Уколова А., Ургина Ю. : другие произведения.

История села Купай

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Летопись села Купай печатается с разрешения авторов.

Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей

Ургина Ю.А.

Уколова А.М.

ИСТОРИЯ СЕЛА КУПАЙ

   Село Купайское с начала своего основания было подведомственно селу Воскресенскому Окуневской управительной канцелярии. В 1741 году оно насчитывало 19 дворов. Село же Воскресенское заселено 21.06.1684 года по решению Софийского архирейского дома Далматовского монастыря, к нему относились 16 деревень и крепостей.
   Село Купайское при озере Купайском находится в 43 верстах от Окуневского острога и в 10 верстах от села Воскресенского (1 верста = 1,0668 км). В селе находятся два озера: Большое Купайское, окружностью 8 верст, глубиной 3 аршина (1 аршин = 711, 2 м) и Малое Купайское, окружностью 4 версты, глубиной 2 аршина. В озерах водятся окуни, караси и чебаки. Среди памятников природы близ села Купай находится комплекс болот у деревни Двехозерная площадью 90 га, а также Шаламовская Согра площадью 160 га.
   В 1690-1736 годах на Воскресенскую вотчину неоднократно нападали кочевники, которые убивали крестьян и наносили урон хозяйствам. В 1706 году село Воскресенское подверглось нападению башкир, во время которого 60 русских погибло, 40 человек угнали в плен и "лошадей и скота угнали без остатку". В 1723 году на угодья Воскресенского митрополичьего села вышел отряд казахов, убив 3 крестьян, взяв в плен 4, отогнав 30 голов скота. В 1736 году в округе села Воскресенского башкиры перебили 30 крестьян, угнали 600 лошадей и 200 голов рогатого скота. В августе 1737 года кочевники вновь организовали нападение на Примиассье. 10 августа произошла стычка между отрядом села Воскресенского во главе с приказчиком Израилевым из 40 человек и отрядом башкир, наступавших на деревни. В селе Воскресенском башкиры убили 15 крестьян, 5 взяли в плен, отогнали 200 лошадей. 21 октября 1737 года полковник И.Г. Арсеньев приказал пограничным слободам Зауралья - Песчанской, Чумлятской, Теченской, селам Воскресенскому, Кириловскому, Бакланскому постоянно готовиться к отражению набегов. В 1738 году в результате карательных походов из слобод Зауралья в степи и на Урал против основных масс восставших, а также строительства крепостей по Миассу, прикрывавших русские слободы от нападений, набеги башкир в район Примиассья и Приисетья прекратились.
   Из-за близкого соседства с кочевыми народами Азии обстановка в Южном Зауралье была достаточно сложной. Пограничное положение "в степь" обусловило постоянные конфликты с кочевниками, которые в своих нападениях поочередно сменяли друг друга. В XVI - XVII века таким народом явились ногаи, В 20 - 80 годы XVII века калмыки, а с 90-ых годов XVII века казахи. С 60-ых годов XVII века по 50-е годы XVIII века усилились русско-башкирские конфликты. Пересечение интересов 4-х кочевых народов между собой и с нарастающей русской колонизацией постоянно приводили к столкновениям: набегам, восстаниям и войнам, делавшим невозможным мирное развитие хозяйства края.
   В 1840-1843 годы удельные крестьяне* Воскресенской вотчины подняли мятеж, который известен в истории как "картофельный бунт". Причиной бунта стало требование удельного ведомства выделить земли под картофель, который мужики не воспринимали: считалось, - поешь картофеля - прослывёшь поганью... Но, по высочайшему указу от 30 апреля 1842 года духовенство и волостные чины ради примера стали сажать картофель, потчуя, зачастую, недоверчиво косившихся мужиков. Было всеобщее крестьянское недовольство, так как стали гнать крестьян в поле для возделывания новых земельных участков под картофель. Много претерпели и чиновники, и служащие от крестьян. (По всему Уралу прокатилась волна картофельных бунтов). Чиновников освежали весенней Миасской ванной, нечиновных, вроде Дмитрия Варуткина и сельских старших потчивали оплеухами и плевками, трепали бороду, оскорбляли всячески не только мужики, но даже бабы и мальчишки..." (Речь идет о селе Воскресенском). Мятеж был подавлен, в 1843 году состоялась военная экзекуция, крестьяне были наказаны, часть из них сослана в Сибирь, среди них Петр Буньков.
   На 1744 год в селе насчитывается 56 душ, из них 16 - тяглых крестьян**. В целом в Воскресенской вотчине на это время проживают 1116 душ, из них 289 состоятельных крестьян. В Воскресенской вотчине было 600 тяглых крестьян, которые выполняли тягло в пользу Тобольского и Сибирского митрополитных домов. После пятой ревизии дома Воскресенской вотчины переданы в ведение Оренбургской Казенной палаты, все жители стали называться "экономическими крестьянами"***, которыми управлял Московский экономический комитет.
   На 1795 год по пятой ревизии в селе Купайском 49 дворов, в них проживают крестьяне: 139 человек мужского пола и 154 женского, среди них семейства Буньковых, Мешковых, Мелехиных, Заболотневых, Коноваловых, Самковых, Усыниных.
   В 1866 году в селе было 129 дворов, 470 мужчин и 514 женщин, 1 православная церковь.
   В 1901 году село относилось к Шаламовской волости Воскресенской волости, в нем было 240 дворов, 1659 мужчин и женщин, 1 каменная Петропавловская православная церковь, 1 деревянная школа, 1 ветряная мельница.
  
