Шевченко Олег Константинович : другие произведения.

Социальная фантастика и будущее России

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Автор предлагает модель формирования и завоевания будущего, которое не раз осуществлялось в русской истории: фантастическое допущение - этико-эстетический идеал - политическая мечта - прикладное конструирование социального государства. Подчеркивается, что при исчезновении веры в фантастическое допущение и ликвидации желания воплотить мечту рушилось и государство, и общественная солидарность России. Автор утверждает, что если мы в кратчайшие сроки не сможем насытить молодого читателя качественной, яркой, патриотической фантастикой, то мы получим молодежь, которая будет иметь своим идеалом лайт-формат американской мечты в обертке из языческих мифов и мафиозно-феодальных социальных отношений.

  Очевидно, что советские или постсоветские представления о России и ее роли в мире либо уже претерпели существенную трансформацию, либо отброшены в сторону как потерявшие всякое значение для нашего общества. Эти процессы регулярно пытаются остановить, исказить, перенаправить в иное русло значительные информационные силы коллективного Запада. В разных информатаках: музыка, юмор, кинематограф, экспертные мнения и т. п., проводится мысль о том, что сильная Россия, Россия, как лидер человеческой цивилизации - это нонсенс, омерзительная пропаганда Кремля и т. д. К сожалению (или к счастью?!) наше государство так и не предложило стратегический, на столетия идеал будущего России, к которому могут стремиться разные слои населения, разных возрастов и политических убеждений, как это сделал Китай, как это пытается сделать США, как это сделала Европа. Проекты предлагают разнообразные общественные деятели, иногда объединяясь в большие ассоциации.
  Проекты предлагаются разные. С некоторыми можно согласиться, некоторые вызывают удивление и даже отторжение. Но для любого ученого, серьезно обеспокоенного судьбой России, очевидно: без стремления к идеальному будущему не появится жажда обрести свое будущее, а без такого целеполагания осуществляемое ныне тотальное возрождение России как государства-цивилизации, формирующего "вне" и "анти" западный проект человечества, обречено на позорный провал. Без мечты, фантазии, ярких, светлых эмоций ни один рациональный, технократический план реализован быть не может.
  Это прекрасно понимали выдающиеся умы России. Начнем свой анализ с излета Средних веков. XVI век для Руси это время:
  - когда удельный проект старой Руси трещал по швам, когда обилие новых земель, невиданного ранее богатства, усиление военной мощи начинало входить в противоречие между собой;
  - когда полнота бытия распирала ветхие государственные и политико-мировоззренческие догматы;
  - когда Василий III готов был примерить на себя титул императора и сбросить дряхлый титул князя.
  Пройти по извилистым шхерам этого нового времени - некое фантастическое допущение, а потом и мечта. Некое усиленное волей, жаждой стремление выправить неправильную ситуацию и сделать ее не искаженной, соответствующей настоящему и будущему. Неправильность коренится в исторически мертвых концептах, фантазиях - удельного сластолюбия и мишуры Киевской Руси. Она мешает жить новому, принципиально иному государству, Новой Руси - имперской России, восставшей из пепла ордынского погрома.
  Для современников мысль о том, что Москва - это центр вселенной, превосходящий и Рим, и Константинополь, могла показаться шокирующей. Но это был возвышающий шок, заставляющий самоорганизоваться, сосредоточиться и быть готовым соответствовать высказанной монахом Филофеем идее. Речь идет именно о будущем, о том состоянии, которое сейчас только угадывается, но к которому уже теперь следует стремиться (в цитате речь идет о Московском царе Василии III): "во всей поднебесной единый есть христианам царь и правитель святых Божиих престолов, святой вселенской апостольской церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и существующей в богоспасаемом граде Москве, церкви святого и славного Успения пречистой Богородицы, что одна во вселенной краше солнца светится. Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать". По сути, мы имеем дело именно с фантастическим допущением в жанре социальной фантастики, основанном на определенных тенденциях, чутко улавливаемых духовным монашеским зрением. Но это допущение такого рода, которое обрастает плотью настоящего и становится исторической повседневностью, приподнимая исторического деятеля над бытовой суетой гражданских или военных дел.
