В переносном смысле "два Аякса" - неразлучные друзья.
Аякс Малый, или Оилид - сын Оилея.
Аякс Великий, или Теламонид - сын Теламона.
В "Илиаде" оба Аякса (Оилид и Теламонид) часто выступают рука об руку: в битве за стену, окружающую ахейский лагерь, в обороне кораблей, в сражении за тело Патрокла и сравниваются с двумя могучими львами или быками. Вероятно, что исконно оба Аякса составляли один целостный мифологический образ, который в дальнейшем претерпел определённую модификацию (по другой гипотезе, Эант Оилид был первоначально тождествен Ахиллу).
Жених Елены[3]. Был предводителем ополчения из Локриды (Средняя Греция) во время Троянской войны. Привел против Трои 40 кораблей (либо 20).
По Гомеру, в войске греков Аякс Оилид считался одним из храбрейших героев, искусным копьеметателем, а в скорости уступал одному лишь быстроногому Ахиллесу. Его воины славились как лучники и пращники. Был известен своим буйным и дерзким нравом.
В "Илиаде" убил 2 троянцев. Согласно Гигину, убил неких Гаргаса и Гавия. Всего убил 24 воина. На погребальных играх по Ахиллу состязался в беге и в стрельбе из лука. Сидел в троянском коне
Аякс Великий (др.-греч. Αἴᾱς Μέγας), точнее Эант Теламонид (др.-греч. Αἴᾱς Τελαμώνιος, также встречается транскрипция Аянт) - в древнегреческой мифологии греческий герой, участвовавший в осаде Трои. Прозван Великим в отличие от своего тёзки.
***
Педерастия в мифологии
Мифы приписывали педерастические страсти богам: Зевс похитил Ганимеда, Аполлон любил целый ряд прекрасных юношей. Педерастия приписывалась и героям: любовниками Геракла называли возничего, племянника героя Иолая, а также Гилла, аргонавта Полифема и Состратa; Ахилл и Патрокл в классическую эпоху однозначно воспринимались и описывались как любовная пара (хотя у Гомера прямых указаний на это нет). Обычно считалось, что обычай любить мальчиков ввел фиванский царь Лаий, отец Эдипа, который влюбился в прекрасного мальчика Хрисиппа и похитил его; впрочем, Тимей приписывает введение этого обычая критянам. Наконец, в Северной Греции изобретателем педерастии считался певец Орфей, отвратившийся от женщин после потери любимой Эвридики.
Воспитательный характер греческой педерастии
Педерастические взаимоотношения в Греции носили воспитательный характер и зачастую были санкционированы государством. Также необходимо было, чтобы данные отношения одобрял отец мальчика. Мальчик вступал в такие взаимоотношения в подростковом возрасте, примерно в том же возрасте, в котором девочек выдавали замуж (около 12 лет, именно этот возраст называется Плутархом в биографии Ликурга, а также в ряде эпиграмм Палатинской антологии). Наставник должен был обучать юношу или следить за его обучением и, согласно традиции, делать ему определённые подарки. Наставник мог быть наказан за проступки воспитуемого. Часто такие взаимоотношения имели место при обучении военному делу. Особенно важную и институциональную педагогическую роль педерастия играла, с одной стороны, в воинских сообществах типа критского и спартанского, а с другой - в аристократических "товариществах" (гетериях), где связь между старшим и младшим аристократом являлась, особенно в архаическую эпоху, одним из главных средств "благородного воспитания" и передачи аристократических ценностей. Образцом кодекса аристократической этики, преподаваемого старшим любовником младшему, являются нравоучительные элегии Феогнида из Мегары, адресованные юноше Кирну.
Педерастия была идеализированной формой гомоэротизма, структурированного по возрасту, у которого, как у всех социальных явлений были и другие, менее идиллические проявления, такие как проституция или использование мальчиков-рабов в качестве наложников.
Представления об общественной пользе педерастии
Считалось, что государству выгоден тот факт, что дружба выполняла функцию сдерживания юноши. В Спарте, например, если он совершал преступление, наказание нёс не он, а его любовник. Такие взаимоотношения укрепляли армию, так как любовники сражались плечом к плечу, соревнуясь и стараясь блеснуть друг перед другом.
Общественная польза педерастии аргументировалась в частности тем, что мужская любовь (в отличие от расслабляющей и изнеживающей любви к женщинам) вселяет мужество и высокие помыслы; в качестве примера приводилось убийство афинского тирана Гиппарха любовниками Гармодием и Аристогитоном. В этом смысле рассуждает Федр в платоновском "Пире", а Аристотель в "Риторике" приводит такое рассуждение как пример общего места. В этой связи Платон полагает, что персы считали нужным запретить педерастию среди населения подвластных стран, так как: "тамошним правителям, я полагаю, просто невыгодно, чтобы у их подданных рождались высокие помыслы и укреплялись содружества и союзы, чему наряду со всеми другими условиями очень способствует та любовь, о которой идет речь".
В этой связи в Халкиде был популярен следующий рассказ. Когда халкидяне воевали с эритрейцами (700 год до н. э.), к ним на помощь во главе конного отряда пришёл фессалиец Клеомах. Ему предстояло во главе своей конницы первому врубиться в ряды противника. Перед битвой Клеомах спросил у своего юного возлюбленного, не желает ли тот посмотреть на битву вместе с ним. Юноша отвечал согласием, сам надел шлем на голову Клеомаха и поцеловал его. Это настолько вдохновило Клеомаха, что он отважно врубился в ряды врагов и обратил в бегство сначала конницу эритрейцев, а затем и их пехоту, но ценой своей гибели. Халкидяне в знак особой почести похоронили его на главной площади своего города, воздвигнув над могилой колонну, и сложили следующую песню:
О сыны доблестных отцов, одарённые дивно Харитами,
не откажите героям в общении с юностью вашей,
ведь вместе с мужеством цветёт в градах халкидян
освободитель Эрот.
Также широко известно было шуточное высказывание фиванского полководца Паммена, который, комментируя стих "Илиады", говорил, что ахейцам следовало строиться не по племенам и коленам, но возлюбленному рядом с любящим: "ведь родичи и единоплеменники мало тревожатся друг о друге в беде, тогда как строй, сплоченный взаимной любовью, нерасторжим и несокрушим, поскольку любящие, стыдясь обнаружить свою трусость, в случае опасности неизменно остаются друг подле друга" - поясняет Плутарх .Горгид осуществил эту идею, создав в начале IV в. до н. э. в Фивах элитный Священный отряд из 300 человек, в который вступали любовными парами; этот отряд наилучшим образом проявил себя на полях сражений и полностью полег в битве при Херонее.
***
Писал педерастические эпиграммы и Платон:
Душу свою на губах я почувствовал, друга целуя:
Бедная, верно, пришла, чтоб перелиться в него.
- Платон Лирика.
***
Грубые , неотёсанные бабники-римляне "опустили" неженок до уровня "детородных" органов , со ВСЕМ вытекающим ...
***
От себя , наконец-то добил эту буковку . Думал - сдохну , не увидев "края" . А впереди ЕЩЁ ... три десятка ( без малого ) . Боже , храни сперва Шишмарёва , а уж потом и королеву , мать её ... и дай терпение Читателям .