  
  
   *Удельные крестьяне -- категория феодально-зависимого сельского населения России конца XVIII -- середины XIX вв., образованная в 1797 г. из дворцовых крестьян, на основании "Учреждения об Императорской фамилии". К удельным крестьянам относились крестьяне, проживавшие на удельных землях и принадлежавшие императорской семье. Крестьяне платили оброк и несли государственные повинности, которые обязывали поставлять императорскому дому определенное количество зерна, рыбы, ягод и др.
  
   **Тяглые крестьяне - крестьяне и посадские люди, несущие тягло - систему денежных и натуральных государственных повинностей в Русском государстве XV -- начале XVIII вв. После крестьянской реформы 1861 года термин "тягло" исчезает.
  
   ***Экономические крестьяне - в России второй половины XVIII - первой половины XIX в. категория государственных крестьян, образованная после секуляризации**** в 1764 году из бывших монастырских и церковных крестьян. Обладали относительной личной свободой, несли государственные повинности. К началу XIX в. экономические крестьяне слились с общей массой государственных крестьян.
  
   ****Секуляризация (от лат. saecularis -- мирской) -- в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению, превращение церковной собственности в государственную.
  
   Монастырские крестьяне - категория феодально-зависимого населения владений православной церкви в России с XI в. до середины XVIII в. Подвергались тем же формам эксплуатации, что феодально-зависимые крестьяне во владениях светских. По уставной грамоте митрополита Киприана 1391 года Монастырские крестьяне, например, должны были платить оброк и отрабатывать барщину, выполняя все хозяйственные работы. Выступая против феодальной эксплуатации и крепостничества, Монастырские крестьяне поднимали восстания. В XVII в. многие Монастырские крестьяне участвовали в Крестьянской войне под предводительством С. Т. Разина. Сохранение тяжёлых форм монастырской барщины сковывало хозяйственную деятельность Монастырских крестьян, вело к их обнищанию. Всё это осложнялось жестоким обращением и вымогательством со стороны монастырских властей. Массовые выступления Монастырских крестьян способствовали тому, что 26 февраля 1764 года указом Екатерины II была проведена полная секуляризация церковных земель и около 2 млн. душ Монастырских крестьян передано в ведение Коллегии экономии. Бывшие Монастырские крестьяне стали называться экономическими крестьянами.
   Госуда?рственные крестья?не -- особое сословие в XVIII -- XIX века в России, численность которого в отдельные периоды доходила до половины земледельческого населения страны. В отличие от помещичьих крестьян они считались лично свободными, хотя и прикреплёнными к земле. Государственные крестьяне жили на государственных землях и платили подати в казну. Они имели право пользоваться наделом в размере 8 десятин на душу в малоземельных губерниях и 15 десятин -- в многоземельных. Фактические наделы были значительно меньше: к концу 1830-х годов -- до 5 десятин в 30 губерниях и 1--3 десятин в 13 губерниях; в начале 1840-х годов 325 тыс. душ не имели надела. Государственные крестьяне были также обязаны вносить деньги на земские нужды; они платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (дорожную, подводную, постойную и др.). За исправное несение повинностей государственные крестьяне отвечали круговой порукой.
   Источники:
      -- "Летописи" краеведа Горбунова Максима Петровича
      -- Н. Середа "Позднейшие волнения в Оренбургском крае" журнал "Вестник Европы", март 1868 г., кн. Третья, ст. 588
      -- Материалы Госархива Оренбургской области от 1706.1969 за N16/947. Материалы хранятся на 261-264 листах.
      -- Википедия: государственные крестьяне, тягло, удельные крестьяне
      -- Энциклопедия "Отечество"
      -- Летопись села Дубровное (Травянское) Мишкинского района Курганской области (Священник Пётр Виноградов. 1875 год). Из книги "Живая летопись села Скоблино". Н.А. Лазуко, О.А. Щеткова. 2008 год.
      -- Материал с сайта http://www.erudition.ru/referat/printref/id.19541_1.html "Условия формирования военно-административной системы Южного Зауралья в XVII- первой половине XIX века"
  
  
  


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"