  Можно вспомнить ситуацию и конца девятнадцатого века, когда имперский русский проект стал пробуксовывать в умах и сердцах элиты, что позднее вылилось в предательстве высших генералов и аристократов России, принудивших Николая II подписать акт отречения от престола. Многие чувствовали такую угрозу, обозначив ее как "нигилизм". Но мало кто думал, а что же предложить народу и государству. Смелую попытку выступить с мечтой, которая может стать общим делом для всех русских, выступил Николай Федорович Федоров - нищий библиотекарь, внебрачный сын князя Гагарина, знаток европейской культуры, мыслитель энциклопедического склада ума, смелый философ, умерший в ночлежке для бедных. С одной стороны, он выступал с идеей воскрешения мертвых, а с другой - превращения Космоса в естественный дом для всего человечества. Во многом его тексты носят отчетливо выраженный антихристианский смысл, но не могут не задевать душу рассуждения Федорова о необходимости братского единения человечества и точные высказывания о противоестественной смерти человека (другое дело, что причины таковой противоестественности и их преодоление у Федорова имеют почти еретический характер). Для нас важно другое. Федоров нащупывал фантастическое допущение, способное предотвратить гибель общественного порядка и кровавую смуту, которая за ней последует. Не стоит смеяться над этой попыткой. Она породила мощное движение русского космизма, которое дало определенные научно-технические и эстетико-этические плоды уже в рамках советского проекта.
   В 20-60-е гг. ХХ века в Советском Союзе планы пятилеток, планы индустриализации или электрификации, имевшие сугубо прагматичный аспект, подкреплялись, насыщались живой реальностью мечты через фантастическую литературу. А. Платонов, А. Казанцев, А. Беляев, И. Ефремов, братья Стругацкие предлагали обществу и государству облик советского будущего: проекты советских человеческих отношений, советских социальных структур, советской эстетики и этики, советского хайтека, в конце концов. Это была колоссальная интеллектуальная и духовная лаборатория по осмыслению советской мечты.
   На ином полюсе социального бытия - на Западе - имели место схожие процессы, но уже в рамках проектирования и ментально-эмоционального анализа мечты американской. Компартия Китая также оказывала (и оказывает по сей день!) вызывающую зависть финансовую и административную поддержку национальной китайской фантастике, исследующей будущее человечества на страницах романов, повестей и рассказов. Проект "Аниме", начатый в далеком 1945 году военно-политическими стратегами в Токио, в 80-е годы уверенно подчиняет ментально-эстетическому идеалу Японии мечты миллиардов подростков о возможном будущем мира.
  В эту область на излете 80-х и начале 90-х годов ХХ века мы вступили не как субъекты, а как объекты воздействия на мир. Злые гении разработали проект по развалу советского проекта и убийства советского человека как стартовой площадки для изничтожения русского мира. Отечественная фантастическая литература приняла в этом самое активное участие: высмеивались и унижались любые проявления чести, совести, долга. Рисовались миры, где одинокие, маниакально заточенные на развлечения психопаты создают галактические империи, формируют преступные картели, развивают синдикаты убийц или контрабандистов. Единственный шанс не умереть от голода в таких мирах - это уход человека в неофеодальную структуру корпораций, кланов с интригами и предательством как нормой повседневной жизни. Немало внимания уделяется усиленному конструированию облика будущего, прочно завязанного на симуляции сенсорной системы человека при полном атрофировании морально-эстетического компаса как такового.
  Стоит также отметить, что значительный вес фантастики ушел из области конструирования научно-технического будущего в сферу созерцания неоязыческих мифов кельтского или германского происхождения: бароны на драконах, ворующие сексапильных девиц, стали идеалом подростка вместо капитана фотонного звездолета, ценой своей жизни спасающего население далекой планеты. О христианской фантастике, не говоря уже о православной, было предпочтено забыть наглухо, как о никогда не существовавшем жанре.
