Шикин Валерий Степанович : другие произведения.

Летная жизнь на Колыме и Чукотке

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Встречи со шквалом.
  Встреча 1-я. Фантастическое везение.
  
   В начале 70-х годов к предстоящей работе экипажей в отрыве от базы подходили основательно. Это и неудивительно. Экипаж отбывал для выполнения договора на длительное время и был предоставлен сам себе.
   Всю зиму экипажи Ан-2 доставляли на подобранные с воздуха площадки необходимые грузы, материалы и бочки с бензином для вертолета, который будет выполнять выброску и переброску людей и оборудования.
   Во второй половине мая (сошел снег), загруженные до предела запасными частями, через Омсукчан и Гижигу прибыли в Марково. Это крайний аэропорт куда прибывали люди и оборудование для дальнейшей работы и ближайший от нашей базы, где нам предстояло жить и работать.
   Обговорили с РП условия получения метеопрогнозов и порядок ведения связи. Дали схему района полетов и частоты радиостанций полевых партий.
   Это было крайне важное и грамотное решение в условиях непрохождения радиоволн нашей радиостанции в этом районе работ.
   Загрузились палатками, продуктами. Взяли первую бригаду строителей и вылетели на будущую базу. Всего - то, 300 километров от а/п Марково.
   Пока шло оборудование лагеря, развозили по пунктам бригады строителей знаков.
   Пришла и нам пора прибывать в свой лагерь. Он расположился в устье реки Анотваам в центре Чукотки.
   Пять палаток на берегу пологого берега бурной горной речушки. В одной палатке склад продуктов. В другой повариха. Небольшой навес со скамейками для приема пищи. Палатка радиста держащего связь с бригадами и центром в Марково. Палатка для экипажа, палатка для авиатехников. Спали в так называемых "коконах" с антимоскитной сеткой. Неподалеку стоянка вертолета, ряды десятков бочек с бензином и маслом и сложенные штабелем части геодезических знаков.
   И начались наши трудовые будни...
   Постановка геодезического знака дело непростое. Желательно установить на скальном основании с точностью в 80 сантиметров от намеченной точки. Поэтому выброска строителей всегда осуществляется как можно точнее. В распоряжении ломы, кайло, лопата. Палатка, рация, скудный запас питания и одни сопки вокруг на сотни километров. А также явление незваных гостей - медведей. Вот такая романтика!
   Построили. Доложили. Ждите вертолета для переброски на следующую точку.
   После строителей идут наблюдатели. Они привязывают место знака с указанием точных координат.
   Отнаблюдали. Доложили. Ждите вертолета.
   Расстояния между точками от 8 до 20 километров. Вот и прыгаем целый день. 50 взлетов и посадок в день. 5 - 7 часов в воздухе. 105 часов налета в месяц. Оставшееся время на сон, еду, заправки.
   Полярное лето вступало в свои права. Первыми начали атаку комары и овода. От мириадов этих зловредных созданий, для человека не было спасения нигде. Температура воздуха повышалась. Болтанка при заходах на посадку все более усложняла пилотирование. Тяжело груженный вертолет плохо реагировал на управление. При малой скорости подхода к точке приземления, его бросало вверх и тут - же вниз. А запас мощности ограничен. Приходилось подстраивать методы захода на посадку.
   Овода и комары доставили нам много хлопот. В полете, их неимоверное количество разбиваясь о лобовое стекло, практически прекращая обзор из него. На стоянке отмывали стекла специально возимой водой с тряпками. И так, до следующей посадки.
   Зато техники, угощая нас ухой из хариуса, рассказывали просто чудеса. Взяли удочку, приделали три крючка и на каждый насадили по оводу. Результат? Один заброс - три хариуса на берегу!
   Нам доставалось романтики больше. Природа бурно пробуждалась. Вылезли из берлог медведи. Они бродили среди редких сосен огромные, неповоротливые и страшно любопытные. Встречались и огромные лоси. Прыгали с большой высоты горные бараны, потревоженные гулом вертолета, в веках непотревоженной тишины. Впервые увидели медведей - гризли, черных и с белой полосой поперек горла.
   На наледях окружающих рек видели стада диких оленей, спасающихся от оводов.
   Стали всё чаще появляться кучевые облака. Болтанка усиливалась. И это все при почти ясном небе и красивыми кудряшками кучевки плывущими по синему небу. Барашки этакие. Мелкие, кучерявые... Полная идиллия небосвода над нетронутой ногой веками человека.
   Работа продолжалась. Все чаще стали возникать проблемы с радиосвязью. Обязаны выходить на связь в установленное время. Так положено. Но, не всегда получается...
