Аннотация: Игорь Ростиславович Шафаревич, математик с мировым именем, человек глубоко верующий, в статье ћД.Д.ШостаковичЋ (стр.106-124) (Шафаревич И.Р. Путь из-под глыб. М.: Современник, 1991) приводит любопытные рассуждения по поводу зримого аспекта человеческой жизни, подвластного силе случая, и скрытого аспекта, подчиненного Высшей власти, определённой цели и смыслу. Стих посвящается теме этих аспектов. Согласно квантовой механике, все те данные о механической системе, которые мы принципиально можем получить из опыта, не определяют её изменения в будущем. Только когда имеется много подобных систем, можем мы определить ВЕРОЯТНОСТЬ того, что каждая из них будет находиться в том или ином состоянии. Таким образом разрушается представление о детерминированном физическом процессе, настоящее не определяет будущее. Однако механическую систему можно описать и другим путём, при помощи так называемой волновой функции, являющейся точкой некоторого пространства, совершенно отличного от нашего физического пространства, даже не трёхмерного, а бесконечного числа измерений. Но зато изменение волновой функции во времени - это вполне детерминированный процесс. Трудно сомневаться в том, что понимание человеческой жизни требует по крайней мере столь же тонких логических конструкций, как и анализ квантомеханических систем. Нельзя ли предположить, что, аналогично <принципу дополнительности>, тот аспект человеческой жизни, который мы наблюдаем, действительно во многом подвластен силе случая, но что существует другой аспект (<в другом пространстве> или, как говорил Достоевский, <в мирах иных>), который не случаен, подчинён определённой цели и смыслу? Подобная точка зрения действительно была провозглашена: <Разве не продают двух воробьёв за одну монету? И всё же ни один из них не упадёт на землю без ведома вашего Отца. А у вас даже волосы на голове - и те все сосчитаны. И потому не бойтесь: вы ценнее множества воробьёв> (От Матфея 10:29-31) Из статьи И.Р.Шафаревича ћД.Д.ШостаковичЋ. Примечание. Стаффаж - второстепенные элементы живописной композиции.
|