"Официант! Бифштекс с кровью, пожалуйста! Можно без мяса..."
Опасаясь <за жизнь и здоровье> возможных критиков, я зарекался писать что-либо, превышающее средний объём послания, но любая неточность, не говоря уже о вопиющих ошибках, во всём, что касается темы вампиров для меня всё равно что осиновый кол в сердце, и я не могу удержаться от искушения отметить наиболее распространённые из них.
Кстати, об осиновом коле. Напрасно вы думаете, что им можно убить вампира, напрасно герои бесчисленных фильмов с чувством втыкают эти колья в своих кровососущих визави во время рукопашной схватки, и уж тем более напрасно те при этом послушно валятся замертво. Осиновый кол в народной традиции используется для того лишь, чтобы пригвоздить несчастного к земле или к гробу, не давая ему тем самым встать. А ежели найдётся некто сознательный или не в меру любознательный, кто выдернет этот кол, или же вампир, обладая достаточной физической подготовкой, ухитрится сделать это сам, то пожалуйста, он снова свободен и готов к новым подвигам во имя полной луны. Кстати, одна из средневековых хроник рассказывает о том, как некая ведьма разгуливала по окрестностям, вооружившись против своих обидчиков тем самым колом, с помощью которого они пытались её нейтрализовать, и убить её удалось лишь бросив в огонь.
Ещё одна распространённая ошибка: способность вампиров являться туда, где их не ждут. На самом деле вампира можно обвинять в чём угодно, но только не в бесцеремонности - он никогда не появится в доме, в который его не пригласили сами хозяева. На моей стороне древние, очень древние свидетельства (а легенды о вампирах, начиная с раннего язычества, были абсолютно у всех народов, и бытовали как в Европе, так и в Азии, и в Африке, причём культурный обмен тут совершенно не причём). К примеру, очень у многих народов в том или ином виде существует легенда про "сотканную из лунного света" незнакомку, являющуюся каждую ночь у порога одиноко живущего рыбака (у скандинавов), охотника (у славян), и т.п., но не переступавшую порог до тех пор, пока хозяин не предлагал ей войти и стать его женой - да, у них это было быстро. (Вариант: красавица, являющаяся ему во сне и также ждущая приглашения.) Что было дальше, рассказывать не надо? В более поздних легендах о вампирах также основное условие (главным героем, разумеется, нарушаемое): что бы ни происходило за стенами "проклятого" дома, ни в коем случае не открывать дверь! Но вампиры, как вы понимаете, чрезвычайно коварны... Стоит хоть однажды пригласить в дом любителя свежей крови, для него действительно уже не будет препятствий, тем более таких смешных, как двери и замки на них, тут уж в ход идёт и туманное облачко, и лунный луч, и что похуже. Кстати, вы никогда не задумывались, для чего вампирам воспетая во многих историях о них столь привлекательная внешность (как-никак, по одной из легенд вампиры - дети самой Лилит, первой, слишком сексуальной и независимой жены Адама)? Да, именно! Никто не захочет приблизить к себе какую-нибудь образину, а кушать-то надо! Приходится следить за своей внешностью и быть в форме.
Следующая частая ошибка состоит в том, что вампиры боятся дневного света. Не знаю, откуда она пошла, но подозреваю, что кто-то когда-то просто-напросто перепутал вампиров с троллями (как это ему удалось - вопрос отдельный), которые действительно при упавших на них лучах солнца превращаются в камень, или с обыкновенными призраками, которых солнечный свет лишает возможности быть видимыми, а поскольку всё их существование - сплошная видимость, солнечные лучи бедняг, ясное дело, не радуют. В доказательство приведу отрывок из французской хроники 1693 года: "Они появлялись от полудня до полуночи и приходили высасывать кровь живых людей... в таком изобилии, что.. тело просто плавало в крови, вылившейся в гроб." Оставим маленькие забавные подробности и заметим главное - время! - с полудня до полуночи, что говорит лишь о том, что в XVII веке ещё не было этих предрассудков о якобы смертельном для вампира дневном свете. А вот предрассветные часы и сам момент рассвета вампир действительно должен провести в гробу или в другом надёжном месте, и это легко объяснимо, если принять во внимание, что согласно многим языческим верованиям граница ночи и дня - время, когда соприкасаются мир людей и мир духов (вариант: мир живых и мир мёртвых), а вампиру, не принадлежащему ни к одному из этих миров (он и не живой, он и не мёртвый), или принадлежащему к обоим одновременно, следует опасаться быть затянутым в потусторонний мир и навсегда лишиться возможности появляться среди живых, либо же остаться в мире людей, согласно законам которого тело его подвергнется банальному разложению. Кстати, это ещё и логично: если вампир принадлежит одновременно к обоим мирам, то и существовать он может как днём, так и ночью, а вот границы дня и ночи - избегать. Добавлю такой не мифологический, а статистический факт: состояние большинства тяжелобольных ухудшается как раз в предутренние часы, не зря так распространена фраза "если доживёт до утра - значит есть надежда". Видимо действительно душа легче переходит из одного мира в другой в это время суток.
