Пасмурный дождливый день навевал тоску, и редкие прохожие прятались за зонтиками. Даже не верилось, что наступила весна. Так же тоскливо было на душе Айрин - умерла любимая бабушка. Еще больше ее терзала мысль, что бабушка успела исполнить свою угрозу и лишить ее наследства, оставив все свое немалое состояние неизвестному ей дяде Джеймсу. И все из-за того, что она полюбила Кларка и мечтала выйти за него замуж.
Бабушка поставила ей жесткое условие - отказаться от этого повесы, как она его называла, который непременно пустит на ветер все их состояние. Айрин была увлечена Кларком, но и деньги терять не хотелось. Перед смертью бабушки нотариус в доме не появлялся, и это обнадеживало. Но бабушка ведь могла собственноручно написать завещание и положить его в сейф. Нет, это исключено, ведь из-за жестокого артрита она не могла держать ручку.
На улице становилось холоднее, к тому же Айрин так устала от горьких мыслей, что решила послушать музыку и побаловать себя чашечкой горячего кофе с ликером под теплым пледом в кресле у домашнего очага - камина. Однако, едва войдя в дом, она заметила ужасный беспорядок. Там все было перевернуто вверх дном. Первое, что она подумала, - это ограбление. Девушка села на пуфик и заплакала, потом, взяв себя в руки, встала и, покачиваясь, подошла к телефону: нужно было вызвать полицию. Едва она успела сделать звонок, как звякнул колокольчик.
На пороге стоял какой-то господин, который, робко приподняв шляпу, несколько заискивающе произнес:
- Извините, здесь живет мисс Айрин Кэрол?
Девушка кивнула и только тут заметила, что за спиной господина стоит сухопарая светловолосая женщина в черной шляпке с вуалью и внимательно рассматривает Айрин. Однако, поймав ее взгляд, дама расплылась в сладчайшей улыбке, выступила вперед и, посмотрев в сторону незнакомого господина, торжественно произнесла:
- Это Джеймс Кэрол, ваш дядя. А я Оливия Кэрол, ваша тетя.
Если бы Айрин не была так потрясена событиями сегодняшнего дня, она бы удивилась сильнее.
"У них еще хватило наглости явиться в дом. Налетели стервятники и скоро ее выгонят отсюда", - мелькнула мысль. Девушка, конечно, слышала, что у ее отца был брат, который когда-то давно уехал в Африку. Бабушка изредка переписывалась с ним, но никогда о нем ничего не говорила. Вроде бы виной была давняя ссора.
Тетушка между тем бесцеремонно осматривала комнаты.
- Что это у вас за погром? - удивилась Оливия.
У Айрин не выдержали нервы и, хлопнув дверью, она ушла к себе.
Вскоре явился инспектор полиции Патрик Крамер. Он попросил Айрин осмотреть дом. К удивлению девушки, в доме ничего не пропало, поэтому Патрик составил протокол и пошел искать свидетелей. На улице он осмотрелся и заметил продавца мороженого, который стоял как раз напротив дома. Продавец вспомнил, что сегодня около десяти часов утра "темноволосая, высокомерная девица, которая жила в этом особняке" как он выразился вышла из дома, а примерно через полчаса вернулась обратно и никто больше к дому не подходил. Патрик пытался искать других свидетелей, но больше никто ничего не видел.
В доме стояла нервозная обстановка. Все это время было заметно, что дядюшка испытывает неловкость и, извинившись, он сказал, что они сейчас же покинут дом, но тетушка запротестовала:
- Не можем же мы девочку оставить одну в такой тяжелой ситуации.
Она проговорила это ласково, поглаживая Айрин по плечу.
У Айрин уже не было сил протестовать, поэтому, покорившись обстоятельствам, она отправилась в спальню.
Уложив девушку в постель, Оливия принесла ей горячего молока и настояла, чтобы она его выпила, потом прикрыв дверь, вышла из комнаты.
