(франц. valse, от нем. Walzer, от walzen - выкручивать ногами втанце, кружиться; англ. waltz, итал. valzero) - парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании споступательным движением; один из самых распространённых бытовых муз. жанров, прочно утвердившийсяв проф. музыке европ. стран.
Муз. размер трёхдольный (3/4, 3/8, 6/8).
Темп умеренно-быстрый.
Назв. "В." появилось в 70-х гг. 18 в. как обозначение нар. крестьянского танца нек-рых областей Юж.Германии и Австрии (то же что лендлер, или "нем. танец").
С проникновением в город (прежде всего в Вену) танц. движения и музыка В. становятся болееплавными, темп - более быстрым, определяется яркий акцент на 1-й доле такта, ритмич. формула
С нач. 19 в. В. - самый популярный во всех слоях европ. общества танец. Развитие В. особенноинтенсивно проходило в Вене.
Расцвет венского В. связан с творчеством Й. Ланнера, И. Штрауса-отца, апозднее его сыновей Йозефа и в особенности Иоганна, прозванного "королём вальса".
И. Штраус-сын развилизлюбленную вальсовую форму своего отца и Ланнера, состоявшую обычно из 5 В. ("Walzerkette" - "цепьвальсов") с интродукцией и кодой, обогатил В. со стороны ритмики, гармонии, инструментовки.
Для вальсов И. Штрауса характерно небольшое укорочение первой доли при исполнении, постепенное ускорение темпа при переходе от интродукции к собственно В. Наиболее известны его В.: "Прекрасный голубой Дунай", "Сказки Венского леса", "Весенние голоса".
Кроме венского В., были распространены разл. варианты франц.В., состоявшего из трёх частей разл. темпа и в размере не только 3/4, но и 3/8, 6/8.
Широко популярны В.франц. композитора Э. Вальдтейфеля. В 20 в. появляется новый вид В. - В.-бостон, пришедший в Европу из Сев. Америки в 20-х гг. (наз. также англ. В., медленный В., см. Бостон).
***
Музыкальная энциклопедия
Танго
(испан. tango; вероятно, слово афр. происхождения, хотямузыка и хореография танца, распространившегося в нач. 20 в. по всему миру под назв. "аргентинское Т.", -креольские).
Первые упоминания о Т. в Лат. Америке относятся к кон. 18 - нач. 19 вв., когда этим словомобозначали негр. праздник с танцами и пением, а также место, где он проходил.
В Испании в 1-й пол. 19 в. уандалусийских цыган Т. называли любой праздник с танцами.
В то же время в Андалусии было известно (непозднее сер. 19 в.) "цыганское" T. (tango gitano) - сольный женский танец, принадлежавший к группе танцевфламенко и, следовательно, не имевший никакой генетич. связи с позднейшим аргентинским Т.
Известен также как парный бальный танец,
в истории развития которого различаются три последоват. этапа:
1) андалусийское Т. (tango andaluz) - шуточная, иногда сатирич. уличная песенка, популярная в 1850-80-х гг. в Севилье и сохранявшаяся до нач. 20 в. Андалусийское Т., очевидно, имеет общий источник скубинской хабанерой, распространившейся в Испании около сер. 19 в. под назв. амер. Т. Мелодии андалусийского Т. представляют собой 16-тактовый период, состоящий из двух 8-тактовых предложений (соответственно куплету и рефрену), в двудольном размере и умеренно подвижном темпе. Отличит. черта андалусийского Т. - остинатная фактура гитарного аккомпанемента с постоянным ритмом 2/4
В кон. 1870 или нач. 1880х гг. андалусийское Т. распространилось в Аргентине, где к тому времени были очень популярны две мелодически и особенно ритмически схожие между собой (хотя и разного происхождения) и одноврем. близкие андалусийскому Т. песенно-хореографич. формы:
кубинская хабанера и аргентинская милонга.
2) Креольское T. (tango criollo) - вначале песня, а в кон. 1880 - нач. 1890-х гг. - танец. Креольское Т.возникло в 1880х гг. от смешения мелодич. и ритмич. элементов кубинской хабанеры и аргент. милонга.
Оновзяло от андалусийского Т. и хабанеры остинатную ритмоформулу аккомпанемента и двухчастную структуру периода, а от милонги - более острый ритм с синкопами на сильных долях.
Исполнялось в сопровожденииаккордеона, мандолины или маленьких уличных оркестров, состоявших из гитары, скрипки, арфы и флейты.
Хореография креольского Т. близка хабанере и милонге, это - парный танец de pareja suelta, в к-ромпартнёры танцевали отдельно друг от друга.
3) Аргентинское T.(tango argentino) возникло в кон. 1890х гг. в результате изменения хореографии креольского Т. - из танца de pareja suelta он превратился в танец de pareja enlazada, т. е. парный танец, в к-ром партнёры движутся, обняв друг друга за плечи (как в совр. Т.).
Впервые аргент. Т. появилось на театр.подмостках БуэносАйреса в сарсуэле "Креольское правосудие" Сориа (1897).
Т. исполняли спец. оркестры в кафе, ресторанах, кинотеатрах и танцзалах, а также на улицах - уличные"дуэты" и "трио" музыкантов (обычно в составе аккордеона, концертины и бандонеона).
Параллельно с Т.-танцем возникла самостоят. форма Т.-песня (tango-canciуn).
В 1910 один из аргент. композиторовпропагандистов этого танца Э. Саборидо привёз музыку и хореографию аргент. Т. в Париж.
Усовершенствованное парижскими хореографами аргент. Т. вскоре распространилось во всём мире.
( Ш. - как много пустословия . А тут по Р/Т ( рашен тудей - Россия сегодня ) был целый цикл , посвящённый Танго . Так вот там Честно , подробно , с Примерами показано , ЧТО Танго - пляска проституток и воров , с матроснёй . Переводы "песен" ужасно убогие , Наша "Мурка" - шедевр на фоне их квази-страстной трескотни . Всё сводится к озабоченности - дать-дала , а замуж НЕ вышла ...
Правда у Нас блатняк так и остался чем-то недоразвитым . Хоть его и шансоном обзови . А они сумели из своего "Г" сделать вполне усвояемую "конфетку" .
Кстати , этому способствовало ( СОЗНАТЕЛЬНО ) правительство Аргентины !!! )