На той же улице (им. Степана Халтурина), но с другой стороны от Красных ворот был когда-то Д/К им. Десятилетия ТАССР. На фото видна парашютная вышка, единственная на весь город и часть анфаса Д/К. В этом Д/К работала моя мама и с этой парашютной вышки в том же 1961 году я прыгнул аж семь раз.
Командовал этой вышкой и прыжками с парашютом знаменитый дядя Гриша. Бывший военный и тренер по спортивной стрельбе был известен многим. Фамилию и отчество не помню. Да и звали его, скорее всего не Григорием. Тогда было модным переиначивать трудно произносимые татарские имена на русский лад. Зато помню о его выдающихся способностях по краткому и понятному объяснению секретов мастерства во многих спортивных науках. Он только мастеров спорта по стрельбе воспитал несколько десятков. КМС и перворазрядники у него были без счета. Впоследствии он и меня учил стрельбе из винтовок и пистолетов. Вечная ему память от его учеников, многим его уроки очень пригодились.
Д/К был целым комплексом по спортивному и культурному воспитанию местных и не только местных жителей Казани. К зданию Д\К примыкал парк "Петрова". Футбольный стадион и два зимних катка, для хоккеистов и фигуристов. Футбольное поле тоже на зиму заливалось и превращалось в каток для игры в хоккей с мячом и народных покатушек. Само здание Д/К состояло как бы из двух отделов именуемых Большим и Малым залом. Там на самом деле были залы для показа кинофильмов. Кроме этого в Малом зале еще был спортзал, тир в подвале на 50 и 25 метров, мастерские по ремонту и постройке гоночной автомото техники. Районная библиотека, балетная школа, какие-то военно-спортивные конторы, конференц-залы и прочее, прочее. Именно в этом Д\К появился знаменитый футбольный клуб "Рубин" и начинались победы хоккеистов из "Крылья советов", а многие из первых знаменитостей: Маслов, Майоров... жили как раз напротив, в здании с вышеописанным рестораном.
В Большом зале была площадка для танцев, смотровой зал (партер) с балконами, но самое интересное было за кулисами сцены смотрового зала. Там был таинственный мир волшебников, где сказки превращались в реальность. Как оказалось, за сцену можно было попасть не только по ступенькам из зрительного зала. Там было целое производство всяких чудес. За сцену можно было въехать через уличные ворота хоть на грузовике, хоть на тракторе. Приезжие труппы артистов сгружали там свой инвентарь. Каждый день много чего привозили и увозили, целая армия рабочих, служащих и артистов трудились и жили там своей жизнью, и в своем мире. Кроме гримерных кабинетов, классов и мини залов для репетиций, там были склады, мастерские и не понятные мне производственные помещения. Там шили и строгали, рисовали и прибивали, строили и разрушали, вешали электропроводку для гирлянд и новых прожекторов, красили и вытягивали лепнину взамен отвалившейся. Как оказалось, под сценой было помещение, заполненное всевозможной аппаратурой и техникой. Сама сцена запросто поворачивалась, а над сценой было непонятно что из подвесок, декораций, экранов разных размеров, занавесей и всевозможных подъемников. И всё это в почти полной темноте. Над сценой я боялся путешествовать. Меня пугали широкие и не огражденные щели в полу и вид, далеко внизу самой сцены. Мне больше нравилось сидеть на сцене за экраном, и смотреть кино с другой стороны.
Когда приезжали в Д/К заезжие артисты, меня за кулисы не пускали. Зато я отрывался на местных доморощенных артистах. В смысле, во время выступлений учеников местных школ или артистах самодеятельности. Часто их никто из коренной обслуги Д/К не знал в лицо и я мог запросто сойти не только за своего, но и за ИХНИХ тоже. То есть попасть за сцену и помахать из-за кулис своим знакомым в зале, во время выступления хора или танцевального выступления. В те времена выступления школьных хоров было обязаловкой и меня частенько самого заставляли петь в "родном Д/К" от своей школы. Во время таких выступлений много кто из участников корчил рожицы из-за кулис своим знакомым в зале и на это не обращали внимания.
С закулисьем Д/К я познакомился намного раньше, чем пошел в школу. Меня там давно знали и баловали. В костюмерных мне позволяли иногда играть в оружейных комнатах, копаться в сундуках с оружием и махать тупыми саблями. К грудам деревянных копий винтовок и ружей я даже не подходил. Выбирал из сундуков еще мне не известное или уже любимое настоящее оружие, разбирался с их устройством и от души щелкал затворами или холостыми спусками курков из (почти настоящих) винтовок, пулеметов или автоматов. В каморках и кабинетах руководителей всяческих групп и отделов меня считали почти родным и кормили сладостями, угощали чаем, делали для меня игрушки. Какие это были мастера на все руки и совсем не от скуки. Работы в Д/К было много. Кстати у многих рабочих и служащих не было семей, они жили неподалеку в общаге и большую часть своего времени проводили на работе. Примерно к девяти с утра приходили и лишь к полуночи уходили. Это сегодня на рекламном щите в кинотеатре только название фильма напишут, тогда же для каждого фильма на щитах обязательно рисовали картинку из фильма.
