Щеткова Ольга Анатольевна : другие произведения.

'*' Священнический род Образцовых-Троицких

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Именитый, но увы, забытый род священников Образцовых-Троицких восстанавливается в Курганской области. Эта статья - о них - без вины виноватых, разбросанных и выкинутых из родных мест...

Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей
  
  
   О славном роде Образцовых - Троицких
  
  
   В 1757 году в селе Введенском Челябинского уезда Оренбургской губернии была построена маленькая деревянная церковь с колокольней, ее освятили 19 ноября 1759 года. Эту деревнянную церковь впоследствии отдали единоверцам.
   В 1840 году во Введенском была построена новая каменная церковь с каменной колокольней и такой же оградой. Находилась она в центре села на видном месте. Церковь эта была построена, что называется, всем миром. У прихожан собирали яйца и замешивали с известью. Делалось это для прочности. В 1846 году 16 мая освятили придел во имя Святого Праведного Прокопия Устюжского Чудотворца, в 1859 году освятили второй придел во имя Пресвятой Богородицы.
   После войны 1945 года церковь стояла полуразрушенная. Здание обветшало и стало, якобы, опасным для случайно забегающих туда детей. Это было стандартной причиной для разрушения церквей, ведь даже разрушенные храмы не давали властям покоя. Его решили снести.... Тракторами старались растащить стены, но они не поддавались, вот что значит "строилась на века". Потом, конечно, все снесли. Простояла эта церковь чуть больше ста лет.
   Особенное место в жизни, как села Введенского, так и ближайших деревень, занимал священник, а впоследствии протоиерей Григорий Николаевич Образцов. Много о нем писали в Оренбургских Епархиальных ведомостях.
  
  
  
  
   ГРИГОРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
   ОБРАЗЦОВ (1824-1912 гг.).
  
