Широкова Ольга Сергеевна : другие произведения.

Треугольник

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опираясь на концептуальный аппарат психологии и психоанализа, треугольнику ВЛАСТЬ - СМИ- НАРОД можно сопоставить триаду ОТЕЦ - МАТЬ - РЕБЕНОК и оценить качество отношений внутри нее через призму патологических отношенческих паттернов внутри этой семейной структуры.


Треугольник.

Нам бермудорно на сердце

И бермудно на душе...

В.Высоцкий

   Любая действительность существует в системе отношений. Качество этих отношений могут характеризовать любую систему, в том числе общественно- политическую. Но если на уровне отдельно взятых людей взаимодействие реализуется в процессе непосредственного контакта, то опосредствующую роль в отношениях между индивидуумом и властью выполняют СМИ. И то, как они это делают, характеризует систему отношений государственной формации, в которой отчетливо проступают черты классического треугольника. Часто это треугольник не только любовный. Опираясь на концептуальный аппарат психологии и психоанализа, треугольнику ВЛАСТЬ - СМИ- НАРОД можно сопоставить триаду ОТЕЦ - МАТЬ - РЕБЕНОК и оценить качество отношений внутри нее через призму патологических отношенческих паттернов внутри этой семейной структуры.
   Очевидно, что в качестве отцовской фигуры, репрезентирующей закон, силу и контроль, выступают органы государственной власти. Роль "ребенка" в данной структуре отводится народу, а СМИ призваны осуществлять материнскую функцию, заключающуюся в наделении смыслом общественно-политической действительности для "ребенка", формировании образа "отца" и трансляции его воли. Оттого насколько хорошо "Матери" это удается, зависит психическое благополучие "ребенка".
   Легко вообразить себе идеальную семью, где Мать довольствуется своей ролью кормящей, защищающей, смягчающей травмирующие аспекты окружающей действительности, и в то же время не искажающей ее. Быть "достаточно хорошей матерью" значит уметь распознавать и адекватно реагировать на чувства ребенка, выдерживая его агрессию, и помогая ему справиться с болью. Наряду с этим, материнская фигура поощряет его самостоятельность и активность, не скрывая несправедливость существующего мира, в столкновении с которой ребенок получает первый опыт фрустрации, иными словами невозможности непосредственного удовлетворения своих желаний. В отцовские функции входит поощрение ребенка к независимости, освоению социального пространства, принятию социальных ролей. Своей силой и волей Отец регулирует выполнение правил и обязательств, олицетворяя собой систему запретов и наказаний. Идеальный Отец выступает гарантом эффективной работы этой системы, что делает мир ребенка предсказуемым и понятным. Идентификация с сильным, и, одновременно, гуманным Отцом, позволяет ребенку успешно адаптироваться и сохранять внутреннюю стабильность в постоянно меняющемся мире.
   На протяжении достаточно длительного периода советской истории, Россия имела сильного, но садистического "Отца", а "Мать", находящаяся в полной зависимости и подчинении, лишенная собственного голоса, вынуждена была игнорировать нужды и чувства ребенка. Ее единственной функцией была поддержка и трансляция идеализированного, всемогущего и грандиозного образа Отца. Вплоть до эпохи перестройки, лишенные самостоятельности СМИ, занимались созданием искаженного образа реальности, выдавая желаемое за действительное, и сваливая всю ответственность и направляя "праведный народный гнев" на внешнего врага "за железным занавесом". Гарантия незыблемости основ этой семейной структуры достигалось за счет индуцирования массового страха, развитию которого немало способствовали СМИ, что вело к парализации общественного сознания и социальной активности. Своей наивысшей точки этот паралич достиг во времена застоя, напоминая состояние "анаклитической депрессии", которая возникает у ребенка покинутого матерью. В таком состоянии ребенок ощущает апатию, безразличие, теряет способность взаимодействовать с окружающим миром.
   На фоне тотальной обездвиженности выделялось лишь диссидентское движение, напоминающее подростковый бунт, который подготовил выход из массового оцепенения и стал предтечей перестройки. Под действием движущей силы развития, диссидентство и культурная интеллигенция сумели преодолеть отцовский запрет и материнскую пассивность.
   К моменту перестройки народ подрос и стал делать первые шаги, уже деловито копируя действия взрослого и крича "Я сам". Ну, так что ж - первые попытки отделиться, первый возрастной кризис. Да и семейная структура оказалась довольно в кризисном положении. Отец, порождавший извечную паранойю почил, срочные поиски других привели к ряду скоропостижно начавшихся и также скоропостижно окончившихся браков, и вконец отчаявшиеся семейство, вдруг обнаружила в своем строю более гуманное начало. Сначала Горбачев, а затем и Ельцин, позволив обрести свободу такой женщине как СМИ, способствовали ее эмансипации. В результате - "наш материнский объект" изрядно феминизировался, почувствовал собственную силу и вышел из-под контроля. В первую очередь, из-под "отцовского". Долгие годы вынужденного молчания, вранья и пассивности сменились маниакальным стремлением обнародовать всё и вся. Обретя свободу слова, СМИ начали массивное отреагирование, которое бывает после долгого периода невозможности выражать свои чувства. Что называется "прорвало".