* * *
В открытое окно комнаты проникали солнечный свет и упоительный запах сирени. Крутилась пластинка, и бархатный голос певца нежно ласкал слух, успокаивая тупую головную боль. В это время в дверь постучались, и в комнату вошла женщина.
- Агата, милочка, как ты себя чувствуешь? - заботливо спросила женщина, поправляя подушки. - Нет-нет, не вставай, а то закружится голова.
Голова и впрямь сильно болела и кружилась. Но самое неприятное было то, что она не помнила события последних дней. Не знала, как зовут эту светловолосую женщину, которая участливо смотрела на нее.
Ей почему-то не хотелось говорить, что она почти ничего не помнит. Агата понимала, что находится в своем доме, но более ничего определенного вспомнить не могла.
- Что со мной, - спросила Агата, - схватившись за виски: боль стала невыносимой.
- Послушай, милая. Дело в том, что сейчас приходил доктор Броули.
Казалось, что женщина с трудом подбирает слова.
- Ну, и что же он сказал? Говорите, - Агата в нетерпении взглянула на женщину.
- Моя дорогая, я очень сожалею, но у тебя опухоль мозга, - женщина скорбно опустила глаза.
- И... сколько мне осталось?
- Не знаю, милая, но, думаю, не много.
В это время за окном послышался детский голос.
- Это твой сын, бедняжка, - женщина приложила платочек к глазам. - Прости, моя дорогая, но я думаю, что это твой долг - позаботиться о будущем Джеймса.
"У меня есть сын?" - мелькнула мысль у Агаты, она заплакала.
- Приходил нотариус, он все приготовил, тебе нужно только подписать завещание. Он не мог ждать, когда ты придешь в сознание...
Агате было все равно, лишь бы эта женщина с вкрадчивым голосом ушла.
- Дайте ручку, - Агата решила сразу покончить со всем этим.
- Нет, у тебя сильно дрожат руки, возьми факсимиле.
Агата показала рукой на только ей известный потайной шкафчик, женщина подала ей факсимиле, и она быстро поставила печать.
- Какой сегодня день? - спросила она.
- Десятое апреля 1972 года, - прозвучал ответ, в завещании стояла именно эта дата.
* * *
На следующее утро у Айрин сильно болела голова. Она попыталась вспомнить странный ночной сон, но никак не могла уцепиться за ускользающую нить воспоминаний.
В доме было уже почти все прибрано, и тетушка активно руководила приходящей горничной.
- Как ты себя чувствуешь, дорогая? - ласково взглянув на девушку, поинтересовалась Оливия.
Айрин проигнорировала этот вопрос и, сделав себе крепкий кофе, села у окна.
- Мы сейчас переедем в гостиницу, не волнуйся, милая, - продолжала ворковать тетушка. - Но сначала нам нужно решить некий имущественный вопрос, - в голосе Оливии неожиданно прорезались стальные нотки. - Если бабушка не оставила завещания, то ваш дядя законный наследник.
- Моя бабушка составила завещание в мою пользу десять лет назад, после смерти моего отца, и больше его не меняла, - твердо ответила Айрин.
Дядя между тем неуверенно мялся у дверей, ему явно был неприятен этот разговор. Сразу было понятно, кто в этой семье правит бал.
- Это так, но, учитывая некоторые обстоятельства, о которых ваша бабушка сообщила нам в письме, - ехидно произнесла Оливия, - у нас есть основания предполагать, что она поменяла свое решение. Миссис Кэрол написала, где находится ключ от ее сейфа.
Оливия решительно направилась в кабинет и открыла сейф. Немного порывшись, она достала бумагу. Это действительно было завещание, в котором миссис Агата Кэрол все состояние завещала сыну, а внучке оставляла лишь небольшое месячное содержание. Документ датировался десятым апреля 1972 года. Айрин была потрясена, она поднялась в свою комнату, чтобы не показать этим людям как ей плохо.
"Может позвонить Кларку", - подумала она. Но что-то девушке подсказывало, что любимому не понравится эта новость и что она вряд ли дождется от него поддержки. Айрин не знала как поступить.