   Удивительно, как много может светлого оставить после себя человек. О нем ничего не осталось в памяти людей, но документы свидетельствуют...
   Итак, Григорий Николаевич Образцов родился в 1824 году в семье дьякона. Отец Григория Образцова - Николай Васильевич, родился в станице Степной Троицкого уезда. Имел грамоты, переходящий указ, подтверждающий духовное звание, был награжден высокими наградами от Епархиального начальства - набедренником и камилавкой.
   Григорий Образцов с отличием окончил курс в Уфимской духовной семинарии и в декабре 1846 года с аттестатом 1-го разряда был причислен в Троицкий уезд в Кичигинскую крепость. С 15 марта 1847 года получил должность законоучителя при Кичигинской станичной школе без оплаты. Раньше священники, как единственно образованные люди в селе, совмещали должность священника при церкви и учителя в школе.
   В Кичигино он женился. Сразу после свадьбы, в начале 1850-х годов у него родилось двое детей, умерших во младенчестве. Там же в Кичигино в 1852 году пояпился на свет первый сын Федор. Жену его звали Наталья Яковлевна, она была младше своего мужа на 4 года. Наталья Яковлевна была дочерью Коллежского Асессора Якова Попова.
   2 февраля 1853 года ему была объявлена благодарность от попечительского совета за священнические труды.
   19 марта 1853 года Григорий Образцов получил место в селе Введенском Челябинского уезда Оренбургской губернии. Григорий Николаевич характеризуется на службе, как опытный, честный и деятельный священник.
   В 1854 году в селе Введенское у него родился сын Михаил. В 1855 году Введенский батюшка был определен Епархиальным начальством депутатом при следствиях. Он был переведен в отряд Кульчигинский 20 сентября 1856 года, но что-то ему не понравилось и 27 октября этого же года Григорий Образцов по его прошению вновь переведен в село Введенское, где он будет служить еще 48 лет. В 1857 году матушка Наталья Яковлевна родила ему дочь Ольгу, а в 1859 году - сына Степана.
   17 августа 1859 года Григорий Образцов был награжден набедренником за примерное поведение и усердие в проповедях. В том же году, "в воспоминание войны 1853-56 гг." он получил бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте.
   11 июля 1862 года за примерную и ревностную службу Образцов Г.Н. получает благословение Священного Синода.
   14 марта 1862 года священник Григорий Образцов был призван для исправления должности действительного благочинного по ХVII благочинническому округу. В состав этого округа входили следующие приходы:
   (по состоянию на 1880год)
   1. Куртамышевский
   2. Каминский
   3. Таловский
   4. Долговский
   5. Птиченский
   6. Введенский
   7. Петровский (приписная в этом же селе без причта, ветхая Церковь во имя Благовещенья Пресвятой
   Богородицы).
  8. Кипельский
  9. Щучанский
  10. Маслейский
   11. Столбовский
   12. Петуховский
  13. Обанинский
  14. Малобеловодский
  15. Мыркайский
  16. Косулинский
  17. Коровинский.
   В 1872году, "по прослужении трехлетия, по выбору духовенством нового лица в должность благочинного, от этой должности уволен" священник Григорий Образцов. С 1872 по 1881 г.г. благочинными по этому округу избирали других, не менее достойных священников. А с 1881 по 1898 годы по ХVII благочинническому округу, вновь будет избираться благочинным Григорий Образцов. От обязанностей благочинного он будет освобождён в 1898 году по собственному прошению.
   19 апреля 1864 года Г.Образцов был награжден бархатной фиолетовой скуфьей.
   В этом же году второй сын Григория Образцова Михаил поступает в Уфимскую Духовную Семинарию. Но образование свое на этом не заканчивает: в 1886 году учится на филологическом факультете Казанского университета. По окончании университета Михаил Григорьевич Образцов работает учителем в Челябинском уезде: в селе Коровье, в деревне Речкалова. Из деревни Речкалова в 1898 году учитель школы Михаил Образцов переведен в село Мыркай в церковно-приходскую школу. Впоследствии он переехал на постоянное место жительства в город Курган, где Михаил Григорьевич Образцов упоминается, как мещанин.
   М.Г. Образцов умер в 1904 году и похоронен в селе Введенском. Исповедовал его перед смертью священник единоверческой церкви Иоанн Инфантьев. Погребение совершали протоиерей Образцов и единоверческий священник Григорий Троицкий (Сладкокарасинская церковь).
   В 1867 году у Григория Образцова родился сын Николай. Не сомневаюсь, что он был прекрасным, терпеливым отцом. Скорее всего, дочь Ольга тоже получила духовное образование. В те годы девочки из семей священников обучались в Епархиальных женских Духовных училищах городов Челябинска, Оренбурга или Уфы.
   В 1868 году - награжден бархатной фиолетовой камилавкой.
