Шибаев Александр Владимирович : другие произведения.

Культурные впечатления

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Впечатления от современного искусства

Культурные впечатления.

Приезжаешь в "заграницу" - идешь в музей. А то неудобно как-то: спросят, где были - отвечать, что все время ели, иногда гуляли? Да и гуляли только до следующего ресторана, чтобы выпить! Несолидно! Даже если в своем городе не был в музее ни разу за год (или за годы!), в заграничной поездке всегда найдется время для художественных впечатлений. Это хорошо, что "культурно развиваемся" там, но странно, что чаще, чем здесь.

За много лет посещений музеев в разных странах формировалось и постепенно оформилось странное открытие - классическое искусство конечно! Нет, оно бесконечно по впечатлениям! Шедевры можно рассматривать снова и снова, удивляться и восхищаться. Но искусство очень даже конечно по экземплярам!

Все сколько-нибудь ценное и шедевральное уже многократно показано на выставках, о нем рассказано в книгах, оно описано в буклетах и прописано в путеводителях. Появляются иногда новости, что в каком-то запаснике хранятся и того гляди найдутся "самые-самые" редкости, но находки не изменят общую ситуацию: все ценное ранне-, средне-, поздневековое уже нашлось! Конкретно ВЫ может чего-то и не видели, не стояли в трех метрах от "Джоконды", не прошли по всему справочнику "тысяча шедевров, которые надо увидеть", но многие прошли и жаждут нового!

С другой стороны, города растут, хотят быть культурными столицами, а все древности уже разобрали! Как туристов привлечь и культурный уровень своих жителей поддержать?

Выход один - искать новые шедевры, открыть музей, организовать выставку современного искусства! В каждом музее - череда меняющихся выставок современных арт-авторов. Но дизайнеры и modern art-исты осваивают не только музеи. Сражение за внимание публики идет во всех магазинах: дизайнерские отделы в хозяйственных магазинах, хозяйственные секции в дизайнерских, дизайнерская мебель, изощренные предметы на полках магазинов MoMA (магазинов от Museum of Modern Art несколько в NY), горы книг соврарт-тематики и арт-предметов на входе и выходе в любой музей - Нью-Йорк насыщен оригинальной современностью до предела!

В магазинах дизайнерские штучки в какой-то мере обладают свойством полезности. А вот чем обладает то, что появляется в залах и на стенах музеев, это вопрос другой. Перед походом в музей или на выставку современного искусства, важно понимать: если до самостоятельного понимания еще не дорос, то необходим толкователь! Экскурсовод должен объяснить, что это не просто мятые коробки, нестроганые доски или краска пролилась! Это артобъекты!

Системное объяснение нового искусства я впервые услышал на выставке К.Малевича в начале 90-х. Запомнилось на всю жизнь! Экскурсовод, указывая на штаны треугольного крестьянина на картине, говорила: "И вот, в столкновении супрематизма с реальностью мы видим конфликт, драматизм и, если хотите, трагизм!" Трагизма, глядя на штаны, я не ощущал, но конфликт в голове, определенно, был. Возможно, смело звучит, но преодоление конфликта между увиденным и объясненным и есть основа понимания современного искусства.

Куда движется современное искусство? Очень хочется понять. И мы побывали на двух популярных мероприятиях - на первое зазвал я, на второе - дочь-дизайнер.

Итак, "Dream machine". Газетный анонс обещал "материализацию" снов, путешествия по дну океана и внутри стиральной машины и прочие сильные впечатления. Зря я не обратил внимания на "возможность удивить вашими фотками всех в Инстаграмм", может быть, поостерегся бы. Это оказался аттракцион, к виртуальному или еще какому искусству не имеющий отношения. Реклама грамотная, билеты только online (все раскуплено, случайно "окошко" нашли), вход строго по времени, перед входом толпа. Что газета не написала? Что аттракцион, уместившийся в нескольких комнатах, организовали ученики О.Бендера и персонажи Марка Твена.

Нет, никто никого не обманывал впрямую! Но лампочки по стенам и облако из ваты, подвешенное на веревочке - это знаете ли, "виртуальная реальность" эпохи открытия электричества! Но ведь 3-4-...-10D никто не обещал! Единственный электроприбор аттракциона - надуватель мыльных пузырей в одной из комнат. Единственная оригинальная идея - надувать пузыри дымом, который на концертах на сцену пускают. Пузырь лопается на руке - дымок идет. Восторг! Единственное развлечение - упасть в небольшую загородку с пластиковыми мячиками. Тут организаторы правы - дети могут так развлекаться в садах и парках, а о взрослых кто-нибудь подумал? Они подумали! Еще стены покрасили и фольгу к потолку приклеили - переливается, если фонариком светить... Обалдеть! За 40 долларов билет! Фото, конечно, можно сделать, но посторонний народ в кадр так и лезет...

Как такое вообще возможно в стране, где парки Universal и Disney Land предлагают впечатления практически за гранью реальности?! В общем, после посещения все смотрели на меня как на человека, мягко говоря, не разбирающегося в тенденциях...

В следующую субботу - экскурсия на остров, в прямом и переносном смысле, настоящего современного искусства, Frieze 2018. Продвинутая, даже пафосная выставка произведений отобранных, молодых и "неоткрытых" современных дарований организована в огромном комплексе, размещенном на острове. Это правильное решение - раз приплыл, то сразу не уплывешь, посмотришь...

Здесь все серьезно: каталог, карта, своя газета, анфилады белых залов, текущие на десятки метров, спонсоры и, конечно, буфеты и даже (а может не даже, а само собой) whiskey lounge, помимо баров и кафе внутри и на улице. На улице - это хорошо, предусмотрительно - вдруг стресс случится, искусство-то современное!