Побродив немного по дому, она зашла в бабушкину спальню и открыла окно. В комнату ворвался чудесный запах сирени, из соседнего дома послышалась мелодия "Moon River" в исполнении Фрэнка Синатры. В этот момент девушка испытала эффект дежавю, ей показалось, что совсем недавно она чувствовала нечто подобное.
Внезапно она всё вспомнила.
Быстро одевшись, Айрин отправилась в полицейский участок.
Инспектор Патрик Крамер был в плохом настроении. С утра он получил нагоняй от начальства, и ему было не до Айрин. Сначала он слушал нехотя, но, чем больше она говорила, тем интересней ему становилось.
- Значит, вы уверяете, что ваши дядя и тетя ввели вас с помощью гипноза или психотропных средств в измененное состояние сознания и убедили, что вы являетесь вашей бабушкой Агатой Кэрол. Потом заставили вас подписать с помощью факсимиле завещание в пользу дяди, Джеймса Кэрола, - медленно произнес инспектор, сам не веря своим словам.
- Именно так. Они знали о его существовании, поэтому устроили настоящий погром в доме. Но им так и не удалось найти потайное место, где хранилось факсимиле. Бабушку в последние годы мучил жестокий артрит, поэтому она заказала факсимиле и подписывала с его помощью все документы.
- И завещание было подписано именно им? - задумчиво произнес инспектор. - Так, сегодня семнадцатое апреля. Миссис Агата Кэрол умерла двенадцатого апреля, а новое завещание было написано десятого апреля, - инспектор посмотрел в настольный календарь.
- Нет, - возразила Айрин, - завещание было датировано десятым апрелем, а на самом деле они обманным путем вынудили меня подписать его прошлой ночью, то есть шестнадцатого апреля.
- Уже после смерти вашей бабушки? Но с чего вы взяли, что вас ввели в гипнотическое состояние? Это ведь не под силу обычному человеку.
- Обычному нет, но мой дядя окончил медицинский факультет университета и некоторое время практиковал как психиатр. Проверьте эти данные. Да заодно проверьте дату их приезда. Пароход из Кейптауна, согласно расписанию, прибыл пятнадцатого апреля. А у меня они появились только шестнадцатого...
- Вы хотите сказать, что после приезда они, воспользовавшись вашим отсутствием, обыскали дом и не нашли факсимиле. Поэтому им пришлось прибегнуть к такому необычному способу воздействия на психику? - задумчиво произнес инспектор.
- Но ведь завещание должен был подписать свидетель. Кто он?
- Это наша экономка, миссис Эмили Брайтон.
- Почему вы не привели ее с собой?
- Увы, она вчера шестичасовым вечерним поездом уехала к родственникам.
- И где же она живет?
- Где-то на юге страны, точно не знаю. Она хотела навестить заболевшую сестру и очень просила ее отпустить.
- То есть вы думаете, что ее подкупили, и она сбежала.
- Вполне вероятно, - дрожащим голосом подтвердила Айрин.
- Идите домой, мы во всем разберемся. Где остановились ваши родственники?
- Насколько я знаю, в гостинице "Notting Hill".
После ухода посетительницы Патрик долго сидел в задумчивости: такого интересного дела у него еще не было. Постепенно плохое настроение сменялось настоящим охотничьим азартом.
Побегав по городу и получив ответ на запросы, инспектор принял решение вызвать для допроса мистера Джеймса Кэрола. Ведь многие слова Айрин Кэрол подтверждались проведенным им расследованием.
Бледный до синевы, Кэрол сидел напротив инспектора. Ему было явно не по себе.
- Мистер Кэрол, - начал инспектор, - вы прибыли из Кейптауна пятнадцатого апреля. Почему же вы пришли в дом Айрин Кэрол только шестнадцатого?
- Ну, мы устали и хотели немного осмотреться.
- Каковы были ваши отношения с матерью в последнее время?
- Более доверительные. Мы стали переписываться, а когда узнали, что мать совсем плоха, решили навестить ее. Но, к сожалению, не успели.