   В 1869 году третий сын Григория Образцова - Степан поступает в Челябинское Духовное училище.
   В 1871 году Григорию Образцову была выражена Архипастырская благодарность за труды и усердие по благотворительному делу.
   С 1870 года сельский батюшка начинает организовывать у себя в селе Введенском сельское училище. Ближайшее начальное училище находилось в селе Таловском, которое действовало с 1845 года. На первых порах в селе Введенском Григорию Образцову приходилось организовывать школу у себя на дому, без оплаты. Осенью 1871 года, более 135 лет назад в ожидальном помещении волостной управы было открыто Введенское "одноклассное Министерства народного просвещения училище". Это дает мне право считать священника Григория Николаевича Образцова первым основателем школы в селе Введенском. Учителем сельского училища в этом селе был определен Петр Словцов, который тоже имел духовное звание.
   В 1868 году в селе Введенском грамотных мужчин насчитывалось 17 человек, женщин - 4. Крестьяне не умели даже расписаться за себя. Но в церковь крестьяне ходили охотно, об этом говорит тот факт, что в двух Введенских церквях было израсходовано за один только 1881 год 20 пудов восковых свечей (320 килограммов!).
   В 1872 году в семье Образцовых родилась дочь Антонина, которая умерла в этом же году. Потом 3 февраля родилась ещё одна девочка Анна, которая также умерла ровно через полгода. Больше детей у Образцова Григория не рождалось.
   В метрической книге за 1875 год от 14 февраля есть запись о бракосочетании: жених - "студент Уфимской Духовной Семинарии Михаил Федорович Троицкий", невеста - "села Введенского священника Григория Николаевича Образцова дочь девица Ольга". Поручители по жениху: "села Сладкокарасинского священник Петр Инфантьев, Троицкого прихода Сухтелинского отряда исполняющий дела псаломщика Николай Троицкий". По невесте - "Благочинный 18-го округа священник Павел Инфантьев и дьякон Иван Попов".
   В 1876 году умирает сын Григория Образцова - Федор, 24-х лет. Он не пошел по стопам отца, а находился на гражданской службе - работал почтальоном, перед смертью уволился, возможно, из-за болезни.
   Несмотря на житейское горе, Григорий Образцов продолжал службу, и его труды увенчались успехом: в 1880 году, указом Александра II, священник Григорий Образцов удостоен высокой награды - ордена Святой Анны 3-ей степени.
   В 1883 году во Введенской волости был голод, вызванный неурожаем. Григорий Образцов организует сборы в пользу бедных, за что опять-таки получает благодарность и архипастырское благословение от Епископа Уральского и Оренбургского Вениамина.
   В 1883 году так же, как и во все остальные годы, Г.Н. Образцов присутствует на съезде духовенства по Челябинскому духовному училищу. На съездах священники и благочинные получают от Епархии пенсии для "бедных духовного звания" и раздают их своим прихожанам. В основном это вдовы священников, псаломщиков, дьяконов и их несовершеннолетние дети, оставшиеся без отца. Средний размер такого пособия составлял 8-10 рублей в год - достаточная сумма для сельских жителей.
   6 апреля 1885 года в благочинническом округе, во введении Образцова Григория Николаевича, в селах Столбовском, Введенском, Жирковском, Щучьем, Коровинском, с большим размахом празднуют тысячелетие Блаженной кончины Святителя Мефодия. По всей Российской империи проходил этот праздник пышно и торжественно. Во Введенской школе угощение предоставил ученикам попечитель этой школы (имя его осталось неизвестным). Мой прадед Аникин Федор Иванович как раз в это время мог бы быть учеником, шел ему в ту пору одиннадцатый год.
   Ко дню Святой Пасхи 1886 года Григорий Образцов снова награждается наперсным крестом.
   Неурожаи 1884-85 гг. уменьшили доходы церквей, и священники сельских приходов обращаются в Оренбургскую Епархию с просьбой уменьшить взнос с церквей на содержание Оренбургского Духовного училища, так как денег на это не хватает и крестьяне в деревнях голодают.
   В 1886 году Григорий Образцов получает сан протоиерея.
   В 1888 году по Оренбургской Духовной Консистории повсеместно открываются певческие хоры при сельских церквах, которые приходят на смену псаломщикам. Во Введенском также был свой церковный хор.
   Протоиерей Григорий Образцов в 1888 году продолжает свой пастырский труд, будучи благочинным по вверенному ему округу. Во время проверки деятельности подчиненного ему священника села Коровьего Максима Худоносова, Г.Н. Образцов очень радовался, что этот молодой священник открыл церковно-приходскую школу в селе. Максим Худоносов не побоялся трудностей. Ведь в это время крестьяне с большой неохотой отдавали своих детей на учебу. Считалось, что грамота крестьянским детям ни к чему. Несмотря на то, что не было учебников и учительская работа не оплачивалась, молодой священник Максим Худоносов сумел добиться от своих воспитанников очень хороших успехов. Обо всем этом Григорий Образцов докладывает Епископу Оренбургскому и Уральскому. На рапорте протоиерея Григория Образцова поставлена резолюция Его Преосвященства: "Объявить похвалу священнику Худоносову и поставить в пример другим". Статья эта была опубликована на самом видном месте Оренбургских Епархиальных ведомостей - на первой странице и была пронизана гордостью и радостью протоиерея Григория Образцова.