  В нашу ментальность, в наши родные мечты проникли агрессивные идеологические конструкты, перенасыщенные чуждыми православной, русской цивилизации мифами. Эти ментально-духовные паразиты стремятся создать из русских инфантильных идиотов, не способных к оригинальным мечтам и не желающих воплотить эти мечты в своей повседневной жизни. Формируемые конструкты убеждают, настаивают, демонстрируют, что из этой реальности нужно бежать. Имеется в виду крайне развитый жанр - "Попаданцы". Согласно уже сформированному канону, забитый сверстниками трус с дряблыми мышцами и отсутствием успеха в России переносится в иной мир (капсула погружения в виртуальную реальность, переселение в тело императора орков и т. д.). И там, в этой реальности он достигает феноменальных успехов. Главная мораль таких текстов: читатель, ты являешься гением и талантом. Вот только похабная русская действительность мешает тебе раскрыть себя: беги из современной России или забейся в угол и жди чуда переноса в иной мир, пусть даже и при помощи наркотиков. Стоит ли говорить, к каким перекосам морально-волевых аспектов у молодого характера ведет запойное чтение этих книг подростком? А такую фантастику слушают или читают миллионы молодых людей, тратя на это больше времени, чем на учебу. Молодежь гораздо лучше разбирается в иерархии орков, особенностях половых извращений у эльфов, способах "прокачки" персонажа в бояр-аниме, чем в истории Новороссии, политическом своеобразии Ближнего Востока или поэзии Н. Гумилева. Интернет-платформы забиты книгами о попаданцах, клановых войнах ("боярка"), возвышением мафиозных гениев в промышленно-магическом мире... и доступ к ним либо бесплатен, либо составляет незначительные суммы. На циклы, состоящие из 10-15-20 книг этого жанра подписываются сотни тысяч уникальных аккаунтов, количество скаченных файлов уже уверенно перевалило цифры с восемью нулями. Игнорировать эти факты - преступление против русского будущего.
  Ряд исследователей поднимают вопрос о том, что популярные фантастические книги совсем не так просты, как кажутся на первый взгляд. Классический пример - это академический разбор гиперпопулярного цикла современных фантастических романов, которые отнюдь не являются "просто развлекухой", а несут серьезнейший политический, этический и мировоззренческий заряд.
  Убежден, что есть настоятельная необходимость сформировать национальный проект по интернет-публикации патриотической фантастики. Уже сейчас появилось мощное течение, ставящее задачу консолидировать думающую элиту Россию в направлении создания проекта, способного объединить все слои нашего общества в рамках общего дела. И отнюдь не малая роль в этом отводится социальной фантастике: "В рамках VI Международного мультикультурного фестиваля "Звёзды над Донбассом", который пройдет на территории Донецкой Народной Республики с 13 по 19 мая 2024 года, состоится учредительный съезд Всероссийской ассоциации творческих деятелей "Россия. Образ будущего". Новое творческое сообщество России объединит актеров, писателей, музыкантов, журналистов, художников, гейм-дизайнеров - всех представителей креативных индустрий, заинтересованных в продвижении интересов нашей страны в мировом культурном пространстве. Но, ни в коем случае, слово "патриотизм" не означает книг-лозунгов или занудных нотаций под обложкой "Фантастический роман". Хороший пример подает в этом смысле Донецк.
  Резюмируя, скажем, что нам как воздух, как хлеб насущный нужна интеллектуальная, социальная фантастика, талантливо и ярко формирующая образ России, который должно воплощать в жизнь. Это должен быть национальный проект, призванный стать активнейшим центром для экспериментов с векторами возможного развития человека и общества в будущем нашего государства-цивилизации. В рамках него могут и должны конкурировать разные концепции, идеи ради того, чтобы практика повседневной жизни выбрала из этого богатства тот единственно верный вариант, который и будет овеществлен в социальной жизни. Если мы в кратчайшие сроки не сможем насытить читателя, а особенно читателя молодого качественной, яркой, патриотической фантастикой, литературой, которую хочется читать, а о литературных героях которой мечтать, то мы потеряем молодежь, а русская мечта останется уделом стремительно стареющих и уходящих в небытие акторов Русской весны. А молодежь будет иметь своим идеалом лайт-формат американской мечты в обертке из языческих мифов и мафиозно-феодальных социальных отношений.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"