- Вы ведь не очень преуспели в Южной Африке?
- Да, мне пришлось довольствоваться должностью клерка в пароходной компании.
- Наверное, была еще причина вашего приезда, Мистер Кэрол, - Патрик взял со стола лист бумаги и стал читать:
- Мистер Джеймс Кэрол проводил сеанс гипноза с пациентом, который страдал алкоголизмом. Сразу после сеанса пациент пошел в магазин где устроил погром, разбив бутылки со спиртным. Суд не смог доказать связь этих событий, поэтому Кэрола признали невиновным, но он был лишен лицензии на право заниматься врачебной деятельностью, - инспектор выжидающе посмотрел на Кэрола.
- Это была индивидуальная реакция пациента на гипноз, - Кэрол съежился и обреченно посмотрел на инспектора.
- Где сейчас находится экономка миссис Эмили Брайтон?
- Извините, я представления не имею, кто это.
- Зачем вы ввели свою племянницу в состояние гипноза и заставили ее подписать завещание?
- Что за чушь! - Кэрол даже вскочил со стула. - Я ничего такого не делал!
- Как велико состояние вашей покойной матери? - Патрик не обратил внимание на его вспышку.
- Довольно значительное. Несколько фабрик, издательство, магазины.
- Значит, есть за что бороться?
- В принципе, да. Только не понимаю, в чем вы меня обвиняете?
- Ваша мать писала вам что-нибудь об ее отношениях с внучкой?
- Да, она очень любила ее, но в последнее время Айрин связалась с каким-то негодяем... Это, по мнению матери, - поправил себя Кэрол. - Она просила внучку порвать с ним, иначе лишит ее наследства.
- А может человек вспомнить те события, которые произошли с ним под гипнотическим воздействием? И сколько для этого потребуется времени?
- Вполне может. Сколько для этого должно пройти времени, неизвестно... Может, через годы, а может, в любой момент. Для этого необходимо стечение некоторых обстоятельств, которые подтолкнут память пациента. Но я ничего такого не делал, - уверенно сказал Кэрол.
- Хорошо, я пока вас отпускаю. Надеюсь, вы не собираетесь обратно в Африку.
В глазах у Джеймса появилось тоскливое выражение.
"Жена не позволит, будет бороться за наследство" - подумал Патрик и ему вдруг стало жаль Джеймса.
Инспектор долго размышлял о случившемся, чутье сыщика говорило ему, что здесь явно что-то не так.
В это время пришел его сотрудник Пол Смит и устало сел в кресло.
- Как дела? - поинтересовался он у Патрика.
Инспектор, чтобы привести в порядок мысли, стал подробно рассказывать о деле.
- И знаешь, - закончил Патрик, - этот Кэрол кажется мне вполне искренним человеком.
- Я бы на твоем месте не слишком ему доверял. Он, имея определенные навыки, вполне мог обвести тебя вокруг пальца и внушить любую мысль.
- Но это уж слишком, - возмутился Патрик. - Ладно, что у тебя за дело?
- Да, мелочь, вчера вечером ограбили магазин круглосуточного обслуживания. Бандитов уже нашли. Вот... посмотри фотографии.
Инспектор взял снимки.
- А это кто? - спросил он.
- Вчера полиция перекрыла дорогу - проверяли документы у водителей проезжающих машин. Какая-то девушка вышла из машины. Да ты не обращай внимания, это случайный снимок.
- Нет, это очень важный снимок. Очевидно, что с этим нужно разобраться.
- Кстати, забыл сказать самое главное, сегодня утром в реке нашли неопознанный женский труп.
* * *
Инспектор Патрик Крамер расследует
Патрик ходил по кабинету и размышлял. В первую очередь он решил еще раз поговорить с Айрин. Девушка была не очень довольна его приходом. На ее лице появилось выражение явного пренебрежения по отношению к собеседнику. Но все же она старалась соблюдать приличия.
- Как ваше расследование. Вы нашли тех кто ворвался в дом?