Художники, скульпторы и дизайнеры 21 века не могут быть похожими ни на предыдущих творцов, ни на своих коллег. Требуется придумать что-то новое. Как зрителям относиться к их творениям? Несколько лет назад преподаватели дизайна объяснили дочери критерии оценки студенческих работ. Я запомнил, это очень просто:

1. Насколько оригинальна идея,

2. Сколько труда вложено в реализацию.

Общая оценка вычисляется умножением.

Гениальная идея не отменяет труд по реализации, а труд может в какой-то степени компенсировать недостаток креативности. Если картина - полная мазня, но размером три на четыре, то это хотя бы показывает трудовые затраты авторов. Попробуй раскрась двенадцать квадратных метров, даже валиком трудновато! Если объект из деревяшек и железяк - зашкурены должны быть, чтобы без заноз и заусенцев. И труд вложил и уважением к зрителю проявил, а то вдруг кто-то потрогать захочет, типа, это мерещится или на самом деле - искусство.

Вооруженный методикой оценки я рассматривал экспонаты. Авторы произведений были рядом и могли заменить гида-толкователя, если потребуется.

Есть, конечно, совершенно непонятное. Я категорически не воспринимаю утверждение, что, типа, все современные авторы могут рисовать, как Рафаэль, и творить, как Торвальдсен, но не хотят. Не хотят - это факт, а вот могут ли - это вопрос. Не употребляю слово "надувательство", все-таки организаторы - искусствоведы, отбирали, оценивали... Но как оценить упражнение лобзиком на уровне детсадовских умений? А место керамической метлы вполне достойно мог занять совок, который я увидел в военном училище: на плоской ручке совка было написано "совок"! Чувствуете?! Прямо-таки предвестник modern art!

Много изделий из нержавейки, литой и листовой. Много полированной. Здесь - зачет! Чтобы оно там ни значило, труда потребовалось много. Идейных братьев и даже двойников некоторых экспонатов я уже видел: очередной черный квадрат чиркнули, кругляшков нарисовали. Картина a-la калейдоскоп мне понравилась, но ее предков я, кажется, видел в Домах культуры в СССР. В разных концах комплекса обнаружились странно похожие произведения: одно - из дерева, природа создала, а мастер подправил. Этого на российских ярмарках полным-полно. Другое - вроде как из чугуна. Этот мастер серьезно попотел над отливкой. Вот лестница, которую установили на полозья, как у кресла-качалки. К округлым формам я отношусь положительно - их трудно вырезать, ножовкой не получится. Труд вложили, получилась идиотская конструкция, однако стоит, не падает.

Вот так я и рассматривал экспозицию - от противоречия к противоречию. За объяснениями я не подходил, но как-то подозрительно много сентенций в стиле "это наш запутанный век", а это "дорога в безнадежность", "это борьба идей", "мир все хуже" и т.п. Возможно, история моей фамильной вазы для цветов и феноменальна, но для человечества этот кусок стекла шедевром искусства не является. Подменять отсутствие гармонии, красоты и идеи сложным витиеватым рассказом о "тренде жизни", отраженным в пятнах на холсте, не стоит.

Думаете, я иронизирую и только я чувствовал себя временами участником шоу "голый король", а остальных посетителей было не оттащить от шедевров? Спасибо организаторам, анфилады залов имели общий проход: хочешь - заверни в зал, не хочешь - иди прямо, головой верти. Некоторые, оценив творения издалека, в залы заходят и к авторам, сидящим на стульчиках, подходят, но основной поток движется прямо, в буфет! Однако, народу много, почти на все залы интересующихся хватает. Но некоторые авторы буквально отпугивают публику: как может привлечь внимание стол и скамейки, за/на которые не сесть - сучки с руку торчат отовсюду? Сомнительная идея с весьма нехитрым смыслом. Автор кое-как устроился, но подойти желающих нет.

Самым странным местом, на наш взгляд, был зал, посвященный... советскому космонавту! На красное стене зала старые черно-белые фотографии, автографы, эмблема советского НИИ и книга оттуда же. Есть фото чертежа скафандра для коровы. Все на русском. Основной герой экспозиции - космонавт, возможно, погибший при секретном запуске одной из ракет. То ли это фейк, фотомонтаж и иммитация, то ли секретные материалы...

Многое можно купить - произведения стопками лежат в загородках. Цены, правда, на отдельные экспонаты шокируют! Графитовая копия бутылочки от соевого соуса - 10000$, сосновые шишки из чугуна по 2750$ идут... Видимо, конкуренция еще слаба...

Очень немногие экспонаты вызывали всеобщий интерес. Я, кажется, с ним не совпадал. Но мне тоже кое-что понравились. Непонятно что, но здорово! И разглядывать интересно, и энергетику почувствовал! Пройдет время, отфильтруются, благодаря таким выставкам, авторы, и новые произведения займут достойное место в экспозициях и у вас дома. Главное - доверяя экскурсоводам, проверять свои собственные впечатления. Усилия приложить придется! Для разрядки рекомендую средние века. В музей Метрополитен очередь не просто так...

Кое-что мне непонятно. Как старый видеопират, могу сказать, что народ на заре видео-эры, в 90-х, после покупки видеомагнитофона покупал боевик, детектив и всегда, любой человек, любого возраста покупал-таки кассету эротики. По тем временам это было очень даже современно. На выставке Frieze ничего чувственного я не заметил. То ли это политика организаторов, то ли авторы не в тонусе, то ли я не в тренде...

Некоторые современные дизайнерские идеи настолько оригинальны и, при этом, полезны, что хочется рассматривать и изучать их вновь и вновь. Один такой предмет - соковыжималка для цитрусовых Alessi, уже несколько лет преображает наше кухонное пространство.

Сок выжимаем, просто смотрим - интересно!


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"