   15 июля 1888 года в этих же ведомостях опубликована большая программа по празднованию 900-летия крещения Руси в Оренбургской Епархии: в селе Введенском пышно отпраздновалось это событие.
   В 1890 году все силы священников были брошены на борьбу с расколом. Православные не могут прийти к согласию друг с другом. Принимает участие в этой борьбе и Григорий Образцов. Он проводит беседы с раскольниками, проповедует в церкви.
   В 1891 году, в январе месяце, Григорий Образцов вместе со вторым священником церкви села Введенское Яковом Ложкиным едут в Оренбург на съезд членов Оренбургского Православного Мессионерского общества.
   За 1891-92 учебный год при поддержке протоиерея Григория Образцова были открыты церковно-приходские школы в селах: Столбове, Птичьем, Мыркае, Малодюрягине. В церковно-приходской школе в слободе Птичанской даже была открыта столовая для учащихся из малообеспеченных семей. Школьный обед состоял из одного или двух блюд. Меню состояло из щей, каши, горошницы или похлебки, при этом детям выдавалось достаточно хлеба. Содержание одного ученика обходилось Оренбургскому попечительскому совету 1рубль 50 копеек в месяц. Отдельно стоящих школьных домов по Челябинскому уезду было очень мало, поэтому классы находились в наемных частных домах или в квартирах заведующих школами.
   В 1901 году Григорий Образцов награждается орденом Святой Анны II-ой степени.
   В метрических книгах за 1904 год его рукой ведется запись родившихся и венчающихся, но почерк уже не тот - рука дрожит. В этом году Григорий Образцов освобождается от должности законоучителя в начальном училище с. Введенское, но продолжает службу в церкви.
   Из клировой ведомости за 1904 год видно, что в доме протоиерея Образцова проживали его жена Наталья Яковлевна и их сноха - вдова Дарья Андреевна Образцова. Возможно, что она является женой умершего сына Михаила.
   6 апреля 1908 года протоиерей Григорий Образцов подал прошение об увольнении и его просьбу удовлетворили, так как ему исполнилось в это время 82 года!!!
   6 мая 1908 года Государь-император "всемилостивейше соизволил удостоить" наградой - орденом Святого Владимира 4-й степени - церкви села Введенское Челябинского уезда протоиерея Григория Образцова.
   К 1908 году начинается сложное время для России. В газетах пишут об ослаблении веры среди прихожан. В Оренбургских Епархиальных ведомостях вышла статья, автор которой пожелал остаться неизвестным. Подпись: "Священник", статья под названьем "Одиночество". В ней сельский священник рассказывает о том, как трудно грамотному, культурному человеку оставаться в захолустье. "Ведь огонь огнем загорается. А ведь тут не с кем словом перекинуться.... Поневоле застынешь. Хочется единения, а его и нет". Далее автор статьи предполагает, что именно благочинные могли бы объединить вокруг себя образованных и жаждущих общения людей. И такие мотивы одиночества становятся преобладающими в прессе.
   Родных во Введенском у Образцовых на сегодняшний день не осталось. Потомки его - Троицкие проживают сейчас в городе Кургане.
   Из Оренбургских Епархиальных ведомостей известно, что умер Г.Н. Образцов 20-го июля 1912 года. Некролог по поводу его смерти опубликован не был. Так был безвестно и незаслуженно забыт великий человек.
   Лица духовного звания после революции 1917 года расстреливались без суда и следствия. Молодое советское правительство направило свой главный удар на духовенство и дворянство. Потом добило крестьянство...
   Очень важно сохранить память о людях, живших когда-то на нашей родной земле. У казахов, киргизов, армян и других народов, существует традиция: каждый мальчик должен знать имена своих прямых предков из семи предшествующих поколений, чтобы в дальнейшем передать своему будущему сыну. У русских, к сожалению, такой традиции нет. Наш народ, возможно, потерял чувство самосохранения из-за своего количества и расселения по огромной территории. Сказалось и время репрессий. Под страхом смерти и ссылки в лагеря дети "врагов народа" боялись даже близким рассказывать о своих предках, часто вынуждены были скрываться под другими фамилиями. Девушки старались поскорее выйти замуж, чтобы изменить метрические данные...
   Развеяны были по земле потомки Образцовых-Троицких. Но кое-что удалось найти...
  