- К сожалению никто не видел посторонних, которые крутились бы возле вашего дома. Кстати, мороженщик видел только вас. Удивительно, правда? - Патрик испытывающе посмотрел на девушку, но та только презрительно скривилась. - Но, я пришел, чтобы поговорить с вами об экономке Эмили Брайтон. Когда она уехала?
- Я вам уже говорила, вчера вечером, - Айрин сделала недовольную гримаску.
- Она уехала на такси?
- Нет, я была так добра, что довезла ее до вокзала. Она очень просила.
- Вы видели как она садилась в поезд?
- Конечно нет, достаточно что я довезла ее до вокзала.
- У вас есть ее фотография?
- Зачем мне, я вообще не интересовалась этой особой.
- Вы наняли ее через агентство? Скажите адрес, - Патрик строго посмотрел на Айрин.
- Кажется это было агенство Abigails, - выражение лица девушки показывало явную неприязнь то ли к инспектору то ли к агентству.
Патрик смотрел на темноволосую красавицу, но ничего кроме отвращения не чувствовал. Ему было неуютно под ее оценивающим взглядом. Он понял, что девушка не глупа, поэтому признала, что сама отвезла экономку на вокзал. Сделала она это только потому, что вечером ее остановила полиция и она сложила в голове два и два. Что же она скрывает ? И кто была та женщина, труп которой нашли в реке?
Агенство Abigails выглядело респектабельно. В комнате стояли солидные кожаные диваны и растения в кадке. Менеджер - приятная женщина суетливо бегала по кабинету.
- У нас все документы в порядке. Сейчас найду карточку Эмили Брайтон. Вы не думайте, мы никому не даем личные данные персонала, только полиции. Ах, вот она! Пожалуйста. Медкомиссию делаем раз в полгода.
Патрик переписал с карточки домашний адрес и даже группу крови Эмили и с удовольствием поблагодарил женщину. По дороге он позвонил на работу. Пол был уже на месте.
- Труп опознали, это не Эмили Брайтон. Место работы ухажера Айрин - Кларка Джонса обнаружил, фотографии фигурантов нашел, - рапортовал Пол.
- Молодец, хорошая работа! - похвалил Патрик. Но, все же позвони на всякий случай в полицию города Дорчестер, пусть проверят, приехала ли Эмили Брайтон. Записывай адрес.
Когда Патрик вошел в рабочий кабинет, он сразу понял, что случилось что-то нехорошее. Пол читал какую- то газету и вид у него был растерянный.
- Плохие новости, шеф. Звонили из полиции Дорчестера - Эмили Брайтон не приехала по месту назначения. Ее сестра обратилась в полицию и сегодня выяснилось, что Эмили сбросили с поезда. Женщине очень повезло, что ее быстро нашли и отправили в больницу. Сейчас она в тяжелом состоянии. И это еще не все. Самое плохое, что какой-то ушлый журналист успел напечатать эту новость в разделе происшествий.
-То есть убийца теперь знает, что жертва жива и может прийти в себя, - Патрик посмотрел на часы. - Поезд прибывает через полчаса, мы должны успеть.
Патрик надеялся, что его старый автомобиль заведется с первого раза, к счастью, автомобиль будто бы почувствовав важность момента и не подвел.
- Надо было задержать Джеймса Кэрола, а то теперь у нас четверо подозреваемых, - Пол рассматривал фотографии.
- Не четверо, а трое. Айрин засветилась на фотографии во время ограбления магазина и не могла быть в тот момент в поезде. Оливия - женщина невысокого роста и субтильного телосложения. Эмили такая же. Но все равно, Оливии трудно было бы это сделать. Хотя, может сыграл фактор неожиданности, - вслух размышлял Патрик.
- А Джеймс слишком нерешительный? - Пол вопросительно посмотрел на шефа.
- Это очевидно. Однако его жена, дама, о которой можно сказать "мягко стелет да жестко спать" кого хочешь заставит.
- Скорее всего это сделал дружок Айрин Кэрол. Он решил бороться за свое благополучие заполучив денежки семьи, - предположил Пол.
