Шишмарёв Валерий Николаевич : другие произведения.

Энциклопедистика 254 - В - 004 Вагон

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    И что у Нас - повОзки , то у них ... "Вагон

  Пейзажи скУшны , плОски
  ( так ! было испокОн ) ,
  но ни-ни обгон !!!
  И что у Нас - повОзки ,
  то у них ... "Вагон" .
  
  Рельсы лишь "наладят"
  ( в ЛондОне , в Воркуте )
  и , громыхАя , кАтят
  ( навАлом иль в купе ) .
  
   ***
  
  Вижу тАчку рИдную ,
  летЯщей , как из пУшки ,
  с опОрой на "магнИтную"
  ( констрУкцию ) "подУшки" .
  
  Из-под неё же и обкАкан ...
  как всегда ! какой б ни "вАгон" .
  
  
  ++++++++++++++++++++++++++++++
  
  Материал из Википедии - свободной энциклопедии
  
  Железнодоро́жный ваго́н (фр. wagon, от англ. waggon - повозка) - несамоходное (как правило) транспортное средство, предназначенное для движения по рельсам или иным путям (монорельсу, маглев-колее и т. д.) и (как правило) эксплуатируемое с локомотивом. (Исключением являются вагоны-секции пассажирских электро- и дизельных поездов и автомотриссы (в том числе электромотриссы). В частности дизель- и электропоезда не нуждаются в локомотивах. Автомотриссы являются самостоятельно движущимися транспортными средствами.) Прототип - небольшая повозка, представлявшая собой ящик, передвигавшийся по деревянным рельсам на горных предприятиях.
  Вагон является единицей подвижного состава (например, и чаще всего железнодорожного). Вагон предназначен для перевозки грузов или пассажиров и оборудован, естественно, всеми необходимыми устройствами для их перевозки и для включения вагона в состав поезда. Строительством вагонов занимаются вагоностроительные предприятия.
  В России прообразы вагона - вагонетки - появились на рудничных и внутризаводских рельсовых дорогах в 1764 году на Колываново-Воскресенском заводе на Алтае, а затем в 1788 году на Александровском заводе в Петрозаводске, в 1810 на Змеиногорском руднике, а с паровой тягой - на Нижнетагильской железной дороге, построенной в 1834 году.
  Для Царскосельской железной дороги подвижной состав (в том числе и вагоны) был закуплен в Англии. Производство первых отечественных вагонов для железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом было налажено на Александровском заводе в Санкт-Петербурге в 1846 году
  
  +++
  
  Виды и классификация вагонов[править
  Вагоны различаются по типу используемой путевой инфраструктуры (железнодорожные, монорельсовые, маглев-вагоны, VAL/NeoVAL.)
  В частности железнодорожные вагоны различаются по числу колёсных пар (осности) - выпускаются 4, 6, 8, 12, 16 и 20-осные. По устройству ходовых частей - тележечные и нетележечные. Основные параметры, характеризующие железнодорожный вагон: грузоподъёмность, собственная масса вагона (тара), осевая нагрузка, нагрузка на 1 м пути (погонная нагрузка).
  В настоящее время железные дороги России располагают парком пассажирских и грузовых вагонов: цельнометаллические пассажирские (СВ, купейные, плацкартные, межобластные), цельнометаллические багажные (почтово-багажные), вагоны-платформы, крытые вагоны, полувагоны, вагоны-цистерны, хопперы, вагоны-рефрижераторы и рефрижераторные секции и изотермический вагоны (или вагоны-термосы, различные специализированные вагоны (для перевозки контейнеров (фитинговые платформы), вагоны-автовозы, вагоны-лесовозы, вагоны-битумовозы, транспортёры, сборно-раздаточные вагоны, вагоны для перевозки животных (например скота), вагоны для перевозки невлагостойких грузов (напр. бумаги) и т. д.).
  Для поездок по железным дорогам особо важных государственных должностных лиц и для руководящего состава железных дорог выпускаются новые, или переоборудуются из обыкновенных пассажирских, вагоны-салоны. Вагоны-салоны могут иметь подоконные бронепояса, пуленепробиваемое остекление и усиленную из-за увеличенного бронированием веса экипажную часть с трёхосными тележками.
  Некоторые вагон-салоны, имеющие историческое значение, сохранены в музеях, расположенных в том числе и на открытом воздухе
  Современные вагоны могут быть несамоходными и самоходными, к самоходным относятся моторные электровагоны электропоездов, трамвайные вагоны, метровагоны, вагоны дизель-поездов, авто- и электромотриссы.
  