   Как прикажете выходить на связь, если каждые 15-20 минут взлет и посадка? Связь радиостанции РСБ-5 в этих широтах и на таком расстоянии от аэропорта неустойчивая. Заводчане установили к ней ключ морзянки. Но, я не радист. Знаю азбуку Морзе в объеме различить позывные приводной радиостанции и подать сигнал СОС. Надежда связаться с пролетающими бортами мизерная. Как в Бермундском треугольнике. Там даже шансов больше.
   По совету нашего радиста Бориса, находящегося в базовом лагере, мы приобрели 50 метров 3-х миллиметрового троса и 5-ти килограммовую гирю. Подсоеденив этот трос с гирей к антенне радиостанции и поднявшись на 3000-3500 метров, мы могли передать в Марково в каком районе работаем и в какое время выйдем на контрольную связь. Обычно через 3 часа.
   Но не всегда погода позволяла подняться на эту высоту и выпустить нашу антенну.
   Борис, как-то выразил недоумение по поводу связи, которую мы озвучили однажды за столом на базе: - Кто Вам дает разрешение на полеты и метеопрогноз по квадратам? - РП Марково! - Через кого получаете? - Через тебя...
   И вдруг... осенило! Ведь связь можно вести и через радиста, который связан со всеми бригадами и они на расстоянии до 20 километров друг от друга. Даже визуально можно видеть вертолет идущий от точки к точке. А он (радист) всегда по докладам бригад знает наше местонахождение лучше любого локатора! Даже с указанием координат! И может передать РП Марково!
   План полетов на день... Ориентировочное прибытие на точки и базу с окончанием полетов... Боже!!! Идиоты!!! Мы просто опешили от такого простого решения вопроса.
   "Боря! За гениальную идею тебе положена премия! Две...три бутылки водки по возвращении из Марково после формы вертолета!" - изрек командир. Все дружно поддержали.
   Ах, как мы были правы!!! Боря получил сполна и больше за свою идею.
  Практически он позволил нам работать спокойно. Мы всегда были обеспечены наблюдением за выполнением полетов всех бригад.
   А Чукотское лето все более входило в свои права. Взошел и высох мох на сопках, зазеленел стланник. Выхлопа двигателя при запуске, было достаточно, чтобы полыхнуло на сотни гектаров.
   Поэтому, при запуске двигателей вертолета и до сцепления лопастей выходящих на управляемый режим, бортмеханик всегда стоял в зоне видимости экипажа с огнетушителем и куском брезента, готовый принять меры по тушению поверхности.
  Примечание. Даже через минуту после выключения двигателя вертолета можно было о выхлопной патрубок прикурить сигарету. Мох горит со скоростью пороха. Остановить этот процесс, если он развился на площади более 50 кв.м практическо невозможно.
   В этот день (22.06.1970 г.) все шло по плану. Единственная точка вызывала у нас беспокойство. Гора Волчья (высототой 1177 м.)
   Острый пик, куда нужно доставить груз сборной пирамиды и бригаду строителей. Вопрос состоял в том, сбросить бригаду в седловине, или опираясь одним колесом, выбросить груз на месте постройки. Раньше так не делали. Решили попробовать помочь строителям. Далее, перелететь за бригадой наблюдателей. Перебросить на следующую точку наблюдения и улететь на заправку.
   С таким решеним и вылетели.
   Прилетели. Вот он - "Волчий зуб!". Вздымаясь, он представлял большую одинокую скалу, отделяющуюся с небольшой седловиной от основной массы сопок плоскогорья. Сотни километров впереди на север занимала долина р.Большой Анюй. Величественное и впечатляющее зрелище!
   Размеры вершины "Волчьего зуба" представились площадкой 5х10 метров. Значит можно поставить правое колесо на площадку и производить выгрузку груза. Что и сделали.
   Я смотрел вниз на впечатляющую глубину километрового откоса... Вот колесо... всего в двух метрах от от обрыва... голоса бригады, выкидывающей груз... небо над головой с редкими облачками, похожимы на барашек...
   Выгрузили... Махают руками... Благодарят...
   Вот и следующая наша цель. Обманчивое впечатление близости в горах. Вот она, рядом... А до нее десятки километров.
   На прилагаемой карте она без названия. На более поздних, она будет значится как гора Слава с отметкой по высоте 985 метров.
   Сели... Бегут... Обнимаются... Рады!!!
   "Что случилось? - Медведь ночью пришел... Все запасы продуктов из палатки уволок... Рацию покорежил...
   Ладно! Перебросим и после дозаправки привезем продукты. Садитесь!"
   Все хорошо! Обычный ритм работы. Небо в небольших кучевых облаках... Ничто не предвещало беды.
   Командир, после запуска и прогрева двигателя, включил тумблер раскрутки несущего винта. Бортмеханик, как и положено, стоял впереди в зоне видимости. Лопасти пошли на раскрутку...