Они доехали до вокзала и бежали к перрону - пассажиры уже выходили из вагона. Патрик добежал до восьмого вагона и рукой показал Полу направление
- Ты в ту сторону, я в эту. Показывай фото проводникам всех вагонов.
Проводница рассматривала фото: светловолосой женщины, немолодого мужчины с густыми волосами с проседью и молодого светловолосого блондина с голубыми глазами.
- Нет, никого из этих людей в моем вагоне не было. Я совершенно уверена. А насчет той женщины - я ее помню. Хотя внешность у нее не запоминающаяся - я бы сказала невзрачная.
- Когда вы заметили, что она пропала?
- Только когда прибыли в Дорчестер. Смотрю, багаж лежит, а пассажира нет. За всеми не углядишь. Может пассажир пошел в вагон -ресторан или в другой вагон поболтать со знакомыми. Очень жалко женщину, ума не приложу кто мог это сделать.
Расстроенные неудачей - никто из проводников не опознал предполагаемого преступника сыщики поехали на работу к Кларку Джонсу. Он работал в кафе - играл на гитаре и пел по вечерам. В кафе никого не было, только бармен уныло протирал бокалы.
- У вас всегда так пустынно? -Патрик разглядывал помещение кафе. На стенах висели фотографии и афиши.
- Публика собирается вечером, - ответил бармен недоверчиво разглядывая посетителей.
- Кларк Джонс вчера вечером выступал? - Патрик показал фотографию.
- У него вчера был выходной.
- А эту девушку и этих господ вы здесь видели? - инспектор показал фотографии.
- Девушка часто бывает. Она подружка Кларка, а этих людей я здесь ни разу не видел.
- Что же, придется посетить жилище Кларка. Пол, давай на работу, вечером ты мне понадобишься.
Патрик уже выходил из кафе, вдруг остановился, пошел назад, отодрал афишу со стены и побежал к машине.
Ночью в больнице тускло горели лампы. Медсестра вошла в палату, где вся перевязанная бинтами лежал пациентка. Приборы перемигивались лампочками, в вену больной была вставлена игла. Медсестра взяла шприц и хотела ввести его содержимое в капельницу, но не успела. Из балкона палаты выскочили двое людей, один из них вырвал шприц из рук медсестры. Светловолосая женщина в ужасе воззрилась на неожиданно появившихся. Она этого явно не ожидала.
- Айрин Кэрол, вы арестованы за покушению на убийство Эмили Брайтон и за умышленное введение в заблуждение следственные органы, - жестко произнес инспектор Патрик Крамер. - Ну вы и штучка! - не удержался он. - Кстати, парик можете снять.
Айрин пыталась бежать - она вырывалась, кричала что-то о жалких людишках, несправедливом завещании, глупой и никчемной экономке. И о том, что это она сбросила ту с поезда.
На следующий день Патрик с Полом сидели в пабе и праздновали успешное окончание дела.
- Все-таки объясни, куда ты вчера сорвался с афишей? - Пол с удовольствием попивал пиво.
- Я увидел фото Кларка на афише. В жизни светловолосый и голубоглазый человек в черном парике был совершенно неузнаваем. Это оказывается его сценический образ. Я показал афишу проводнице и она его узнала. Только сказала, что у этого человека еще были усы. Айрин все-таки подключила своего дружка. Сейчас он задержан и успел признаться в содеянном. Что касается Айрин Кэрол, это очевидно, что ради денег она способна на все, даже на убийство. Ты уже знаешь, что в шприце был смертельный яд.
- Так кто же перерыл дом Айрин? - Пол никак не мог до конца разобраться.
- Все говорит о том, что это сделала она сама, чтобы подозрение пало на дядюшку.
- Но, ведь у нее не было никаких шансов получить состояние бабушки.
- Конечно, но она из тех, кто любит ловить рыбку в мутной воде. В надежде, что все у нее получится.
Да и фантазия у нее не хромает - не каждый может выдумать что ее загипнотизировали и заставили поверить, что она ее собственная бабушка. От такой лучше держаться подальше.