  +++
  
  Вагоны пассажирского парка
  Модельный ряд
  
  Вагоны нового модельного ряда (нефирменные поезда):
  61-4174 - вагон пассажирский купейный "СВ"
  61-4179 - вагон пассажирский купейный с установкой кондиционирования воздуха
  61-4186 - вагон пассажирский купейный штабной
  61-4194 - вагон пассажирский плацкартный с установкой кондиционирования воздуха
  
  Вагоны премиум-класса:
  61-4440 - вагон пассажирский купейный
  61-4445 - вагон пассажирский купейный штабной
  61-4447 - вагон пассажирский плацкартный
  61-4458 - вагон пассажирский купейный с местами для сидения
  
  Типы вагонов
  Л - двухместный мягкий, СВ. 9 двухместных купе.
  М - мягкий, вагон-люкс.
  К - купейный. Пример: жёсткий купированный вагон постройки ГДР. 36 мест + двухместное купе проводника.
  ВР - Вагон-ресторан - вагон, предназначенный для питания пассажиров.
  КБ - купейный вагон с буфетом (вагон-буфет).
  П - плацкартный, 54 спальных места.
  О - общий. 81 сидячее место.
  С - места для сидения. Межобластной с креслами для сидения - 56, 60, 62 или 64 места в зависимости от модели вагона.
  
  Вагоны повышенной комфортности, в зависимости от категории и комплекса предоставляемых услуг делятся на:
  Э - экономический
  Б - бизнес
  Вагоны RIC (англ.):
  I класс (22 места)
  II класс (33 места)
  
  +++
  
  Поезд на магнитной подушке, магнитоплан или маглев (от англ. magnetic levitation - "магнитная левитация") - это поезд, удерживаемый над полотном дороги, движимый и управляемый силой электромагнитного поля. Такой состав, в отличие от традиционных поездов, в процессе движения не касается поверхности рельса. Так как между поездом и поверхностью полотна существует зазор, трение между ними исключается, и единственной тормозящей силой является аэродинамическое сопротивление. Относится к монорельсовому транспорту (хотя вместо магнитного рельса может быть устроен канал между магнитами - как на JR-Maglev).
  Скорость, достигаемая поездом на магнитной подушке, сравнима со скоростью самолёта и позволяет составить конкуренцию воздушному транспорту на ближне- и среднемагистральных направлениях (до 1000 км). Сама идея такого транспорта не нова, экономические и технические ограничения не позволили ей развернуться в полной мере: для публичного использования технология воплощалась всего несколько раз. В настоящее время маглев не может использовать существующую транспортную инфраструктуру, но уже есть проекты[источник не указан 379 дней] с расположением магнитных элементов между рельсами обычной железной дороги или под полотном автотрассы.
  
  Достоинства
  Самая высокая скорость из всех видов общественного наземного транспорта.
  Достаточно низкое потребление электроэнергии (энергия у маглева расходуется в три раза эффективнее, чем у автомобиля и в пять раз - чем у самолета).
  Снижение эксплуатационных затрат в связи со значительным уменьшением трения деталей.
  Огромные перспективы по достижению скоростей, многократно превышающих скорости, используемые в реактивной авиации при уменьшении аэродинамического сопротивления путем помещения состава в вакуумный тоннель. В связи с этим прорабатываются проекты по использованию магнитных ускорителей в качестве средства вывода полезной нагрузки в космос.
  Низкий шум.
  КПД данного поезда выше в сравнении с КПД современных поездов.
  