   Таким образом, "материнский объект" стал неуправляемым, голосящим, выплескивающим свои аффекты в окружающую среду, заявляющий свои права и, в конце концов, желающий заменить "Отца", потому как обнаружил и со всей откровенностью заявил о беспомощности последнего. Ситуация довольно частая и для реальных семей, где женщина намучившаяся с мужем вдруг осознает всю его никчемность и слабость, и решает начать другую жизнь, где она сама себе хозяйка. Хорошо, если в такой семье нет детей, а если есть, и не один? По меньшей мере, дети обречены на беспризорность. Кто-то начнет наркотиками баловаться, кто-то грабить, убивать, кто-то окунется в депрессию, принимая брошенность родителями за никчемность и бессмысленность своего существования.
   Так и народ. Тот самый народ, которые оказался в роли брошенного ребенка, который как мог, пытался выжить. И в принципе бы выжил, но тут новый виток отношений между нашими, "мегародителями". Появляется новый претендент на роль отца. И поначалу диковатый, но понаблатыкавшийся ребетёнок настороженно отнеся к новоиспеченному кандидату в родители. Во-первых, сколько уже разных пап у нас было, уже и не доверяешь никому, во-вторых, больно часто они сменялись последнее время - и этот может не надолго, чего к нему привыкать. А потом и не похож он что-то на предыдущих, чего от него ждать, тоже неизвестно. И пока мы приглядывались, присматривались, он начал отношения со СМИ выстраивать. По-своему. Сразу показав, кто в доме хозяин, и кого должна женщина слушаться. И дитё тоже. Но только сразу таких своевольщиков не обуздаешь, и началась череда конфликтов. А когда конфликты между родителями, страдает в первую очередь ребенок, но его не спрашивают, поскольку не дорос еще до взрослых отношений.
   В общем, рядовая с виду семья, со своими разборками, недовольствами, претензиями друг другу. Только "ребенок" опять у нас вызывает опасения. И особенно его психическое состояние. Когда СМИ стали позволять себе все без стеснения, то народ, вначале слившийся с прессой и ТВ в радостном экстазе по поводу долгожданной свободы, оказался вдруг лишним рядом с воинственной "матерью". Ее стали заботить лишь свои эмоции и чувства. Ребенок оказался выброшен. Однако периодами как любая неуравновешенная мать, захлебываясь своими чувствами, вдруг вспоминает о том, что есть кто-то, кто должен ее безоговорочно любить, поскольку она для него одного всю жизнь жила и для него одного всю жизнь старается; и находит свое чадо, где б он ни был, дает леденец, гладит по головке, и начинает изрыгать на эту еще недозрелую, честно говоря, голову все, что накопилось у нее за время непрестанной борьбы со всем окружающим миром. Она буквально бомбардирует накопившейся в ней дрянью своего неокрепшего отпрыска, который и свои-то чувства переварить еще не способен. Его мышление забрасывается противоречивой информацией. Никого не интересуют его собственные желания, ему их прививают по тому же ТВ, радио, в газетах и журналах. Где правда, а где нет - разобраться он уже не в состоянии. Мир приобретает вид хаоса, где собственное Я "ребенка" утрачивает значение. Так вот и в нашей семейке кого потрясло, помотало, кто-то нашел выход в психозе, кто-то в наркоте, кто-то, рвясь на свободу, заплатил собственной жизнью, кое-кто бунтовал и оставлял семейное гнездо навсегда, остальные подросли, поокрепли.
   И российское общество, на сегодняшний день доросшее уже до маргинального положения между бунтующим подростком и выходцем во взрослую жизнь, периодами подчиняясь юношескому максимализму, а кое-где стараясь уйти от конфликта, не афиширует свою точку зрения и втихоря наслаждается теми удовольствиями, которые стали ему доступны с достижением половозрелого возраста. Перестал быть запретным секс, и даже в недалеком прошлом столь стыдливая "мама", маниакально пропагандирующая отсутствие половых отношений между ней и отцом, вывалила на потребу любопытного отпрыска все вплоть до порнографии. Однако...
   Капризная мамаша, показывающаяся на то распутницей (желтая пресса) с ярко накрашенными губами и остальными частями предъявляемых на первых страницах частями, то эмансипированной, независимой, готовой заменить собой и мать и отца, этакий мужебаб (околонаучные издания), пространно и самостоятельно рассуждающая о политической обстановке в мире, оказывается, стала остро нуждаться в своем дитяти, открыв для себя, что вырос-то младенец, что сам теперь рассуждать может и не на кухне под водочку в кругу таких же оболтусов-шалопаев, а на площади и без купюр. Теперь его любовь и уважение заслужить надо. Вот откуда весь этот маскарад. То соблазнить пытается, то подмазаться, то против папки объединиться, то, наоборот, к нему льнет, коль симпатии и почет от народа к отцу видит.
   В общем, замоталась бедная. И себя потеряла, и коня не нашла. А дите, т.е. народ, как всегда, оказался не в лучшем положении. Разочарование и утрата некогда идеализированных родительских фигур, признание неприглядной реальности и адаптация к ней - вот что осталось после всех перипетий развития. Вот и не знает наше общество ни где "отчества отцы, которых надо бы нам принять за образцы", ни кому душу излить и где утешение найти. А вроде уже и сам что-то могет, без родительской четы, которой между собой разобраться не мешало б.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"