Или вот ещё любимое многими заблуждение: мнение, что в вампира человека превращает укус другого вампира. Это, простите, напоминает то, как в смутные времена до смешного облегчается процедура получения дворянских титулов, любая нечисть норовит примазаться. Ничего подобного, господа, вы никогда не станете вампирами, сколько бы вас ни кусали (это вам не собачье бешенство!), и если вампир не позволит вам причаститься его крови - светлое вампирское будущее вам будет только сниться, впрочем, по понятным причинам, недолго. По ходу заметим, что обряд причастия - достояние отнюдь не только христианства, а и более ранних религий, а люди, желавшие стать побратимами, кроме прочих условий должны были нанести себе порезы и обменяться кровью. Так что, не знаю, как там все люди, а вот все вампиры - точно братья.
Кстати говоря, эта версия приобщения к вампиризму, полюбившаяся романтичному викторианству, у язычников и ранних христиан, предпочитавших практический взгляд на потустороннее, была менее популярна. Более вероятной, или же, более распространённой причиной им представлялась "нехорошая" ("нечистая") смерть, как то: самоубийство, казнь или убийство без подобающих случаю оккультных обрядов (с соблюдением оных все перечисленные смерти были вполне приемлемы, по крайней мере в дохристианские времена), смерть младенца до крещения (в христианстве) или введения в род (в язычестве), смерть накануне свадьбы и т.п. Опасными также считались покойники, похороненные в чужой земле; как вы думаете, почему перед смертью принято возвращаться на родину, а тела уже умерших укладывать в герметичные гробы и везти куда-то за тридевять земель не считаясь с расходами и хлопотами? Вряд ли кто-то сможет внятно ответить на этот вопрос, скорее всего вы услышите пафосные речи на тему любви к родине (почему-то посмертной) или традиций, а вот на корни этих традиций я как раз и предлагаю вам взглянуть. Строго говоря, необходимые обряды следовало выполнять в любом случае, без них любой покойник мог вернуться в неожиданном качестве и в самый неподходящий момент, а умершие "нехорошей" смертью считались лишь наиболее вероятными кандидатами в вампиры. Достаточно вдуматься в смысл некоторых сохранившиеся до сего времени обычаев, как то: занавешивание зеркал в доме, где кто-то умер (зеркало - граница между мирами, вспомните гадание с зеркалами); разбрасывание еловых веток на пути похоронной процессии (заметание следов, чтобы умерший не мог найти обратную дорогу).
С вашего позволения я воздержусь от приведения здесь способов борьбы с вампирами: во-первых, мой экскурс в мир полной луны и так уже затянулся, а во-вторых, ну зачем это нам, верно? В заключение хочу сказать всё же пару слов о графе Дракуле, иначе меня можно было бы счесть невежливым. Был ли реальный Влад Дракула вампиром? Об этом достаточно рассуждали и без меня, каждому воздастся по вере его. Но вот в том, что занятие любимым хобби - созерцанием всевозможных пыток с последующим сажанием на кол - он совмещал с трапезой, часто макая кусок хлеба в кровь жертв (это вам не кетчуп "пикадор", некоторые любят погорячее), большинство хроник того времени единодушны. И другой, малоизвестный но весьма забавный нюанс: знаете ли вы, что вменялось в вину графу христианской церковью? Думаете, она его куском хлеба с кровью попрекала? Ничего подобного. Главная его вина заключалась в том, что Дракула, будучи заточён в тюрьму венгерским королём, пошёл на компромисс и купил себе свободу, поменяв православную веру на католическую и женившись на дочери того самого короля, а его гастрономические пристрастия - дело десятое, до Брэма Стокера они вообще мало кого интересовали, хотя созданный им образ блистательного графа, несмотря на присутствие в романе некоторых вышеуказанных неточностей, вполне можно счесть архетипическим, здесь г-н Козявин прав.
На это позвольте завершить дозволенные речи, я, наверное, и так уже утомил всех, кого можно этим утомить. Но если Вы, дорогой читатель, дошли-таки до конца сего трактата, это говорит о том, что тема сия Вам небезразлична. Так что если возникли какие-то вопросы - жду Вас, как только стемнеет, в Александровском парке, поговорим...