Шишмарёв Валерий Николаевич : другие произведения.

Энциклопедистика 423 - Г - 023 Галион

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Не суетися , коли он
  Припрётся . Не рискуй .
  Это всё же "Галион"
  Не рАзинский ушкуй .
  
  Рвань не найти босОтну
  И кругов ( в нём ) Дантэ .
  Пушек в нём под сОтню
  И батальон десанта .
  
  Из-за них-то брюхо впАло
  У толерантных каннибалов ...
  
  Не тереби ты свой вихор ,
  Борясь с душевной раной .
  Это то же что "Линкор" ,
  Только деревянный !!!
  
  
  
  
  ***************************************************
  
  Галео́н (исп. galeón, также галион, от фр. galion) - большое многопалубное парусное судно XVI-XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Основным толчком к его созданию было возникновение постоянных перевозок между Европой и американскими колониями. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища и в сражении Непобедимой армады, произошедшем в 1588 году.
  Галеон - наиболее совершенный тип парусного судна, появившийся в XVI веке. Данный тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл и каракк (нефов) и предназначался для дальних океанских путешествий. Снижение баковой надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению остойчивости и снижению волнового сопротивления, в результате чего получилось более быстрое, мореходное и маневренное судно. Галеон отличался от ранних судов тем, что был длиннее, ниже и прямее, с прямоугольной кормой вместо круглой, и наличием на носу гальюна, выступающего вперед ниже уровнябака. Водоизмещение галеона было порядка 500 тонн (хотя у манильских галеонов оно достигало 2 000 тонн). Более прочные и лучше вооружённые, чем каракки, галеоны были, кроме того, дешевле в постройке. Корпус галеона обычно строился из дуба и других твёрдых пород дерева, рангоут - из сосны. Парусное вооружение состояло из трех-пяти мачт, передние мачты несли прямое вооружение, задние - косое (латинское). Артиллерийское вооружение чаще всего представляло собой полукулеврины, хотя использовались орудия вплоть до полупушек. Первое упоминание о нём относится к 1535 году. В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал таковой у галер. Длинный бушприт нес парус - блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. Корма украшалась резьбой и балконами.
  В зависимости от водоизмещения галеоны строились с числом палуб от двух до семи. Борт судна от киля к грузовой ватерлинии имел большой развал, а к верхней палубе - завал. При этом решалось несколько задач: увеличивалась грузоподъёмность, затруднялся переход с судна на судно во время абордажа, повышалась общая прочность; смягчалась сила удара волн о борт, поскольку волна отражалась вверх, и корпус не испытывал её прямого удара.
  На вооружении галеона было до 30 орудий калибра от 3-фунтовых (6 см) до 50-фунтовых (19 см) и значительное количество (до 100) переносных мушкетонов для стрельбы через бойницы с галереи кормовой надстройки и верхних этажей носовой надстройки. Именно на галеоне впервые орудия были установлены и над, и под главной палубой, что привело к появлению батарейных (пушечных) палуб: орудия стояли по бортам и стреляли через порты. Вследствие этого были значительно сокращены помещения для перевозки грузов. Водоизмещение крупнейших испанских галеонов доходило до 1000 тонн и более, длина 50 метров (37 метров по килю), ширина 12 метров. На двух батарейных палубах располагалось 50 - 80 орудий. Со временем размеры и вооружение галеонов росли.
  Имея общие конструктивные элементы, галеоны разных стран отличались друг от друга, иногда весьма существенно.
  При усовершенствовании парусности и артиллерии последняя становилась сильным оружием: сконцентрированная бортовая батарея давала возможность произвести мощный залп по неприятелю. Начиная с XVII века после артиллерийского поединка бой, как правило, заканчивался сдачей полуразрушенного и обессиленного противника ещё до абордажа. Поэтому уже в 1530 году впервые осуществили мысль о защите броней надводной части корабля от пробоин, а также с целью предохранить экипаж от поражения артиллерией противника. После этого сведений о защите кораблей бронёй не имеется до конца XVIII века. Это связано с тем, что деревянная броня обеспечивает равную металлической защиту от ядер при в 1,5-2 раза меньшем весе и тем, что парусный корабль при огромном весе рангоута просто не мог нести ещё и броневые листы.
  Испанский галеон представлял собой военно-транспортный парусный двухпалубный корабль XVI-XVII веков с высокой кормой. Длина 40 метров, ширина - 16. Вооружение 50-80 орудий. Экипаж состоял из 600 матросов и солдат. Галеонами был укомплектован английский флот, разгромивший испанскую Непобедимую армаду в 1588. Имелись они и в самой Армаде. Галеоны служили для перевозки грузов (в том числе золота) из испанских колоний в метрополию. Галеоны обладали низкой манёвренностью и часто являлись объектом нападенияпиратов (см. Вест-индский флот).
  Галеоны использовались вплоть до XVIII века, когда они уступили своё место более современным судам с полным парусным вооружением.
  
