована, скорее всего, во втором сообществе. В первом бы в итоге выжили сильнейшие и самые жестокие и беспринципные, что в своё время хорошо продемонстрировали такие эксперименты широко освещаемые по телевидению как "конкурсы" (передача "Survivors", где-то 2001 год), когда группу людей забрасывали на остров. Я практически не смотрел такие передачи, но об исходе легко мог догадаться заранее. Сами участники и телезрители воспринимали такое развитие событий как естественное, поскольку сами выросли в такой системе, где "человек человеку волк". Как говорится, слаще репы не едали.
   Почему я так уверен во второй группе? Да потому что я несколько раз был участником таких экспериментов, работая в строительных шабашках в удалённых районах, когда мы все жили небольшой коммуной, и всё было нормально. Более того, в отличие от участников жестокого эксперимента с Survivors, которые потом ненавидели друг друга, у меня об этих периодах жизни остались самые приятные воспоминания о тёплой и дружеской атмосфере, иногда может со специфическими шутками молодых парней и мужиков, но ни в коем случае злыми или оскорбительными, когда и тот над кем подтрунивали от души смеялся вместе со всеми, или весело зубоскалил в ответ. И это при том, что работа была тяжёлая и напряжённая, зачастую в трудных бытовых условиях. Так что люди во многом определяют жизнь, которую сами для себя создадут, какие правила общежития выработают.
  
  Важность общественного развития. Критерий развития общества должен основываться на том, в какой степени может реализоваться каждый человек, то есть развить свои природные способности, суметь найти им применение и развить своё социальное сознание таким образом, чтобы принести максимум пользы и себе как личности и своему обществу. Если с личным развитием, думаю, ни у кого не будет вопросов, то тезис о служении обществу сегодня может вызвать непонимание у многих. Поэтому я остановлюсь на этом подробнее. Человек глубоко социальное существо, только благодаря этому, и исключительно из-за этого, он сумел развиться. Маленькие дети, попадая к животным, вырастают животными, а не людьми, это известный факт. Маугли-человек мог быть выдуман для сказки; в реальной жизни такой детёныш мог стать только животным. Накопление и синтез знаний, навыков, обучение, социальное воспитание, всё это может происходить только в сообществе себе подобных. Именно сообщество является носителем всего того, что характеризует нас как людей, именно его существование и здоровье является залогом нормального индивидуального и общественного развития. Воспроизводство своих прямых потомков родителями это и биологическая и социальная функция, и это применимо не только к людям. Детёныш шимпанзе проводит несколько лет с родителями, чтобы те могли его научить многим необходимым практическим навыкам, сложность которых не позволяет передать их биологически, а также передают ему социальное знание, учат его как жить в сообществе себе подобных. Хотя и редко, но иногда такие стаи достигают трёхсот особей, которые живут вместе и каждый выполняет также какие-то социальные функции, например несут охрану территории, помогают ухаживать за чужими детёнышами в случае необходимости. Поэтому, если вы хотите, чтобы вы и ваши дети могли реализоваться, надо заботиться о сообществе, надо постоянно прикладывать силы для его воспроизводства и развития, потому что и вы и ваши дети без общества быстро деградируете. Можно этого не понимать, не видеть этой связи, но это неведение ничего не меняет - вы есть такой потому, что являетесь продуктом и биологической, и общественной эволюции. Если бы вас ребёнком поместили в другое общество, вы были бы другим. Так что забота, искренняя забота об обществе, это не прихоть и не опция, а жизненно важная для вас необходимость. Да, сейчас многие молодые, не находя себя в своей стране, думают, что мол и ладно, уеду куда-нибудь, в какую-нибудь абстрактную америку, и буду там программировать и жить припеваючи. Как поёт Шаов, "Лондон не резиновый, все не поместятся". Но даже не в этом дело. Люди, вырванные из своей привычной среды, по крайней мере, подавляющее большинство, неполноценные существа. Как сказал один мужчина стоя в очереди в российском посольстве, "все иммигранты поломанные люди". Конечно, правил нет без исключений, некоторым действительно всё равно, где жить, но в целом он прав. Мы связаны с обществом множеством невидимых нитей, прежде всего языком, воспитанием, родственными и дружескими связями, с климатом, природой, с улицами, зданиями и чем только не. Но понимаешь это только тогда, когда это теряешь. Чем более развит социально человек, тем больше у него таких связей и тем более они многообразны.
  
  Итак, вывод первый.
  Создание нормального общества, цель которого обеспечить оптимальное индивидуальное и общественное развитие, должно быть делом и правом каждого человека.
  
