Шишкин Анатолий Галейхайдарович: другие произведения.

Сверление каменного топора 2

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Peклaмa:

 Ваша оценка:

   Итак, какой же станок применяли для сверления каменных топоров? Для ответа на этот вопрос давайте разберемся со станками и их пригодности для конкретных целей не только в каменном веке, но и сегодня.
   Сегодня напридумывали большое количество станков и устройств на все случаи жизни. Тот, кто сам пробовал так или иначе приобрести станок для личных нужд, наверняка понял, что самодельный станок не обязательно окажется лучше и дешевле купленного фирменного. И для любого домашнего мастера "на все руки" одного станка всегда маловато будет. Хоть и иногда, но нужны разные станки, как по назначению, так и по размерам. Слишком накладно и долго поручать любую работу знакомым токарям, фрезеровщикам, строгальщикам и шлифовщикам. Особенно при изготовлении экспериментальных изделий, нуждающихся то в переделке, то в новом изготовлении. Как это ни странно, но именно у домашних любителей поработать руками и головой возникает еще одна крупная проблема, куда девать эти станки, как только закончится в них необходимость? Вот и опускаются "Золотые руки" не от грандиозности задуманных технических задач, а от невозможности исполнения второстепенных, административных решений.
  В каменном веке были те же проблемы, но тогда не знали о многих сегодняшних вещах и технологиях, поэтому делали всё по своим понятиям и возможностям. Не на века и с космической точностью, а для изготовления конкретного изделия или максимум небольшой серии однотипных изделий.
   Как вы поняли любой станок состоял из соответствующей по размеру рамы-станины, от которой требовалось только крепкость и надежность. А к раме уже отдельными деталями или узлами, в нужных местах крепились добавочные элементы станка: регулируемые подшипники скольжения для рабочего вала, упоры, деревянные тиски крепления деталей, какие-то прочие крепежи и т.д. Само собой широко применялись клинья, подкладки и прочая регулировочная подмога. Одна и та же рама-станина могла быть использована для разных станков или могла быть быстро переделана под станину другого станка или такого же станка другого размера. Так в зависимости от размера станины, сверлильный станок мог превратиться в ручной или ножной гончарный круг, вертикальный или горизонтальный токарный станок. А также в заточной и в любой другой, известный в те времена.
  С поиском материала для изготовления станины и прочих деталей тоже особо не парились. Нет досок? Их заменяли обломками стволов деревьев. Как их добыть и разломать на нужные куски по длине без топора и пилы мы уже знаем. Или читайте мою статью "Заготовка дров без пилы и топора." Нет гвоздей, болтов и гаек для крепления, можно связать детали как сказано в моей статье "Модули из каменного века"... Модули могут быть быстро разборными, например, для регулировки или быстрой замены. Модули могут быть и "не разборными" связанными "навечно".
   Сегодня для связывания не толстых бревен можно применить термопластичную ленту из пластиковых бутылок. Обмотал и нагрел (промышленным феном) до 120 градусов. Можно осторожно нагреть и над костром. Лента сядет и намертво зажмет скрепляемые детали. В древности поступали иначе, так как пластиковых бутылок не было. Когда нужны были ремни, то шкуры с добытых зверей снимали спиралью. Так совсем недавно эскимосы и чукчи снимали ремнем и по спирали шкуры с тюленей и северных оленей. Естественно с мездры (уже ремней) срезали жир и обрезки мяса, с другой стороны сбривали волос и получали ремни из парной и не выделанной шкуры. Когда был нужен ремень крулого профиля, пропускали сырой ремень через круглое отверстие в костяной пластине (в оленьей лопатке). Круглый ремень еще слегка скручивали и обычно так и сушили без выделки. Такие ремни-шнуры не "любили" сырой погоды, но это уже другая история. Из полученного (плоского) ремня, если надо, вырезали ремешки потоньше и связывали, обматывали скрепляемые детали. Ремень высыхал и также намертво сцеплял скрепляемые детали в единое целое. Можно невыделанными ремнями связать детали и иначе. Современные оленьи нарты народов Севера сделаны без единого гвоздя. Всё на ременных связках и нарты вроде как живые, слегка шатаются. Нарты можно было разбить вдребезги, но связки останутся целыми.