  
  Ушкуй - используемое на Руси парусно-гребное судно XI-XV вв. По одной версии, название связано с рекой Оскуй - правым притоком Волхова у Новгорода, где новгородцы строили лодки называемые ими "оскуй", или "ушкуй". Изготавливались в двух вариантах: для сплава по реке и для моря. Длина ушкуя составляла 12-14 метров, ширина 2,5 метра. Высота борта около 1 метра и осадка до 60 см. Вместимость до 30 человек. В морском варианте использовался косой парус и по обоим концам корпуса судна делались трюмы. Речной ушкуй имел прямой парус и полностью открытую палубу без трюмов. В обоих вариантах вместо руля использовалось кормовое весло. Другую версию происхождения слова "ушкуй" выдвинул и обосновал лингвист Макс Фасмер. По этой версии ушкуй происходит от поморского "ошкуй" - полярный медведь. Название "ошкуй" использовалось в лексике у поморов ещё в XIX веке. На высоком носу ушкуя красовалась резная голова полярного медведя.
  
  Ушкуйники - русские пираты. Летописи дают ушкуйникам имяволжан, в частности отряду, под начальством Прокопия и Смольнянина, захватившему и ограбившему в 1376 г. город Кострому и Нижний Новгород.. Вольные люди, входившие в вооружённую дружину, снаряжавшуюся новгородскими купцами и боярами, разъезжавшую на ушкуях и занимавшуюся торговым промыслом и набегами на Волге и Каме; повольники (на Руси XIV-XV вв.), охраной приграничных территорий Великого Новгорода. Также новгородские ушкуйники промышляли на северных реках - в Новгородской и Вятской землях XIV-XV веках члены вооружённых дружин посадского войска новгородского посадника, формировавшихся для защиты северо-западных границ Руси. В свободное время от службы ушкуйники осуществляли торговые и промысловые экспедиции на Волгу и Каму.
  
  
  Каннибалы (от фр. cannibale, исп. canibal):
  Каннибалы - люди, употребляющие в пищу человеческую плоть.
  Каннибалы (в зоологии) - животные, поедающие особей своего вида.
  
  
  Линейный корабль (ЛК) - русское название класса самых мощных артиллерийских бронированных кораблей в XX столетии. До начала Второй Мировой войны ЛК являлись символом могущества ВМС морских держав - средством обеспечения господства на морских ТВД. ЛК предназначались: для нанесения мощных артиллерийских ударов по кораблям противника (в первую очередь по себе подобным ЛК), в целях обеспечения боевой устойчивости соединений и для разрушения стратегических береговых объектов противника.
  в широком значении, корабль, предназначенный для ведения боевых действий в составе эскадры;
  в традиционном значении (также сокращенно линкор), -класс тяжёлых бронированных артиллерийских боевых кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м, при калибре орудий главного калибра 280-460 мм, с экипажем в 1500-2800 человек.
  Линкоры применялись в XX веке для уничтожения кораблей противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Являлись эволюционным развитием броненосцев второй половины девятнадцатого века.
  Перед Второй Мировой войной ЛК входили в состав флотов всех крупных морских держав. ЛК построенные в США в период второй мировой войны были самыми крупными боевыми кораблями, превосходя по водоизмещению авианосцы того периода. Однако в ходе второй мировой войны ЛК не оправдали возлагаемых на них надежд. Артиллерийские дуэли между ЛК были сравнительно редки, генеральных сражений линейных сил с целью завоевания господства на море не произошло. ЛК оказались весьма уязвимыми для ударов авиации и подводных лодок. Использование ЛК для разрушения береговых объектов и поддержки десантов было весьма ограниченным. Вследствие этого строительство ЛК во всех странах мира после конца 1940-х гг прекратилось, а некоторые имевшиеся линкоры были в боевом составе и крайне ограниченно использовались до 1990-х гг, хотя советские/российские тяжёлые крейсера проекта 1144 "Орлан" фактически также являлись линкорами.
  Крупнейшими в истории линкорами были японские корабли типа "Ямато" периода Второй Мировой войны. Крупнейшие проектировавшиеся немецкие линкоры типа H-44 реализованы не были.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"