  
  Дочь протоиерея
  
  
   Священник Михаил Фёдорович Троицкий был направлен на служение в село Чистое в 1883 году. До последних своих дней, до 4 сентября 1916 года он проживал в селе Чистое. Жена его Ольга Григорьевна, в девичестве Образцова, родила ему много детей: Григорий (~1877 г.р.), Лидия (~1880 г.р.), Николай (~1883 г.р.), Павел (~1885 г.р.), Иоанн (~1887 г.р.), Александра (~1889 г.р.), Фёдор (1891 г.р.), Евулла (~1893 г.р.), Пантелеимон (~1895 г.р.), Василий (~1897 г.р.).
   По удивительному стечению обстоятельств, чётко просматривается в журнале "Оренбургские епархиальные ведомости" судьба дочери священника Троицкого Евуллы. Она является внучкой Григория Николаевича Образцова. В 1901 году она, как и многие крестьянские дети, пошла учиться в первый класс Чистовской церковно-приходской школы, где закноучителем был её отец Троицкий Михаил Фёдорович. Он преподавал детям Закон Божий. Как могла выглядеть школа того времени? - Она не была похожа на современные учебные заведения. Во-первых, все ученики пели в церковном хоре, под руководством регента, псаломщика или священника.
   В 1909 году Михаил Троицкий был награждён грамотой за успехи по церковному пению в Чистовской школе Челябинского уезда. Некоторые школы в сёлах, как я уже говорила, не имели отдельно стоящего здания и часто располагались в доме священника, зажиточного крестьянина или заведующего школой. Больше половины школьных помещений в уезде были признаны неудобными. Церковно-приходские школы по Челябинскому уезду получали финансовую помощь из следующих источников:
  1. От епархиального училищного совета города Оренбурга.
  2. От церквей Челябинского уезда Оренбургской Епархии.
  3. От городских попечительств.
  4. От частных попечителей и благотворителей.
   В сельских школах выдавались бесплатные обеды малоимущим ученикам. Особенно крестьяне ценили эту помощь от Оренбургской Епархии в годы неурожая и голода.
   Конечно, Евулла ни в чём не нуждалась, так протоиерей Михаил Троицкий получал большие по тем временам деньги - 525 рублей (жалование от казны - 300 рублей и от прихода - 225 рублей). По-видимому, приход села Чистого был богатым, если имел возможность выплачивать своему батюшке такую большую денежную сумму. Ведь некоторые сельские священники получали от своего прихода лишь хлебную ругу.
   Проучившись 2 года в церковно-приходской школе села Чистого, Евулла Троицкая уехала в Оренбург, где поступила в женское Духовное Училище. Жизнь в училище Оренбурга отличалась от деревенской. В городе зажигались по вечерам ночные фонари. Они представляли собой столбы, окованные железом... "Для забития на зиму подпольных окон" в училище привозили "воз моху". На входной двери в зданиях общежития и больницы висела кошма для удерживания тепла в помещении, а сами двери утеплялись войлоком. "Для обмётывания пыли" девочки в училище использовали гусиные перья. Для мытья полов рабочие доставляли "воз песку". Для тяжелобольных в больнице училища использовали специальную фаянсовую посуду - "ватер-клазет". Чугунные умывальники и железные тазы для бани - средства личной гигиены начала ХХ века. На партах учениц стояли фарфоровые чернильницы с механически закрывающимися крышками. На школьном дворе был "колодезь и железный якорь для вытаскивания" упавших в этот колодец предметов...
   Видимо, Евулла очень хорошо училась, так как по окончании Оренбургского Духовного женского Училища она поехала поступать на курсы в Петроград. Какие именно курсы закончила Евулла пока остаётся загадкой. Таких курсов в Петрограде было несколько.
   Высшие женские курсы - высшие учебные заведения для женщин в дореволюционной России. Они возникли под влиянием демократического движения 60-х годов XIX века.
   В 1863 году в ответ на запрос Министерства народного просвещения большинство университетов, за исключением Московского и Дерптского, высказались за предоставление женщинам права на высшее образование. Несмотря на это, по университетскому уставу 1863 года доступ в университеты женщинам разрешён не был.