  Недостатки
  Высокая стоимость создания и обслуживания колеи (стоимость постройки одного километра маглев-колеи сопоставима с проходкой километра тоннеля метро закрытым способом).
  Рельсовые пути стандартной ширины, перестроенные под скоростное движение, остаются доступными для обычных пассажирских и пригородных поездов. Путь маглева ни для чего другого не пригоден; потребуются дополнительные пути для низкоскоростного сообщения.
  
  +++
  
  Туалеты в Японии
  
  Современные японцы сидят в туалете на корточках в т. н. туалетных шлёпанцах. Надпись слева от вертикальной трубы гласит: "Пожалуйста, сядьте на корточки"
  В Японии существуют два типа туалетов. Первый тип, существующий в Японии издревле, представляет собой отверстие в полу, обычно устанавливается в общественных туалетах. Второй тип, унитаз и писсуар, появился после Второй мировой войны и стал привычным в домах рядовых японцев.
  Большое количество японских унитазов оборудовано биде, которое в Японии называется "Восюрэтто" (от англ. Washlet = Washing toilet). Современные модели выполняют множество дополнительных функций. Например, такие унитазы могут открывать крышку, фиксируя присутствие человека, мыть нужные места струёй воды с подогревом, после этого сушить тёплым воздухом, автоматически смывать и закрывать крышку.
  Японское слово тойрэ является транскрипцией англ. toilet и используется как для обозначения помещения, так и для обозначения унитаза. Также распространён эвфемизм отэарай , что фактически означает "омовение рук".
  Научные конференции по туалетной тематике проводятся в масштабах всей Японии каждый год. В 1985 году было создано японское "Общество туалетов", которое ежегодно стало проводить конкурс на определение лучших общественных туалетов. В числе критериев - отсутствие неприятных запахов, чистота, дизайн, конструкция здания, отзывы посетителей и даже название. Пять отхожих мест (самое древнее из них относится к XIV веку) объявлены в Японии важным культурным достоянием; в Токио существует Музей туалетной истории.
  
  История туалета в Японии
  В древние времена охотники и собиратели, не имевшие постоянного места жительства, не имели также и фиксированных мест для справления нужды. С переходом протояпонцев к оседлому образу жизни (IV-III тыс. до н. э.) в качестве туалета они использовали помойку, куда вместе с тем они выбрасывали всё, что им было больше не нужно (пищевые остатки, трупы собак и людей).
  Одно из первых упоминаний туалета в японских мифах относится к мифологически-летописному своду "Кодзики" ("Записи о делах древности", 712 г.): в нём приводится история о жившем по преданию на рубеже I-II веков правителе Кэйко, отправившем старшего сына за двумя красавицами, которых намеревался взять в жёны. Однако сын сам женился на них, а отцу привёл других девушек. Раскусивший обман Кэйко поручил своему младшему сыну Ямато Такэру проучить старшего. Как говорится в "Кодзики", исполнив волю отца, Ямато отчитался перед ним:
  Когда рано утром старший брат зашёл в отхожее место, я уже поджидал его там. Я напал на него, схватил его, убил его, руки-ноги повыдергал, завернул тело в циновку и выкинул.
  
  В период Нара деревянная туалетная бумага называлась тю-ги. На фоне обычного рулона для сравнения
  Первые документальные археологические сведения, рассказывающие о конструкционных особенностях японских туалетов, относятся к концу VII века. Тогда была построена первая постоянная резиденция императоров страны - Фудзивара, в которой, по оценкам историков, могло проживать от 30 до 50 тыс. человек (с плотностью от 1100 до 4600 человек на км²). Для борьбы с нечистотами использовались проложенные по территории города каналы. По ответвлениям от них вода поступала на участки, в которых располагались туалеты, представлявшие собой прямоугольные ямы размером около 150 на 30 см. Поступавшая по отводам из уличных каналов вода протекала через эти ямы и вместе с нечистотами возвращалась обратно в каналы, уже оттуда - в реки. Аналогичным образом были устроены туалеты в следующей японской столице - Нара (710-784).
  Археологами также найдены туалеты другого типа, относящиеся к этому же времени: туалетные домики кавая ("речной домик") устраивались на мостиках, переброшенных через магистральные пятиметровые каналы; японцы считали, что умеренное внесение в воду фекалий способствует росту рыбы. Такие домики окончательно исчезли в удалённых районах Японии после Второй мировой войны.
  