  Кто формирует сегодня капиталистическое общество? Те, кто им управляет. Богатые и те, кого они поставили у власти. Разговоры о демократии и так далее это фиговые листочки. Сегодня мощь средств массовой информации такая, что они могут запрограммировать большинство жителей страны почти на что угодно. Плюс система образования, построенная таким образом, что практически исключена возможность получения на выходе самостоятельно мыслящих людей. И кроме этого, много других отработанных механизмов разбираться с мыслящими не по шаблону.
   Как перенаправить усилия не на подчинение и разобщение общества и обирания его для дальнейшего обогащения кучки богатеев, а на социально полезные устремления? Патологически жадные люди, у которых одна мысль об обогащении, были и будут. Эти просто ненормальные, пусть так и живут. Но надо сделать так, чтобы они в принципе не могли захватить власть над страной. Для этого нужна такая общественная система, которая бы в принципе не допускала концентрации больших ресурсов в руках немногих. Ресурсом могут быть не только финансы, но и государственная власть. Зарабатывай своим трудом сколько можешь, но даже и не думай, чтобы наложить лапу на общественное достояние. Этого можно добиться законодательными мерами и воспитанием общественного сознания. Россия, например, где семь процентов проголосовали за богатея, который именно это и сделал, то есть наложил лапу на природные ресурсы страны, которые должны принадлежать народу, имеет с общественным сознанием большие проблемы. Уже успели проштамповать мозги, так что остается только поздравить тех, кто так успешно обращает народ в "бессмысленную чернь", как говорил А. С. Пушкин. Голосовать за того, кто вас же обирает?.. Тяжёлый, а в ближайшем будущем может даже и безнадежный случай. Но тем не менее. Принцип второй.
  
  Недопущение концентрации власти, материальных и других ресурсов в руках немногих.
  
  Хорошо, теперь как насчёт управления страной? Легко сказать, что народ должен управлять страной. А как это сделать реально? Думаю, основой должно стать самоуправление на местах, но как сейчас, до этого людям надо дорасти, их надо учить, и некоторых довольно долго. Надо учить людей думать об обществе, учить отличать тех, кто действительно будет заботиться об обществе и доверять им управление, однако при этом активно контролировать и помогать, так что если не справляется или что-то делает не так, то по общему согласию в любой момент можно заменить. Сроки пребывания на выборной должности однозначно ограничены и никаких исключений. И дальше по вертикали доверять выбор следующего уровня своим представителям, но опять же при полной подотчётности и контроле и возможности отозвать в любое время. И обязательно на любом уровне должен быть баланс. Как это сделать? Власть исполнителей должен балансировать дееспособный постоянно функционирующий выборный орган, который и сам принимает многие решения и следит за их исполнением. Сроки отзыва - в любой момент любого.
   Чиновники выше какого-то уровня выбираются выборными органами. Срок пребывания всех чиновников ограничен несколькими годами, после чего в гущу реальной жизни, чтобы самим воочию посмотреть, какую они жизнь создают, понять, что ещё можно улучшить и как, если их снова выберут когда. Идея та же самая - невозможность централизации, консолидации любых ресурсов в руках немногих и постоянный контроль со стороны народа и их представителей. Таким образом, принцип третий.
  
  Равномерное распределение власти между всему уровнями. Выборность снизу доверху. Контроль на всех уровнях, возможность отозвать любого в любой момент. Обязательный баланс исполнительной власти на любом уровне деятельным, компетентным выборным органом.
  
  Управление ресурсами. Районы, городки, посёлки зарабатывают на жизнь сами и сами обустраивают свою жизнь. Часть средств идёт на общие нужды более крупных территориальных образований по договорённости между входящими в него боле мелкими. Будет неравенство? Будет, да. Хотите лучше жить, думайте как, крутитесь. На уровне области выборные органы могут планировать общие программы, но средства на них собираются по согласию входящих территориальных образований. То же самое на уровне страны, бюджет которой формируется на добровольной основе, по договорённости, под контролем выборных органов. Скажете, утопия? А я думаю, что нет. Но нужны определённые условия. Зато гарантированно, что средства будут расходоваться эффективно, так как каждая территориальная единица отдаёт свои кровные деньги, которые сами могли бы израсходовать и вправе осуществлять контроль за использованием средств. Это принцип четвёртый, который следует из принципа третьего.
  