   Многие русские женщины получали высшее образование в Цюрихе (Швейцария), где с 1867 года был открыт прием женщин в университет и политехнический институт. Царское правительство, встревоженное тем, что женщины, получившие высшее образование в Швейцарии, "не могут возвращаться обратно иначе, как с идеями и направлением, не соответствующим строю", создало комиссию для обсуждения вопроса "о мерах, вызываемых постоянно возрастающим приливом русских женщин в Цюрихский университет и некоторыми прискорбными явлениями в их среде".
   Организации высших женских курсов в России предшествовала борьба за создание женских университетов, которая длилась более десяти лет, и участие в которой приняли широкие круги русской общественности.
   Первые женские курсы с разрешения правительства были открыты в 1869 году (Аларчинские курсы в Петербурге и Лубянские - в Москве). Одним из этапов борьбы за женский университет была организация в Петербурге в 1870 году систематических "Публичных лекций" для мужчин и женщин. Эти лекции получили название "Владимирских курсов" по имени Владимирского училища, где они помещались. За деятельностью женских курсов был установлен надзор.
  В 1872 году были открыты Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге и Высшие женские курсы профессора Московского университета В. Н. Герье в Москве. Открывшиеся в 1876 году в Казани и в 1878 году в Киеве Высшие курсы для женщин имели по два факультета: физико-математический и историко-филологический.
   В 1878 году в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с ученым и общественным деятелем А. К. Бекетовым были учреждены Бестужевские высшие женские курсы (названы по имени профессора русской истории К.Н. Бестужева-Рюмина, который был официальным учредителем курсов и возглавлял их в 1878-82 годах).
   В период контрреформ Александра III в 1881 году, царское правительство предрешило закрытие всех женских курсов. В 1886 году по распоряжению Министерства народного просвещения прием на Высшие женские курсы был прекращен, и несколько позже они были закрыты.
   Возрождение высших женских курсов оказалось связано с расширением демократического движения конца XIX - начала XX в.в. В Петербурге и в Москве. Были восстановлены некоторые женские курсы, стали открываться новые, однако с целым рядом ограничений. В Петербурге в 1904 году открылись Стебутовские высшие женские сельскохозяйственные курсы, в 1906 году - Женский политехникум, Историко-литературные и юридические женские курсы Раева, Юридические курсы Песковской, Естественно-научные курсы Лохвицкой. В Москве были организованы Историко-филологические и юридические курсы Полторацкой, Высшие женские педагогические курсы, Высшие женские медицинские курсы, Высшие женские сельскохозяйственные курсы. В течение 1905-16 годов высшие женские курсы были также созданы в Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Дерпте, Казани, Тифлисе, Новочеркасске, Томске. Курсы не финансировались правительством и существовали на благотворительные средства и плату за обучение.
  
   Значительную роль в развитии женского образования в России сыграли курсы Герье и особенно Бестужевские курсы.
   После 1905 года на этих курсах была введена предметная система обучения. Число слушательниц на Бестужевских курсах в год их организации составляло свыше 880 человек (в том числе 348 вольнослушательниц), в 1914 году - уже около семи тысяч. Выпускницы курсов получали право преподавать в женских средних учебных заведениях и в младших классах мужских средних школ. На высших женских курсах учились многие деятельницы революционного движения. Многие курсистки участвовали в народовольческом движении и в первых марксистских кружках. Из среды слушательниц женских курсов вышло немало замечательных деятелей науки и искусства.
   Что стало с Евуллой Михайловной Троицкой (~1893 г.р) остаётся тайной за семью печатями.
  