Помню, как один из рабочих дорисовывал в цвете портрет к фильму "Евдокия", виртуозно орудуя толстенной малярной кистью, сверяясь по черно белой фотооткрытке из серии "Артисты кино". На открытке артистка счастливо улыбалась, на щите горестно плакала. Портрет настолько удался, что потом я слышал как обсуждали не только сам фильм, но и портрет героини плачущей на щите "Вот такими слезами". Не было там слез. Рабочие специально не стали рисовать слезы после коллективного обсуждения прям при мне. В мастерских этих рабочих был всевозможный инструмент на все случаи жизни. Именно там я впервые увидел такое обилие рубанков, слесарного инструмента и разнообразие станков. Даже названий многих станков и инструментов я не знаю до сих пор. А рабочие справлялись с этим имуществом запросто. Например, для меня отрезать стекло по размеру и по прямым линиям не всегда получается так как хочется, а специально для меня эти мастера из стекла вырезали различные фигурки-силуэты: машин, зверей и прочее. Кривые и размерные линии их не пугали, заодно они еще края стекла зачищали, чтоб я не порезался об острые края и смог различить "Победу" от "Зима", трехосный грузовик от "Полуторки". Там же в мастерских я впервые узнал о живших в стародавние времена динозаврах и то, что почти у всех звезд на ночном небе есть свои названия. Посмотрел картинки, вырезанные из стекла фигурки, прослушал лекции с почти живыми картинками, нарисованные по ходу рассказов. Посмотрел в самодельный телескоп на звездное небо и Луну.
Эти рабочие с согласия моей мамы возили меня по другим театрам, музеям и в Казанский цирк. Они сами ездили по делам, меня же возили на экскурсии для моего удовольствия, обычно заранее согласуя программу моих развлечений с теми, с кем встречались. Так мне повезло покататься на ишаках и осликах, на пони и породистых лошадках по манежу цирка. Пожать руки самым настоящим дрессировщикам тигров и получить маленькие сувениры от очень известных фокусников и иллюзионистов. Познакомили с театральным закулисьем города. Мне вообще всегда везло на знакомства с интересными и знаменитыми людьми.
В шестьдесят девятом году я был в Ялте и рядом с нами уселась отдохнуть Эдита Пьеха. Она как раз была там на гастролях. Почти никто внимания на неё не обратил или делали вид. Только один стареющий, пузатенький и слегка пьяный гражданин увидал в ней что-то знакомое и решил хотя бы присоседиться. Девчонки из нашей группы зашушукались и Певица поняла, что рассекретилась. Быстренько одела халатик и даже не искупавшись ушла. Ялтинский пляж интересно устроен. Вдоль пляжа идет стена и сверху дорога. Места гористые, видимо специально вгрызались в берег, чтоб расширить территорию пляжа для отдыхающих в районе города. Вдоль стенок были раздевалки, закрывающие раздевающихся от пляжа тонкими занавесками. Гуляющие по дороге зеваки могли наблюдать весь процесс переодевания в раздевалках сверху и с мелкими подробностями. На раздевалках возле нас вообще занавесок не было. И этот пьяненький любитель песен с иностранным акцентом решил в кабинке отжать свои черные, семейные трусы, упершись в стенку лбом и не снимая их до конца. А пляж был покрыт окатаной галькой и вот один из нас поднял камешек поменьше, но не очень и кинул его в появившуюся голую задницу, нагнувшегося отдыхающего. Камешек попал куда надо, но чуть ниже чем хотелось. Отдыхающий еще сползал по стенке, а мы всей группой, уже с вещами и одеваясь на ходу, были у выхода с пляжа. Наверное, всем сразу купаться расхотелось.
Кстати, там как раз снимался фильм "Новые неуловимые" и большая часть артистов, так сказать второго уровня жила в нашей гостинице "Гнездышко" филиале "Ялты". Наше гнездышко состояло из нескольких капитальный зданий, кафе и целой кучи мини помещений. Точнее шиферных сараев для приезжих групп и отдельных пластиковых "бочек" для семейных пар. Рядом с нашим сараем была стоянка и там постоянно стоял тот самый старинный автомобиль, на котором неуловимые совершали свои подвиги. Мы частенько помогали шоферу этой машины с ремонтом или мойкой, а он катал нас на ней в горы или подвозил при случае. Там же я познакомился и с самими неуловимыми.
Цыган оказался вредным парнем и раз я ему кулаком доказал, что с девушками, особенно с нашими, надо обращаться вежливее. Если честно, ему частенько и от своих перепадало тоже. Нашим главным развлечением с утра было стукнуть посильнее ногой по ножке стула проходя мимо пьющего артиста. Артисты второго плана в красноармейской и белогвардейской форме шли на завтрак в кафе вместе с нами. Завораживающее зрелище. И красные и белые вместе, с шашками и шпорами, с медалями и все такие бравые. Трясущимися руками собирают копейки на вино для опохмелки и закуся. И вот вино можно глотать из граненного стакана, но "случайный" удар от запнувшегося подростка весь кайф портит. Артисты скоро поняли о не совсем случайности происходящего и еще больше смешили нас своими оглядываниями во все стороны перед первым глотком. Наверное, вот также летчики истребители, во время Великой Отечественной, осматривали горизонт перед внезапным нападением на противника.