  Ресурсами распоряжаются сами территориальные образования, начиная с самых мелких городков и посёлков, кому эти ресурсы принадлежат. Объединение ресурсов для общих целей происходит на основе договорённостей, на всех уровнях. Контроль за расходом ресурсов осуществляют те, кто их зарабатывает и даёт, а не только те, кому они переданы.
  
  Никто не может влиять на результаты выборов или решения путём финансирования политических компаний или оказанием любой другой помощи, которая может поставить под сомнение самостоятельность принятия решений отдельными лицами, выборными органами или чиновниками. Рассматривается как посягательство на святая святых, как страшное преступление против народа. Все кандидаты получают равное представительство и доступ к каналам публичного обращения. То есть принцип пятый, это:
  
  Независимость формирования политической системы от каких либо сторонних финансовых источников, кроме как строго определённых законом, обеспечивающих равное представительство кандидатов.
  
  Экономическая система. Любые формы предпринимательства, но максимальный личный доход не может превышать нескольких десятков раз от среднего, скажем 50-70. Остальные деньги могут вкладываться в общественные проекты по договорённости и по выбору и в том числе самостоятельно, как например общественное строительство, детские сады, дороги, школы, и т. д. Такого рода деятельность всячески поощряется и вознаграждается общественным признанием, уважением, благодарностью и гарантированным пенсионным обеспечением. Поощряются коллективные формы собственности, организация народных предприятий территориальными органами, возможно в кооперации с другими территориальными и федеральными образованиями, ведомствами и разными техническими, научными и экономическими советами, которые создаются территориальными образованиями по взаимной договорённости и контролируются и финансируются их выборными органами. То есть и в экономической системе реализуется принцип невозможности концентрации больших ресурсов в руках немногих. Самоуправление и самостоятельность на всех уровнях, начиная с мелких предпринимателей. Налоговая система простая, прозрачная. Это можно сформулировать как принцип шестой.
  
  Направленность экономической деятельности на общественное строительство и рост общественного благосостояния, при полном уважении и поддержке работы всех форм организации трудовой деятельности.
  
  Важность развития собственной производственной базы. Значение развития собственного производства невозможно переоценить. Это и развитые технологии, и наука, и эффективное образование, и рабочие места, и экономическая самостоятельность страны, и национальное богатство, и международный авторитет, и много чего ещё. Это также культура, менталитет созидателей, творцов, активных граждан, а не финансовых спекулянтов, готовых на всё, лишь бы урвать ещё у кого-нибудь миллиард другой, при этом не создав абсолютно ничего. Да, пусть сразу не получится качественно, ну и что! Дорогу осилит идущий. А жить надо по доходам, развивать своё производство, гордиться и поддерживать отечественную индустрию. Это должно быть делом чести страны, любого её гражданина! Например, нормальный финн предпочтет купить более дорогие местные помидоры, чем импортные. Может, это в какой-то мере связано также с более высокими стандартами финских продуктов, но думаю национальное самосознание здесь играет важную роль.
   Качество товара многое значит, не только цена, и в этом плане есть большой простор для развития собственного производства. И надо защищать местный рынок, в той пропорции, насколько это стимулирует развитие собственного производства, чтобы и конкуренция чувствовалась, и было видно, куда расти, и чтобы это было делом чести, произвести хороший продукт. Финансовые стимулы должны стимулировать развитие производства, его эффективность и снижение себестоимости продукции, но не за счёт качества, а за счёт роста производительности труда, налаживания связей, включая международные, разных форм кооперации. В общем, простор для творчества здесь огромный.
  
