В моих статьях я стараюсь рассказать, не как конкретно сделать конкретное изделие (подводное ружьё), а о технологии по изготовлению множества изделий, от сувениров до изделий необходимых в быту или на производстве. Может быть, вам понадобится самодельная телескопическая удочка или вы захотите сделать трость для хромого знакомого. Технология одна и та же. Поэтому начну с общего обзора этой технологии. Мы теперь уже знаем, как изготовить цилиндрическую трубу из самодельного текстолита. Но цилиндрическая труба очень тяжко слезает с цилиндрической оправки. Мало того, после неумелого съема можно сломать оправку и для изготовления новой трубы следующего ружья придется делать новую оправку. Приходится с этим мириться. Вот для изготовления конической трубы оправка была бы без сомнения многоразовой. Телескопическая удочка как раз собирается из конических трубок разного диаметра и трость с небольшим коническим сужением тоже выглядит интересней. Желательно все изготовляемые изделия из слоистого пластика делать с технологическими уклонами-сужениями, так будет проще снимать готовые изделия с оправок, особенно при массовом производстве изделий. Азы массового производства и для чего это нужно рассмотрим подробней ниже.
С телескопической удочкой всё понятно, трубки удочки просто обязаны быть гладко коническими, а вот трость смотрелась бы лучше, если напоминала бы еще деревянную палку со сглаженными сучками, но была пустотелой и легкой.
Коническая оправка делается просто. Берется (наматывается из бумаги) трубка чуть меньшего диаметра и на эту трубку наматываем срезанную клином бумагу. Какой потребуется конус на трубе, такой длины должен быть и клин. Как рассчитать этот клин, учитывая длину трубы и толщину бумаги, рассказывать не буду. Далее эту получившуюся коническую оправку обматываем полиэтиленовой пленкой. Лучше не очень широкой полоской и начиная с тонкого конца оправки. Тогда оправка выниматься будет лучше из готового изделия и случайно попавший клей между витками полиэтилена, тоже не будет препятствовать съему изделия. Но это для телескопических удочек, а для трости на уже готовой конической оправке, прямо на полиэтилен налепляем шишки-сучки из теплого пчелиного воска. Для съемки готовой текстолитовой трубки трости с оправки потребуется трость слегка разогреть. Сначала снимем оправку, а затем выльем из трости растопившийся воск.
Для изготовления трубок удочек подойдет обожженная стеклоткань. Несколько витков пропитанной эпоксидкой ткани закрепляем полиэтиленовой обмоткой. Так как дальнейшая обточка и шлифовка стеклотекстолита нежелательна и даже опасна, а полиэтиленовая обмотка придаст поверхности трубок законченный, те есть полированный вид. С тростью работы будет немного побольше. Оправку для трости обматывают марлей или тонким трикотажем. Податливые трикотаж и марля не скроют выступов-сучков и придадут трости вид сучковатой палки. Заготовку трости обматывать полиэтиленом не надо, разве что очень и очень тонким, лишний клей может скопиться в получившихся свободных полостях, между шишками-сучками и самой трубкой и испортит внешний вид изделия.
Рассмотрим заодно изделия с не вынимаемой оправкой, где оправка служит силовым каркасом на примере изготовления искусственных рогов косули. Из проволоки (диаметром 3-4мм) делаем подобия рогов. Благо у косули максимум отростков только три штуки. А далее густой краской пропитываем тряпичную ленту и обматываем рожки. Краска чем в данном случае лучше эпоксидки, а тем что один слой краски запросто пристает к последующему и можно рожки делать в несколько этапов. Для наглядности и образца можно взять настоящие косульи рожки и по образу и подобию лепить искусственные. Хотите сделать рожки вместе с кусочком черепа? Да пожалуйста. Из тряпок и той же краски соорудите подобие черепа между рог. Только постарайтесь всё повторить как на оригинале. Потом рога покрасите под настоящий и вешайте на стенку как охотничий трофей. Если эти искусственные рожки никто снимать и специально ломать не будет, то они до ваших правнуков дотерпят как новенькие.