   ПРАВНУК ОБРАЗЦОВА
   ГРИГОРИЯ НИКОЛАЕВИЧА
  
  ТРОИЦКИЙ Владимир Иванович родился 22 июля 1923 года в селе Чистом Щучанского района. В марте сорок второго года призван в армию и направлен во 2-е Тюменское пехотное училище, досрочно выпущен и направлен на фронт. Командиром отделения 924-го стрелкового полка 252-й стрелковой дивизии. Тяжело ранен. После излечения в Саратовском госпитале командиром минометного расчета в составе 20-й мотострелковой бригады прошел путь от Тулы до Праги. Награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Славы III степени, медалями "За отвагу", "За боевые заслуги", "За оборону Сталинграда","3а взятие Берлина","За освобождение Праги". После войны работал до пенсии на "Кургансельмаше", где прошел путь от кладовщика до заместителя начальника транспортного цеха. Живет в Кургане.
  
   В июле 1943 года наша часть, 20-я мотострелковая бригада, в составе 25-го танкового корпуса на Брянском фронте с марша вступила в бой. Задача - перерезать железную дорогу Брянск-Орел в районе станции Хотынец, оседлать и держаться до подхода основных сил. Предстояло прорвать оборону противника и с боями пройти 80 километров. Рывка не получилось, пришлось прогрызать оборону врага огнем и гусеницами. Бои шли затяжные и тяжелые. В день продвигались по 3-5 километров. Особенно досаждала вражеская авиация, висевшая над нами с раннего утра до позднего вечера. Мы несли потери, особенно большие они были у транспортных подразделений, подвозивших нам боеприпасы и горючее.
   Где-то на пятый день боев для нас наступило тяжелейшее время. Иссякли боеприпасы, кончилось горючее. Боевые по?рядки бригады были рассечены танками и пехотой противника. Где свои, где немцы, трудно было разобраться. Слоеный пи?рог, да и только. Боевая обстановка менялась по нескольку раз в день. Постоянно нарушалась связь. Противостояние и бесконечные контратаки были ожесточённейшие. Немцы пытались окружить наши подразделения, мы, в свою очередь, их. Обе стороны несли тяжелые потери в людях и технике. Враг тогда был силен и самоуверен.
   Минометная рота, в которой я командовал расчетом, за последние два дня потеряла четыре расчета из штатных шести. И настал день, когда не только снаряды и мины, но и каждый патрон пришлось считать. Но, слава Богу, к вечеру бой стал стихать. Мы, два минометных расчета, оставшиеся в живых, во главе с командиром роты лейтенантом Кимаковским (всего человек 12), сумели оторваться от противника и вышли на огневые позиции одной из противотанковых батарей 76 мм пушек нашей бригады.
  Напряжение боя спало. Лейтенант пошел к командиру батареи уточнить обстановку, а мы расположились на короткий от?дых. Умотались страшно и упали кто где. Ведь кроме личного оружия, лопат, кирки, вещмешка минометчики таскают на себе и разобранный на 3 части миномет, вес которого в неразобранном виде более 60 килограмм и плюс мины.
   В это время из лощины, поросшей кустарником, метрах в 500, показалась цепь численностью до роты. Видим, но определить точно, кто это, не можем. Но артиллеристы в бинокль разглядели - немцы. Сделав два выстрела из пушки, больше у них снарядов не было, они подогнали к орудиям автомашины и снялись с позиций. А немцы тем временем приближались. Нам их не сдержать: соотношение сил не в нашу пользу, нет ни мин, ни патронов. Да и будь последние, что бы мы смогли противопоставить сотне автоматов? Свои трехлинейки? Это потом нас стали вооружать карабинами и автоматами, а на тот момент у нас в руках винтовки. И командир приказал отходить.