  Финансовая система. Это один из самых интересных вопросов. Однозначно, что страна должна быть интегрирована в мировую экономику. Свободное перемещение граждан куда им угодно, и комплекс всех других личных свобод при уважении закона это само собой, личная свобода уважается и защищается, потому как развитая личность это основа любого развитого общества. И это также и одно из условий успешной экономической интеграции. Нет изоляционизму!
   При правильном подходе международная интеграция может дать огромные преимущества. Помимо производственной интеграции, интеграция финансовой системы также играет важную роль. Страна с развитой производственной базой, твёрдой и стабильной валютой, развитым и образованным населением, эффективной юридической, административной и политической системами, с полным отсутствием даже тени коррупции, и гарантированными социальными институтами имеет огромную притягательность для всех, в том числе капиталистических стран и капиталистов. Этим обязательно надо воспользоваться. Но с волками жить, по волчьи выть. И надо чётко понимать, с кем имеешь дело. Население страны, имея возможность путешествовать, работать и жить за рубежом, воочию сможет увидеть что есть что и сами смогут сравнить где лучше. Они узнают, как надо иметь дело и с кем, чтобы это взаимодействие было выгодным. При такой позиции стране, как говорится, все карты в руки чтобы усиливать своё влияние за рубежом самыми разными способами. Стабильность финансовой системы привлечёт огромные финансовые ресурсы, что само по себе уже гарантия независимости страны. Посмотрите на Швейцарию. Единственная страна, которую Германия по большому счёту не тронула во время войны. Почему? Да потому что швейцарские банки связаны с мировой финансовой системой, потому что если этих ребят тронуть, то они найдут чем ответить, и так, что мало не покажется. Кроме того, можно контролировать и материальные ресурсы за рубежом и тем самым ещё больше укреплять экономическое положение и стимулировать развитие технологий.
   Но надо ни на минуту не забывать, с кем имеешь дело. Мировая финансовая система сегодня контролируется ограниченным кругом "избранных" (самими собой) финансистов и построена таким образом, чтобы навязать всем займы, которые могут быть израсходованы только определённым образом (выгодным для тех, кто занимает, разумеется), а потом таким образом поставить страны в финансовую и политическую зависимость. В идеале не надо брать никаких займов. По Сеньке шапка. Что имеешь, так и живи, и нечего жить взаймы, всё равно впрок не пойдёт. Деньги сегодня это фикция, это вообще даже не бумажки, а электроны в компьютере. Ввели на экране компьютера сто миллиардов денежной эмиссии, и пошли гулять денежки по планете, покупая реальные материальные ценности. Национальную валюту в идеале надо бы привязать к золотому запасу или к какой-нибудь корзине-эквиваленту реальных ценностей, но когда некоторые другие страны "делают" деньги из ничего, тут надо хорошо подумать, как обезопасить свои финансы.
   И ещё такой момент - рынки. Какую-то мобильность движения товаров надо обеспечить, но не спекуляцию. С этим надо бороться. Беспощадно. Спекуляция испортит всё. Деньги должны быть заработаны созидательным, полезным трудом, результатом которого будет реальные товары, реальные полезные услуги. Страна не может позволить себе использовать ресурсы непроизводительно, а спекуляция это самое что ни на есть бесполезное, вреднейшее использование ресурсов. Спекуляция разрушает всё, к чему она прикасается. Так что обмен товаров, услуг - пожалуйста! Спекуляция - преступление против человечества. И поверьте, я знаю, что говорю.
  
  Заключение.
  В общем, это только набросок. Можно разработать и детальный план, если время позволит. Конечно, можно вполне обоснованно возразить, что, мол, всё это мечты. Ну и что? С чего-то надо начинать. Конечно, реалии сегодняшней жизни и неразвитое население, которое сначала обирают, а потом на ими же заработанные деньги их же и оболванивают, таковы, что трудно рассчитывать на скорое изменение ситуации к лучшему. Но думаю, что предпосылки скоро появятся. Капитализм, со свойственной ему агрессивностью и узостью мышления, довольно скоро врежется в бетонную стену им же и созданных многочисленных проблем, которые он в принципе не способен решить, в силу сиюминутности и ограниченности мышления, на чём он и стоит. Свершится ли переход к нормальному обществу эволюционно? Может быть, хотелось бы. Но скорее всего без социальных катаклизм не обойдётся, уж очень много капитализм создаёт антагонистических противоречий, а как сейчас, так вообще закусил удила и прёт сметая всё на своём пути, используя уже такие средства, что оторопь берёт. Если буквально за несколько лет его истинная звероподобная природа так себя выявила, то можете представить, какая жизнь скоро будет при таких темпах? Вот тогда и вспомнится Индустриальная революция девятнадцатого века, борьба пролетариата за свои права, расстрелы демонстраций, убийства лидеров рабочего движения и полнейший беспредел властей. Наверное, так как в лондонских рабочих трущобах, описанных Джеком Лондоном не будет, но жить простому люду придётся непросто, жизнь будет крепчать день ото дня, и это вполне объективный процесс. Почему после войны было послабление и жить стало легче в западных странах? Потому что боялись советского союза, боялись своих граждан, что они последуют примеру. А сейчас всё, бояться некого, и капиталисты и их правительства развязали себе руки, полностью, и делают то, что они и должны делать в силу своей природы, то есть выжимают из народа по максимуму, но только теперь они никого не боятся. Но эта формация основана на низменных, животных инстинктах, и потому сколько верёвочке не виться, конец ей будет, потому что эти инстинкты меры не знают и знать не хотят.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"