Еще интересней выглядят рога экзотических животных, например архаров. Для умельца не проблема сделать и такие, но нужна еще одна технология. Технология изготовления гипсовых статуек и пустотелых изделий. Например, свинки-копилки или искусственного страусиного яйца. В нашем случае эта технология позволит освоить изготовление недорогих оправок любых форм и размеров.
Так как же делают свинку-копилку? Можно конечно самому слепить из глины или из пластилина оригинал, но можно купить готовую и начать работу с чужого оригинала. Тут вам надо достать двухкомпонентный герметик. Готовую и хорошо размешанную смесь герметика намазывают тонким слоем на свинку-копилку (или страусиное яйцо) и покрывают герметик кусочками тонкой ткани (марлей). Снова намазывают и снова покрывают марлей. И так пока всю свинку-копилку или страусиное яйцо не покроете слоем герметика с марлей в 3-4 миллиметра. После полного застывания слоя герметика вокруг всей свинки-копилки в герметике создаем гипсовую рубашку. Для этого часть свинки окружаем пластилиновым барьером-заборчиком и заливаем внутрь получившейся полости раствор гипса. После застывания гипса пластилиновый заборчик убираем и возводим новый заборчик на следующей части свинки. Но часть заборчика упирается в уже готовую гипсовую рубашку. Таким образом, на свинке образуется в итоге сплошная гипсовая рубашка из нескольких секторов. Гипсовые стыки перед заливкой гипса смазывают слоем разогретого парафина на скипидаре. Иначе новый гипсовый сектор рубашки приклеится к предыдущему. Секторов должно быть поменьше, но сектора должны свободно извлекаться из всего комплекта. Весь комплект секторов крепятся в сборе резинками для волос (или для денег). Крупные формы секторов крепят резиновыми кольцами, вырезанными от велосипедных, мотоциклетных или автомобильных камер.
Самый маленький сектор на рубашке обычно делают на том месте, где будут впоследствии заливать гипс в форму из герметика. Этот сектор рубашки не крепят к остальным частям рубашки, а удерживают руками (пальчиком). Под этим, самым маленьким сектором гипсовой рубашки рисуем на герметике контур будущего отверстия (или крышки). Рубашку разбираем и герметик на свинке разрезаем на 3-4 сектора. Один сектор по очерченному контуру. Снова собираем рубашку с формой из герметика внутри и получаем что-то вроде стаканчика с крышкой.
Далее в пластиковом стаканчике (флакон с отрезанной горловиной от шампуня или дешевого кетчупа) размешиваем порцию гипса с водой. Количество гипса и воды должно быть каждый раз строго одинаковым, от этого зависит прочность получившейся свинки или изделия. Размешанный гипс заливаем в форму из герметика и катаем раствор по стенкам. Гипс начинает застывать, образуя слой на стенке. Заливаем следующую порцию гипса и так пока не получим нужный слой гипса по стенкам формы. Последний раз заливаем гипс, накрываем форму крышкой из герметика, сверху кладем гипсовую крышку и переворачиваем всю форму крышкой вниз, так чтобы не застывший гипс залил слоем крышку. Ждем, как только гипс на крышке застынет, рубашку и герметичную форму разбираем и получаем гипсовую свинку-копилку. Правда сырую, белую и непрочную. Высохнет, окрепнет, покрасите и прорежете отверстие для монет и получите еще одну (или не одну) свинку-копилку.
Вот по этой технологии делаются внутренние полости для искусственных рогов архаров, быков и атилоп, а также крупные раковины почти настоящих моллюсков и прочие диковинности. Понятно, что если гипс не размазывать по стенкам, то в итоге получим не пустотелую, а цельную фигурку. Рога архаров и антилоп делаются как и рога оленей с помощью густой краски, шпаклевки, некоторой фантазии и ловкости рук. Раковины делают размазывая гипс по форме. Если кого-то шибко заинтересует эта технология, то составы гипсов (совсем как на настоящих раковинах) найдете в Интернете или справочниках.
Есть еще один способ применения не извлекаемых оправок. На тонкий, гибкий прутик наматывают слой стеклотекстолита и получают удочку или вершинку удочки. На этом рассказ о связующих, наполнителях и оправках не закончен. Главное стало понятным, когда оправку вынимают из готового изделия, когда не вынимают и когда оправка в дальнейшем может оказаться частью будущего изделия.