  Туалет богатого японца эпохи Мэйдзи около Накацугава.
  В прошлом вместо туалетной бумаги японцы использовали менее дорогой материал - дерево. Небольшие деревянные дощечки моккан (длиной 25 и шириной 2-3 см) служили для чиновников, чьё число только в столице доходило до 7000 человек, материалом для деловых посланий, упражнений в иероглифике либо аналогом записной книжки. Когда сделанная надпись делалась ненужной, она соскребалась ножом, и дощечки были вновь готовы для записей. После окончательного истончения моккан мог служить и в качестве туалетной бумаги. Для этой же цели могли быть использованы листья деревьев и водоросли.
  С удешевлением бумаги использование мокканов сошло на нет. В 794 году была построена новая столица - Хэйан (ныне - Киото). Его аристократические жители жили в домах, планировка которых не предусматривала места для постоянного туалета. В его качестве использовался прямоугольный деревянный пенал больших размеров, предварительно заполненный абсорбентом - золой или древесным углём. Такой туалет использовался не только ночью, но и днём, поэтому к нему была приделана рукоятка, за которую слуги таскали его к тем, для кого он предназначался. Процедура отправления естественной надобности не была приватной: одежда японских аристократок состояла из обёрток-халатов, число которых доходило до двадцати, без застёжек, и дама была не в состоянии в одиночку справить нужду, не снимая одежду. Для этого её служанка, держась на расстоянии, приподнимала специальным шестом её накидки и выдвигала пенал в пространство между накидками и полом.
  
  Биде
  Управление современным японским туалетом
  В каждом дзэнском монастыре туалет существовал в качестве одного из сакральных строений, предписанных каноном. В случае, если монах прерывал ежедневную медитацию для справления нужды, ему полагалось наказание в виде колочения бамбуковой палкой. Один из патриархов дзэн-буддизма Догэн (1201-1253) в своём наставлении последователям-монахам писал:
  Отправляясь в отхожее место, бери с собой полотенце. Повесь его на вешалку перед входом. Если на тебе длинная ряса, повесь её туда же. Повесив, налей в таз воды до девятой риски и таз держи в правой руке. Перед тем как войти, переобуйся. Дверь закрывай левой рукой. Слегка сполоснув водой из таза судно, поставь таз перед входом. Встань обеими ногами на настил, нужду справляй на корточках. Вокруг не гадить! Не смеяться, песен не распевать. Не плеваться, на стенах не писа́ть. Справив нужду, подтираться либо бумагой, либо бамбуковой дощечкой. Потом возьми таз в правую руку и лей воду в левую, коей хорошенько вымой судно. После этого покинь отхожее место и вымой руки. Мыть в семи водах: три раза с золой, три раза с землёй, один раз - со стручками. После чего ещё раз сполосни руки водой.
  Отдельно стоящий стационарный туалет, который можно было вычищать по мере заполнения, появился по крайней мере в XIII веке. Первые общественные туалеты были построены в городе Иокогама в XIX веке. В 1889 в другом японском городе Осака их насчитывалось уже около полутора тысяч. В современной Японии туалетом оснащены каждая железнодорожная станция, крупные магазины. В поездах пользоваться им разрешено даже на остановках, поскольку экскременты не проваливаются на полотно, а собираются в специальную ёмкость. Туалеты европейского типа по состоянию на 2002 год имеются в 55 % частных домов и в 92 % квартир
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"