   Внезапно Санек (бортмеханик) падает... над ним, резко клюнув вниз, проносится наступающая лопасть... Взметается вверх... и снова резко устремившись вниз бьет по хвостовой балке, следующая тоже задевает хвостовую балку.. Третья бьет по хвостовой балке... Четвертая окончательно отрубает балку вместе с хвостовым винтом... Отрубок медленно и плавно улетает в подножие сопки на почти километровую высоту.
   Командир отключает тумблер включения раскрутки несущего винта ( секунды...) и замирает... Отключаю ненужный теперь двигатель...
   Вылазим все из вертолета. Мертвый штиль. Воздух хоть на куски режь. Настолько плотный и ощущаемый. Над нами быстро удалялось небольшое белое облако. Принимало разные формы и понемногу разбухало...
   Лопасти сломаны, часть хвостовой балки с хвостовым винтом отрублена и валяется у подножья сопки... Всего секунды зацепившего нас микрошквала...
  Микрошквал - нисходящий порыв воздуха. Отличается от шквала своей кратковременностью и направлением вниз. Продолжительность микрошквала составляет не более пяти минут. Зона распространения - до 4 километров. Может наблюдаться в жаркую погоду во второй половине дня под кучевыми облаками.
   Собравшись вместе долго молчали. Каждый понимал, что ситуация критическая. Вся надежда возлагалась на связь...
   Находимся в седловине сопки высотой 900 метров над уровнем моря. Сломанный вертолет. Состав: 6 человек. Питание: НЗ вертолета (галеты, шоколад, сгущенное молоко. Из расчета на 3-х человек на три дня). Вооружение: 1 боевой карабин (10 патронов), 1 пистолет "Макаров" с двумя обоймами. Три ножа. Температура на этой высоте в середине лета: 15-18 градусов Цельсия днем. Можно обогреться наличием остатков бензина из вертолета. Сопка каменистая. На ней ничего не растет. Одни камни и чахлый редкий мох. За водой нужно спускаться не менее километра вниз по склону минимум 60 градусов.
   Первое, что необходимо было сделать - это по любыми каналам и способами выйти на связь и доложить о нашем положении. Пять часов подряд, на всех частотах данного региона безответно неслись мои послания:
   "Всем кто слышит! Борт 29004 потерпел аварию в районе квадрата Р-34. Передайте в Марково". ... --- ... (сигнал SOS) - Вот уж действительно нужно было спасать наши души. Пригодилось знание азбуки Морзе и работа на ключе. В эфире только потрескивание и гробовое молчание. Когда стало ясно, что на связь надежд больше нет - я вышел из вертолета.
   Приближались белые ночи. Долина реки Б.Анюя высветилась мягким сиреневым светом. Поэтому костерок, наспех сооруженный из тряпок облитых бензином для котелка с заваркой чая, одетого на штырьки, призрачно мерцал на фоне этой панорамы освещая лица людей ждущих помощи...
   Говорить было не о чем. Каждый из собравшихся мысленно прикидывал, какими способами можно выйти из сложившейся ситуации и надеялся на скорое прибытие помощи. И когда она прибудет? Оставалось только верить и надеяться. Должны найти! Молча выпили чай. Вытащили спальные мешки и приготовились спать.
   И помощь пришла! Послышался знакомый стрекочущий гул вертолета и вскоре неподалеку приземлился вертолет Балашова нашей эскадрильи. Через 2 часа мы были в а/п Марково.
  Примечание: Балашов В.И. погибнет вместе с экипажем в 1973 году в районе Омсукчана при попадании в нисходящий поток. Официальная версия: отказ муфты свободного хода, при выводе на взлетный режим.
   Спас нас радист Боря. Он получил сообщение от высаженной бригады строителей, что вертолет находится в седловине у наблюдателей, но у него не видно лопастей. Связавшись, сразу передал РП Марково наши координаты и сообщение, что вертолет сидит в седловине, но не видно лопастей.
   РП Марково вызвал для спасения ближайший вертолет (к/в Балашов нашей эскадрильи), который работал в районе озера Красное (180 км от аэропорта). Дозаправившись и получив координаты ребята вылетели к нам.
   Понятно, что Борис получил максимально возможную благодарность.
   После небольшого расследования нам дали другой вертолет и мы продолжили работу, правда лишившись 1/3 оклада. Вертолет восстановили и перегнали на базу.
   Вот так и закончилась первая встреча со шквалом. Как показало время, нам просто фантастически повезло. Могло быть и хуже. Мы не представляли себе мощи обрушившейся на нас стихии... Жалкая скорлупка в воздушном океане...уцелевшая только благодаря фантастическому стечению обстоятельств... Мощь стихии обнаружится позднее и при других обстоятельствах...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"