   И тут к лейтенанту подбежал незнакомый старший сержант. Отрекомендовался радистом одной из бригадных радиостанций, машина которой была подбита и стояла недалеко. Он пе?редал приказ подойти к рации на связь. Из штаба бригады при?казали прикрыть рацию и не дать захватить ее немцам. Без связи в армии, а тем более в бою, нельзя.
   Получив такой приказ, лейтенант дал нам команду занять оборону на небольшом взгорке. Залегли, время идет, и немцы уже метрах в трехстах. Идут молча. Молчим и мы, получив команду не стрелять, беречь патроны. Какие патроны, какая стрельба? От злости и беспомощности зубами впору скрипеть или выть в голос. Посчитали: у кого пять патронов, у кого десяток, а у кого и ничего. И мины ни одной, а минометы 82-милиметровые без них - железо.
  Не продержаться... Но приказы не обсуждают, их выполняют. А немцы все ближе, ближе и с ходу открывают огонь. Но с 200 метров, да с ходу, он нам вреда почти не причинил. Но хоть бесприцельный, а на психику давит.
   В это время слышим сзади гул автомашины. Смотрим: летит, словно на крыльях (так нам тогда показалось), наша родная полуторка. И на подножке у нее, ухватившись рукой за дверцу, мотается наш командир батальона старший лейтенант Ерхов (жаль, хороший был командир, позднее погиб в бою за город Рава-Русская). Но главное - машина наша с минами. А их там около 350 штук.
   Все! Тут же последовала команда: "Минометы к бою!". А немцы усилили огонь, они уже совсем близко, мы видим даже их лица. И в это же время с душераздирающим воем на нас сверху начали пикировать десятка полтора "юнкерсов". Мы вна?чале, растерявшись, залегли, чувствуя свою обреченность и беспомощность. Один, второй - и ничего. Свой боезапас они израсходовали где-то раньше, а здесь (по наводке или увидели с воздуха) решили попугать, устрашить воем, громом и разогнать нас, а может побоялись ударить по своим?
   Резкая, как выстрел, команда поднимает нас и бросает к минометам. И по противнику прямой наводкой был открыт беглый огонь. Хлопок за хлопком, до 12 выстрелов в минуту. Накрываем наиболее приблизившиеся группы. Немцы падают, другие с шага перешли на бег. И брызжут из автоматов огнем по нам, стоящим открыто у минометов. Вот уже устанавливают пулемет, со 120-150 метров они нас вмиг кончат. Не успевают, пулемет вместе с расчетом исчезает в кустах разрывов - накрыли.
   Не выдержав, немцы залегли. Огонь их становится прицельным, у нас появились раненые, но мины наши летят и летят. Немцы не выдержали и в беспорядке начали пятиться, потом кинулись со всех ног, оставляя убитых и раненых.
   В этом скоротечном бою немцы - потеряли убитыми не менее трех десятков солдат. Буквально за считанные минуты мы положили у них треть роты, а остальных обратили в бегство. И воочию еще раз убедились, что 82-миллиметровый миномет - грозное ору?жие против пехоты противника. Этим маленьким эпизодом мне хотелось напомнить ветеранам завода "Кургансельмаш" и ныне работающим, какое грозное оружие во время войны выпускали на "Кургансельмаше". Отсюда потоком шли на фронт мины и миноме?ты, которыми фронтовики давали "прикурить" гитлеровцам.
   (По материалам книги "Золотое созвездие Зауралья", стр. 126-128. Город Курган. 2003 год. "Парус-М").
  
   Правнук Образцова Григория Николаевича умер в 2007 году, не дожив совсем немного до выхода книги о своем прадеде "От Вас беру воспоминанья, а сердце оставляю Вам".
   Я продолжаю искать материалы о роде Образцовых-Троицких и надеюсь на Вашу помощь, дорогие читатели.
  Ольга Щеткова.
  26 апреля 2009 года.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"