   Хоть и называют технологию каменного века топорной работой, но в чем-то и нам не грех поучиться у наших далеких предков. Особенно если нужная техническая задачка решалась, пусть и примитивно. Станки в те времена были "мало оборотистые" и вместо сверх точных шарико и ролико подшипников им вполне хватало деревянных вкладышей в качестве подшипников скольжения. Точность изготовления изделий потребителей тех времен также устраивала. Все было намного проще и доступней, чем сегодня. Как только надобность в станке отпадала, станок разбирали и утилизировали на месте. Когда станок будет снова нужен, сделают новый, еще лучше.
   Тут возникает законный вопрос: А что можно сделать на топорном станке кроме топорных изделий? Вот тут даже сам вопрос не правильный. Станки действительно топорные, да изделия на загляденье. От просверленных кусочков бисера, янтаря и жемчуга для украшений, до изготовления точеной мебели, резных колонн для дворцов и теремов. Современный умелец ограничен в выборе станков и работает на том станке, какой имеет. А мастера из прошлого могли себе позволить делать станки для каждого случая или изделия, от настольных до стационарных.
   А знаете ли вы? Что в Южной Америке даже трубки-сарбаканы в иных племенах индейцев сверлили на специальных станках? Считали, что цельные сверленые лучше изготовленных из двух половинок с последующей связкой и герметизацией шва смолами и обмоткой. Специально изготовленный станок делали только для одного изделия (сарбакана). Станки могли быть для вертикального сверления, так и для горизонтального. В Европе, Африке и Азии делали примерно такие же станки для сверления и рассверливания кованых стволов ружей. Но эти станки уже были рассчитаны надолго и эксплуатировались даже столетиями.
   Суть обработки материалов резанием одна и таже во все времена, что у примитивных станков каменного века, что у современных с ЧПУ. Режущий инструмент закреплен в какой-то державке (в пиноле или шпинделе) и свобода перемещения этой державки ограничена подшипниками. Например, пиноль сверлильного станка ограничена на концах двумя радиальными подшипниками и допускает свободу передвижения только в осевом направлении. На токарных, заточных, шлифовальных станках шпиндель имеют кроме радиальных подшипников еще и упорные, также на концах. Упорно-торцевые подшипники ограничивают свободу перемещения шпинделя по оси. Для примера, шлифовальный круг обычно не требует перемещения по оси вала или в радиальном направлении. Если такое нужно, то это обеспечивается дополнительным механизмом, что придает движение сразу и шлифовальному кругу и шпинделю в сборе.
   Современного мастера-умельца никто не ограничивает ставить на примитивные станки современные электро моторы, скоростные шарикоподшипники, стальные направляющие и винты перемещения для отдельных узлов станка. Усложненный станок станет удобней в применении и наверняка будет намного дешевле такого же фирменного.
   Поясню устройство станка для гончарного круга, точнее устройство основного вала и стола-маховика. Это не входит в устройство сверлильного станка нужно только для ознакомления. В иных шибко научных работах сказано, что столы маховики изготовлены целиком из глины. Не буду спорить. Но по моему, проще на основной вал, равномерно и по кругу навязать 2-3 "модуля" из толстых палок и переплести их свободные концы по кругу ивовой лозой. А уже переплетенье веток обмазать слоем глины в форме маховика. Во время сушки маховика прям на станке, его можно отцентрировать, то есть избавиться от биения. Продолжение следует... Картинку к статье обязательно сделаю.
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  У.Соболева "Отшельник" (Современный любовный роман) | | С.Шавлюк "Я с тобой не останусь" (Современный любовный роман) | | В.Свободина "Императорский отбор" (Любовное фэнтези) | | Ю.Рябинина "Острые грани любви" (Короткий любовный роман) | | М.Анастасия "Рейс Љ103 Нью-Йорк-Москва" (Женский роман) | | О.Обская "Дублёрша невесты, или Сюрприз для Лорда" (Попаданцы в другие миры) | | CaseyLiss "Демон для меня. Сбежать и не влюбиться" (Любовное фэнтези) | | В.Десмонд "Золушка для миллиардера " (Романтическая проза) | | K.Favea "21 ночь" (Романтическая проза) | | Р.Навьер "Никто об этом не узнает" (Короткий любовный роман) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Смекалин "Ловушка архимага" Е.Шепельский "Варвар,который ошибался" В.Южная "Холодные звезды"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"